ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ЖАНРОВЫХ ПРИЗНАКОВ ПОЭТИЧЕСКОЙ МОЛИТВЫ НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «И.И. ПУЩИНУ»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ЖАНРОВЫХ ПРИЗНАКОВ ПОЭТИЧЕСКОЙ МОЛИТВЫ НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «И.И. ПУЩИНУ»

Чуваева А.Р. 1Зонтова М.С. 1Эльгарова  К.К. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19
Гаенкова  И.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Изучение лирики А.С. Пушкина на уроках литературы в 6 классе выявило трудности определения жанровых особенностей поэтических произведений, в частности произведений, написанных в жанре молитвы. В ходе анализа стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» возникла необходимость определить типичные жанровые признаки, свойственные поэтической молитве.

Молитва как жанр часто использовалась многими русскими поэтами, поэтому выявление типичных жанровых признаков молитвы поможет использовать их в будущем для анализа, понимания «смыслов» других поэтических произведений русских поэтов-классиков, а также для изучения культурных традиций, в частности христианских, которые влияли на развитие поэтического творчества в России как в прошлом, так и в настоящем.

Анализ литературы по жанровым признакам молитвенной лирики выявил, что чаще всего исследователи ограничиваются упоминаем о многовековой традиции молитвенной лирики и определением тем и мотивов стихотворений, но при этом типичные жанровые признаки почти не раскрываются.

Цель– определение типичных жанровых признаков поэтической молитвы, отличающих ее от других жанров поэтического творчества.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи.

Анализ литературы и определение типичных жанровых признаков поэтической молитвы.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» в соответствии типичными жанровыми признаками поэтической молитвы.

Новизнаисследования заключается в определении типичных жанровых признаков поэтической молитвы.

В работе применялисьнаблюдение,анализ, изучение и обобщение, классификация, сравнение, биографический, экспериментальный методы исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Анализ литературы и определение типичных жанровых признаков поэтической молитвы.

Традиционно в художественной литературе различают три рода: эпический, лирический и драматический, которые имеют свои жанровые особенности.

В словаре русского языка С.И. Ожегова находим определение понятия «жанр»: 1. Род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическим признаками. 2. Живопись на бытовые сюжеты. 3. Манера, стиль [2, с. 154].

В словаре «Эстетика» понятие «жанр искусства» (фр. genre – род, вид) определяется как подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. В литературе жанрами являются: и роман, повесть, поэма стихотворение; и исторический роман, психологический роман; и трагедия, комедия, мелодрама, водевиль; и ода, эпитафия, эпиграмма, памфлет. Каждый жанр распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произведение искусства можно отнести к нескольким жанровым группам [6].

Традиционно к лирическому роду литературы обычно относят жанры: ода, стихотворение, песня, элегия, дума, послание, эпиграмма и др. Однако можно заметить, что в ряду лирических жанров не упоминается поэтическая молитва.

В словаре русского языка С.И. Ожегова находим определение понятия «молитва» следующее: 1. У верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к святым. 2. Религиозно-мистическое обращение с просьбами о чем-нибудь к богу, к святым [2, с. 289].

Представляет интерес определение молитвы у исследователя Переваловой О.А.:

Молитваэто опыт православных традиций.

Молитва – это обращение к Богу.

Молитваэто диалог, в котором всегда присутствует готовность верующего человека к общению с Богом [3, с. 289].

Анализ литературы позволил нам выбрать следующие определения, посвященные поэтической молитве.

К жанру молитвы, – отмечает исследователь М.Р. Чернышов, – можно отнести любое лирическое стихотворение, отвечающее двум основным критериям: 1) грамматическая доминанта текста – обращение во 2-м лице; 2) сакральность, сверхъестественная сущность адресата» [5]. Слово сакральный означает: 1. [от лат. Sacer - священный] книжн. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный [4, с. 289].

Молитва как художественный текст ориентирована на сакральное слово. «Поэтическая молитва, – пишет М. Войтак, – это художественное высказывание, направленное к Богу, реализующее определенную жанровую схему. Художник, находясь в состоянии «встревоженности», вопрошает бытие о его безусловных основаниях, об истине жизни, о смысле смерти. Настоящее поэтическое творчество обосновано стремлением возвыситься над телесно-реальной сферой, обратившись к сфере духовной, что обусловливает создание молитвы. Для поэта вопрос о надреальных ценностях (свободе, любви, добре) перерастает в поиск возможности [3].

