ВВЕДЕНИЕ
С самого детства человек стремится к письму: мелом на асфальте, губной помадой на зеркалах и стенах, повидлом на столе, грязью на машинах и т.д. Человек… он разумный, поэтому на генетическом уровне у него заложены творческие задатки. Отсюда исходит желание творить, писать. К, сожалению, не всем дан красивый, аккуратный, ровный почерк.
В настоящее время широко распространены работы в электронном варианте. Именно из-за этого многие отвыкают от письма, что также может сказаться на особенностях почерка.
Огромное разнообразие почерков заинтересовало нас.
Цель: выявить взаимосвязь особенностей почерка и характера человека.
Объект: подростки с уже сформированным почерком.
Предмет: образцы почерков подростков.
Задачи:
расширить теоретические знания о методах графологического анализа;
выявить оказывающее действие различных факторов на особенностях почерка человека;
определить наличие скрытых талантов и возможностей у человека по почерку.
Методы исследовательской деятельности:
анализ научной литературы по вопросу особенностей почерков;
использование Интернет ресурсов;
графологический анализ почерков подростков;
обобщение собранного материала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал данной работы можно использовать педагоги ВУЗов на уроках биологии и психологии, элективных курсах и т.д.
РАЗДЕЛ 1
ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1.История развития графологии
Современная наука графология довольна античная в своем происхождении. В Древнем Риме почерк считали одной из главных характеристик человеческой личности. Высказывание Аристотеля (384–322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, – отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека» является подтверждением индивидуальности почерка.
На Востоке, в Древнем Китае, уделяли особое внимание человеческому почерку. Китайский художник и философ Йо Хао (XI век) говорил следующее: «По почерку совершенно точно можно определить, принадлежит он благородному или грубому и вульгарному человеку». В 1270 году, английский ученый Роджер Бэкон написал трактат «Краткое руководство по изучению философии», в котором часто упоминал о почерке как об одном из факторов, характеризующих личность.
В 1622 году итальянский ученый Камиллио Бальди, физик университета города Болоньи, издал работу: «Трактат о методе познания натуры и личностных качеств автора по его письму».
В 20 веке наблюдается скачок в развитии графологии как науки современной и развивающейся. Многие ученые (Даниель Энтони, Ульрих Соннеманн, Надя Олянова, Феликс Клейн, Тэя Стейн Левинсон, Ирен Маркус) выпустили на данную тему много интересных работ [1, с. 130].
1.2. Интересные факты графологии
Интересные моменты встречаются в истории использования знаний графологии! Многих популярных в свое время преступников удалось посадить за решетку именно благодаря графологическому анализу их почерков. Самыми яркими примерами являются Аль Капоне и Дик Терпин.
Аль Капоне (1899–1947) – известный американский бандит. Благодаря Фрэнку Уилсону (1887–1970) была доказана преступная деятельность Капоне. В одном из нелегальных заведений были конфискованы учетные книги. В них была обнаружены записи, согласно которым прибыль отправлялась неизвестной особе, именованной как «А» или «Ал». Уилсон проделал большой объем работы: собрав образцы почерков всех бывших партнеров Аль Капоне, он проделал их графологический анализ. Работа того стоила! Наконец он обнаружил почерк бухгалтера, заполняющего документы нелегальной бухгалтерии. Встретившись с ним Уилсон убедил дать показания против Капоне. Это и сыграло решающую роль в доказательстве вины Аль Капоне.
Следующий пример не менее интересный! Дик Тёрпин (1705–1739) – знаменитый разбойник, держал в диком страхе лондонцев 18 в. Попав в тюрьму под вымышленным именем (Джон Палмер), Тёрпин написал зятю письмо с просьбой о помощи. Зять же пожадничал денег за письмо. Оно вернулось на местную почту, где бывший школьный учитель Тёрпина (работник почты) опознал почерк своего ученика. Обман был раскрыт. Дик публично повешен в Нью–Йорке [1].
