ВЛИЯНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СКЛАДА УМА НА ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 – 11-х КЛАССОВ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СКЛАДА УМА НА ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 – 11-х КЛАССОВ

Лизунова А.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 1 им. А. А. Драгомировой»
Полякова И.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа № 1 им. А. А. Драгомировой»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Существует мнение, что изучение языков присуще людям с гуманитарным складом ума, а «математикам» данный процесс не подвластен. Однако же на деле все совсем не так. В действительности способности к языкам могут быть и у одних, и у других. Но вот подход к самому освоению языка  будет разным в силу разности особенностей мышления.

Люди, склонные больше к математическим наукам, имеют преимущественно аналитический склад ума. Тут и кроется их преимущество в деле изучения языков перед гуманитариями, потому что они могут анализировать. Анализ значит расчленение и разложение исходного понятия или предмета на составные части, чтобы сделать его познание более ясным и полным.

При помощи анализа можно разбирать тексты, предложения, слова в иностранных текстах и затем делать выводы об употреблении тех или иных форм слов, окончаний, падежей. Если сюда подключить логику, то можно искать сходства, аналогии в других известных языках, делать умозаключения на основе имеющегося материала на иностранном языке при помощи индуктивного метода (от частного к общему, т.е. от слов и форм их употребления к пониманию грамматических правил). Такой подход даёт результаты.

Что касается людей с гуманитарным складом ума, то у них на первом месте образное освоение языков. Для них в первую очередь важны те смыслы, которые они могут передать посредством языка, а также сам процесс изучения языка идет посредством «вживания» в него. Это тоже важно, потому что язык сам по себе – это основа нашей картины мира. Именно язык задает нам форму нашего мышления и восприятия реальности. И поэтому метод «вживания» в язык хорош тем, что позволяет настроить свой мозг и свое мышление на волну изучаемого иностранного языка.

Однако, хочется заметить, что не стоит ограничиваться только одной стороной освоения чужого языка. Важно и уметь анализировать язык, выявлять закономерности (для лучшего понимания), и учиться думать на выбранном языке.
В нашей работе мы проанализируем и сравним количественные и качественные показатели овладения иностранным (английским) языком у обучающихся 9– 11-х классов.

Объектом исследования является процесс овладения иностранным (английским) языком у обучающихся 9– 11-х классов.

Предмет исследования – овладение иностранным (английским) языком у обучающихся 9– 11-х классов с математическим складом ума.

В данной работе нами будет затронута тема влияния склада ума на процесс овладения иностранным языком у обучающихся 9– 11-х классов, а так же применены методы количественного и сравнительного анализа результатов.

В современной психологии и педагогике вопрос влияния склада ума на процесс овладения иностранным языком мало изучен. В этом и состоит научная новизна нашей работы.

Целью нашего исследования является определение наличия влияния склада ума на процесс овладения иностранным (английским) языком у обучающихся 9– 11-х классов.

В соответствии с выбранной темой, объектом и предметом данного исследования, выдвинута следующая гипотеза:

Математический склад ума обучающегося способствует лучшему овладению иностранным (английским) языком.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия «склад ума» и «мышление»;

- рассмотреть типы мышления человека;

- выявить особенности процесса овладения иностранным языком у обучающихся старшего звена в школе;

- изучить вопрос влияния склада ума на процесс овладения иностранным (английским) языком у обучающихся старшего звена;

- выявить необходимые методики;

- определить склад ума обучающихся 9 – 11-х классов МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой» и его влияние на процесс овладения английским языком;

- провести сравнительный анализ кол-ва обучающихся с отметкой «4» и «5» по английскому языку за 2016-2017 учебный год с кол-вом обучающихся 9 – 11-х классов МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой», имеющих математический склад ума;

- проанализировать полученные результаты;

- сделать выводы по проведённому исследованию.

Таким образом, актуальность данной темы и необходимость проверить данную гипотезу определили выбор темы данного исследования: «Влияние математического склада ума на процесс овладения иностранным (английским) языком у обучающихся 9– 11-х классов».

Источниками информации для написания этой работы послужили 11 экземпляров учебной литературы и теоретических трудов учёных-психологов и педагогов, которые приведены в разделе «Список литературы».

Данная работа состоит из тезисов, введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Первый раздел раскрывает определение понятий «склад ума» и «мышление». Так же в нём перечисляются типов мышления человека и приводится их характеристика. В этом же разделе указаны особенности процесса овладения иностранным языком у обучающихся среднего и старшего звена и описывается влияние склада ума на процесс овладения иностранным языком у обучающихся 9– 11-х классов.

Второй раздел посвящён этапам и результатам исследования влияния склада ума на процесс овладения иностранным (английским) языком у обучающихся 9– 11-х классов МОУ «Средняя школа №1 им. А.А. Драгомировой».

В разделе «Заключение» приведены краткие выводы о проделанной работе, а в «Списке литературы» перечислены 11 единиц использованных печатных материалов. В разделе «Приложения» находятся таблицы с вопросами, применяемыми в процессе исследования. Так же в этом разделе находятся таблицы, в которых можно наглядно пронаблюдать влияние склада ума на качество овладения иностранным языком. Здесь же приведены диаграммы всех полученных результатов в ходе исследования.

