Введение
Если человек не сумеет сам заметить опасность, если не отгородит глухой
стеной ту сферу своей жизнедеятель-
ности, где властвует техника,
остальных сфер своей жизни и души,
он превращается в духовного калеку.
Даниил Андреев "Роза Мира"
Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и академической и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет около 9 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша жизнь становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете.
Интернет стал неотъемлемой частью современного общества. Стремительно ворвавшись в сферы образования, торговли, услуг, он создает новые формы общения и обучения. Но вместе с ним появилось и много новых проблем. Проблема интернетизации стала очень актуальной, так как Интернет используется не только как средство общения, контакта, но и для оказания помощи учащимся и студентам в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования для специальностей укрупненной группы Здравоохранение основаны на реализации компетентного подхода в образовании. В процессе обучения у студентов формируются как профессиональные так и общие компетенции:
– ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального;
и личностного развития;
– ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. [1]
Для формирования данных компетенций необходимо владеть компьютерной грамотностью и широко использовать возможности Интернета.
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим разнообразием социальных сетей, которое привлекает современных подростков. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. По всемирной статистике, около 50 % населения состоят в какой – либо социальной сети, а некоторые даже в нескольких сразу. В наше время существуют такие социальные сети как: «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Мой круг», «Друг Вокруг», «Мир тесен», и мн. др. В основном, социальные сети вызывают особый интерес у подростков. Например, 96 % молодых людей общаются в социальных сетях. И по результатам интернет – опроса среди подростков они действительно вызывают зависимость. По мнению российских ученых, несколько лет назад зависимость от интернета составляла всего 26 %. Но с появлением в интернете социальных сетей этот показатель вырос в 4 раза.
Цель работы:
– определить уровень интернетизации обучающихся профессиональных образовательных организаций г. Борисоглебска.
Задачи:
– провести мониторинг интернетизации обучающихся образовательных учреждений Борисоглебского городского округа;
– выявить основные аспекты интернет – зависимости студентов;
– определить негативные последствия интернетизации на здоровье.
Практическое значение: полученные результаты дают возможность выявить степень интернет – зависимости обучающихся профессиональных образовательных организаций (ПОО), проинформировать их о негативном влиянии интернетизации на состояние здоровья, акцентировать внимание на основных мерах профилактики интернет – зависимости.
2. Основная часть
2.1. Интернетизация – требование сегодняшнего времени.
Под термином «интернетизация» понимают:
– широкое использование предоставляемых Интернетом возможностей;
– распространение Интернета где – либо; оснащение кого – либо, чего – либо средствами доступа в Интернет.[6,7]
В настоящее время данная проблема наиболее актуальна.
Изменения, происходящие в настоящее время в обществе, принято называть интернетизацией общества. Под этим понимают глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных интернет – ресурсов, в процессе которого происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый, на основе использования кибернетических методов и средств.
На современном этапе развития образования (на основе программ модернизации образования) аспекты интернетизации обучения стоят очень остро. Особое внимание уделяется интерактивности обучения.
Интерактивное средство обучения должно обеспечивать возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Классификация средств обучения, по степени интерактивности, предусматривает два класса: частичной и полной интерактивности. (Приложение А)
К первому классу принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде – банки данных, базы данных. Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь, синхронную и асинхронную связь и т.д. В современном образовании в используется 2 тип.
Отметим, что в данной таблице, средний уровень отличается от высокого только применением активных методов в обучении, а Интернет-технологии для этих двух уровней практически совпадают.
Но возрастающая компьютеризация и интернетизация современного общества привели к появлению новой психологической зависимости – интернет – аддикции. Проблема её выявления и профилактики весьма актуальна на данный момент, так как чрезмерное пристрастие к компьютеру разрушающе воздействует на психику человека, снижает работоспособность. Особенно важно решение этой проблемы во время подросткового периода жизни, когда интернет–зависимость начинает только зарождаться.[3,9]
Перед образовательным сообществом сегодня стоит задача подготовить детей к жизни в информационном пространстве. Но, к сожалению, влияние глобальной сети на человека может быть и пагубным. Здесь рассматривается ключевое понятие и типы – «интернет – зависимости». Что же такое зависимость? [8]
Компьютерная зависимость ведет не только к распаду личности или семьи, но и к разрушению общественных отношений. К сожалению, количество людей, подверженных компьютерной зависимости, постоянно растет. И это тревожный симптом. [10,11]
Эта проблема становится не менее опасной, чем наркозависимость и алкоголизм. Как ни старается общество ограничить доступ к химическим стимуляторам (запрещает продажу спиртных напитков детям и рекламу табака, ведет борьбу с распространением наркотиков и т.д.), полностью изжить их употребление не удалось ни в одной стране мира. А компьютер всегда рядом, и запретить или ограничить его использование невозможно.