1.3.Психологический анализ личности по почерку
Стоит сразу заметить, что описание почерка дает возможность сделать вероятные выводы, но не точные утверждения. Кроме того, анализ почерка человека в психологии с примерами встречается часто и считается, что он обеспечивает общую характеристику психологии человека, но не точную. Помимо этого, графологам требуется как минимум страница текста, который написан от руки, а ещё лучше пара, которые написаны в непохожих ситуациях.
1.3.1.С чего начинать анализ почерка
Для анализа почерка можно брать любые тексты – письма, страницы из рабочих тетрадей, подписи и др. Нельзя брать специально написанные тексты, так как автор специально будет стараться изменить свой почерк в лучшую сторону. Лучше всего, если текст получен случайно.
Обычная бумага подходит лучше, чем линованная, так как при письме на чистом листе у человека проявляется свобода движений. На обычной бумаге удобно наблюдать за интервалом между буквами и строками.
Немаловажную роль играет инструмент письма. Наша рука адаптируется под определенную ручку или карандаш, поэтому при измене инструмента письма почерк меняется.
Многие используют несколько почерков. В этом случае необходимо взять все варианты. Люди считают, что их почерк может меняться, но на самом деле это не так: просто почерк отражает эмоциональное состояние человека.
Анализ почерка получится более правдоподобным, если отбросить любые предубеждения относительно автора текста. Лучше узнать возраст, пол и физические характеристики человека, например, такие как, наличие тяжелых заболеваний или инвалидности.
Для исследования мелких черт почерка, необходимо наличие лупы. Важно: чтобы расшифровать любой признак в качестве характеристики личности, нужно убедиться, что он встречается в тексте более одного раза. При повторении этого признака можно его зачитывать.
Чтобы полноценно «почувствовать» почерк можно пройтись по написанному тексту любым непишущим инструментом. Так можно ощутить изменения направления почерка и его структуры, что, в свою очередь, даст более точные представления о человеке.
В самом конце анализа нужно составить точный и связанный вывод, характеризующий личность в целом.
1.3.2. Анализ размера почерка
Мелким почерком обладают авторы стеснительные, неоткрытые для общения, аккуратные и чувствительные;
средний размер почерка указывает на человека уравновешенного, адаптивного к любым ситуациям;
крупным почерком владеют личности общительные, откровенные, с высоким уровнем самообладания.
1.3.3. Анализ расстояния между словами:
большое расстояние между словами говорит о свободолюбивом человеке, который не любит шума, беспорядка;
маленькое расстояние между словами – человек не любит одиночество, поэтому он может быть навязчивым [2].
1.3.4. Форма букв:
соединенными буквами пишут логичные люди, они принимают решения с осторожностью, обдумывая все плюсы и минусы сложившейся ситуации;
заостренные буквы указывают на человека разумного и любознательного, и даже иногда агрессивного;
буквы округлой формы – люди творческие, степенные, неконфликтные.
1.3.5. Нажим:
сильный нажим говорит о том, что у человека сильно выражено чувство долга, эта особа является серьезной и ответственной; болезненно воспринимает критику;
у людей с легким нажимом почерка часто не хватает жизненной энергии, но при этом такой человек чувствителен, раним.
1.3.6. Наклон букв
А. Наиболее распространенный наклон в почерке. Автор – искренняя дружелюбная, открытая личность.
Б. Такой наклон показывает наличие привязанности и желание выставить на всеобщее обозрение свои чувства. Наклон «Б» характеризуется большой энергией и желанием в создании новых идей. Человек романтик. Естественно, одиночество противопоказано для этих людей.
В. Интеллект контролирует эмоции. Человек не живет желанием сердца.
Г. Аналогичные черты контроля ума над сердцем, что в наклоне «В». Но в данном случае подавление чувств еще более ярко выражено. Наклон «Г» показывает стремление к скрытности, хотя под этим внешним покровом может быть скрыто море эмоций.
Д. Равновесие между умом и сердцем.
1.3.7. Особенности написания некоторых букв
У капризных людей окончания букв «р», «д», «з» длинные. В почерке человека прямолинейного «хвостики» этих букв будут короткие и прямые.
Нижние петли устранены – человек с независимым мышлением, не терпит фальши, уважает людей за их личные успехи.
Нижняя узкая петля – личность осторожная, присущи духовные цели. Присутствует любовь к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.
