Изучение близнецовых пар, обучающихся в ГБОУ "РШИ "Тувинский кадетский корпус"

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение близнецовых пар, обучающихся в ГБОУ "РШИ "Тувинский кадетский корпус"

Сарыглар Я.А. 1
1ГБОУ "Республиканская школа-интернат "Тувинский кадетский корпус"
Ооржак А.А. 1
1ГБОУ "Республиканская школа-интернат "Тувинский кадетский корпус"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все родители двойняшек считают, что выиграли у судьбы двойной приз, и они совершенно правы: за терпеливое девятимесячное ожидание чуда мама и папа вознаграждены вдвойне: не один, а два ребенка сразу!

В совершенно исключительной ситуации оказываются и сами дети: им предстоит абсолютно уникальный опыт — прожить жизнь в сопровождении спутника. Известно, что близнецовая связь — узы не менее прочные, чем те, что связывают мать и ребенка. Жизнь крошек началась в тесном соседстве друг с другом, и далее — день за днем — они ни на минуту не разлучаются.

Во все времена рождение близнецов было необычайным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В последнее время наблюдается тенденция роста этой закономерности. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда?

Актуальность исследования заключается в том, что появление близнецов стало более частым во всем мире.

Гипотеза:предположим, что близнецы, имеющие одинаковый генотип и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться.

Целью исследования является изучение близнецовых пар, обучающихся в ГБОУ РШИ Тувинского кадетского корпуса

Задачи:

изучить литературу по данной теме;

провести исследование по изучению особенностей близнецов;

исследовать индивидуальность близнецов, провести их сравнительную характеристику.

изучить медицинскую карту близнецов.

Объектом исследования: близнецовые пары ГБОУ РШИ ТКК.

Предмет исследования: антропометрические и личностные данные близнецов.

Методы исследования: близнецовый метод (сравнение), анкетирование, интервьюирование, наблюдение, работа с дополнительными источниками.

Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и всеми, кто интересуется темой близнецов.Базу исследования составили близнецовые пары ГБОУ РШИ ТКК.

Виды близнецов, их особенности

Близнецы— дети одной матери, развиваюшиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов практически одновременно. Близнецы могут быть как однополые, так и разнополые.

Выделяют два основных типа близнецов:

Монозиготные (гомозиготные)

Дизиготные (гетерозиготные)

Монозиготные (однояйцовые, гомозиготные или идентичные) близнецы образуются из одной зиготы (одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом), разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. Они обладают одинаковыми генотипами. Монозиготные идентичные близнецы всегда одного пола и обладают очень большим портретным сходством. Среди монозиготных близнецов часто отмечается большое сходство характеров, привычек и даже биографий. Примерно 25 % идентичных близнецов зеркальные. Это может выражаться внешне (у одного родинка на левой щеке, у другого — на правой) или даже в расположении внутренних органов (например, сердце у одного из близнецов может оказаться справа), часто один из таких близнецов левша, другой — правша. Чем позже разделяется зигота, тем больше шансов у детей приобрести зеркальность. Отпечатки пальцев у идентичных близнецов похожи по некоторым характеристикам, таким как тип шаблона, количество линий, однако детальный рисунок отличается.

Монозиготные полуидентичные (полярные)— особый тип близнецов. В науке его принято называть промежуточным типом между монозиготными (однояйцовыми) и дизиготными(неидентичными). Встречаются крайне редко, и процесс их образования очень сложен. Вместе с яйцеклеткой, ещё до её оплодотворения, образуется полярное тельце— небольшая клетка, которая обычно отмирает. Считается, что в некоторых случаях полярное тело, несвойственным ему образом, расщепляется. Оно увеличивается в размерах, получает больше питания и не отмирает, как обычно. Вместо этого оно ведёт себя, как вторая яйцеклетка. Полярное тело и яйцеклетка могут быть оплодотворены двумя разными сперматозоидами.

Таким образом, получаются близнецы, у которых приблизительно половина генов одинаковая (от матери), а другая половина — разная (от отца). Они сочетают черты как монозиготных, так и дизиготных, поэтому их еще называют полуидентичными. В отличие от монозиготных идентичных близнецов, монозиготные полуидентичные могут быть разного пола, возможно, этим можно объяснить существование похожих как две капли воды разнополых близнецов.

Особую группу среди однояйцовых близнецов составляют необычные типы: двухголовые (как правило, нежизнеспособные) и ксифопаги («сиамские близнецы»). Наиболее известный случай— родившиеся в 1811 г. в Сиаме (ныне Таиланд) сиамские близнецы — Чанг и Энг. Они прожили 63 года, были женаты на сестрах-близнецах; Чанг произвел на свет 10, а Энг— 12 детей. Когда отбронхитаумер Чанг, спустя 2 часа умер и Энг. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см от грудины до пупка. Позднее было установлено, что соединявшая их перемычка содержала печеночную ткань, связывающую две печени. Любая хирургическая попытка разделить братьев вряд ли в то время была бы успешной. В настоящее время разъединяют и более сложные связи между близнецами.

