Введение
Изучая одну из глав курса 8 класса «Опорно-двигательная система и здоровье», мы рассматривали темы «Общее строение скелета, Мышечная система, Осанка», я узнала, что одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Выполняя на уроке ряд лабораторных работ таких как : « Нарушение осанки и плоскостопия, «Измерение массы и роста своего организма», «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» и анализируя результат я поняла, что существует определенная проблема со здоровьем моих сверстников, связанная с нарушением осанки и мышечной силе рук, недостатке веса.. и в целом с состоянием здоровья подростков.
За последние годы в Российской Федерации отмечается заметное ухудшение состояние здоровья детей всех возрастных групп. Это тенденция отмечается почти во всех регионах страны.В последнее время большинство детей имеют проблемы со здоровьем. Лидирующие места занимают дефицит массы тела или ее избыточность, болезни ЛОР, нарушения осанки, нарушения органов зрения, заболевания ЖКТ.
Оценка физического развития при проведении профилактических медицинских осмотров дает возможность оценить состояние здоровья детей и подростков.
На здоровье детей и подростков влияют не только реформы, но и климатические условия, места проживания (регион, город, село), возрастно-половые особенности, методы воспитания, уровень образования.
Но иммунитет организма во многом определяется физическим здоровьем. Если большинство из вышеперечисленных заболеваний лечатся медикаментозно или хирургически, то физическим развитием мы в силах заняться сами, выполняя несложный комплекс упражнений или ряд рекомендаций. Кроме того стало мало уделяться внимания правильной осанке учащихся при письме, ходьбе или ношении портфеля. Новые молодежные музыкальные течения пропагандируют опущенные плечи, сгорбленную спину, пружинистую походку на полусогнутых ногах. Это может привести к нарушениям осанки, пропорций тела, что в свою очередь сказывается на общем состоянии здоровья всего организма.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Возникли вопросы:
1) Соответствуют ли показатели физического развития моих одноклассников нормативам, указывающим на хорошее физическое здоровье?
2) Существуют ли проблемы физического здоровья среди моих одноклассников?
Поэтому исходя из данной проблемы, я считаю, что моя тема актуальна на сегодняшний день и поэтому решила изучить ее более подробно и тема моей научной работы звучит так:Оценка состояния здоровья и физического развития подростков по антропометрическим данным
Что такое здоровье?
В настоящее время существует целый ряд определений здоровья. Одни ученые исходят из определения здоровья «как динамического равновесия организма с окружающей природной средой, при которой все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно». Позиция других заключается в следующем высказывании: «Здоровье – это не только степень полноты целесообразной морфологической адаптации организма человека, но и степень активности его личности».
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Таким образом, здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Человек, безусловно, - абсолютная ценность общества, а его здоровье – гарантия гармоничного развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Ученые тесно связывают состояние здоровья с понятием физического развития. Поэтому так важно научиться самостоятельно проводить морфологические и физиологические измерения и на этой основе оценивать собственное физическое развитие. В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Данная идея не нова, еще в древнем мире имел место культ здорового тела. Примером тому служит Древняя Греция и ее художественное наследие, которое дошло до наших дней.
Исходя из актуальности и вышеуказанных проблем– я решила выяснить, каково состояние физического развития непосредственно среди моих сверстников и как оно связано с их здоровьем.
Гипотеза: Если в современных условиях существует много факторов отрицательно влияющих на физические показатели здоровья, то вероятность 100% здоровых сверстников очень мала.
Для определения физического развития детей и подростков используют метод индексов и стандартов. В своей исследовательской работе я использовала антропометрические данные. Эти исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружностей грудной клетки, наличие плоскостопия и гармоничности физического развития.
Цель данного исследования –
1.Освоить методику оценки индивидуального физического развития подростков с помощью индексов, т. е. соотношения антропометрических показателей, полученных с помощью математических расчетов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести антропометрическое исследование для определения параметров физического развития.
2.Проанализировать полученные данные и соотнести их с нормой физического развития подростков 14-15 лет.
3.Выявить причины отклонения данных от нормы
4.. Провести анкетирование учащихся 8 «А» класса на наличие заболеваний разного рода.
5.Пранализировать данные медицинского осмотра учащихся своего класса за три года в динамике.
5.Рассмотреть влияние физического развития на общее состояние здоровья, подготовить мероприятия и найти пути решения улучшения физического здоровья обучающихся.
