1.Введение
Подавляющее большинство людей в нашей стране живут, не зная о том, что у них есть плоскостопие. Почему не знают? Да потому, что об этом им не говорят врачи в поликлиниках, потому что не проводятся осмотры врачами-ортопедами в массовом порядке. Плоскостопие - заболевание опорно-двигательного аппарата, при котором происходит уплощение сводов стопы. Характеризуется нарушением механики ходьбы с развитием ряда осложнений со стороны коленных, бедренных суставов и позвоночника.
Во многом, развитие плоскостопия - это результат незнания и несоблюдения основных правил поведения в повседневной жизни. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Проблема функциональной диагностики повреждения и заболевания стоп является актуальной при выборе тактики и способов лечения и оценке его эффективности.
В нашей школе еще не проводилось исследование на наличие у учащихся плоскостопия, и я решила провести его.
Цель исследования:
-установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся нашей школы,
-предложить специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Провести практическую работу на выявление плоскостопия у учащихся 6 и 8 классов.
3. Дать рекомендации по коррекции плоскостопия ученикам и родителям учащихся.
4. Подвести итоги и сделать выводы.
В процессе решения поставленных задач я опиралась на следующую гипотезу:
Если дети будут регулярно выполнять профилактические коррекционные упражнения для снятия симптомов плоскостопия, то они смогут впоследствии предотвратить более серьёзные проблемы этого заболевания.
Предмет исследования:
степень распространения патологии стоп и способы коррекционно - профилактической помощи.
Объект исследования:
учащиеся МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма
Методы исследования:
-анализ научно-методической литературы,
-беседа,
- тестирование для выявления плоскостопия,
-составление диаграмм
Результат проекта:
Информирование школьников и родителей учащихся о необходимости лечения плоскостопия, о методах профилактики и коррекции заболевания.
1.1.Плоскостопие.
Стопа человека представляет собой очень сложный механизм, предназначенный для удержания всего тела в вертикальном положении при стоянии и ходьбе. Этому небольшому по массе и размерам элементу всего опорно-двигательного аппарата на протяжении жизни человека приходится выдерживать колоссальные статические и динамические нагрузки. Она является самым нижним отделом нижней конечности. Часть стопы, непосредственно соприкасающаяся с поверхностью земли, называется ступнёй или подошвой. Стопа имеет три точки костной опоры, две располагаются в переднем отделе стопы и одна в заднем.
Благодаря правильно сформированным сводам, стопа выполняет ряд необходимых функций:
распределение нагрузки тела при движении,
установление равновесия и приспособление к неровностям земной поверхности.
смягчение ударов о землю при движении (амортизирующая способность),
накопление и высвобождение энергии, формирующейся при биомеханизме ходьбы.
Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.
К причинам, способствующим развитию деформации стоп, относятся:
-наследственная предрасположенность,
-перегрузка стоп,
-тяжелые физические нагрузки, в том числе люди профессий, которые связаны с продолжительным пребыванием на ногах: парикмахеры, продавцы, и др.
-избыточный вес, беременность, поднятие и ношение тяжестей
-обувь.
Появлению плоскостопия у детей способствуют и неблагоприятные факторы, ослабляющие мышцы и связки. Это врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, инфекции, ожирение, недостаточное питание и общее плохое физическое развитие. Необходимо помнить о том, что плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
1.2.Признаки плоскостопия
Ранние признаки плоскостопия:
Быстрая утомляемость ног, впоследствии может привести к общей утомляемости и к синдрому хронической усталости
Ноющие боли в стопах
Боли в мышцах бедер, голени, пояснице возникающие при движении, а в дальнейшем и при стоянии, боли проходят после ночного сна
Трудности при выборе обуви
Напряжение в икроножных мышцах
Отечность стоп
Появление участков огрубевшей и утолщенной кожи доставляющих дискомфорт при ходьбе (натоптыши), возникают у основания большого пальца.
