Проективный метод в современном психологическом исследовании личности

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проективный метод в современном психологическом исследовании личности

Колошко А.М. 1
1ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). РЦ "Медицинский Сеченовский Предуниверсарий"
Нестерова О.В. 1
1ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Проективный метод в психологии – это инструмент, разработанный специалистами в 20м веке и успешно применяемый в наше время. Данный метод широко используется для выявления личных особенностей человека на основании свободного выражения человеком самого себя через рисунок или тест.

Почему проективные методики исследования личности так эффективны и популярны среди психологов во всём мире? Данный приём опосредованного изучения личности основан на выстраивании специалистом слабоструктурированной стимульной ситуации. Стремление к разрешению данной ситуации способствует выявлению определённых установок, отношений и других личностных особенностей человека. Проективные методики в психодиагностике способствуют обозначению внутренних бессознательных импульсов и переживаний, ценностных ориентиров, проявление которых в ходе диагностики чаще всего носит неосознаваемый характер. В этом состоит уникальность данного метода в отличие от всех остальных методов исследования личности в психологии. Проективные методики не содержат в себе чётко очерченных границ и норм, направлены не на количественный, а на качественный анализ. Целью проективного тестирования является максимально глубинное и целостное изучение личности, выявление скрытых мотивов, внутриличностных конфликтов и переживаний. До сих пор не разработаны оптимальные оценки валидности и надёжности данных методик, поэтому в большинстве случаев результаты исследования при помощи данного метода должны подкрепляться более точными, обоснованными сведениями. Результаты исследования личности путём данного метода берут за основу при невозможности проведения более надёжного и основательного анализа. Проективные методики в современной психодиагностике набирают всё большую популярность, используются в различных направлениях психологии. Основные виды чаще всего используемых проективных методов, классификация, процесс исследования личности путём данных методик будут рассмотрены в данной исследовательской работе.

2. Основная часть

2.1 История создания

С древнейших времён люди, обращая взгляд на облака, плывущие по небу, наблюдая причудливую игру светотени на поверхности воды, «видели» разнообразных существ, воображаемых животных и пытались предугадать своё будущее, внимательно рассматривая конфигурации, образованные расплавленным свинцом или воском в воде. Также давно было отмечено то, что личность какого-либо писателя, художника, иного деятеля искусства угадывается в определённой степени в его собственных произведениях. Тем не менее, должен был пройти довольно долгий промежуток времени, прежде чем простые наблюдения смогли оформиться в конкретную структуру исследования личности на клиническом уровне. Задолго до начала формирования проективного метода анализа как такового происходит изучение ассоциативного процесса Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911). Гальтон, исходя из собственного эксперимента, первым заявляет о том, что так называемые «свободные ассоциации» таковыми не являются, а определяются непосредственно прошлым жизненным опытом исследуемой личности. Методы изучения ассоциаций идей, образной памяти, а также близнецовый метод являются научными методиками, проводимыми на выяснение соотношения между наследственностью и влиянием внешней среды. Начало проективной диагностики обозначается ассоциативным экспериментом швейцарского психоаналитика Карла-Густава Юнга (1875-1961), который считал, что чувства и эмоции оказывают значительное влияние на способности личности к формированию и восприятию идей. В 1906 г. К. Юнг вступает в переписку с известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом и отправляет ему собрание своих ранних сочинений «Исследования словесных ассоциаций». Разработанный им словесно-ассоциативный тест способствовал расширению знаний о содержании бессознательного личности. Суть разработанного эксперимента заключалась в том, что психологом был подготовлен список из сотни слов, на каждое из которых пациенту предполагалось ответить максимально быстро другим, первым пришедшим на ум словом. При этом специалистом отмечалось каждое малейшее изменение поведения и реакции людей. Заторможенность ответной реакции, отсутствие понимания в восприятии предъявляемого слова, неосознанное повторение слова, беспричинный смех и прочие реакции пациента могли указывать на имение у исследуемого скрытых аффективных комплексов. Реакция учёных на разработанный Юнгом ассоциативный эксперимент была неоднозначной. Многие научные деятели приняли метод свободных ассоциаций как перспективную диагностическую методику для глубинного исследования личности. Некоторые психологи, в том числе и сам К. Юнг полагались на эффективность и валидность созданного Юнгом тестирования на основе свободных ассоциаций и хотели использовать его не только в ходе исследования личности, но даже и как инструмент, необходимый в ходе расследования преступлений. Американские исследователи Г. Кент и А. Розанов проводили диагностирование расстройств психики, полагаясь на типичные свободные ассоциации, воспроизведённые в качестве реакции на созданный Юнгом список из ста слов. Результатов как таковых это не принесло, так как пациенты (возьмём в качестве примера больных эпилепсией) практически не давали ассоциаций, отличных от типичных. Обширный список типичных ответов базировался на ассоциациях здоровых людей, обследованных путём данного метода свободных ассоциаций. Спустя небольшой промежуток времени Розановым с соавторами были опубликованы результаты нового проведённого исследования среди несколько суженного контингента – детей. В эксперименте приняли участие около 300 детей различного возраста. Вывод из данной работы заключался в том, что к одиннадцати годам у детей наблюдается значительный рост индивидуальных ассоциаций.

