Изучение пищевого поведения обучающихся ГОУ «Коми республиканского лицея при СГУ»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение пищевого поведения обучающихся ГОУ «Коми республиканского лицея при СГУ»

Шелудько  Д.О. 1
1Государственное образовательное учреждение «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»
Макарова  Л.А. 1
1Государственное образовательное учреждение «Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время в современном обществе все большую актуальность приобретает проблема отклонений пищевого поведения среди подростков. Именно в подростковом возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. На этот же возраст приходится период повышенного внимания подростков к собственной внешности, желание соответствовать «стандартам», принятым в современном обществе. Молодежь охотно верит рекламе и средствам массовой информации, которые отнюдь не всегда пропагандируют здоровый образ жизни, следствием чего является формирование у многих ложных ценностей и идеалов, искаженных представлений о самих себе, приводящих к развитию различных отклонений в поведении, в том числе и пищевом.

Данная проблема требует к себе пристального внимания не только психологов и психотерапевтов, но и эффективной организации профилактики нарушений пищевого поведения среди школьников и студентов, разработки превентивных стратегий, что способно предупредить развитие болезней, сохранить здоровье и улучшить качество жизни (Матусевич).

Цель работы: изучить пищевое поведение обучающихся ГОУ «Коми республиканского лицея при СГУ».

Задачи:

1. Исследовать пищевое поведение обучающихся;

2. Выявить особенности в пищевом поведении девушек и юношей в зависимости от возраста;

3. Описать гендерные различия в пищевом поведении;

4. Сформулировать рекомендации по правильному питанию и формирование новой компетенции - ответственность за своё здоровье.

Практическая значимость: данной исследовательской работы заключается в том, что ее можно использовать для проведения санитарно-просветительной работы среди обучающихся по предотвращению фактора риска здоровья, связанного с неправильным питанием подростков.

Глава 1. Методы исследования

Исследование проходило в сентябре-октябре 2017 г. В исследовании принимали участие обучающиеся 7-11 классов ГОУ«КРЛ при СГУ». В тестировании участвовало 178 человек. Данные по полу и возрасту представлены в таблице 2.1. Для данного исследования был выбран Голландский опросник пищевого поведения (DEBQ) [6], (приложение А).

Таблица 2.1. Возрастной и половой состав обучающихся.

Возраст

Юноши

(n = 91)

Девушки

(n = 87)

Общее количество

(n = 178)

13 лет

22

19

41

14 лет

15

15

30

15 лет

17

23

40

16 лет

25

20

45

17 лет

12

10

22

Результаты были обработаны в программе Excel.

Глава 2. Результаты и обсуждение

2.1. Характеристика пищевого поведения обучающихся

Пищевое поведение (стремление к потреблению пищи) должно быть физиологически обусловленным, т.е. для потребления пищи необходимо чувство голода. При физиологической потребности в пище нормальные показатели типов пищевого поведения следующие:

- ограничительное (диетическое) пищевое поведение - 2,4 (2,0 – 2,8), < 2,0 - питание без ограничений, > 2,8- ограничение в питании.

- эмоциональное пищевое поведение ≤ 1,8, > 1,8 склонность заедать эмоции.

- экстернальное пищевое поведение ≤ 2,7, > 2, 7 есть склонность переедать при доступности еды.

Результаты по типам отклонений пищевого поведения представлены в таблице.

Таблица 3.1. – средние показатели пищевого поведения (в баллах).

