Поэзия в моей семье или как рождаются стихи

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Поэзия в моей семье или как рождаются стихи

Гырнец И.Е. 1
1МБОУ СОШ № 16
Гырнец Л.П. 1
1МБОУ СОШ № 16
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.ВВЕДЕНИЕ

В прошлом учебном году я писала научно- исследовательскую работу «Моя родословная». В этом учебном году хочу расширить данную тему и подробнее написать о своей бабушке по папиной линии. Почему именно о ней? – спросите вы. А потому что моя бабушка талантливая. Она с детства сочиняет стихи. Я очень люблю читать стихи. Обычно они короче чем рассказы, но всегда ярко представляешь то, о чём говорит автор, стихи легче учить, чем прозу и интересно декламировать. Интересно, как бабушка научилась писать стихи? Каждый ли может научиться писать стихи? Что именно делает стихи такими особенными? Я решила провести исследование, что бы узнать есть ли что - то общее у всех стихотворений и возможно, узнав правила стихосложения, научиться писать красивые стихи самой и научить этому своих одноклассников.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: узнать, как рождаются стихи

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие конкретные ЗАДАЧИ:

Выяснить, что такое стихи, чем они отличаются от прозы;

Узнать, каким правилам подчиняются стихи;

Выяснить, как бабушка научилась писать стихи, знает ли она правила сложения стихов;

Провести занятие с одноклассниками по теме «Как рождаются стихи» и составить сборник стихов моих одноклассников;

Составить сборник собственных стихов, бабушкиных стихов, оформить книгу «Поэзия в моей семье»

ГИПОТЕЗА:

1.Я предположила, что все стихи создаются по правилам.

2.Возможно, узнав правила стихосложения, я научусь писать красивые стихи и научу этому своих одноклассников.

Предмет исследования анализ собственных стихов и стихов бабушки, известных поэтов

Объект исследования являются правила создания стихов

При исследовании я лично выполнила следующие ВИДЫ РАБОТ:

- читала литературу по теме исследования: энциклопедии, научные справочники; стихи разных авторов;

- сочиняла самостоятельно стихи;

- провела занятие с одноклассниками по теме «Как рождаются стихи»;

- разработала упражнения для рифмовки;

- составила сборник стихов моих одноклассников «Наше творчество»;

- Оформила книгу «Поэзия в моей семье»

При написании работы были использованы следующие методы:

Изучение и анализ научной литературы;

Беседа с бабушкой, беседа с учащимися;

3) Наблюдение и сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

ΙΙ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. КАК РОЖДАЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ.

2.1. Что же такое стихотворение?

Свое исследование я начала с изучения научной литературы, справочников и энциклопедий по теме исследования.

Загадочное слово СТИХОТВОРЕНИЕ звучит в моей семье часто, потому что мы любим, писать и читать стихи. Я понимаю, что слово стихотворение обозначает СТИХ ТВОРИТЬ. Творить это что – то создавать. А что такое стих? В справочнике я прочитала, что СТИХ – единица ритмически организованной художественной речи, строка стихотворения. Художественное произведение, написанное такими строками – СТИХОТВОРЕНИЕ

Слово СТИХ – древнерусское, старославянское слово, заимствовано из греческого языка и означает «ряд, строка». У слова стихотворение много «родственников» - однокоренных слов: стих, стиховедение, стихоплет, стишки, стихокропатель, стихотворец, стихосложение.

Слово СТИХОТВОРЕНИЕ часто встречается в пословицах и поговорках:

Писать стихи не думая, что стрелять не целясь.

Чем больше стихов знаешь - тем умнее разговор вести будешь.

То, что прозой не сказать, в стихах можно рассказать.

У поэтов стих со стихом, как родня неразлучны.[1]

2.2. Легенда о богине поэзии.