Подведём итоги исследований, положивших начало развитию проективной техники. Основополагающими теоретическими источниками дальнейшего развития данного направления психологического исследования личности становятся ассоцианизм и психоанализ. Предположение о том, что выявление одних элементов психики (восприятий, эмоций, представлений, идей) при определённых условиях влечёт за собой обозначение других элементов, было дополнено учением о бессознательном, под которым сначала предполагался скрытый двигатель личности, обобщённость влечений, не подвергнувшихся реализации, действующих из самых глубин психики. Проективные конструкции при этом начали рассматриваться как своеобразная связь между сознанием одного человека и бессознательным другого.

Проективные методики появились в клинических условиях и, как правило, в современной психологии используются клиницистами. Самой первой проективной методикой как таковой официально считается Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) американского психолога Генри Мюррея, разработанный в 1935 году. Основывалась данная методика исследования личности на психологической концепции проекции, рассматриваемой Мюрреем как естественной тенденции людей действовать согласно влиянию собственных потребностей, интересов, идей и психической организации в целом.

Начиная с 1940-х годов, использование психологами проективных конструкций становится всё более распространённым, и в данный момент проективные методики занимают одно из ведущих направлений в психологическом исследовании личности. В России, однако, проективные методики, кроме теста Люшера и нескольких рисуночных тестов, не нашли широкого применения. Вероятно, это может быть связано с отсутствием традиций, складывавшихся за рубежом много лет, а также известной сложностью работы с этими методиками.

2.2 Области применения

С 40-х годов двадцатого века методики проекции начинают активно внедряться специалистами в психодиагностическую деятельность, что обеспечило, несомненно, прогрессивное развитие проективных методов в исследовании личности. В зависимости от контингента, с которым приходится работать психологу, и условиями, в которых проводится анализ, специалист определяет подходящую методику. Правильный подход к исследованию личности уже на первых этапах определяет то, насколько выраженным будет материал для интерпретации полученных результатов. Методика, которая будет использоваться в анализе, определяется в первую очередь, возрастом пациента, поэтому одни определённые проективные методики используются чаще для взрослых, другие – для детей. Выделяют также проективные групповые методики, направленные на общий анализ определённого круга людей (например, семьи, коллектива).

Как отдельное направление можно выделить клиническую диагностику личностного развития детей, предусматривающую скорее игровые проективные методики, обуславливающие самораскрытие ребёнка в игре. В качестве стимульного материала субъекту могут быть предъявлены любые игрушки или простые кубики для неструктурированной игры или выполнения определённого плана – построения сценки, спектакля, создания какой-либо четко обозначенной картины или иной конфигурации, представляющей интерес для ребёнка. Чаще всего используемые для детей методики: рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом – дерево – человек» (ДДЧ), «Человек», «Семья», «Дерево».
При работе с взрослым человеком, проективные методики могут оказать неоценимую помощь, так как таким методом легче всего обойти барьер подсознания и защитные механизмы внутреннего мира. Человек, работая с поставленной психологом задачей (стимульный материал – рисунки, текст), неосознанно открывает специалисту путь к работе с аспектами собственной личности.

Изучение с помощью проективных методик проблем пожилого и старческого возраста: специфика психологической защиты в процессе старения; влияние возраста на креативность; показатели личностных изменений. В этом направлении работают Л. Валенте Торре (Италия), М. Перюшо, Ф. Вайл (Франция) и др.

2.3 Классификация проективных методик

Создано огромное количество классификаций проективных методов исследования личности. Рассмотрим одну из наиболее распространённых.