Предмет исследования - антропометрические измерения показателей физического развития учащихся 8а класса МБОУСОШ№3 п. Солнечный Хабаровского края.
Глава 1. Физическое развитие организма человека.
При взгляде на того или иного человека, мы задаем себе вопрос: «Почему люди отличаются друг от друга? С чем это связано?» И дело не только в том, что мы разные по характеру, по восприятию мира, но интересно и то, почему мы так отличаемся друг от друга внешне.
Жизнь человека − это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие − это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост − это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие − качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.
Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Физическое развитие определяется следующими основными показателями: рост, вес, окружность грудной клетки. Существуют дополнительные показатели: мышечная сила рук, жизненная емкость легких, отложение подкожной жировой клетчатки, становая сила. Пользуясь полученными данными, можно сделать вывод как об уровне здоровья (высокий, средний, низкий), так и гармоничности физического развития.
Есть определенный эталон мужского и женского организма. Под эталоном понимаются рост, масса и ряд других показателей.
Познакомившись с нижеизложенным материалом, можно будет судить о соответствии исследуемых параметров возрастным нормативам, гармоничности развития, оценить вклад наследственности в особенности телосложения.
Рост человека. Существует понятие «нормального» роста человека. Слишком маленький и слишком большой рост указывают на какие-то отклонения в организме, чаще всего нарушения в функции гипофиза.
Масса человека. Наш костно-мышечный аппарат приспособлен к «ношению» определенной массы тела, развитию определенных силовых и двигательных качеств, сохранению жидкости и тепла. Отклонения в массе приводят к перераспределению отношений между двигательной активностью, силовыми качествами и сохранением телом жидкости и тепла.
Пропорции организма. При одном и том же росте и весе у человека могут быть совершенно разные пропорции тела. Несоответствия в этих пропорциях указывают на отставание некоторых систем организма, что в целом снижает жизнеспособность. Организм человека, его органы, их взаимное расположение должны быть правильно ориентированы в пространстве и относительно друг друга. Эту функцию в организме человека выполняют позвоночный столб, таз, ноги. Правильное расположение ног и позвоночного столба позволяют нормально выполнять рессорные функции при движении по поверхности земли. В противном случае сотрясения, вибрации, возникающие при движении организма, приводят к разрушающим последствиям на хрящевые ткани. Создаются неправильные инерционные усилия, которые приводят к опусканию внутренних органов, неправильному их функционированию. Правильная осанка позволяет нормально располагать внутренние органы относительно друг друга, создает на них правильные инерционные усилия при движении (например, прокачку крови по венам вверх, продвижение каловых масс – вниз), что способствует их нормальной работе.
Важность правильной осанки для здоровья.
Под термином «осанка» принято понимать привычную позу человека, непринужденно стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными под углом 45-50* носками стоп. Особенности осанки определяются измерениями и описанием тела человека во всей совокупности – с головы до ног: это положение головы и пояса верхних конечностей, изгибы позвоночника, форма грудной клетки и живота, наклон таза, положение нижних конечностей, форма ног – нормальная, Х – образная или О – образная.
Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью, плохая осанка обычно свидетельствует о слабом здоровье. Малоподвижный образ современной жизни, ненатуральная обувь и одежда способствуют плохой осанке, «одеревенелости» и атрофии мышц. Стабилизация осанки происходит после того, как завершается рост человека.
Нарушения осанки.
Отклонения от нормальной осанки называются нарушениями, или дефектами осанки. Кифоз (выгнутость) и лордоз (вогнутость) ведут к сутулости, а сколиоз (изгиб) ведет к боковым искривлениям позвоночника. В их основе чаще всего – нарушения правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночника, а также функциональные изменения в опорно-двигательном аппарате.
Нарушения осанки бывает в двух плоскостях – сагиттальной (вид сбоку) и фронтальной (вид прямо). Первая группа нарушений связана с отклонением от нормы физиологической кривизны позвоночника (увеличение или уменьшение). К нарушениям осанки, отражающим увеличение изгибов позвоночника, относятся: сутуловатость, круглая спина (для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии человек с такой осанкой стоит, как правило, с чуть согнутыми в коленях ногами), кругло-вогнутая спина. При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены. При кругло-вогнутой спине голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедер, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности бедер. К нарушениям осанки, отражающим уменьшение изгибов позвоночника, относятся: плоская спина – уплощение поясничного изгиба, при котором наклон таза уменьшен, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выпячена, лопатки крыловидные, часто сопровождается сколиозами. Плосковогнутая спина – уменьшение грудного изгиба при нормальном или несколько увеличенном поясничном изгибе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены). Дефекты осанки, связанные с уменьшением физиологических изгибов позвоночника, являются одним из проявлений функциональной неполноценности опорно-двигательного аппарата и вызывают медленные, но постоянные деформации позвоночника, приводя к его нарушению.
