Сравнительная оценка гармоничности физического развития и адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы в образовательно-возрастных группах воспитанников Мичуринского лицея

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительная оценка гармоничности физического развития и адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы в образовательно-возрастных группах воспитанников Мичуринского лицея

Бурцева С.А. 1Сутулова Ж.С. 1
1ТОГАОУ "Мичуринский лицей"
Трунова Л.Б. 1
1ТОГАОУ "Мичуринский лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, так как условия обучения в школе в большинстве случаев продолжают оказывать на обучающихся негативное влияние.

По данным исследователей, меняется и общее состояние здоровья. Так, в России доля здоровых детей постепенно снижается от ~40% к 3 годам до менее чем 28% к подростковому возрасту, увеличивается удельный вес детей с III группой здоровья. В России продолжается рост заболеваемости школьников, это выражается в их ухудшающемся физическом развитии, особенно при переходе учащихся к предметному обучению в возрасте 10–11 лет. За годы обучения в школе удельный вес детей, у которых выявлены нарушения осанки, увеличивается в 3-3,5 раза. По данным диспансеризации, начиная с 10-летнего возраста, отмечается рост болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ [9; 10; 13].

Процессы физического и полового развития, как отмечает А.Л. Аскарина, существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека. Физическое развитие (наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью), по ее мнению, является одним из показателей уровня здоровья населения [1]. Как отмечают В.Н. Яценко, Н.В. Воеводская на физическое развитие существенное влияние оказывают условия жизни, а также обучение и воспитание[23]. Условия обучения в школе в большинстве случаев могут оказывать на обучающихся негативное влияние, прежде всего, в сенситивные периоды развития (11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков). Как отмечают исследователи [5], индивидуальный подход к школьникам в критический период развития их функциональных систем приобретает особую значимость, т.к. учебная деятельность предъявляет к ним повышенные требования.

Для учащихся большинства учебных заведений, и особенно для школ с углубленным содержанием обучения, к каковым относится и Мичуринский лицей, где успешность обучения достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени, характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. Как отмечает Г.И. Стунеева (2000), вклад внутришкольных факторов и социально-гигиенических условий в формирование детской заболеваемости может достигать 30-35%. При этом их значимость нарастает практически с нуля в первом классе до 20-25% в старших классах [21]. Большое влияние на физическое развитие оказывают нарушения осанки у школьников [2; 13; 22]. По мнению авторов, их основная причина – ограниченность школьников в движениях (длительное вынужденное положение за партой и одновременно низкая двигательная активность детей).

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется недостаточным, на наш взгляд, распространением физической культуры среди основной массы населения, потребностью в укреплении здоровья детей в современных условиях ухудшения экологической обстановки, преобладания малоподвижных видов деятельности (работа за компьютером, многочасовые занятия за школьным столом и т.п.), притом что здоровье школьников входит в число в число современных национальных приоритетов России.

Объектом настоящего исследования являлись особенности физического развития школьников, его предметом – соотношение антропометрических показателей в разных образовательно-возрастных группах воспитанников Мичуринского лицея.

Целью исследования являлось выявление и описание различий в показателях физического развития между образовательно-возрастными гендерными группами лицеистов.

Задачи исследования:

1. Изучить по литературным данным состояние проблемы влияния негативных факторов на гармоничность физического развития и определить значимость показателей физического развития для оценки общего состояния физического здоровья школьников.

2. Сформулировать эмпирические критерии оценки гармоничности физического развития и подобрать методику исследования.

3. Провести эмпирическую оценку показателей физического развития школьников в разных образовательно-возрастных группах Мичуринского лицея.

4. Проанализировать состояние гармоничности физического развития школьников в разных образовательно-возрастных группах Мичуринского лицея с целью выявления наличия или отсутствия взаимосвязи между этими критериями.

5. Дать оценку морфологического типа исследуемых.

6. Дать сравнительную оценку образовательно-возрастных гендерных групп лицеистов по комплексу показателей физического развития.

II. Особенности физического развития и адаптивные резервы сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста

II.1. Понятие и общая характеристика физического развития

Под развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и про­цессов их регуляции. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей [12; 17; 19].

В.Н. Яценко и Н.В. Воеводская отмечают непрерывность и поэтапность биологических процессов развития. На каждом возрастном этапе они характеризуется определенным комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности [23].

Все физиологические функции, так или иначе, связаны с размерами тела. Но при этом часть из них меняется в онтогенезе пропорционально изменениям массы тела, тогда как другие меняются пропорционально площади поверхности тела. Если же в ходе развития та или иная функция демонстрирует непропорциональное массе или площади поверхности тела изменение, то это свидетельствует о качественном изменении механизмов реализации данной функции вследствие дифференцировочных процессов [11; 18].

Чередование периодов роста и дифференцировки служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития, на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов. Отсюда вытекает необходимость, всегда соотносить состояние организма (как по морфологическим признакам, так и по функциональным признакам) с конкретным этапом возрастного развития [15].