Методики интерпретации

Предполагают, что испытуемый, в зависимости от собственных испытываемых чувств, эмоций, предположительных тенденций, истолковывает предоставленные ему в качестве стимульного материала события, ситуации, изображения, звуки.

К проективным методикам данного вида относятся:

Тематической апперцепции тест - ТАТ (Генри А. Мюррей, К. Морган, 1935 г.)

ТАТ основан на составлении человеком маленьких рассказов на основе предоставляемых ему картинок, на каждой из которых неоднозначно отражено переживание каких-либо чувств или эмоций (депрессия, агрессия, семейный конфликт, сексуальные проблемы). В общем стимульный материал представляет собой 31 таблицу с чёрно-белыми изображениями на тонком белом матовом картоне, из которых испытуемому предоставляется 20 из них, в зависимости от его пола и возраста. Данная методика позволяет обнаружить доминантные мотивы, скрытые побуждения, внутриличностные конфликты, эмоции и отношения к определённым субъектам. Также позволяет определить уровень скрытых тенденций, неосознаваемые или намеренно скрываемые пациентом.

Исключительна эффективность комбинации данного теста с тестом чернильных пятен Роршаха (Rorschach), так как эти два теста дают комплементарные результаты.

Методика рекомендована к использованию в качестве подготовки к курсу психотерапии или краткому психологическому анализу.

Фрустрационный тест Розенцвейга ( Саул Розенцвейг, 1945 г.)

Основан на теории фрустрации Розенцвейга (лат. «обман», «расстройство»).

Стимульный материал составляют 24 рисунка с изображением людей, оказавшихся в проблемной ситуации, причём один из персонажей произносит какую-либо фразу, обусловливающую создавшийся конфликт, а вместо ответа второго персонажа остаётся пустой квадрат. Задачей испытуемого является дать возможный вариант ответа на обозначенное высказывание в соответствии с тем, что первым придёт на ум. Анализ ответов испытуемого позволяет выявить тип агрессии и её направленность ( на себя или на окружающих). Тип агрессии определяется более значимыми аспектами для пациента (возникшие препятствия, порицание окружающих людей, поиск выхода из ситуации, препятствующей деятельности или удовлетворению собственных потребностей).

Методики структурирования

Предполагают, что испытуемый наделяет предоставленный ему стимульный материал определённым, конкретным смыслом. Под стимульным материалом для методик данного вида подразумеваются неструктурированные, неопределённые изображения, трактовка которых определяется личный взгляд испытуемого. Задача истолкования изображённых ситуаций позволяет пациенту неограниченно фантазировать, что способствует ослаблению внутренних психологических барьеров.

Среди методик структурирования обычно выделяют:

«Таутофон» (С. Розенцвейг, Д. Шаков, 1940 г.)

Эксперимент основан не на визуальном, а на слуховом контакте. Испытуемому предлагают послушать запись мужского голоса, сообщая при этом, что нужно вслушаться как можно внимательнее, так как голос мало разборчив, и разобрать, о чём идёт речь на записи. На самом же деле запись представляет собой многократные повторения определённых звукосочетаний, не имеющих конкретного смысла. Результаты анализа характеризуют степень внушаемости, контактности человека, доминирующих отношений к себе и окружающим, степень субъективизма суждений.

Внимание привлекает так же ещё одна методика, несколько схожая с Тематическим Апперцептивным Тестом Г. Мюррея:

Трёхмерной Апперцепции Тест (Д. Твитчел-Аллен, 1947 г.)

Стимульный метриал, используемый в рамках данной методики, представляет собой 28 трёхмерных объектов нечёткой формы, представляющих собой разнообразные предметы от похожих на геометрические фигуры до близких к человеку и животным. Неопределённость форм определяет отсутствие границ для фантазии и личного восприятия пациента. От испытуемого требуется отобрать часть предметов, описать каждый из отобранных объектов и составить с ними определённую историю. Выделяют особенный вариант данного теста, при котором люди работают со стимульным материалом вслепую, с повязкой на глазах, опираясь при этом только на кинестетические и тактильные ощущения.

Методики конструирования

Данные методики предполагают создание испытуемым целого объекта из отдельных частей и разрозненных фрагментов.

Наиболее известные методики, основанные на создании определённых конструкций:

«Тест мира» (М. Ловенфельд, 1939 г.)