Основные типы интернет - зависимости: [2,3]
• информационная перегрузка(навязчивый web-серфинг): бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам (приводит к привыканию, за которым следует ухудшение настроения и психические расстройства);
• пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам:большие объемы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети;
• широкая возможность поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям;
• неограниченный доступ к информации — «информационный вампиризм».
2.2. Исследовательская часть
Методы и объект исследования:
– теоретические (анализ, методической литературы по проблеме исследования; систематизация, сравнение, интегрирование);
– эмпирические методы (анкетирование);
– методы статистической обработки данных.
В рамках проводимой учебно – исследовательской работы было проведено анкетирование обучающихся 1– 3 курса Борисоглебского медицинского колледжа специальности « Сестринское дело» и 1–2 курса ПОО г. Борисоглебска.
Результатыисследования:
Нами был взят тест на Интернет-зависимость, тест Янга Кимберли и разработаны анкеты. (Приложение Б)
В исследовании приняли участие студенты 15 – 18 лет (150 человек). Исследование проводилось в течение двух лет – 2017 и 2018 гг.
Результаты исследования подтвердили, что проблема интернетизации и Интернет – зависимости студентов носит актуальный характер. Это показали результаты опроса, тестирования и анкетирования студентов.
Большинство респондентов пользуются Интернетом. В 2017 году 86 % респондентов ответили, что пользуются интернетом дома. В 2018г. – 96% пользуются повсюду. Время пользования резко возросло: с 64 % в 2017 г. до 93 % – в 2018г. (Приложение В)
Так 83 % респондентов отметили, что Интернет заменяет им реальное общение.
На вопрос « Как влияет Интернет на вашу учебу?» в 2017 г. 56% респондентов считают, что Интернет помогает им учиться. В 2018 г. эта цифра увеличилась до78%. Обучающиеся утверждают, что Интернет помогает им выполнять различные задания:
– 35% - подготовка рефератов;
– 42% - подготовка презентаций;
– 15% - обзор интернет – источников;
– 8% - использование электронных образовательных ресурсов: работа с электронной библиотекой, учебными и методическими материалами и т.д. (Приложение Г)
При проведении тестирования на определение степени зависимости от Интернета – «Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих он – лайн сеансах и предвкушаете ли последующие?)»: ответы респондентов распределились следующим образом:
– в возрасте 15 – 16 лет на вопрос ответили 25% – да, 75% – нет;
– в возрасте 17– 18 лет дали ответ: 33% – да, 67% – нет.
При проведении опроса о влиянии компьютера на здоровье человека были получены следующие данные: 70% – влияет значительно, 10% – не значительно, 20% – не влияет. (Приложение Д)
Из числа положительных ответов, изменение здоровья и ухудшение самочувствия вследствие негативного влияния компьютера, респонденты отмечают:
– 70% – резко ухудшается зрение,
– 18% – снижается внимательность,
– 10% – появляется рассеянность ,
– 2% – дезориентация. (Приложение Е)
На вопрос «Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?» респонденты 14 – 15 лет ответили: да – 17%, нет – 83%; ответы респондентов 17 – 18 лет распределились практически поровну.
Заключение
По статистическим данным российских ученых, занимающихся похожей проблемой, в России социальную сеть «В контакте» ежедневно посещают 30 млн. пользователей, «Одноклассники» 22 млн. и в сетевой портал «Facebook» заходят 13 млн. человек. Наиболее популярными сетевыми порталами для опрошенной молодежи в городе Магнитогорске оказались: «В контакте» – 94 %, «Одноклассники» – 90 %, «Мой мир» – 83 %, «Facebook» – 66 %, «MySpace» – 18 %, а также в рамках своего варианта ответа были названы такие сетевые коммуникации, как «ICQ», «Twitter», «Фотострана» и др.