РАЗДЕЛ 1

Определение понятий «склад ума» и «мышление»

Психологи считают, что «склад ума» человека – это особенности его мышления. В свою очередь, особенности мышления человека определяются полушарием головного мозга, которое является у него ведущим. Если более развито правое полушарие, то преобладает эмоциональная сфера, образное, абстрактное мышление. В данном случае место имеет гуманитарный склад ума. Если более развитым является левое полушарие мозга, тогда это аналитический склад ума, так называемое математическое мышление.

По мнению А.Н. Леонтьева, мышление - это процесс «сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные чувственному восприятию объекты». [6, с. 233]

А.В. Брушлинский, другой отечественный исследователь мышления, акцентирует внимание на том, что мышление носит творческий характер. Он полагает, что мышление всегда представляет собой искание и открытие существенно нового. «Открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида... Таким образом, всё новое, открываемое в ходе мыслительной деятельности, соотносительно с теми конкретными индивидами, которые осуществляют познавательную деятельность. Мыслит не мышление само по себе, а человек, субъект, обладающий мышлением и непрерывно обновляющий, развивающий свой жизненный опыт. Лишь в рамках последнего осуществляется сложная взаимосвязь между новым и старым» [2, c. 41].

Многие отечественные исследователи также подчеркивают связь мышления с деятельностью. В частности, А.В. Панкратов акцентирует внимание на том, что мышление - это не какая-то реальность, независимая от деятельности, и не какая-то особая деятельность, а аспект любой деятельности, ее сторона. [9, с. 109]

Исходя из всего вышесказанного, склад ума является процессом мышления индивида, который непрерывно обновляется за счёт увеличения и развития жизненного опыта данного индивида. Применяя полученную информацию к процессу овладения иностранным языком у обучающихся 5 – 11-х классов можно сделать вывод, что на процесс овладение иностранным языком будет влиять приобретённый жизненный опыт данной группы обучающихся.

Типы мышления человека

Рассмотрим подробнее типы мышления. В основном типы мышления разделяют на четыре категории:

- практический или технический склад ума,
- художественно-образный склад ума,

- гуманитарный склад ума,

- математический склад ума.

Впрочем, названия могут быть и несколько иными. Каждому из них соответствуют свои индивидуальные особенности мышления.Человек с практическим складом ума предпочитает и использует в повседневной жизни предметное мышление. Для такого типа мышления характерна неразрывная связь между предметом и пространством и временем, последовательное выполнение операций. Они осуществляют преобразования информации при помощи предметных, конкретных действий. Результатом данного типа мышления является мысль, воплощенная в какой-то новой конструкции. В жизни людей с таким мировосприятием зачастую называют реалистами, они редко фантазируют или вообще малоспособны на абстрактное мышление.

У людей с художественно-образным типом мышления сугубо образное мышление. Они, напротив, отделяют предмет от пространства и времени, осуществляют мысленные преобразования информации, оперируя образами. На практике таким людям легче представить, вообразить, что нужно делать, им проще рассказать, чем показать действиями. Результатом образного мышления становится мысль, которая воплощена в каком-то новом образе. Человек, у которого такое образное, абстрактное мышление все «пропускает через себя», т.е. пытается прочувствовать, представить. Их очень хорошо видно, поскольку они тяжело воспринимают критику, разлуку, реагируют эмоционально практически на все. Они бурно реагируют на любовные записки и стихи, лирические моменты в фильме или книге. Они редко обладают аналитическими способностями. Это, как правило, хорошие гуманитарии: врачи, психологи, социальные работники, и т.д.

Индивидуумы с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Они преобразовывают информацию с помощью умозаключений. Это стратегическое, творческое мышление человека, когда логическая цепочка выстраивается не по каким-то мелким деталям, а прочно привязывается к некой воображаемой цели. Поскольку цель - это еще не существующая в реальности «вещь», а только планируемая, то люди, у которых гуманитарный склад ума обладают развитой интуицией и творческими способностями, основанными на воображении, чувствах. То есть, человеку сначала необходимо все представить и прочувствовать. Данный тип мышления опирается на эмоциональный метод познания окружающего мира.

Люди с математическим складом ума предпочтение отдают символическому мышлению, то есть преобразованию информации при помощи неких законов и правил вывода (к примеру, алгебраических). Результатом становится мысль, которая выражается в виде формул и структур, фиксирующих отношения между символами (в прямом или переносном смыслах).

Математический склад ума или аналитический, технический склад ума – практически синонимы. Математическое мышление позволяет человеку анализировать в действиях отдельные явления. То есть аналитик, в отличие от гуманитариев, видит ситуацию по отдельным деталям, способен лучше оценивать ситуацию. Логическое мышление у людей с математическим складом ума, как правило, развито гораздо хуже, зато расчеты в уме они выполняют просто великолепно. Они легко пользуются существующими формулами, законами и правилами, и речь здесь не только о математике, а о жизни в принципе.

Аналитический склад ума в обиходе подразумевает «проницательный ум», способность человека «толково анализировать, делать правильные выводы». В психологии – это мышление, в основе которого логика рассуждений, а не восприятия. Проще говоря, аналитический склад ума - это противоположность интуитивного мышления. Человек, у которого этот тип мышления предпочитает руководствоваться в жизни «сухими» фактами, какими-то объективными сведениями, а совсем не чувствами. Аналитические способности очень близки к техническим или математическим.

