Влияние суточного хронотипа на внимание и память обучающихся

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние суточного хронотипа на внимание и память обучающихся

Зинина  Н.В. 1
1МОУ "Общеобразовательный лицей №3"
Рогатых Л.В. 1
1МОУ "Общеобразовательный лицей №3"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек по своему уникален, все люди отличаются друг от друга внешним видом, телосложением, цветом волос, глаз, темпераментом. На каждого человека действуют биоритмы (суточные, сезонные, годовые), которые могут оказывать различное влияние на эмоциональное и психо-физиологическое состояние человека. Значительную роль в жизни человека играет хронотип. Последнее время всё чаще специалисты в области образования разрабатывают новые технологии, не задаваясь вопросами о влиянии нагрузок на организм обучающихся. И даже если при работе с классом учитываются некоторые психологические особенности школьников (восприятие, память, внимание, мышление), то такая важная особенность как хронотип человека не учитывается вовсе.

Вопрос влияния хронотипа на учебную деятельность обучающихся в современном обществе является актуальным. Составляя режим отдыха и труда, а также расписание уроков, мы вообще не уделяем внимание этому вопросу, тем самым не обеспечивая оптимальных условий обучения, а значит и сохранения здоровья.

Цель: изучение влияния хронотипа обучающихся на особенности памяти и внимания в разное время суток.

Объект исследования: зависимость памяти и внимания от хронотипа человека.

Предмет исследования: хронотип человека как индивидуальный биологический ритм.

Задачи:

изучить теоретический материал по данному вопросу;

определить индивидуальные признаки суточного хронотипа обучающихся;

выявить изменение памяти, внимания обучающихся 10б класса в начале и в конце учебного дня в зависимости от их индивидуального хронотипа;

разработать практические рекомендации по составлению режима дня для обучающихся.

Гипотезы:

Любой процесс деятельности, в том числе и учебный, может быть оптимизирован при следующих условиях:

- при наличии желания и стремления использовать знания о хронотипе для оптимизации собственной учебной деятельности;

- при изменении учебного расписания с учетом хронотипа обучающихся;

- знания субъектом своего хронотипа.

Методы исследования:

теоретический (при изучении литературы по данному вопросу);

практический (психологическое тестирование).

Нами проведен обзор специальной литературы авторов: Ю. Ашоффа, М.Ф. Бориченко, С.Л. Загускина, Ю.А. Ашофора.

Мы считаем, что наша работа будет иметь большое значение, т.к. позволит обучающимся по своему хронотипу распределять своё время в течение дня.

Глава 1. Биологические ритмы в жизни человека

Биологические ритмы

С самого рождения человека включаются его биологические часы, которые определяют его самочувствие, работоспособность. Эти часы называют биологическими ритмами. Существуют различные биологические ритмы. Например, суточные, определяющие самочувствие и работоспособность человека в течение суток. Если научиться планировать свою деятельность в течение дня в соответствии с этими ритмами, то продуктивность и эффективность труда резко возрастёт.

Конечно, на природный биоритм человека в повседневной жизни оказывают влияние и другие факторы: устрой семьи, интересы, индивидуальный распорядок дня, который формируется с детства. Иногда приходиться нарушать определённые режимы дня в связи с семейными или бытовыми обстоятельствами.

Позитивный настрой в работе люди испытывают в определённое время суток. Одни наиболее продуктивно работают утром, другие – в вечерние часы. Все это позволяет считать ритм трудоспособности не результатом привычки определенного режима работы, а внутренней чертой, которая свойственная человеку. [1]

Наука «Хронобиология»

Хронобиология – это наука, изучающая условия возникновения, природу, закономерности и значение биологических ритмов, а так же взаимосвязи между биоритмами и здоровьем человека. Корни знаний о биоритмах уходят в далёкую древность. [2]

Хронотипы человека

Хронотип человека — типичный для данного человека характер суточной активности. Ученые выявили, что люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Их различия проявляются в возможностях организма в те или иные часы суток.

Основные характеристики хронотипов следующие:

«Жаворонки». Самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад. Рано ложатся спать. К тому же «жаворонки» имеют несколько лучшие показатели здоровья, по сравнению с другими хронотипами. Но они хуже переносят временные изменения ритма жизни и дольше приспосабливаются к длительным изменениям. Работоспособность «жаворонков» выше в утренние часы.

