Путешествие по любимым сказкам

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие по любимым сказкам

Иваньшин К.К. 1
1МБОУ ОЛГ
Безпалова Е.В. 1
1МБОУ ОЛГ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Сказки Пушкина мы знаем.

Любим очень и читаем

Изучаем наизусть

В них живет наш русский дух.

Более 200 лет живет с нами любимый Пушкин, живут и его сказки, стихи. Но Александр Сергеевич, на удивление всем, всегда молод. Он друг детей и взрослых. Задайте каждый себе один вопрос: Когда вы впервые услышали это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама? Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии. И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать?», думаю, что большинство из вас ответит: «Сказки»!

Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим совсем маленькими от наших мам и пап, бабушек и дедушек, а потом с удовольствием читаем их сами.

И нет в мире ни одного человека, наверное, кому бы в детстве, не читали сказки великого русского поэта – А.С.Пушкина. У всех на устах и имя его няни – Арины Родионовны.

А.С.Пушкин – самый любимый поэт и писатель в нашей стране. Тем и актуальна моя тема проекта по литературному чтению.

Цель проекта - создать сказочный словарь устаревших слов, написать сочинения по сказкам А.С.Пушкина

Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

Прочитать и изучить сказки А.С.Пушкина, его биографию.

Собрать материалы об истории создания сказок.

Создать проектные продукты: словарь, написать сочинения по сказкам А.С.Пушкина

Подготовить презентацию и защиту проекта

Методы работы: поиск и анализ информации, синтез полученных данных, анкетирование одноклассников.

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

Подготовительный – сентябрь – определение темы и вида проектной работы, сбор информации.

В выборе темы мне помогла мама. Зная, как я люблю сказки А.С.Пушкина, какие интересные проектные продукты можно сделать, как увлекательно можно рассказать моим одноклассникам о творчестве и сказкам А.С.Пушкина, мы решили заняться данным проектом по литературному чтению.

Поисковый этап – октябрь-декабрь - изучение сказок Пушкина, посещение театров и музеев: музей Васнецова, Третьяковская галерея, театр Назарова, усадьба Захарово. В январе написал сочинения по сказкам Пушкина.

Свою работу я начал с повторного чтения сказок А.С.Пушкина, чтобы ещё раз вспомнить их содержание, найти новые черты в характере главных героев, изучить литературный язык А.С.Пушкина в сказках, обратить внимание на устаревшие слова, которые всем известны и сейчас, но в речи употребляются редко или не упоминаются и вовсе в настоящее время. Также в интернете рассмотрел репродукции картин по сказкам А.С.Пушкина, проанализировал посещение всех экскурсий по тематике проекта. После этой проведённой работы написал сочинения по сказкам А.С.Пушкина, которые больше всего известны и понятны детям, моим ровесникам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Аналитический этап – обобщение и систематизация собранной информации, проведение анкетирования с моими одноклассниками по теме проекта, подведение итогов, составление диаграмм.

Февраль – создание сказочного словаря, крылатых фраз, проведение анкетирования среди учащихся моего класса.

Анкетирование показало, что более 70 процентов учащихся моего класса любят и читают сказки Пушкина, не многие знают их правильные названия, девочки хотели бы быть похожими на царевну и рыбку, мальчики – на старика или царя Салтана. Более половины ребят, а это 65 % понимают, чему учат сказки Пушкина: добру, любви и справедливости (Приложение 3)

Заключительный этап – подборка графического материала, подготовка к защите проекта.

На данном этапе оформляли теоретическую часть работы, подбирали иллюстрации для составления презентации, проектных продуктов (Приложение 4)

Основная часть

1.1 Биография А.С.Пушкина

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. (Приложение 1)

Москва в это время гордилась своим университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве. К образованной Москве  относился и дом Пушкиных. Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. (Приложение 1)

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. (Приложение 1)

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая - Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. (Приложение 1)

Как принято, было в то время в дворянских семьях, детям нанимали гувернеров -иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки.

Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Книги стали главным источником знаний. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее учение!» - любил говорить Пушкин. (Приложение 1)

Благодаря книгам он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу, за что в лицее друзья ему дали прозвище «француз».

Страсть к поэзии проявилась в Пушкине рано. На восьмом году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, эпиграммы. В девять писал басни, пьесы, большую поэму со сказочным сюжетом.

Самыми близкими сердцу А.С. Пушкина стали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и его няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная, простая русская женщина, мастерица народной речи. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни, сказки запомнились ему на всю жизнь.  Большую часть народных былин, песен, сказок, которых Пушкин так много знал, слышал от своей няни. Многое записывал, а затем использовал в своих произведениях. (Приложение 1)

  Арина Родионовна стала другом Александра Сергеевича на всю жизнь. И, когда поэт жил вдалеке от нее, он скучал по ней и посвящал ей свои стихотворения.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

А.С.Пушкин «Няне».