Импульсом для создания методики стало произведение Герберта Уэллса «Игры на полу». Помимо М. Ловенфельда, большой вклад в развитие данной методики внесли Г. Болгар и Л. Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью «проекция личности в тесте мира».

Стимульный материал для выполнения задания – 232 маленьких ярких фигурки людей, животных, деревьев, построек и т. д.

Задачей испытуемого является создание из предоставленного ему материала никоего «маленького мира» на своё усмотрение. В течение исследования психологом учитывается, какие предметы были выбраны первыми, какие не использовались вовсе, какую площадь пространства занимает конструкция и так далее. Так же имеет большое значение поведение испытуемого во время исследования.

«Тест мозаики» (М. Ловенфельд, 1929 г.)

Стимульный материал для данной методики представляет собой 465 деревянных или пластиковых фигурок в виде квадратов, ромбов и треугольников разнообразных цветов. Неспособность испытуемого создать определённую, чёткую по форме мозаику может свидетельствовать о наличии тех или иных отклонений личностного развития.

Методики дополнения

Подразумевают под собой завершение испытуемым определённых фраз или историй, данных специалистом. Результаты позволяют выявить определённые тенденции поведения личности, обозначить какие-либо переживания, испытываемые человеком страхи и опасения.

Методика завершения предложений как подвид ассоциативного метода была впервые использована в качестве исследования А. Пейном в 1928 году. Суть эксперимента заключается в том, что человеку предлагается придумать окончания к серии незавершённых предложений. К примеру:

«Я всегда хотел…»

«Будущее кажется мне…»

«Если бы я снова стал молодым…» и пр.

В советской патопсихологии методика проверена Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее большое значение для проведения реабилитации пациента. Методы завершения предложений получили массовое распространение в современной психодиагностике, наиболее известным стал «Тест незаконченных предложений» Джозефа М. Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT), разработанный в 1950 году.

По сравнению с методикой завершения, несколько меньшее распространение получили методики завершения целых текстов. В качестве примера можно привести:

«Инсайт тест», разработанный Е. Саржентом в 1944 году.

Суть эксперимента заключается в том, что испытуемый знакомится с определёнными ситуациями и, мысленно поставив себя на место какого-либо героя, отвечает на вопросы психолога. К примеру:

«Молодой человек неожиданно узнаёт о том, что девушка, с которой он обручён, в прошлом имела очень плохую репутацию. Как поступил молодой человек? Почему именно так? Что он чувствовал?»

Ответы испытуемого анализируются по факторам: характер и степень выраженности эмоциональных реакций, тип когнитивных проявлений и способ разрешения конфликта. По каждому фактору выявлены отдельные категории. К примеру, фактор эмоциональных реакций включает: фрустрацию, тревожность, депрессию и т.д.

Методики катарсиса

Являют собой самовыражение в условиях эмоционально напряжённого творчества.

В качестве примера приведём наиболее часто используемую методику:

«Психодрама» (Джекоб Морено, 1946 г.)

Является импровизированным театрализованным представлением, в котором человек – главный участник эксперимента - как правило, играет роль самого себя, опираясь на поддержку остальных участников. Методика помогает выявить личностные и поведенческие особенности человека, а также являет собой терапевтический эффект за счёт аффективной разрядки.

Ещё одним вариантом катарсических методик является методика, основанная на построении представления путём использования предметов-заместителей определённых личностей:

«Тест кукол» (А. Вольтман, 1951 г.)

Чаще всего используется в исследовании детской психологии. Суть эксперимента заключается в том, что детей просят разыграть с набором кукол определённые сценки или поставить целый спектакль на чётко сформулированную тему.

Методики импрессии

Основаны на предпочтительном выборе конкретных стимулов в обозначенном ряду.

Самой распространённой и широко используемой в современной психодиагностике методикой является:

«Тест цветовых предпочтений» (М. Люшер, 1948 г.)

Стимульный материал представляет собой 73 цветовые карточки двадцати пяти разнообразных оттенков. Полный цветовой набор используется редко, только в тех случаях, когда, как правило, цветовая методика является единственным инструментом исследования личности. При всём этом, окончательный результат предоставляет не очень обширную информацию по сравнению с затрачиваемым временем диагностики. Как правило, за основу берётся сокращённый вариант цветового теста Люшера – 8 карточек разной расцветки.