Разделившиеся на 1-3 день зачатия близнецы могут иметь разные плаценты и разные пузыри, при разделении на 4-8 день у них будет общая плацента, на 8-13 день общая плацента и пузырь, после 13 дня появляется угроза сиамских (соединенных) близнецов.

Изучение однояйцовых близнецов помогает понять, что и как в человеке определяется генами, а что— нет.[1]

В 2007 году исследовательница Вивьен Саутер описала единственный известный науке случай «полузиготных полуидентичных близнецов». Два сперматозоида, оплодотворив одновременно одну яйцеклетку, образовали триплоид. Обычно статистика показывает, что, на все близнецовые зачатия приходится 1 % таких триплоидов, и дети в этом случае погибают, но клетка в случае с идентичными близнецами смогла разделиться, как и в случае с полярными близнецами у детей оказались идентичные материнские гены и не идентичные отцовские, но из-за того, что они изначально были одной зиготой с разным набором отцовских хромосом, произошло смешивание, и дети оказались химерами: один из них родился гермафродитом, и у обоих братьев были найдены клетки с разным набором хромосом. Из этого Вивьен Саутер сделала вывод, что они не были даже мало изучеными полярными близнецами, а скорее всего именно полузиготнымтриплоидом. Иногда в случае триплоида беременность может стать опасной, так как один из близнецов становится паразитом и ведет себя как раковая опухоль по отношению ко второму близнецу и матери. В таком случае при своевременном удалении паразитирующего плода есть надежда на рождение оставшегося ребенка. [6]

Дизиготные близнецы развиваются в том случае, если две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами. Естественно, дизиготные близнецы имеют различные генотипы. Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, так как имеют около 50 % идентичных генов. Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1 %, из них около 1/3 приходится на монозиготных близнецов. Дизиготные близнецы не обязательно зачаты во время одного полового акта, разница может составлять несколько дней. Интересно, что в редких случаях могут родиться дизиготные близнецы от разных отцов. Это явление называется суперфекундация. Иногда дизиготные близнецы имеют общую сросшуюся плаценту.

Как много яйцевые, так и монозиготные близнецы бывают не только двойняшками, но и тройняшками, четверней и так далее вплоть до 9 детей. Полярные близнецы крайне мало изучены, но, вероятно, могут быть только двойней. Также зафиксированы случаи, когда в тройне рождались к примеру 2 идентичных близнеца и один не идентичный. [2]

Суперфекундация—оплодотворение двух или более яйцеклеток одного овуляционного периода сперматозоидами различных мужских особей.

Оплодотворение нескольких яйцеклеток разными сперматозоидами обычно происходит в течение нескольких часов или дней после первого акта оплодотворения в данном овуляционном периоде. Сперматозоиды могут существовать внутри тела самки в течение 4-5 дней. После овуляции яйцеклетка способна к оплодотворению в течение 12-48 часов.

Известно, что число рождений монозиготных близнецов сходно в разных популяциях, в то время как для дизиготных это число существенно различается. Например, в США дизиготные близнецы рождаются чаще среди представителей негроидной расы, чем среди представителей европеоидной расы. В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений. Однако в отдельных популяциях их бывает больше. Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии.

Полагают, что многоплодие генетически обусловлено. Однако это справедливо лишь для дизиготных близнецов. Факторы, влияющие на частоту рождения близнецов, в настоящее время мало изучены. Есть данные, показывающие, что вероятность рождения дизиготных близнецов повышается с увеличением возраста матери, а также порядкового номера рождения. Влияние возраста матери объясняется, вероятно, повышением уровня гонадотропина, что приводит к учащению полиовуляции. Имеются также данные о снижении частоты рождения близнецов почти во всех индустриальных странах. С изобретением ЭКО увеличился процент рождения близнецов — как дизиготных (так как матери подсаживаются сразу несколько зигот), так и монозиготных (причина не выяснена, возможно, делению способствуют лабораторные условия). [5]

3.Сравнительная характеристика близнецов

Сравнение антропометрических данных.

Для изучения антропометрических данных близнецовых пар запланировали посещение кабинета фельдшера школы Сумаанчик Л.Ш. Первым этапом нашего исследования было установление сходства и различия близнецов по различным признакам.