«Совы». Самостоятельно пробуждаются поздно, пики активности приходятся на вечернее - ночное время, ложатся спать поздно, нередко после полуночи. «Совы» не могут активно работать в первой половине дня и испытывают трудности при постоянной дневной работе. Учёными замечено, что «совы» лучше сохраняют здоровье и психологически устойчивее «жаворонков».

«Голуби» или «Аритмики». Промежуточный тип, самостоятельное пробуждение утром, несколько позже «жаворонков», активность в течение дня постоянная, без заметных пиков и спадов. «Голуби» хорошо приспособлены для жизни и работы в «дневном» ритме. У лиц этого хронотипа наблюдаются особенности как «жаворонков», так и «сов». [3]

Понятие памяти и внимания у человека

Память — это способность высшей психической функции к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, привлекающим наибольшее внимание исследователей. Кратковременная память (КВП) — компонент памятичеловека, в который информация поступает из сенсорной памяти, позволяющий удерживать на короткое время небольшое количество информации. Долговременная память обладает определённой вместительностью и длительностью.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Глава 2. Практическая часть

Практическая работа по изучению влияния суточного хронотипа на внимание и память обучающихся состоит из следующих этапов.

Проведение теста «Ты «сова» или «жаворонок»?»

Проведение теста Г. Хольдебранта на определение хронотипа обучающихся

Проведение теста Мюнстерберга на определение концентрации внимания

Проведение теста на память

2.1 тест «Ты «сова» или «жаворонок»?»

Первый тест «Ты «сова» или «жаворонок»?» был проведён в начале 2017г. учебного года в ноябре, обучающимися 10 б класса в количестве 22 человек. Обучающимся были выданы тесты (приложение 1), затем была проделана оценка результатов теста. Оценка результатов теста проводилась по таблице №1 (приложение 1).

По результатам исследования (таблица №2) видно, в начале учебного года среди тестированных преобладающим типом хронотипа является «совы» и составляют 59% (13 обучающихся). Меньше тестированные с хронотипом «жаворонки» 41%( 9 обучающихся). Не один обучающийся не имеет тип «голубь».

2.2 тест Г. Хольдебранта на определение хронотипа обучающихся

Тест (приложение 2) был проведён в апреле 2018 года обучающимися 10 б класса в количестве 29 человек, для выявления признаков суточного хронотипа обучающихся. По результатам исследования видно, что среди тестированных преобладающим типом хронотипа является «жаворонки» в количестве 15 человек (51%). Меньше половины тестированные с хронотипом «голуби» 13 человек (46%) и один человек имеет тип «сова» (3%) (приложение 2 таблица №4)

тест Мюнстерберга на определение концентрации внимания

Обучающимся предлагалось пройти тест Мюнстерберга (приложение 3) на определение концентрации внимания. Результаты данного исследования находятся в презентации, а также приведены в таблице№5 (приложение 3). Они показывают влияние хронотипа на внимание обучающихся.

Согласно результатам практической работы было обнаружено, обучающиеся в количестве 20 человек имеют хорошую концентрацию внимания. Остальные 6 имеют низкие показатели.

Школьные занятия обучающихся начинаются с утра в 8:30 , и наиболее сконцентрированными являются ученики, у которых хронотип «жаворонки». Их работоспособность начинается значительно раньше, чем у любей с таким хронотипом как «совы». «Совы» тяжелее воспринимают информацию в утренний период времени, их организм находится в состоянии сна, в то время как у жаворонков наблюдается бодрствование (это повышенная активность электрических сигналов в мозге) . В этот момент человек активно обменивается информацией с окружающим миром).

2.4 тест на память

В процессе исследования был проведён тест на память. Обучающиеся проходили тест на сайте Интернет (приложение 4).

Согласно результатом пройденного теста можно сделать вывод , 78% обучающихся имеют хорошую память, как на короткий, так и на продолжительный период времени. У остальных 22% обучающихся неважная память.

2.5 тест «Ты «сова» или «жаворонок»?

Тест «Ты «сова» или «жаворонок»?» был проведён в начале 2018г. учебного года в ноябре, обучающимися 10 б класса в количестве 19 человек. Обучающимся были выданы тесты (приложение 1), затем была проделана оценка результатов теста. Оценка результатов теста проводилась по таблице №1 (приложение 1).

По результатам исследования (таблица №7) видно, в начале учебного года среди тестированных преобладающим типом хронотипа является «совы» и составляют 69,5% (13 обучающихся). Меньше тестированные с хронотипом «жаворонки» 31,5% (6 обучающихся) . Не один обучающийся не имеет тип «голубь».