Помимо всего этого, очень часто у людей встречается, так называемый синтетический склад ума, то есть универсальный, включающий способности по разным направлениям. Таким людям достаточно трудно четко определить, кем они являются в большей степени, гуманитариями или техниками. У них, как правило, успехи одинаковые в учебе на совершенно полярных фронтах, им одинаково хорошо даются все предметы, и математические дисциплины, и литература. Такие люди достаточно четко представляют общую картину мира, понимают графики и чертежи. При этом они легко могут расчувствоваться и заплакать.

Обладателей универсального склада ума можно считать счастливчиками, поскольку их индивидуальные особенности мышления охватывают все, они наделены всеми способностями. Однако их способности распределены не поровну, не равномерно, а с некоторым перевесом. [2, с.48]

Таким образом, процесс овладения иностранным (английским) языком будет напрямую зависеть от способа взаимодействия с окружающим миром и результата процесса обработки полученной информации. У обучающихся с практическим складом ума преобладает предметное мышление, в то время как у обучающихся с художественно-образным складом ума преобладает образное мышление. У детей с гуманитарным складом ума преобладает знаковое мышление, а у ребят с математическим складом ума - символическое мышление. Самыми удачливыми обучающимися являются те, у кого синтетический склад ума, так как у них все виды мышления развиваются в равной степени.

1.3. Особенности процесса овладения иностранным языком у обучающихся старшего звена в школе

Поскольку язык теснейшим образом связан с мышлением, то практическое владение языком невозможно без умения мыслить на нём, поэтому мышление на иностранном языке рассматривается в качестве основной иноязычно-речевой способности, которая всегда воспитывается или развивается у учащихся в процессе их обучения иностранному языку. Следует уточнить, что говоря о развитии иноязычного мышления, имеется в виду мышление на изучаемом языке вообще, с использованием структуры всего языка, и, в том числе, овладение системой понятий, выражаемых лексическими единицами языка.

В последние годы тезис о необходимости «мышления на иностранном языке» стал первостепенным в методике преподавания иностранного языка. «Обучаясь языку, учащиеся по сути дела должны обучиться мышлению на этом языке. Стало быть, и весь процесс обучения языку следует понимать как процесс переключения мышления учащихся с базы одного языка на базу другого языка. Владея по-настоящему иностранным языком, человек не испытывает никакой надобности в использовании средств своего родного языка, т.е., говоря другими словами, он приобретает способность мышления непосредственно на иностранном языке. Мышление на иностранном языке характеризуется специфическими особенностями и обладает некоторым своеобразием сравнительно с мышлением на родном языке, вследствие чего и преподавателям языка надлежит специально заботиться о том, чтобы вместе с усвоением иноязычных средств общения у учащихся формировалось несколько иное мышление» [11, с.115].

Тезис о мышлении на иностранном языке предполагает полное сближение и даже отождествление мышления и общения. Общаться так или иначе значит мыслить так или иначе. Речь и мышление неотделимы друг от друга как процессы. Однако мышление, мыслительный процесс в целом, может осуществляться в различных психологических ситуациях по-разному. И чем более многосторонней будет психическая деятельность, которую учащийся способен производить с опорой на иностранный, язык, тем более свободным и адекватным будет процесс общения на этом языке.

Мышление как психологический и как логический процессы, в формировании которых нашла отражение практическая и познавательная деятельность человека, носит универсальный характер. А это значит, что сторонники обучения мышлению на иностранном языке, которым они пытаются обосновать якобы имеющее место различие в способах мышления, они указывают на различие в способах наименования. Поэтому вряд ли правомерно говорить о различных формах мышления и об обучении мышлению на иностранном языке. Правомерно говорить не о формировании иноязычного мышления, а о возможно более широкой практике речи на изучаемом языке. Чем больше будет в обучении упражнений, требующих использования иностранной речи, тем более успешным будет его усвоение.

Так как мыслительная деятельность человека осуществляется с помощью понятий, а понятия непосредственно объединяются со словами, то для развития иноязычного мышления приобретает очень большое значение осознание и усвоение тех понятий, которые выражаются словами иностранного языка. Это тем более важно, что понятия, выражаемые словами родного языка, и понятия, выражаемые иноязычными словами, как правило, не совпадают.

Овладение иностранным языком, согласно выводам Л.С. Выготского, отличается от родного языка и происходит по противоположному для него пути. Родной язык усваивается неосознанно и ненамеренно, «… а иностранный – начиная с сознания и намеренности. Поэтому можно сказать, что развитие родного языка идет снизу-вверх, в то время как развитие иностранного языка идет сверху-вниз». [3, с.265]

Поэтому при овладении иностранным языком у обучающихся 9 -11-х классов особенно важно глубокое осознание иноязычных средств и способов формирования и выражения мысли, а также постижение обучающимися смысловой природы языка, несмотря на то, что они при формулировании мысли задумывается только о содержании высказывания, а не о форме ее выражения, которая реализуется неосознанно, на уровне автоматизмов.