В качестве испытуемых были использованы ученики 9 «б» класса Монгуш Алдын-Херел и Олчей-Кежик, ученики 6 «в» класса Тамдыны Батор и Маадыр. Так как известно, что фенотип - это совокупность свойств и признаков организма, которые формируются в результате взаимодействия генотипа особи и окружающей среды, то исследование фенотипов близнецов позволяет оценить роль среды в реализации генетической информации, а так же определить тип зиготности близнецов. Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, рост, вес, объем черепа. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы.[4]

Таблица № 1 «Сравнение фенотипов, учащихся Монгуш Алдын-Херел и Олчей Кежик»

Признак

Алдын-Херел

Олчей-Кежик

Дата рождения

14.11.2001

14.11.2001

Рост при рождении

51

53

Вес при рождении

3,200

3,250

Очерёдность рождения

2

1

Рост

159

160

Вес

45

47

Обхват грудной клетки

85

86

Обхват головы

56

57

Длина руки

72

72

Длина ноги

92

94

Доминирующая рука

правая

правая

Веснушки

да

да

Цвет глаз

карие

карие

Цвет волос

темные

темные

Структура волос

прямые

прямые

Форма носа

прямой

прямой

Таблица № 2 «Сравнение фенотипов, учащихся Тамдын Маадыра и Батора»

Признак

Тамдын Батор

Тамдын Маадыр

Дата рождения

05.08.2005

05.08.2005

Рост при рождении

51

53

Вес при рождении

3,200

3,250

Очерёдность рождения

1

2

Рост

149

151

Вес

45

43

Обхват грудной клетки

76

75

Обхват головы

56

55

Длина руки

62

62

Длина ноги

92

94

Доминирующая рука

правая

правая

Веснушки

нет

нет

Цвет глаз

голубые

голубые

Цвет волос

рыжие

рыжие

Структура волос

прямые

прямые

Форма носа

прямой

прямой

Проанализировав таблицы можно сразу сделать вывод о том, что Алдын-Херел и Олчей-Кежик, Батор и Маадыр фенотипически очень похожи и это свидетельствует о их монозиготности.

Сравнение личностных данных

Близнецам были розданы листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово "Я". Они должны были дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах.

Таблица № 3 «Десять моих Я» (Алдын-Херел и Олчей-Кежик)

Алдын-Херел

Олчей-Кежик

болтливый

творческий

искренний

искренний

активный

естественный

трудолюбивый

усидчивый

веселый

активный

жизнерадостный

дружелюбный

заботливый

веселый

ответственный

надежный

откровенный

аккуратный

Таблица № 4 «Десять моих Я» (Батор и Маадыр)

Батор

Маадыр

скромный

добрый

искренний

искренний

естественный

ответственный

трудолюбивый

усидчивый

надежный

отвественный

аккуратный

дружелюбный

веселый

заботливый

ответственный

надежный

Откровенный

Аккуратный

   
   

Вывод: результаты этой анкеты говорят о том, что Алдын-Херел и Олчей-Кежик, Батор и Маадыр имеют отличительные черты качества.

Алдын-Хрел и Олчей-Кежик: одинаковых качеств оказалось - 3. Различных - 7 качеств.

Маадыр и Батор: одинаковых качеств оказалось - 4. Различных - 6качеств.

Наблюдения одноклассников за близнецами.

Был проведен письменный опрос «Алдын-Херел и Олчей-Кежик, какие они?» Вот, что написали ребята.

Алдын-Херел: активный, ответственный, веселый, умный, добрый, отзывчивый, дружелюбный, верный, классный.

Олчей-Кежик: смешной, классный друг, крутой, веселый, душа компании, добрый, умный, жизнерадостный, забавный.

Анализ: Алдын-Херел и Олчей-Кежик для одноклассников практически одинаковы, но Алдын-Херел более ответственней, отзывчивей, дружелюбней. А Олчей-Кежик - любит большие шумные компаниии у него много друзей.

Склонности к изучению школьных предметов

Ребятам предлагался список учебных предметов, которые они изучали. Рядом с каждым предметом изображены три смайлика (веселый, грустный, нейтральный). Нужно выбрать тот, который соответствует чаще всего их настроению при изучении этого предмета, и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Таблица № 5 «Склонности к изучению школьных предметов»

Предмет

Алдын-Херел

Олчей-Кежик

Русский язык

   

Алгебра

   

Геометрия

   

Литература

   

Технология

   

Черчение

   

Биология

   

Физическая культура

   

История

   

Химия

   

Физика

   

Таблица № 6 «Склонности к изучению школьных предметов»

Предмет

Батор

Маадыр

Русский язык

   

Математика

   

Информатика

   

Литература

   

Технология

   

ИЗО

   

Биология

   

Физическая культура

   

История

   

Обществознание

   

Английский язык

   

Вывод: это задание позволило выяснить, что не все предметы нравятся ребятам одинаково, у каждого из них свои склонности к изучению отдельных школьных предметов.