На этом соображении основано широкое использование в возрастной физиологии относительных показателей, то есть выражение той или иной физиологической функции по отношению к массе тела или площади его поверхности. Этот прием позволяет наглядно увидеть и различить этапы количественного нарастания возможностей физиологических систем и этапы их качественных преобразований. При оценке нескольких признаков возникает необходимость сопоставить уровень каждого, а затем их совпадение или несовпадение, чтобы определить гармоничность или дисгармоничность развития. Количественная оценка физического развития может быть выражена как в абсолютных (килограммы, сантиметры), так и в относительных (% от возрастной нормы) величинах[6; 19].

Выраженные отклонения от нормативов физического развития, как правило, свидетельствуют о нарушениях процессов роста и созревания организма. В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, говорят о феномене так называемых «скачков роста». В 13 - 15 лет наблюдается пубертатный скачок роста, как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей. При этом у подростка вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки. Временно нарушаются привычные пропорции тела [8; 20].

II.2. Физиология развития и проблемы здоровья детей и подростков

У детей имеются отличительные особенности в функциях сердечно-сосудистой системы. Пульс у детей более частый, чем у взрослых, причем частота пульса тем выше, чем ребенок моложе. Это обусловлено превалирующим влиянием симпатической иннервации, в то время как сердечные ветви блуждающего нерва развиты значительно слабее. С возрастом происходит постепенное нарастание роли блуждающего нерва в регуляции сердечной деятельности и это выражается в замедлении пульса у детей. Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых. Объясняется это большой шириной просвета сосудистой системы, большой податливостью сосудистых стенок и меньшей нагнетательной способностью сердца [16].

Обучение в средних классах совпадает с одним из критических возрастных интервалов в жизни человека, началом пубертатного периода. Возраст ребенка характеризуется как переломный, переходный и в это время происходит нейрогуморальная перестройка, активный рост и развитие организма, изменяется функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, что тесно связано с уровнем физического развития и состоянием здоровья школьников. Поэтому, в 10–11 лет дети особенно нуждаются в комплексной оценке показателей их морфо-функционального развития, от которых зависит способность адаптироваться к факторам, специальным для обучения [3].

Глубокая пере­стройка организма в 12 - 16 лет, обусловлена изменением функций гипоталамо-гипофизарной системы. Эндокринные перестройки в возрасте с 11-12 до 15-17 лет, сказываются на свойствах ВНД подростков. Нарушается уравновешенность нервных процессов, замедляется рост их подвижности, ухудшается дифференцировка условных раздражителей, ослабляется вторая сигнальная система. Подростки становятся эмоциональны, неурав­новешенны, быстро утомляются, избегают занятий физкультурой [5].

При этом в различные возрастные периоды нарастание основных антропометрических параметров у школьников протекает не равномерно не только в каждом возрастном периоде, но и в зависимости от пола. Так, при подростковом скачке роста рост сердца опережает рост кровеносных сосудов, происходит «вытяжка» сосудов и снижение кровотока. Высокое давление в сосудах и бурное развитие половой системы может привести к сердечной недостаточности, гормональным расстройствам, утомляемости. У подростков учащаются вегето-сосудистые нарушения: одышка, головокружения, обмороки, боли в сердце и др. [5; 7]

При негармоничном развитии организма в нем, наряду с хорошо развитыми и надежно функционирующими органами и системами органов, есть органы и системы органов со сниженной устойчивостью. Отклонения от нормативов физического развития часто говорят о нарушениях процессов роста и созревания организма [14].

Таким образом, на подростковый возраст приходится критический период развития, связанный с изменением в организме гормонального баланса.

II.3. Методы исследования физического развития и адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы школьников

Исследование проводилось на базе ТОГАОУ «Мичуринский лицей в 2018 году. Нами было исследовано 58 детей в возрасте от 11 до 16 лет, среди них 43 девочки и 15 мальчиков.С помощью антропометрии у всех детей оценивались некоторые соматометрические показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, строились индивидуальные профили физического развития, определялся соматотип; физиометрические: давление крови, ЧСС, определялись пульсовое давление, систолический и минутный объем крови; соматоскопические: оценивалась гармоничность физического развития. В ходе исследований физическое развитие оценивалось методами соматометрии – измерения тела (в нашем исследовании оценивались длина тела, масса тела и объем грудной клетки) и соматоскопии – оценка строения тела и типа конституции по внешним признакам (давалась оценка морфологического типа обследуемых).

Классификация морфологических типов

А. При нормальной длине тела (25-75 центиль):

нормосомия, нормальная масса тела (25-75 центиль);

пахисомия – избыточная масса тела (75-97 центиль);

лептосомия – дефицит массы тела (3-25 центиль).