Процедура исследования состоит в предъявлении испытуемому ряда цветовых карточек и просьбе выбрать наиболее импонирующую. Далее выбранную карточку убирают и просят сделать еще один выбор из оставшихся и т. д. Таки образом, испытуемым обозначается определённая градация от самого приятного цвета к самому неприятному. Исследование проводится в два этапа. За каждым цветом закрепляется определённая характеристика, связанная с индивидуально-психологическими аспектами личности. Символика цвета уходит корнями в далёкую древность, где основные цвета ассоциировались с банальными явлениями природы (солнца, ночи, крови).

Интерпретация результатов основывается на:

Определённом символическом значении каждого цвета (например, зелёный – уверенность в себе, настойчивость, потребность в самоутверждении, ригидность, синий – потребность в любви и спокойствии).

Парные комплексы цветов имеют особые значения, более узкую направленность того или иного признака.

Позиции выбранных цветов отражают определённые функциональные значения ( первая позиция означает основной способ действия, вторая – на цель, к которой человек стремится, третья и четвёртая – эмоциональная оценка истинного положения вещей, пятая и шестая – невостребованные действия

Постановка основных цветов (жёлтого, синего, зелёного, красного) на последние места в ряду, так же как и выбор дополнительных цветов (серого, коричневого, чёрного, фиолетового) в числе первых указывает на наличие внутреннего конфликта, сильных тревог и стресса, подавленных потребностей.

Графические методики

Наиболее интересным из графических методик является:

«Тест окрашивания пальцем» (Р. Шоу, 1932 г.)

Суть анализа заключается в том, что человеку изначально предлагают влажный лист бумаги и набор различных красок и ставят задачу изобразить на картине какой-либо сюжет – на свободную или определённую тематику на усмотрение психолога. Далее испытуемого просят рассказать о том, что он, собственно, изобразил. Анализ основывается на формальных и символических аспектах рисунка, предпочтениях в выборе того или иного цвета, особенностях процесса работы и поведения испытуемого. Также большое распространение в современной психодиагностике получили следующие графические методики:

«Рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 г.)

«Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, 1948)

«Тест дерева» (К. Кох, 1949 г.)

«Человек» (К. Маховер, 1948 г.)

«Автопортрет» (Р. Бернс, 1972 г.)

«Четыре персонажа» (В. Лосева, А. Луньков) и другие.

В ходе интерпретации исходят из суждений о том, что, выполняя рисунок, человек бессознательно наносит на него отпечатки собственной личности, выражает её определённые аспекты. Особенности выполненного рисунка интерпретируются при помощи системы эмпирически выявленных методик.

2.4 Особенности проведения

Проективные методики можно охарактеризовать как глобальный подход к глубокому исследованию личности и рассматриваются психологами как наиболее эффективные средства для выявления бессознательных, завуалированных или скрытых аспектов личности. Для обнаружения определённых сторон личности исследуемого требуется только максимальное проявление себя при выполнении поставленной задачи, уничтожение внутренних психологических барьеров. Пациенту предоставляются краткие, общие инструкции и стимульный материал, предполагающий широкую вариативность индивидуального подхода. Основная гипотеза, на которой осуществляется создание и развитие проективных методов, состоит в том, что интерпретация испытуемым стимульного материала должна отражать основные аспекты его психики. Задача специалиста – обозначить и воссоздать ситуацию, в которой личностные аспекты и поведенческие тенденции испытуемого обнаруживаются в необходимой степени.

Анализ ответов осуществляется по определённым категориям, которые позволяют обозначить тип переживания конфликта, аффективность и степень её контролирования, природу доминирующих механизмов защиты. Не существует одной единственной степени интерпретации как таковой, каждая проективная методика предусматривает специфичный подход к интерпретации результатов её выполнения. Обязательно стоит обозначить, что интерпретация результатов какой-либо проективной методики во многом зависит от опыта и квалификации специалиста. Таким образом, несмотря на основные указания по общим принципам исследования, описанным в литературе, степень квалифицированности специалиста играет ведущую роль в полноценном исследовании.

Рекомендации к использованию проективных методик

Проективные методики в современной психодиагностике являются мощным диагностическим инструментом, даже при такой степени значимости основополагающими в исследованиях личности проективные методики не являются, так как высокая степень их валидности учёными ещё не была доказана. При выборе психологом проективного метода исследования для анализа индивида следует учитывать особенности проведения данных методик.

2.5 Преимущества и недостатки проективных методик

В современной психодиагностике проективные методы становятся важнейшими инструментами для исследования личности, но, как и любые другие методы обладают рядом плюсов и минусов.

