Железо и здоровье человека

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Железо и здоровье человека

Шайхузина А.Ф. 1
1Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 6» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Резяпова А.Х. 1
1МАОУ «Лицей №6» г.Уфа РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как-то я смотрела телепередачу «Жить здорово!», которую вела доктор медицинских наук, профессор Елена Васильевна Малышева. Темой беседы были симптомы нехватки железа в организме человека. И я, прислушиваясь к обсуждению данной проблемы, задумалась…

А в моем организме достаточно ли железа?

Вроде ярких симптомов нехватки железа, о которых говорилось в передаче, у меня не наблюдается, но ведь не исключено, что дефицит железа внешне проявляется позже. Если дефицит имеется, то с чем это связано? Каковы последствия нехватки железа в организме? Стоит ли есть яблоки, чтобы восполнить недостаток железа в организме, как утверждали родители с самого детства? Содержится ли железо в продуктах, которые употребляю я?

А у моих одноклассников, в норме ли содержания железа в организме?

Поиски ответов на эти вопросы подтолкнули меня к исследовательской работе по теме: «Железо и здоровье человека».

Цель работы: теоретическое обоснование значения железа для организма человека и практическое обоснование необходимости сбалансированного питания.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

Изучить дополнительную литературу о роли железа в организме и пути восполнения при его дефиците.

Провести исследования по определению содержания железа в различных продуктах.

Привлечь внимание одноклассников к проблеме, связанной с серьезными последствиями дефицита железа в организме.

Гипотеза: Необходимое ли для организма железо поступает с пищей.

В ходе работы использовались следующие методы исследования:

поисковой - сбор информации по теме;

тестирование одноклассников по методике Михаэля Хамма, Армина Россмайера (тест «Порядок ли у вас с железом») и анализ полученных данных;

посещение лаборатории с целью получения ответов на вопросы:

- Достаточно ли железа в моем организме?

-Как вовремя распознать состояние анемии, вызванной недостатком железа, и что делать при его дефиците?

-К каким последствиям может привести дефицит и избыток железа в организме?

экспериментальный - Определение содержания железа в продуктах питания;

анализ результатов исследования.

Глава I. Теоретическое обоснование темы

Роль железа в организме человека.

Человек без кислорода, как нам известно, с детства, не может прожить и несколько минут. Это связано с тем, что с помощью кислорода происходит окисление органических веществ, поступивших с пищей, и выделение энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности организма, его роста, движения.

пища

белки жиры углеводы

+ кислород

энергия углекислый вода

газ

Каким образом происходит транспорт кислорода в организме?

В крови человека находятся красные кровяные клетки - эритроциты, внутри которых белок гемоглобин. Гемоглобин состоит их двух частей: белковой части – глобина и гема, состоящего из железа. Именно, это железо переносит кислород от легких к каждой клеточке нашего организма и выносит углекислый газ из клеток к легким и наружу.

Итак, гемоглобин, содержащий железо, обогащает организм кислородом. А где еще встречается железо в организме?

Железо в организме человека (% от общей массы железа)

Возраст человека

Костный мозг, плазма, ферменты

Мышцы

Печень, селезенка

Эритроциты (кровь)

Дети среднего, старшего возраста, взрослые

1

20-22

10-15

65-70

Таким образом, роль железа в организме заключается в следующем:

доставляет кислород ко всем клеткам и органам;

отвечает за процесс кроветворения;

участвует в жизнедеятельности каждой клетки организма.

ускоряет рост, повышает сопротивляемость заболеваниям, предотвращает железодефицитную анемию - заболевание, для которого характерно снижение уровня гемоглобина в крови. 

Вывод: При недостатке железа в организме образуется недостаточное количество гемоглобина, все клетки организма испытывают кислородное голодание. Это приводит к железодефицитной анемии.

Симптомы нехватки железа в организме.

Как распознать дефицит железа? Оказывается, внешнимипроявлениями недостатка железа являются следующие признаки: 

- сухая шершавая кожа;

- бледность кожи, лица, губ;

- трещинки в углах губ;

- волосы сухие, выпадают;

- ломкие ногти;

- постоянная сухость во рту.

Вывод: если есть проявление этих признаков, необходимо задаться вопросом, порядок ли у вас с железом.

Симптомы нехватки железа в организме.

Как распознать дефицит железа? Оказывается, внешнимипроявлениями недостатка железа являются следующие признаки: 

- сухая шершавая кожа;

- бледность кожи, лица, губ;

- трещинки в углах губ;

- волосы сухие, выпадают;

- ломкие ногти;

- постоянная сухость во рту.

Последствия железо дефицита

К чему приводит недостаток железа?

Очень часто, когда у человека слабость, когда он бледный, чувствует упадок сил, мы не задумываемся, что это связано с нехваткой железа в организме

Итак, последствия железо дефицита:

Усталость, вялость

Сильные боли в мышцах

Апатия

Резкое снижение выносливости организма

Тяжелое дыхание при легких физических нагрузках

Рассеянность

Частые простудные заболевания.

Вывод: дефицит железа в организме вызывает нарушения в иммунной системе, приводит к ослаблению защитных функций организма.