В литературной энциклопедии я прочитала древнюю легенду. На горе Олимп жила муза, которая могла очаровывать словами и мелодией. Злых она легко превращала в добрых, несчастных она делала счастливыми, грустные -становились радостными. Под её воздействием начинали прислушиваться к сердцу, а не разуму. Как она этого достигала? Поэзией и музыкой. Ведь это они властвуют над душами и сердцами, растапливая лёд и наполняя звучанием стихов и мелодий. Эта муза, покровительница поэзии и музыки, звалась Евтерпой. И сейчас о человеке, который любит поэзию, говорят: «Его посетила Евтерпа». [2]

2.3 Автобиография моей бабушки

Родилась 9 февраля 1962 года в городе Верхнем Уфалее Челябинской области. Училась в средней школе № 1. В 1981 году окончила Челябинский политехнический техникум по специальности «техник-технолог по обработке металлов». После техникума более 26 лет работала на заводе «Уралэлемент» экономистом. Была председателем профсоюзного комитета цеха. Последние 8 лет была председателем первичной профсоюзной организации завода «Уралэлемент». Родила и вырастила троих детей. Складывать рифмы про птичек и зверей начала уже в 7 лет. В классе очень нравились уроки литературы, но читать выразительно стихи всегда стеснялась. С 13 лет стала писать стихи по велению души, делала это для себя, как бы выговаривалась на бумаге и мечтала. Никогда не считала свои стихи настоящими, стеснялась показывать их другим. Но однажды прочитала свои стихи в библиотеке на литературном вечере и попала в городское литературное общество, где получила рецензии на свои стихотворения от известных уральских писателей и поэтов. Считаю, что писать стихи может каждый. Необходимо вдохновение или эмоциональный всплеск. Так свои стихи я писала, когда первый раз влюбилась, родила сыновей и доченьку, любовалась красотой времен года т.д. Есть стихи, которые я писала для праздников, мероприятий. Мои стихи опубликованы в альманахе произведений уфалейских литераторов «Верьте моему слову», в периодической печати. В 2002 году выпущен сборник стихов «Нет сил, ни петь и не рыдать». Увлечения: поэзия, детективы, проведение творческих вечеров и праздничных мероприятий в коллективах и с детьми.

Оказывается, бабушка не использует никаких правил, а пишет по велению души. (Приложение 1)

2.4. Правила стихосложения

Словарь литературных терминов под редакцией Л.И. Тураева и С.В. Тимофеева даёт такое определение: «Стихосложение – стихотворная организация речи, возникающая благодаря её особой ритмической, звуковой, строфической структуре».

Основным отличием стихотворной речи от прозаической является то, что проза характеризуется свободным расположением слов в предложении, а в основе поэтической речи лежит ритм, то есть деление на ритмические единицы – стихотворные строчки.

Из Детской энциклопедии я узнала, как складывались правила стихосложения в русском языке. М. В. Ломоносов наряду с рабо­тами в области точных наук, истории, много работал в области рус­ского языка и литературы. От стихотворца требовалось лишь соблю­дать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подоб­ные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и без­ударных слогов. Так слоговая система начинала заме­няться силлабо-тонической (от греческого сло­ва тонус, означающего «ударение»). В основе каждого стихотворения лежит ритм, рифма, средства выразительности.

Ритм в стихотворении образуется повторением стоп (шагов), которые состоят из ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Это похоже на орнамент. В двухсложной стопе -два слога, а в трёхсложной - три слога. Имеются пять размеров русского стиха: два двухсложных размера (ямб и хорей) и три трёхсложных (амфибрахий, дактиль и анапест).

Русский поэт Константин Бальмонт посвятил всем стихотворным размерам целое произведение.

Хореи и ямбы, с их звуком коротким,
Я слышал в журчанье ручьёв,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
Плакучие ветви берёз
Мне дали певучий размер амфибрахий,
В нём вальс улетающих грёз.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат – анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как нежность на лике невест.

Ямб — это повторение пар ударных и безударных слогов, в которых второй слог является ударным. U

В журнале «Читайка» я нашла «запоминалки» для стихотворных размеров:

Мы ямбом пишем все поэмы

Под силу нам любые темы!

Хорей отличается от ямба тем, что в парах слогов ударными являются первые слоги, а свободными от ударения вторыми. U

Пишем песни мы хореем

Только петь их не умеем!

Дактиль — это размер, предполагающий чередование трех слогов, первый из которых является ударным, а второй и третий — безударным. U─ ─

Дактилем пишет упрямый поэт

Вечером , ночью, с утра и в обед.