Типичное нарушение осанки во фронтальной плоскости – это сколиоз, то есть нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при этом представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, а треугольники талии (пространство, находящееся между локтевым суставом свисающей руки и талией) становятся разными в связи с тем, что одно плечо и лопатка опущены. (Приложение )
Влияние осанки на здоровье человека.
Нарушение осанки приводит к целому ряду серьезных заболеваний и в первую очередь – болезням позвоночника и корешков спинного мозга. Болезни корешков спинного мозга вызывают ухудшение работы тех органов, которыми они управляют.
Дефекты осанки и заболевание позвоночника (сколиоз, кифоз, кифосколиоз) возникают чаще в период полового созревания (у девочек в 13-15 лет, у мальчиков в 14-16 лет), а так же во время скачкообразного роста (когда, например, за лето ребенок вырастает на 6-8 сантиметров). В эти периоды на осанку особенно неблагоприятно влияют сон на мягкой постели и различные привычки, например, привычка, стоять на одной ноге, согнув вторую в коленном суставе; неправильное положение туловища во время сидения и неравномерная нагрузка на позвоночник (ношение портфеля в одной руке).
Нарушение осанки сопровождается расстройством деятельности всех внутренних органов. Лица с дефектной осанкой имеют уменьшенную экскурсию грудной клетки и диафрагмы, небольшую жизненную емкость легких и колебания внутригрудного давления. Это, в свою очередь, неблагоприятно отражается на функциях сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к снижению физиологических резервов, затрудняет работу организма в случае увеличения физической нагрузки. Слабость мышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушения оттока желчи и перистальтики кишечника. И, следовательно, приводит к нарушению пищеварительных процессов и зашлакованности организма, снижению иммунитета, простудным заболеваниям, быстрой утомляемости, головным болям и т.п. У людей с плоской спиной снижение рессорной функции позвоночника способствует постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений. Отсюда – быстрое утомление, частые головные боли. Сниженная устойчивость такого позвоночника к различным деформирующим воздействиям может способствовать возникновению сколиоза. При нарушениях осанки мышцы, как правило, ослаблены, физическая работоспособность их снижена. Это предрасполагает к появлению грыж в области живота и малого таза. Нарушение осанки во время стояния также может привести к растягиванию связочного аппарата позвонков (особенно в поясничном отделе), следствием этого может быть развитие остеохондроза позвоночника с выраженным болевым синдромом (радикулит, люмбаго). А в некоторых случаях выпячиваются или даже выпадают межпозвонковые диски, чему сопутствует резкая боль.
Плоскостопие.
Одним из дефектов стопы является плоскостопие. Оно бывает продольное, поперечное или же продольное и поперечное одновременно. Нормальная, здоровая стопа имеет две кривизны, два изгиба. Их уплощение или отсутствие и есть плоскостопие в той или иной степени.
Основной признак продольного плоскостопия – уменьшение или полное исчезновение продольной выемки стопы. Первое следствие этого – быстрая утомляемость ног не только во время ходьбы, но и при длительном стоянии. Второе – наличие болей в икроножных мышцах и в своде стопы, частое подвертывание стоп. Опора на внутренний край стопы приводит к косолапости, вследствие чего обувь деформируется, изнашивается ее внутренний край не только по длине всей подошвы, но и на каблуке.
Поперечное плоскостопие характеризуется распластанностью переднего отдела стопы и является одной из причин деформации пальцев. При этом большой палец как бы «вывихивается»: его конец начинает косо отклоняться наружу, у основания появляется костное утолщение, которое нарастает в виде болезненной «шишки». Обычно это заметно даже при обутой ноге, так как значительно деформирует обувь. Так же следствием поперечного плоскостопия может быть костное разрастание на мизинце, а третий и четвертый пальцы сгибаются в первых и вторых фалангах, полусогнутыми выпячиваясь вверх.
Причины и вред плоскостопия.
Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное. Приобретенное плоскостопие и сопутствующая ему деформация пальцев стоп бывает разного происхождения:
вследствие травмы нижней трети голени и стопы;
последствия заболеваний суставов стоп;
длительное ношение несоответствующей обуви;
возрастное плоскостопие (старческое опущение свода стопы).
Наиболее часто искривление пальцев и плоскостопие возникают в «чувствительные фазы» жизни человека. Это возраст, когда ребенок начинает ходить, время интенсивного роста, годы полового созревания, период беременности, время наступления климакса и старости. На всех этапах можно и нужно предупреждать возникновение приобретенного плоскостопия и деформации пальцев.
Особое внимание следует уделить обуви, так как именно неправильно подобранная обувь чаще всего приводит к возникновению плоскостопия у подростков, особенно у девушек. Тесная обувь вызывает микротравмы краевых хрящевых поверхностей костей стопы и пальцев, связочного аппарата сочленения костей, приводит к деформации свода стопы, пальцев, разрастанию «шпор», отложению солей в суставах, нарушению крово и лимфообращения, отечности и болевому синдрому, нарушению походки и осанки. Обувь без задника, как правило, на номер меньше размером. Пятки при этом располагаются вровень с краем туфель или даже свисают над ним, а в результате – натоптыши, пяточные «шпоры», перегрузка ахиллова сухожилия. Обувь на высоком каблуке приводит к перераспределению нагрузки с пятки и свода стопы на мысок и пальцы. Возникает дополнительная нагрузка на икроножные мышцы, ухудшается кровообращение пальцев ног, стопа перестает выполнять рессорную функцию, при ходьбе происходят микросотрясения всех внутренних органов и мозга. Результат высокого каблука – плоскостопие, варикозное расширение вен, головные боли, нарушения осанки.
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом может судить каждый из Вас, если вспомнит свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом возрасте и пожилом.
Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако, некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К таким факторам можно отнести как внешние – неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологические, так и внутренние – наследственность и наличие заболеваний.
Физическое развитие − это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.
Основы современных антропометрических(antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены в прошлом веке, когда были записаны закономерности изменчивости антропометрических показателей.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Общее представление о физическом развитии получают при проведении основных измерений, определяя − длину и массу тела.
1.2 Условия проведения антропометрических исследований
Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.
Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей − важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам.
Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний. Поэтому умение правильно оценить полученные результаты измерений, может способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни.
Ниже представлены методики измерения наиболее часто исследуемых антропометрических величин.
1.3. Методы антропометрических измерений.
- анкетирование учащихся;
- анализ полученных данных и соотнесение их с нормой;
- выявление причин отклонения данных от нормы;
- подготовка рекомендаций для учащихся, их родителей и учителей по мероприятиям улучшения физического здоровья школьников.
1.3.1 Антропометрические измерения тела.
Измерение роста − производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания.
Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения. Рост может значительно варьироваться в зависимости от наследственности, внутриутробного развития и от наличия заболеваний.
На рост оказывают влияние генетические факторы, половые различия, возраст, состояние здоровья и т.д. Длина тела может соответствовать возрасту, но может и значительно отличаться от возрастной нормы, при этом малый рост называют нанизмом, а высокий гигантизмом.
1.3.2 Измерение массы тела (веса)
Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
1.3.3 Измерение окружности грудной клетки
Измеряем окружность грудной клетки. (Сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди лента проходит по среднегрудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу.)
Можно воспользоваться данными медицинского осмотра.
1.3.4 Определения типа телосложения.
Различают три основных типа нормального телосложения: астенический, нормостенический (атлетический), гиперстенический.
Астеник – худощав, плоскогруд, мускулатура развита слабо.
Нормостеник – широкогруд, плечист, мускулатура выражена отчетливо.
Гиперстеник – отличается плотным телосложением, «солидностью» фигуры.
Для определения типа телосложения использую формулу:
Масса тела, кг
Рост, см
Результаты от деления в пределах:
- 0,28-0,31 свидетельствуют о недостаточной массе, астеническом типе сложения;
- 0,32-0,44 свидетельствуют о нормальной массе, нормостеническом типе сложения;
- 0,45-0,53 свидетельствуют о чрезмерной массе, гиперстеническом типе сложения.
Цифры выше или ниже пределов – свидетельство либо болезненного ожирения, либо
истощения. В любом из этих случаев нужно показаться врачу.
Пользуясь формулой, определяю тип телосложения у испытуемых.
1.3.5 Расчет показателя развития грудной клетки (ПРГК).
