Выращивания сосны обыкновенной в пришкольном участке Варваринская СОШ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выращивания сосны обыкновенной в пришкольном участке Варваринская СОШ

Шамитов Р.Р. 1
1Филиал МАОУ "Староалександровская СОШ ¬им. Калиева А.М." "Варваринская СОШ"
Шамитова А.А. 1
1Филиал МАОУ "Староалександровская СОШ ¬им. Калиева А.М." "Варваринская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народная мудрость говорит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево».

Леса в жизни каждого человека и в целом для страны имеет огромное значение. Лес прекрасен в любое время года. Писатели Пришвин, Паустовский, правы говоря, что леса учат человека понимать и оберегать прекрасное.

Тюменская область относится к много лесным регионам России. Площадь лесного фонда составляет 10 млн. га. Общий запас древесины оценивается в 850 млн. м3, в т.ч. 340 млн. м3 хвойных пород (из них 178 млн. м3 спелой и перестойной). Последние расположены преимущественно на севере области. Север (район г. Тобольска и территория к северу от г. Тобольска) Центр (район г.Тюмени и территория к северу от г.Тюмени, до Тобольска).

Большая часть лесных ресурсов в регионе не используется на севере области. Ввиду преобладания заболоченных и подтопляемых территорий на севере заготовка и транспортировка древесины возможны лишь в зимние месяцы.

Центр – наиболее промышленно развитая часть Тюменской области. Здесь расположены мебельные фабрики, древесно-плитные заводы и лесозаводы. Промышленная рубка лесов осуществляется в следующих районах: Уватский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Нижнетавдинский, Тюменский, Исетский, Упоровский, Заводоуковский, Ялуторовский. Лесные ресурсы Уватского, Вагайского и Тобольского районов целесообразно вовлечь в более широкую эксплуатацию. Однако, эти регионы высокой заболоченности, малоблагоприятные для лесовосстановления.

В своей работе я обратил внимание к одному из актуальных вопросов нашего времени «восстановление лесных ресурсов Тюменской области». На протяжении многих лет пожары, промышленная рубка лесов, мебельные фабрики, древесно-плитные заводы и лесозаводы наносят огромный вред лесным ресурсам области. Являясь, членом ШЛ мне хочется, приобщить себя к восстановлению лесных ресурсов выращивая саженцев на пришкольном опытническом участке.

«Выращивания сосны обыкновенной в пришкольном участке «Варваринская СОШ» Шамитов Риян Раянович,7 класс, Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» «Варваринская СОШ»

Аннотация

Цель: 1. Выращивать сосну обыкновенную в условиях пришкольного участка, для дальнейшего использования как посадочный материал лесным хозяйствам. 2. Практическим путем проведения опыта выяснить приживаемость сосны обыкновенной в пришкольном участке в разных условиях.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме. 2. Правильно выбрать место, под закладку школьного питомника. Провести наблюдение по выращиванию сосны обыкновенной в школьном участке. 3. Изучить эколого – биологические основы выращивания сеянцев.

Сроки и продолжительность исследования: мы провели исследование в течение учебного года с мая 2018 по ноябрь 2018 года.

Объект исследования: сосна обыкновенная в пришкольном участке

Предмет исследования: выращивание сосны обыкновенной в пришкольном участке.

Гипотеза: исследования является предположение, что проводимый опыт в пришкольном участке будет востребована жизнью и имеет положительные результаты на формирование экологической культуры для учащихся школы.

Методы исследования: наблюдение, сравнительный анализ, изучение литературы.

Актуальность темы, в том, что наше время возникает проблема истощения лесных ресурсов. Лесное хозяйство должно основываться на хорошем знании природы леса – того, по каким законам этот лесразвивается и как онреагирует на то или иное вмешательство человека.

Новизна: выращивание сосны обыкновенной в условиях пришкольного участка, для использования как посадочного материала лесным хозяйствам. Применение материала на уроках биологии, при изучении сосны обыкновенной и при проведении экологических мероприятий.

Изученность материала. 1. Просмотрел, изучил литературу по теме «Выращивание сосны обыкновенной в пришкольном участке Варваринской СОШ».

2. Правильно выбрали место, под закладку школьного питомника и провел наблюдение по выращиванию сосны обыкновенной в школьном участке в разных условиях.

Сосна достигает высоты 40 м, возраст до 300 лет. К почве она не требовательна, выделяет фитонциды против туберкулезной палочки круглый год. Очень светолюбива, в зонах сильного загрязнения воздуха хвои отмирает за один год, при норме 3 – 4года. При выращивании посадочного материала в открытом грунте необходимо соблюдение агротехники. Наши сеянцы возможны, пригодятся для обеспечения повышения продуктивности лесов при проведении лесовосстановительных мероприятий. Значительна роль искусственного лесовосстановления, при этом обеспеченность лесокультурного производства высококачественным посадочным материалом приобретает первостепенное значение.