1.4. Влияние склада ума на процесс овладения иностранным языком у обучающихся 9– 11-х классов

В психологии существуют различные точки зрения на взаимосвязь языка и мышления. Так, сторонники одной из них, полагают, что поскольку в мозгу обучающегося может храниться образ предмета в качестве психического явления, отличного от соотносимого с ним словесно оформленного понятия, для адекватного усвоения иноязычного слова необходимо связывать его в сознании не только с понятием, но и с соответствующим образом. Закрепление иноязычного слова за образом или понятием может происходить как опосредованно через соотнесение с соответствующим наименованием родного языка, так и непосредственно беспроводным путем. И в том и в другом случае наименование должно одновременно связываться с фиксированной в мозгу моделью или образом предмета.

Для функционирования словесного обозначения на уровне мышления обязательным является включение его не только в отношения «слово- понятие» и «слово — образ» и через них в отношение «слово — предмет действительности» (нисходящие связи), но и в отношение «слово — интегральный смысл» (восходящие связи). В противном случае функционирование слова будет подменяться вербализацией, что приводит к распространенным методическим погрешностям. Так, установление связи не только на уровне «слово родного — слово иностранного языка» при ее постоянном подкреплении препятствует непосредственному перекодированию слова в образ, а это в свою очередь, затрудняет включение иноязычного слова в цепь мыслительных процессов.

Таким образом, можно сделать вывод, что у обучающихся в процессе овладения иностранным (английским) языком необходимо формировать нисходящие и восходящие связи между иностранными словами и словами на родном языке.

Процессы абстрактного мышления связаны с переходом от кода образов, так и от словесного кода к коду смысла. Установление связи только на уровне «слово — понятие» и (или) «слово — образ» без перехода к коду смысла (что, к сожалению, часто наблюдается при обучении языку) нарушает естественное развитие мыслительных процессов. В этом случае слово субъективно не «переживается», поскольку оно остается только на уровне вербальной переработки. Постоянное удержание слова на этом уровне приводит плохой привычке несоотнесенного говорения: обучающиеся могут вести в аудитории беседу на заданную тему, но испытывают затруднения при попытке вести аналогичный спонтанный разговор в реальной ситуации, в которой характер и последовательность реплик регулируются не каноническими вопросами партнера, а обстоятельствами, отраженными в процессе мышления через код смысла, в том числе и через несловесные коды.

Этим объясняется возникновение у учащегося препятствующего языковой коммуникации чувства робости при необходимости вступить в реальную беседу, а также значительное увеличение латентного времени речевой реакции у одних и тех же испытуемых при реагировании на заданную ситуацию средствами родного и средствами иностранного языка.

Другая точка зрения на взаимосвязь языка и мышления: мысли в основном формируются на базе «национального языка», что не исключает, однако и образного мышления. Для того чтобы у обучаемого сложилось новая система оформления мыслей, т. е. система обучаемого языка, также необходимо наряду с установлением связи «иноязычное слово — слово родного языка» соотнесение слова с предметами и явлениями действительности, иначе новая система не сложится. Поэтому важно не только использование одноязычных упражнений, но нужна и интенсивная практика в речи на изучаемом языке. [10, с.26]

Опыт, знания и навыки, в том числе относящиеся и к самому процессу мышления, закрепленные в языке того или иного народа, не могут рассматриваться как обобщение только его национального опыта, а сформировавшегося способы мышления как его национальный продукт. В мышлении отражена вся сложная совокупность общественно — исторической практики всех народов, цивилизаций и даже всего человечества.

Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера

Мышление - это индивидуальный  способ переработки поступающей информации, форма психического отражения человеком действительности, создавая взаимосвязи и отношения между изучаемыми понятиями, явлениями Опросник Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера позволяет определить  базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать в какой области, профессии вы преуспеете.  

Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой.  Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода: предметно-образный (практический), предметно-знаковый (гуманитарный), предметно-символический (операторный), образно-знаковый (художественный), образно-символический (технический), знаково-символический (теоретический). Выделяются следующие факторы мышления: практичность — теоретичность; гуманитарность — техничность; художественность — операторность; конкретность — абстрактность.

Опросник содержит 75 вопросов, на которые необходимо дать либо положительный ответ, либо отрицательный. Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу. (Таблица 1.1)

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

- низкий уровень (от 0 до 5 баллов),

- средний уровень (от 6 до 9 баллов),

- высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. 

Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений.  Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Креативность - творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.
Данный опросник был выбран как подходящий для проведения нашего исследования.

Выводы по первому разделу:

Психологи считают, что «склад ума» человека – это особенности его мышления. В свою очередь, особенности мышления человека определяются полушарием головного мозга, которое является у него ведущим. Если более развито правое полушарие, то преобладает эмоциональная сфера, образное, абстрактное мышление. В данном случае место имеет гуманитарный склад ума. Если более развитым является левое полушарие мозга, тогда это аналитический склад ума, так называемое математическое мышление.

По мнению А.Н. Леонтьева, мышление - это процесс «сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные чувственному восприятию объекты».

А.В. Брушлинский акцентирует внимание на том, что мышление носит творческий характер.

Типы мышления разделяют на категории: практический или технический склад ума, художественно-образный склад ума, гуманитарный склад ума, математический склад ума и синтетический склад ума.

