Свойства комнатных растений и их влияние на здоровье человека

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Свойства комнатных растений и их влияние на здоровье человека

Маймакова К.И. 1
1МБОУ "Гимназия № 179"
Шакирова Г.Ф. 1
1МБОУ "Гимназия № 179№
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На одном из уроков «Окружающего мира» учительница рассказывала нам о необыкновенной роли растений в природе и жизни людей. Помимо питательных веществ, которыми растения обеспечивают представителей живой природы, они также выделяют в воздух кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода! После изученной темы, я задумалась, настолько ли важны растения для жизни и здоровья человека и решила провести исследование?

Актуальность моего исследования: Основная проблема современного общества, в том, что сейчас люди проводят больше 80 % времени в помещениях и это очень большой показатель. Воздух в комнате грязнее в 4 - 6 раз наружного и токсичнее в 8 - 9 раз. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. И встает вопрос: как можно очистить и увлажнить воздух в помещении, в котором находишься?

Гипотеза: знание о свойствах комнатных растений поможет правильно выбрать те, которые положительно влияют на наше здоровье.

Цель моего исследования: узнать, как происходит увлажнение и насыщение воздуха кислородом от растений, и как это влияет на наше здоровье.

Задачи исследования: - изучить известные данные о растениях; -выяснить какая может быть польза от растений; - провести опыты и доказать, что польза от растений очень большая; - проанализировать ситуацию по наличию растений в классах моей школы; - сопоставить количественный показатель растений с показателем заболеваемости детей в классах; - сделать выводы и составить буклет о рекомендуемых растениях.

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: свойства комнатных растений, влияющие на здоровье человека.

Методы исследования: - изучение литературы; - проведение опытов; - анализ полученных данных.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Результаты исследований ученых о пользе растений

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище растениями. Он приносил их в дом, обращался к растениям за исцелением. Но стремление это было скорее интуитивным. В настоящее время учеными установлено, что кроме эстетических свойств, растения обладают еще одной полезной функцией – комнатные растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Растения улучшают концентрацию и внимание [5].

Исследование, опубликованное в Журнале психологии окружающей среды (Journal of Environmental Psychology), доказало, что само присутствие растений в комнате увеличивает способность человека удерживать внимание.

Чтобы проверить воздействие растений на внимание людей, исследователи применили тест с чтением, в котором участники должны были читать вслух предложения, а после этого называть последние слова каждого предложения. Одна группа участников проходила тест за столом, вокруг которого стояли четыре комнатных растения, другая группа - в таком же помещении, но без растений. Результаты показали, что участники, работающие в комнате с растениями, улучшили показатели второго теста, а у второй группы результаты остались неизменными. Таким образом, растения помогают человеку удерживать внимание.

Растения очищают воздух. ( Приложение, фото 1) [6].

Известный британский геолог Ян Стюарт добровольно согласился на участие в важном эксперименте: заточении в прозрачной стеклянной комнате размером 12 квадратных метров с растениями и без кислорода на целых два дня. В результате эксперимента предполагалось выявить, могут ли растения выработать в процессе фотосинтеза достаточное количество кислорода для обеспечения человека необходимым элементом для дыхания. Как только он вошел в крохотную комнату с множеством растений, то сразу почувствовал нехватку кислорода. Уровень кислорода упал с 21% (норма) до 12,5%. Ученый понимал, что ему нужно дышать, чтобы отдавать растениям необходимый им углекислый газ, а взамен получать кислород, но у него были сомнения, выработается ли необходимо количество кислорода? В комнате, где находился геолог, было 120 маленьких и 30 больших растений. Эксперимент удался. Ян Стюарт смог выжить, вдыхая кислород, вырабатываемый растениями.

Растения увлажняют воздух [7].

Несмотря на распространенное мнение, что холод способствует распространению гриппа, доказано, что опасность возникновения инфекции возрастает из-за сухого воздуха, потому что вирусы любят сухость! Специалист по исследованию атмосферы Джеффри Шаман из университета штата Оризон, США, выявил, что при низкой влажности воздуха вирусы гриппа живут дольше и легче передаются от одного человека к другому. Низкая влажность воздуха является основной причиной высыхания слизистой оболочки носоглотки, что существенно облегчает попадание вирусов в организм человека. Один из самых эффективных способов увлажнения воздуха является не только очень простым, но и таким, который порадует глаз - это комнатные растения!

Растения улучшают здоровье [8].

