Плоскостопие у учащихся и его профилактика

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плоскостопие у учащихся и его профилактика

Акимова  В.Е. 1
1МОУ СОШ № 2 р.п. Пачелма
Пряхина  Е.А. 1
1МОУ СОШ № 2 р.п. Пачелма
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Подавляющее большинство людей в нашей стране живут, не зная о том, что у них есть плоскостопие. Почему не знают? Да потому, что об этом им не говорят врачи в поликлиниках, потому что не проводятся осмотры врачами-ортопедами в массовом порядке. Плоскостопие - заболевание опорно-двигательного аппарата, при котором происходит уплощение сводов стопы. Характеризуется нарушением механики ходьбы с развитием ряда осложнений со стороны коленных, бедренных суставов и позвоночника.

Во многом, развитие плоскостопия - это результат незнания и несоблюдения основных правил поведения в повседневной жизни. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Проблема функциональной диагностики повреждения и заболевания стоп является актуальной при выборе тактики и способов лечения и оценке его эффективности.

В нашей школе еще не проводилось исследование на наличие у учащихся плоскостопия, и я решила провести его.

Цель исследования:

-установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся нашей школы,

-предложить специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия.

Задачи:
1. Изучить литературу по теме.

2. Провести практическую работу на выявление плоскостопия у учащихся 6 и 8 классов.

3. Дать рекомендации по коррекции плоскостопия ученикам и родителям учащихся.

4. Подвести итоги и сделать выводы.

В процессе решения поставленных задач я опиралась на следующую гипотезу:

Если дети будут регулярно выполнять профилактические коррекционные упражнения для снятия симптомов плоскостопия, то они смогут впоследствии предотвратить более серьёзные проблемы этого заболевания.

Предмет исследования:

 степень распространения патологии стоп и способы коррекционно - профилактической помощи.

Объект исследования:

учащиеся МОУ СОШ № 2 р.п.Пачелма

Методы исследования:

-анализ научно-методической литературы,

-беседа,

- тестирование для выявления плоскостопия,

-составление диаграмм

Результат проекта:

Информирование школьников и родителей учащихся о необходимости лечения плоскостопия, о методах профилактики и коррекции заболевания.

1.1.Плоскостопие.

Стопа человека представляет собой очень сложный механизм, предназначенный для удержания всего тела в вертикальном положении при стоянии и ходьбе. Этому небольшому по массе и размерам элементу всего опорно-двигательного аппарата на протяжении жизни человека приходится выдерживать колоссальные статические и динамические нагрузки. Она является самым нижним отделом нижней конечности. Часть стопы, непосредственно соприкасающаяся с поверхностью земли, называется ступнёй или подошвой. Стопа имеет три точки костной опоры, две располагаются в переднем отделе стопы и одна в заднем.

Благодаря правильно сформированным сводам, стопа выполняет ряд необходимых функций:

распределение нагрузки тела при движении,

установление равновесия и приспособление к неровностям земной поверхности.

смягчение ударов о землю при движении (амортизирующая способность),

накопление и высвобождение энергии, формирующейся при биомеханизме ходьбы.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.

К причинам, способствующим развитию деформации стоп, относятся:

-наследственная предрасположенность,

-перегрузка стоп,

-тяжелые физические нагрузки, в том числе люди профессий, которые связаны с продолжительным пребыванием на ногах: парикмахеры, продавцы, и др.

-избыточный вес, беременность, поднятие и ношение тяжестей

-обувь.

Появлению плоскостопия у детей способствуют и неблагоприятные факторы, ослабляющие мышцы и связки. Это врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, инфекции, ожирение, недостаточное питание и общее плохое физическое развитие. Необходимо помнить о том, что плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.

1.2.Признаки плоскостопия

Ранние признаки плоскостопия:

Быстрая утомляемость ног, впоследствии может привести к общей утомляемости и к синдрому хронической усталости

Ноющие боли в стопах

Боли в мышцах бедер, голени, пояснице возникающие при движении, а в дальнейшем и при стоянии, боли проходят после ночного сна

Трудности при выборе обуви

Напряжение в икроножных мышцах

Отечность стоп

Появление участков огрубевшей и утолщенной кожи доставляющих дискомфорт при ходьбе (натоптыши), возникают у основания большого пальца.