Вначале рассмотрим уникальные преимущества данных психодиагностических конструкций. Первое, на что стоит обратить внимание в использовании проективных методов – ориентация на те аспекты личности, которые являются либо неосознанными, либо скрытыми. Проективные методики помогают выявить те стороны личностных особенностей, которые проявляются на бессознательном уровне или являются подавленными тенденциями. Вторым, что мы можем видеть, является отсутствие непосредственного способа обращения к личностным особенностям индивида. Выполнение поставленной задачи на основе слабоструктурированного стимульного материала не приводит в действие защитные механизмы так, как это приводило бы их при прямом обращении к аспектам внутреннего мира испытуемого. Психологические барьеры в этом случае также несколько ослаблены. Третьим, на что мы обращаем внимание, становится большое разнообразие возможных ответных реакций на слабоструктурированную исследовательскую ситуацию, не подразумевающую под собой давление со стороны исследователя. При этом личностные особенности индивида получают возможность для наиболее полного выражения и раскрытия.

В то же время проективные методики подразумевают под собой наличие списка, обозначающего их отрицательные стороны.

Во-первых, проективные методы не обладают уникальными механизмами проведения процедур. Здесь свою роль играют как особенности личности испытуемого, так и личностные особенности самого исследователя. Для примера возьмём два типа испытуемых: одни будут общительными, активными, уверенными при контакте со специалистом, другие же будут более робкими, встревоженными и замкнутыми по отношению к работе с психологом. В последнем случае будут создаваться определённые затруднения, с которыми удачно справиться может только высококвалифицированный специалист, учитывающий все нюансы и умеющий найти нужный подход к пациенту. При наличии индивидуальных особенностей испытуемых сопоставимость выполнений и ответных реакций при выполнении одного и того же задания нарушается. Во-вторых, ещё большую проблему представляет субъективность интерпретации специалистом результатов выполнения. Опыт и квалификация, а также принадлежность исследователя к определённой социокультурной среде могут привести к значимой вариативности суждений по поводу личностных особенностей индивида. Ярким примером для данного отрицательного аспекта проективных методов может считаться такой феномен как вторичная проекция. Суть её заключается в том, что исследователь, будучи под влиянием собственных личностных проблем и мотивов, искажает интерпретацию, становясь более восприимчивым к определённым аспектам и менее восприимчивым по отношению к другим. Как итог результаты исследования в этом случае становятся как бы искажёнными личностными проекциями исследователя. В-третьих, в настоящее время до сих пор не доказаны валидность и надежность проективных методик в психологическом исследовании. Это не позволяет использовать проективные методы в качестве основного инструмента для психодиагностики, только для подтверждения определённых результатов, выявленных с помощью более надёжных конструкций. Окончательные выводы на основе какой-либо отдельной проективной методики без проверки её результатов другими методами не формулируются.

3. Заключение

Таким образом, результатом моей работы стало выполнение поставленных раннее задач:

Было проведено исследование направлений психологии, в которых используются проективные методики, исследовании истории создания, развития и процесса проведения проективных методик, изучение стимульного материала и схем интерпретаций результатов на его основе. Также мной было проведено исследование личности с помощью проективной методики «Несуществующее животное» и выполнена интерпретация результатов данной методики.

Современное состояние проективных методик в психологическом исследовании на данный момент является развивающимся, психологи во многих странах продолжают применять данные методы при работе с детьми, взрослыми, для обнаружения каких-либо психических заболеваний и иных проблем, связанных с психикой человека. Данный метод является мощным инструментом в руках высококвалифицированных специалистов, поэтому проективные методики являются перспективными средствами в дальнейшем психологическом исследовании личности.

4. Список литературы

Белый Б.И., Тест Роршаха. Практика и теория

Степанов С. С. Ф. Гальтон // Психология в лицах. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.

Степанов С. К. Г. Юнг // Психология в лицах. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.

Фредерик Перлз  «Свидетель Терапии»

Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 495 с.

http://psylab.info/Методика_«Несуществующее_животное»

http://www.psystatus.ru/article.php?id=380

http://psihomed.com/proektsiya/

https://www.psychologos.ru/articles/view/proekciya

http://psy-clinic.info/index.php?id=157:test-sondi

https://psycabi.net/testy/544-test-rorshakha-metodika-chernilnye-pyatna

Просмотров работы: 5338