Б. При избыточной длине тела (75-97 центиль):

гиперсомия – избыточная, но соответствующая данной длине масса тела (75-97 центиль);

макросомия – нормальная масса тела (25-75 центиль);

макролептосомия – дефицит массы тела (3-25 центиль).

В. При недостаточной длине тела (3-25 центиль):

микролептосомия – недостаточная масса тела (3-25 центиль);

микросомия – недостаточная, но соответствующая данной длине масса тела (25-75 центиль);

микропахисомия – избыточная масса тела (75-97 центиль).

За приделами 3 и 97 центилей находятся «зоны патологии».

Есть данные, что девочки с замедленным темпом развития (микросоматики) имеют более высокие резервы сердечно-сосудистой системы, функционально развиты лучше и как следствие имеют более высокий уровень соматического здоровья по сравнению с мезо- и макросоматиками. Функциональное напряжение и снижение адаптивных резервов испытывают дети макросоматического телосложения. Эти школьницы представляют группу риска и требуют повышенного внимания со стороны педиатров и педагогов [4].

С помощью соматометрии в соответствии с методикой, предложенной в Практикуме по возрастной физиологии [23] оценивались следующие показатели: длина тела, масса тела, объем грудной клетки.

Для оценки показателей физического развития использовались нормативные таблицы и шкалы. Вначале оценивался каждый из показателей физического развития, а затем анализировалось их соотношение. Для количественной оценки физического развития использовали специально разработанные стандарты [11].

Оценка физического развития включала в себя оценку по центильным таблицам длины тела, массы тела и гармоничности развития. За основу оценки физического развития бралась длина тела ребенка с последующим соотношением массы и роста. Для каждого ребенка определялся морфологический тип в соответствии с центильными таблицами и вычерчивался профиль физического развития.

Изучение антропометрических показателей проводилось по специальной группе таблиц, составленных применительно к широким возрастным группам детей, обозначенным в заголовках таблиц. Строки таблицы представляют собой ряды центильных распределений массы тела по отношению к определенной длине тела, или росту [18].

По результатам соматометрических данных вычерчивался профиль физического развития, в котором горизонтальные линии отражают один из показателей (рост, массу, ОГК), а вертикальные – отклонение от средних показателей, выраженное в сигмах. Построенный профиль позволяет, во-первых, наглядно определить, к какому уровню физического развития относится испытуемый (средний уровень: М + σ; выше / ниже среднего: М + от 1σ до 2σ; высокий / низкий: М + от 2σ до 3σ); во-вторых, оценить гармоничность физического развития [23].

II.4. Анализ данных антропометрических обследований лицеистов

Н а основании соматометрических измерений для каждого ребенка был составлен профиль физического развития, подсчитаны и проанализированы физиометрические показатели давления крови, систолического и минутного объемов крови. Эти данные указаны в таблицах 1 - 3 Приложения.

Рис. 1. Соотношение гармоничного и дисгармоничного вариантов физического развития в образовательно-возрастных группах лицеистов

Исследование соматотипов показало, что у мальчиков преобладает пахисоматический тип (40,0%), а у девочек – мезосоматический тип – 25,1%.

Рис. 2. Соотношение гармоничного и дисгармоничного вариантов физического развития в образовательно-возрастных группах среди мальчиков.

Рис. 3. Динамика гармоничности от младшей возрастной группы старшей среди девочек.

Результаты оценки уровня и гармоничности физического развития по профилю физического развития представлены в таблице 4 Приложения и на рис. 1-3.

Сравнительный анализ гармоничности физического развития показывает, что в целом доля лицеистов с дисгармоничным развитием нарастает от младшей возрастной группы к старшей, а с гармоничным – убывает (рис. 1).

У мальчиков в средней возрастной группе происходит как бы всплеск дисгармоничности физического развития, который к старшим классам сглаживается. По-видимому, следующий за возрастом 11 лет скачок роста нейтрализует неравномерность различных параметров физического развития к завершению пубертатного периода (рис. 2). У девочек продолжается рост числа школьников с дисгармоничным физическим развитием, причем, если в младшей и средней группе дисгармоничность связана в равной степени с избыточным весом и избыточным ростом, то в старшей группе она связан преимущественно с недостатком массы тела для их роста (См. Приложения).

Рис. 4. Распределение школьников по уровню физического развития в группах с гармоничным и дисгармоничным профилем развития

Зато наблюдается явная связь между уровнем физического развития и его гармоничностью. Меньше всего фактов дисгармоничности развития среди детей и подростков среднего и ниже среднего уровня развития. Чем более уровень развития отличен от среднего в сторону увеличения, тем больше нарушений гармоничности развития и среди мальчиков, и среди девочек (рисунок 4), что согласуется с литературными данными (см.: [3; 4]), так как среди детей с дисгармоничным развитием 57% имеют избыточный вес, 38% избыточный рост и только 5% дефицит массы тела.