Тип отклонения пищевого поведения

13 лет

14лет

15 лет

16 лет

17 лет

Ограничительный тип (девушки)

2,54

2,67

3,09

2,98

2,67

Эмоциогенный тип (девушки)

1,88

2,1

1,84

2,0

2,13

Экстернальный тип (девушки)

2,62

2,75

2,65

2,82

2,68

Ограничительный тип (юноши)

2,14

1,69

1,71

2,04

2,31

Эмоциогенный тип (юноши)

1,98

1,79

1,59

1,96

2,14

Экстернальный тип (юноши)

2,91

2,72

2,81

2,87

2,90

 

- отмечены показатели, которые превышают нормы

 

- отмечены показатели, которые ниже нормы

Из таблицы видно, что более половины показателей у учащихся по среднему баллу превышают нормы пищевого поведения. Средняя цифра выше нормы по ограничительному типу питания у девушек старше 15 лет говорит об осторожном приеме пищи, о боязни набрать вес или из соображений приема полезной пищи. Результатов значительно ниже нормы (без ограничений) у девушек по данной диагностике не выявлено. У юношей результат ограничительного поведения ниже нормы по среднему баллу наблюдается в возрасте 14 и 15 лет, когда включается питание без ограничений, что связано с активными ростовыми процессами юношей.

Средний показатель выше нормы по эмоциогенному типу питания отмечен у девушек с 13 до 17 лет, что говорит о сложности перерабатывать эмоции, не прибегая к помощи еды. В то же время в возрасте 15-16 лет этот показатель сочетается с повышенным показателем ограничительного типа пищевого поведения, а в 16 лет и с повышенным показателем по экстернальну типу пищевого поведения.

Показатель выше нормы по экстернальному типу питания у юношей с 13 до 17 лет, что говорит о склонности переедать в социальных ситуациях. В возрасте 13, 16 и 17 лет этот повышенный показатель сочетается с повышенными нормами по эмоциогенному типу пищевого поведения.

Таким образом, мы проследили пищевые отклонения у девушек в 16 лет по трем типам пищевого поведения. У юношей так же отслеживаются нарушения пищевого поведения.

2.2. Возрастные изменения юношей и девушек в пищевом поведении

Проследив возрастные изменения по ограничительному типу питания, можно отметить, что количество девушек, чье питание соответствует норме, с 13 до 17 лет, снижается с 45% до 30%. Заметное уменьшение наблюдаем в 15 лет (22%). Соответственно увеличивается количество девушек с ограничением в питании (65 %, 60%, 55%). Это может быть обусловлено тем, что в IV стадии полового созревания у девушек замедляется скачок роста и увеличиваются широтные размеры туловища, что может являться причиной ограничительного питания, для сохранения стройности и низкой массы тела (рисунок 1). На 8% уменьшается количество девушек у которых отмечено питание без ограничений.

Рисунок 1. – Соотношение девушек по возрастам по ограничительному типу пищевого поведения (в %).

Как видно из рисунка 2, количество девушек, имеющих склонность заедать эмоции, увеличивается на 21 % с 13 до 17 лет. Это может носить психологические причины.

Рисунок 2. – Соотношение девушек по возрастам по эмоциогенному типу пищевого поведения (в %).

К 16-17 годам на 29% увеличивается количество девушек с нарушениями в экстернальном типе пищевого поведения (рисунок 3).

Рисунок 3. – Соотношение девушек по возрастам по экстернальному типу пищевого поведения (в %).

Возрастные изменения по ограничительному типу питания выражаются в увеличение на 23 % количества юношей, у которых данный тип питания соответствует норме. С 13 до 16 лет большое количество юношей имеют склонность питаться без ограничений (рисунок 4).

В этом возрасте проходит III стадия полового созревания. Это сопряжено с изменением ростовых процессов. Именно на это время приходятся наиболее высокие скорости роста и массы тела. К 16-17 годам у юношей происходящее увеличение массы тела, сказываются и на процессах обеспечения организма энергией, что приводит к заметному возрастанию суточной потребности в пище.

Рисунок 4. – Соотношение юношей по возрастам по ограничительному типу пищевого поведения (в %).

Увеличивается на 21 % количество юношей, у которых есть склонность заедать неблагоприятный эмоциональный фон (рисунок 5).

Рисунок 5. – Соотношение юношей по возрастам по эмоциогенному типу пищевого поведения (в %).