Сравнение вкусов и интересов близнецов

Близнецам была предложена анкета, в которой надо было рассказать о своих предпочтениях, вкусах и интересах.

Таблица «7» «Сравнение вкусов и интересов близнецов»

Алдын-Херел и Олчей-Кежик

Предпочтения

Алдын-Херел

Олчей-Кежик

любимый цвет

серый

серый

любимое имя

Алдын-Херел

Олчей-Кежик

любимое дерево

Береза

Сосна

любимый кинофильм

Форсаж

Форсаж

любимый плод

Яблоко

Банан

любимая ягода

Вишня

Черника

любимый праздник

Шагаа

Новый год

любимый день недели

пятница

Суббота

любимое животное

Кошка

Собака

Батор и Маадыр

Предпочтения

Батор

Маадыр

любимый цвет

Зеленый

Желтый

любимое имя

Батор

Маадыр

любимое дерево

сосна

Ель

любимый кинофильм

Один дома

Инспектор Гаджет

любимый плод

Апельсин

Банан

любимая ягода

Малина

Клубника

любимый праздник

Новый год

День рождение

любимый день недели

Среда

Пятница

любимое животное

Собака

Кошка

Вывод: и в этой анкете мы наблюдаем полное различие вкусов и интересов близнецов.

На основании полученных результатов исследования я пришел к выводу, что на наследование способностей и других свойств психики человека большое влияние оказывает воспитание и образование, поэтому психологические характеристики монозиготных близнецов могут отличаться.

Сравнение близнецовых пар в психологическом плане.

Мы решили сравнить близнецовые пары с помощью психологического теста «Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)» (Приложение 2).

Результаты

Класс

Фамилия

Имя

Количество слов

6 в

Тамдын

Маадыр

14

 

Тамдын

Батор

12

9 б

Монгуш

Алдын-Херел

15

 

Монгуш

Олчей-Кежик

17

Вывод: У всех близнецовых пар результаты были не одинаковыми: один близнец нашел больше слов, чем другой.

4.Заключение

Близнецы – это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже много веков. Они не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным для выявления роли наследственности и среды в формировании различных признаков.

Результаты данной исследовательской работы полностью подтвердили гипотезу, что близнецы, имеющие одинаковый генотип и находящиеся в одной социальной среде, могут отличаться по многим параметрам (физическому развитию, интересам, увлечениям). Проведенные исследования показали, что каждый из них является индивидуальностью со своими особенностями характера. И в этом немаловажную роль играет окружающая среда.

Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны. Изучение близнецов является важным и перспективным, исследования в этом направлении надо продолжать. Много других вопросов мы не смогли затронуть в работе (заболеваемость близнецов, профессиональное определение, особенности психического развития).

Близнецы – удивительные люди. Между ними всегда существует невидимая связь. Они остро чувствуют потерю брата или сестры, и поэтому всегда остаются вместе. И, наверное, они проживают более счастливую жизнь, ведь их на свете двое, а то и больше! Мы надеемся, что так оно и будет!

Изучение близнецов является важным и перспективным. Исследования в этом направлении нужно продолжать. Данные этой работы могут быть востребованы родителями, учителями, социальными работниками, психологами, врачами.

5.Список используемой литературы

ttps://ru.wikipedia.org/wiki/

Ауэрбах Ш. Наследственность. Пер. с англ. М.: «Атомиздат», 1986

Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Аванта+», 1996

Дубинин Н.П. Общая генетика. М: «Наука», 1976

Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991

Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.: «Медицина», 1986

6. Приложение

Приложение №1

Маадыр и Батор (6 в кл) Олчей-Кежик и Алдын-Херел (9б кл)

Анкетирование близнецов.

Работа с фельдшером школы

Работа с медицинскими карточками

Приложение 2.

Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)

Методика направлена на определение избирательности внимания, может также

использоваться для диагностики концентрации внимания и

помехоустойчивости.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова.»

Пример: рюклбюсрадостьфркнп

Время работы с бланком – 2 минуты.

Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова)

БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕНБЕРГА

бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисмфактукгнэ кзаменфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщуахоккейтроиц алодоыэвшкщетелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфты тшщщйшгцчлдвосприбюерадостьжыдвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйг цшугдцлудлждлждлрепортажшзшвшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщ шфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгэпрплаваниеоыдловдоадыол дсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорждвлащцшгукетмдлыв лабораториялждалждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфллвжыдфлаэ жыдлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщц

Просмотров работы: 66