Амфибрахий - чередование трех слогов, из которых тот слог, что стоит в середине, является ударным, а первый и последний слоги в каждом повторении свободны от ударения. Этот размер не так частоупотребляется в русской поэзии.

U

Пишу амфибрахием я без труда

Но сам не читаю стихи никогда.

Анапест — это трехстопный размер, при котором ударным является последний слог в каждом из чередований. ─ ─ U

Если пишешь анапестом , прежде подумай:

Может выйти поэма тяжелой ,угрюмой.

Итак, я пришла к выводу, что ритмичность – одна из основных особенностей стихотворной речи. [4]

Рифма — это созвучие окончаний строк в строфе стихотворения. Ее использование позволяет придать стиху особую выразительность. В русской поэзии рифмование строчек происходит путем подбора слов, имеющих созвучные ударные слоги.

Существует несколько видов рифм. Мужская рифма предполагает создание созвучия путем подбора в конец строки слов, последние слоги которых являются ударными.

Золушке нужно заправить салат

И не сердиться, когда разозлят. (Александр Тимофеевский)

Женская рифма - ударными должны быть предпоследние слоги слов, стоящих в концах строк.

Прелюбезная моя мати

Что имам аз тивоздати .(Искарион Истомин)

Кроме того, выделяют точные и неточные рифмы. При использовании неточной рифмы созвучными являются только последние ударные слоги строк.

На Арбате в магазине

За окном устроен сад

Там летает голубь синий

Снегири в саду свистят. (Агния Барто)

Слоги, расположенные за ними и свободные от ударения не обязательно должны иметь схожее звучание. Точная рифма предполагает полное созвучие окончаний — как в ударных слогах, так и в безударных слогах в окончаниях строк.

Люди двери отворяют

Отворяют , и ныряют.(Эмма Мошковская)[5]

К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.
Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертое и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как ААВВ:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

(А. Прокофьев)
Кольцевая рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:
(АВВА)

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

(Ф.И. Тютчев)
При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
(АВАВ)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев)
Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой:
(АВСВ)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

(А.Н. Плещеев)

Следующий этап моей работы – знакомство с изобразительно-выразительными средствами поэтической речи. Эпитеты – это художественные определения.

Много он знает рассказов забавных

Про деревенских охотников славных. (Николай Некрасов)

Метафора – это употребление слова в переносном значении.

Льётся на землю с утра

Льётся на землю жара.(Эмма Мошковская)

Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевлённому предмету, явлению, животному или растению приписываются качества, действия присущие человеку.

По опушке шла весна

Вёдра с дождиком несла. (В. Степанов)

Сравнение- это форма поэтической речи, в которой происходит сравнение, одного предмета с другим.

Одуванчик над ним в небесах расцветал

А комар вертолётом громадным жужжал. [4]

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Проверка гипотезы №1

После того, как я узнала из книг о правилах стихосложения, то решила проверить первую гипотезу (все стихи создаются по определенным правилам). Для этого я проанализировала стихотворения разных авторов, написанные в разное время, а полученные результаты, заносила в картотеку (Приложение 2). Действительно, все стихотворения имеют рифму, авторы используют разный стихотворный размер, чаще всех употреблялись такие размеры: дактиль, хорей или ямб.

Читая стихотворение, я всегда понимала, какое настроение было у автора, когда он писал своё произведение. Весёлое, шутливое в стихотворении Юнны Мориц «Баллада о фокусах шоколада»; спокойное, серьёзное у Натальи Кончаловской в произведении «Наша древняя столица».

Поводом для создания стихотворения может послужить интересный случай, как в стихотворении « Снегирь» Агнии Барто и «Велосипед» Олега Григорьева. Иногда автор хочет научить, воспитать своего читателя ( Искарион Истомин, Александр Шишков).

Не зря стихи называют художественным словом, ведь поэты рисуют в нашем воображении живописные картины. Особенно мне запомнились стихотворения Сергея Есенина, «Пороша», «С добрым утром».

Некоторые стихи написаны специально для детей. Я с удовольствием читала стихи детских поэтов: Агнии Барто, Романа Сефа, Эдуарда Успенского, Эммы Мошковской, Бориса Заходера. Другие авторы интересны всем, и взрослым, и детям: Александр Пушкин, Сергей Есенин, Фёдор Тютчев.

