Введение
Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает усталость, иногда такие люди уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.
Кроме того, современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Проблема «синдрома эмоционального сгорания» представляется еще более важной в контексте того, что на сегодняшний момент кадровый состав нашей школы включает в себя большое количество педагогов, чей стаж работы составляет 15 лет и выше. Таким образом, поиск эффективных мер, направленных на предупреждение наступления у них синдрома эмоционального выгорания становится одной из актуальнейших задач нашей школы.
Особенно важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок педагогов. Не исключением стала и МАОУ «ВСОШ № 2», где возникла потребность исследовать эту ситуацию, сделать соответствующие выводы и разработать рекомендации по предупреждению профессионального выгорания у педагогов нашей школы. Также одним из важных факторов, что повлияло на выбор темы моего исследования, является то, что моя родственница работает в школе учителем более 25 лет, при этом является классным руководителем и социальным педагогом, и мне очень хотелось помочь грамотным советом.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагога.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Гипотезой данного исследования послужили следующие предположения:
- синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога;
- на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности.
Целью исследования явилось определение уровня эмоционального выгорания учителей и факторов, его вызывающих.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов;
2. Диагностика личностных особенностей педагогов;
3. Анкетирование, с целью выявления влияния организационных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания;
4. Анализ влияния организационных и личностных факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Диагностическим инструментарием данного исследования послужила методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (см. приложение №1).
Глава 1. Психологические особенности синдрома эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности педагога
Общая характеристика синдрома эмоционального «выгорания»
Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существуют профессии, в которых человек, в связи с необходимостью постоянного контакта с другими людьми, испытывает чувство внутренней эмоциональной напряженности. К ним относятся учителя, психологи, врачи, воспитатели и другие работники социальной сферы деятельности. В значительной степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания - педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциональных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения эмоционального «выгорания» достаточно высока.
В связи с модернизацией системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» - состояние психики педагога, которое он испытывает - равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.
Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Подробно исследуются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т. д.) на физическое и психическое здоровье личности.
1.2. Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы
Эмоциональные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: частые головные боли, бессонница, головокружение. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса эмоционального выгорания.
Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя. Все эти особенности могут способствовать формированию синдрома эмоционального выгорания.
Симптомы эмоционального выгорания можно условно разделить на физические, поведенческие и психологические.
К физическим относятся:
- усталость, чувство истощения;
- частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;
- избыток или недостаток веса, одышка, бессонница.
К поведенческим и психологическим:
- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
- человек рано приходит на работу и остается надолго;
- поздно появляется на работе и рано уходит;
- чувство неосознанного беспокойства, чувство скуки;
- снижение уровня энтузиазма, чувство обиды, чувство разочарования;
- неуверенность, чувство вины;
- легко возникающее чувство гнева, раздражительность, подозрительность;
- неспособность принимать решения, общая негативная установка на жизненные перспективы.
Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко - стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога.
1.3. Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя
Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимофизических и психологических особенностей имеет основанием личностныекачества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь этоотносится к профессиям, где объектом профессиональной активности человекавыступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит откачеств того и другого. Не вызываетсомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-товысоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попыткамиобозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такиепопытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современногокультурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость,трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но неявляющиеся производными определенной профессии.
Если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это:
1. интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог.
Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с
детьми это:
2. интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность.
Третья важная личностная характеристика это:
3. интерес к культуре. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире. Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям.
Перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми.
Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. К таким качествам относит:
- наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные
качества;
- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро
и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро
изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения,
индивидуальных особенностей учащихся;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый
лексический запас, правильный отбор языковых средств, способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.
Все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.
Выявленные личностные качества профессионально ценностны, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.
1.3. Условия работы учителя, способствующие развитию синдрома эмоционального «выгорания»
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания.
Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д.
Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.
- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега – коллега”.
- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относит следующие факторы:
- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.
- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во- вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
Систему самооценок он поддерживает иными средствами - материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “выгорать” ему просто и легко.