У обучающихся с практическим складом ума преобладает предметное мышление, в то время как у обучающихся с художественно-образным складом ума преобладает образное мышление. У детей с гуманитарным складом ума преобладает знаковое мышление, а у ребят с математическим складом ума - символическое мышление. Самыми удачливыми обучающимися являются те, у кого синтетический склад ума, так как у них все виды мышления развиваются в равной степени.

Склад ума является процессом мышления индивида, который непрерывно обновляется за счёт увеличения и развития жизненного опыта данного индивида. Применяя полученную информацию к процессу овладения иностранным языком у обучающихся 9 – 11-х классов можно сделать вывод, что на процесс овладение иностранным языком будет влиять приобретённый жизненный опыт данной группы обучающихся.

Таким образом, процесс овладения иностранным (английским) языком будет напрямую зависеть от способа взаимодействия с окружающим миром и результата процесса обработки полученной информации.

Практическое владение языком невозможно без умения мыслить на нём.

Речь и мышление неотделимы друг от друга как процессы. Однако мышление, мыслительный процесс в целом, может осуществляться в различных психологических ситуациях по-разному.

При овладении иностранным языком у обучающихся 9 – 11-х классов особенно важно глубокое осознание иноязычных средств и способов формирования и выражения мысли, постижение смысловой природы языка, несмотря на то, что они при формулировании мысли задумывается только о содержании высказывания, а не о форме ее выражения, которая реализуется неосознанно, на уровне автоматизмов.

У обучающихся в процессе овладения иностранным (английским) языком необходимо формировать нисходящие и восходящие связи между иностранными словами и словами на родном языке.

Опыт, знания и навыки, в том числе относящиеся и к самому процессу мышления, закрепленные в языке того или иного народа, не могут рассматриваться как обобщение только его национального опыта, а сформировавшегося способы мышления как его национальный продукт. В мышлении отражена вся сложная совокупность общественно — исторической практики всех народов, цивилизаций и даже всего человечества.

Опросник Дж. Брунера наиболее подходит для проведения нашего исследования.

РАЗДЕЛ 2

2.1. Подготовительный этап исследования

В ходе подготовительного этапа исследования были прочитаны 11 экземпляров научных трудов. Было принято решение, что для исследования нам потребуются годовые отметки обучающихся за 2016-2017 учебный год по английскому языку и опросник Дж. Брунера, вопросы которого записаны в Таблицу 2.1.Опросник поможет выявить склад ума обучающихся, а годовые отметки по английскому языку позволят провести сравнительный анализ влияния математического склада ума на процесс овладения иностранным языком у обучающихся старших классов.

Предполагается, что отметка «4» и «5» по английскому языку у обучающихся с математическим складом ума будет служить подтверждением нашей гипотезы, а именно, что математический склад ума способствует лучшему овладению иностранным языком у обучающихся 9 – 11-х классов.

Сведения по отметкам по английскому языку за 2016-2017 учебный год занесены в Таблицу 2.2 без указания фамилий, но с порядковым номером обучающегося каждого класса в соответствии с классным журналом.

2.2. Проведение исследования среди обучающихся 9 – 11-х классов МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой»

Исследование проводилось после уроков в кабинете №15 МОУ «Средняя школа №1 им. А.А. Драгомировой». Обучающиеся 9 – 11-х классов получили бланки с вопросами из опросника Дж. Брунера (см. табл. 2.1), которые было необходимо заполнить в соответствии с их предпочтениями, а именно проставить знак «+» в колонке «согласен» или «не согласен» с высказыванием опросника. Когда бланки были заполнены, обучающиеся вернули их для дальнейшей обработки.

Результаты опросника подсчитывались с помощью ключа к данной методике исследования (см. табл. 1.1). На каждого испытуемого была заведена карточка-ключ, куда вносились ответы обучающихся на высказывания из опросника. Затем нами были подсчитана положительные ответы испытуемых по каждой категории склада ума. Категория склада ума, где количество положительных ответов было преобладающим и являлась показателем склада ума у обучающегося. Все полученные результаты были занесены в таблицу (см. табл. 2.2). Так же мы сравнили количество обучающихся 9 – 11-х классов в соответствии с их складом ума, а результаты занесли в Диаграмму 2.1.

Следующим нашим шагом было подсчитать количество отметок «3», «4» и «5» по английскому языку у обучающихся 9 – 11-х классов в 2016-2017 учебном году. Все полученные результаты отражены в Таблице 2.3.

После проделанной работы мы приступили к сравнительному анализу качества усвоения иностранного языка и влияния математического склада ума на данный процесс. Полученные результаты отображены в Диаграмме 2.2.

2.3. Анализ полученных результатов

Получив заполненные бланки ответов опросника Дж. Брунера нами было подсчитано количество положительных ответов по категориям склада ума. В результате было сделано заключение, что в 11 – А классе количество обучающихся с математическим складом ума составляет 8 человек, в 10 – А данная цифра достигла отметки в 6 человек, в то время как в 9 – А количество обучающихся с математическим складом ума составило 7 человек. Что же касается 9 – Б класса, то количество обучающихся с математическим складом ума в данном классе составило 4 человека. Так же было подсчитано количество обучающихся с практическим, гуманитарным и художественно-образным складом ума. Все полученные результаты занесены в таблицу (см. табл. 2.2).

