I.Вводная часть.
В 2018 году исполняется более ста лет, как известный писатель Александр Грин, задумал феерию «Алые паруса» , одно из самых светлых и жизнеутверждающих произведений советской литературы.
Проблема исследования.
Нам хотелось бы разобраться, как в эпоху Первой мировой войны, Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны, могла появиться на свет эта трепетная поэма о любви, просвеченная насквозь любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.
Цель исследования.
Определить значимость отображённых исторических событий в художественном произведении.
Задачи исследования.
Отобрать основную информацию о творчестве Александра Грина, его произведении «Алые паруса» .
Найти материал об эпохе, исторических событиях, соответствующих моменту написания книги.
Установить взаимосвязь исторических событий и темой произведения «Алые паруса».
Найти отражения данного произведения в современности кино, мультипликации, иллюстрациях.
Формировать историко - философский взгляд на художественные произведения.
Соотнести исторические факты и литературный вымысел
Методы исследования.
личная оценка
личный взгляд на проблему
теоретический анализ литературных и исторических источников по теме исследования
синтез
обобщение
Гипотеза: Художественные образы облегчают восприятие исторического прошлого.
Практическая значимость работы.
Данная работа может быть интересна как учителям, так и учащимся, родителям. Всем, кто интересуется литературой и историей.
II.Основная часть:
«Лелейте мечты....
Ведь запрещать мечту - значит не верить в счастье, а не верить в счастье - значит не жить... И пусть тебе в жизни придется видеть много не алых, а грязных и хищных парусов, не переставай мечтать.
А лучше научись делать чудеса своими руками».
Александр Грин.
Глава 1.Александр Грин и мечта о человеческом счастье.
Если посмотреть на всю историю человечества, то можно наблюдать странствия великой человеческой мечты — мечты о всеобщем счастье, равенстве и братстве, о совершенном общественном строе и гармонически развитом человеке.
На страницах мировой литературы, исторических источниках и политических статей иногда встречаются люди, которые не побоялись бороться за свою мечту (социальные, нравственные и, конечно, духовные ценности), мечту светлого будущего для всех людей.
Имена их люди помнят и по сей день…
Мы назовём лишь одно, очень негромкое…
Александр Степанович Грин
(Александр Стефанович Гриневский)
(1880-1932).
.
Грин прожил нелёгкую жизнь. Кажется, что его судьба специально складывалась так, чтобы сделать из него или преступника или злого обывателя. Удивительно, как этот угрюмый и задумчивый человек пронес и сохранил , через всё своё мучительное существование, чистоту чувств, веру в мечту и застенчивую улыбку.
Всю жизнь Грин активно работал. Он написал множество романов, фельетонов, рассказов, пьес и т.д. Год от года, в его работах крепла манера извлекать из трагической реальности мечту о человеческом счастье.
Такова романтическая повесть или, как писатель сам её называет, феерия «Алые паруса» — одно из лучших произведений Александра Грина.
Путь к созданию этой повести был долгим.
Глава 2. Грин и революционная деятельность.
В архивных источниках есть свидетельства, что в 1902 году А. Грин знакомится с революционерами, а в ноябре 1903 года его арестовывают за пропаганду во флоте и крепостной артиллерии. Так начинается новая жизнь А. Грина. После выхода из тюрьмы в 1905 году ему приходится скрываться от полиции. А. Гриневский живет под чужими фамилиями. Считается, что именно с революционной деятельностью связаны первые литературные попытки А. Грина.
Творчество Грина совпало периодом реакции после разгрома Первой русской революции и с годами Первой мировой войны. Некоторое время война была главной темой его творчества. Результаты Февральской революции 1917 года, с которой Грин связывал определенные надежды, разочаровывают его, патетическое настроение быстро проходит. За неделю до октябрьского переворота в газете «Вольность», публикует рассказ «Восстание», проводя мысль о бессмысленности всех революций, представляющих собой движение истории по кругу. Грина пугала и отвращала современная ему действительность. В этот период в творчестве писателя выразилось его недовольство тем, что революция идет не так «красиво», как хотелось бы. В 1918 году взгляды А.Грина становятся откровенно контрреволюционными.
В 1919 – 1920 годах Грин служит в Красной Армии связистом, а вернувшись с фронта возобновляет полноценную творческую жизнь.
Глава 3. Замысел феерии.
Грин обдумывал и писал «Алые паруса» среди смерти, голода и тифа, как говорят «в окопах Первой мировой войны» в 1916 году.