Для создания ярких образов, чтобы лучше передать читателям своё настроение и мысли поэты используют выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.

Моя гипотеза о том, что все стихи создаются по правилам, подтвердилась. Все стихи имеют рифму, ритм, повествуют о каком-нибудь событии, выражают чувства. Во всех стихах автор создаёт образы, благодаря выразительным средствам поэтической речи. Благодаря рифме, ритму и ярким образам стихи легко запоминаются.(приложение 2)

3.2 Проверка гипотезы №2

Теперь я знаю правила стихосложения и, наверное, смогу научиться писать красиво стихи и научить этому моих одноклассников. Я приступила к проверке второй гипотезы (Возможно, узнав правила стихосложения, я научусь писать стихи). Ранее мною уже было написано несколько стихов, теперь моя задача была их проанализировать. Написаны ли они по правилам?

Вот, что у меня получилось!!!

Лето

Лето наступило

Выросли цветы.

Ярко солнце светит

С небесной высоты.

Играют в речке дети

Танцует теплый дождь.

Быль или сказка это

Никак не разберешь!

Оно написано дактилем. Ударные 1.4 слоги и т.д., рифмовка холостая или неточная, первая и третья строки не рифмуются. Есть даже олицетворение: «Танцует теплый дождь». (Приложение 3)

После того, как я сделала робкие попытки сочинить свои стихи, составила упражнения «Игра в рифмовку» (Приложение 4), а потом провела занятие с одноклассниками по теме моего исследования, чтобы познакомить их с правилами стихосложения и пробудить в ребятах интерес к стихотворному творчеству. Результатом занятия стал сборник лучших стихов одноклассников «Наше творчество» ( Приложение 5). Мы решили попробовать себя в роли поэта, проявить творчество, вдохновение, свои знания о стихосложении. По первым двум строчкам начала стиха, нам нужно было придумать продолжение. Мне очень понравились эти творческие задания. А ещё интереснее было познакомиться с творчеством моих одноклассников. Возможно, это первые стихи будущих поэтов! Я проанализировала стихи моих одноклассников. Просто удивительно, какая фантазия у ребят, какое чувство юмора! И пусть ритм и рифмы иногда «хромают», истории получились замечательные. Во многих стихах очень мало используется выразительных средств: эпитетов, сравнений и др. Теперь все поняли, что писать стихи - это возможно, увлекательно, но очень сложно.

Следующим уроком ИЗО

Будем рисовать Пикассо.

Выпал беленький снежок,

Ярко Солнце светит.

И ветерок дудит в рожок

Ведь скоро зимушка приветит.

Лето – как красавица одето.

Солнце светит мне

И дарит день в огне.

Ещё я читала, что поэтам нужен талант и вдохновение. Я думаю, талант – это способность наблюдать, видеть красоту, тонко чувствовать и красиво выражать свои мысли. А вдохновение похоже на вдох, когда ты вдыхаешь и можешь выдохнуть, когда у тебя есть впечатления, желание выразить что-то в стихах. Не знаю, есть ли у меня талант, но мне нравится упражняться с рифмами, сочинять стихи и у меня это получается быстрее, чем у одноклассников. Свои стихи, и стихи моей бабушки я разместила в самодельной книге «Поэзия в моей семье»

Моя вторая гипотеза подтвердилась частично. Знание правил стихосложения помогает понять, как рождается стихотворение. Можно научиться подбирать рифму к словам, создавать ритм. Труднее подобрать выразительно изобразительные средства, создать яркий образ при помощи слов. Но я не унываю - это только начало на моём пути. Зато эта работа помогла мне лучше понимать стихи, чувствовать их красоту.

ΙV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мои гипотезы подтвердились частично. Я доказала, что все стихи поэтов создаются по правилам стихосложения, но знаний этих правил недостаточно, чтобы стать поэтом.

В ходе исследования я познакомилась с литературными источниками, справочной литературой, выполнила практическую работу и пришла к следующим выводам:

1. Все стихотворения имеют общие черты, отличающие их от прозы:

а) строчки текста ограничены рифмой

б) слова располагаются не свободно, а располагаются и подбираются так, что бы создавался ритм

в) ритм создаётся чередованием ударных и безударных слогов

г) имеются пять стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль ,амфибрахий, анапест).