Арина Родионовна, не только пела Пушкину песни, она была еще и сказочницей. Говор у нее был особый, певучий, говорила она « окая». Пушкин с ее слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. 


Мастерица ведь была, и откуда что брала! 
А куды разумны шутки, приговорки, прибаутки, 
Небылицы, былины православной старины! 
Слушать, так душе отрадно. И не пил бы, и не ел, 
Все бы слушал да сидел. Кто придумал их так ладно?

1.2 История создания сказок

Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Когда мы начинаем читать сказки Пушкина, то отправляемся в необыкновенный мир. С самого детства помним мы известные строчки: «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился»; «Жил старик со своею старухой у самого синего моря» или «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
Оказывается, в современном русском языке из  «Сказки о царе Салтане»: используется 60 выражений, в «Сказке о рыбаке и рыбке» - около 40 выражений, и в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» - около 20 крылатых выражений.    

Крылатые выражения:

1.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831 год): «А во лбу звезда горит», «А комар – то злится, злится», «Белка песенки поёт и орешки все грызет», «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой бабарихой», «Гвидон», «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт», «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом», За морем жить не худо», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!», «Блещут маковки церквей», «Буян», «Кабы я была царица», «Полет шмеля», «Сказка о царе Салтане», «Царь Салтан», «Ядра чистый изумруд», «Три девицы под окном» и т. д.      

2.«Сказка о рыбаке и рыбке» (1833 год):  «Государыня рыбка», «Дурачина ты, простофиля!», «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…», «Раз он в море закинул невод, - пришел невод с одною тиной», «Заедает она пряником печатным», «Вокруг ее стоит грозная стража», « Наливают ей заморские вины», «Золотая рыбка», «Не хочу быть черною крестьянкой», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Хочу быть владычицей морской» и т. д.    

3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833 год): «Гроб качается хрустальный», «Елисей», «Зеркальце», «Аль откажешь мне в ответе?», «В той норе, во тьме печальной», «Ветер! Ветер! Ты могуч», «И царица хохотать, и плечами пожимать», «Ты прекрасна, спору нет», «Я ль на свете всех меле?», «Тяжелешенько вздохнула», «Спит царевна вечным сном» и т. д.      

4. «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830 год): «Балда», «Бедненький бес под кобылу подлез», «Где мне найти такого служителя не слишком дорогого» и т. д.  

5. «Сказка о золотом петушке» (1834 год): «Добрым молодцам урок», «Золотой петушок», «Но с иным накладно вздорить», «Перед ним его два сына», «Сказка ложь, да в ней намек!», «Царствуй, лежа на боку!», «Шамаханская царица»

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт – сказочник. Но знаете ли ВЫ, что специально для детей Пушкин сказок не писал? Однако все его сказки любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а, кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (укороченный вариант названия -«Сказка о царе Салтане») была создана и впервые издана в 1831 году. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи. Так же известно, что «Сказка о царе Салтане» -это вольная обработка народной сказки, которая была записана Пушкиным в двух различных вариантах. Длинное заглавие сказки имитирует распространённые в XVIII веке заглавия других произведений в стране.

« В Сказке о царе Салтане» (1831 год) - Главный герой, царь Салтан, выбрал себе жену из трех девушек, которые рассказывали о том, что они подарят царю. Молодая жена подарила царю сына Гвидона. Но не обошлось без козней бабы Бабарихи, она подстроила так, что царь повелел посадить царицу и сына в бочку и кинуть в море. Но волны выкинули мать и дитя на волшебный остров, где они построили город и стали им править. Гвидон вырос, стал красивым, сильным и очень справедливым царем. Однажды он спас белоснежную лебедь. Она превратилась в красавицу, которая помогла Гвидону увидеться с отцом.

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана 14 октября 1833 года, а напечатана в журнале «Библиотека для чтения», в мае 1835 года. В рукописи есть интересная помета: «18 песнь сербская». Это означает, что Александр Сергеевич Пушкин собирался включить ее в состав «Песен западных славян». Сюжет основан на русской народной сказке «Жадная старуха» и перекликается с померанской сказкой «О рыбаке и его жене» из сборника сказок Братьев Гримм.