В результате анализа анкетирования мы получили данные, которые показывают степень интернет – зависимости студентов Борисоглебского медицинского колледжа и других профессиональных образовательных организаций г. Борисоглебска.
Мы получили следующие результаты: больше половины студентов, прошедших экспериментальный тест, Интернет – зависимы (66%), а (34%) студентов не страдают Интернет – зависимостью.
Также мы определяли степень Интернет–зависимости по трем характеристикам: сильно зависимые (6%), средне зависимые (30%) и слабо зависимые (64%). Явление слабой Интернет–зависимости имеет так же большое значение в связи с высокими достижениями науки и техники. И в свободное время студенты имеют возможность при помощи различных гаджетов заходить в Интернет.
Проанализировав полученные данные, можно сделать выводы:
1) Данные мониторингового исследования показали, что процесс интернетизации студентов возрос: среди студентов Борисоглебского медицинского колледжа – с 86% до 96%, среди студентов ПОО – с 64% до 83%.
2. Отмечается рост Интернет – зависимых студентов с 64% до 93% , из них:
– замечают, что провели в Интернете больше времени, чем планировали (95%);
– сначала проверяют свою электронную почту и только потом приступают к другим делам (92%);
– прежде чем выйти из Интернета, дают себе «еще несколько минут» (88%) .
3. Определены основные вредные факторы, действующие на организм человека при работе за компьютером:
- утомление глаз, нагрузка на зрение;
- рассеянность внимания;
- сидячее положение в течение длительного времени;
- изменение вегетативных функций;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- перегрузка суставов кисти;
- стресс при потере информации.
Рекомендации
1. Разработать и провести цикл тематических бесед по профилактике негативных последствий интернетизации на организм подростка.
2. Провести психологический тренинг «Интернет – Аддикция» и как её избежать?
3. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней.
4. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
5. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
6. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
7. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
8. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
9. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
10. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
11. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
12. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
4. Список используемой литературы
1. ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
2. Андреев К.А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации/ Социальная педагогика, - 2010. - №6. – с. 115-118.
3. Бурова В.А. Соиально-психологические аспекты Интернет – зависимости.
4. Ковальт Т. Развлечение или зависимость?: [Компьютерная зависимость]/ Будь здоров! – 2013. - №4. – с.67-71.
5. Косицкий ….Физиология человека
6. Орлов П. Попался в сети.ru: Интернет-зависимость стала чумой XXI века/ Труд,- 2007. – 21августа – с.11.
76,7. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс].
7. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электрон. ресурс].
8. Ковальт Т. Развлечение или зависимость?:[Компьютерная зависимость]/ Будь здоров! – 2013. - №4. – с.67-71.
9. Колчанова Л. Психологические проблемы Интернет-зависимости [Электронный ресурс].
10. Как избавиться от интернет-зависимости [Электронный ресурс]/ Институт психического здоровья и аддиктологии.
11.Мартынова О. Критерии оценки Интернет-зависимости [Электронный ресурс].
Приложение А
Классификация средств обучения по степени интерактивности
Уровень качества |
Средства обучения |
Организационные формы обучения |
Средства дидактического взаимодействия |
«Низкий» |
1-е поколение |
гипертекст, текст, консультации, экзамен |
Электронная почта |
«Средний» |
2-е поколение |
сетевые интерактивные УМК, консультации, экзамен, телеконференции, семинары |
Электронная почта |
«Высокий» |
3-е поколение |
консультации, семинары, экзамены, с применением активных методов обучения |
Мобильные портативные компьютеры, электронная почта, телеконференции, «чат» |
Приложение Б
Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг
Уважаемые студенты!
Данный тест проводится среди студентов с целью выявления
Интернет-зависимости. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите каждое и, используя шесть вариантов ответов, оцените каждый пункт. Укажите возле каждого вопроса свой вариант ответа.