Глава 2. Исследовательская часть
В исследовании принимали участие педагоги МАОУ «ВСОШ № 2». В результате исследования влияния индивидуальных особенностей педагогов на формирование у них синдрома «выгорания» было выявлено, что чем ниже уровень общительности, эмоциональной устойчивости, социальной активности, нормативности поведения, чем выше уровень тревожности, тем выше риск возникновения синдрома эмоционального выгорания. Следовательно, такие личностные особенности педагогов как замкнутость, необщительность, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, подверженность чувствам являются предрасполагающими факторами формирования синдрома эмоционального выгорания.
В результате исследования зависимости синдрома эмоционального выгорания от возраста педагогов было выявлено, что связь между возрастом и эмоциональным выгоранием отсутствует.
Методики исследования
Для проведения данного исследования были выбрана методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”.
Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома.
Опытно - экспериментальная база и этапы исследования
Эмпирическое исследование проводилось в период с сентября 2017 г. по январь 2018 г., среди педагогов МАОУ «ВСОШ № 2» села Викулово Викуловского района Тюменской области.
Исследованием в общей сложности было охвачено 14 человек в возрасте от 24-56 лет со стажем работы от 1 года до 28 лет.
Работа проведена в 4 этапа:
I этап - теоретический
Проведён теоретико-методологический анализ содержания синдрома эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной литературе, характерного для ряда социальных профессий. Осуществлён анализ факторов развития и формирования выгорания в зарубежной и отечественной литературе. Определена методология исследования.
II этап - эмпирический
На базе школы проведено исследование синдрома эмоционального выгорания и индивидуально-психологических характеристик личности педагогов, которое подтвердило актуальность исследования этой проблемы у педагогов, выявило способствующие факторы, получено дополнительное представление о структуре и механизмах изучаемого синдрома.
III этап - аналитический
Проведён анализ и обобщение полученных результатов, сформулированы выводы. Обоснованы психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания, разработана программа: «Синдром эмоционального выгорания педагога: профилактика, и преодоление», предложены практические рекомендации по профилактике данного синдрома.
IV этап - заключительный
Проведена апробация программы «Синдром эмоционального выгорания педагога: профилактика и преодоление». Программа включает в себя 4 уровня профилактики и устранения синдрома эмоционального сгорания (см. приложение 2):
1. Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.
2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний.
3. Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту.
4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины.
В ходе исследования изучались фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Каждая из этих фаз имеет отдельно взятые симптомы. Фаза «напряжение» включает в себя: 1) переживание психотравмирующих обстоятельств; 2) неудовлетворённость собой; 3) «загнанность в клетку»; 4) тревога и депрессия.
Фаза «резистенция» состоит из симптомов: 1) неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; 2)эмоционально-нравственная дезориентация; 3) расширение сферы экономии эмоций; 4) редукция профессиональных обязанностей.
Симптомы фазы «истощение» таковы: 1) эмоциональный дефицит; 2) эмоциональная отстранённость; 3) личностная отстранённость (деперсонализация); 4) психосоматические и психовегетативные нарушения (см. приложение № 3).
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что одним из основных факторов, провоцирующих профессиональное выгорание педагогов, является большая часовая нагрузка и одновременное ведение классного руководства. Стаж педагогической работы не оказывает такого влияния, ибо данные исследования показывают, что выгорание при большой часовой нагрузке возникает и у молодых специалистов, а у учителей с 25-летним стажем его может не быть вовсе или оно проявляет себя в виде отдельного симптома. Так же немаловажным фактором, негативно влияющим на эмоциональное состояние педагога и влекущим за собой профессиональное выгорание, является низкая заработная плата, обусловленная малым количеством уроков. Это приводит к неудовлетворённости профессией и собой. Данный факт ещё усугубляется отсутствием благоприятных перспектив для улучшения финансового положения в условиях села и ответственностью за судьбу своих детей в такой социально сложной ситуации. Низкая заработная плата закрывает возможность приобретения собственного жилья, что оказывает гнетущее влияние на учителей. Рекомендациями по результатам исследования может послужить перечисление качеств, помогающих педагогу избежать профессионального выгорания (см. приложение № 4).
