Роль зрительных иллюзий в организации правильного питания

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль зрительных иллюзий в организации правильного питания

Лебедева Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гимназия №14 г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Баукина Л.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гимназия №14 г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Правильное питание является необходимым условием здоровья человека. В современном мире большой поток информации по ведению здорового образа жизни и организации правильного питания. Каких только рекомендаций не предлагается человеку. В результате тратится много денег на продукты в магазине за красивые упаковки и манящие этикетки. Недобросовестный производитель пользуется стремлением человека к правильному питанию и выдает за полезные продукты даже сочную обжаристую картошечку и вкусный гамбургер. Это иллюзия, обман рекламщиков. Иллюзию создаем и мы сами, предпочитая красивое вредное блюдо не такому привлекательному полезному. Даже посуда разного размера и цвета, оформление кухни может внести вклад в потребление калорий, уменьшить или увеличить их. Можно ли управлять этим процессом, использовать знания биологии в применении иллюзий к правильному питанию? Данный вопрос очень актуален.

В данной работе рассмотрено, что такое иллюзия, как она возникает; какие виды иллюзий существуют; зрительные иллюзии, связанные с питанием; как применяются оптические иллюзии в организации здорового образа жизни человека.

Цель исследования: выявить влияние зрительных иллюзий в организации правильного питания человека.

Для решения поставленной цели нами выделены следующие задачи:

1) Объяснить формирование зрительных иллюзий с точки зрения биологии

2) Изучение влияния зрительных иллюзий на организацию правильного питания человека

3) Проведение практической работы по изучению взаимосвязи правильного питания и зрительных иллюзий.

Гипотеза исследования: зрительные иллюзии можно использовать в организации правильного питания.Объект исследования – школьники и взрослые

Исследование проведено в период июнь 2018- ноябрь 2018.

1.Анализ теоретического материала

1. Строение зрительного анализатора

Глаз - это сложная оптическая система. Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу (2). Зрачок не только регулирует величину светового потока на сетчатку, что важно для приспособления к разным уровням освещенности, но и отсеивает боковые, случайные, вызывающие искажения лучи. Далее свет преломляется хрусталиком. Хрусталик тоже линза, как и роговица (6). Его принципиальное отличие в том, что у людей до 40 лет хрусталик способен менять свою оптическую силу - феномен, называемый аккомодацией. Роговица и хрусталик - это две собирательные линзы, и изображение, проецируемое на сетчатку, также перевернутое. В сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками, кодируется в последовательность электрических импульсов и передается по зрительному нерву в головной мозг для окончательной обработки и сознательного восприятия.
Глаз человека, обеспечивающий зрительное восприятие окружающего мира, представляет собой исключительно сложное образование.

Зрительная кора - является частью коры больших полушарий головного мозга, отвечающая за обработку зрительной информации. Главным образом она сосредоточена в затылочной доле каждого из полушарий головного мозга.

Зрительные отделы головного мозга - восприятия цвета и света, получение оптического изображения в коре головного мозга-второй, окончательный этап работы зрительной системы образования оптического видения в зрительных отделах головного мозга (5).

Первичная зрительная кора — наиболее изученная зрительная зона мозга. Она приспособлена для обработки информации о статических и движущихся объектах, в особенности, для распознавания простых образов (1).

1.2.Участие зрительного анализатора в формировании иллюзий

Оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку. Слово «иллюзия» происходит от латинского слова «illusio» заблуждение, обман (2).

Оптические иллюзии не связаны с индивидуальными нарушениями зрения, например с дальтонизмом (4). При нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию.

Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Все уровни зрительной системы соединены друг с другом проводящими путями (3, с.75).

Иногда при поражениях лобных или теменных отделов коры часто наблюдается снижение константности восприятия зрительного образа. Иллюзии восприятия сохраняются даже при очень значительных поражениях центральных отделов зрительной системы. Часто встречающийся пример усиления иллюзии – так называемое автокинетическое движение: если в тёмной комнате испытуемому предъявлять слабосветящуюся точку, то вскоре возникает ощущение движения этой точки. Показано, что этот эффект не связан с движением глаз испытуемого. При поражениях затылочной доли наблюдается усиление амплитуды и скорости движения точки.

Нарушение поля зрения могут возникать в результате поражения, как рецепторного аппарата, так и центральных звеньев анализатора. Для поражения рецепторов характерны нарушения поля зрения одного глаза, имеющие различный характер. Причинами могут быть пигментная дегенерация сетчатки, глаукома, кровоизлияние в результате травмы и т.д. При поражении зрительного нерва ( кровоизлияние или опухоль) нарушения аналогичны , однако , в отличие от поражения сетчатки , отмечается значительное понижение остроты зрения на периферии скотомы. (3, с.78).

1.3. Использование зрительных иллюзий на кухне

правильного питания человека

Красный стимулирует аппетит, дает ощущение прилива энергии, вызывает доверие. Но при избытке красный цвет поднимает давление, ускоряет кровообращение. Желтый цвет также является стимулятором аппетита, так как он вызывает ощущение счастья (7).

