Вам бы не хотелось пройтись по лесной тропинке, послушать пение птиц, стрёкот кузнечика, кваканье лягушки в болоте? Думаю, нет таких людей, кто бы отказался жить в мире с чистым воздухом, прозрачной живой водой и чистого неба. Но задумывались ли вы, что люди сделали для того, чтобы сохранить всю эту первозданную красоту? Проблема взаимодействия человека с природой имела место всегда. Но сейчас она стала очень острой и приняла огромные масштабы. Чаще всего это происходит из-за того, что люди стали плохо относиться к окружающему миру, загрязняя природу различными отходами и не задумываясь о том, что они оставят своим потомкам. Большое количество международных организаций ставят вопросы экологического просвещения людей. Процесс повышения уровня экологической компетентности развивается медленно, потому что он не стал ещё внутренней потребностью каждого человека. Поэтому с детского возраста необходимо усвоить, что Земля – наш общий дом, и мы должны сохранить наш дом для последующих поколений.
Для повышения экологической компетентности школьников необходимо проводить экологическое просвещение в интересных и доступных для детей формах. В связи с этим, актуальность данной работы заключается в том, чтобы показать важность повышения экологической компетентности посредством интеллектуальной игры. Элементом новизны данной работы является то, что нами была составлена экологическая интеллектуальная игра и проведено исследование о повышении уровня экологической компетентности обучающихся в процессе её проведения. Мы предполагаем, что уровень знаний обучающихся в результате интеллектуальной игры повысится. Теоретическим объектом нашего исследования является экологическая компетентность, эмпирическим объектом – обучающиеся 7-8 классов,а предметом – интеллектуальная игра как средство формирования экологической компетентности. Следовательно, целью нашей работы является изучение влияния интеллектуальной игры на формирование экологической компетентности обучающихся. Для реализации данной цели нами поставлены следующие задачи:
Анализ научных и научно-популярных источников по данной теме.
Познакомиться с понятием «интеллектуальная игра».
Составить сценарий интеллектуальной игры в рамках проведения Года экологии.
Выявить уровень экологической компетентности обучающихся с внедрением контрольных вопросов (до и после проведения интеллектуальной игры).
Проанализировать результаты исследования о влиянии интеллектуальной игры на формирование экологической компетентности обучающихся.
В данной работе автором были использованы следующие методы: анализ литературы по теме, творческий метод (создание сценария игры), подготовка инструментария для проведения анкетирования, анкетирование, анализ полученных данных.
Влияние интеллектуальной игры на экологическую компетентность
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», то есть то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях. Так, в процессе интеллектуальных игр по экологическим темам ребёнок получает знания об окружающем его мире, что поможет ему применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Участие в интеллектуальных играх по экологическим темам позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Интеллектуальная игра
Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т. п.), способствуют развитию внимания, памяти, реакции, воображения.
Понятие «интеллектуальная игра»
Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Являясь командными играми, интеллектуальные игры способствуют развитию коммуникативных способностей. С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе, и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения. [2]
Значение интеллектуальных игр:
- дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение;
- способствуют всестороннему, гармоническому развитию школьника, помогают вырабатывать необходимые в жизни и учебе полученные навыки и качества;
- развивают умственные способности, совершенствуют и тренируют память, мышление, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний;
- имеют важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Следовательно, при проведении интеллектуальных игр всегда наблюдается активность учащихся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации учащихся.
Виды интеллектуальных игр
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные игры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Естественно, что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.
Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 (это игра называется «Веришь - не веришь») до 5 («Эрудит-лото»). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий. Наиболее сложной из этих игр являются так называемые «странные обстоятельства», когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.
Вторую группу (относительно малораспространённую) составляют игры, которые условно можно назвать «заполнением пропусков» (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить), «восстановлением списков» («Кто кого любил», «Откуда взята фраза», «Поговорим на разных языках».Третью группу составляют игры, в которых участникам предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемым самими участниками. В Клубах интеллектуальных игр разработаны несколько вариантов таких игр. Четвертую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?». Первая представляет из себя очное состязание команд, а вторая – турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать максимальное количество очков.