Перспективу нашей работы видим в дальнейшем выращивании сосны обыкновенной в условиях пришкольного участка, для использования как посадочного материала лесным хозяйствам. Практическая значимость применение материала на уроках биологии, при изучении сосны обыкновенной и при проведении экологических мероприятий. Подготовил презентацию «Сосна обыкновенная».

И хочу закончить свою исследовательскую работу стихотворением Татьяны Лавровой «МАТЬ – ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК», выращивая, сеянцев сосны обыкновенной вносим наш посильный вклад в возрождении и защите окружающей среды планеты Земля. В заключении нужно отметить, гипотеза подтвердилась, что проводимый опыт в пришкольном участке будет востребована жизнью и имеет положительные результаты на формирование экологической культуры для учащихся школы. И кроме того это и воспитательный процесс – трудовое воспитание молодого поколения, уважение к труду и ценности продукта труда.

«Выращивания сосны обыкновенной в пришкольном участке «Варваринская СОШ» Шамитов Риян Раянович,7 класс, Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» «Варваринская СОШ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ. Теоретическая часть Велика роль леса в жизни человека. Лес источник древесины. Основные производимые продукты дома, мебель, пиломатериалы, фанера, бумага, картон, древесноволокнистые и древесностружечные плиты. Из живицы добывают канифоль, скипидар, древесный уксус, уксусную кислоту и ацетон. Леса не только богаты древесиной. Они хранят много ценных продуктов питания кедровых орехов, брусники, малины, черники, смородины, клюквы, голубики. Цветки ряда кустарников и деревьев являются источников получения медовых «взяток». Цветы одной липы могут дать столько же меда, сколько дадут цветы гречихи с 1га. Ежегодный сбор грибов превышает 2млн.тонн. В лесах добывают пушнину, дичь. В наших лесах водится более 100 видов зверей и более 200 видов птиц. Леса являются источником многих лекарств. Особенно ценятся витаминосы: калина, шиповник, черная смородина, береза, сосна.Лес – источник здоровья людей. Лесные насаждения предохраняют жителей городов и сел от пыли и вредных газов, дыма и копоти, от шума движущегося транспорта, тем самым способствует укреплению здоровья человека.Кроны деревьев содействуют образованию лечебного озона, цветы, плоды, почки и листья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие микробов – возбудителей болезней человека и животных. Пыль, находящаяся в воздухе, снижает действие солнечных лучей и поглощает ультрафиолетовые лучи. Если в лесном воздухе пыли почти нет, то в воздухе крупных промышленных городов на 1 км2 выпадает до 400г пыли и копоти в год. Листья деревьев задерживают эту массу. Лесные насаждения это лаборатория, в которой вырабатывается кислород. Листья деревьев, поглощая, поглощая углекислый газ, обогащают воздух кислородом. Зеленые насаждения, произрастающие на 1 га, поглощают из воздуха за сутки 24 кг углекислоты или столько же, сколько ее за это время выделяют 5000 человек. Не требуя никаких компенсаций, «зеленая кладовая» щедро раздает свои неистощимые богатства людям.Лес – хранитель влаги и почвы. Улучшает водный режим почвы, задерживает суховеи, охраняет реки от высыхания, предотвращает движение песков, закрепляет овраги и балки, предохраняет почву от эрозии. Лес регулирует режим поступления воды в реки. Вырубка леса способствует более высокому поднятию воды в реках во время половодья. Снижается уровень грунтовых вод, пересыхают родники и водные колодцы.Охрана и приумножение леса – всенародное дело. Сохранение и приумножение лесов приводит не только к бесперебойному обеспечению народного хозяйства древесиной и другими ценными продуктами, но и к сохранению и увеличению животного мира, запасов рыбы в естественных водоемах, улучшению климата. Таким образом, условия жизни становятся лучше. В связи с этим охране леса издавна уделяется большое внимание. Еще Петр I в 1701г. запретил рубку леса в бассейнах рек. Им же были выделены заповедные виды деревьев и заповедные лесные массивы. Запрещалось пасти скот без пастуха, за рубку казанских и нижегородских лесов определялось жестокое наказание. В 1722г. Петром I была проведена очень важная реформа в лесном хозяйстве, положившая начало организации лесного хозяйства как отрасли, возглавляемой специальной канцелярией во главе с министром. Главная проблема лесовода – приумножение наших лесных богатств и повышение их продуктивности – решается на научной основе в соответствии с разработанными системами мероприятий. Успехи в решении этой проблемы зависят от того, насколько глубоко и твердо будут усвоены и соблюдены правила лесного хозяйства. Приемы и методы хозяйствования в лесу требуют специальных знаний по биологии леса – жизни лесных насаждений. В связи с этим основной целью предмета, в частности первого его раздела, «Лесоведения», является изучение особенностей древесных и кустарниковых пород, выявление взаимосвязей между потребностями формирующихся древостоев и условиями среды, усвоение закономерностей роста и развития древесных пород и насаждений. На основе биологии леса представляется возможным изучение и практическое внедрение в производство лесохозяйственных мероприятий, составляющих второй раздел курса, «Лесоводства», излагающего методы выращивания леса и повышения его продуктивности. Но лес не только источник древесины и других продуктов, не только один из компонентов среды обитания человека. Лес – это неиссякаемый источник красоты, вдохновляющий писателей, поэтов, художников и композиторов. Первые звуки музыки, очевидно, появились как подражание пению птиц, шелесту листвы, стрекоту кузнечиков, журчанию ручья. Лесу посвятили лучшие полотна Васнецов, Ливитан, певцом русского леса был Шишкин.Благотворная деятельность лесоводов поистине неоценима. Величие лесовода заключается в том, что он один из первых в процессе своей повседневной работы создает то, чем сам может и не воспользоваться, но что будет с благодарностью оценено потомками. Деятельность лесовода может быть подчеркнута словами чеховского героя Астрова: «Когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками. Я сознаю, что климат немножко и в моей власти и что, если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью…»