Если вы хотите похудеть, то возможно Вам понравится «цветная диета». Она основана на употреблении различных продуктов, основываясь на их цвете. Кроме того, посуда, скатерти, в конце концов, стены Вашей кухни должны быть окрашены в спокойные холодные тона.

Многие чаще всего просто не обращают внимания на посуду, с которой едят. Но ведь тарелки бывают разные: тоньше, толще, глубже, плоские, с бортиками и без, отличаются формой, рисунком, цветом. И как оказывается, все это также имеет некое влияние на вкусовые рецепторы и аппетит. Как отмечает кулинар Евгений Клопотенко (6) «из-за посуды еда не становится слаще, кислее, острее, насыщеннее. Но наше восприятие пищи меняется». В ресторанах Вы практически не встретите посуду и скатерти голубого или синего цвета, ведь общепитам выгодно, чтобы Вы были очень голодны.

А вот домой обязательно приобретите себе пару черных тарелок, в них любое блюдо покажется неаппетитным, и Вам хватит только половины порции. Белый цвет ассоциируется с легкостью, и продукты белого цвета поглощаются легче и быстрее. Белая посуда делает блюда более яркими за счет контраста, а значит и более привлекательными. Именно поэтому ресторанная посуда чаще всего белого цвета.

Серый цвет успокаивает нервную систему и заодно снижает аппетит, серый в сочетании с розовым вызывают апатию, голубой и синий кажутся мозгу неестественными и вызывают внутреннее сопротивление, черный и фиолетовый придают продуктам образ испорченности.

Выводы по первой главе: цвет и форма посуды, оформление кухни поможет организовать правильное питание.

Роль зрительных иллюзий в организации

правильного питания человека

Описание методики проведения практической работы

Нами проведено несколько практических работ, в которых приняло участие 20 человек в возрасте от 7 до 40 лет. Практическая работа проведена в июне, октябре 2018 года.

Оборудование для проведения практической работы: кексы и торты разной формы и внешнего вида, овсяная каша на тарелках разного размера.

Опыт 1

Цель опыта: проверить, что влияет на выбор продукта.

Оборудование: кексы двух видов, торты ( приготовленные по одному рецепту с одинаковым составом)

Этапы выполнения:

Для проведения опыта мы воспользовались одной из иллюзий с продуктами из одинаковой составляющей, но с разной подачей. Для выявления работы зрительного анализатора и полушарий головного мозга, чтобы определить, что влияет на выбор человека, красивая этикетка и слоган рекламщиков или мене привлекающий товар, но с большей полезностью, в повседневной жизни.

Опыт 2 «Количественная иллюзия».

Цель опыта: Определить, как влияет размер посуды и количество еды на тарелке на наш выбор.

Этапы выполнения:

Для опыта мы использовали одну из распространенных иллюзий с тарелками, для выявления работы зрительного анализатора головного мозга, чтобы определить что влияет на наш выбор количества еды в повседневной жизни.

Опыт 3 «Влияние размера посуды на количество съеденной еды»

В двух семьях велся подсчет всей съеденной пищи за определенное количество дней поочередно, из маленьких и больших тарелок.

Результаты по исследованию зрительных

иллюзий в области питания

После проведения опыта №1 и подсчета ответов выяснилось:

60% испытуемых выбрали первые кексы и торты.

По результатам опроса «Почему вы выбрали именно это блюдо?» получены ответы, что эти торты и кексы вкуснее, приготовлены из высокого качества использованных в них продуктов

38% испытуемых выбрали вторые кексы, торт,

По результатам опроса «Почему вы выбрали именно это блюдо?» получены ответы, что они не обращали внимание на красоту кексов и тортов, вкус блюда очень понравился, они не пожалели, что выбрали бесформенные.

2% -Не смогли определиться с ответом

Результаты 2 опыта:

20 испытуемым предложена каша на тарелках разного размера.

После проведения опыта и подсчета ответов выяснилось:

1. 30% опрошенных ответили, что в большой тарелке каши больше

2. 65% ответили, что в маленькой тарелке больше

3. 3% не смогли определить количество

4. 2 % опрошенных что в обеих тарелках одинаковое количество каши.

Большинство неверных ответов говорили дети возрастом от 7-13 лет,

сомневались и допускали ошибки взрослые 25-45 лет.

Из этого следует что дети более склоны к непониманию иллюзии.

2.3. Результаты применения теории в организации правильного питания

Мы провели опыт в двух семьях, первые пять дней семьи ели только из маленьких тарелок, каждый член семьи накладывал еду сам себе, каждая тарелка взвешивается отдельно, затем суммируется, за весь день. После, семьи ели пять дней только из больших тарелок. Тарелки также взвешивались и суммировались за день.

В таблице 1, диаграмме 1 и приложении 3 приведены результаты наших подсчётов

Таблица 1. Результаты опыта 3.