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что количество обучающихся с математическим складом ума в 11 – А, 10 – А и в 9 – А приблизительно одинаково (8, 6 и 7 человек соответственно). Что же касается 9 – Б класса, то здесь количество обучающихся с математическим складом ума в два раза ниже, чем в остальных классах. Это говорит о том, что в данном классе успеваемость по предметам, где необходимы математические навыки, будет ниже, чем в остальных классах.

Если же рассматривать преобладающий склад ума в испытуемых классах, то можно сделать вывод, что в 11 – А, 10 – А и в 9 – А преобладают обучающиеся с гуманитарным складом ума. Такой вывод был сделан, опираясь на полученные результаты опросника, а именно: в 11 – А количество обучающихся с гуманитарным складом ума составило 11 человек, в 10 – А – 10 человек, а в 9 – А – 9 человек. Снова можем наблюдать сходство полученных результатов. Что же касается 9 – Б класса, то количество обучающихся с гуманитарным складом ума в данном классе в 5 раз ниже, чем в других классах. Это свидетельствует о том, что в данном классе успеваемость невысокая не только по предметам, где необходимы навыки и способности к точным наукам, но и с предметами гуманитарного цикла тоже успеха обучающиеся 9 – Б особо не имеют.

В 9 – Б классе преобладает практический склад ума. А это значит, что старшеклассники данного класса лучше усваивают новую информацию через взаимодействие с предметами.

По итогу подсчетов количества обучающихся с различным складом ума можно сделать вывод, что у обучающихся 9 – 11-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» почти в равных долях преобладает практический и гуманитарный склад ума. Данный результат отображен в диаграмме (см. диаграмму 2.1).

Результат подсчета количества отметок «4» и «5» по английскому языку у обучающихся 9 – 11-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» в 2016-2017 учебном году занесен в таблицу (см. табл. 2.3).

Следующим шагом было проанализировать влияние математического склада ума на улучшение качества освоения иностранного языка. Нами было выдвинуто предположение, что на данный процесс влияет соотношение количества отметок «4» и «5» у обучающихся с математическим складом ума, а именно, что обучающиеся с математическим складом ума всегда будут иметь отметку «4» и «5» по английскому языку.

В ходе подсчетов оказалось, что практически все обучающиеся с математическим складом ума во всех испытуемых классах имеют высокий и достаточный уровень знаний по английскому языку. Это подтверждают результаты нашего исследования в цифровом эквиваленте: в 11 – А из 8 обучающихся с математическим складом ума 7 имеют отметку «4» и «5» по английскому языку, в 10 – А классе из 6 старшеклассников с математическим складом ума 4 имеют отметку «4» и «5» по английскому языку, в 9 – А из 7 обучающихся с математическим складом ума все семь имеют отметку «4» и «5» по английскому языку, а в 9 – Б из 4 обучающихся с математическим складом ума 3 имеют отметку «4» и «5» по английскому языку. Все данные результаты подробно изложены в таблице (см. табл. 2.2) и более наглядно представлены в диаграмме (см. диаграмма 2.2).

Из проделанной работы и проведенного исследования можно сделать вывод, что математический склад ума способствует лучшему овладению иностранным (английским) языком, что подтверждает нашу гипотезу. Следовательно, гипотеза верна.

Выводы по второму разделу:

Исследование проводилось на основе данных, полученных при проведении опросника по методике Дж. Брунера.

Преобладающим складом ума является гуманитарный склад ума.

В 11 – А, 10 – А и 9 – А соотношение количества обучающихся с гуманитарным и математическим складом ума почти одинаково, в то время как в 9 – Б количество обучающихся с гуманитарным и математическим складом ума значительно ниже, чем в других классах.

По итогу подсчетов количества обучающихся с различным складом ума можно сделать вывод, что у обучающихся 9 – 11-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» почти в равных долях преобладает практический и гуманитарный склад ума.

Практически все обучающиеся с математическим складом ума во всех испытуемых классах имеют высокий и достаточный уровень знаний по английскому языку.

Из проделанной работы и проведенного исследования можно сделать вывод, что математический склад ума способствует лучшему овладению иностранным (английским) языком, что подтверждает нашу гипотезу. Следовательно, гипотеза верна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преобладающее развитие функций того или иного полушария оказывает огромное влияние на склад ума человека, поэтому люди делятся на художников и мыслителей, физиков и лириков, теоретиков и практиков. Значительное большинство людей обладает мышлением, основные компоненты которого развиты относительно равномерно. У меньшинства один вид мышления резко преобладает над другим. Обладатели универсального склада ума имеют все необходимые данные, чтобы успешно овладевать любыми учебными предметами. Одностороннее развитие неизбежно приводит к трудности в учебной работе.

Итак, в ходе исследования были подсчитаны и проанализированы данные о количественном соотношении обучающихся с математическим, гуманитарным, практическим и художественно-образным типами мышления среди обучающихся 9 – 11-х классов в МОУ «СШ №1 им. А.А. Драгомировой». Больше всего обучающихся оказалось с практическим и гуманитарным типом мышления и это не удивительно. Данный тип мышления является наиболее распространённым.

Гипотеза исследования состояла в том, что математический склад ума оказывает лучшее влияние на овладение иностранным, а в нашем случае английским, языком. В ходе исследования гипотеза была подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] – Санкт-Петербург, 1998.

Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст]: Избр. психол. тр.- М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1996.- 392с.

Камянова, Т. Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка [Текст] / Татьяна Камянова. — М.: Эксмо, 2017. — 480 с.

Комарова, Е.В., Шадова А.С. Способности к изучению иностранных языков и особенности их развития в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе [Текст] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] — М.: Политиздат, 1977.

97. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. [Текст] Т.1.-М.: Педагогика, 1983.- 392с.

98. Леонтьев, А.Н. Мышление [Текст] // Вопр. философии. 1964. - № 4. - С.85 - 95.

Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] — М.: Модэк, 2001.

135. Панкратов, А.В. Методы исследования мышления [Текст] // Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1990. -С. 107-112.

Рахимова, М. И. Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. — С. 26-27.

Синельников, А.П. Психология обучения иностранным языкам[Текст] – М.: 2009.-128с.

Интернет-ресурсы:

http://psycabi.net/testy/355-test-na-myshlenie-i-kreativnost-oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-diagnostika-po-metodu-dzh-brunera

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1.1

Ключи к опроснику Дж. Брунера

Таблица 2.1

Опросник Дж. Брунера на определение склада ума

п/п

Вопрос

Ответ обучающегося

Согласен

Не согласен

1.

Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

   

2.

Я люблю настраивать программы для компьютера.

   

3.

Я люблю читать художественную литературу.

   

4.

Я люблю живопись (скульптуру).

   

5.

Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

   

6.

Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

   

7.

Я люблю шахматы, шашки.

   

8.

Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

   

9.

Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

   

10.

Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

   

11.

Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

   

12.

Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

   

13.

В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

   

14.

Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

   

15.

Мне не нравится регламентированная работа.

   

16.

Мне нравится что-либо делать своими руками.

   

17.

В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

   

18.

Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

   

19.

Мне трудно передать содержание рассказа без его образного

представления.

   

20.

Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

   

21.

Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

   

Продолжение. табл. 2.1

п/п

Вопрос

Ответ обучающегося

Согласен

Не согласен

22.

Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

   

23.

Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

   

24.

Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

   

25.

Люблю фантазировать.

   

26.

Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

   

27.

Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

   

28.

Мне нравятся художественная литература.

   

29.

Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

   

30.

Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

   

31.

Истинно только то, что можно потрогать руками.

   

32.

Я предпочитаю точные науки.

   

33.

Я за словом в карман не лезу.

   

34.

Люблю рисовать.

   

35.

Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.

   

36.

Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

   

37.

Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.

   

38.

Мне нравится читать стихи вслух.

   

39.

Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

   

40.

Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

   

41.

Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

   

42.

Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

   

43.

Люблю поэзию.

   

44.

Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

   

Продолжение. табл. 2.1

п/п

Вопрос

Ответ обучающегося

Согласен

Не согласен

45.

Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

   

46.

Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

   

47.

Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

   

48.

Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

   

49.

Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

   

50.

Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

   

51.

Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

   

52.

Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

   

53.

Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

   

54.

Мне легко представить образ несуществующего предмета

или явления.

   

55.

Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

   

56.

Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели

нести его в мастерскую.

   

57.

Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

   

58.

Люблю писать письма

   

59.

Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

   

60.

Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

   

61.

В школе мне больше всего нравились уроки труда,

домоводства.

   

62.

У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

   

63.

Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

   

64.

Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

   

Продолжение. табл. 2.1

п/п

Вопрос

Ответ обучающегося

Согласен

Не согласен

65.

Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

   

66.

Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.

   

67.

Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

   

68.

Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

   

69.

Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

   

70.

Мне нравится работа дизайнера.

   

71.

При решении какой-то проблемы мне легче идти методом

проб и ошибок.

   

72.

Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

   

73.

Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

   

74.

Меня привлекает работа художника-оформителя.

   

75.

Не люблю ходить одним и тем же путем.

   

Таблица 2.2

Результаты опроса и сравнительный анализ влияния математического склада ума на овладение иностранным языком

№ п/п

Класс обучающегося

Номер обучающегося в списке классного журнала

 

Отметка по английскому языку в 2016-2017 уч году

Предметное мышление (практический склад ума)

Символическое мышление (математический склад ума)

Знаковое мышление (гуманитарный склад ума)

Образное мышление (художественно-образный склад ума)

1.

11 – А

1.

4

 

+

   

2.

2.

5

 

+

   

3.

3.

5

   

+

 

4.

4.

5

   

+

 

5.

5.

3

 

+

   

6.

6.

4

   

+

 

7.

7.

4

 

+

   

8.

8.

4

   

+

 

9.

9.

4

     

+

10.

10.

3

+

     

11.

11.

5

 

+

   

12.

12.

4

   

+

 

13.

13.

4

   

+

 

14.

14.

3

+

     

15.

15.

4

+

     

16.

16.

4

   

+

 

17.

17.

3

+

     

Продолжение. табл. 2.2

№ п/п

Класс обучающегося

Номер обучающегося в списке классного журнала

 

Отметка по английскому языку в 2016-2017 уч году

Предметное мышление (практический склад ума)

Символическое мышление (математический склад ума)

Знаковое мышление (гуманитарный склад ума)

Образное мышление (художественно-образный склад ума)

18.

11 – А

18.

3

+

     

19.

19.

3

     

+

20.

20.

4

+

     

21.

21.