Мною были разработаны рекомендации, адресованные директору, заместителям директора разного уровня, по оптимизации рабочей среды школы (см. приложение № 5). Ведь организационные изменения, проводимые руководством школы, могут сыграть главную роль в профилактике эмоционального сгорания педагогов.
Сами педагоги также могут предпринять ряд практических мер по оптимизации организации своего труда. В этой связи мы также предложили учителям ряд рекомендаций (см. приложение № 6).
Выполнение этих небольших правил в организации труда позволяет несколько снизить стрессовую нагрузку на работе и почувствовать, что сам человек может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать равновесие между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами.
Проведенные опросы педагогов показали, что у большинства из них есть свои способы преодоления некоторых негативных состояний (см. приложение № 7).
Заключение
Представленная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В ней я изучала и исследовала феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Я постаралась обосновать причины формирования синдрома, рассмотрела динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы и эти факторы взаимно усиливают друг друга. Изучаемая в работе проблема, на мой взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно, на мой взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.
Таким образом, можно заключить, что, в основном, к профессиональному выгоранию приводят значительные энергетические затраты, связанные с большой часовой нагрузкой и психологические проблемы, возникшие как следствие социальных проблем (разочарование в жизни и в профессии, неудовлетворенность собой, тревога за себя и своих детей). Несоответствие профессиональным требованиям (интровертированный характер, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, присущая меланхолическому темпераменту и т. д.) так же является причиной быстрого эмоционального выгорания.
Литература
1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. — М.: Аспект — Пресс, 2002 г.
2. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях.- АСТ. СПб.: Психология здоровья. Под ред. Г.С.Никифорова, 2002 г.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - ЗАО Изд. дом «Питер», 2005 г.
4. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М.: “Просвещение,” 1989г.
5. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М.: - “Просвещение”, 1986 г.
6. Форманкж Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994 г.
7. Медицинская газета №43 – 8 июня 2005 г. Синдром эмоционального выгорания. http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html
8. http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?p=153933#post153933
Приложение
Приложение №1 Методика исследования эмоционального выгорания (по В.В. Бойко)
Назначение методики. Измерение уровня проявления эмоционального выгорания – механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Методика В.В. Бойко состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Испытуемый, в соответствии с инструкцией, отвечает на них в виде утвердительных или отрицательных ответов.
Инструкция испытуемому. Внимательно прочитайте каждое суждение и отвечайте “да”, если Вы согласны с его содержанием, и “нет”, если не согласны (помните, что в суждениях речь идет о Ваших партнерах – субъектах вашей профессиональной деятельности: пациентах, учащихся и др.)
Инструкция.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Материал
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня, у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка результатов. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающих в себя по 4 симптома:
Фаза “напряжения”
1. Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”.
2. Симптом “неудовлетворенности собой”.
3. Симптом “загнанности в клетку”.
4. Симптом “тревоги и депрессии”.
Фаза “резистенции”
1. Симптом “неадекватного избирательного эмоционального
реагирования”.
2. Симптом “эмоционально-нравственной дезориентации”.
3. Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.
4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.
Фаза “истощения”
1. Симптом “эмоционального дефицита”.
2. Симптом “эмоциональной отстраненности”.
3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”
4. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”.
В соответствии с “ключом” осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до
30 баллов:
- 9 и менее баллов – симптом не сложился;
- 10-15 баллов – складывающийся симптом;
- 16 и более – симптом сложился.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме.
2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования ЭВ. В каждой из фаз оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления качественно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась (в большей или меньшей степени):
- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
3) находится итоговый показатель синдрома ЭВ – сумма показателей всех
12 симптомов.
Ключ к методике
“Напряжение”
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5).
2. Неудовлетворенность собой:
-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3).
3. “Загнанность в клетку”:
+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5).
4. Тревога и депрессия:
+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).
“Резистенция”
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+5(5), –17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5).