Окружность грудной клетки, см
ПРГК= Рост, см * 100
ПРГК меньше 50 – слабое развитие грудной клетки;
ПРГК 50-55 – среднее развитие грудной клетки;
ПРГК больше 55 – отличное развитие грудной клетки.
Разница в сантиметрах между окружностью грудной клетки во время глубокого вдоха
и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У старших школьников она
обычно равна 5-7 см. Большая экскурсия – свидетельство хорошего объема легких и, как
правило, более пропорционального телосложения, меньшая – свидетельство не достаточного
объема легких.
Далее рассчитываю показатель развития грудной клетки и экскурсию грудной клетки у испытуемых и делаю вывод о гармоничности типа телосложения испытуемых.
1.3.6 Определение гармоничности телосложения.
Существуют примерные соотношения между частями тела: окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии; окружность бедра в 1,5 раза
больше окружности голени; окружность голени примерно равна окружности шеи (у деву-
шеек) и окружности напряженного бицепса (у юношей).
Провожу соответствующие измерения. Сравниваю, как сильно они отличаются от требуемых
показателей.
1.3.7 Выявление нарушения осанки.
1)Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измеряю расстояние
между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 3-5 см вниз от
плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделить на
второй. Если получается число, близкое к единице или дольше ее, значит, нарушений нет.
Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
2)Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. По-
пробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения
осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка в норме.
Провожу проверку на нарушение осанки в грудном и поясничном отделе позвоночника
у одноклассников..
1.3.8 Выявление плоскостопия.
Оборудование: таз с водой или жидкий вазелин, лист бумаги, карандаш.
Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите карандашом.
Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет (смотри рисунок). Или
1) Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.
2) Измерьте ширину отпечатка стопы в ее средней и пяточной частях.
3) Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразите в процентах. Если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, нога нормальная, плоскостопия нет.
Глава 2 .Практическая часть ( результаты проделанной работы).
В работе приняли участие 24 учащихся 8А класса. Из них 8 девушек и 16 юношей.
Анкетирование.
Проведено анкетирование обучающихся, участвующих в исследовании. На основании анкеты сделаны выводы, что не все учащиеся знают о своих врожденных заболеваниях и приобретенных, проблемах физического здоровья, так нарушение осанки выявлено у 86% человек, а знают об этом лишь 20%, плоскостопие выявлено у 38%, знают об этом только 21%. Лишний вес есть у 4%.
(Приложение 1)
2.2 Замеры антропометрических данных
Мною сделаны замеры антропометрических данных (вес, рост, обхват грудной клетки, обхват талии, обхват запястья, обхват бицепса) и на основе этого были проведены следующие соотношения
2.3 Определение типа телосложения.
На основе замеров антропометрических данных сделала расчеты по определению типа телосложения согласно ранее описанной методике. Выявила среди сверстников различные типы телосложения. Из общего числа:
Нормостеники-52%
Астеник-33%
Истощённые-15%
От общего числа девочек и мальчиков
Девочки
Нормостеники-60%
Астеник-40%
Истощённые-0%
Мальчики
Нормостеники-50%
Астеник-31%
Истощённые-19%
2.4 Определение показателя развития грудной клетки (ПРГК) и экскурсия грудной клетки.
По этому показателю больше всего:
- Хорошее (разность макс. и мин. обхвата груди от 5 до 7) - 47% .
-Отличное (разность макс. и мин. обхвата груди больше 7)- 26,5%
-Плохое (разность макс. и мин. обхвата груди меньше 5)- 26,5%
От общего числа девочек и мальчиков
Девочки
Отличное (разность макс. и мин. обхвата груди больше 7)-0%
Хорошее (разность макс. и мин. обхвата груди от 5 до 7)-40%
Плохое (разность макс. и мин. обхвата груди меньше 5)-60%
Мальчики
Отличное (разность макс. и мин. обхвата груди больше 7)-36%
Хорошее (разность макс. и мин. обхвата груди от 5 до 7)-50%
Плохое (разность макс. и мин. обхвата груди меньше 5)-14%
2.5 Определение гармоничности телосложения по соотношениям между частями тела.
Существуют примерные соотношения между частями тела: окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии; окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени; окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушеек) и окружности напряженного бицепса (у юношей).