Таким образом, игра имеет особое значение в жизни ребёнка. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего – в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», то есть то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях. Так, знания об экологии могут закрепиться в процессе участия в интеллектуальных играх. [6]
Экологическая компетентность как часть системы экологического воспитания обучающихся
Развитие экологических компетенций предполагает восхождение обучающихся от низшего к высшему уровню. Освоение высших уровней экологических компетенций возможно при использовании в образовательном процессе таких форм и методов обучения, которые учитывают индивидуальные особенности и наклонности обучающихся, как например проведение различных интеллектуальных игр. [5]
Экологическое образование детей оказывает влияние на качество окружающей среды, благодаря тому, что обеспечивает формирование здорового образа жизни. Оно должно удовлетворять запросы современного общества, быть инновационным, информационным и находиться в непрерывном качественном развитии. Одним из главенствующих направлений является переориентация от накопления знаний к воспитанию личности, способной к практичным, результативным решениям, от которых зависит будущее человечества.
Итак, решение глобальных экологических проблем определяется экологической культурой и экологической компетентностью граждан. [4]
Интеллектуальная игра как средство повышения экологических знаний
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Интеллектуальная игра как средство повышения экологической компетентности имеет большое значение в жизни учащихся. В процессе игры дети не только усваивают новые знания о природе и её сохранении, но и у них развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива.
Отсюда следует, что использование интеллектуальных игр способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. [1]
Исследование повышения уровня экологической компетентности обучающихся в процессе их участия в интеллектуальной игре
Рассмотрев виды интеллектуальных игр, экологические проблемы родного края и посёлка Пинега, познакомившись с возможностями использования интеллектуальной игры с целью просвещения обучения детей-подростков, нами был составлен сценарий игры «Экологический марафон» (Приложение 1) для обучающихся 7-8 классов (Приложение 2), в основе которой легла система игры «Счастливый случай».
Проведение игры «Экологический марафон»
Игра «Экологический марафон» была направлена на привлечение внимания обучающихся к рациональному использованию ресурсов окружающей среды и на формирование познавательной активности. Для проведения игры классам было предложено выбрать по 2 представителя, таким образом, произвольно сформировались 3 команды: Клюковка, Морошка, Черничка. (Приложение 3)
Игра разбита на геймы, которые имеют своё название и типологию. Для создания игры мы использовали 3 типа игр:задания с заполнением пропусков («Знаете ли вы что»), задания, в которых участникам предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам («Есть глаза у цветов»), задания, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос («Дальше, дальше, дальше…»). (Приложение 4)
1 гейм «Разминка» представляет собой попеременные ответы на 4 несложных вопроса и направлен на снятие психологической напряжённости внутри вновь сформированных групп, так как вопросы несут не только информацию по вопросам экологии и выявляют знания обучающихся, но и несут шутливый характер.
2 гейм «Литературный» предоставляет участникам команд возможность вспомнить и прочитать стихотворения о природе, а зрителям – пословицы и поговорки, связанные с природой, природными явлениями. (Приложение 5)
Во время проведения 3 гейма «Знаете ли вы, что …» проверялись знания обучающихся терминов и экологических проблем. Каждая команда имела возможность ответить на 3 вопроса, на обдумывание ответа предлагалось определённое время. Но заработать дополнительные баллы можно было, ответив на вопросы, которые оказались трудными для команды-соперницы. (Приложение 5)
Перед 4 геймом «Есть глаза у цветов» танцевальной группой ансамбля «Ровесники» представлен танец «Ромашка», (Приложение 5) что стало своеобразным вводом в гейм. Командам были представлены карточки с фотографиями цветов и легендами о них. (Приложение 6) Участникам необходимо по представленным легендам определить не только, о каком цветке идет речь, но и по фотографиям указать названия цветов. Пока команды работают, зрители отвечают на вопросы ведущего.
Последний, 5 гейм, «Дальше, дальше …» заключается в том, что в течение одной минуты ведущий задаёт вопросы, на которые надо дать ответ как можно быстрее, отвечать могут одновременно все члены команды. Если хотя бы один ответ будет правильным – ответ засчитывается. Если участники команды не знают ответа, они говорят «дальше» и ведущий переходит к следующему вопросу. Время на ответы ограничено.
Игра завершается подведением итогов членами жюри, награждением участников команд и зрителей и песней «Земля не спит» (муз. В.Добрынина, сл. Р. Рождественского). (Приложение 5) Таким образом, интеллектуальная игра «Экологический марафон» имеет познавательный и информационный характер. В течение игры были задействованы не только участники команд, но и зрители.
