Определение уровня стресса выпускников 9 и 11 классов и методы преодоления стрессовых состояний

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение уровня стресса выпускников 9 и 11 классов и методы преодоления стрессовых состояний

Cемыкина А.Р. 1
1МБОУ Школа №80 им. Героя Советского Школа №80 им. Героя, имя, отчество ученика Советского Союза Рих арда Зорге
Воробьева Л.В. 1
1МБОУ Школа №80 им. Героя Советского Школа №80 им. Героя, имя, отчество ученика Советского Союза Рих арда Зорге
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Как часто мы слышим слово «стресс»? В современном мире, нас постоянно окружают различные факторы, приводящие наш организм в состояние шока, то есть стресса. Стресс – это напряженное психологическое состояние, возникающее у человека при сильном эмоциональном потрясении. Так же причиной стресса может быть деятельность в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды так же называется стрессом. Дети тоже не редко подвержены стрессу. Мы придаем этому термину негативное значение, забывая, что оно означает определенный процесс, движение. То есть само напряжение не может быть ни плохим, ни хорошим. Жизнь не может быть без напряжения. Потому что жизнь – это движение, а значит, стресс. Известный специалист по стрессам Ганс Селье доказал, что малая доза стресса возвращает молодость, жизненные силы, вырабатывает навык справляться со сложными жизненными ситуациями.

Существует такой термин как «стрессоустойчивость». Стрессоустойчивость – это способность человека выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий для его организма.

В повседневной суете, современные люди слишком часто сталкиваются со стрессом, однако ученые в этой области продвинулись не так далеко. Особое внимание я уделю экзаменационному стрессу, так как я сама подвержена эту виду стресса.

Целью исследования: является рассмотрение понятия - стресс, причин его появления и методах выхода из стрессовых ситуаций, проведение теста на уровень стресса среди школьников.

Задачи:

1.Анализ литературных источников, научных исследований и интернет-ресурсов, посвященных стрессу.

2.При помощи анкетирования выявить уровень стресса у учеников МБОУ «Школа №80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ» г. Ростова-на Дону.

3.Составить памятку о профилактике стресса и раздать ученикам МБОУ «Школа №80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ» г. Ростова-на Дону.

Методы исследования:

● анализ литературы и интернет-ресурсов

● социологический опрос

● анкетирование

Стресс. Стадии стресса.

Стресс - особое состояние организма, возникающее в ответ на действие любых раздражителей, угрожающих гомеостазу, и характеризующееся мобилизацией неспецифических приспособительных реакций для обеспечения адаптации к действующему фактору.

Огромных достижений достиг Селье (Selye) Ганс (1907-82) - канадский патолог. Родился в Вене, 26 января 1907г. С 1932 в жил и работал в Канаде. Сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда, предложил методы его профилактики. Умер 16 октября 1982 года.

Селье обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: «Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине».

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс.

Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

1 - стадия тревоги (alarm reaction) - немедленную мобилизацию защитных ресурсов организма и одновременное угнетение тех функций, которые для выживания организма в условиях действия стрессорного фактора имеют меньшее значение, в частности, роста, регенерации, пищеварения, репродуктивных функций, лактации - фаза шока (гипоксия, артериальная гипотензия, мышечная гипотония, гипотермия, гипогликемия, преобладание катаболических реакций в тканях над анаболическими, повышается секреция катехоламинов, глюкокортикоидов) - фаза контршока.

2 - стадия резистентности (stage of resistance) - продолжается усиленная выработка адаптивных гормонов – катехоламинов, глюкокортикоидов, катехоламины усиливают секрецию глюкагона и тормозят продукцию инсулина, в результате чего значительно снижается уровень инсулина в крови.

3 - стадия истощения (stagе of exhaustion) - истощении пучковой зоны коры надпочечников, ее прогрессирующей атрофии и уменьшении продукции глюкокортикоидов, абсолютная недостаточность глюкокортикоидов, обусловленная истощением пучковой зоны коры надпочечников, преобладают в организме минералокортикоиды, которые во многих отношениях являются антагонистами глюкокортикоидов.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды.

Согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

Виды стресса.

