Краски своими руками

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Краски своими руками

Шапошник  М.А. 1
1МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Савицкая  Т.А. 1
1МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и всё, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Я люблю рисовать разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, цветными мелками. Эти краски можно купить в любом магазине. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? Я задумалась можно ли изготовить краски самой?

Объект исследования: краска для рисования

Предмет исследования:продукты для выявления цветов красителей

Гипотеза:краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Метод: наблюдения, сравнения, анкетирование, опыт, выводы.

Ожидаемый результат: предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Цель работы: узнать, как появились краски , из каких веществ состоят краски и получить естественные красители дома.

Для решения поставленной цели я выделила следующие задачи:

1. Ознакомиться с литературой по теме исследования;

2. Изучить из каких веществ состоят краски.

3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.

5. Нарисовать рисунок из полученных красок.

Основная часть

Глава 1

Сведения о красках

1.1 История возникновения красок

И стория красок начиналась, наверное , вместе с появлением человека. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые...

Чёрный цвет давала копоть, сажа.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.До нашего времени сохранились рисунки первобытных людей, выполненные углём и сангиной (глиной).

Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XIXII веках были различные охры и сажи – «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, полученные из меди, белила, которые готовили из свинца, «твёрдое» золото.

Первая синяя краска из лазурита продавалась

1 кг за 60 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу.Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

1.2 Состав красок

Краска–материал, служащий для придания цвета.

Краски состоят из пигмента и связующего вещества.

 

КРАСКИ

 

пигмент

Связующее вещество

 

Уголь

Глина

Земля

Малахит

Лазурит

Мел

Вода

Клей

Масло

Яйцо

Мёд

Воск

Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и желтой глины, тонко ее растерев, можно получить красный и желтый краситель или, как говорят художники, пигмент. Черный пигмент дает уголь, белый – мел, лазорево-голубой или зеленый дает малахит и лазурит. Зеленый пигмент дают и окиси металлов.

Шли тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску, отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например краска киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя а единую цветную краску-массу. Художники брали то , что было под рукой : масло, мёд, клей, воск.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями

Название красок

Масло

Яйцо

Вода

Клей

Акварель

   

+

+

Гуашь

   

+

+

Масляная

+

   

+

Темпера

 

+

 

+

Клей входит в состав акварели и гуаши.

Масло входит в состав масляных красок.

Одна из древних живописных техник – темпера. Это краска замешенная на яйце.

Была ещё одна краска, очень стойкая, но рецепт её приготовления утерян.Это энкаустика- краска, замешенная на воске

Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.

1.3 Процесс приготовления красок

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материал нужно измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент. Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условий, а вот малахит и лазурит, очень твёрдые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Затем пигмент нужно смешать со связывающим веществом. В качестве связывающего вещества можно использовать: яйцо, мёд, масло, воду, клей. Краску нужно хорошо перемешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Так же есть краски растительного происхождения.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

Глава 2

Практическая часть по изготовлению красок своими руками

2.1 Изготовление красок для рисования

Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.Я провела опрос среди учеников начальной школы, среднего звена и взрослых (всего 100 человек). Был задан вопрос: «Из каких подручных средств можно получить краски?». Были получены следующие результаты:

И з диаграммы видно, что некоторые домашние средства, из которых можно получить краски, известны.

Однако мы мало знаем о способах приготовления красок.

Создаю я новый цвет,

Краску, что в коробке нет.

Сделать сам художник может.

И на холст её положит.

Из всех способов добывания красок из природных материалов с древних времен некоторые сохранились и в наше время. Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год. Это точно. Например, красим яйца шелухой лука, как это делали наши предки.

О пыт 1. Шелуха лука

Для проведения этого опыта я собрала шелуху с лука в кастрюлю и залила холодной водой. В эту кастрюлю положила два небольших отрезка белой ткани и поставила кипятиться. Для получения разных оттенков цвета один отрезок кипятила 10минут, а второй – 1час.

Получился цвет: 1 отрезок - охра, 2 отрезок – коричневый.

Опыт 2. Свекла

О дну большую свеклу почистила, измельчила (в блэндаре) и через марлю отжала сок. В этот свекольный сок поместила небольшой отрезок белой ткани на 30минут, высушила (чтобы цвет лучше закрепился) и затем прополоскала водой.

Получился цвет – темно – розовый.

Опыт 3. Чёрная смородина

Смородину размяла в кастрюле, она дала сок. Взяла небольшой отрезок белой т кани и намочила в этом соке, высушила и после прополоскала водой.

Получился цвет – фиолетовый.

Опыт 4. Морковь

Морковь измельчила на тёрке и отжала сок. Получился цвет –оранжевый.

Мои краски из овощей и ягод получились нежными, прозрачными. Их можно сравнить с акварелью.

В своей работе я получила некоторые краски растительного происхождения и нашла применение им в повседневной жизни.

Затем я попробовала изготовить краски более сложной консистенции.

Для приготовления красок мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моём распоряжении оказались глина, мел и уголь.

Опыт 5

Очистила уголь от посторонних примесей, измельчила уголь в порошок, просеяла порошок, смешала уголь с водой.

Опыт 6

Очистила глину от посторонних примесей, измельчила глину в порошок, просеяла порошок, смешала глину с маслом.

Опыт 7

Очистила мел от посторонних примесей, измельчила мел в порошок, просеяла порошок, смешала мел с яйцами.

2.2 Удивительные рисунки

Все опыты прошли успешно . Я получила много разных красок и нарисовала несколько рисунков.

Заключение

3.1 Результаты эксперимента

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые можно в домашних условиях.

Полученные краски отличались по консистенции и качествам:

Органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставил яркий след, быстро высыхал.

Глина с маслом дала грязно-коричневую краску, плохо набиралась на кисточку и на бумаге оставляла жирный след, долго высыхала.

Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала и оказалась самой прочной.

Таким образом, я узнала, что краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоёмкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Выводы:

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

История красок началась вместе с появлением человека.

Краски для рисования состоят из пигмента и связывающего вещества.

Изначально в качестве пигмента использовали глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

В качестве связывающего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.

Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.

А ещё в классе:

Провели классный час «Краски вокруг нас», на котором познакомила одноклассников с результатами исследования.

Провели мастер-класс по рисованию натуральными красками.

Заинтересовала своих одноклассников работой натуральными красками

Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для "любознательных"

Перспектива исследования

Все это очень интересно! Мне захотелось

Проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.

2. Узнать, а много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?

Литература:

Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.

Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город»,2002. – 215 с.

Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.

Интернет-ресурсы:

Поисковая система "Google".

Словарь «Википедия» [Электронный ресурс] //URL: Wikipedia/org0

Просмотров работы: 2961