Анализ физиометрических данных показал, что у 41,4% школьников наблюдаются гипертонические проявления, у 29,3% – гипотонические. Отклонения значений диастолического и систолического давления в противоположные стороны от нормативных параметров для данного возраста и пола наблюдались в 4,9% случаев, остальные дети имели нормальное давление.

Систолический объем крови у 45,0% обследуемых детей соответствует возрастно-половым нормативам, у 48,3% детей опережает их, и у 6,7% – отстает от нормы, что не соответствует нормальной кривой распределения по данному показателю. Минутный объем крови выше среднего для данного возраста и пола в 89,6% случаев, однако только в 48,3% случаев увеличение МОК обусловлено показателем систолического объема выше среднего, а в 41,3% случаев – увеличением ЧСС, что говорит о недостаточной тренированности сердечной мышцы у данных индивидуумов и определенном напряжении в сердечно-сосудистой системе.

При этом среди девочек всех типов, кроме гиперсоматического типа 74% имеют МОК выше нормы, из них у 75% повышение МОК связано с учащением сердцебиения, а не увеличением систолического объема, который соответствует нормам, что говорит об определенном напряжении в сердечно-сосудистой системе. У девочек гиперсоматического типа МОК выше нормы только у 50 %, причем с учащением сердцебиения это связано только в 25% случаев. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что у последних произошли завершение пубертатного периода и стабилизация сердечной деятельности, тогда как у всех остальных еще продолжается половое созревание и гормональные колебания.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные в эмпирическом исследовании данные позволяют сделать следующие выводы:

Количественные показатели гармоничности профиля физического развития подростков показывают положительную связь со средним и ниже среднего уровнями физического развития. Это согласуется с литературными данными.

Определение соматотипа показало, что среди мальчиков преобладает пахисомия, а среди девочек – мезосомия, что также соответствует литературным данным.

Выявлена общая отрицательная динамика гармоничности физического развития у девочек, обусловленная, по-видимому, активными скачками роста как препубертатного, так и пубертатного периодов, которые происходят ранее, чем у мальчиков.

Усиление дисгармоничности у мальчиков наблюдается при переходе от младшего звена к среднему, что по-видимому объясняется попаданием на этот период одного из скачков роста в препубертатном возрасте и снижения дисгармоничности при переходе к старшему звену, что возможно связано с завершением скачка роста в препубертатном периоде и отсутствием начала скачка роста пубертатного периода, который по-видимому наступит позже.

Снижение гармоничности физического развития у девочек среднего и старшего звена коррелирует с косвенными свидетельствами снижения адаптивных резервов у девочек этого возраста, относящихся ко всем соматотипам, кроме гиперсоматического.

Список использованных источников и литературы

Аксарина, Я. Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Я.Л. Аксарина.– М.: Педагогика, 1978. – 280 с.

Баранова, С.В. Хорошая осанка / В кн. Волшебные движения. С.В. Баранова. – М.: Единение, 2008. – С. 256.

Борейша, Ю.С. Комплексная оценка и коррекция физического развития, осанки и уровня здоровья школьников 10–11 лет / Ю.С. Борейша, Е.В. Дорохов.– Воронеж: ВГМА им. Н.Н. Бурденко, 2012

Букина, Л.Г. Соматотип и показатели соматического здоровья девочек-подростков/ Л. Г. Букина, Н. Н. Тятенкова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2. – С. 128. // Электронный ресурс: http://vestnik.yspu.org/releases/2012.

Быструшкин, С.К. Особенности регуляции сердечного ритма и кровяного давления у детей 8-9 лет в норме и при нарушениях интеллектуального развития/ С.К. Быструшкин, Р.И. Айзман, М.В. Иашвили // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2004. – №2. – С. 142-147.

Венгер, Т.Ф. Физиологические параметры детского возраста / Т.Ф. Венгер, Ю.И. Савиченко.- Красноярск: Просвещение, 1980.– 122 с.

Дворкин Л.С. Возрастные анатомо-физиологические особенности // Юный тяжелоатлет / Л.С. Дворкин // Электронный ресурс: http://www.fizkulturaisport.ru/biologiya/vozrastnye-osobennosti/206.

Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей: справочное пособие для педиатров / Под ред. В.А. Доскина, М.Н. Рахмановой.- М.: Социальное здоровье России, 1993.- 104 с.

Доклад «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам всероссийской диспансеризации». – М., 2002. – 96 с.

Доклад «О состоянии здоровья детей в Тамбовской области». – Тамбов, 2004. – 28 с.

Доскин, В.А. Морфофункциональные константы детского организма/ В.А. Доскин и др. – М.: Медицина, 1997.

Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. – М., 1985. – 38 4 с.

Ермолина Е.А. Характеристика состояния здоровья и прогнозирование его нарушений у детей школьного возраста с патологией осанки. – Автореферат диссертации кандидата пед. наук, 2009. – Научная библиотека диссертаций и авторефератов // Электронный ресурс: http://www.dissercat.com/content/kharakteristika-sostoyaniya-zdorovya-i-prognozirovanie-ego-narushenii-u-detei-shkolnogo-vozr#ixzz2JpztyyIu.