  Внешние признаки плоскостопия 

Быстро снашивается внутренняя сторона каблука и подошвы на обуви

Увеличение стопы в размере, особенно по ширине, часто возникает необходимость приобретать обувь на размер больше

Изменение походки: тяжелая, неестественная походка, появляется косолапее, нарушается осанка.


 1.3. Степени и виды плоскостопия.

Степень

Характеристика

I

 Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают. Изменяется походка, становится менее пластичной.

II

Уплощение стопы определяется невооруженным глазом, исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли становятся постоянные и более выражены. Боль распространяется на протяжении голеностопного сустава, всей голени, вплоть до коленного сустава. Походка затруднена, появляется косолапость.

III

Деформация стопы резко выражена, сопровождается поражение других отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные грыжи). Пальцы так же деформированы, большой палец сильно отклонен к наружу. Боль постоянная, в стопе, голени, колене, возможно в бедрах, пояснице. Появляются постоянные головные боли. В этой степени плоскостопия резко снижается трудоспособность. Человек с большим трудом переносит спокойную непродолжительную ходьбу, и в обычной обуви передвигаться уже не способен.

2. Исследовательская работа – основная часть.

2.1. Методика

Исходя из цели и гипотезы, поставили перед собой следующие задачи:

1.Изучить литературу по теме.

2. Провести тестирование на выявление плоскостопия у учеников школы

3. Провести сравнительный мониторинг результатов диагностики плоскостопия у школьников.

4. Дать рекомендации по коррекции плоскостопия ученикам и родителям учащихся.

5. Подвести итоги и сделать выводы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

-анализ научно-методической литературы,

-беседа,

- тестирование для выявления плоскостопия,

-педагогический эксперимент,

-составление диаграмм,

- проектирование.

Из научно-методической литературы узнали, что такое плоскостопие, его виды и степени. Степени плоскостопия классифицируют в зависимости от характера деформации стоп. Также узнали функциональные возможности стопы, диагностику и профилактику заболевания.

Узнали о средствах профилактики плоскостопия, цельюкоторых является укрепление мышц и связок ноги и восстановление функций стопы.

Мы поняли, что если систематически и последовательно применять специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, то можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.

В диагностики плоскостопия применяются следующие методы: осмотр, плантография, подометрия, подография, электромиография, рентгенологическое исследование.

1.При осмотре стоит обращать внимание не только на стопу, но и на обувь.

При плоскостопии в первую очередь снашивается внутренняя поверхность подошвы и каблука, в норме раньше изнашивается наружная часть.
Особенно родителям стоит больше уделять внимание необычной форме изношенной обуви своих детей, так как это может быть первым сигналом о существующей проблеме.

2.Плантография - суть методики заключается в получении отпечатка контура стопы на бумаге. Стопу смазывают различными красящими веществами (йод, зеленка, тушь, и др.) и оставляют отпечаток стопы на листе бумаги. При этом исследуемый должен принять свою обычную осанку, встать удобно, так чтоб нагрузка на обе конечности была одинакова. Оценка результатов плантографии должна проводиться, в соответствии с возрастом, так нормальный отпечаток стопы ребенка значительно отличается от отпечатка взрослого. Плантография даёт ориентировочные данные о состояние сводов стопы, в случае подозрения на плоскостопие обследование не должно останавливаться только на этой методики.

(Приложение 1)

 
3.Подометрия – измерение внешних параметров стопы, с последующим определением продольного и поперечного индексов свода стопы (по Фридленду). Индекс продольного свода стопы – это отношение высоты стопы к её длине в процентах. Длина измеряется от кончика большого пальца до задней части пятки. Высота это расстояние от верхнего края ладьевидной кости до поверхности опоры стопы. Индекс свода в норме от 31 % - 29%. Ниже 29% указывает на уплощение свода. (приложение 2)

Результаты подометрии:

Результаты плантографии:

Класс

Кол-во испытуемых

Нарушения формы стопы

Сводчатая стопа

Плоская

Количество:

Количество:

6

24 учащихся

9 детей

15

8

24 учащихся

11 детей

13

Всего

48 учащихся

20 учащихся

28

В процентах

41,67 %

58.33%

Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты. Оказалось, что 58,33% школьников имеют сводчатую, т. е. нормальную стопу. Плоскую стопу имеют 41,67% всех школьников, что достаточно много, если учесть, что при плоскостопии появляются боли в ногах, в коленных суставах, а также в поясничной области и судороги. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Такие нарушения необходимо лечить, а в школе с первых классов – проводить профилактические мероприятия. Таким образом, работа по профилактике плоскостопия – это насущная необходимость, чем раньше она начата, тем лучше, тем меньше детей будут страдать от таких патологий.

3.По результатам осмотра внешнего вида стопы явно было видно наличие плоскостопия у четырех мальчиков. У них была сильно стоптана с внутренней стороны обувь. А при осмотре ступни вообще не просматривалась сводчатость.

2.2. Педагогический эксперимент.

Мы начали проводить эксперимент с целью определения эффективности использования коррекционных методов, как средство уменьшения симптомов проявления плоскостопия у учащихся. В течение эксперимента учащиеся на дополнительных занятиях будут выполнять комплексы корригирующих упражнений по предупреждению и коррекции плоскостопия.

3. Выводы.

1. В результате проведенного эксперимента я определила наличие признаков плоскостопия у 41, 67 % учащихся в исследуемой группе.

2.Кроме того, признаки плоскостопия присутствуют чаще у мальчиков, чем у девочек:

3.После окончания данного эксперимента, с учащимися была проведена беседа, в ходе которой им были даны рекомендации; так же полученные результаты были доведены до сведения родителей на родительских собраниях.

4. Для предупреждения плоскостопия необходимо укрепить мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Но полное излечение плоскостопия возможно только в детском возрасте.

Подтвердить присутствие плоскостопия помогает не только правильный осмотр ног ребёнка, но и планетографическое наблюдение отпечатков стоп. Самым точным методом выяснения величины сводов является рентгенография, стоя под нагрузкой.

Начало лечения плоскостопия в раннем возрасте помогает не только уберечь своды, но даже сделать их больше, избавив человека от дефекта.

Пытаться исправлять стопы в подростковом возрасте уже поздно, и целью лечения в этом возрасте должна быть стабилизация плоскостопия, улучшение функционального состояния ног и позвоночника ребёнка, недопущение деформаций пальцев стоп.

Но в силу отмеченных в обзоре литературы анатомо-физиологических особенностей у детей при определении плоскостопия по отпечаткам подошвы может быть допущена ошибка. И если возникают сомнения в определении характера плоскостопия, ребенка (больного) следует направить на консультацию к специалисту — врачу-ортопеду.

4.Заключение.

Плоскостопие — это деформация формы стопы с понижением ее сводов. При такой деформации, стопы полностью теряют свои рессорные и амортизирующие способности. В качестве профилактики нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие. Заставить работать мышцы и связки стопы можно, гимнастикой на специальных массажных коврикахс неровной поверхностью, а также просто выполнять корригирующие упражнения.

Результаты тестирования показали, что у 41, 67 % учеников 6-8 классов МОУ СОШ №2р.п.Пачелма имеют симптомы плоскостопия в той или иной степени. Надеюсь, что через 9 месяцев упражнения, проводимые в школе и дома ребятами самостоятельно, дадут свои результаты.

Массажные коврики делают занятия более интересными, а самое главное, профилактика плоскостопия становится более качественной. Занятия с использованием массажных ковриков и корригирующие упражнения должны положительно сказаться на состоянии здоровья учащихся.

Целью нашего исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие, у школьников 6 и 8 классов. В процессе исследования поставленные задачи – решены.

В ходе работы, я изучила научную литературу, познакомилась с методами диагностики плоскостопия, а также научилась определять разные виды плоскостопия. Теперь зная методы профилактики плоскостопия, я могу дать советы ученикам школы. В дальнейшем я думаю продолжить работу над данной темой и наблюдать динамику заболевания.