«Сказка о рыбаке и рыбке» (1833 год) рассказывает нам о старике, в сети которого однажды попалась золотая рыбка. Говорила рыбка с ним человеческим языком и обещала выполнить его желание, на котором настояла старуха. Так появилось у старухи новое корыто, но ей всё было мало... Она просила всё больше и больше... В итоге старуха осталась ни с чем, а выражение "остаться у разбитого корыта" прочно обосновалось в русской культуре.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана осенью 1833 года в селе Болдино. В основе её русская сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. Вновь сюжет сказки сильно перекликается с «Белоснежкой и семью гномами» братьев Гримм.

«Сказка о Мертвой царевне и 7 богатырях» (1833 год) повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло. Царевна очень добрая. Она старается во всём угодить злой царице, прислуживает ей.
Мачеха завидует молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что говорящее зеркало считает царевну лучше неё. У этой сказки счастливый конец. Все попытки царицы оказались напрасными. Царевну спасает королевич Елисей.

Творчество А.С. Пушкина в искусстве

Творчество А.С. Пушкина вдохновляло известных художников, композиторов на создание своих произведений. Известные художники Левитан, Репин, Васнецов, Врубель, Серов иллюстрировали его произведения. Иллюстрации к сказкам Пушкина создавали художники И.Я. Билибин, В.Д. Назарук, В.М.Конашевич, О. Зотов, и многие другие.

Влияние Пушкина на отечественную музыкальную культуру огромно: многие оперы, балеты, симфонические и камерные произведения написаны на его стихи и сюжеты.

Не раз русские композиторы – М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов – вдохновленные стихами поэта, зачарованные их пронизывающей музыкальностью, обращались к ним.

Большой интерес к пушкинскому творчеству проявляли его современники, к числу которых принадлежал русский композитор Михаил Иванович Глинка. На стихи А.С. Пушкина композитор создал 10 романсов. Он был первым русским композитором, написавшим оперу на сюжет поэмы «Руслан и Людмила». 

Творчество Александра Сергеевича – всеобъемлющее и невероятно красивое. Его образность и простота слова всегда привлекала внимание художников. И пусть представленная работа, не является непосредственно иллюстрацией к книге Пушкина, она является иллюстрацией к сказке. Это работа «Руслан и Людмила», выполненная величайшим художником 19-го века Николаем Ге (Приложение 2)

Французское издание 1950 года, иллюстрации к которому были подготовлены Еленой Гуртик (Helene Guertik). Это издание было сборником популярных сказок, в числе которых была и «Сказка о царе Салтане». (Приложение 2)

Издание «Сказки о мертвой царевне и  семи богатырях», 1954 года с иллюстрациями художника-иллюстратора Тамары Юфы. (Приложение 2)

Издание 1974 года с иллюстрациями русской художницы, иллюстратора и графика – Татьяны Мавриной. Очень плодотворный иллюстратор, Татьяна оформила более 200 книг, рисовала для кино и театра, занималась живописью. Издание 1974 года была не единственным изданием произведений Пушкина, иллюстрации к которым были подготовлены Мавриной. (Приложение 2)

Издание сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» 1975 года с иллюстрациями В. Воронцова. Иллюстрации выполнены в технике акварель (Приложение 2)

Издание «Сказки о рыбаке и рыбки», 1976 года, с иллюстрациями русского живописца и книжного иллюстратора Никифора Ращектаева. Иллюстрации к сказке выполнены в классической живописной манере. Иллюстрации Ращектаева очень насыщенны и цветом и композицией. (Приложение 2)

Издание 1987 года, с иллюстрациями мастера книжной иллюстрации, Анатолия Елисеева. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» — выполнены в плотной акварельной манере, с использованием темных, почти черных цветов, когда светлые цвета играют на ярком контрасте. (Приложение 2)

Издание 1991 с иллюстрациями художника, иллюстратора и графика – Бориса Дехтерёва. Борис Дехтерёв один из тех классических примеров идеальной иллюстрации, с идеальными формами, идеальным использованием всех изобразительных способов выразительности. Герои художника понятны и ясны. (Приложение 2)

Издание «Сказки о рыбаке и рыбке» 2011 года, с иллюстрациями современного Московского архитектора и книжного иллюстратора – Кирилла Челушкина.  Работы автора находятся в частных коллекциях по всему миру. (Приложение 2)

Практическая часть

Составление анкеты, проведение анкетирование в классе, обработка результатов

Прочитав все сказки, посетив экскурсии в музеях, просмотрев спектакли, написав сочинения и создав сказочный словарь, мы решили составить анкету в рамках проекта по литературному чтению для моих одноклассников.

Цель данного анкетирования – выявить уровень знаний детей по моей проектной работе, узнать, какие сказочные персонажи из сказок А.С.Пушкина моим одноклассникам нравятся больше всего, знают ли они правильные названия всех сказок А.С.Пушкина.

1. Зачем нужно уметь читать?

