О чем может поведать рисунок

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чем может поведать рисунок

Сваткова Е.Л. 1
1Выпускница 2018 г. МБОУ "Савинская школа", студентка 1 курса Российской таможенной академии
Николаева Л.Е. 1
1МБОУ "Савинская школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

1.1 Актуальность темы

Факт, что по рисункам можно многое узнать о личности, характере, настроении человека, подтвержден многими психологическими исследованиями. Уже давно психологи используют в своей диагностике различные рисуночные тесты и методики. Так как изображение является не только графической конфигурацией, но и несёт некий символический или конкретный смысл. Смысл отражения внутреннего мира человека на бумаге таков: любая наша мысль, процесс, представление в психике заканчивается движением. В процессе рисования мы переносим на лист бумаги наши эмоции, радости, тревоги, достижения и многое другое. Наши страхи , бессознательные желания, чувства, эмоции накапливаются в виде определенной энергии в мускулатуре, и когда перед нами оказывается карандаш и бумага, рука как бы сама выплескивает все это на поверхность листа Психология позволяет по рисункам не только определять положительные качества человека, но и диагностировать его проблемы, страхи, скверные черты характера .[4]Что же мы рисуем и что это означает? Об этом и будет моя работа.

1.2 Цель: Рассмотреть возможность определения психологической характеристики человека по его рисункам

1.3 Задачи:

1.Изучить литературные источники по теме исследования

2.Проанализировать рисунки и получить психологическую характеристику

1.4 Гипотеза: по рисунку можно получить психологическую характеристику ( т.е.узнать о характере и эмоциональном состоянии) человека

1.5 Предмет исследования: взаимосвязь рисунка и психологических особенностей человека

1.6 Объект моего исследования: рисунки учеников и взрослых

1.7 Методы исследования:

1. Анализ и синтез (анализ позволит изучить проблему детально – теоретически, через изучение специальной литературы и практически, а синтез позволит соединить полученные при анализе данные)

2. Сравнение (позволит установить закономерности , выявить общее в исследуемой проблеме)

1.8 Практическая значимость экспериментального исследования:

Полученную в ходе исследования информацию , можно использовать для индивидуальной работы с учениками, для проведения педсоветов и классных часов.

1.9 Обзор литературы:

Не углубляясь в научные подробности теории уровней построения нервной системы, отметим следующее. Участки головного мозга и другие органы организма, отнесенные к этим уровням, обеспечивают общий тонический фон пишущей конечности. Они поддерживают необходимое рабочее положение тела, мелкую моторику мышц предплечья, способствуют постепенному переходу напряжения от одних, задействованных для рисования мышц, в другие.Это отмечали в своих исследованиях Р. Арнхейм, Н.Н Волков, Е.И. Игнатьев, А.А.Смирнов, Д.Н. Узнадзе, Г.Фолькельт. Однако нужно учитывать, что между восприятием и изобразительной деятельностью существуют сложные отношения, характеризующиеся не прямым, а скрытым, ассоциативным воздействием этих двух компонентов друг на друга [3]

Кроме этих, с первого взгляда сугубо механических моментов, помогающих рисовать, происходит анализ и смысловая оценка того, что будет нарисовано, ведь изображение является не только графической конфигурацией, а носит некий символический или конкретный смысл. Поскольку это обусловлено психофизиологическими особенностями организма, то и рисунки, являясь проекцией наших внутренних переживаний, показывают сугубо личностные интересы, проблемы и многое другое. Таким образом, наши рисунки нужно рассматривать с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.(З.В. Денисова, Т.С. К-омарова, Ж. Агамирян, Т.Г. Казакова, Н.В. Гросул, Д.Я. Кахиани, Э.Э. Пурик, Н.Г. Какауридзе и др.). По мнению ученых Людмилы Лебедевой, Юлии Никоноровой и Натальи Таракановой, психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества.

Человек, который творит , отображает или проецирует таким способом свои неосознанные или скрываемые комплексы, переживания и мотивы. Основным механизмом изобразительной деятельности является проекция. То есть то, что мы рисуем сознательно или автоматически, выполняя попутно другую работу, является отражением наших индивидуально-психологических свойств и мировосприятия.[4]

2.Основная часть

2.1 Рисунок - духовное пространство человека

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека. В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека. Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности человека , «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс.[4]]

2.2 О чем расскажет рисунок?