Вывод: если есть проявление этих признаков, необходимо задаться вопросом, порядок ли у вас с железом.

Глава II. Практическое обоснование темы

2.1. Посещение лаборатории с целью получения ответов по теме исследования

Я сдала кровь на лабораторное исследование с целью проверить уровень сывороточного железа (оценка запаса железа в организме) и получить ответ на выше поставленные вопросы. Я не только получила ответ на вопросы, но и познакомилась с оборудованием данной лаборатории и процессом исследования крови.

Анализ крови показала, что железо сыворотки у меня составляет 13.4 единиц. Это норма.

По итогам беседы с заведующим лабораторией я пришла к такомувыводу: железо - один из основных химических элементов, который несет ответственность за нормальное функционирование всего организма. Как недостаток, так и избыток железа в организме может привести к серьезным заболеваниям. (Приложение 1)

2.2. Тестирование одноклассников и анализ полученных данных.

Для определения степени обеспеченности организма железом у моих одноклассников провели тест «Порядок ли у вас с железом» (по методике М.Хамма, А.Россмайера) (Приложение 2)

В тестировании участвовали 25 моих одноклассников.

Результаты тестирования таковы:

- 21 человек на большинство вопросов ответили «нет», что указывает на достаточную степень обеспеченности организма железом.

- 7 человек чувствуют утомляемость.

- 4 одноклассника едят мясо редко, а двое вообще не едят (Приложение 3).

При беседе со школьной медсестрой узнали, что у двух одноклассников содержание гемоглобина в крови ниже нормы. Возможно, это связано с тем, что в рацион питания не включены мясные блюда, ведь организм не может вырабатывать железо, поэтому он получает его из продуктов питания.

Это натолкнуло на мысль определить, в каких продуктах содержание железа больше. Анализ литературы по данному вопросу показывает, что железа больше содержится в печени говядины и свинины.

Вывод: Тестирование показало, что у большинства моих одноклассников достаточная степень обеспеченности организма железом. Но необходимо помнить, что основное количество железа содержится в продуктах питания. Поэтому необходимо обратить внимание на сбалансированное питание.

2.3. Определение содержания железа в продуктах питания

Итак, основной источник железа – это пища.Исследовать решили продукты, которые я чаще всего употребляю на завтрак. Это кукурузные хлопья.

Эксперимент 1. Определение железа в кукурузных хлопьях

Для эксперимента взяликукурузные хлопья к завтраку, обогащенные железом, пластмассовый стаканчик, кухонный блендер, чтобы истолочь хлопья, горячую воду, неодимовый магнит.

В миксер кухонный наливаем горячую воду, затем добавляем хлопья.

С помощью кухонного блендера измельчаем хлопья до однородной массы.

Однородную массу наливаем в пластиковый стаканчик, перемешиваем пластиковой ложкой.

Подводим неодимовый магнит снаружи возле дна стаканчика.

Результат: магнит притянул черные частицы железа.

Вывод: в кукурузных хлопьях - содержится железо, и опыты с магнитом подтверждают это!

Эксперимент 2. Определение содержания железа в печени говядины и свинины

Так как по содержанию железа печень занимает первое место, мы решили изучить содержание железа в печени говядины и свинины. С этой целью отправились в Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека.

Цель исследования на данном этапе:

-содержится ли железо в печени?

-сравнить на содержание железа печень говядины и свинины;

Познакомившись с оборудованием данной лаборатории, мы под руководством лаборанта приступили к исследованиям. Анализ проводился двумя методами: электротермическим и пламенным

Поместили пробы (печень говядины и свинины) в стаканчики и взвесили. Вес пробы 2 грамма.

Затем поместили пробы в муфельную печь "ПДФ Аналитика», высушили. Пробы превратились в золу.

С помощью азотной кислоты перевели золу в жидкое состояние.

Следующий этап исследования связан с прибором "Атомно абсорбционный спектрофотометр".

4.Мы берём стандартный образец железа (ион железа (III) ГСО 7254-96) в капсулах, с помощью него мы построим график по методике построения кривой по стандартным образцам (по которой определяется содержания железа).

После этого мы вводим в данный прибор, ранее приготовленные образцы и определяем содержание железа в печени свинины и говядины.

Результат:

- железо содержится в печени говядины и свинины,

- содержание железа в печени свинины немного больше, чем в печени говядины (Приложение 4).

Вывод: теоретическое обоснование содержания железа в печени говядины и свинины практически подтвердилось. В них содержится железо в гемовой форме, легко усваиваемой организмом.

Эксперимент 3.Определение железа в зелени

Для лучшего усвоения организмом железа из еды необходимо употреблять зелень, богатую фолиевой кислотой: шпинат, укроп, базилик. Поэтому для эксперимента мы взяли травы: шпинат, базилик, укроп и чабрец.

1. Высушили зелень и сожгли.

2. В пепел трав добавили соляную кислоту

3. Профильтровали растворы трав и добавили жёлтую кровяную соль.

4. В результате растворы окрасились, выпал осадок.