Исследование повышения уровня экологической компетентности обучающихся
Для проведения исследования уровня экологической компетентности обучающихся в процессе их участия в интеллектуальной игре были составлены анкеты (Приложение 7) на выявление знаний обучающихся 7-8 классов (73 респондента) по вопросам экологии. Данные анкеты были предъявлены обучающимся до и после игры, причём в каждой из анкет были внесены «контрольные вопросы», на основании которых нами были сделаны соответствующие выводы:
1. Все опрошенные были осведомлены о том, что деревом, символизирующим нашу страну, является берёза (Вопрос №3)
2. По остальным «контрольным вопросам» все респонденты показали повышение уровня компетентности, то есть их знания по вопросам:
- о биосфере, как активной оболочке Земли, населённой живыми организмами (Вопрос №1);
- о карпе, называющимся «водяной свиньёй» (Вопрос №2);
- о хризантеме, считающейся символом Японии и самого солнца (Вопрос №4);
- о ласточке, которая предвещает ненастье (Вопрос №5);
- о берёзе, на которой растёт лечебный гриб «чага» (Вопрос №6). (Приложение 8)
Таким образом, наше предположение, что уровень знаний обучающихся в результате интеллектуальной игры повысится, нашло своё подтверждение, так как знания обучающихся по «контрольным вопросам» до и после игры повысились.
Заключение
Природа одна, другой не будет никогда. Уже сегодня, начав сообща решать проблемы окружающей среды, объединив все усилия граждан государства, можно улучшить мир вокруг нас. Вопросы охраны природы волнуют многих, ведь о того, как мы относимся к ним сегодня, зависит, в каких условиях мы будем жить завтра. В настоящее время экологическая грамотность людей является важнейшим условием развития современного общества. В связи с этим проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде, повышению экологической компетентности школьников. [3]
В связи с этим нами был составлен сценарий и проведена интеллектуальная игра «Экологический марафон». Результатом нашего исследования стало выявление уровня компетентности обучающихся до и после проведения игры. Мы предположили, что уровень знаний обучающихся в результате проведения интеллектуальной игры повысится. Проанализировав полученные в ходе исследования данные, нами было установлено, что уровень знаний обучающихся в результате интеллектуальной игры повысился, что и подтверждает наши предположения. В ходе игры ребята не только проверили свои знания и получили новые, но и научились согласовывать свои действия и работать во вновь организованных командах. По мнению обучающихся, участников и зрителей игры, мероприятие было познавательным и интересным, по сложности вопросы соответствовали возрасту участников. (Приложение 9)
Жизнь человека немыслима без окружающей его среды. Но воздействие человека на неё становится всё более интенсивным в последнее время, что порождает много проблем, происходят серьёзные изменения в природе. Поэтому экологическое воспитание и просвещение так важны. По мнению Е.С. Бабиной, учителя математики, «игра «Экологический марафон» была направлена на привлечение внимания обучающихся к рациональному использованию ресурсов окружающей среды и на формирование познавательной активности».
Список использованных источников
http://greendiplom.ru/ (дата последнего обращения: 18.02.2018.)
http://iem.natm.ru/mentor (дата последнего обращения: 04.11.2017.)
https://kopilkaurokov.ru (дата последнего обращения: 18.02.2018)
https://nsportal.ru/shkola (дата последнего обращения: 18.02.2018)
http://www.sochuroki.com (дата последнего обращения: 18.02.2018)
http://studbooks.net (дата последнего обращения: 18.02.2018)
http://uchitel76.ru/ (дата последнего обращения: 13.05.2018.)