К такому выводу пришли ученые из Университета Штата Канзас. Исследователи разместили комнатные растения в палатах пациентов хирургического отделения. Пациенты из таких палат просили меньше обезболивающих, имели более спокойный сердечный ритм и более низкое кровяное давление. Кроме того, они испытывали меньше усталости и беспокойства, и выписывались раньше, чем пациенты из палат без растений.

Правильное использование растений в интерьере приводит к снижению бактериальной загрязненности воздуха на 30-70%, и, как следствие, к снижению риска заболеваний ОРЗ. В экологически неблагоприятных районах использование специально подобранного ассортимента растений ведет к снижению содержания химических веществ в воздухе помещений на 20-30% и, как следствие, к снижению заболеваемости детей.

Анализ количественного и качественного состава растений, необходимых для помещения

  Комнатные растения не только создают уют, воспитывают в детях трепетное отношение к природе, но и приносят пользу, оздоравливая атмосферу школьных помещений. Изучив, данные я выбрала самые популярные растения, используемые в озеленении школьных помещений [2, 3, 4, 9, 10, 11, 12].

Хлорофитум – неприхотливое, высокодекоративное комнатное растение, являющееся одним из лучших очистителей воздуха.

 Сансевиерия (тещин язык) – производит кислород вечером. Обладает очистительными функциями и помогает организму, противостоять вирусным заболеваниям.

  Драцена поглощает и обезвреживает вредные вещества из воздуха: бензол, формальдегид, угарный газ.

Монстера – красивое растение, очищает воздух, повышает влажность.

Аспарагус - ажурное неприхотливое растение, подходит для озеленения светлых классных комнат. Очищает воздух от вредных примесей.

Пеларгония славится бактерицидными свойствами, благодаря содержащимся в ее листьях эфирным маслам.

Спатифиллум – красивое, не требующее сложного ухода растение. Очищает помещение от примесей вредных газов, а также увлажняет воздух.

Замиокулькас - листва растения способна выделять достаточное количество кислорода, что способствует очищению воздуха в помещении.

Циперус - уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис. Он испаряет использованную влагу до 80%.

Пальма комнатная является отличным средством против рака, также оно благотворно воздействует на работу сердца.

Фикус – стоящий на кухне, защитит от голода, а в спальне обеспечит спокойствие. Придаёт стойкости при тревогах, сомнениях, переживаниях.

Гербера - в ночное время суток выделяет кислород; очищает воздух, удаляя из него бензол и трихлорэтилен.

Циссус - так же способствует снижению утомляемости, повышению работоспособности.

Папоротник - снимает стресс, способствует концентрации внимания, что важно для школьников.

Толстянка (Денежное дерево) - это растение-фильтр, который удаляет формальдегид и другие химические вещества из воздуха.

Хвойные растения (араукария, кипарис, тисе, сосна, можжевельник, туя) – убийца бактерий и вирусов. Эти растения благотворно влияют на нервную систему организма.

Алоэ - выделяет кислород в то время, когда человек отдыхает (спит), кроме того, алоэ прекрасно снижает содержание ядовитых веществ в воздухе.

Кактус - нейтрализуют радиационное воздействие от современной техники.

Каланхоэ – очищает воздух и очень быстро растет.

Учёные рассчитали, что домашние растения способны удалить до 87% вредных токсинов воздуха за 24 часа. В среднем растения выделяют в окружающую среду до 98% поглощенной ими воды. Для комнаты площадью 15-25 квадратных метров достаточно 5-7 хорошо развитых растений.

Вывод по 1 главе: Растения очищают воздух в помещениях от вредных веществ, которые присутствуют в помещении, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение. Поэтому, чтобы дети учились в чистом классе, необходимо обставить классную комнату полезными растениями.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Проведение опытов

После изученных материалов мне стало интересно, как же все-таки происходит насыщение воздуха кислородом с помощью растений, а также его увлажнение. Я решила провести несколько опытов в домашних условиях со своими комнатными растениями [1].

Как дышат растения?

Опыт 1. Цель опыта: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Материалы для опыта: комнатное растение «Спатифиллум», вазелин.

Ход опыта: я намазала толстым слоем вазелина у одного листа нижнюю часть поверхности, а у другого листа верхнюю часть поверхности. В течение нескольких дней я наблюдала, что будет с этими листьями.

Результат: лист, который был намазан вазелином снизу, завял, а другой лист не пострадал.

Вывод: Отверстия на нижних поверхностях листьев - служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимого для него углекислого газа и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.

Опыт 2. Цель опыта: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы для опыта: бутылка с водой, комнатное растение «Замиокулькас» (стебель с листьями), трубочка для коктейля, пластилин.