Внешние признаки плоскостопия
Быстро снашивается внутренняя сторона каблука и подошвы на обуви
Увеличение стопы в размере, особенно по ширине, часто возникает необходимость приобретать обувь на размер больше
Изменение походки: тяжелая, неестественная походка, появляется косолапее, нарушается осанка.
1.3. Степени и виды плоскостопия.
Степень |
Характеристика |
I |
Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают. Изменяется походка, становится менее пластичной. |
II |
Уплощение стопы определяется невооруженным глазом, исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли становятся постоянные и более выражены. Боль распространяется на протяжении голеностопного сустава, всей голени, вплоть до коленного сустава. Походка затруднена, появляется косолапость. |
III |
Деформация стопы резко выражена, сопровождается поражение других отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные грыжи). Пальцы так же деформированы, большой палец сильно отклонен к наружу. Боль постоянная, в стопе, голени, колене, возможно в бедрах, пояснице. Появляются постоянные головные боли. В этой степени плоскостопия резко снижается трудоспособность. Человек с большим трудом переносит спокойную непродолжительную ходьбу, и в обычной обуви передвигаться уже не способен. |
2. Исследовательская работа – основная часть.
2.1. Методика
Исходя из цели и гипотезы, поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме.
2. Провести тестирование на выявление плоскостопия у учеников школы
3. Провести сравнительный мониторинг результатов диагностики плоскостопия у школьников.
4. Дать рекомендации по коррекции плоскостопия ученикам и родителям учащихся.
5. Подвести итоги и сделать выводы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-анализ научно-методической литературы,
-беседа,
- тестирование для выявления плоскостопия,
-педагогический эксперимент,
-составление диаграмм,
- проектирование.
Из научно-методической литературы узнали, что такое плоскостопие, его виды и степени. Степени плоскостопия классифицируют в зависимости от характера деформации стоп. Также узнали функциональные возможности стопы, диагностику и профилактику заболевания.
Узнали о средствах профилактики плоскостопия, цельюкоторых является укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы.
Мы поняли, что если систематически и последовательно применять специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, то можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.
В диагностики плоскостопия применяются следующие методы: осмотр, плантография, подометрия, подография, электромиография, рентгенологическое исследование.
1.При осмотре стоит обращать внимание не только на стопу, но и на обувь.
При плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть.
Особенно родителям стоит больше уделять внимание необычной форме изношенной обуви своих детей, так как это может быть первым сигналом о существующей проблеме.
2.Плантография - суть методики заключается в получении отпечатка контура стопы на бумаге. Стопу смазывают различными красящими веществами (йод, зеленка, тушь, и др.) и оставляют отпечаток стопы на листе бумаги. При этом исследуемый должен принять свою обычную осанку, встать удобно, так чтоб нагрузка на обе конечности была одинакова. Оценка результатов плантографии должна проводиться, в соответствии с возрастом, так нормальный отпечаток стопы ребенка значительно отличается от отпечатка взрослого. Плантография даёт ориентировочные данные о состояние сводов стопы, в случае подозрения на плоскостопие обследование не должно останавливаться только на этой методики.
(Приложение 1)
3.Подометрия – измерение внешних параметров стопы, с последующим определением продольного и поперечного индексов свода стопы (по Фридленду). Индекс продольного свода стопы – это отношение высоты стопы к её длине в процентах. Длина измеряется от кончика большого пальца до задней части пятки. Высота это расстояние от верхнего края ладьевидной кости до поверхности опоры стопы. Индекс свода в норме от 31 % - 29%. Ниже 29% указывает на уплощение свода. (приложение 2)
Результаты подометрии:
Результаты плантографии:
Класс |
Кол-во испытуемых |
Нарушения формы стопы |
Сводчатая стопа |
Плоская |
Количество: |
||
Количество: |
|||
6 |
24 учащихся |
9 детей |
15 |
8 |
24 учащихся |
11 детей |
13 |
Всего |
48 учащихся |
20 учащихся |
28 |
В процентах |
41,67 % |
58.33% |
Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты. Оказалось, что 58,33% школьников имеют сводчатую, т. е. нормальную стопу. Плоскую стопу имеют 41,67% всех школьников, что достаточно много, если учесть, что при плоскостопии появляются боли в ногах, в коленных суставах, а также в поясничной области и судороги. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Такие нарушения необходимо лечить, а в школе с первых классов – проводить профилактические мероприятия. Таким образом, работа по профилактике плоскостопия – это насущная необходимость, чем раньше она начата, тем лучше, тем меньше детей будут страдать от таких патологий.