Приложение 1
Сценарий интеллектуальной игры «Экологический марафон»
для обучающихся 7-8 классов
Слайд |
Ведущий |
Задание |
Ответ |
Комментарий |
1фильм [8] |
||||
2 ЭМ |
Добрый день, дорогие друзья, уважаемые учителя! 2017 год, по решению Президента Российской Федерации, был объявлен в нашей стране годом экологии. Охрана окружающей среды – важнейшая проблема человечества в целом , и каждого гражданина в отдельности. Поэтому сегодня мы приглашаем вас принять участие в игре «Экологический марафон» и просим участников команд пройти в центр нашего зала. |
|||
В зал выходят по три представителя от каждого класса: 7А, 7Б, 8А, 8Б. |
||||
Чтобы все команды были в равных условиях, мои помощники предложат представителям каждого класса выбрать конфетку своего любимого цвета. |
||||
Помощники на 4 маленьких подносах выносят по 3 конфеты для каждого класса: красная, синяя, желтая. Участники команд выбирают. Таким образом, формируются 3 команды. |
||||
Итак, команды сформированы, просим участников занять свои места: красный цвет -команда «Клюковка», синий цвет - команда «Черничка» и желтый цвет - команда «Морошка». |
Команды рассаживаются по местам, где устанавливаются таблички с названиями команд и приготовлены листы бумаги и ручки. |
|||
Для объективного судейства мы приглашаем членов жюри занять свои места: Теперь все готово, мы начинаем наш экологический марафон. |
||||
ГОНГ |
||||
3 – разминка |
Первый гейм – разминка. Каждой команде будет предложено по 4 вопроса. Внимательно слушайте вопрос, если команда не знает ответ, то та команда, которая первая поднимет руку, может дать свой ответ и заработать балл. Время для обдумывания ответа – 5 секунд. Первой отвечает команда «Клюковка». |
|||
Ветки каких деревьев можно встретить в бане? |
берёза, дуб |
КЛЮКОВКА |
||
2. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? |
буква о |
ЧЕРНИЧКА |
||
3. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? |
медведь |
МОРОШКА |
||
4. В названии какой птицы есть цифра 3? |
стриж |
КЛЮКОВКА |
||
5. Сколько ног у паука? |
восемь |
ЧЕРНИЧКА |
||
6. От чего утки плавают? |
от берега |
МОРОШКА |
||
7. Что делает ёж зимой? |
спит |
КЛЮКОВКА |
||
8. Какая змея самая большая? |
анаконда |
ЧЕРНИЧКА |
||
9. Первые весенние птицы |
грачи |
МОРОШКА |
||
10. Самое быстрое морское животное |
дельфин, касатка |
КЛЮКОВКА |
||
11. Какому дереву дети очень радуются зимой? |
ель |
ЧЕРНИЧКА |
||
12. Какая рыба напоминает шахматную фигуру? |
морской конёк |
МОРОШКА |
||
ГОНГ |
||||
Ну что ж, участники команд поближе познакомились друг с другом и заработали свои первые очки, которые жюри сейчас подсчитает, а мы переходим к следующему гейму. |
||||
ГОНГ |
||||
4 – литературный |
Природа всегда являлась источником вдохновения для художников, писателей, поэтов. Поэтому мы назвали Второй гейм – литературный. Мы предлагаем командам вспомнить как можно больше стихотворений о природе и прочитать их наизусть. Время – 3 минуты. |
|||
Команды обсуждают вопрос. |
||||
Дорогие зрители, пока участники команд вспоминают строки стихотворений, мы предлагаем вам вспомнить русские пословицы и поговорки о природе, природных явлениях. |
||||
Зрители отвечают, помощники раздают жетоны. |
||||
ГОНГ |
||||
Итак, мы слушаем ответы команд. Теперь начинает отвечать команда «Черничка» |
ЧЕРНИЧКА МОРОШКА КЛЮКОВКА |
|||
Спасибо командам и зрителям за ответы. Жюри подводит итог этого гейма, а мы продолжаем. |
||||
ГОНГ |
||||
5 – «Знаете ли вы …» |
3 гейм мы назвали «Знаете ли вы…». В течение этого годы вы много говорили об экологических проблемах, поэтому сегодня мы постараемся проверить ваши знания. Каждой команде будут заданы вопросы, на обдумывание каждого 10 секунд. Если команда не знает ответ, то та команда, которая первая поднимет руку, может дать свой ответ и заработать балл. Теперь начинает команда «Морошка» |
|||
1. Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука? |
экология |
МОРОШКА |
||
2.Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь? |
биосфера |
КЛЮКОВКА |
||
3.Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором? |
медуница |
ЧЕРНИЧКА |
||
4. Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё.. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она – фактор, который определяет климат. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле? |
вода |
МОРОШКА |
||
5.Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков? |
11 января |
КЛЮКОВКА |
||
6.Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях – высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь? |
нефть |
ЧЕРНИЧКА |
||