2. Поводом для написания стихов служат случаи из жизни, впечатления, размышления автора.

3. Автор создаёт в воображении читателя образы, передаёт настроение благодаря изобразительно-выразительным средствам.

4.Не каждое стихотворение имеет все признаки поэтической речи.

5. Можно выделить и узнать правила стихосложения, но эти знания только помогают, но не дают умения писать стихи так, как настоящие поэты.

6. Поэту необходим талант, вдохновение и наблюдательность.

Знания, которые я приобрела, помогут мне лучше понимать стихи и прозу, чувствовать красоту и богатство русского языка.

Желание писать стихи у меня не прошло, хоть я и поняла, что это нелегко. Я буду читать и учить стихи талантливых поэтов, постараюсь замечать интересное рядом, думаю это мне поможет.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Детская Энциклопедия для старшего и среднего возраста. Том 10. Литература и искусство. Издательство "Просвещение" 1969год.

2 .Глоцер В. Дети пишут стихи. М., 1964.

3. Новлянская З. Стихи – продолженье мое и начало. М., 1982.

4.Словарь литературоведческих терминов. Под ред. Л.Тимофеева, С.Тураева. - М.: Просвещение, 1974.

5. Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложении Издательство: АСТ, Астрель

6.Чуковский К. От двух до пяти. М., 1981.

Приложение 1

Стихотворения моей бабушки

Люблю! Люблю и не стыжусь,
Разлука зря стучится...
Не для того влюбилась я,
Чтоб взять и распроститься.
Затихла боль обид в душе,
Ушел и мрак воспоминаний,
Я поняла, что лишь в тебе
Таится смысл моих мечтаний.
И наяву, и в сновиденьях
Ищу вновь взглядом лишь тебя,
Теперь я знаю без сомненья —
Ты навсегда судьба моя!

* * *

Первый снег

Снежинка на мою ладонь упала:
«Зима спешит», — мне тихо прошептала.
Красавица! Она не задержалась,
Растаяла, не попрощалась.
Таких снежинок, хрупких, нежных,
За зиму встретится немало.
Но в душу волшебством, надеждой
Мне эта, первая, запала.

* * *

Осень - подруга

Мне дороги осенние мотивы,

На золотой листве я задержала взгляд

И, осенью навеянный, шедевр

Вдруг превратился в праздничный наряд.

Я, как будто осени подруга,

В волосах дождей хрусталь,

А из листьев платье – вьюга

В модном стиле «пастораль».

Осени волшебный листопад

Я на платье приостановила.

А тепло осенних чудных дней

Появлением своим для вас продлила.

Я могу кружиться в вальсе,

С ветром флиртовать игриво.

Или просто гулять в парке

Посмотрите как красиво!

Приложение 2

Картотека исследованных стихотворений.

Стихотворение №1

Александр Тимофеевский.

Золушка

Золушке надо заправить салат
И не сердиться, когда разозлят,
Печи очистить от чёрной золы,
Окна завесить и вымыть полы,
Надо зерно перебрать и горох,
Тесто заквасить и сделать творог,
Стадо загнать и ходить за скотом,
Замуж за принца... Но это потом

1.Название. Золушка

2.Автор. Александр Тимофеевский.

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Сюжет сказки «Золушка»

4. Основная мысль. Для исполнения мечты нужно много трудится.

5. Основные изобразительные средства.

В стихотворении нет эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, автор перечисляет обычную работу по хозяйству, чтобы подчеркнуть, что «сказочные» награды даются за терпение, трудолюбие, добрый нрав.

6 Стихотворный размер – дактиль

7. Рифма.

Парная:

Золушке надо заправить салат а

И не сердиться, когда разозлят, а

Стихотворение № 2

Михаил Исаковский

Ветер

Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых.
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью

1.Название. Ветер

2.Автор. Михаил Исаковский

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Наблюдение автором за ветром.

4. Основная мысль.Осторожно ветер из калитки вышел.

5. Основные изобразительные средства.

Эпитеты: знакомых, молодые. Метафора: вышел, постучал, поиграл, полетел.

Олицетворение: осторожно ветер из калитки вышел; расправив бодро молодые крылья, полетел куда-то вперегонку с пылью.