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6(10), -18(3), +30(3), +42(5, +54(2), +66(2), -78(5).
3. Расширение сферы экономии эмоций:
+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5).
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).
“Истощение”
1. Эмоциональный дефицит:
+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2).
2. Эмоциональная отстраненность:
+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10).
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10).
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).
Приложение №2 Программа «Синдром эмоционального выгорания педагога: профилактика и преодоление
1 уровень –органический (телесный)
Цель: релаксация, снятие напряжения, усталости.
“Дыхание на счет 7-11”
Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале ВЫ почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
“Снятие напряжения при помощи воображения”
Направьте внимание на напряженную мышцу. Вообразите, что она превращается во что-то мягкое. Некоторые люди представляют, как их напряженные мышцы превращаются в глину, хлопок, вату.
“Самомассаж”
Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:
• межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
• задняя часть шеи;
• челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
• плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
• ступни ног: если Вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.
“Расслабление тела”
Состоит из трех ступеней: настройка, подготовка, освобождение.
Если Ваше тело напряжено:
• Определите напряженную группу мышц, не предпринимая попыток расслабить их.
• Постарайтесь почувствовать, как много энергии Вы затрачиваете на мышечное напряжение.
Представьте себе, что Ваши мышцы становятся мягкими и податливыми как будто бы превращаются в глину или теплый воск.
Первой ступень (1 – Настройка).
Вы выявляете наиболее болезненное место Вашего тела. Сосредоточьтесь на том месте, которое болит, и направьте свой “внутренний свет” на этот участок тела. Когда Вы сконцентрируете внимание, боль ослабнет.
Второй ступень (2 – Подготовка).
Напряженные мышцы тяжело работают. Подумайте о постоянном потоке энергии, который уходит на то, чтобы часами поддерживать Ваше тело во взведенном состоянии. Мышцы мобилизуются, но эта мобилизация ни во что не выливается. Ступень вторая поможет понять, что быть несчастным – это тяжелая работа.
Третья ступень (3 – Освобождение).
Вы можете представить себе, как Ваши мышцы превращаются в мягкие субстанции типа геля, облаков, пены и т.д.
“Релаксация”
Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных вдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части Вашего тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул/пол/кровать/земля приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Это упражнение позволит расслабить мышечные зажимы, отвлечь внимание от беспокоящих мыслей. Его хорошо использовать в условиях отдыха, даже кратковременного.
“Поплавок в океане”.
Вообразите, что вы маленькие поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел…Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность … Попытайтесь ощутить эти толчки выныривания… Ощутите движения волны… Тепло солнца… Капли дождя… Подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
2 уровень – эмоциональный.
Цель: снятие ощущений подавленности, бессилия, усталости от контактов с другими людьми.
“Передышка”
Обычно, когда мы бываем, расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов – “выбросить из головы”.
Отложите в сторону все проблемы. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если Вам так больше нравится. Посчитайте до пяти, пока делаете вдох и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что когда Вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все Ваши неприятности и беспокойство улетучиваются.
“Простые утверждения”
Повторение хороших, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональными переживаниями. Например:
• Сейчас я чувствую себя лучше.
• Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
• Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда я пожелаю.
Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными, избегайте негативных слов. Очень важно повторение. Повторяйте их несколько раз вслух или записывайте на бумаге.
“Убежище”
Представьте себе, что у Вас есть удобное надежное убежище, в котором Вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе картину в горах или лесную долину, о которой никто кроме Вас не знает, сад на Гаити и т.д. Мысленно опишите это безопасное удобное место. Ложась спать представьте себе, что вы отправляетесь туда. Повторяйте это несколько раз в течение дня.
“Как было бы, если бы…”.
Если вы чувствуете себя подавленным, вообразите, как бы вы чувствовали себя, и как бы выглядело все вокруг, если бы вы были жизнерадостными. Если вы чувствуете себя обессиленным, вообразите, каким бы вы были, ели бы были полны сил. Если вы чувствуете себя усталым, найдите в себе ту часть, которая никогда не устает. Вообразите себя активным и энергичным. Что вы делаете? Что вы чувствуете?