7.Многие народные приметы связаны с разнообразными видами птиц: сорока - это всегда обман или сплетни, орел; парящий над головой — предвестник счастья и крупной победы; дятел долбит крышу дома — быть беде. А какая птица приносит ненастье? |
ласточка |
МОРОШКА |
||
8.В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР – в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга? |
красная книга |
КЛЮКОВКА |
||
9. Из этого гриба изготавливают препарат бефунгин, применяемый при лечении хронических гастритов и язв, а также в качестве средства при лечении онкологических больных. Особенно показан этот препарат при раке желудка и легких. Установлено, что он повышает защитные реакции организма, активизирует обмен веществ в мозговых тканях, снижает артериальное и венозное давление. Гриб быстро снимает боль и нормализует функции кишечника. |
чага |
ЧЕРНИЧКА |
||
7 |
ГОНГ |
|||
Подошел к концу 3 гейм и просим жюри огласить первые итоги нашей игры. |
||||
Жюри подводит итог. |
||||
8 – ромашка |
ТАНЕЦ «Ромашка» (исп. ансамбль «Белый день»/ Лена Василёк) |
|||
9 |
Мы продолжаем нашу игру. |
|||
ГОНГ |
||||
10 «Есть глаза…» |
Начинаем 4-й гейм «Есть глаза у цветов…». Судя по названию, речь пойдет о прекрасных обитателях нашей планеты: цветах. Каждая команда получает лист с заданием: вам необходимо определить по представленной легенде название цветов. Время выполнения задания – 5 минут. Начали! |
|||
11 |
ГОНГ |
|||
Пока команды работают, мы предлагаем зрителям ответить на ряд вопросов. |
||||
1.Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко. |
опята |
|||
2.Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует. Он в лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. |
мухомор |
|||
3.У этой семейки грибов шляпки разного цвета – и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название их одно. |
сыроежки |
|||
4. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. |
земляника |
|||
5.Подул ветерок, закачались травинки, и будто глянул на тебя из травы черный внимательный птичий глаз. Это ягода. Только брать ее в рот нельзя, очень опасно – она ядовитая. |
вороний глаз |
|||
6.Голубая поляна? Разве такое бывает? Приглядись, она вся покрыта маленькими кустарниками. А на них висят голубые ягоды. Они-то и окрашивают поляну, делают ее голубой. |
голубика |
|||
7. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается не солнце. |
береза |
|||
8.В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нем не растут. Но посмотрим, как во время цветения этого дерева летят к нему пчелы и мед потом будет самый вкусный и душистый. |
липа |
|||
9.Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. |
рябина |
|||
10.Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. |
мать-и-мачеха |
|||
11.Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита. |
ландыш |
|||
12.Это растение не любит солнце – растет в затемненных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. |
кислица |
|||
13. Зверек этот живет в земле. Там и спит, там и еду – насекомых и их личинок – себе находит. Увидать его трудно. Но узнать о том, где он, можно по кучкам свежей земли, которую он выбрасывает на поверхность. |
крот |
|||
14.Мелькнула в траве и скрылась, только ее и видели. Ну, а если все-таки схвати ее враг, то оставит она ему свой хвост. Пока враг разберется, что к чему – она скроется, а хвост потом отрастит. |
ящерица |
|||
15.Этот зверь валит деревья зубами без топора, зубы его длинные и острые. |
бобер |
|||
ГОНГ |
||||
Ответы команд мы передаем для проверки членам жюри. А всех участников и зрителей мы приглашаем проверить свои знания о цветах. |
||||
12 - ответы по цветам |
1.Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «гала» – молоко и «актус» – цветок, то есть молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить её и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. |
подснежник |
||
2.В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его Родина – Персия, откуда он перекочевал в Турцию, а затем попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на 3 луковицы этого цветка были куплены 2 каменных дома. |
тюльпан |
|||
3.Её Родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды, в апреле, богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная … |
сирень |
|||
4.Согласно легенде Богиня Венера вместе со своим возлюбленным Адонисом охотилась в лесу. Но неожиданно началась гроза, и влюблённые спрятались в пещере. А промокшие туфельки богиня сбросила у входа. Их заметил случайный путник. Наклонился он к чудным туфелькам, хотел поднять, но туфельки превратились в прекрасные цветы. Догадался человек, что в пещере отдыхают боги, и скорее пошёл прочь. А в лесах Европы с тех пор растёт необыкновенной красоты растение. Что это за растение? |