1. Стресс полезный, известный, как понятие — Эустресс: вызванный позитивными эмоциями; стресс слабой силы, мобилизующий человека;

Эустресс, вызванный позитивными эмоциями. Данное понятие подразумевает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат.

Эустресс, мобилизующий человека, является движущей силой в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на полный планов предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Эустресс может превратиться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном сопротивлении организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве.

2. Стресс вредный, известный, как понятие — дистресс:

●физиологический

●психологический

●кратковременный

●хронический

●нервный

Негативный вид стресса разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Если не принять вовремя необходимых мер, то состояние обычного эмоционального дискомфорта перейдёт в болезнь. Как правило, это состояние носит хронический характер.

Дистресс может быть разных видов:

Физиологический дистресс, возникает при воздействии на организм различных внешних воздействий — жары, холода, жажды, голода, диеты и других. Если человек подвергает свой организм любому из перечисленных воздействий, то он должен осознавать причиняемый вред. При выходе из вынужденного состояния, организму вновь необходимо адаптироваться и это происходит исключительно через стресс.

Дистресс психологического или эмоционального характера

Психологический дистресс, связан с появлением ситуаций, в которых особо сильно переживаются различные эмоции. Причём, не имеет значения их причина, она может быть как положительной, так и отрицательной. В данном случае, организм выдаст одинаковую реакцию — психологический дистресс.

Причины фантазийного, иллюзорного характера, не имеющие реального основания вызывают абсолютно реальный, с точки зрения организма и всех последствий, психологический дистресс.

Кратковременный дистресс — стресс, который имеет под собой естественную основу, связанную с инстинктом самосохранения. Возникает, кратковременный дистресс, внезапно и мгновенно проходит все стадии развития стресса. Как правило, данный вид стресса короткого периода действия и не представляет опасности для человека.

Хронический дистресс является одним из самых опасных видов стресса. Человек, подверженный ему каждодневно, привыкает к напряжению настолько, что перестаёт обращать внимание на симптомы и их последствия. Как правило, данный вид стресса, приводит к нервному срыву, депрессии и суициду. Может сопровождаться различного рода фобиями и страхами.

Нервный дистресс, как правило, следствие воздействия на организм чрезмерного стресса. Может произойти у кого угодно, но с большей вероятностью у людей, имеющих в анамнезе тревожный невроз. В данном случае, важную роль играет индивидуальное состояние нервной системы.

Симптомы стресса.

Стресс неизбежно оказывает определенное влияние на поведение, физическое и психическое состояние людей вне зависимости от пола и возраста. Можно выделить следующие общие признаки стресса:

● возникает неадекватная реакция на любую нестандартную и сложную ситуацию;

●раздражительность, беспричинный смех и прочие проявления повышенной возбудимости;

● неконтролируемое поведение;

●снижение физической и умственной активности, приводящее к неуспеваемости в учебе или на работе;

●нарушения сна и аппетита;

●критичность;

● подавленное настроение жалость к себе;

●снижение общего иммунитета, вследствие чего развитие различных заболеваний организма и обострение хронических патологий, таких как язвенная болезнь, гастриты и т.д.;

●головные боли;

● возможно пристрастие к спиртному или наркотикам;

При всем этом человек, испытывающий стресс, утверждает, что не в силах как-то изменить ситуацию и отказывается предпринимать какие-либо попытки наладить собственную жизнь.

Все симптомы стресса разделяются на четыре группы:

1. Поведенческие симптомы (увеличение употребления кофеина и алкоголя; ухудшение сна и ухудшение аппетита.),

2. Когнитивные симптомы (кошмарные сновидения; ухудшение памяти;),

3. Эмоциональные симптомы (чувство общего недомогания; растерянность; паника; страх; неуверенность;),

4. Физиологические симптомы (мышечное напряжение; углубление и учащение дыхания; учащенный пульс;).

5. Профилактика.

Вообще то учить противостоять стрессу нужно еще с детского сада, так уже в нем ребенок сталкивается с мощным стрессогенным воздействием, а про школу и говорить нечего. Особенно уязвим к отрицательному стрессу подросток. Но это мало кто делает.

В основном уже взрослому человеку приходится учиться тем или иным методам профилактики стресса. Если конечно он способен к такому обучению.

Физическая активность.

