Исследование состояния сердечнососудистой системы школьников

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование состояния сердечнососудистой системы школьников

Гриценко К.А. 1
1МБОУ БГО СОШ № 10
Немцов В.С. 1
1МБОУ БГО СОШ № 10
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Здоровье - это качественная характеристика, складывающаяся из набора качественных параметров: биологических, биохимических, физических, социальных и эмоциональных. К биологическим параметрам, самым прямым образом, относится состояние сердечнососудистой системы человека.

Сердечнососудистая система обеспечивает циркуляцию крови в организме. У человека замкнутая система кровообращения. Она очень сильно увеличивается в период полового созревания. Появляется много маленьких капилляров, расширяется вены и артерии. Всё это приводит к изменению работы сердца. Оно может и не справляться с нагрузкой, и тогда могут развиваются болезни сердца. К сожалению, многие подростки никак не беспокоятся о своём здоровье.

Наше исследование проходило на учениках 4, 8 и 10 классов. Для сбора необходимой информации делалось следующее:

измерение артериального давления

снятие электрокардиограмм,

проведение пробы Руфье.

Исследование было анонимным.

Основная часть исследования

Проба Руфье

Это тест для того, что бы узнать тренированность сердечной мышцы у испытуемого. Для начала подсчитывается пульс за 15 секунд в спокойном положении(R1). После этого испытуемый совершает 30(или сколько успеет) приседаний за 45 секунд. Сразу после нагрузки снова измеряют пульс в течении 15 секунд(R2). И ещё через 30 секунд измеряют пульс(R3) [1].

Далее по формуле 4*(R1+R2+R3)/100 вычисляют индекс Руфье и сверяют по таблице

Возраст

15 и больше

13-14

11-12

9-10

Неудовлетворительно

15

16,5

18

19,5

Слабо

11-14

12,5 - 16,5

13 - 18

15,5 - 19,5

Удовлетворительно

6-10

7,5 - 11,5

9 - 13

10,5 - 14,5

Хорошо

0,5 - 5

2 - 6,5

3,5 - 8

5 - 9,5

отлично

0

1,5

3

4,5

Сверяясь с таблицей, мы получили следующие результаты:

10 «Б» Класс

№ испытуемого

Индекс Руфье

1

0.72

2

1.24

3

0.96

4

0.88

5

0.44

6

1.16

7

1.52

8

0.52

9

1.44

10

0.6

11

0.64

12

1.52

13

0.52

14

0.48

15

0.96

16

1.56

8 «Б» класс

Номер испытуемого

Индекс Руфье

1

1.2

2

0.96

3

1.04

4

2.48

5

0.98

6

1.46

7

1.28

8

2.62

9

0.81

10

0.86

11

0.94

4 «В» класс

Номер испытуемого

Индекс Руфье

1

1

2

1.12

3

1.6

4

1.12

5

1.4

6

1.64

7

1.88

8

1.28

9

1.6

10

0.56

11

2.2

В ходе проведения пробы Руфье мы узнали, что у 4 из 30 учеников имеются отклонения в работе сердечнососудистой системы. Из этого можем сделать вывод что, у этих четырёх испытуемых в будущем более вероятны развития заболеваний сердца и сосудов, чем у других испытуемых.

Исследование сердечной деятельности при помощи ЭКГ.

Кардиограммы мы снимали с помощью цифровой лаборатории Pasco.

При расшифровке электрокардиограмм смотрят на длину зубцов и их высоту. По этим параметрам можно предположить какое-либо заболевание сердца. Например, изменённый зубец Q показывает нарушение работы миокарда. Вот нормальные показатели кардиограммы:

P – возбуждение правого, а затем левого предсердия, объединенные одним зубцом (не менее 0,12 с.);

Q – возбуждение межжелудочковой перегородки (0,03 с);

R – возбуждение верхушки сердца с прилегающей областью (0,05 с.);

S – возбуждение основания органа (0,02 с.);

T – отображает восстановление исходного состояния всех отделов сердца.

PQ — показатель времени атриовентрикулярной проводимости. У здорового человека составляет 0,12 — 0,2 с.

Р — описание работы предсердий. Вполне может сказать о гипертрофии предсердий. У здорового человека норма 0,1 с.

QRS — желудочковый комплекс. В нормальном состоянии показатели 0,06 — 0,1 с.