тест Мюнстерберга на определение концентрации внимания

Обучающимся предлагалось пройти тест Мюнстерберга (приложение 3) на определение концентрации внимания. Результаты данного исследования находятся в презентации, а также приведены в таблице№8 (приложение 5). Они показывают влияние хронотипа на внимание обучающихся.

Согласно результатам практической работы было обнаружено, обучающиеся в количестве 10 (62,5%) человек имеют хорошую концентрацию внимания. Остальные 6 (37,5%) имеют низкие показатели.

2.7 тест на память

В процессе исследования был проведён тест на память. Обучающиеся проходили тест на сайте Интернет (приложение 4).

Согласно результатом пройденного теста можно сделать вывод , 65% обучающихся имеют хорошую память, как на короткий, так и на продолжительный период времени. У остальных 35% обучающихся неважная память.

2.8 Анализ полученных результатов

При определении индивидуальных признаков суточного хронотипа было выявлено, что большинство из обследуемых учащихся в начале года имели суточный хронотип «сова» 59% и хронотип «жаворонки» 41% . В конце учебного года результаты изменились:

появился такой хронотип как «голуби» или аритмики (46,6%);

хронотип «жаворонки» не на много отличался от результатов начала учебного года и составил (50%);

хронотип «сова» на конец года составил всего лишь 3% от числа исследованных обучающихся;

У большинства учащихся наблюдается изменение объёма внимания в соответствии с их хронотипом и в соответствии с школьной программой (у «сов» - 65 %, у «жаворонков» - 83 %). У «сов» концентрация внимания оказалась ниже, чем у «жаворонков».

2.9 Разработка рекомендаций по составлению режима дня

Советы по режиму дня для жаворонков:

Жаворонкам лучше исключить из утреннего рациона кофе.

А вот от полноценного завтрака жаворонкам лучше не отказываться.

Ужин же должен быть легким.

Что же касается занятий спортом, лучше планировать тренировки на утро, пик физической активности жаворонков приходится на 7.00 утра и длится до полудня. Второй пик – 16.00-18.00.

Советы по режиму дня для сов:

Завтрак сов должен быть максимально легким.

Что касается спорта, пик физической активности сов, приходится на 19.00-23.00.

Для борьбы с бессонницей стоит ложиться спать в одно и то же время.

Советы по режиму дня для голубей:

Предпочтительно питаться через час после пробуждения.

На завтрак рекомендуется употреблять легкую пищу.

Для тренировок можно выбирать время из следующего диапазона – с 7–9 до 22–23 часов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. (2017-2018 учебный год)

В результате проведённой исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

Хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос.

С хронотипом связаны определенные черты характера, показатели здоровья и адаптационные возможности.

На данный момент большинство обучающихся 10 б класса принадлежат к хронотипу «голуби» и «жаворонки».

С возрастом или со временем уменьшается количество «сов»

Параметры работоспособности: умственная работоспособность, различные виды памяти, точность, концентрация и распределение внимания имеют сходные изменения внутри хронотипических групп в разное время. Всё зависит от хронотипа.

2. (2018-2019 учебный год)

1. В 2017-2018 учебном году большинство обучающихся 10 б класса принадлежали к хронотипу «голуби» и «жаворонки».

2. Со временем (в течение учебного года 2017-2018гг.) уменьшается количество обучающихся с хронотипом «совы» с 13 человек до 1 человека.

3. Параметры работоспособности: умственная работоспособность, различные виды памяти, точность, концентрация и распределение внимания имеют сходные изменения внутри хронотипических групп в разное время. Всё зависит от хронотипа данного человека

Гипотеза, которую мы предполагали: любой процесс деятельности, в том числе и учебный, может быть оптимизирован при следующих условиях:

- при наличии желания и стремления использовать знания о хронотипе для оптимизации собственной учебной деятельности;

- при изменении учебного расписания с учетом хронотипа обучающихся;

- знания субъектом своего хронотипа, полностью нашла подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Биологические ритмы», Под редакцией Ю. Ашоффа: 2 тома. – Москва, Издательство«Мир», 1984.

Борисенко, М.Ф. Хронотип человека на Севере// Физиология человека.- 2010.- Т.36.- № 3.- С. 117- 122

Загускин С.Л. Биоритмологическое биоуправление // Хронобиология и хрономедицина. М.: Триада-Х, 2000. С. 317—328.