Одним из лучших методов профилактики стрессу является физическая активность. Сюда можно включить бег, физические упражнения, быстрая ходьба, различные виды фитнеса и йоги. Физическая активность в данном случае выводит токсины их организма, насыщает кровь кислородом, успокаивает нервную систему, то есть является мощным методом освобождения организма от стресса.

Вообще нужно много ходить, а не сидеть в креслах сначала машины с переходом на диван. Тогда и меньше будет воздействие стресса.

Отдых.

Вернувшись с работы лучше всего пойти и принять контрастный душ. Вода сама по себе уже способствует снятию напряжения. Затем пойти полежать в комнате некоторое время отвлекшись от повседневных забот.

Сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, и дыхании мысленно стряхнуть с себя события прошедшего дня. Если есть возможность выйти на прогулку в парк или озеро. Если это станет привычкой у вас, то это будет серьёзным подспорьем в противодействии стрессу.

Стрессоустойчивость —это способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, т.е. такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал — степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой — накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

6.Собственное исследование.

Собственное исследование проводилось у выпускников 9 и 11 классов МБОУ «Школа №80 имени Героя Советского Союза РИХАРДА ЗОРГЕ». Ученикам этих классов был предложен тест на определение уровня стресса, который выявляет критично ли для здоровья состояние нервной системы и подскажет, как им следует вести себя в будущем, чтобы не возникло серьезных проблем.

Условия проведения теста: первое тестирование проводилось за день до написания пробного экзамена; второй раз тест проводился через день после оглашения результатов.

На вопросы теста необходимо было отвечать: «почти никогда», «редко», «часто».

№№

Вопросы

Почти никогда

Редко

Часто

 

Легко ли вы раздражаетесь даже из-за мелочей?

     
 

Нервничаете ли вы, когда приходится кого-то долго ждать?

     
 

Можете ли вы обидеть того, кто попался под горячую руку?

     
 

Часто ли вы краснеете?

     
 

Выводит ли вас из себя критика в ваш адрес?

     
 

Если вас толкнут в транспорте, вы ответите тем же или скажете что-нибудь обидное?

     
 

Стремитесь ли вы заполнить все свободное время какой-нибудь деятельностью?

     
 

Вы опаздываете на работу (в школу, на встречу)?

     
 

Хочется ли вам во время разговора перебивать собеседника, дополнять, переводить разговор на себя?

     
 

Страдаете ли вы отсутствием аппетита или чрезмерно высоким аппетитом?

     
 

Испытываете ли вы беспричинное беспокойство?

     
 

Бывает ли у вас по утрам плохое самочувствие?

     
 

Вы быстро устаете?

     
 

Даже продолжительный сон не дает ощущение отдыха?

     
 

Чувствуете ли вы, что у вас болит сердце?

     
 

Страдаете ли вы от болей в спине или шее?

     
 

Вы барабаните пальцами по столу, покачиваете ногой, теребите пуговицу и т.п.?

     
 

Считаете ли вы, что вас должны больше хвалить?

     
 

Считаете ли вы, что вы лучше других, а вас недооценивают?

     
 

Сидите ли вы на диете, чтобы похудеть?

     

За ответ «почти никогда» - 1 балл, «редко» - 2 балла, «часто» - 3 балла.

После проведения тестов подсчитываются баллы:

До 30 баллов – Низкий уровень стресса. Вы легко справляетесь с проблемами. К трудностям относитесь рассудительно. Вас можно назвать стрессоустойчивым человеком.

От 31 до 45 баллов – Средний уровень стресса. Вы живете довольно напряженной жизнью, но получаете от этого удовлетворение. Стресс вам пока не угрожает, но старайтесь расслабляться.

От 46 до 60 баллов – Уровень стресса выше среднего. Вы находитесь в постоянном напряжении. Научитесь философски относиться к неудачам. Учитесь радоваться жизни.

Более 60 баллов – Высокий уровень стресса. Стресс уже угрожает вашему здоровью. Вам необходимо менять образ жизни. Откажитесь от вредных привычек, займитесь любимым делом.