QT — показатель, указывающий на ишемию сердца, кислородную голодовку, инфаркт и расстройства ритма. Нормальный показатель должен составлять не более 0,45 с.

RR — промежуток между верхними точками желудочков. Показывает постоянство сокращений сердца и позволяет сосчитать их частоту [5,8].

(Рис.1) Пример расшифровки электрокардиограммы.

(Рис. 2) Пример нормальной электрокардиограммы(испытуемый1)

Здесь мы можем увидеть, что все перечисленные показатели находятся в норме, а это значит что у испытуемого всё в порядке с сердцем. (испытуемый5)

(Рис. 3) пример электрокардиограммы с отклонениями

На следующей кардиограмме Мы видим заметно увеличенный зубец R, показывающий процесс возбуждения желудочков, а так же длинную волну Т, отвечающую за длительность расслабления желудочков. Из этого можно предположить что сердце испытывает некоторые перегрузки. Такие результаты у трёх испытуемых из тридцати.

Измерение артериального давление

Измерение артериального давления является хорошим показателем работы сердечнососудистой системы

Норму давления для школьников мы вычисляли по ряду формул.

По формуле 1,7 *возраст + 83 мы вычислили среднее артериальное давление у детей 9-16 лет. По формуле 1,6*возраст +42 мы вычислили среднее венозное давление у детей 13-17 лет [4].

У нас получилась следующая таблица:

Возраст

Среднее артериальное

Максимальное артериальное

Среднее венозное

Максимальное венозное

13

105

130

63

84

14

106

132

64

85

15

108

136

66

86

16

110

138

68

88

Измерения проводились с помощью тонометра. Результаты показаны в таблицах:

Десятые классы:

Номер испытуемого

Давление

1

120/80

2

120/80

3

110/70

4

120/80

5

110/70

6

100/70

7

120/80

8

110/80

9

110/90

10

110/70

11

120/80

12

100/80

13

100/70

14

110/60

15

100/60

16

110/70

Восьмые классы:

Номер испытуемого

Давление

1

110/70

2

120/80

3

110/70

4

120/80

5

120/80

6

110/70

7

120/80

8

120/80

9

120/80

10

110/70

11

120/80

Четвёртые классы:

Номер испытуемого

Давление

1

120/80

2

110/70

3

120/80

4

120/80

5

120/80

6

120/80

7

110/70

8

120/80

9

120/80

10

120/80

11

110/70

Обработка результатов исследования

В результате расшифровки кардиограмм из 30 детей представленных здесь, у двух испытуемых наблюдаются перегрузки сердца это примерно 6% от всего числа испытуемых. У 100 % испытуемых состояние сердечной мышцы, находится в норме. У 13 % исследуемых школьников давление находится не в пределах нормы. При этом почти никто до исследований не знал что у него(неё) возможны проблемы с сердцем. Это говорит о том что за своим здоровьем нужно следить, что бы не было неожиданных серьёзных проблем.

Выводы

В результате проведённых исследований мы:

1)изучили информацию необходимую в написании проекта

2) научились проводить исследования по оценке стрессоустойчивости организма такие как: проба Руфье, измерение давления в крови и снятие кардиограмм

3)провели исследования на учениках 4,8 и 10 классов

4)проанализировали результаты исследований.

Список используемой литературы.

Докучева Г.Н. Здоровье сердечнососудистой системы. - М.: Энас, 2006. - 509 с.

Зеленин В.Ф. Болезни сердечнососудистой системы. - М.: МЕДГИЗ, 1956. - 397 с.

Касьянова М. Н., Платонов И. Н., Соловьева О. М. Здоровые сосуды. Сердечно-сосудистая система; Амфора - , 2013. - 502 c.

Правила измерения артериального давления https://davlenienorm.com/diagnostika/pokazateli/norma-u-detej-po-vozrastam.html [интернет ресурс]

Расшифровка ЭКГ https://serdce5.ru/other/rasshifrovka-ekg-dlya-chajnikov.html [интернет ресурс]

Студеникин М. Я., Сербин В. И. Сердечнососудистая система у детей; Медицина - , 2011. - 256 c.

Цыбулькин А. Г., Колесников Л. Л., Горская Т. В. Практикум по анатомии человека. В 4 частях. Часть Умеренков Сердечно-сосудистая и лимфоидная системы; Новая Волна, - , 2013. - 146 c.

Электрокардиография https://ru.wikipedia.org/wiki/Электрокардиография [интернет ресурс]

Просмотров работы: 447