1 семья

         

Маленькие тарелки

4,022

4,506

4,521

4.288

3,783

Большие тарелки

6,805

6,5

6,777

6,866

7,071

2 семья

         

Маленькие тарелки

4,430 кг

4,162 кг

4,444 кг

4.220 кг

3,745 кг

Большие тарелки

4,962 кг

5,422 кг

5,345 кг

5,480 кг

5,508 кг

Диаграмма 1.

Таким образом, мы выяснили, что из больших тарелок было съедено больше пищи, чем из маленьких, это наблюдается в первой и второй семьях. Что доказывает нашу теорию о влиянии размеры посуды на аппетит.

Вывод по главе второй: Зрительные иллюзии можно использовать для уменьшения аппетита.

Выводы.

1) Мы объяснили формирование зрительных иллюзий с точки зрения биологии

2) Изучили влияния зрительных иллюзий на организацию правильного питания человека.

3) Провели практические работы по изучению взаимосвязи правильного питания и зрительных иллюзий. Большинство людей выбирают красивый продукт, даже не интересуясь составом. Дети более склонны к непониманию иллюзий. Размер посуды влияет на количество съеденной еды.

4) Если вы хотите повысить аппетит, используйте красную, желтую посуду, эти цвета.

5) Если вы хотите похудеть оформление кухни, цвет посуды должен быть зеленым, голубым, синим, черным, белым, фиолетовый.

5) Гипотеза исследования подтверждена.

Заключение.

Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально. Подобные знания могут существенно облегчить жизнь в организации правильного питания человека.

Список источников литературы и интернет-ресурсов.

Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 816 с.

Каменский А. А., Криксунов Е.А., В. В. Пасечник. Общая биология. М.: Дрофа, 2010 – 367 с.

Лупандин В. Н., Сурнина О. Е. Основы сенсорной физиологии: учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 288 с.

Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И.. Биология. Общие закономерности. М.: Школа –Пресс, 1996. – 624 с.

Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н.. Биология. Человек. М.: Дрофа, 2016 – 416

[Электронный ресурс]. – URL: http://edinstvennaya.ua/kitchen/tricks/18348-3-intere (Дата обращения 10.06.2018)

[Электронный ресурс] . – URL: https://1chef.ru/blog/stati/kak-tsveta-vliyayut-na-appetit (Дата обращения 2.08.018)

Приложение 1 . Результаты опыта №1,2.

*

Приложение №2. Проведение опытов №1 и №2

Приложение 3. Результаты подсчета.

Таблица 1. Результаты опыта в первой семье .

Маленькие тарелки

1№

2№

3№

4№

5№

1 член семьи

1,478 кг

1,300 кг

1,324 кг

1,298 кг

1,408 кг

2 член семьи

0,904 кг

1,082 кг

1,005 кг

1 кг

0,986 кг

3 член семьи

0,769 кг

1,061 кг

1, 129 кг

0,987 кг

0,793 кг

4 член семьи

0,95 кг

1,063 кг

1,063 кг

1,003 кг

0,596 кг

Всего:

4,022 кг

4,506 кг

4,521 кг

4.288 кг

3,783 кг

Большие тарелки

1№

2№

3№

4

5№

член семьи

1,754 кг

1,763 кг

1,896 кг

1,800 кг

1,806 кг

2 член семьи

1,543 кг

1,609 кг

1,645 кг

1,610 кг

1,704 кг

3 член семьи

1,843 кг

1,573 кг

1,769 кг

1,874 кг

1,974 кг

4 член семьи

1,665 кг

1,555кг

1,467 кг

1,582 кг

1,587 кг

Всего:

6,805 кг

6,5 кг

6,777 кг

6,866 кг

7,071 кг

Таблица 2. Результаты опыта в первой семье

Маленькие тарелки

1№

2№

3№

4№

5№

1 член семьи

1,009кг

1,100 кг

1,157 кг

1,206 кг

1,058 кг

2 член семьи

1,005 кг

1,060 кг

1,203 кг

1,200 кг

1, 100 кг

3 член семьи

0,679 кг

0,762 кг

0,880 кг

0,854 кг

0,708 кг

4 член семьи

0,877 кг

1,040 кг

1,104 кг

0,960 кг

0,879 кг

Всего:

4,430 кг

4,162 кг

4,444 кг

4.220 кг

3,745 кг

Большие тарелки

1№

2№

3№

4№

5№

1 член семьи

1,398 кг

1,490 кг

1, 594кг

1,600 кг

1,487 кг

2 член семьи

1,420 кг

1,674 кг

1,598 кг

1,670 кг

1,742 кг

3 член семьи

0,990 кг

1,120 кг

1,030 кг

1,050 кг

1,100кг

4 член семьи

1,154 кг

1,138 кг

1,123 кг

1,160 кг

1,179 кг

Всего:

4,962 кг

5,422 кг

5,345 кг

5,480 кг

5,508 кг

Просмотров работы: 107