“Передача энергии”
Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть Вашего тела. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей стеной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по Вашей стене. Пометите источник энергии справа.
Ощутите воздействие энергии на правой половине тела. Поместите источник энергии слева. Ощутите воздействие энергии на левую половину тела. Вообразите источник энергии над собой. Ощутите, как энергия воздействует на голову. Теперь источник энергии находится у вас под ногами. Почувствуйте, как наполнятся энергией ступни ваших ног, а потом энергия поднимается выше и распространяется по всему Вашему телу.
Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку, теперь другому. Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали. Теперь пошлите энергию своей семье, своим друзьям и знакомым.
“Храм тишины”
Вообразите себя гуляющим по окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, выражение их лиц, фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойные и радостные, обратите внимание на транспорт, его скорость, шум, гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть, вы слышите и другие слухи? Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный магазин… Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдете и поприветствуете этого человека или пройдете мимо? Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит “Храм тишины”. Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова.
Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите, и сразу же оказываетесь, окружены полной и глубокой тишиной. Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя теперь чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к храму тишину, чтобы вы могли, когда захотите вновь вернуться туда.
“Оживление приятных воспоминаний”
Вспомните то время в своей жизни, когда вы были уверены, что по настоящему любимы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его во всех деталях. Или: вспомните те моменты, когда вы испытывали какие-то острые переживания. Были влюблены…Вас озарило вдохновение… Вы были захвачены чтением, работой или какой-то другой важной деятельностью… Слушали музыку или делали что-0то другое. Выберите один из таких высших пиков Вашей жизни и постарайтесь пережить его заново. Теперь попробуйте ответить самому себе: каковы самые существенные особенности этого переживания? Что мешает вам испытывать такие чувства сейчас?
3 уровень - рациональный (смысловой).
Цель: формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту.
“Сделайте шаг”
Часто источником беспокойств и огорчений являются реальные события, порождающие нашу неуверенность. Здесь поможет вопрос, обращенный к самому себе:
Что следует предпринять в первую очередь, чтобы выйти из создавшейся ситуации?
В случае затруднений с чего начать, предлагаем список позитивных действий:
• Запишите все свои мысли, касающиеся данной проблемы.
• Запишите все альтернативы, постепенно сведя их до двух-трех.
• Начните с наиболее срочной проблемы.
• Займитесь решением самой приятной и легкой части проблемы.
“Волшебное слово”
Прерывает автоматический поток мыслей при помощи умиротворяющего слова и фразы.
Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы: глубокое и еще более глубокое расслабление. Пусть мысли проносятся в Вашей голове, не давайте им завладеть Вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторите слово, фразу или считайте про себя в течение шестидесяти секунд. Дышите медленно и глубоко.
“Отвлечение внимания”
Отвлечение внимания – это способ позитивного отвлечения, который блокирует стрессовые мысли и чувства.
В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены 4 возможности:
• Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые доставляют Вам удовольствие, например, домашний праздник.
• Медленно сосчитайте предметы эмоционально нейтрально окрашенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на отпечатанной странице и т.д.
• Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных Вами вчера действий.
• В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.
Ключ к использованию этого способа состоит в умении сконцентрировать внимание на нейтральных или позитивных чертах.
“Вечерний обзор”
Закройте глаза, сядьте прямо. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточьтесь на дыхании. Затем попробуйте вспомнить весь свой день в обратном порядке. Вспомните все события и все свои действия в течение дня до момента утреннего пробуждения, попытайтесь вспомнить свои сны. Делайте это без эмоций и рассуждений. Вспоминайте события дня, но не оживляйте их, не фантазируйте, вспомните, что вы говорили и думали. Не позволяйте себе начинать игру “Если бы я…” Если вам трудно сохранять беспристрастность, представьте, что эта жизнь другого человека, которого вы любите таким, каков он есть.
