Введение
Здоровье - это качественная характеристика, складывающаяся из набора качественных параметров: биологических, биохимических, физических, социальных и эмоциональных. К биологическим параметрам, самым прямым образом, относится состояние сердечнососудистой системы человека.
Сердечнососудистая система обеспечивает циркуляцию крови в организме. У человека замкнутая система кровообращения. Она очень сильно увеличивается в период полового созревания. Появляется много маленьких капилляров, расширяется вены и артерии. Всё это приводит к изменению работы сердца. Оно может и не справляться с нагрузкой, и тогда могут развиваются болезни сердца. К сожалению, многие подростки никак не беспокоятся о своём здоровье.
Наше исследование проходило на учениках 4, 8 и 10 классов. Для сбора необходимой информации делалось следующее:
измерение артериального давления
снятие электрокардиограмм,
проведение пробы Руфье.
Исследование было анонимным.
Основная часть исследования
Проба Руфье
Это тест для того, что бы узнать тренированность сердечной мышцы у испытуемого. Для начала подсчитывается пульс за 15 секунд в спокойном положении(R1). После этого испытуемый совершает 30(или сколько успеет) приседаний за 45 секунд. Сразу после нагрузки снова измеряют пульс в течении 15 секунд(R2). И ещё через 30 секунд измеряют пульс(R3) [1].
Далее по формуле 4*(R1+R2+R3)/100 вычисляют индекс Руфье и сверяют по таблице
Возраст |
15 и больше |
13-14 |
11-12 |
9-10 |
Неудовлетворительно |
15 |
16,5 |
18 |
19,5 |
Слабо |
11-14 |
12,5 - 16,5 |
13 - 18 |
15,5 - 19,5 |
Удовлетворительно |
6-10 |
7,5 - 11,5 |
9 - 13 |
10,5 - 14,5 |
Хорошо |
0,5 - 5 |
2 - 6,5 |
3,5 - 8 |
5 - 9,5 |
отлично |
0 |
1,5 |
3 |
4,5 |
Сверяясь с таблицей, мы получили следующие результаты:
10 «Б» Класс
№ испытуемого |
Индекс Руфье |
1 |
0.72 |
2 |
1.24 |
3 |
0.96 |
4 |
0.88 |
5 |
0.44 |
6 |
1.16 |
7 |
1.52 |
8 |
0.52 |
9 |
1.44 |
10 |
0.6 |
11 |
0.64 |
12 |
1.52 |
13 |
0.52 |
14 |
0.48 |
15 |
0.96 |
16 |
1.56 |
8 «Б» класс
Номер испытуемого |
Индекс Руфье |
1 |
1.2 |
2 |
0.96 |
3 |
1.04 |
4 |
2.48 |
5 |
0.98 |
6 |
1.46 |
7 |
1.28 |
8 |
2.62 |
9 |
0.81 |
10 |
0.86 |
11 |
0.94 |
4 «В» класс
Номер испытуемого |
Индекс Руфье |
1 |
1 |
2 |
1.12 |
3 |
1.6 |
4 |
1.12 |
5 |
1.4 |
6 |
1.64 |
7 |
1.88 |
8 |
1.28 |
9 |
1.6 |
10 |
0.56 |
11 |
2.2 |
В ходе проведения пробы Руфье мы узнали, что у 4 из 30 учеников имеются отклонения в работе сердечнососудистой системы. Из этого можем сделать вывод что, у этих четырёх испытуемых в будущем более вероятны развития заболеваний сердца и сосудов, чем у других испытуемых.
Исследование сердечной деятельности при помощи ЭКГ.
Кардиограммы мы снимали с помощью цифровой лаборатории Pasco.
При расшифровке электрокардиограмм смотрят на длину зубцов и их высоту. По этим параметрам можно предположить какое-либо заболевание сердца. Например, изменённый зубец Q показывает нарушение работы миокарда. Вот нормальные показатели кардиограммы:
P – возбуждение правого, а затем левого предсердия, объединенные одним зубцом (не менее 0,12 с.);
Q – возбуждение межжелудочковой перегородки (0,03 с);
R – возбуждение верхушки сердца с прилегающей областью (0,05 с.);
S – возбуждение основания органа (0,02 с.);
T – отображает восстановление исходного состояния всех отделов сердца.
PQ — показатель времени атриовентрикулярной проводимости. У здорового человека составляет 0,12 — 0,2 с.
Р — описание работы предсердий. Вполне может сказать о гипертрофии предсердий. У здорового человека норма 0,1 с.
QRS — желудочковый комплекс. В нормальном состоянии показатели 0,06 — 0,1 с.
QT — показатель, указывающий на ишемию сердца, кислородную голодовку, инфаркт и расстройства ритма. Нормальный показатель должен составлять не более 0,45 с.