Ход опыта: я налила в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см. Вставила наш стебель с листьями, так, чтобы кончик стебля погрузился в воду. Отверстие бутылки плотно замазала пластилином, как пробкой. Затем проделала отверстие для трубочки и вставила ее так, чтобы кончик не доставал воды. Также закрепила трубочку пластилином. Потом стала отсасывать воздух из бутылки через трубочку.

Результат: из погруженного в воду конца стебля начали выходить пузырьки воздуха.

Вывод: воздух через устьица в листьях проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков в воду.

После проведения этих опытов было доказано, что растения умеют дышать, а соответственно выделять в окружающее пространство кислород, тем самым очищая воздух.

Как происходит испарение воды листьями?

Опыт 3. Цель опыта: доказать, что растения испаряют воду с помощью листьев.

Материалы для опыта: бутылка с водой, комнатное растение «Замиокулькас» (стебель с листьями), полиэтиленовый пакет, нитки.

Ход опыта: я поместила в бутылку с водой свое растение. Надела на часть растения полиэтиленовый пакет. Для исключения проникновения в пакет кислорода, я плотно обмотала пакет ниткой. Затем я поставила бутылку с растением в освещенное место.

Результат: Через один день внутри пакета образовалось облако пара, на стенках я увидела капельки воды.

Вывод: Когда нам жарко, мы потеем, чтобы снизить температуру нашего тела. Растения также потеют, но не потому, что им жарко. Они потеют, чтобы избавиться от лишней воды. Вода из корней растения проходит через ствол к листьям. Избыток воды, как и кислород, проходит через устьица, и выходят наружу.

Опыт 4. Цель опыта: доказать, что растения испаряют воду с помощью листьев.

Материалы для опыта: три одноразовых стаканчика, вода, подсолнечное масло, комнатное растение «Толстянка» (Денежное дерево).

Ход опыта: в три стакана я налила одинаковое количество воды. В первом стакане будет только вода. Во второй стакан мы добавим подсолнечное масло. В третьем стакане помимо воды и подсолнечного масла я поместила растение.

Результат: Через 5 дней уже был заметен результат. В первом стакане уровень воды понизился, так как произошло естественное испарение с поверхности воды. Во втором стакане уровень воды остался неизменным, так как масло препятствовало испарению. В третьем стакане уровень воды понизился, несмотря на наличие масла на поверхности воды. Значит, вода, поступая через стебель, испарилась с помощью листьев.

Вывод: растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. В нашем случае, вода, поступившая в растение через стебель, испарилась с поверхности листьев, даже притом, что на поверхности воды было препятствие для естественного испарения воды.

2.2. Сопоставление количественного состава растений в классах и уровня заболеваемости детей

Чтобы доказать, что наличие растений влияют на наше здоровье, мы провели анализ количественного и качественного состава комнатных растений всех третьих классов в моей школе и сравнили эти значения с уровнем заболевших детей ОРВИ, ОРЗ. Анализ показателей заболевших мы взяли за февраль месяц прошлого года, так как зимние месяцы это месяцы эпидемического периода. Для удобства анализа мы взяли среднее значение заболевших детей в день за декабрь месяц. Результаты наглядно представлены на рисунке.

Как видно из рисунка больше заболевших детей было в «В», «Г», «З» и «И» классах (4-5 человек).

Далее мы рассмотрели количественный и качественный состав комнатных растений в этих же классах и сопоставили с количеством заболевших детей.

Площадь каждого кабинета: 66 кв.м. В соответствии с площадью рекомендуемое количество растений составляет 18-22 высокоразвитых комнатных растения. Это значит, что это должны быть не молодые, только, что высаженные растения, а уже растения с хорошо сформировавшейся листвой.

Результаты представлены в таблице.

Наим. класса

Кол-во комнат-х растений

Рез-ты отклон. от нормы

18-22 шт.

Примечание

Кол-во заболев-х детей

«А»

18

Норма

Растения развитые, разного вида.

2

«Б»

13

Ниже нормы

Растения развитые, разного вида.

2

«В»

21

Норма

Растения не развитые (молодые), разного вида. В классе установлен увлажнитель воздуха.

4

«Г»

35

Выше нормы

Растения не развитые (молодые), в маленьких горшках, однотипные.

5

«Д»

14

Ниже нормы

Растения развитые, разного вида.

2

«З»

16

Ниже нормы

Растения развитые, однотипные.

5

«И»

17

Ниже нормы

Растения не развитые, однотипные, в маленьких горшках.