Эколого – биологические основы выращивания сеянцев. Цель: 1. Выращивать сосну обыкновенную в условиях пришкольного участка, для дальнейшего использования как посадочный материал лесным хозяйствам. 2. Практическим путем проведения опыта выяснить приживаемость сосны обыкновенной в пришкольном участке в разных условиях.

Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме. 2. Правильно выбрать место, под закладку школьного питомника. Провести наблюдение по выращиванию сосны обыкновенной в школьном участке. 3. Изучить эколого – биологические основы выращивания сеянцев.

Сроки и продолжительность исследования: мы провели исследование в течение учебного года с мая 2018 по ноябрь 2018 года. Для выполнения этой исследовательской работы просмотрел, изучил литературу по теме «Биологические особенности роста сосны обыкновенной». Род сосны (Pinus L.) включает около 100 видов, произрастающих в странах умеренного пояса Северного полушария, а также в горах южных широт. В нашей стране имеется более 10 видов сосен. Этот род подразделяют на два подрода: двухвойные сосны с крылатыми семенами (Diploxylon) и пяти-хвойные, или кедровые, с бескрылыми семенами (Haploxylon). Подрод двухвойных включает сосны обыкновенную, эльдарскую, и др.; подрод пятихвойных — кедр сибирский, сосну корейскую, кедровый стланик. Самый распространенный вид сосны - сосна обыкновенная (Pinus silvestris L.) Сосна обыкновенная – дерево первой величины. Ее ствол в насаждениях прямой, высоко очищен от сучьев. Деревья, выращенные на свободе и опушках леса, имеют меньшую высоту, с низко расположенной кроной. В молодости крона у таких деревьев конусовидная, позже становится округленной или зонтиковидной, более плоской. Это объясняется тем, что с 40—50 лет рост осевого побега деревьев, растущих на свободе, значительно замедляется, а со 100—125 лет прекращается. Прирост боковых побегов хотя и замедляется, но не прекращается, и вследствие этого крона приобретает округлую или зонтиковидную форму. Кора в разных частях дерева отличается по цвету и толщине. Нижняя часть дерева покрыта толстой, глубокобороздчатой, красновато-бурой корой, верхняя часть ствола и крупные ветви — тонкой оранжевой отслаивающейся пленкой, а молодые сосны и тонкие ветви — гладкой серо-зеленой корой. Выбрали место, под закладку школьного питомника для проведения данной работы. Питомник – земельный участок, на котором ведется специализированное хозяйство по выращиванию посадочного материала. У нас же на территории пришкольного участка выбрали площадь 10х10м. Все работы на участке выполняем мы – члены ШЛ. По целевому назначению участок – Лесной. По величине – Мелкие, с площадью до 5 га.