“Похвальное слово самому себе”
В течение десяти минут с закрытыми глазами вспоминайте свою жизнь. Начните с самых ранних воспоминаний. Вспомните Ваше каждое достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым вы можете гордиться. Откажитесь от любых скромных и снижающих ваши достоинства замечания (например: “В институте я было первая в своей группе. Правда, в ней было всего десять человек”. Отбросьте второе предложение и составьте только первое!). Обратите особое внимание ан те события, которые без Вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, случай, когда вы выступили и защитили Вашего товарищи по работе). И не забудете поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас более трудны (например, случай, когда вы выступили против хулигана, хотя у вас и дрожали колени). Запишите вкратце каждый из эпизодов Вашей жизни, которым вы можете гордиться, затем через которое время перечитайте эти записи глазами Объективно Наблюдателя, проверяя, в самом ли деле писавший, испытывал гордость за свои достижения, и не вкрались ли в его воспоминания “скромные” или обесценивающие пояснения.
“Я …”
Специалист описывает действие, поведение, отношение, которые желательны. При этом следует избегать слов и выражений “не буду”, “никогда”, “перестану”, “никаких”. Например, вместо “Я перестану ругать себя” – “Я буду себя прощать и одобрять”. Это упражнение снимает негативное отношение к себе в профессии, восстановит уверенность в своих силах и возможностях.
4 уровень – поведенческий
На поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Это позволяет отвлечься от неприятных мыслей, а иногда и найти решение проблемы.
Ожидаемый результат:
1. Устранение эмоциональной напряженности, успокоение.
2. Ослабление проявлений утомления, восстановление.
3. Повышение психофизиологической реактивности, активизация.
Приложение №3
Название синдрома эмоционального выгорания |
сложился |
складывается |
Не сложился |
«Напряжение»: |
33% |
25% |
42% |
а) переживание психотравмирующих обстоятельств; |
50 |
33 |
16,6 |
б) неудовлетворенность собой; |
33 |
16,6 |
50 |
в) «Загнанность в клетку»; |
8,3 |
25 |
66,6 |
г) тревога и депрессия |
50 |
16,6 |
33 |
«Резистенция»: |
42 |
50 |
8,3 |
а) неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; |
50 |
33 |
8,3 |
б) эмоционально-нравственная дезориентация; |
58,3 |
25 |
16,6 |
в) расширение сферы экономии эмоций; |
33 |
8,3 |
50 |
г) редукция профессиональных обязанностей |
25 |
50 |
25 |
«Истощение»: |
25 |
25 |
58,3 |
эмоциональный дефицит; |
33 |
16,6 |
50 |
-эмоциональная отстранённость; |
25 |
16,6 |
50 |
-личностная отстранённость; |
16,6 |
58,3 |
25 |
психосоматические и психовегетативные нарушения |
50 |
25 |
25 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство педагогов имеют складывающиеся и сложившиеся симптомы эмоционального выгорания. Так, фаза «Напряжение» сложилась у 33 % и также у ещё 25 % она в стадии формирования. Фаза «Резистенция» сформирована у 42 % и у 50 % формируется. Фаза «Истощение» сформировалась у 25 % и у 25 % формируется.
№№ п/п |
Ф.И.О. |
Педагогический стаж |
должность |
Итоговый показатель синдрома ЭВ |
1 |
Лазарева Л.П. |
24 года |
Учитель МХК |
34% |
2 |
Вальтерова С.И. |
24 года |
Директор |
16% |
3 |
Климова Т.Д. |
26 лет |
Учитель русского языка и литературы |
14% |
4 |
Игнатьева В.С. |
2 года |
Заместитель директора по воспитательной работе |
42% |
5 |
Хилькевич Т.Ю. |
26 лет |
Заместитель директора по учебной работе |
29% |
6 |
Арефьева Е.В. |
23 года |
Учитель биологии |
25% |
7 |
Ломтева О.А. |
28 лет |
Учитель технологии, соц. педагог |
48% |
8 |
Малюгина Н.Г. |
1,5 года |
Педагог-библиотекарь |
9% |
9 |
Мелентьева Н.В. |
24 года |
Учитель начальных классов |
16% |
10 |
Ярославцева Н.Н. |
7 лет |
Учитель географии |
17% |
11 |
Виснапу С.В. |
1 год |
Педагог-организатор, хореограф |
18% |
12 |
Дворецкая А.Л. |
3 года |
Педагог-логопед |
20% |
13. |
Камагоров А.М. |
19 лет |
Учитель физкультуры |
24% |
14 |
Иванова К.А. |
2 года |
Учитель английского языка |
36% |
Приложение № 4 Качества, помогающие педагогу
избежать профессионального выгорания
1) хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
2) высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
3) опыт успешного преодоления профессионального стресса;
4) способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
5) высокая мобильность;
6) открытость;
7) общительность;
8) самостоятельность;
9) стремление опираться на собственные силы;
10) способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Так же следует постоянно поддерживать собственную самооценку.