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.[2]

Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или тест «Несуществующее животное», которые многое могут поведать о характере создателя рисунка. (приложение 1)[3]

2.3 Показатели и интерпретация [1]

Д анный тест прошли 33 человека. Среди них 21 – ученики 7 класса и 12 учащихся 9 класса. Интерпретация рисунков производилась по определённым критериям. Подробно остановлюсь на некоторых.

2.3.1. Положение рисунка на листе

- В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа

- Если рисунок расположен ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выраженные качества) ,то человек характеризуется высокой самооценкой, недовольством своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, имеет тенденцию к самоутверждению, есть претензии на признание, продвижение, предрасположен к конфликтному поведению, агрессии (хулиганству, притеснению и т.п.).

- Если рисунок расположен слева на листе, то для обследуемого характерна замкнутость, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость.

Обследуемые, у которых проявилась д анная характеристика, практически всегда уходили от конфликтных ситуаций.

Маленький рисунок в верхнем левом углу - высокая тревожность

-Если рисунок расположен в нижней части листа, то характеристика имеет обратные показатели: неудовлетворенность собой, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, склонность к фиксации на проблемах; часто это "отверженные", "изгои".

-Справа - экстравертированность, акцентированность на будущем, подчеркивание мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией, ориентация на окружающих.Крайне справа - склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в экстремальных ситуациях - аутоагрессивность.

Вывод: Анализируя рисунки по расположению на листе, можно увидеть, что ученики как 7 , так и 8 класса в основном располагают рисунки вверху или посередине, только один ученик 7 класса расположил рисунок в нижнем углу , т.е он имеет низкую самооценку, возможно принадлежит к «отверженным» и 1 ученик расположил рисунок крайне справа, т.е. он склонен к лидерству отрицательного характера, конфликтен социуме.

2.3.2.Графологические признаки

Идеомоторный аспект: интерпретируются прерывность линий и степень нажима. Слабый нажим (паутинообразные линии)– астения (синдром хронической усталости) (рис.1)Сильный (жирные линии) - тревожность, импульсивность.(рис.2)

Нужно также оценить количество изображенных деталей: изображено ли только необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.), с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем выше энергия обследуемого, тем больше деталей, и,н аоборот, отсутствие таковых - экономия энергии, астеничность, хроническое соматическое заболевание

Вывод: штриховка присутствует в большинстве рисунков учеников 7 и 9 классов, а наличие штриховки – это признак тревожности

2 .3.3Содержательные признаки

На одном рисунке было изображено животное с тремя головами.

Это может означать, что люди этого типа находятся на перепутье между тремя проблемами, которые не могут сами решить. У данного ребенка существует три проблемы, которые его тревожат

Н а двух рисунках у животного был нарисован рот с зубами. Рот с зубами –это вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: ребенок огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание 

На этом рисунке большое количество изображенных деталей.Это говорит о сильном эмоциональном напряжении, неудовлетворенности собой и своей внешностью, а сильная прорисовка тела говорит повышенной тревожности

Таким образом, по мнению психологов рисунок с психологической точки зрения , следует рассматривать как своеобразную стадию письменной речи. При этом ребенок указывает , что для него главное, а что второстепенное.

Рисунок показывает , что твориться в головах и душах детей, о чем они думают , что представляют , о чем фантазируют. Дети не всегда могут выразить свое отношение или мнение словами. Об этом и рассказывают их рисунки. ( приложение 2)[5]

2.3.4 Несознательные рисунки взрослых тоже могут многое о них рассказать

Я проанализировала несознательные рисунки , которые они рисуют разговаривая по телефону, находясь на совещании, обсуждая с другом новое увлечение.

Несознательный рисунок следует рассматривать как психофизиологический акт, определенный условно-рефлекторной системой движений. А так как это обусловлено психофизиологическими особенностями организма, то и рисунки, являясь проекцией наших внутренних переживаний, показывают сугубо личностные интересы, проблемы и многое другое .Что же обозначают «наскальные» рисунки взрослых?[6]

П арад цифр
Любителей порисовать циферки заботят исключительно материальные ценности. Первый вариант — вы прикидываете, где и как можно заработать. Второй — думаете, как рассчитаться с долгами.