В ходе исследования мы получили следующие результаты:

Результаты тестирования учеников 9 классов (82 школьника)

 

До 30 баллов

От 31 до 45 баллов

От 46 до 60 баллов

До пробного экзамена

3

56

23

Через день после экзамена

17

54

11

На следующий день после объявления результатов

33

45

4

Результаты тестирования учеников 11 класса (29 школьника)

 

До 30 баллов

От 31 до 45 баллов

От 46 до 60 баллов

До пробного экзамена

3

24

2

Через день после экзамена

8

19

2

На следующий день после объявления результатов

18

11

0

Во время первого тестирования школьники получили памятки «Рекомендации по преодолению стресса». Перед вторым тестированием мы провели опрос по соблюдению рекомендаций, и в результате выяснили, что половина опрошенных придерживались соблюдению их, а также 24 ученика занимаются спортом, что и позволяет им быстрее восстановится после пробного экзамена.

Выводы.

1. Проведенные в последние годы исследования показали, что страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др. Для каждого человека нужен свой, оптимальный уровень волнения и страха, при котором он показывает наилучшие результаты. приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Это предполагает поисковую активность личности, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы. Сложно поддается корректировка реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и постстрессовое поведение корректировать можно.

2. На основании собственного исследования можно сделать вывод, что перед экзаменом школьники подвергаются стрессу, при этом если они соблюдают режим дня, занимаются спортом, а также соблюдают «рекомендации по преодолению стресса» уровень стресса снижается до объявления результатов.

3. Чтобы предупредить возникновение у школьников стресса, следует как можно лучше подготовить детей к экзаменам. И речь идет о подготовке не только предметной (знание материала по экзаменационной дисциплине), но и эмоционально-психической, позволяющей подростку не разнервничаться и не растеряться в самый ответственный момент.

4. Таким образом можно сказать, что стресс – это то, что снами всю жизнь. К сожалению, очень часто он приносит нам отрицательные переживания и ухудшает наше состояние. Сейчас разработано достаточно много методов борьбы со стрессом. Это и ароматерапия, и музыка, и техники релаксации, и школы антистресса. В конечном итоге все они служат одной цели – снизить или вовсе убрать симптомы стресса. Поэтому в настоящее время нет недостатка в тех или методах борьбы со стрессом. В данном случае все в ваших руках и желании действовать так чтобы стресс не стал нормой вашей жизни. Действуйте и все будет получаться.

Список литературы.

1. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский мед. журн. – 1996, Т.3, №11. – с. 689-694.

2. Алябьев А.Н. Подготовка лыжников высокого класса с опорой на самооценку функционального состояния: Автореферат Дисс. Канд. пед. Наук. – СПб., 1997. – 18 с.

3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 1999. – 86 с.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Наука, 1995. – 288 с.

5. Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. – М.: Медицина, 1979. – 359 с.

6. Васильев В.Н. «Здоровье и стресс». М.: Наука, 1991. – 156 с.

7. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. – Казань, 1981. – 378 с.

8. Гиссен Л.Д. Время стрессов. – М.: Педагогика, 1990. – 410 с.

9. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2003. – 496 с.

10. Горизонтов П.Д. Стресс. Система крови в механизме гомеостаза. Стресс и болезни // Гомеостаз. – М.: Медицина, 1976. – с. 428-458.

11. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., 1976. – 253 с.

12. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. – М.: МГУ, 1985. – 287 с.

13. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. – СПб.: Питер, 2003. – 276 с.

14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Педагогика, 1980. – 311 с.

15. Кокс Т. Стресс / Пер. с англ. – М.: Наука, 1983. – 368 с.

16. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993.

17. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вестник МГУ. Серия 14: Психология, 2000, № 3, с. 4-21.

18. Марищук В.Л. Эмоции в спортивном стрессе. – СПб.: ВИФК, 1995. – 38 с.

19. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.: Наука, 1981. – 278 с.

20. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и нагрузкам. – М.: Медицина, 1993. – 256 с.

21. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса. – Кишинев: Штиинца, 1991. – 176 с.

22. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. – Новосибирск: Наука, 1983. – 232 с.

23. Пейсахов Н.М. Закономерности динамики психических явлений. – Казань: КГУ, 1984. – 235 с.

24. Погодаев К.И. К биологическим основам стресса и адаптационного синдрома // актуальные проблемы стресса. – Кишинев: Штиинца, 1976. – с. 211-229.

25. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 1998. – 473 с.

26. Самоукина Н.В. Стресс в работе банковских служащих. //Прикладная психология. – 1996. – №1.

27. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Наука, 1979. – 292 с.

28. Семагин В.Н., Зухарь А.В., куликов М.А. Тип нервной системы, стрессоустойчивость и репродуктивная функция. – М.: Наука, 1988. – 134 с.

29. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. ( О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней) - СПб,: ТОО “Лейла”, - 1994. - 384 с.

30. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М.: Мысль, 1975. – 196 с.

31. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Сфера, 1981. – 116 с.

32. Судаков К.В. Стресс: Постулаты, анализ с позиций общей теории функциональных систем // Патол. физиология и эксперим. терапия. – 1992. – Вып.4. – с.86-93.

33. Уколова М.А., Гаркави Л.Х., Квакмча Е.С. Место стресса в адаптационной деятельности организма // Стресс и его патогенетические механизмы. – Кишинев: Штиинца, 1973. – с. 39-11.

34. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. – М.: Медицина, 1991. – 320 с.

35. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. – М.: ФиС, 1988. – 176 с.

36. Шарай В. Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М.: Педагогика, 1979. – 88 с.

37.Щербатых Ю.В. Психология стресса. – М.: Психология, 2005. – 304 с.

38.Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс – природа и лечение. – М.: Сфера, 2005. – 370 с.

39.Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – СПб.: Питер, 2000. – 320 с.

Приложение 1.

Рекомендации по преодолению стресса

Преодоление стресса важно для психического и физического здоровья. Запущенный стресс может привести к настоящему заболеванию.  Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам побороть стресс.

Сохраняйте позитивный настрой. 

Примите тот факт, что вы не можете контролировать все события.

Будьте уверены в себе, но не агрессивны. Отстаивайте свои чувства, точку зрения, убеждения вместо того, чтобы становится злыми, пассивными и агрессивными.

Научитесь и практикуйте техники релаксации; попробуйте йогу, медитацию или тай-цзы. 

Регулярно занимайтесь спортом. Вашему организму будет легче побороть стресс, если он будет находится в хорошей физической форме.

Употребляйте здоровую, сбалансированную пищу.

Научитесь эффективно управлять своим временем.

Установите для себя правильные приоритеты и говорите «нет» на просьбы, которые создадут дополнительный стресс в вашей жизни. 

Уделяйте время хобби и интересам.

Достаточно высыпайтесь и отдыхайте. Вашему организму нужно время, чтобы восстановиться от стрессовых событий.

Не полагайтесь на алкоголь, наркотики и необдуманное поведение с целью сократить стресс.

Обращайтесь за социальной помощью. Проводите достаточно времени с людьми, которых вы любите.

Обращайтесь за помощью к психологу или другому специалисту по преодолению стресса или обратной биологической связи, чтобы узнать больше о здоровых способах борьбы со стрессом.

Существуют так же другие методы борьбы со стрессом:

Чай. Во время чаепития организм человека расслабляется и успокаивается, наступает умиротворения и гармония. Лучше всего успокаивают травяной чай и зеленый. Но если вам нравится другой сорт, то, пожалуйста. Главное, чтобы чашечка чая была вам в радость.

Хобби. Отличный способ избавления от стресса – заняться любимым делом. Любите вышивать – пожалуйста, прыгать с парашютом – без проблем, петь в караоке – на здоровье. Главное – получать удовольствие от процесса.

Физкультура. Во время усиленных спортивных тренировок наш организм выплескивает весь тот негатив, что его мучает изнутри. Кроме того, вырабатывается эндорфин – гормон счастья. Попробуйте заняться фитнесом и не заметите, как плохое подавленное настроение смениться счастливой улыбкой.

Сортирование проблем. Часто психология советует: не можешь решить проблему, забудь о ней. Проанализируйте свои проблемы, распределите их на решаемые и не решаемые. Затем разберитесь с первыми, а об остальных просто забудьте.

Прогулка. Если вас накрыла волна стресса, прогуляйтесь. Пешие и велосипедные прогулки благотворно влияют на эмоциональное состояние. А свежий воздух поднимает настроение.

Просмотров работы: 23286