1) Стараться более позитивно относиться к жизни. Использовать внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, стараться переключиться на приятное.
2) Относиться к людям так, как они того заслуживают. Выискивать в человеке не недостатки, а достоинства.
3) Относиться к себе с уважением. Составить список своих достоинств. Убедить себя в том, что таковые имеются.
4) Попытаться избавиться от того, что в себе не нравится.
5) Начинать принимать решения самостоятельно. Помнить, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые решения всегда можно оправдать и обосновать.
6) Постараться окружить себя тем, что оказывает положительное влияние. Приобретать любимые книги, магнитофонные записи. Нужно иметь и любить свои «слабости».
7) Обрести веру: в человека, в обстоятельства и т.д. Помнить, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если нет возможности повлиять на ход событий, «отойти в сторону» и просто подождать.
Приложение № 5. Рекомендации директору,
заместителям директора по оптимизации рабочей среды школы
–улучшение набора и отбора персонала, чтобы в школе не было педагогов, не заинтересованных в работе;
–создание системы наставничества для передачи новичкам навыков “выживания” на работе;
–установление плановых тайм-аутов для того, чтобы можно было менять на время характер решаемых задач, получать передышку от общения с учениками;
–гибкий график работы;
–привлечение учителей к участию в управлении;
- разработка планов персональной карьеры;
– создание позитивного психологического климата в коллективе.
Таким образом, организационные изменения, проводимые руководством школы, могут сыграть главную роль в профилактике эмоционального сгорания педагогов.
Приложение № 6 Рекомендации учителям
-оценить реальность сроков исполнения заданий и по возможности снизить чрезмерную интенсивность труда;
-выделить краткосрочные и долгосрочные цели и установить приоритетность целей;
-четко определить сферу своей ответственности и не брать на себя ответственность за работу других людей;
-овладеть технологиями управления своим временем (тайм-менеджмент);
-выработать оптимальный ритм работы, который позволил бы оптимально использовать свои ресурсы;
установить чередование сложных и простых заданий.
Выполнение этих небольших правил в организации труда позволяет несколько снизить стрессовую нагрузку на работе и почувствовать, что сам человек может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать равновесие между внешними требованиями и своими внутренними ресурсами.
Приложение № 7
На органическом уровне проявления признаков перенапряжения учителя используют способы, позволяющие снять или перераспределить физическое напряжение: спортивные занятия (бег, спортивные игры), танцы, работа по дому, связанная с физической нагрузкой, принятие ванны, душа, прогулки, сон. Женщины отмечали также заботу о своей внешности: посещение парикмахера, косметические маски и т.п.
Для снятия эмоционального напряжения часто используются такие методы, как просмотр любимых кинофильмов, общение с близкими друзьями.
На поведенческом уровне снижению напряжению способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. По словам педагогов, такие занятия, как вязание или шитье (в других случаях раскладывание карточных пасьянсов) позволяет им отвлечься от неприятных мыслей, а иногда и найти решение проблемы. Другим нередко называемым способом является изменение маршрута движения на работу или с работы, замена транспорта пешей прогулкой.
На смысловом уровне изменение состояния учителя достигается за счет обсуждения учебных проблем с коллегами и близкими