Я ввела 8ми бальную систему оценивания. За каждый из 4 пунктов можно было получить максимум 2 балла, но при условии идеального совпадения результатов или при разнице в один см, при расхождении в 2-3 см 1 бал, 4 см и более о баллов. 8-7 баллов свидетельствуют очень гармоничном телосложении, и чем меньше тем более негармонично тело.
0 балл-5%
1 балл-10%
2 балл-31,5%
3 балл-10,5%
4 балл-21%
5 балл-16%
6 балл-5%
7 балл-0%
8 балл-0%
Показатели, характеризующие гармоничность развития показывают, что ни у одного учащегося нет абсолютно гармоничного телосложения
2.6 Выявление нарушения осанки учащихся.
Осанка в грудном отделе позвоночника у обучающихся девочек и мальчиков в норме у 14% и 86% составляет сутулость.
2.7 Выявление плоскостопия.
Всего выявлено плоскостопие у 38% человек, среди них 9% девочки и 29% мальчики, а остальные учащиеся не имеют этого отклонения.
По данным медицинского осмотра у 38% выявлено плоскостопие
9% девочки и 29% мальчики, а остальные учащиеся не имеют этого отклонения.
2.8 Динамика болезней.
У медика мы взяли списки болезней за последние 3 года. Для систематизации мы сгруппировали болезни по группам, но некоторые заболевания мы вынесли, как отдельные, так как они являются более массовыми.
4. Заключение
Исходя из расчетов антропометрических данных, я пришла к выводу что состояние здоровья учащихся 8 «А» класса за 3 года (6-8 класс) 12-15 лет ухудшилось, особенно, состояние опорно-двигательной системы (сколиоз, сутулость, дефицит веса и мышечной массы, зрения и пищеварительного тракта). Анализ анкет и всей проделанной работы показывает, что не все учащиеся знают о своих проблемах со здоровьем, а те, кто знают о нарушении опорно-двигательной системы не прилагают особо никаких усилий для устранения этой проблемы. Скорее это результат мало активного образа жизни. Хотя результаты анкетирования по вопросу занятия спортом показывают, что большинство детей занимаются отдельными видами спорта (Приложение?) (таблица)
50% учащихся знают, что такое физические показатели здоровья, но не все знают свои показатели отклонений по физическим параметрам.
По гармоничности телосложения, я считаю не стоит спешить с выводами, так как пубертатный период – это период активного роста организма, и некоторые пропорции тела естественно нарушены. Но полученные данные могут подсказать, какой именно части тела следует уделить внимание для получения в будущем гармоничной фигуры.
Крайне печальный факт, что 86% учащихся имеют нарушения осанки. Если этому не уделять внимания сейчас, на данном этапе развития, то в будущем у этих ребят появятся проблемы с позвоночником и заболевания, сопутствующие нарушениям осанки. Пока еще не прекращен рост организма приобретенные нарушения осанки можно и нужно исправлять, следуя нижеприведенным рекомендациям.
Проблему плоскостопия имеют всего 38%. На это тоже следует обратить внимание, так как это приводит к возникновению ноющих болей в ногах и пояснице, а также к изменению походки.
Таким образом одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы (антропометрическим исследованиям). Для решения данной, я предлагаю созданный мною продукт в виде брошюры с рекомендациями по улучшениям физического развития подростков.
(Приложение2)
Приложение1
Занимаетесь ли вы спортом? Если да то, каким? ………………………………………………………………………………….
Курите ли вы? …………………………………………………………………………………………………………………………………………
Как много и как часто вы едите? ……………………………………………………………………………………………………………
Часто ли у вас бывают головные боли, высокое давление, тошнота, спазмы, судороги и т.п.?............
Есть ли у вас врожденные заболевания? Если да то, какие?....................................................................
Есть ли у вас приобретённые заболевания? Если да то, какие? …………………………………………………………..
Следите ли вы за осанкой?..........................................................................................................................
Есть ли какие-нибудь аллергии? ……………………………………………………………………………………………………………
Удобную ли вы носите обувь? ………………………………………………………………………………………………………………..
Есть ли у вас плоскостопие?.......................................................................................................................
Приложение 2
Рекомендации
Будьте здоровы!
У многих в наше время есть проблемы со зрением и для их уменьшения или предотвращения необходимо проводить гимнастику для глаз.
Упражнение 1. ШТОРКИ.
Быстро и легко моргайте 2 минуты.
Упражнение 2. СМОТРИМ В ОКНО.
Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку.
Упражнение 3. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА.
Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз.
Упражнение 4. МАССАЖ.