венерин башмачок |
|||
5.По славянской легенде, удалого Садко любила водная царица Волха. Однажды, в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. Из её прекрасных синих глаз покатились слёзы и только луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращаются в нежные цветы, похожие на волшебный жемчуг. С тех пор цветок является символом чистой и нежной любви. Что это за цветок? |
ландыш |
|||
6.Легенда рассказывает, что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите, и великий громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив в цветок У древних галлов они считались символом скромности и невинности, ими усыпали ложе новобрачных. Гёте мечтал, чтобы его родной Веймар утопал в благоухании этих цветов, и, выходя на прогулки рассыпал их семена где только возможно. Как называются эти цветы? |
фиалки |
|||
13 |
ГОНГ |
|||
Перед последним геймом предлагаем членам жюри огласить результаты. |
||||
Жюри подводит итог 4-х конкурсов |
||||
14 – «Дальше, дальше,дальше…» |
Последний гейм заключается в том, что в течение одной минуты я буду задавать вопросы, на которые надо дать ответ как можно быстрее, отвечать могут одноврЕменно все члены команды. Если хотя бы один ответ будет правильным – ответ будет засчитан. Если участники команды не знают ответа, они говорят «дальше» и мы перейдём к следующему вопросу. Зрителей просим не подсказывать! ИТАК, Мы начинаем с команды, которая набрала НАИБОЛЬШЕЕ количество баллов. |
|||
ГОНГ |
||||
Какие камни в море? |
мокрые |
|||
Целый день летает, всем надоедает |
муха |
|||
В пруду купался, а сух остался. |
гусь |
|||
Какие животные вылезают из кожи вон |
змея |
|||
Первый весенний цветок |
подснежник |
|||
Как волк носит добычу? |
на спине |
|||
Если в одном гнезде поселилось несколько белок, какая будет зима? |
холодная |
|||
Как называется ядовитый кустарник, растущий в наших лесах, имеющий ядовитый сок и ядовитые ягоды? |
волчье лыко или волчья ягода |
|||
Из какого дерева делают спички? |
осина |
|||
Какое животное не может прыгать? |
слон |
|||
Детёныш овцы. |
ягнёнок |
|||
Самое большое животное на Земле? |
синий кит |
|||
Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? |
дятла |
|||
Какая ягода бывает белой, черной, красной? |
смородина |
|||
Какие птицы прилетают на юг первыми? |
грачи |
|||
Кто спит головой вниз? |
летучие мыши |
|||
Где раки зимуют? |
в иле |
|||
В народе этот цветок называют «цветком солнца». |
подсолнух |
|||
Как узнать возраст рыбы? |
по чешуе |
|||
Какая лесная птица считается самой болтливой? |
сорока |
|||
Какая птица выводит птенцов зимой? |
клест |
|||
Кто дышит хвостом? |
скорпион |
|||
Какой зверь по праву считается самым быстрым? |
гепард |
|||
Какая птица самая большая в мире? |
страус |
|||
Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? |
хамелеон |
|||
Какую птицу принято считать символом мудрости? |
сову |
|||
Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. |
крапива |
|||
Какой зверь считается самым маленьким? |
землеройка |
|||
Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? |
стрекозу |
|||
Наука о животных? |
зоология |
|||
У кого уши на ногах? |
у кузнечика |
|||
Самая горькая трава? |
полынь |
|||
Любимое лакомство аистов? |
лягушки |
|||
Какая рыба вьёт гнездо? |
сом |
|||
Самый чистоплотный зверёк |
барсук |
|||
Какое животное называют санитаром леса? |
волк |
|||
Сколько ног у жука? |
шесть |
|||
Для чего рыбе хвост? |
чтобы управлять |
|||
Птица-гадалка? |
кукушка |
|||
Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? |
сорока |
|||
Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде. |
рысь |
|||
Самая маленькая птичка планеты. |
колибри |
|||
ГОНГ |
||||
15 – год экологии. |
Вот и подошла к концу наша игра. Жюри подводит итог, а мы хотели бы наградить самых активных зрителей, кто набрал больше всех жетонов. |
|||
Награждение зрителей. |
||||
Просим жюри вынести свой вердикт. |
||||
Жюри объявляет и награждает победителей |
||||
Мы благодарим всех участников команд и зрителей. Большое спасибо жюри за вашу работу. Закончилась наша игра, подходит к своему завершению и 2017 год – год экологии. Но мы надеемся, что для всех нас эта тема останется актуальной, потому что Земля – наш общий дом. |
||||
ПЕСНЯ «Земля не спит» [9] (музыка: В. Добрынин, слова: Р.Рождественский) |
Список использованных источников
Евдокимова И.А. Подружись с природой: Познавательная игра, посвящённая экологии. //Читаем, учимся, играем.− 2007.-№11.