Я считаю, что реализация исследовательской работы позволит качественно улучшить состояние здоровья учащихся. Ведь наш мониторинг позволит своевременно выявить отклонения в развитии стопы и обратиться к врачу. А систематические коррекционные упражнения, которые мы порекомендуем, обязательно укрепят свод стопы. А для ребят с нормальным развитием стопы наш проект тоже полезен, поскольку он позволит повысить степень двигательной активности, укрепить общее состояние организма. Мы считаем, что наша работа актуальна и тем, что в последние годы дети всё меньше двигаются, а больше времени проводят у компьютера. Мы считаем, что данными нашего исследования могут воспользоваться учителя физической культуры, биологии, для приведения конкретных примеров, способов профилактики. И что очень важно, об этом должны своевременно узнать родители, чтобы принять необходимые меры профилактики и лечения этого заболевания.

Рекомендации (приложение 3)

-Родителям детей, у которых выявлено плоскостопие, предложено посетить врача-ортопеда, даны рекомендации.

-Родителям детей, у которых мы выявили уплощённые стопы или же одну из стоп, рекомендован комплекс упражнений.

-Ребятам, имеющим нормальные стопы мы дали для профилактики комплекс упражнений.

5.Список использованных источников илитературы.

1. Болтрукевич С.И, Тишковский. В.Г. Комплексная диагностика и ортопедическая коррекция патологии стоп. Б., 2003.

2. Красикова А.С. Профилактика лечения плоскостопия. М.,2002 г

3.Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М.,1993.

4.Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость. Д/В.1991.№7

5.СулимцевТ., ШанинаТ. Выявление и профилактика плоскостопия. Д/В,1986.№6

6. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. – Л.: Медицина. 1983 г

7.Интернет-ресурс: http://turboreferat.ru/,http://nmedicine.net/

http://www.ploskostopiya.net/, http://natural-medicine.ru,

www.doctor-Maximov.ru/ploskostopie,http://www.polismed.com/articles-ploskostopie-01.html

Приложение 1

Приложение 2

Получение отпечатка контура стопы на бумаге - стопу намочить и оставить отпечаток стопы на листе бумаги. Прими свою обычную осанку, встань удобно, так чтоб нагрузка на обе ноги была одинакова. Затем фломастером обведи свой отпечаток.

Измерить длину и высоту стопы ноги. Длина измеряется от кончика большого пальца до задней части пятки. Высота это расстояние от верхнего края ладьевидной кости до поверхности опоры стопы. Запиши результаты.

Приложение 3

Рекомендации родителям:

1. Купить ребенку ортопедические стельки – они останавливают процесс дальнейшей деформации стоп

2. Записать на занятия в бассейн – плавание улучшает крообращение в тканях, корректирует форму стоп

3.Резиновый текстурный коврик – любая неровная поверхность – «тренажер» для стоп

4. Массаж стоп – устраняет застойные явления

Рекомендации для профилактики плоскостопия:

1. Хождение по траве, песку, камушкам летом – лучший массаж для ребенка

2. Правильная обувь - высота каблука для взрослых должна быть 3-4 см, для детей 1-1,5 см

3. Плавание – улучшает кровообращение

Комплекс упражнений для коррекции стоп:

1. Ходить в течение 2-3 минут на внутренних ребрах стоп и столько же на внешних краях стоп

2. Садиться на край стула и совершать ползающие движения стопами с помощью пальцев вперёд, а затем назад (10-15 раз).

3. Укладываться удобно лицом к верху. Ноги прямые. Сгибать пальчики 10-15 раз.

4. Ложиться на любую поверхность лицом кверху. Ноги выпрямлены. Делать круговые вращательные движения в голеностопных суставах влево, вправо, наружу, внутрь (4-6 раз).

5. Становиться ровно. Носки вместе, а пятки врозь. Ручки на поясе. Приподниматься на пальчики, вытягивая при этом туловище как можно больше вверх, локти одновременно отводить назад. Исполнять 10-12 раз.

6. Захватывать пальчиками ног мелкие предметы - очень хорошо прорабатывать мышцы стопы.

Просмотров работы: 285