Прохорова Э.М. «БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ЗДОРОВЬЕ» Биологические ритмы / Под. ред. Ашофора Ю.А. М.: Инфра-М, 2008. 255c.

Дуэтика Сергея Колеши [Электронный ресурс] Биоритмы и хронотипы человека

Адрес: http://kolesha.ru/bioritmy-i-xronotipy-cheloveka/

http://fb.ru/article/251492/golubi-sovyi-i-javoronki-opredelenie-hronotipa-cheloveka

Тест на память [Электронный ресурс]//Тесты онлайн [Главная | Психологические тесты |Тесты способностей ]

Адрес: https://www.sunhome.ru/tests/test_na_pamjat

Приложение 1

Тест «Ты «сова» или «жаворонок»?»

1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился (ась) спать?

А) после часа ночи;

б)до десяти;

в) скорее всего, где-нибудь около двенадцати.

2. Чем подкрепиться с утра – дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?

А) что-то существенное, и побольше;

б) Стакан сока или чая;

в) Можно вареное яйцо или бутерброд.

3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?

А) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю!

Б) ближе к вечеру;

в) не могу точно вспомнить.

4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?

А) от утреннего чая или кофе;

б) от вечернего чаепития;

в) мне в общем-то все равно, когда пить чай…

5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?

А) обязательно – часа на полтора-два;

б) по-моему, это не обязательно…

в) нет.

6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку?

А) я иногда готов(а) его разбить;

б) в принципе нет;

в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне.

7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)?

А) сплю, сколько хочу;

б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке;

в) сложно сказать.

8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной минуте (можно с чье-то помощью). Как точно тебе это удалось?

А) получилось меньше минуты;

б) получилось больше минуты;

в) попал (а) почти в точку.

Таблица №1

Оценка результатов теста«Ты «сова» или «жаворонок»?»

Вопросы

а

б

в

1

0

3

6

2

6

0

3

3

3

6

0

4

6

3

0

5

0

6

3

6

6

3

0

7

3

0

6

8

6

3

0

0-18 баллов. Ты –«жаворонок, причем ярко выраженный! Тебя можно поздравить, потому что это редкая категория людей. И как это ни странно, им по жизни сопутствует удача, везение. Может, по поговорке «Кто рано встает, тому Бог дает?» Пока другие потягиваются в постели, ты успеваешь переделать уйму дел!

21-33 балла. Ты, наверное, и сам(а) чувствуешь, что – ты типичная «сова»… Тебя легче расстрелять, чем заставить вскочить спозаранку. А знаешь ли ты, что люди твоего типа гораздо меньше других подвержены, например, панике в критических ситуациях? Поэтому из них получаются отличные летчики и даже космонавты…

34-48 баллов. Ты принадлежишь к редкой категории людей – к «аритмикам». (Не пугайся умного слова, ваш тип еще именуют ласково «голуби»). У тебя нет четких установок только рано вставать лил, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Ты легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это твой огромный плюс!

Таблица №2

Тест «Ты «сова» или «жаворонок»?»

В ходе проведенного теста «Ты «сова» или «жаворонок»?»на выявление признаков суточного хронотипа обучающихся мы получили следующие результаты, которые представили в и таблице №2 (исследование 10-ого класса).

Таблица №2

Количество обследуемых

Хронотип

13

«сова»

9

«жаворонок»

Расчёты показали, что в начале учебного года большая часть обучающихся являются «совами» (59 %),а меньшая часть «жаворонками» (41%)

Приложение 2

Тест Г. Хольдебранта

Сущность этого метода такова: у здоровых испытуемых, в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя определяли за одну минуту частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД). Затем показатель ЧСС делили на показатель ЧД с точностью до 0,1 с. Оценку результата проводили следующим образом: если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, то испытуемый относится к аритмикам; если он превышает 5,0 – к жаворонкам, если он меньше 4,0 – к совам.