Исраэлян, Л. Т. Анатомо-физиологические даты детского возраста: справочник / Л. Т. Исраэлян. – М.: Просвящение, 1959. – 211 с.

Какурин, Л.М. Краткая Медицинская Энциклопедия, – М.: изд-во "Советская Энциклопедия", 1989. – 2-е изд.

Колбина Н.В. Возрастные особенности системы дыхания. Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей. 02.12.2015 // Электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/12/02/1-vozrastnye-osobennosti-sistemy-dyhaniya-2-analiz

Любимова З.В., Маринова К.В., Никинина А.А. Возрастная физиология: Учеб. для ВУЗов, в 2 ч./ З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никинина. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. 2003. – ч.1. – 304с.

Парменова Л.П. Физическое развитие детей: учебное пособие / Л.П. Парменова. – Смоленск, 1999. – 26 с.

Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.:Академия, 2000. – 456 с.

Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Возрастная. Спортивная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, 2001. – 379 с.

Стунеева, Г.И. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе. / Г.И. Стунеева, В.А. Кирюшин, А.М. Цурган // Гигиена и санитария, 2000. – №3. – С. 145-146.

Сурова, М.В. Осанка / М.В. Сурова, 2012 // Электронный ресурс: svost.pc.mskobr.ru.

Яценко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по возрастной физиологии для студентов 2 курса факультета биологии: Учебное пособие / В.Н. Яценко, Н.В. Воеводская. – Мичуринск: МГПИ, 2003. – 58 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1

Показатели давления крови у школьников

ТОГАОУ «Мичуринский лицей»

п/п

Фамилия,

имя

Возраст

в годах

Соматотип

Фактич.

Давление

крови

СД

ДД

Средние

возрастн. показат.