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век.
Упражнение 5. ГИДРОМАССАЖ.
Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой , затем холодной. Перед сном все в обратном порядке.
П ри работе за компьютером нужно помнить следующее:
После каждого упражнения следует минуту посидеть с закрытыми глазами;
Зарядка для глаз при работе на компьютере проводится 2 раза в день в одно и то же время;
П ри постоянной работе за компьютером делайте небольшой минутный перерыв через каждые 40 минут, в крайнем случае, через час
Для поддержания нормальной массы нужно в день съедать определенное количество ккал.
Суточная потребность человека в калориях должна обеспечивать все энергетические запросы организма, а также, поддержание нормальной массы тела.
В основе жизнедеятельности всех живых организмов лежит происходящий в них обмен веществ и энергии.
Если энергии будет тратиться много, а поступать мало, то человек начнет худеть. А при превышении поступлений над затратами - избыток может откладываться организмом «на черный день», что приводит к ожирению.
Суточная калорийность продуктов питания рассчитывается индивидуально, с учетом пола, возраста, роста, массы тела и ежедневной физической нагрузки. Эта величина может значительно колебаться и зависит от многих факторов. Таких даже как погода на улице или психическое состояние человека.
Юноши 14-17 лет |
3160 |
Девушки 14-17 лет |
2760 |
Питание должно быть четырехразовое:
Завтрак – 25 %;
Обед – 35–40 %;
Полдник – 15 %;
Ужин – 20–25 % от суточной потребности в питательных веществах.
Зачем нужен режим дня?
Режим дня, безусловно, полезен – он приучает к дисциплине, помогает контролировать количество учебных нагрузок и отдыха, продолжительность сна, регулярность питания. Но в упорядоченной жизни обязательно должно оставаться место для свободы и импровизации.
Распорядок дня подростка
Приблизительный распорядок дня подростка 12-16 лет может выглядеть следующим образом:
Утренний подъем – 7.00;
Гигиенические процедуры – 7.00-7.15;
Завтрак – 7.15-7.30;
Занятия в школе – 8.30-14.05;
Обед – 14.10-15.00;
Посещение секций – 15.00-17.00;
Выполнение Д/З – 17.00-19.00
Ужин – 19.00-19.30;
Свободное время– 19.30-21.30;
Гигиенические процедуры – 21.30-22.00;
Сон – 22.00-7.00.
Не существует универсального расписания, которое подходило бы всем.
Так как организм подростка развивается, жёсткие диеты и разгрузочные дни ему противопоказаны. Подросток должен питаться сбалансировано, потребляя все необходимые витамины и микроэлементы.
Если ребенок склонен к полноте, высококалорийные продукты следует ограничить.
Подростку необходимо полноценно завтракать (это могут быть каши на молоке 2,5 % жирности, омлеты или творог с фруктами), так как это активизирует обменные процессы и предотвращает заболевания желудочно-кишечного тракта (к примеру, гастрит).
50% рациона должно принадлежать углеводам, 30% - белкам и 20% - жирам.
Не переедайте. В период полового созревания возможно как повышение аппетита, так и его снижение. Идеальным решением будет дробное питание 5-6 раз в день.
Сладости, фаст-фуд и мучное лучше есть в первой половине дня, но не чаще трёх раз в неделю.
Сладкоежкам, вредные сладости стоит заменить полезными. Включите в меню бананы, виноград, зефир, тёмный шоколад, мармелад, пастилу, фруктовое желе.
Калорийность меню зависит от физической активности подростка.
Девочкам следует потреблять не более 2400 ккал в день, а мальчикам – не более 2800 ккал в сутки.
5.Список литературы.
1. Бинас А. В., Маш Р. Д., Никишов А. И. и др. Биологический эксперимент в школе – М,: Просвещение, 1990 – 192 с.
Добротворский И. Как развить свои физические возможности // Воспитание школьников. – 2006. – № 4. – с. 52-56
Денбебер С.В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. Электив 9: Физика. Химия. Биология:
Ковалько В.И., Здоровье-сберегающие технологии – М,: «Вако», 2004, 296с.
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. – М.: Просвещение, 1989.
Малахов Г.П. Практическая энциклопедия оздоровления. – Донецк: Сталкер: Генеша, 2007.
6.Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии – М., «Просвещение», 1974, 223 с.
Интернет- источники:
yamedsestra.ru
otvet.mail.ru
medical-enc.ru›