Столь значительных изменений в количественном соотношении юношей по экстернальному типу не наблюдается. С 13 до 17 лет на 18 % снижается количество юношей имеющих склонность заедать в социальных ситуациях (рисунок 6).

Рисунок 6. – Соотношение юношей по возрастам по экстернальному типу пищевого поведения (в %).

2.3. Гендерные различия в пищевом поведение

И у девушек и у юношей выявлены отклонения по пищевым поведениям разных типов.

По среднему баллу более половины показателей у учащихся превышают нормы пищевого поведения. У девушек по ограничительному типу пищевого поведения превышения среднего балла отмечены в возрасте 15-16 лет, что говорит об осторожном приеме пищи, у юношей баллы ниже нормы в возрасте 14-15 лет говорят о питании без ограничений в данный возрастной период. Количество девушек с ограничением в питании увеличивается к 15-17 годам, соответственно снижая процент девушек с питанием, соответствующим норме. Количество юношей с питанием, соответствующим норме увеличивается к 17 годам, соответственно снижается процент юношей с питанием без ограничений.

По среднему баллу превышение нормы по эмоциогенному типу у девушек наблюдается во всех возрастах. Количество девушек имеющих склонность заедать эмоции едой, увеличивается к 17 годам до 62 % . По среднему баллу превышение нормы по данному типу у юношей отмечается в 13, 16 и 17 лет. Количество юношей имеющих склонность заедать эмоции едой, увеличивается к 17 годам до 67 % .

По среднему баллу превышение нормы по экстернальному типу поведения у девушек наблюдается в 14 и 16 лет. У юношей во всех возрастах средний балл по данному типу превышает норму. К 16-17 годам количество девушек имеющих отклонения по данному типу увеличивается до 70 %. Количество юношей имеющих склонность заедать в социальных ситуациях, снижается к 17 годам до 50 %.

Заключение и выводы

Исследование выявило отклонения по всем трем типам пищевого поведения во всех возрастах. Этот показатель дает наглядное представление о существующей картине пищевых нарушений. Нарушения в пищевом поведении могут стать предпосылками к развитию пищевых расстройств. У испытуемых девушек и юношей, подросткового и юношеского возрастных периодов наблюдается тот или иной тип зависимости от пищи. Ведущими из них стали ограничительный тип пищевого поведения для девушек, целью которых является похудение, и экстернальный тип пищевого поведения, провоцирующий переедание и избыточный вес. Для половины испытуемых юношей наиболее привычным оказался экстернальный тип пищевого поведения, что подтверждает тенденцию на перекусы за компанию, быстрому питанию, следование рекламе. Эмоциогенный тип пищевого поведения, когда неблагоприятный эмоциональный фон является предпосылкой развития зависимости от пищи, как средства изменения своей реальности и снятия напряжения, встречается в основном у девушек. Таким образом, полученные результаты могут дать представление о существующей картине пищевых нарушений у учащихся 7-11 классов лицея.

Выводы:

Более половины показателей у учащихся по среднему баллу превышают нормы пищевого поведения. Средний показатель выше нормы по эмоциогенному типу питания отмечен у девушек с 13 до 17 лет. Средний показатель выше нормы по экстернальному типу питания отмечен у юношей с 13 до 17 лет. У девушек в 16 лет средний показатель выше нормы по трем типам пищевого поведения.

Количество девушек с ограничением в питании увеличивается в 15-17 лет (55-65%). Количество девушек, чье пищевое поведение соответствует норме, снижается на 30%. Количество девушек с нарушениями в эмоциогенном типе увеличивается на 21 %, в экстернальном типе на 29%.

Количество юношей с ограничительным типом питания соответствующим норме увеличивается на 23 %. Количество юношей с нарушениями в эмоциогенном типе увеличивается на 21 %, в экстернальном типе снижается на 18 % .