Таблица №3

№ Результат Хронотип

3,93+4,3/2=4,1 «аритмик»

5,23+3,8/2=4,5 «аритмик»

6,08+4,2/2=5,4 «жаворонок»

4+5/2=4,5 «аритмик»

4,07+3,8/2=3,93 «сова»

4,3+5/2=4,6 «аритмик»

4,8+5,6/2=5,2 «жаворонок»

5,3+5,6/2=5,45 «жаворонок»

4,0+6,5/2=5,25 «жаворонок»

4,2+5,75/2=4,97 «аритмик»

5,9+5,1/2=5,5 «жаворонок»

4,7+6/2=5,35 «жаворонок»

5,08+5,6/2=5,34 «жаворонок»

6,07+502/2=5,63 «жаворонок»

4,5+5,5/2=5 «аритмик»

6+5,3/2=5,65 «жаворонок»

4,6+4,8/2=4,7 «аритмик»

5,6+4,7/2=5,13 «жаворонок»

5,3+4,2/2=4,75 «аритмик»

4,4+5,8/2=5,1 «жаворонок»

5,5+5,1/2=5,3 «жаворонок»

5,3+5,8/2=5,5 «жаворонок»

5,8+4,2/2=5 «аритмик»

4,2+3,8/2=4 «аритмик»

5,9+5,1/2=5,5 «жаворонок»

4,3+4,2/2=4,3 «аритмик»

5,1+4,1/2=4,6 «аритмик»

5,5+4,3/2=4,9 «аритмик»

4,3+5,9/2=5,1 «жаворонок»

Таблица№4

В ходе проведенного теста Г. Хольдебранта на выявление признаков суточного хронотипа обучающихся мы получили следующие результаты, которые представили в таблице №4

Таблица №4

Количество обследуемых

Результат

хронотип

15

Более 5,0

«жаворонок»

1

Менее 4,0

«сова»

13

4,0 – 5,0

«аритмик»

Расчёты показали, что большая часть обучающихся являются «Жаворонками» (51 %) и «Аритмиками»(46%) , меньшая часть «Совами» (3%).

Приложение 3

Тест Мюнстерберга

Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (HugoMunsterberg, 1863–1916).

Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача – как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова

Пример: «лгщьбапамятьшогхеюжп»

Время выполнения задания — 2 минуты.

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч

ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ

хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл

ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш

лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж

эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Обработка результатов

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

В тексте содержится 25 слов.

Хорошим считается результат – 21 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели – 20 и менее баллов.

Ключ

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч

ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ

хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл

ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш

лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж

эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ

хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Таблица №5

Обработка результатов теста Мюнстерберга

 

Хороший резутьтат

Плохие показатели

Кол-во человек

20

6

Приложение 4

Тест на память находится на сайте

1.Легко ли вы запомните 5 различных телефонных номеров?

да

нет

2.Случалось ли вам забыть о деловой встрече?

да

нет

3.Можете ли вы вспомнить, что вы ели на завтрак 3 дня назад?

да

нет

4.Помните ли вы свой первый поцелуй?

да

нет

5.Позабыли ли вы свою первую любовь?

да

нет

6.Можете ли вы вспомнить свой первый день в школе?

да

нет

7.Сумеете ли прочесть наизусть стихотворение, которое учили еще в детстве?

да

нет

8.Можете ли вы припомнить что-нибудь из одежды, которую носили в 10 лет?

да

нет

9.Перед тем, как позвонить, вы обычно ищете номер в телефонной книжке?

да

нет

10.Можете ли вы вспомнить имя вашего первого друга?

да

нет

11.Напоминают ли вам некоторые запахи какие либо знакомые места?

да

нет

12.Можете ли вы вспомнить дорогу, по которой ходили когда то в школу?

да

нет

13.Помните ли вы о днях рождения и юбилеях друзей?

да

нет

Таблица№6

Результаты теста

%обучающихся

Результат

78%

У вас отличная память, вы почти все запоминаете.

22%

У вас неважная память

Приложение 5

Таблица №7

Тест «Ты «сова» или «жаворонок»?»

В ходе проведенного теста «Ты «сова» или «жаворонок»?» на выявление признаков суточного хронотипа обучающихся мы получили следующие результаты, которые представили в и таблице №7 (исследование 10-ого класса).

Таблица №7

Количество обследуемых

Хронотип

13

«сова»

6

«жаворонок»

Расчёты показали, что в начале учебного года большая часть обучающихся являются «совами» (68,5 %),а меньшая часть «жаворонками» (31,5 %)

Таблица №8

Обработка результатов теста Мюнстерберга

 

Хороший резутьтат

Плохие показатели

Кол-во человек

10

6

Таблица№9

Результаты теста

%обучающихся

Результат

65%

У вас отличная память, вы почти все запоминаете.

35%

У вас неважная память

Просмотров работы: 1125