RR — промежуток между верхними точками желудочков. Показывает постоянство сокращений сердца и позволяет сосчитать их частоту [5,8].
(Рис.1) Пример расшифровки электрокардиограммы.
(Рис. 2) Пример нормальной электрокардиограммы(испытуемый1)
Здесь мы можем увидеть, что все перечисленные показатели находятся в норме, а это значит что у испытуемого всё в порядке с сердцем. (испытуемый5)
(Рис. 3) пример электрокардиограммы с отклонениями
На следующей кардиограмме Мы видим заметно увеличенный зубец R, показывающий процесс возбуждения желудочков, а так же длинную волну Т, отвечающую за длительность расслабления желудочков. Из этого можно предположить что сердце испытывает некоторые перегрузки. Такие результаты у трёх испытуемых из тридцати.
Измерение артериального давление
Измерение артериального давления является хорошим показателем работы сердечнососудистой системы
Норму давления для школьников мы вычисляли по ряду формул.
По формуле 1,7 *возраст + 83 мы вычислили среднее артериальное давление у детей 9-16 лет. По формуле 1,6*возраст +42 мы вычислили среднее венозное давление у детей 13-17 лет [4].
У нас получилась следующая таблица:
Возраст |
Среднее артериальное |
Максимальное артериальное |
Среднее венозное |
Максимальное венозное |
13 |
105 |
130 |
63 |
84 |
14 |
106 |
132 |
64 |
85 |
15 |
108 |
136 |
66 |
86 |
16 |
110 |
138 |
68 |
88 |
Измерения проводились с помощью тонометра. Результаты показаны в таблицах:
Десятые классы:
Номер испытуемого |
Давление |
1 |
120/80 |
2 |
120/80 |
3 |
110/70 |
4 |
120/80 |
5 |
110/70 |
6 |
100/70 |
7 |
120/80 |
8 |
110/80 |
9 |
110/90 |
10 |
110/70 |
11 |
120/80 |
12 |
100/80 |
13 |
100/70 |
14 |
110/60 |
15 |
100/60 |
16 |
110/70 |
Восьмые классы:
Номер испытуемого |
Давление |
1 |
110/70 |
2 |
120/80 |
3 |
110/70 |
4 |
120/80 |
5 |
120/80 |
6 |
110/70 |
7 |
120/80 |
8 |
120/80 |
9 |
120/80 |
10 |
110/70 |
11 |
120/80 |
Четвёртые классы:
Номер испытуемого |
Давление |
1 |
120/80 |
2 |
110/70 |
3 |
120/80 |
4 |
120/80 |
5 |
120/80 |
6 |
120/80 |
7 |
110/70 |
8 |
120/80 |
9 |
120/80 |
10 |
120/80 |
11 |
110/70 |
Обработка результатов исследования
В результате расшифровки кардиограмм из 30 детей представленных здесь, у двух испытуемых наблюдаются перегрузки сердца это примерно 6% от всего числа испытуемых. У 100 % испытуемых состояние сердечной мышцы, находится в норме. У 13 % исследуемых школьников давление находится не в пределах нормы. При этом почти никто до исследований не знал что у него(неё) возможны проблемы с сердцем. Это говорит о том что за своим здоровьем нужно следить, что бы не было неожиданных серьёзных проблем.
Выводы
В результате проведённых исследований мы:
1)изучили информацию необходимую в написании проекта
2) научились проводить исследования по оценке стрессоустойчивости организма такие как: проба Руфье, измерение давления в крови и снятие кардиограмм
3)провели исследования на учениках 4,8 и 10 классов
4)проанализировали результаты исследований.
Список используемой литературы.
Докучева Г.Н. Здоровье сердечнососудистой системы. - М.: Энас, 2006. - 509 с.
Зеленин В.Ф. Болезни сердечнососудистой системы. - М.: МЕДГИЗ, 1956. - 397 с.
Касьянова М. Н., Платонов И. Н., Соловьева О. М. Здоровые сосуды. Сердечно-сосудистая система; Амфора - , 2013. - 502 c.
Правила измерения артериального давления https://davlenienorm.com/diagnostika/pokazateli/norma-u-detej-po-vozrastam.html [интернет ресурс]
Расшифровка ЭКГ https://serdce5.ru/other/rasshifrovka-ekg-dlya-chajnikov.html [интернет ресурс]
Студеникин М. Я., Сербин В. И. Сердечнососудистая система у детей; Медицина - , 2011. - 256 c.
Цыбулькин А. Г., Колесников Л. Л., Горская Т. В. Практикум по анатомии человека. В 4 частях. Часть Умеренков Сердечно-сосудистая и лимфоидная системы; Новая Волна, - , 2013. - 146 c.
Электрокардиография https://ru.wikipedia.org/wiki/Электрокардиография [интернет ресурс]