Впервые отдельным изданием феерия была опубликована в 1923году, Говоря о замысле феерии, многие исследователи творчества Грина вспоминают случай в магазине игрушек, где писатель увидел лодочку с острым белым парусом. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия»- писал Грин.
История замысла феерии достаточно сложна: считается, это первая попытка Александра Грина написать крупное эпическое произведение. Цель не была достигнута, но именно начиная с 1916года, во время работы писателя над «Алыми парусами», формируется самые основные мотивы дальнейшего творчества Грина, зарождаются сюжеты и темы, которые будут воплощены писателем в последующих произведениях.
Глава 4. «Алые паруса» и революция. Метаморфозы в позиции писателя.
Неиспользованные варианты феерии говорят и о большом труде писателя, но, главное, о том, что «Алые паруса» являлись для Грина книгой личной судьбы. По сохранившимся источникам можно проследить, как меняется позиция писателя к окружавшей его действительности.
Первоначально роман назывался «Красные паруса». Действие романа разворачивалось в революционном Петрограде. Ведь февральскую революцию Грин принял с восторгом.
Но ближе к Октябрю его настроения резко изменились. Последующие события, которые разворачивались в стране, писатель считал трагедией.
Грин видел и описывал «людей, закрывших лицо руками… они мчались и падали… они в крови» (заметка Пустяки, опубл. 1918 в журнале «Новый Сатирикон»).
Однако, в советском литературоведении было принято считать, что эта книга была полностью навеяна и просветлена революцией.
«Великий Октябрь и новый мир были безоговорочно приняты А.Грином… Сегодня уже не вызывает сомнения то, что ―Алые паруса явились прямой творческой реакцией писателя на Октябрь. Новая эпоха явилась для романтика осуществленной мечтой. Именно поэтому творчество его окрашивалось в революционно- романтический цвет, а оптимистическое настроение становится определяющим качеством его художнического мироощущения», – писали в 70-е годы.
Понимая, что цвет парусов в произведении несет в себе некую политическую направленность, Грин уточняет: «Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее — сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада».
В поисках автора – повествователя романа также отображаются внутренние переживания Грина.
Меняется позиция автора в выборе этого героя
«вестник будущего — лишний человек — «волшебник»:
В первом варианте романа героем был некто Де-Лом, который «как бы перешел из будущего, в теперешнюю, ставшую прошлым, историческую эпоху»
Во втором варианте появляется писатель Гирам, который чувствовал себя «лишним, одиноким в мире действительности».
В третьем варианте тоже есть Кассий Гирам. Это «высокий человек рассеянного, сурового вида, лет тридцати», но он уже не «лишний человек», а «волшебник». Именно он встречает юную Ассоль, несущую игрушки.
Меняется и обстановка действия.
Сначала — революционный и послереволюционный Петроград, малолюдный, со следами лишений; «разрушение можно было подметить в лицах даже красногвардейцев, шагавших торопливо, с оружием за спиной, к неведомым целям». Умолкшие дворцы, пустынная Нева, атмосфера «грозной подавленности»... Грин описывает «фантастическую войну всех против всех, напоминающую циклон, где место пыли заняли человеческие дела и судьбы...» А на реалистическом фоне развертывался сказочный сюжет.
А потом сделал всё наоборот: создал необыкновенную(фантастическую), в смысле фактического существования, Каперну, сюжет же сделал по возможности более реалистическим, чтобы «творить чудеса с легкостью обыкновенного булочника, пекущего пушистые хлебцы», как написано в одном из вариантов. Так начала долгую жизнь в литературе и сердцах людей феерия «Алые паруса».
Глава 5. Действительность и мечты.
Ведь на самом деле, как свидетельствуют многие документальные источники, Грин писал «Алые паруса» в те годы, «когда ему было негде преклонить голову, когда рушился вокруг миропорядок, пусть им нисколько не любимый, но пришедшее ему на смену оказалось еще ужаснее. Он писал сказку о нищей, всеми обиженной и кажущейся безумной девочке, когда от него закрывали буфет в доме его второй жены, потому что он не мог ничего заработать литературным трудом; он взял эту рукопись с собой, когда, тридцатидевятилетнего больного, измученного человека, сына польского повстанца, его погнали на войну с белополяками умирать за совершенно чуждые ему, изжеванные идеалы, и можно представить, сколько горечи испытал бывший социалист- революционер, когда в нетопленой прокуренной казарме неграмотный комиссар просвещал его, профессионального агитатора, ненавидевшего революции и войны, светом ленинского учения о классовой борьбе и победе над мировой буржуазией».