У девушек отклонения по ограничительному типу пищевого поведения говорят об осторожном приеме пищи, у юношей о питании без ограничений. У девушек во всех возрастах превышение нормы по среднему баллу по эмоциогенному типу. У юношей во всех возрастах превышение нормы по среднему баллу по экстернальному типу.

Список источников

Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.

Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема. Журнал «Молодой ученый». 2012. № 6 С. 372–375.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006. – 448 с.

Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 814-817. — URL https://moluch.ru/archive/59/8518/ (дата обращения: 22.01.2018)

Савчикова Юлия Леонидовна. Психологические особенности женщин с проблемами веса : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 : СПб., 2005 208 c. РГБ ОД, 61:05-19/371

http://bulymia.ru/gollandskij-oprosnik-pishhevogo-povedeniya-debq

Приложение А

Опросник пищевого поведения (DEBQ)

В 1987 году голландским психологом, ведущим специалистом в области психологии питания, Татьяной ван Стриен. Татьяна Ван Стриен - психолог, доцент Института Гендерных Исследований и Института Наук о Поведении в Университете Радбоуд Наймеген. Преподаватель психологии стилей питания в Свободном Университете Асмтердама, один из крупнейших исследователей нарушений пищевого поведения в Нидерландах, создатель диагностической методики исследования нарушений пищевого поведения НОПП (Нидерландский Опросник Нарушений Пишевого Поведения). Отвечайте на вопросы быстро, не задумываясь - так вы получите наиболее адекватный результат.

Перед вами ряд вопросов, касающихся вашего поведения, связанного с приёмом пищи. Выберите вариант, наиболее соответствующий вашему поведению в каждой из описанных ситуаций. Ответьте на них одним из пяти возможных ответов: Никогда (1), Редко (2), Иногда (3), Часто (4) и Очень Часто (5), поставив галочку в соответствующем столбце на бланке теста.

 

Никогда

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

1. Если ваш вес начинает нарастать, вы едите меньше обычного?

1

2

3

4

5

2. Стараетесь ли вы есть меньше, чем вам хотелось бы во время обычного приёма пищи?

1

2

3

4

5

3. Часто ли вы отказываетесь от еды и питья из-за того, что беспокоитесь о своём весе?

1

2

3

4

5

4. Аккуратно ли вы контролируете количество съеденного?

1

2

3

4

5

5. Выбираете ли вы пищу преднамеренно , чтобы похудеть?

1

2

3

4

5

6. Если вы переели, будете ли вы на следующий день есть меньше?

1

2

3

4

5

7. Стараетесь ли вы есть меньше, чтобы не поправиться?

1

2

3

4

5

8. Часто ли вы стараетесь не есть между обычными приёмами пищи из-за того, что следите за своим весом?

1

2

3

4

5

9. Часто ли вы стараетесь не есть вечером из-за того, что следите за своим весом?

1

2

3

4

5

10. Имеет ли значение ваш вес, когда вы едите?

1

2

3

4

5

11. Возникает ли у вас желание есть, когда вы раздражены?

1

2

3

4

5

12. Возникает ли у вас желание есть, когда вам нечего делать?

1

2

3

4

5

13. Возникает ли у вас желание есть, когда вы подавлены или обескуражены?

1

2

3

4

5

14. Возникает ли у вас желание есть, когда вам одиноко?

1

2

3

4

5

15. Возникает ли у вас желание есть, когда вас кто-либо подвёл?

1

2

3

4

5

16. Возникает ли у вас желание есть, когда вам что либо препятствует, встаёт на вашем пути, или нарушаются ваши планы, либо что то не удаётся?

1

2

3

4

5

17. Возникает ли у вас желание есть, когда вы предчувствуете какую-либо неприятность?

1

2

3

4

5

18. Возникает ли у вас желание есть, когда вы встревожены, озабочены или напряжены?

1

2

3

4

5

19. Возникает ли у вас желание есть, когда «всё не так», «всё валится из рук»?