3.По результатам осмотра внешнего вида стопы явно было видно наличие плоскостопия у четырех мальчиков. У них была сильно стоптана с внутренней стороны обувь. А при осмотре ступни вообще не просматривалась сводчатость.
2.2. Педагогический эксперимент.
Мы начали проводить эксперимент с целью определения эффективности использования коррекционных методов, как средство уменьшения симптомов проявления плоскостопия у учащихся. В течение эксперимента учащиеся на дополнительных занятиях будут выполнять комплексы корригирующих упражнений по предупреждению и коррекции плоскостопия.
3. Выводы.
1. В результате проведенного эксперимента я определила наличие признаков плоскостопия у 41, 67 % учащихся в исследуемой группе.
2.Кроме того, признаки плоскостопия присутствуют чаще у мальчиков, чем у девочек:
3.После окончания данного эксперимента, с учащимися была проведена беседа, в ходе которой им были даны рекомендации; так же полученные результаты были доведены до сведения родителей на родительских собраниях.
4. Для предупреждения плоскостопия необходимо укрепить мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Но полное излечение плоскостопия возможно только в детском возрасте.
Подтвердить присутствие плоскостопия помогает не только правильный осмотр ног ребёнка, но и планетографическое наблюдение отпечатков стоп. Самым точным методом выяснения величины сводов является рентгенография, стоя под нагрузкой.
Начало лечения плоскостопия в раннем возрасте помогает не только уберечь своды, но даже сделать их больше, избавив человека от дефекта.
Пытаться исправлять стопы в подростковом возрасте уже поздно, и целью лечения в этом возрасте должна быть стабилизация плоскостопия, улучшение функционального состояния ног и позвоночника ребёнка, недопущение деформаций пальцев стоп.
Но в силу отмеченных в обзоре литературы анатомо-физиологических особенностей у детей при определении плоскостопия по отпечаткам подошвы может быть допущена ошибка. И если возникают сомнения в определении характера плоскостопия, ребенка (больного) следует направить на консультацию к специалисту — врачу-ортопеду.
4.Заключение.
Плоскостопие — это деформация формы стопы с понижением ее сводов. При такой деформации, стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности. В качестве профилактики нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие. Заставить работать мышцы и связки стопы можно, гимнастикой на специальных массажных коврикахс неровной поверхностью, а также просто выполнять корригирующие упражнения.
Результаты тестирования показали, что у 41, 67 % учеников 6-8 классов МОУ СОШ №2р.п.Пачелма имеют симптомы плоскостопия в той или иной степени. Надеюсь, что через 9 месяцев упражнения, проводимые в школе и дома ребятами самостоятельно, дадут свои результаты.
Массажные коврики делают занятия более интересными, а самое главное, профилактика плоскостопия становится более качественной. Занятия с использованием массажных ковриков и корригирующие упражнения должны положительно сказаться на состоянии здоровья учащихся.
Целью нашего исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие, у школьников 6 и 8 классов. В процессе исследования поставленные задачи – решены.
В ходе работы, я изучила научную литературу, познакомилась с методами диагностики плоскостопия, а также научилась определять разные виды плоскостопия. Теперь зная методы профилактики плоскостопия, я могу дать советы ученикам школы. В дальнейшем я думаю продолжить работу над данной темой и наблюдать динамику заболевания.