4

«К»

18

Норма

Растения развитые, разного вида.

2

* - Растения развитые: взрослые растения с хорошо развитой листвой.

-Растения не развитые: молодые растения с неразвитыми листьями.

- Разного вида: растения с разными свойствами воздействия на окружающую среду.

- Однотипные: растения повторяющиеся, обладающие одинаковыми свойствами.

Сопоставив данные количества заболевших детей и количества комнатных растений в классах, мы сделали следующие выводы для каждого класса:

«А» класс: - заболевших детей за месяц мало; - количество растений в классе соответствует норме, все растения обладают разными свойствами воздействия на окружающее пространство.

«Б» класс: - заболевших детей мало; - количество растений в классе ниже нормы, все растения, которые есть в классе, обладают разными свойствами воздействия на окружающее пространство.

«В» класс: - заболевших детей много; - количество растений в классе соответствует норме, но при этом практически все растения молодые и не развитые.

«Г» класс: - заболевших детей очень много; - количество растений в классе намного выше нормы, при этом все растения молодые и не развитые.

«Д» класс: - заболевших детей мало; - количество растений в классе ниже нормы, при этом все разные, и обладают разными свойствами воздействия на окружающее пространство.

«З» класс: - заболевших детей очень много; - количество растений в классе ниже нормы, растения развитые, но однотипные.

«И» класс: - заболевших детей много; - количество растений в классе ниже нормы, растения не развитые, однотипные.

«К» класс: - заболевших детей мало; - количество растений в классе соответствует норме, все растения обладают разными свойствами воздействия на окружающее пространство.

2.3. Выводы и рекомендации

После проведенного анализа мы сформировали следующие выводы и рекомендации для каждого класса.

Наименование класса

Выводы и рекомендации

«А»

(36 человек)

Вывод: количество растений соответствует норме и по своим свойствам растения разнообразные. Уровень заболеваемости низкий, притом, что это самый многочисленный класс – это положительны момент.

Рекомендации: можно добавить несколько растений, с разными свойствами действия, так как детей в классе много.

«Б»

(33 человека)

Вывод: количество растений ниже нормы. По своим свойствам растения разнообразные. Уровень заболеваемости в классе низкий.

Рекомендации: Необходимо добавить как минимум 5 растений, с разными свойствами действия.

«В»

(33 человека)

Вывод: количество растений соответствует норме, но практически все растения молодые и не до конца развитые. Пользы от этих растений мало. Уровень заболеваемости в классе большой.

Рекомендации: в классе полностью надо пересмотреть количество и состав растений, иначе ситуация с заболеваемостью не исправится. Даже не исправляет ситуацию установленный в классе увлажнитель воздуха,

«Г»

(30 человек)

Вывод: количество растений намного выше нормы, но практически все растения молодые и не до конца развитые. Также много одинаковых растений. Пользы от этих растений мало. Уровень заболеваемости в классе самый большой по сравнению с другими классами.

Рекомендации: в классе полностью надо пересмотреть количество и состав растений, иначе ситуация с заболеваемостью не исправится.

«Д»

(31 человек)

Вывод: количество растений ниже нормы. По своим свойствам растения разнообразные. Уровень заболеваемости в классе низкий.

Рекомендации: необходимо добавить как минимум 4-5 растений, с разными свойствами действия.

«З»

(34 человека)

Вывод: количество растений ниже нормы. По своим свойствам растения однотипные. Уровень заболеваемости в классе самый высокий по сравнению с другими классами.

Рекомендации: необходимо пересмотреть количество и состав растений, так как в классе много детей.

«И»

(33 человек)

Вывод: количество растений ниже нормы. Растения не развитые. По своим свойствам растения однотипные. Уровень заболеваемости в классе большой.

Рекомендации: необходимо пересмотреть количество и состав растений.

«К»

(27 человек)

Вывод: количество растений соответствует норме и по своим свойствам растения разнообразные. Уровень заболеваемости низкий.

Рекомендации: можно добавить несколько растений с разными свойствами действия.

Также хочется дать рекомендации по размещению растений в рекреации и коридорах школы. Их тоже надо озеленять. Ведь в перемены именно здесь находится огромное количество людей. Очень рекомендую такое комнатное растение, как монстера – красивое растение для декорирования просторных школьных вестибюлей и коридоров. Это растение очищает воздух, повышает влажность воздуха. Еще одно растение, которое красиво смотрится в больших помещениях, а самое главное способно выделять достаточное количество кислорода, что способствует очищению воздуха в помещении – это замиокулькас. А также необходимо расставить комнатные растения и на подоконниках.