А) Помогает в жизни многое понимать и узнавать

Б) чтобы быть умным и грамотным

В) для расширения кругозора

Г) это интересно

2. Что ты больше всего любишь читать в свободное время?

А) рассказы о природе

Б) рассказы о животных

В) стихотворения

Г) сказки

Д) историческую литературу

Е) фантастическую литературу

3. Какие сказки ты любишь читать?

А) русские народные сказки

Б) сказки зарубежных авторов

В) сказки А.С.Пушкина

Г) волшебные сказки разных авторов

4. Чему учат сказки А.С.Пушкина?

А) добру Б) злу В) любви Г) справедливости и честности

5. На какого персонажа из сказок Пушкина ты хотел бы быть похожим (похожей)?

6. Какие сказки А.С.Пушкина ты знаешь?

Анкетирование показало, что более 70 процентов учащихся моего класса любят и читают сказки Пушкина, не многие знают их правильные названия, девочки хотели бы быть похожими на царевну и рыбку, мальчики – на старика или царя Салтана. Более половины ребят, а это 65 % понимают, чему учат сказки Пушкина: добру, любви и справедливости.

Полученные данные мы отразили в диаграммах, которые можно посмотреть в Приложении 3.

Создание проектных продуктов

В процессе работы над проектом по литературному чтению мною созданы следующие продукты: сказочный словарь, словарь устаревших слов, написаны сочинения, крылатые выражения (Приложение 4)

В Приложении 3 представлены иллюстрации художников по сказкам А.С.Пушкина.

Заключение

Во время работы над проектом я смог узнать много новой и важной информации, проанализировать и систематизировать её для оформления печатной работы, а также создать проектные продукты. Данная работа помогла мне расширить свои знания в области литературы, в творчестве А.С.Пушкина, расширить свой кругозор в целом.

Работая над проектом, я научился более чётко формулировать свои мысли, выбирать нужный материал для создания проектных продуктов, составлять анкету и анализировать её результаты, создав диаграммы.

Результатом работы над проектом стала моя книжечка «По страницам любимых сказок», в которой собраны мои проектные продукты: сочинения по сказкам А.С.Пушкина, сказочный словарь и словарь устаревших слов, составлен список крылатых выражений.

Список литературы

Интернет портал Wikipedia.ru

Интернет портал Yandex.ru

Пушкин А.С. Сказки. – М.: КДУ, 2017.

Ресурс Яндекс. Картинки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

А.С.Пушкин

А.С.Пушкину 3 года

С.Л. Пушкин. 1824 (отец А.С.Пушкина)

Н.О. Пушкина. 1800-е гг.

А.П. Ганнибал

Ольга Сергеевна Пушкина

ЛевСергеевич Пушкин

Александр Сергеевич

ГаннибалМарияАлексеевна (бабушка)

ЯковлеваАринаРодионовна (няня А.С.Пушкина)

Наталия Николаевна Гончарова (жена А.С.Пушкина)

У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

 

Младший сын, Григорий Александрович Пушкин
(1835-1913г.)

Старшая дочь,

 

Старший сын, Александр Александрович Пушкин
(1833-1914г.)

Мария Александровна

Пушкина
(1832-1919г.)

 

Старшая дочь,

Мария Александровна

Пушкина
(1832-1919г.)

 

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина
(1836-1913г.)

Императорский Царскосельский Лицей

Комната Александра Пушкина

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

И. БИЛИБИН

И.БИЛИБИН

19-го век Николай Ге

Елена Гуртик, 1950 г., Франция

Тамара Юф, 1954г.

В.Воронцов, 1975г.

Т.Маврина, 1974г.

1976г. Никифор Ращектаев

1987г. А.Елисеев

1991г. Борис Дехтерёв

2011г. К.Челушкин

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Зачем нужно уметь читать?

А) Помогает в жизни многое понимать и узнавать

Б) чтобы быть умным и грамотным

В) для расширения кругозора

Г) это интересно

2. Что ты больше всего любишь читать в свободное время?

А) рассказы о природе

Б) рассказы о животных

В) стихотворения

Г) сказки

Д) историческую литературу

Е) фантастическую литературу

3. Какие сказки ты любишь читать?

А) русские народные сказки

Б) сказки зарубежных авторов

В) сказки А.С.Пушкина

Г) волшебные сказки разных авторов

4. Чему учат сказки А.С.Пушкина?

А) добру Б) злу В) любви Г) справедливости и честности

На какого персонажа из сказок Пушкина ты хотел бы быть похожим (похожей)?

6. Какие сказки А.С.Пушкина ты знаешь?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Проектные продукты

Книга «По страницам любимых сказок» (рукописная)

Просмотров работы: 54