Рез-тат

1

Елизавета Б

11

микро-лептосомик

100

60

97-111

63,5-77,5

норма

н.нормы

2

София Б

11

микро-лептосомик

90

50

97-111

63,5-77,5

норма

н.нормы

3

Елена Б

12

мезосомик

104

61

99-113

65-79

норма

н.нормы

4

СофьяБ

11

пахисомик

90

55

97-111

63,5-77,5

норма

н.нормы

5

Александра Б

11

пахисомик

90

65

97-111

63,5-77,5

норма

норма

6

Алина Б

11

макросомик

90

65

97-111

63,5-77,5

норма

норма

7

Ульяна Б

12

микро-лептосомик

141

74

99-113

65-79

в.нормы

норма

8

Софья Б

11

макро-лептосомик

100

59

97-111

63,5-77,5

норма

н.нормы

9

Ярослав Г

11

пахисомик

112

64

97,5-110,5

64,5-75,5

в.нормы

норма

10

Артем Е

11

пахисомик

120

67

97,5-110,5

64,5-75,5

в.нормы

норма

11

Софья Ж

11

лептосомик

90

55

97-111

63,5-77,5

н.нормы

н.нормы

12

Анна И

11

мезосомик

100

70

97-111

63,5-77,5

норма

норма

13

Полина К

11

пахисомик

114

76

97-111

63,5-77,5

в.нормы

норма

14

Марина Л

12

микро-лептосомик

100

70

99-113

65-79

норма

норма

15

Дмитрий М

12

гиперсомик

120

75

99,5-112,5

66-76

в.нормы

норма

16

Артем М

11

мезосомик

103

67

97,5-110,5

64,5-75,5

норма

норма

17

Виктория М

11

пахисомик

130

80

97-111

63,5-77,5

в.нормы

в.нормы

18

Анна П

11

пахисомик

103

60

97-111

63,5-77,5

норма

н.нормы

19

София С

12

микросомик

80

50

99-113

65-79

н.нормы

н.нормы

20

Софья С

11

гиперсомик

110

73

97-111

63,5-77,5

норма

норма

21

Алена Т

11

микро-лептосомик

80

50

97-111

63,5-77,5

н.нормы

н.нормы

22

Иван Ч

12

пахисомик

100

65

99,5-112,5

66-76

норма

норма

23

Артем Ш

12

пахисомик

120

75

99,5-112,5

66-76

в.нормы

в.нормы

24

Вадим Ш

11

микросомик

83

62

97,5-110,5

64,5-75,5

н.нормы

н.нормы

25

Алина Ю

11

пахисомик

127

76

97-111

63,5-77,5

в.нормы

в.нормы

26

Ольга Е

12

мезосомик

138

81

99-113

65-79

в.нормы

в.нормы

27

Михаил З

13

макро-лептосомик

90

70

101,5-114,5

67-77

н.нормы

в.нормы

28

Полина З

12

гиперсомик

114

70

99-113

65-79

в.нормы

норма

29

Максим И

12

гиперсомик

125

87

99,5-112,5

66-76

в.нормы

в.нормы

30

Алина К

13

микро-лептосомик

97

58

101,5-114,5

65,5-80,5

н.нормы

н.нормы

31

Инна К

12

лептосомик

125

58

99-113

65-79

в.нормы

норма

32

Анна К

12

пахисомик

105

66

99-113

65-79

норма

норма

33

Илья П

12

мезосомик

99

77

99,5-112,5

66-76

н.нормы

в.нормы

34

Софья П

12

макросомик

111

65

99-113

65-79

норма

норма

35

Мария П

12

мезосомик

125

86

99-113

65-79

в.нормы

в.нормы

36

Никита Р

12

пахисомик

90

70

99,5-112,5

66-76

н.нормы

норма

37

Мария С

13

пахисомик

120

77

101,5-114,5

65,5-80,5

в.нормы

норма

38

Иван С

12

мезосомик

110

70

99,5-112,5

66-76

норма

норма

39

Ангелина Т

12

гиперсомик

124

81

99-113

65-79

в.нормы

в.нормы

40

Диана Ш

12

мезосомик

116

75

99-113

65-79

в.нормы

норма

41

Екатерина Ш

12

гиперсомик

127

87

99-113

65-79

в.нормы

в.нормы

42

Ирина А

16

мезосомик

97

62

104-128

62,4-81,6

н.нормы

н.нормы

43

Андрей Л

16

мезосомик

110

63

106-130

63-83

норма

норма

44

Анастасия М

16

гиперсомик

111

75

104-128

62,4-81,6

норма

норма

45

Мария М

16

макросомик

121

87

104-128

62,4-81,6

н.нормы

в.нормы

46

Анастасия П

16

мезосомик

122

75

104-128

62,4-81,6

норма

норма

47

Марина П

16

микросомик

109

67

104-128

62,4-81,6

норма

норма

48

Даниил Я

16

лептосомик

135

80

104-128

62,4-81,6

в.нормы

нрма

49

Дарья Б

16

мезосомик

114

67

104-128

62,4-81,6

норма

норма

50

Софья Б

16

мезосомик

99

66

104-128

62,4-81,6

н.нормы

норма

51

Елизавета Д

16

гиперсомик

134

83

104-128

62,4-81,6

в.нормы

в.нормы

52

Юлия Е

16

мезосомик

102

63

104-128

62,4-81,6

н.нормы

норма

53

Алина М

16

микро-лептосомик

89

63

104-128

62,4-81,6

н.нормы

норма

54

Александр Р

16

пахисомик

162

76

106-130

63-83

в.нормы

в.нормы

55

Жанна С

16

микро-лептосомик

104

70

104-128

62,4-81,6

норма

норма

56

Ксения С

16

макросомик

113

65

104-128

62,4-81,6

норма

норма

57

Ольга Т

16

микро-лептосомик

110

63

104-128

62,4-81,6

норма

норма

58

Полина Я

16

макросомик

123

83

104-128

62,4-81,6

норма

в.нормы

Таблица 2

Показатели систолического объема крови у школьников

ТОГАОУ «Мичуринский лицей»

п/п

Фамилия,

имя

Возраст

в годах

Фактические показатели

СО (мл)

Средне-

Возрастные

Показатели

СО (мл)