Помимо рекомендаций, которые мы дали для каждого класса необходимо указать о том, что важно также и ухаживать за всеми комнатными растениями (Приложение, фото 2). Вот самые основные правила, которые помогут растениям быть здоровыми и красивыми, а, следовательно, и выполнять свои функции на все 100%.

Полив растений. Вода для полива должна быть комнатной температуры и она должна отстояться в течении нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Рыхление почвы. Необходимо аккуратно палочкой рыхлить почву в горшке, для того, чтобы к корням поступал воздух.

Очищение листьев от пыли. Необходимо вытирать пыль с крупных листьев влажной тряпочкой, а с мелких очищают кисточкой.

Срез сухих листьев и веточек.

Чистота цветочных горшков и подставок.

Вывод по 2 главе: В данной главе мы провели опыты и доказали, что растения благотворно влияют на человека. Также мы провели количественный и качественный состав комнатных растений параллели третьих классов в моей школе и увидели прямую взаимосвязь между этими показателями. И в конце мы дали необходимые рекомендации для каждого класса и указали общие рекомендации по уходу за растениями. А также мы создали памятку в, которой представили фото и описание рекомендуемых растений и как ухаживать за ними (Приложение, фото 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своём исследовании мне удалось достигнуть поставленных целей.

Гипотеза моего исследования подтвердилась: действительно, если мы будем больше знать о комнатных растениях, то сможем правильно выбрать те, которые положительно влияют на наше здоровье.

Цветы в классах должны быть подобраны не только в эстетических целях, но и для оздоровления атмосферы. Знания о комнатных растениях нужны и детям, и родителям, и учителям, для того, чтобы правильно подбирать их и ухаживать за ними. Все растения – живые существа, способны воздействовать на человека. Именно в этом и состоит практическая значимость моего исследования.

В ходе исследования было выявлено и доказано, что: - Растения улучшают концентрацию и внимание; - растения очищают воздух; - растения увлажняют воздух; - растения улучшают здоровье.

Правильное использование растений в интерьере приводит к снижению бактериальной загрязненности воздуха на 30-70%, и, как следствие, к снижению риска заболеваний ОРЗ. Но, чтобы растения помогали людям, необходимо за ними ухаживать.

Я очень рада, что в нашей школе стараются следить об окружающей среде, и на территории школы посажено 350 кленов, 100 туй и 150 можжевельников. (Приложение, фото 5). Растения в школе играют не только эстетическую, оздоровительную, но и образовательную роль. Многие из них могут служить наглядным пособием на уроках биологии и географии. Также материалы моего исследования можно использовать на уроках окружающего мира и на классных часах.

В заключение хочется сказать о том, что держать цветы в квартире необходимо. Это и здоровье, и красота и…, говорят, кто не любит цветы, тот не уважает и людей, прекрасное, природу. Врач лечит - природа исцеляет. (Гиппократ)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Литература

Белько Егор. Веселые научные опыты. – СПб, 2015 г.

Блейз А.И. Энциклопедия полезных комнатных растений. – М, 2000 г.

Власенко Елена. Целительные свойства комнатных растений. – М, 2012 г.

Серикова Г.А. Справочник комнатных растений. – М, 2011 г.

Интернет источники

http://1000sekretov.net/pochemu-doma-i-v-ofise-dolzhny-byt-rasteniya/. Почему дома и в офисе должны быть растения.

http://www.infuture.ru/article/4977. Эксперимент с заточением в комнате с растениями без кислорода завершен

 

http://www.vashsad.ua/plants/plants_against_influenza/show/7051/. Как беречься от свиного гриппа и ОРЗ?

http://www.vashsad.ua/plants/plants_against_influenza/show/8572/. Цветы и растения в интерьере медицинских учреждений

Интернет-портал садового центра «Ваш сад» Источник: www.bayeradvanced.com

https://www.botanichka.ru/blog/2010/06/29/houseplants/. Преимущества от комнатных растений. Растения и здоровье.

https://takprosto.cc/komnatnye-rasteniya-proizvodyashchie-kislorod/. Дыши по-новому! 7 могучих растений, которые полностью очистят воздух в твоем доме.

http://nature-home.ru/statyi/st140.html. Цветы для школы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фото 1. Британский геолог Фото 2. Уход за растениями

Ян Стюарт

Фото 3. Памятка о рекомендуемых растений

Фото 4. Территория нашей школы

Просмотров работы: 3415