По продолжительности деятельности – Временные, со сроком деятельности до 5 лет. Участок состоит только с посевного отделения. Предназначено для выращивания сеянцев путем посева семян и выращивания из них без пересадки 1,2, 3-х летних растений. Таким образом, в 2016г. получив, семена с лесного хозяйства на нашем участке посеяли сосну обыкновенную, способ посева безгрядковый. Эколого – биологические основы выращивания сеянцев (Г.И. Редько, Д.В. Огиевский, и др. Биоэкологические основы выращивания сеянцев сосны и ели в питомниках. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 64 с.). Выращивание сеянцев включает в себя подготовку почвы. К подготовке почвы относят: вспашка, боронование, культивация, затем посев, уход, полив, прореживание. Посев семян мы проводили  весной, в это время семена не повреждаются грызунами и низкими температурами, меньше страдают от весенних заморозков, почва прогретая, но не пересохшая, не сильно уплотнена от посева до появления всходов. Уход за сеянцами это прополка сорняков и рыхление почвы (за год 4 – 8 раз). При прополке устраняется конкуренция всходов с сорняками. Полив. Проводим в первое время после появления всходов и для сеянцев в течение всего сезона по мере надобности. Используем полив по бороздам. Прореживание проводим при густой всхожести (Интенсификация выращивания лесопосадочного материала/. Под ред. А.Р. Родина. – М.: Агропромиздат, 1989. – 78 с.). Практическое наблюдение (Опыт). При посадки семян сосны обыкновенной, провели опыт, условно обозначая участки (а) и (б), одну половину посадочного материала оставили под укрытием сорняков (а), а в другом (б) провели прополку. На той половине (а), сеянцы были крепкими и всхожесть семян лучше, чем на половине (б). При определении среднего количество сеянцев на 1 пог. м. на площади (а) всхожесть подсчитали 26 – 32, а в участке (б) всего 8 – 12. Возможно, причина еще в климатических условиях, т.е. жаркое лето и почва песчаная.

Вывод: Сосна достигает высоты 40 м, возраст до 300 лет. К почве не требовательна, выделяет фитонциды против туберкулезной палочки круглый год. Очень светолюбива, в зонах сильного загрязнения воздуха хвои отмирает за один год, при норме 3 – 4года. При выращивании посадочного материала в открытом грунте необходимо соблюдение агротехники. Наши сеянцы возможны, пригодятся для обеспечения повышения продуктивности лесов при проведении лесовосстановительных мероприятий. Перспективу нашей работы видим в дальнейшем выращивании сосны обыкновенной в условиях пришкольного участка, для использования как посадочного материала лесным хозяйствам. Практическая значимость применение материала на уроках биологии, при изучении сосны обыкновенной и при проведении экологических мероприятий. Подготовил презентацию «Сосна обыкновенная». Заключение. И хочу закончить свою исследовательскую работу стихотворением Татьяны Лавровой «МАТЬ – ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК»
Бесконечный ведут диалог Мать – Природа и сын – Человек
Силой меряются каждый век,
Кто мудрее и кто в мире Бог?.
Мать – природа щедра и добра
И не счесть всех подарков вовек.
Чем отплатишь ты ей, Человек,
Кроме боли, насилья и зла?
Тихо стонет от раны Земля.
Только глух Человек к красоте.
Топчет грубо леса и поля,
Власть свою насаждает везде.
Сын всегда был ребенком крутым,
Мир прекрасный не смог сохранить.
Не хотел он природе служить
На подарки был вечно скупым.
Сотни горных вершин покорил,
Реки смог повернуть снова вспять.
К звездам тропку сумел протоптать,
И в пустынях леса насадил.
Ты прости нас, родная Земля.
За слепую жестокость к тебе
Мы услышим, поможем беде,
Возродим для потомков тебя!

Мы считаем, что выращивая, сеянцев сосны обыкновенной вносим наш посильный вклад в возрождении и защите окружающей среды планеты Земля.

Литература

1. Г.И. Редько, Д.В. Огиевский, Е.Н. Наквасина и др. Биоэкологические основы выращивания сеянцев сосны и ели в питомниках. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 64 с.

2. Интенсификация выращивания лесопосадочного материала/ Под ред. А.Р. Родина. – М.: Агропромиздат, 1989. – 78 с.

4. Синников А.С., Мочалов Б.А., Драгков В.И. Выращивание сеянцев хвойных пород в полиэтиленовых теплицах. – М.: Агропромиздат,1986. – 125 с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Уход за сеянцами

Приложение 6

Полив, прополка

Приложение 7

Приложение 8

Сеянцы на территории пришкольного участка

Сосны в АЛЛЕИ ПАМЯТИ

Приложение 9

Татьяна Лаврова

«МАТЬ – ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК»

Бесконечный ведут диалог Мать – Природа и сын – Человек
Силой меряются каждый век,
Кто мудрее и кто в мире Бог?.
Мать – природа щедра и добра
И не счесть всех подарков вовек.
Чем отплатишь ты ей, Человек,
Кроме боли, насилья и зла?
Тихо стонет от раны Земля.
Только глух Человек к красоте.
Топчет грубо леса и поля,
Власть свою насаждает везде.
Сын всегда был ребенком крутым,
Мир прекрасный не смог сохранить.
Не хотел он природе служить
На подарки был вечно скупым.
Сотни горных вершин покорил,
Реки смог повернуть снова вспять.
К звездам тропку сумел протоптать,
И в пустынях леса насадил.
Ты прости нас, родная Земля.
За слепую жестокость к тебе
Мы услышим, поможем беде,
Возродим для потомков тебя!

Просмотров работы: 330