4

   

+

 

22.

22.

4

 

+

   

23.

23.

5

   

+

 

24.

24.

5

   

+

 

25.

25.

4

     

+

26.

26.

4

     

+

27.

27.

5

 

+

   

28.

28.

4

   

+

 

29.

29.

4

 

+

   

Всего

 

6

8

11

4

30.

10 – А

1.

4

   

+

 

31.

2.

4

   

+

 

32.

3.

4

   

+

 

33.

4.

4

+

     

34.

5.

5

     

+

35.

6.

5

   

+

 

Продолжение. табл. 2.2

№ п/п

Класс обучающегося

Номер обучающегося в списке классного журнала

 

Отметка по английскому языку в 2016-2017 уч году

Предметное мышление (практический склад ума)

Символическое мышление (математический склад ума)

Знаковое мышление (гуманитарный склад ума)

Образное мышление (художественно-образный склад ума)

36.

10 – А

7.

4

   

+

 

37.

8.

5

   

+

 

38.

9.

5

 

+

   

39.

10.

3

 

+

   

40.

11.

4

   

+

 

41.

12.

4

+

     

42.

13.

4

+

     

43.

14.

4

   

+

 

44.

15.

4

     

+

45.

16.

3

+

     

46.

17.

5

 

+

   

47.

18.

3

+

     

48.

19.

5

   

+

 

49.

20.

3

     

+

50.

21.

4

 

+

   

51.

22.

3

+

     

52.

23.

3

+

     

53.

24.

4

     

+

54.

25.

3

 

+

   

Продолжение. табл. 2.2

№ п/п

Класс обучающегося

Номер обучающегося в списке классного журнала

 

Отметка по английскому языку в 2016-2017 уч году

Предметное мышление (практический склад ума)

Символическое мышление (математический склад ума)

Знаковое мышление (гуманитарный склад ума)

Образное мышление (художественно-образный склад ума)

55.

 

26.

5

 

+

   

56.

27.

4

   

+

 

57.

28.

3

+

     

Всего

 

8

6

10

4

58.

9 – А

1.

4

   

+

 

59.

2.

5

     

+

60.

3.

4

 

+

   

61.

4.

4

+

     

62.

5.

4

   

+

 

63.

6.

3

+

     

64.

7.

5

   

+

 

65.

8.

5

   

+

 

66.

9.

5

   

+

 

67.

10.

4

 

+

   

68.

11.

5

   

+

 

69.

12.

3

+

     

70.

13.

3

+

     

71.

14.

5

 

+

   

72.

15.

4

 

+

   

Продолжение. табл. 2.2

№ п/п

Класс обучающегося

Номер обучающегося в списке классного журнала

 

Отметка по английскому языку в 2016-2017 уч году

Предметное мышление (практический склад ума)

Символическое мышление (математический склад ума)

Знаковое мышление (гуманитарный склад ума)

Образное мышление (художественно-образный склад ума)

73.

9 – А

16.

4

   

+

 

74.

17.

4

+

     

75.

18.

4

 

+

   

76.

19.

4

   

+

 

77.

20.

4

     

+

78.

21.

3

+

     

79.

22.

4

 

+

   

80.

23.

4

 

+

   

81.

24.

4

   

+

 

82.

25.

4

     

+

Всего

 

6

7

9

3

83.

9 – Б

1.

3

+

     

84.

2.

3

+

     

85.

3.

3

+

     

86.

4.

3

+

     

87.

5.

4

+

     

88.

6.

4

   

+

 

89.

7.

3

+

     

90.

8.

5

 

+

   

Продолжение. табл. 2.2

№ п/п

Класс обучающегося

Номер обучающегося в списке классного журнала

 

Отметка по английскому языку в 2016-2017 уч году

Предметное мышление (практический склад ума)

Символическое мышление (математический склад ума)

Знаковое мышление (гуманитарный склад ума)

Образное мышление (художественно-образный склад ума)

91.

9 – Б

9.

3

+

     

92.

10.

4

 

+

   

93.

11.

3

+

     

94.

12.

3

+

     

95.

13.

3

+

     

96.

14.

4

     

+

97.

15.

4

   

+

 

98.

16.

3

 

+

   

99.

17.

5

 

+

   

100.

18.

4

     

+

Всего

 

10

4

2

2

Общее кол-во обучающихся

 

30

25

32

13

Таблица 2.3

Качество усвоения знаний по английскому языку обучающимися 9 – 11-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» в 2016-2017 учебном году

Класс

Кол-во обучающихся, имеющих отметку «3»по английскому языку

Кол-во обучающихся, имеющих отметку «4»по английскому языку

Кол-во обучающихся, имеющих отметку «5»по английскому языку

Кол-во обучающихся в классе всего

11 – А

6

16

7

29

10 – А

8

13

7

28

9 – А

4

15

6

25

9 – Б

10

6

2

18

Всего

28

50

22

100

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Диаграмма 2.1

Соотношение количества обучающихся 9 – 11-х классов МОУ «СШ №1 им. А. А. Драгомировой» по складу ума

38 (13%)

Диаграмма 2.2

Сравнительный анализ кол-ва обучающихся с математическим складом ума и кол-ва обучающихся, имеющих отметку «4» и «5» по английскому языку

Просмотров работы: 1759