1

2

3

4

5

20. Возникает ли у вас желание есть, когда вы испуганы?

1

2

3

4

5

21. Возникает ли у вас желание есть, когда вы разочарованы, когда разрушены ваши надежды?

1

2

3

4

5

22. Возникает ли у вас желание есть, когда вы взволнованы, расстроены?

1

2

3

4

5

23. Возникает ли у вас желание есть, когда вы скучаете, утомлены, неспокойны?

1

2

3

4

5

24. Едите ли вы больше чем обычно, когда еда вкусная?

1

2

3

4

5

25. Если еда хорошо выглядит и хорошо пахнет, едите ли вы больше обычного?

1

2

3

4

5

26. Если вы видите вкусную пищу и чувствуете е запах, едите ли вы больше обычного?

1

2

3

4

5

27. Если у вас есть что-либо вкусное, съедите ли вы это немедленно?

1

2

3

4

5

28. Если бы проходите мимо булочной (кондитерской), хочется ли вам купить что-либо вкусное?

1

2

3

4

5

29. Если вы проходите мимо закусочной или кафе, хочется ли вам купить что либо вкусное?

1

2

3

4

5

30. Если вы видите, как едят другие, появляется ли у вас желание есть?

1

2

3

4

5

31. Можете ли вы остановиться, если едите что либо вкусное?

5

4

3

2

1

32. Едите ли вы больше чем обычно в компании (когда едят другие)?

1

2

3

4

5

33. Когда вы готовите пищу, часто ли вы её пробуете?

1

2

3

4

5

Обработка результатов опросника. За каждое “никогда” поставьте себе 1 балл, “очень редко” - 2, “иногда” - 3, “часто” - 4 и “очень часто” - 5. В вопросе 31 сделайте все наоборот (5 за “никогда” и 1 балл за “очень часто”).

Сложите баллы, полученные за первые 10 вопросов, и разделите сумму на 10.

Сложите баллы, полученные за вопросы 11-23, и разделите сумму на 13.

Сложите баллы, полученные за вопросы 24-33, и разделите сумму на 10. 

Полученные вами 3 числа характеризуют ваше пищевое поведение.

Ограничительное (Диетическое) пищевое поведение. Норма по этой шкале составляет 2,4 (2.0 – 2.8). Если ваш результат составляет столько, чуть меньше или чуть больше - у вас нет проблем с ограничениями в пище, вы разрешаете себе есть свободно и при этом питаетесь достаточно разумно. Если полученный результат превышает норму - скорее всего, вы «осторожный» или «профессиональный» едок, ваши отношения с едой далеки от гармоничных. Вы боитесь есть, чтобы не набрать вес или руководствуясь соображениями «полезности». Если полученный результат значительно ниже нормы - вы едите бесконтрольно, без ограничений, плохо осознавая, что и как вы едите. Чаще всего низкий результат по этой шкале сочетается с повышениями по двум другим шкалам и также означает нарушение пищевого поведения. 

Эмоциональное пищевое поведение. Норма по этой шкале составляет 1.8. Если полученный вами результат соответствует норме - вы не склонны заедать эмоции. Если полученная цифра выше нормы - вам сложно перерабатывать эмоции, не прибегая к помощи еды. Еда в вашей жизни не враг, а утешитель, психотерапевт и друг. Скорее всего, ваш пищевой стиль – «эмоциональный едок».

Экстернальное пищевое поведение. Норма по этой шкале - 2,7. Если ваш результат ниже нормы - вы не склонны переедать в социальных ситуациях или потому, что еда находится на виду и доступна. Если выше нормы - вы, скорее всего, “безотказный” едок, которому сложно остановиться, начав есть, сложно удержаться при виде вкусной или просто лежащей на виду еды. Такие люди обычно считают, что им нельзя иметь дома вкусной еды, поскольку она будет съедена в первый же день после покупки, и за ужином с друзьями съедают существенно больше, чем в одиночестве.

Просмотров работы: 22