Вывод

1

Елизавета Б

11

59,2

33,3-58,2

в.нормы

2

София Б

11

70,2

33,3-58,2

в.нормы

3

Елена Б

12

63,3

33,3-58,2

в.нормы

4

Софья Б

11

77,2

33,3-58,2

в.нормы

5

АлександраБ

11

48,7

33,3-58,2

норма

6

Алина Б

11

48,7

33,3-58,2

норма

7

Ульяна Б

12

67,5

33,3-58,2

в.нормы

8

Софья Б

11

60,3

33,3-58,2

в.нормы

9

Ярослав Г

11

60,8

53,0-84,1

норма

10

Артем Е

11

64,5

53,0-84,1

норма

11

Софья Ж

11

59,7

33,3-58,2

в.нормы

12

Анна И

11

48,2

33,3-58,2

норма

13

Полина К

11

48,3

33,3-58,2

норма

14

Марина Л

12

48,2

33,3-58,2

норма

15

Дмитрий М

12

55,9

53,0-84,1

норма

16

Артем М

11

53

53,0-84,1

норма

17

Виктория М

11

51,2

33,3-58,2

норма

18

Анна П

11

60,7

33,3-58,2

в.нормы

19

София С

12

63,4

33,3-58,2

в.нормы

20

Софья С

11

49,9

33,3-58,2

норма

21

Алена Т

11

63,4

33,3-58,2

в.нормы

22

Иван Ч

12

56,9

53,0-84,1

норма

23

Артем Ш

12

55,9

53,0-84,1

норма

24

Вадим Ш

11

48,5

53,0-84,1

н.нормы

25

Алина Ю

11

55,1

33,3-58,2

норма

26

Ольга Е

12

58,3

33,3-58,2

в.нормы

27

Михаил З

13

51,6

53,0-84,1

н.нормы

28

Полина З

12

58,4

33,3-58,2

в.нормы

29

Максим И

12

44,9

53,0-84,1

н.нормы

30

Алина К

13

66,3

33,3-58,2

в.нормы

31

Инна К

12

77,1

33,3-58,2

в.нормы

32

Анна К

12

58,3

33,3-58,2

в.нормы

33

Илья П

12

58,9

53,0-84,1

в.нормы

34

Софья П

12

43,2

33,3-58,2

н.нормы

35

Мария П

12

62,4

33,3-58,2

в.нормы

36

Никита Р

12

46,3

53,0-84,1

норма

37

Мария С

13

46,4

33,3-58,2

н.нормы

38

Иван С

12

56,9

53,0-84,1

норма

39

Ангелина Т

12

56,4

33,3-58,2

норма

40

Диана Ш

12

51,3

33,3-58,2

норма

41

Екатерина Ш

12

53,9

33,3-58,2

норма

42

Ирина А

16

89,5

39,6-70,0

в.нормы

43

Андрей Л

16

81,6

39,6-70,0

в.нормы

44

Анастасия М

16

64,2

39,6-70,0

норма

45

Мария М

16

56

39,6-70,0

норма

46

Анастасия П

16

72,9

39,6-70,0

в.нормы

47

Марина П

16

75,2

39,6-70,0

в.нормы

48

Даниил Я

16

73,9

39,6-70,0

в.нормы

49

Дарья Б

16

74,5

39,6-70,0

в.нормы

50

Софья Б

16

68,1

39,6-70,0

норма

51

Елизавета Д

16

66,9

39,6-70,0

норма

52

Юлия Е

16

73,9

39,6-70,0

в.нормы

53

Алина М

16

69,5

39,6-70,0

норма

54

Александр Р

16

88,6

39,6-70,0

в.нормы

55

Жанна С

16

66,2

39,6-70,0

норма

56

Ксения С

16

76,2

39,6-70,0

в.нормы

57

Ольга Т

16

76,9

39,6-70,0

в.нормы

58

Полина Я

16

64,6

39,6-70,0

норма

Таблица 3

Показатели минутного объема крови у школьников

ТОГАОУ «Мичуринский лицей»

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст ( в годах)

Фактический

показатели

МОК (л)

Средне-

возрастные

показатели МОК (л)