Ох уж эти фигуры…

Квадраты, ромбы, треугольники выдают четкие цели и твердые убеждения. Такие фигуры обычно рисуют люди, которые привыкли открыто выражать свою точку зрения. Они стараются не пасовать перед противником, имеют практический склад ума, хорошо развитое логическое мышление и способны занимать руководящую должность. Причем симметричные формы означают приверженность к аккуратности и порядку, расчетливость и умение все планировать. В то же время ,если углы фигур прорисованы слишком остро — это явная склонность к агрессии. Ваша проблема — излишняя сосредоточенность, которая не позволяет нормально расслабиться.

Пусть всегда будет солнце

С траницы записной книжки украшает солнце или гирлянды? Парадоксально, но ваше настроение отнюдь не такое радужное, как эти рисунки. Вам не хватает тепла, заботы и внимания. Вы мечтаете о дружбе и нежности. Хотите совет? Постарайтесь в ближайшее время чаще находиться среди людей. Позвоните друзьям, сходите с ними в кино или на прогулку, посидите в кафе. Тогда и солнышко появится
не только на бумаге, но и в вашей душе.

Крестики без ноликов

Кресты выражают чувство вины. Возможно, вы кого-то обидели или не выполнили обещание , или вам кажется, что окружающие вас упрекают за что-то. Поскорее обсудите все, что вас тяготит, или попросите прощения, сразу станет легче. Кстати, на вашем рисунке могут быть не просто обычные кресты, а, например, украшения или узоры, содержащие в себе крестообразные элементы. Как правило, такой вид им придают женщины.

Спирали, круги, волнистые линии

Ч ужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Вы очень скрытный и замкнутый человек, не любите, когда другие лезут в ваши дела. Возможно, вы переживаете легкий кризис. Сейчас вы — сплошной оголенный провод. Постарайтесь держать себя в руках, иначе можете вспылить и оскорбить собеседника.

Б ольшое количество рисунков на одном листе -свидетельство хаоса, внутреннего беспорядка.Человек на пороге важного решения

Рожицы, головы, лица людей

И х обычно рисуют веселые, саркастичные, ироничные люди, которые хотят посмеяться над собой и окружающим миром.

С трела:
это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена
вверх — ориентация на других людей, вниз — на себя,
налево — смотрите в прошлое, направо — надеетесь на будущее

Л ичные подписи:

 такие машинальные рисунки свойственны натуре тщеславной и эгоцентричной. Обилие собственных подписей, машинально выведенных на листе во время разговора или обдумывания какой-то проблемы, сигнализирует, что вы что-то уж слишком зациклились на собственной персоне. Пора бы уже и по сторонам поглядеть. 

Цветик-семицветик

Ц веты и листья говорят о добром характере. Такие люди отзывчивы и любят помогать другим. Они также чувствительны и эмоциональны. Если человек рисует растения в вазе, значит, ему постоянно требуется энергетическая подпитка.

Итак , рисунки взрослых в первую очередь, отображают фоновое эмоциональное состояние их автора во время рисования, а следовательно, и отношение к тому, что происходило с ним в ту самую минуту или незадолго до этого. Поэтому, взрослые, не спешите выбрасывать свои чудачества, узнайте больше о себе самом.[5]

3.Заключение

Наши рисунки это кладезь информации. Изучив рисунки можно, «читать человека» как раскрытую книгу, понимая его проблемы и радости, состояния и скрытые желания. Посредством рисунка наше подсознание говорит с нами, пытается предупредить об опасности или просто привлекает наше внимание к ребенку или самому себе.4][Это подтверждает мою гипотезу, что по рисунку можно получить психологическую характеристику ( т.е.узнать о характере и эмоциональном состоянии) человека. Данную работу можно продолжить , используя другие проекционные методики рисунка.

4.Библиографический список

1.Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества //Дошкольное воспитание. 1993. - № 5. - С. 41-43.
2.Мухина B.C.Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

3.Маховер К.Проективный рисунок человека. М., 1996.