Результат эксперимента по окраске раствора и по количеству выпавших в осадок веществ:

-содержание железа в зелени обнаружено

-первое место по содержанию железа занял шпинат,

-второе место – укроп

-третье место – чабрец

-четвёртое место – базилик

Вывод: в зелени содержание железо обнаружено.

Так как зелень увеличивает усвоение железа (теоретическое обоснование), она должна быть постоянным компонентом в меню.

Заключение

В ходе исследовательской работы была изучена роль железа в организме человека. Анализ литературы показал:

Железо – это универсальный химический элемент, который выполняет жизненно важные функции в организме. Как недостаток, так и избыток железа в организме может привести к серьезным заболеваниям

Организм не может вырабатывать железо, поэтому он получает его из продуктов питания. Ежедневно требуется поступление 10 мг железа из продуктов питания.

Проведенные практические исследования выявили: наличие железа в кукурузных хлопьях, в печени говядины и свинины. Содержание железа в печени свинины немного больше, чем в печени говядины. Для лучшего усвоения, содержащегося в мясных блюдах железа нужно употреблять их вместе с зеленью.

Итак, теоретическое обоснование значения железа для организма человека и практическое исследование необходимости сбалансированного питания нашли отражение в работе. Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилось. Необходимый для организма запас железа поступает с пищей.

Многие дети питаются преимущественно мучными и молочными продуктами, любят сладкое. А в таких продуктах содержание железа небольшое. Поэтому у детей часто возникают простуды, вызванные ослаблением иммунной системы.

Практическая значимость работы: знакомство одноклассников с результатами исследования, чтобы поспособствовать изменению их отношения к своему здоровью и к питанию, в частности.

Список литературы

1. Добрынина Н.А. Биологическая роль некоторых химических                     элементов// Химия в школе.- 1991г.- №2. - С.58-62.

2. Колосова Н. Г. Коррекция дефицита железа у детей / Н. Г. Колосова // «Лечащий врач»;. ─ 2012. № 8. – С.14-17.

3. Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Агенство "Фаир", 2005. – 736 с.

4. Сельчук В.Ю. Железодефицитная анемия: современное состояние проблемы / В.Ю. Сельчук, С.С. Чистяков, Б.О. Толокнов,// «Русский медицинский журнал»;. ─ 2012. № 17. – С.1-7.

5. Тарасова И. С. Железодефицитная анемия у детей и подростков / И. С. Тарасова // Вопросы современной Педиатрии. — 2011. — Т. 10, № 2.

6. Интернет – ресурсы

http://www.iledy.ru/health/jelezo.htm 

http://www.calorizator.ru/element/fe 

http://www.medikk.ru/anemii_jelezodeficitnaya.htm 

Приложение 2

Тест "Порядок ли у вас с железом" (по методике М.Хамма А.Россмайера)»

На вопросы отвечайте либо "да", либо "нет".

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили "нет", то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.

Приложение 3.

Результаты тестирования

№п/п

ФИО ученика

1

2

3

3

5

6

7

примечание

1

Абубакиров Аскар

нет

нет

нет

нет

да

нет

да

 

2

Банникова Вероника

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

3

Гумеров Айнур

да

нет

нет

да

да

да

да

 

4

Идрисова Эвелина

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

 

5

Калимуллин Тамерлан

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

6

Кандалова Дарья

да

нет

нет

да

нет

да

да

 

7

Куклина Милена

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

8

Макаренко Олеся

нет

да

нет

нет

нет

нет

да

 

9

Мукминова Сабрина

да

нет

нет

да

нет

да

нет

 

10

Нурисламов Амир

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

11

Нурлыбаев Артур

да

нет

нет

да

нет

да

да

 

12

Рахматуллина Ариадна

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

13

Тихонова Екатерина

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

14

Федорова Светлана

да

да

да

да

нет

нет

да

гемоглобин

15

Фролова Арина

да

нет

нет

да

нет

да

нет

 

16

Филатова Арина

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

17

Хамадиев Вадим

да

нет

нет

да

нет

да

да

 

18

Шайхузина Александра

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

19

Шильникова Владлена

нет

нет

нет

нет

да

нет

да

 

20

Яворская Виктория

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

21

Мавлеткулов Богдан

нет

нет

нет

нет

да

да

да

 

22

Галанова Анастасия

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

23

Заляев Салим

нет

нет

нет

нет

да

нет

да

 

24

Чубараев Назар

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

 

25

Нигматуллина Лиана

да

да

нет

да

нет

нет

да

гемоглобин

Приложение 4.

Фотокадры в лаборатории Уфимского научно- исследовательского института медицины труда и экологии человека.

Цель исследования:

-содержится ли железо в печени?

-сравнить на содержание железа печень говядины и свинины;

Помещаем пробы в стаканчики и взвешиваем (2 гр.)

Помещаем пробы в муфельную печь "ПДФ Аналитика» , высушиваем и превращаем в золу.

Электротермический анализ

стандартный образец железа (ион железа (III)

Результат:

- железо содержится в печени говядины и свинины,

- содержание железа в печени свинины немного больше, чем в печени говядины

Просмотров работы: 2192