Нижняя длинная широкая петля – стремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит находиться в центре внимания общества.
Непропорционально большая нижняя петля – нет привязанности к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремится к разнообразию и удовольствию.
1.3.8. Расположение строк
У оптимистов к концу строка стремится вверх, у пессимистов – наоборот, вниз. Прямые строки характерны для спокойных, уравновешенных и постоянных людей. Неровные строки указывают на частую смену настроения [4, с. 120].
1.3.9. Подпись
С помощью подписи человек пытается выразить себя с лучшей стороны, но как бы он не старался, от профессионального взгляда графолога не утаишься! Попробуем разобраться в особенностях подписей.
Если в подписи много букв, которые можно без труда прочитать, то этот человек открыт для общения, и наоборот.
Устремление подписи наверх говорит об оптимисте.
Округлые буквы указывают на женское начало в воспитании, а наличие заостренных букв – мужского.
Короткая подпись (2-3 буквы) говорит о человеке быстром, не любящем нудной работы. Длинная подпись характеризует слегка нудного человека.
Если только в начале подписи стоят 2–3 заглавные буквы, то это указывает на руководителей, то есть людей умственного труда. Минимум заглавных букв в первой части подписи говорит о человеке, склонному к труду прикладного характера (представители умственного труда).
Если первая буква значительно отличается по амплитуде от остальных, то это говорит о человеке, требовательном к себе и капризном.
Наличие бисерных букв с элементами вертикального всплеска – результат перенесенного стресса, инсульта или инфаркта.
Значительное количество разрывов в подписи и использование печатных букв, чаще указывает на человека непредсказуемого.
Хвастун использует большое количество крючков, завитушек, ленточек. Но бывают случаи, когда такие украшения используют люди творческие.
Подчеркивание всей подписи одной линией по всей длине является признаком «бонапартизма». Эти люди стремятся показать свою решительность, стремление добиться своих целей. Если используется несколько линий, то это признак упрямства и грубости. Росчерк над всей подписью – желание человека вырваться из своей среды и добиться высот. Перечеркивание подписи несколькими штрихами говорит о личности, сомневающейся в себе.
Наличие вертикальных удлинений букв «з», «р», «д», «в» указывает на проявление комплекса физических недостатков.
Если в начале подписи стоит заглавная буква с точкой и продолжается с новой заглавной буквы, то это говорит об осмотрительном человеке.
Ровная подпись, легко читаемая принадлежит особам, для которых характерен высокий самоконтроль, сдержанность и хорошее воспитание.
Начало подписи начинается с большой петли и продолжается в нечитаемые буквы – признак любви ко власти.
Существуют подписи, загруженные различными непонятными знаками, это характерно для людей, любящих делать «из мухи слона».
Точка в начале подписи означает стремление человека ознакомиться со всей информацией перед началом работы, точка в конце – завершить начатое дело до конца.
Использование иностранных букв – увлеченность данным языком.
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАФОЛОГИЯ
2.1. Графологический анализ почерка №1
Автор почерка –подросток 14 лет (Приложение А, с. 19). Результаты анализа почерка:
Аккуратность при письме – самодисциплина.
Сохранена форма букв – ясность в мыслях.
Простой и понятный почерк, написан ясно и разборчиво – хорошо организованный человек.
Заглавные буквы умеренно и со вкусом орнаментированные – тактичность и утонченность.
Сильный нажим ручки – теплота в общении, постоянство чувств.
В почерке имеются буквы с округлой структурой – беспристрастность.
Волнообразные буквы «т, н, л, п» - наличие чувства юмора.
Особый способ написания букв «д, б, в» - способность к литературе.
Окончания букв «з, р, д» короткие и прямые – человек прямолинейный.
Почерк вертикальный, нет наклона – у человека с таким почерком равновесие между умом и сердцем.
Буквы в словах соединены непрерывно – хорошие аналитические способности, логика, последовательность, способность принимать самостоятельные решения.
Нижние петли сочетаются со структурой почерка – позитивный настрой.
Разборчивая подпись – искренность и честность.
Простая подпись, но декорированная со вкусом – хороший вкус и уверенность в себе.