Варианты ответов
1.Никогда. 2. Редко. 3 . Иногда. 4. Обычно. 5. Часто. 6. Всегда
1. Ты замечаешь, что провел в Интернете больше времени, чем планировал. _________________
2. Ты переносишь или откладываешь домашние дела из-за того, что находишься в Интернете. ______________________
3. Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем провести время со своей девушкой (свои парнем). __________________
4. Люди, с которыми ты познакомился в Интернете, надолго становятся твоими интернет-друзьями (знакомыми). __________________________
5. Твои близкие (друзья, знакомые) жалуются на то, что ты проводишь слишком много времени в Интернете. _____________________
6. То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе выполнять работу по дому. _________________________
7. Ты сначала проверяешь свою электронную почту (сообщения на одноклассниках, в контакте или других социальных сетях) и только потом приступаешь к другим делам. _________________
8. То, что ты много времени проводишь в Интернете, мешает тебе на работе (мешает в выполнении домашних заданий – если ты студент или школьник).______________________
9. Когда кто-либо спрашивает, чем ты занимаешься в Интернете, ты отвечаешь неохотно или вообще уходишь от ответа. _____________________
10. Мысли о том, что ты сделаешь, когда снова окажешься в Интернете, позволяют тебя отвлечься от мыслей о твоих житейских трудностях и проблемах. _______________
11. Ты бываешь недоволен собой из-за того, что снова выходишь в Интернет. ________________
12. Ты думаешь о том, что без Интернета, твоя жизнь была бы скучной и неинтересной. ____________________
13. Если кто-либо отвлекает тебя, когда ты находишься в Интернете, ты становишься раздражительным, резким. __________________
14. Ты не спишь из-за того, что до поздней ночи находишься в Интернете. __________________
15. Ты думаешь о том, что сделаешь, когда снова окажешься в Интернете. __________________
16. Ты снова и снова даешь себе «еще несколько минут», прежде чем выйти из Интернета. _________________
17. Ты предпринимаешь неудачные попытки уменьшить время, которое проводишь в Интернете. _____________________
18. Ты пытаешься скрыть от других сколько времени проводишь в Интернете. ________________
19. Ты предпочитаешь побыть в Интернете, чем сходить куда-нибудь с друзьями или знакомыми. ______________________
20. Когда ты выходишь из Интернета, у тебя портится настроение, ты нервничаешь, становишься вспыльчивым. Все это проходит, когда ты снова оказываешься в Интернете.__________________
Анкета №1. «Информация об использовании мобильных телефонов»
1. У Вас есть мобильный телефон?
а) да;
б) нет.
2. Время пользования мобильным телефоном в течение дня?
а) до 1 часа;
б) 1-2 часа;
в) более 5 часов;
г) постоянно.
3. Слышали ли Вы о влиянии телефона на организм человека?
а) да;
б) нет.
4. Может ли неправильное использование мобильного телефона принести вред?
а) да;
б) нет.
5. Какой маркой мобильного телефона Вы используете?
а) Nokia;
б) LG;
в) Lenovo;
г) Apple.
6. Как вы держите телефон во время разговора?
а) плотно к голове;
б) на расстоянии.
7. Где оставляете телефон во время сна и отдыха?
а) рядом с собой;
б) не рядом с собой.
8. Пользуетесь ли вы телефоном во время занятий?
а) да;
б) нет.
9. Что для Вас мобильный телефон?
а) игрушка;
б) средство связи;
в) это дань моде;
г) источник получения учебной информации.
10. Влияет ли мобильный телефон/компьютер на здоровье?
а) да;
б) незначительно;
в) нет.
11. Какие нарушения здоровья могут возникать при длительном использовании мобильного телефона/компьютера?
а) нарушение зрения;
б) нарушения осанки;
в) снижение внимания, рассеянность;
г) дезориентация.
Анкета №2 «Роль интернет-технологий в жизни студента»
1. Часто ли Вы используете компьютер и другие ИКТ?
а) каждый день;
б) иногда;
в) когда необходимо и нельзя обойтись.
2. Какими дополнительными функциями Вашего телефона Вы пользуетесь чаще всего?
а) камера;
б) игры;
в) МР3 – плеер/радио;
г) электронная почта;
д) Интернет.
3. Какие виды учебной работы Вы выполняете при помощи мобильного телефона, компьютера?
а) подготовка рефератов;
б) создание презентаций;
в) обзор Интернет-источников;
г) использование электронных образовательных ресурсов.
4. Вы представляете учебный процесс без Интернет-технологий?
а) конечно;
б) почти не представляю;
в) нет, это же часть жизни.
5. В чем преимущества ИКТ?
а) экономят время подготовки к занятиям;
б) помогают выполнять различные виды самостоятельной работы;
в) способствуют закреплению знаний;
г) позволяют отрабатывать практические навыки.
Приложение B
Время пользования Интернетом
2017 год
2018 год