Вывод

1

Елизавета Б

11

4,44

1,78-3,76

в.нормы

2

София Б

11

4,21

1,78-3,76

в.нормы

3

Елена Б

12

3,79

1,78-3,76

в.нормы

4

Софья Б

11

4,32

1,78-3,76

в.нормы

5

Александра Б

11

4,84

1,78-3,76

в.нормы

6

Алина Б

11

3,89

1,78-3,76

в.нормы

7

Ульяна Б

12

5,40

1,78-3,76

в.нормы

8

Софья Б

11

4,82

1,78-3,76

в.нормы

9

Ярослав Г

11

4,92

1,91-3,40

в.нормы

10

Артем Е

11

4,70

1,91-3,40

в.нормы

11

Софья Ж

11

5,37

1,78-3,76

в.нормы

12

Анна И

11

4,04

1,78-3,76

в.нормы

13

Полина К

11

4,58

1,78-3,76

в.нормы

14

Марина Л

12

3,80

1,78-3,76

в.нормы

15

Дмитрий М

12

4,86

1,91-3,40

в.нормы

16

Артем М

11

4,02

1,91-3,40

в.нормы

17

Виктория М

11

4,04

1,78-3,76

в.нормы

18

Анна П

11

4,12

1,78-3,76

в.нормы

19

София С

12

4,31

1,78-3,76

в.нормы

20

Софья С

11

3,89

1,78-3,76

в.нормы

21

Алена Т

11

4,94

1,78-3,76

в.нормы

22

Иван Ч

12

3,69

1,91-3,40

в.нормы

23

Артем Ш

12

4,41

1,91-3,40

в.нормы

24

Вадим Ш

11

3,63

1,91-3,40

в.нормы

25

Алина Ю

11

3,63

1,78-3,76

норма

26

Ольга Е

12

4,47

1,78-3,76

в.нормы

27

Михаил З

13

3,19

1,91-3,40

норма

28

Полина З

12

4,90

1,78-3,76

в.нормы

29

Максим И

12

3,63

1,91-3,40

в.нормы

30

Алина К

13

4,90

1,78-3,76

в.нормы

31

Инна К

12

5,31

1,78-3,76

в.нормы

32

Анна К

12

4,48

1,78-3,76

в.нормы

33

Илья П

12

4,14

1,91-3,40

в.нормы

34

Софья П

12

3,55

1,78-3,76

норма

35

Мария П

12

4,39

1,78-3,76

норма

36

Никита Р

12

2,78

1,91-3,40

норма

37

Мария С

13

5,17

1,78-3,76

в.нормы

38

Иван С

12

4,23

1,91-3,40

в.нормы

39

Ангелина Т

12

4,15

1,78-3,76

в.нормы

40

Диана Ш

12

5,28

1,78-3,76

в.нормы

41

Екатерина Ш

12

3,55

1,78-3,76

норма

42

Ирина А

16

7,07

1,86-3,99

в.нормы

43

Андрей Л

16

5,05

1,86-3,99

в.нормы

44

Анастасия М

16

5,39

1,86-3,99

в.нормы

45

Мария М

16

5,26

1,86-3,99

в.нормы

46

Анастасия П

16

5,83

1,86-3,99

в.нормы

47

Марина П

16

5,71

1,86-3,99

в.нормы

48

Даниил Я

16

5,02

1,86-3,99

в.нормы

49

Дарья Б

16

5,28

1,86-3,99

в.нормы

50

Софья Б

16

4,83

1,86-3,99

в.нормы

51

Елизавета Д

16

5,88

1,86-3,99

в.нормы

52

Юлия Е

16

4,87

1,86-3,99

в.нормы

53

Алина М

16

5,14

1,86-3,99

в.нормы

54

Александр Р

16

5,75

1,86-3,99

в.нормы

55

Жанна С

16

5,75

1,86-3,99

в.нормы

56

Ксения С

16

5,10

1,86-3,99

в.нормы

57

Ольга Т

16

5,30

1,86-3,99

в.нормы

58

Полина Я

16

4,58

1,86-3,99

в.нормы

Таблица 4

Результаты оценки уровня и гармоничности физического развития школьниковТОГАОУ «Мичуринский лицей» по профилю физического развития

№ п/п

Фамилия, имя

Уровень физического

развития

Гармоничность физического развития

1

Елизавета Б.

Ниже среднего

гармоничный

2

София Б.

Ниже среднего

гармоничный

3

Елена Б.

Ниже среднего

гармоничный

4

Софья Б.

Ниже среднего

гармоничный

5

Александра Б.

Средний

гармоничный

6

Алина Б.

Средний

дисгармоничный

7

Ульяна Б.

Ниже среднего

гармоничный

8

Софья Б.

Ниже среднего

гармоничный

9

Ярослав Г.

Выше среднего

гармоничный

10

Артем Е.

Выше среднего

дисгармоничный

11

Софья Ж.

Средний

гармоничный

12

Анна И.

Средний

гармоничный

13

Полина К.

Средний

гармоничный

14

Марина Л.

Ниже среднего

гармоничный

15

Дмитрий М.

Средний

дисгармоничный

16

Артем М.

Средний

гармоничный

17

Виктория М.

Выше среднего

дисгармоничный

18

Анна П.

Выше среднего

гармоничный

19

София С.

Ниже среднего

гармоничный

20

Софья С.

Выше среднего

гармоничный

21

Алена Т.

Ниже среднего

гармоничный

22

Иван Ч.

Выше среднего

гармоничный

23

Артем Ш.

Выше среднего

гармоничный

24

Вадим Ш.

Средний

гармоничный

25

Алина Ю.

Выше среднего

гармоничный

26

Ольга Е.

Средний

гармоничный

27

Михаил З.

Ниже среднего

дисгармоничный

28

Полина З.

Выше среднего

дисгармоничный

29

Максим И.

Выше среднего

гармоничный

30

Алина К.

Ниже среднего

гармоничный

31

Инна К.

Ниже среднего

гармоничный

32

Анна К.

Средний

гармоничный

33

Илья П.

Средний

гармоничный

34

Софья П.

Средний

гармоничный

35

Мария П.

Средний

гармоничный

36

Никита Р.

Выше среднего

дисгармоничный

37

Мария С.

Выше среднего

дисгармоничный

38

Иван С.

Средний

гармоничный

39

Ангелина Т.

Выше среднего

гармоничный

40

Диана Ш.

Средний

гармоничный

41

Екатерина Ш.

Выше среднего

гармоничный

42

Ирина А.

Средний

гармоничный

43

Андрей Л.

Средний

гармоничный

44

Анастасия М,

Средний

гармоничный

45

Мария М.

Выше среднего

дисгармоничный

46

Анастасия П.

Выше среднего

гармоничный

47

Марина П.

Средний

гармоничный

48

Даниил Я.

Ниже среднего

гармоничный

49

Дарья Б.

Выше среднего

гармоничный

50

Софья Б.

Средний

гармоничный

51

Елизавета Д.

Выше среднего

гармоничный

52

Юлия Е.

Средний

гармоничный

53

Алина М.

Ниже среднего

гармоничный

54

Александр Р.

Выше среднего

дисгармоничный

55

Жанна С.

Средний

гармоничный

56

Ксения С.

Средний

дисгармоничный

57

Ольга Т.

Ниже среднего

дисгармоничный

58

Полина Я,

Выше среднего

дисгармоничный

Просмотров работы: 69