4.Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.

5.Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

6.http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-znachenie-vospriyatiya-detskogo-risunka-v-razvitii-izobrazitelnogo-tvorchest#ixzz3zzEWoaEM

Приложение 1. Тест «Несуществующее животное»
Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- "Всякая мысль заканчивается движением").

При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Материал для тестирования: лист бумаги А4 (можно использовать тетрадный двойной листок, близкий по размеру к формату бумаги А4); простой карандаш (цветные карандаши) или шариковая (капиллярная) ручка.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием"

П риложение 2 Показатели и интерпретация

Голова (или заменяющие ее детали) - центральная смысловая часть фигуры. Увеличенный по отношению к фигуре в целом размер головы говорит о том, что клиент ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

Интерпретация направленности головы

В право: устойчивая тенденция к деятельности - почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно реализует свои планы).

В лево: тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый - "не человек действия".Лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь активного действия.

Положение фас (голова направлена на рисующего) - эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению). Как правило, такие обследуемые склонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности .

И нтерпретация деталей: Глаза - символ присущего человеку страха. Его наличие особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Ресницы - показатель истероидно-демонстративных манер; заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Прорисовка ресниц у испытуемых мужчин говорит о наличии у них женских черт.

У ши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки себя окружающими

О чём может сказать нам изображение рта на рисунке?

п риоткрытый рот - болтливость

р от в сочетании с подрисовкой губ - чувственность

О ткрытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерненный (заштрихованный), - легкость возникновения страхов и опасений, недоверия.

П ерья - тенденция к самоукрашению, самооправданию и демонстративности, преобладание женских черт.

Г рива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола

При интерпретации результатов теста нужно обращать внимание на наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл), прорисовки или затемнений линий контура. Это защита от окружающих:

а) острые шипы ( иглы) - агрессивная защита;

б) щиты, двойные линии - подозрительность, недоверчивость;

в) затемнение контурной линии, выступов - страх, тревога. 

Об агрессивности также говорит наличие орудий агрессии (оружия, рогов, шипов, клыков, когтей).

Опорная часть (ноги, лапы, постаменты) - ощущение стабильности или нестабильности. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и к форме.

Солидная опора - основательность, удовлетворенность положением, обдуманность решений и рациональность их принятия, опора на существенную и значимую информацию.

В противном случае - поверхностность суждений, легкомысленность выводов, неудовлетворенность положением. При отсутствии или почти отсутствии ног - иногда импульсивность принятия решений.

Однотипность, повторяемость ног ("сороконожка") - конформность суждений и установок, стандартность и банальность при принятии решений.

Р уки - коммуникативная сфера личности. Если они прорисованы, человек характеризуется как экстраверт. Если руки не прорисованы, то существуют проблемы в сфере общения. Руки могут замещаться крыльями.

Х вост - выражает отношение клиента к действиям, поступкам, решениям, вербальной продукции (то есть к внутренним и внешним формам деятельности). Если хвост направлен вправо - это отношение к внешним проявлениям (действиям, поступкам); влево - к внутренним (мыслям, решениям). Если хвост направлен вверх - отношение положительное; вниз - отрицательное.

Приложение 3 Задание «Познай себя»

Нарисуйте отдельно круг и квадрат

Теперь дорисуйте к каждой фигуре рисунок так, чтобы круг и квадрат стали не просто фигурами, а каким-то образом.

Теперь внимательно посмотрите на рисунок: круг - это то, как вы воспринимаете себя, квадрат —  то, как вы воспринимаете внешний мир.

Иначе говоря, если вы дорисовали круг как воздушный шарик, то скорее всего вы видите себя в мире легким воздушным созданием. А если квадрат стал красивым домиком – то внешний мир для вас, вероятно, уютное родное и теплое место

Приложение 4 Это интересно

А вы знали?

П сихологи утверждают: примерно девять из десяти человек в возрасте от 18 до 34 лет постоянно рисуют между делом, а среди тех, кому за 65, — шесть из десяти. Известно, что Джон Кеннеди любил изображать парусные лодки. По мнению авторитетного графолога, это было признаком большой настойчивости и жизненной энергии.

Просмотров работы: 1272