Эту тетрадку он таскал с собой по госпиталям и тифозным баракам, и наперекор всему, что составляло его каждодневное бытие, верил, как с «невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла, в голодный Петроград войдет корабль с красными парусами, только это будет его, а не их (большевиков) красный свет.»
Глава 6. Отношение к эпохе.
Почти перед смертью Грин сказал как-то о большевиках исповедовавшему его священнику такую фразу: «Я к ним равнодушен».
Большевиков любили, проклинали, ненавидели, льстили. Но равнодушен к ним был он один.
«Вы не хотите откликаться эпохе, и, в нашем лице, эпоха Вам мстит», – говорили ему в издательстве «Земля и Фабрика». А он писал Горькому: «Алексей Максимович! Если бы альт мог петь басом, бас – тенором, а дискан – фистулой, тогда бы установился желательный ЗИФу (Земля И Фабрика) унисон».
В тридцатые годы Паустовский, который много сделала для популяризации творчества Грина, написал слова, которые обязательно повторялись во всех книгах о Грине советского времени как момент истины: «Революция пришла не в праздничном уборе, а пришла, как запыленный боец… Если бы социалистический строй расцвел, как в сказке, за одну ночь, то Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел».
Многие биографы Грина не соглашаются с этими высказываниями: «Грин умел ждать, вся его жизнь была не чем иным, как ожиданием чуда, и именно о таком ожидании он написал в «Алых парусах». И знал, что чудо не расцветает, а делается своими руками. И то, что революция придет не в праздничном уборе, знал тем более.
Глава 7. Грин и современность.
"Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.
"Алые паруса" Грина можно с уверенностью отнести к "современной классике", потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания.
Вот и сейчас, в 21 веке, дом-музей Грина в старом Крыму посещает очень много людей.. Уникальность этого музея в том, что это единственное собственное жильѐ писателя, купленное его женой Ниной Николаевной у монашек в обмен на золотые часики.
«В любимой Грином Феодосии, в доме, где он жил, открыт волшебный музей... Музей парусников и шхун, где из угла выступает нос корабля, где живут морские фонари, канаты и подзорные трубы, унося с собой посетителей в карту Гринландии с новыми мысами и проливами, с городами Гель-Гью, Лисс, Зурбаган...»
А сколько памятников героине «Алых парусов» Ассоль по всему миру?
По книгам А.Грина снимают кинофильмы, ставят спектакли и балетные постановки, пишут песни и мюзиклы, организуют литературные фестивали
Кинофильм «Алые паруса» снят в 1961 году на студии «Мосфильм». Режиссѐр Александр Птушко, в ролях: Ассоль – Анастасия Вертинская, Грэй – Василий Лановой.
Ежегодный Международный Гриновский фестиваль –это напоминие людям о любви, о вере, о которых писал А.Грин в своих книгах. Проходит в Одессе.
III. Завершение.
Художественные образы облегчают восприятие исторического прошлого.
Таинство рождения книги, таинство рождения мечты …
Кажется, что мечта — это одно, а исполнение, воплощение ее в жизнь — совсем другое.
Иногда действительность и исторические события несут человеку много трудностей и переживаний , а если у человека есть мечта, ему легче смотреть «сквозь толстое стекло жизни».
Грин жил своей мечтою изо дня в день. Об этом его слова:
Мечта разыскивает путь —
Закрыты все пути.
Мечта разыскивает путь —
Намечены пути.
Мечта разыскивает путь —
Открыты все пути.
Самое удивительное в «Алых парусах» даже не это, а то, что смогли разглядеть герои «сквозь толстое стекло жизни»: чудо можно сотворить своими руками. «И когда ты даришь это чудо другому, новая душа становится у тебя и новая у него».
Грина так часто ругали за отрыв от жизни, от современности... «Разве „Алые паруса“ не современная вещь?» — негодовал он в ответ. Современно ведь не только то, что отражает время, но и то, чего этому времени не хватает.
Список используемой литературы.
Бондаренко Г. Феерия навсегда! (К 120-летию со дня рождения Александра Грина) // Вопр. лит. 2000. № 10
Бахметьева В. "Алые паруса" выходят в плавание (о кинофильме по одноименной повести А.Грина). «Литература и жизнь», 1960, 25 сентября
Грин А.С. "Алые паруса". «Русская речь», 1960, №4
Ковский В. Возвращение к А.Грину (о литературной судьбе писателя). "Вопросы литературы", 1981, № 10
Ожегов С. Словарь русского языка. М., 1978
Рождественский В. А.Грин. "Литературная Россия", 1973, 30 ноября
Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.big-soviet.ru/
http://slovari.yandex.ru/