Я считаю, что реализация исследовательской работы позволит качественно улучшить состояние здоровья учащихся. Ведь наш мониторинг позволит своевременно выявить отклонения в развитии стопы и обратиться к врачу. А систематические коррекционные упражнения, которые мы порекомендуем, обязательно укрепят свод стопы. А для ребят с нормальным развитием стопы наш проект тоже полезен, поскольку он позволит повысить степень двигательной активности, укрепить общее состояние организма. Мы считаем, что наша работа актуальна и тем, что в последние годы дети всё меньше двигаются, а больше времени проводят у компьютера. Мы считаем, что данными нашего исследования могут воспользоваться учителя физической культуры, биологии, для приведения конкретных примеров, способов профилактики. И что очень важно, об этом должны своевременно узнать родители, чтобы принять необходимые меры профилактики и лечения этого заболевания.
Рекомендации (приложение 3)
-Родителям детей, у которых выявлено плоскостопие, предложено посетить врача-ортопеда, даны рекомендации.
-Родителям детей, у которых мы выявили уплощённые стопы или же одну из стоп, рекомендован комплекс упражнений.
-Ребятам, имеющим нормальные стопы мы дали для профилактики комплекс упражнений.
5.Список использованных источников илитературы.
1. Болтрукевич С.И, Тишковский. В.Г. Комплексная диагностика и ортопедическая коррекция патологии стоп. Б., 2003.
2. Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия. М.,2002 г
3.Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М.,1993.
4.Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость. Д/В.1991.№7
5.СулимцевТ., ШанинаТ. Выявление и профилактика плоскостопия. Д/В,1986.№6
6. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г
7.Интернет-ресурс: http://turboreferat.ru/,http://nmedicine.net/
http://www.ploskostopiya.net/, http://natural-medicine.ru,
www.doctor-Maximov.ru/ploskostopie,http://www.polismed.com/articles-ploskostopie-01.html
Приложение 1
Приложение 2
Получение отпечатка контура стопы на бумаге - стопу намочить и оставить отпечаток стопы на листе бумаги. Прими свою обычную осанку, встань удобно, так чтоб нагрузка на обе ноги была одинакова. Затем фломастером обведи свой отпечаток.
Измерить длину и высоту стопы ноги. Длина измеряется от кончика большого пальца до задней части пятки. Высота это расстояние от верхнего края ладьевидной кости до поверхности опоры стопы. Запиши результаты.
Приложение 3
Рекомендации родителям:
1. Купить ребенку ортопедические стельки – они останавливают процесс дальнейшей деформации стоп
2. Записать на занятия в бассейн – плавание улучшает крообращение в тканях, корректирует форму стоп
3.Резиновый текстурный коврик – любая неровная поверхность – «тренажер» для стоп
4. Массаж стоп – устраняет застойные явления
Рекомендации для профилактики плоскостопия:
1. Хождение по траве, песку, камушкам летом – лучший массаж для ребенка
2. Правильная обувь - высота каблука для взрослых должна быть 3-4 см, для детей 1-1,5 см
3. Плавание – улучшает кровообращение
Комплекс упражнений для коррекции стоп:
1. Ходить в течение 2-3 минут на внутренних ребрах стоп и столько же на внешних краях стоп
2. Садиться на край стула и совершать ползающие движения стопами с помощью пальцев вперёд, а затем назад (10-15 раз).
3. Укладываться удобно лицом к верху. Ноги прямые. Сгибать пальчики 10-15 раз.
4. Ложиться на любую поверхность лицом кверху. Ноги выпрямлены. Делать круговые вращательные движения в голеностопных суставах влево, вправо, наружу, внутрь (4-6 раз).
5. Становиться ровно. Носки вместе, а пятки врозь. Ручки на поясе. Приподниматься на пальчики, вытягивая при этом туловище как можно больше вверх, локти одновременно отводить назад. Исполнять 10-12 раз.
6. Захватывать пальчиками ног мелкие предметы - очень хорошо прорабатывать мышцы стопы.