2.2. Графологический анализ почерка №2
Автор почерка – подросток 16 лет (Приложение Б, с. 20). Результаты анализа почерка:
Сильный нажим – человек серьёзный и ответственный; болезненно воспринимает критику.
Правый наклон – искренний, открытый, дружелюбный человек.
Маленькое расстояние между словами –человек не любит одиночества и может быть навязчивым.
Мелкий почерк – личность стеснительная, аккуратная и чувствительная.
2.3. Графологический анализ почерка №3
Автор почерка – студентка 17 лет (Приложение В, с. 21). Результаты анализа почерка:
Интервал чёткий – организованный человек.
Наклон букв – равновесие между умом и сердцем.
Средний размер почерка – уравновешенный человек.
Стабильные пробелы одной ширины – надежность в отношениях с людьми.
Умеренный нажим – контроль над чувствами, энергия.
Мелкий почерк – скромность.
Волнообразные связи в буквах «т, н, л, п» – наличие чувства юмора.
2.4. Графологический анализ почерка №4
Автор почерка – студентка 18 лет (Приложение Г, с. 22). Результаты анализа почерка:
Наклон букв – искренняя, дружелюбная личность.
Средний размер почерка – человек адаптированный к любым ситуациям.
Умеренный нажим – контроль над чувствами, всегда с понимание относится к людям.
Обычный наклон – теплый, дружелюбный человек.
Первые буквы слов большие – высокая самооценка.
Правый наклон – отзывчивый человек.
Волнообразные связи – чувство юмора.
Соединенные буквы – логичный человек
2.5.Сравнительная характеристика мужских и женских подписей.
Женская половина общества уделяет больше внимания особенностям своей подписи, в отличие от мужчин. Окончательное формирование женской подписи происходит приблизительно в момент профессионального определения, поэтому женская подпись неоднократно подвергается изменениям. Мужчины в этом вопросе непринципиальны, и их первая не совсем идеальная подпись остается практически навсегда неизменной. Такова психология мужчин и женщин (Приложение Д, с. 23).
ВЫВОДЫ
Тема нашей работы на сегодняшний день считается интересной довольно широкому кругу общества. Каждый из нас согласится, что в последнее время человек меньше времени уделяет рукописному делу, то есть, письму, так как эту функцию на себя с успехом перетянула электронная переписка. Хотя письмо весьма увлекательно и познавательно, как доказала моя работа.
В ходе выполнения исследовательской работы мной были изучены и с успехом применены основные методы графологического анализа.
Изучение истории и применения результатов графологического анализа доказало важность и необходимость дальнейшего развития графологии как науки современной, уходящей корнями в древность. Мы считаем, что знания графологии необходимы многим специалистам, поэтому можем предложить внесение графологии как дополнительного предмета для изучения в старших классах средней школы.
На основе полученных результатов графологического анализа нами были сделаны следующие выводы:
Действительно по почерку можно определить определенные задатки и способности у школьников среднего и старшего звена.
Можно считать доказанным тот факт, что профессиональные качества работника сказываются на особенностях почерка. Так, в почерках учителей наблюдается скорость письма, стремление к успешному завершению начатого, организованность и дисциплина.
Собственное наблюдение показало, что психология мужчин и женщин отлична друг от друга. Доказательством послужила работа с образцами подписей женских и мужских.
Поставленная цель достигнута с успехом, действительно существует взаимосвязь почерка и характера человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исаева Е. Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Издательство: Рипол Классик: 2010 – 256 с.
Кравченко В. И. Графология: характер по почерку. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: 2006 – 175 с.
Маяцкий В. Графология. М., 1990 – 378 с.
Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку). Киев, 1992 – 269 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://zablugdeniyam-net.ru/fakty/kak-mnogo-govorit-o-vas-vash-pocherk
http://www.woman.ru/psychology https://sunmag.me/sovety/19-01-2014-grafologiya-psikhologiya-pocherka.html#h2875_2
Образец почерка №1
Приложение А
Образец почерка №2
Приложение Б
Образец почерка №3
Приложение В
Образец почерка №4
Приложение Г
Образцы женских и мужских почерков
Приложение Д