6. Стихотворный размер: хорей

7. Рифма . Женская, неточная: крылья- пылью, черёмух- знакомых.

Рифма по способу парная: И, расправив бодро молодые крылья, а
Полетел куда-то вперегонку с пылью.а

Стихотворение № 3

Сергей Есенин

Поет зима, аукает…

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

1.Название.

Поет зима , аукает…

1.Автор. Сергей Есенин

2. Название: Поет зима, аукает

3.Что послужило поводом для написания стихотворения.

Суровость зимней погоды, ожидание весны.

4. Основная мысль Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

5. Основные изобразительные средства.

Эпитеты:мохнатый, далекую, шелковым, глубокою, холодна, игривые,

сиротливые, малые, голодные, усталые, бешеным, свешенным, нежные, снежные, мерзлого, прекрасная, ясная.

Метафора: поет, аукает, баюкает, плывут, стелется, стучит, злится, снится.

Сравнение:

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.

Олицетворение: Поет, баюкает, стучит, дремлют, снится, злится, аукает

6. Стихотворный размер: хорей _ύ_ύ_ύ_ _

7. Рифма .

Парная ,кольцевая: А по двору метелица а

Ковром шелковым стелется, а

Но больно холодна.в

Воробышки игривые, с

Как детки сиротливые, с

Прижались у окна.в

Дактильная, неточная: метелица- стелется.

Приложение 3

Мои стихотворения

Лето

Лето наступило

И кругом цветы.

Ярко солнце светит

С небесной высоты.

Играют в речке дети

Танцует теплый дождь.

Быль или сказка это

Никак не разберешь!

Дактиль. Ударные 1.4 и т.д., рифмовка холостая первая и третья не рифмуются

* * *

Бабушка со спицей

Что же здесь случилось?

Что за суета?

Бабушка со спицей

Смотрит на меня.

Я не понимая,

Приоткрыла рот,

Тут братишка Макс мой

В комнату идет.

Говорит Максимка,

Улыбаясь нам:

«Бабушка, вот спица,

завалялась там»

Сразу ясно стало,

Бабушка права,

Спица не терялась,

Я не прибрала!

Хорей, рифмовка холостая вторая рифмуется с четвертой

* * *

8 марта

Наступил весенний праздник!

Женский долгожданный день!

К солнцу тянется подснежник

И вовсю звенит капель.

В этот день цветы мужчины

Дарят женщинам своим.

Мамам, бабушкам, любимым

Самым лучшим дорогим!

День 8 марта приходи опять,

Мы ведь с нетерпеньем тебя будем ждать!

Хорей, перекрестная рифмовка рифмуется 1 и 3, вторая и четвертая

* * *

23 февраля

23 февраля!

Отмечает вся страна.

В этот день мы поздравляем,

И за подвиг прославляем

Наших мальчиков маленьких,

Любимых дедушек стареньких.

И пап поздравить нам не лень

В этот звездный день!

В страшные годы Великой войны

В селе Молдаванском гремели бои.

Солдаты сражались, спасали Россию

И победили фашистскую силу.

Больше не сунется враг на границу

Ведь армии праздник в России – традиция!!!

Хорей, анапест, ямб, дактиль, амфибрахий, рифмовка смежная 1 и 2, 3 и 4 рифмуются

Приложение 4

Упражнение 1. "Лёгкий стих"
Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
"В саду цветёт пушистый пень"
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень..."
и т.д.
Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом - это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.
Упражнение 2. "Рифмуем всеххх"
А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
"Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно... "
и т.д.
Упражнение 3. "Польза классики"
___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.
Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы...
Упражнение 4. "Хочу написать то, что думаю"
Вы просто выбираете тему - задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.
Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): "осень, листья, кружиться, золото, увядание..." и т.д.
Из этого стихоплётим:
"Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок... "

1.«Поймай рифму».
Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка- и т.д.

2.«Четвертый лишний»
Какое слово не рифмуется с тремя остальными.

1.Задача, удача, богаче, калача.

2.Ученик, дневник, понедельник, родник.

3. Пять, опять, торопят, не отнять.

4. Пенал, узнал, карнавал, угол.

3. Придумай рифму к словам.