https://pandarina.com/text/quiz/ecology (дата последнего обращения: 04.11.2017)
https://infourok.ru/ekologicheskie-zagadki (дата последнего обращения: 04.11.2017)
http://veselajashkola.ru/viktoriny (дата последнего обращения: 12.11.2017)
https://multiurok.ru/blog/ekologhichieskaia-viktorina (дата последнего обращения: 12.11.2017)
https://infourok.ru/viktoriny_po_ekologii_5-8_klass (дата последнего обращения: 04.11.2017)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Год_экологии_в_России (дата последнего обращения: 04.11.2017)
https://youtu.be/Xleall-6U2Y (дата последнего обращения: 02.12.2017)
https://x-minus.me (дата последнего обращения: 28.05.2018)
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
1-ая Анкета
Дорогой друг!
2017 год объявлен Годом экологии и в связи с этим, мы хотели бы узнать, что ты знаешь по данной проблеме. Просим тебя ответить на несколько наших вопросов, выбрав на твой взгляд правильный вариант из предложенных ответов. Спасибо!
Возраст
А) 12 Б) 13 В) 14 Г) 15
Активная оболочка Земли, населённая живыми организмами – ... .
А)Гидросфера Б)Атмосфера В)Биосфера Г) Литосфера.
3. Какое растение называют «живым светофором»?
А) Медуница Б) Грушанка В) Кипрей Г) Лабазник.
4. Какую рыбу называют «водяной свиньей»?
А) Лосось Б) Сёмга В) Карп Г) Сом.
5. Какое дерево называют символом России?
А) Осина Б) Берёза В) Ель Г) Рябина.
6. Какой цветок до сих пор считают символом Японии и самого Солнца?
А) Хризантема Б) Ландыш В) Сакура Г) Астра.
7. Как называется ядовитый кустарник, растущий в наших лесах, имеющий ядовитый сок и ядовитые ягоды?
А) Медуница Б) Клещевина В) Катарантус Г) Волчье лыко.
8. Какой хищный зверь является заклятым врагом белок?
А) Куница Б) Ласка Б) Горностай Г) Соболь.
9. Какая птица предвещает ненастье?
А) Ворон Б) Ласточка В) Неясыть Г) Клёст.
10. На каком дереве растёт лечебный гриб – чага?
А) Лиственница Б) Осина В) Черёмуха Г) Берёза.
2-ая Анкета
Дорогой друг!
Мы бы хотели узнать, какую информацию ты получил во время игры «Экологический марафон». Просим тебя ответить на несколько наших вопросов, выбрав на твой взгляд правильный вариант из предложенных ответов. Спасибо!
Возраст
А) 12 Б) 13 В) 14 Г) 15
Активная оболочка Земли, населённая живыми организмами – ... .
А)Гидросфера Б)Атмосфера В)Биосфера Г) Литосфера.
3. Какую птицу называют «лесной кошкой»?
А)Сову Б)Кукушку В) Тетерева Г) Кедровку.
4. Какую рыбу называют «водяной свиньей»?
А) Лосось Б) Сёмга В) Карп Г) Сом.
5. Какое дерево называют символом России?
А) Осина Б) Берёза В) Ель Г) Рябина.
6. Какой цветок до сих пор считают символом Японии и самого Солнца?
А) Хризантема Б) Ландыш В) Сакура Г) Астра.
7. Какая птица прилетает с юга первой?
А) Ласточка Б) Грач В) Лебедь Г) Аист.
8.Самый чистоплотный зверёк.
А) Ласка Б) Бурундук В) Горностай Г) Барсук.
9. Какая птица предвещает ненастье?
А) Ворон Б) Ласточка В) Неясыть Г) Клёст.
10. На каком дереве растёт лечебный гриб – чага?
А) Лиственница Б) Осина В) Черёмуха Г) Берёза.
Приложение 8
Приложение 9