Ручка (кучка, штучка, Жучка)

Карандаш (наш, ералаш)

Доска (тоска, нет носка, треска)

Математика (информатика, акробатика)

Правило (отправила, заставила)

Строчка (точка, кочка , дочка)

Страница (синица, девица)

Звонок (урок, курок)

4.Красочные эпитеты

Подобрать эпитеты к словам.

Урок (важный, задумчивый, весёлый, ласковый, жалобный, трудный, полезный).

Задание (смешное, вежливое, яркое, математическое, большое, ответственное)

Друг (напевный, спортивный, верный, надёжный, пасмурный, любимый, озорной)

5. «Чепу-чепу-чепуха»
Несколько игроков (можно два, но чем больше, тем лучше) берут по листку бумаги. Закрывая свой листок рукой от посторонних глаз, пишут сверху любую фразу, например: “Как-то раз у нас под партой” или “Однажды, в студеную зимнюю пору”. Затем складывают листок так, чтобы написанное было закрыто, и передают по кругу, сообщая соседу последнее слово в строке. Теперь задача игроков написать следующую строку в рифму с предыдущей. Затем листок опять складывают и передают дальше. Так продолжается до конца листа или пока не надоест. Затем листок разворачивают и читают написанное вслух.

-цунами, банка-кабан, вход-вдох, мошкара-ромашка, парк-карп, волос-слово.

6.«Добавлялки»

 Ра-ра-ра – начинается … (игра).

Ры-ры-ры – у мальчика …(шары).

Ро-ро-ро – у Маши новое…(ведро).

Ру-ру-ру – продолжаем мы…(игру).

Ас-ас –ас –мы пришли сегодня в …(класс)

Прыг да скок, прозвенел ….(звонок)

Начинается ….( урок)

Где нам взять терпения

Для урока ….(чтения)

Потом не акробатика

Звонок на ….(математику)

Мена- мена- мена- мена

Наступает …(перемена)

Поварам мы шлём привет

Быстро кушаем …(обед)

Нужно нам внимание

Выполнять …(задание)

Хи- хи- хи-получилися ….(стихи)

 7.Что на что похоже? 

Игра помогает сочинить загадки.

На что походит чайник? (на слона, который брызгается водой, на подъемный кран, на толстого гуся)

А если чайник перевернуть?

Поместив рядом с чайником второй предмет (утюг, часы, ботинок), можно эту игру усложнить, ввести в нее диалоги, наделить наших героев характерами и интонированной речью.

8.Погоня за рифмой.

Играть можно попарно, в кругу или разбившись на команды. Один бросает мяч и называет слово, второй – ловит и подбирает к слову рифму. Мяч летит к следующему.

После рифмовки можно переключиться на антонимы (длинный - короткий, скромный - нахальный), на эпитеты (день – длинный, веселый, золотой) или сравнения (день длинный, как… ремень!).

9.«Допиши две строчки»,

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот…

В ручеек смотрелся лось,

Удивлялся он, небось…

Стоит собака у столба

И утирает пот со лба…

11.Игра «Буриме».

Нужно написать стихотворение на заранее заданные рифмы [3,6]

--------------------------------------------------------------учиться

--------------------------------------------------------------лениться

----------------------------------------------------------------урок

----------------------------------------------------------------колобок

---------------------------------------------------------------------школа

---------------------------------------------------------------------кока-кола

---------------------------------------------------------------------перепляс

------------------------------------------------------------------------класс

------------------------------------------------------------------------девчонки

-------------------------------------------------------------------------мотогонки

-------------------------------------------------------------------------мальчишки

--------------------------------------------------------------------------мишки

Приложение 5

Творчество одноклассников

Наш класс веселый, озорной,

Он яркий, сказочный, чудной.

Он добрый, верный классик мой

Большой, сплоченный, мой родной!

Наш класс дружнее всех!

И будем мы за всех

Друг другу помогать

Никогда не унывать!

Наш класс – ты классный.

Светлый, ясный

И сплоченный, и родной

Любим мы тебя душой!

У нас отличный класс

Потому что мы АТАС!

Петь, читать, готовы мы

Вместе с вами до Луны!

Наш класс, самый классный класс!

Он веселый и прекрасный,

И красивый, и смешной

Вообщем самый озорной!

Просмотров работы: 969