Из приведенных выше цитат следует, что к типичным жанровым признакам лирической молитвы можно отнести:

во-первых, молитвенное обращение в виде просьбы о прощении грехов, покаянии, а также хвалебную молитву, благодарение, молитву-ходатайство за близких людей;

во-вторых, диалогичность, монологичность лирического героя, который обращается к Богу.

В-третьих, ирреальные глаголы и частицу «да» со значением желания, которые выделены в исследованиях Левченко М.Н.

1. Ирреальные глаголы: святится, будет, дай, прости, не введи, избавь

2. Частица «да» выступает в молитве в качестве служебного слова, участвующего в образовании формы желательности: да придёт, да будет, да святится [1].

Чтение стихотворений-молитв, прослушивание песен-молитв разных авторов позволило выявить изменение сюжета, т.е. понижение событийности в этих произведениях. Часто можно наблюдать, что в стихотворениях-молитвах происходит переход от сюжетного течения к сознанию лирического героя, к его внутренним переживаниям.

Следовательно, в-четвертых, к типичным жанровым признакам лирической молитвы можно отнести понижение событийности при переходе от сюжетного течения к сознанию лирического героя.

В свою очередь, переход от сюжетной линии к сознанию лирического героя в поэтической молитве, заставляет задуматься об изменении категорий времени и пространства в конце и начале стихотворения, что приводит к появлению разных мотивов в данных поэтических произведениях.

В-пятых, наличие различных мотивов, связанных с изменением категорий времени и пространства в процессе перехода от сюжетной линии к сознанию лирического героя.

2. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину» в соответствии типичными жанровыми признаками поэтической молитвы

Стихотворение «И.И. Пущину» было написано А.С. Пушкиным 13 декабря в 1826 года и посвящено лицейскому другу. В первом пятистишии поэт выражает радость от встречи с другом, которого он очень любил и ценил, а во втором – молитва-послание своему другу.

Таблица №1. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

Жанровые признаки

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

1

Присутствие обращения в тексте стихотворения - «религиозно-мистического обращения с просьбами о чем-нибудь к Богу, к святым».

Первое пятистишие – обращение к другу: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»

Второе пятистишие: «Молю святое провиденье» - обращение к «святой» «божественной силе».

2

Понижение событийности сюжета (переход от сюжетного течения к сознанию лирического героя, к его внутренним переживаниям).

Молитвенное обращение: просьба о прощении грехов, покаяние, хвалебная молитва, благодарение, молитва-ходатайство за близких людей и др.

Первое пятистишие – встреча друга в деревне,

смена настроения: от тоски вынужденного уединения к радости от встречи с другом.

Второе пятистишие – молитва-ходатайство за друга, переживание за единственного друга, которого А.С. Пушкин любил и ценил с лицейских времен.

3

Наличие мотивов, связанных с изменением категорий времени и пространства в сюжетной линии стихотворения.

Первое пятистишие: замкнутое пространство «двор уединенный, печальным снегом занесенный», время останавливается зимой - мотив холода, тоски и одиночества лирического героя.

Второе пятистишие – расстояние увеличивается - поэт мысленно переносится к другу, но пространство замкнутое – друг находится в «заточении», время сжимается, когда лирический герой мысленно обращается к «святому провиденью».

Мотив переживаний за друга.

4

Ирреальные глаголы и частица «да» со значением желания.

1. Ирреальные глаголы: святится, будет, дай, прости, не введи, избавь

2. Частица «да» выступает в молитве в качестве служебного слова, участвующего в образовании формы желательности: да придёт, да будет, да святится

Анафора (языковое средство)

Глаголы – дарует, озарит

Частица «да»

ДА голос мой душе твоей
ДАрует то же утешенье,
ДА озарит он заточенье

5

Диалогичность, монологичность лирического героя

Монологичностьлирического героя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение лирики А.С. Пушкина на уроке литературы в 6 классе открыло нам много нового, в частности, определили типичные жанровые особенности поэтической молитвы.

Присутствие обращения в тексте стихотворения - «религиозно-мистического обращения с просьбами о чем-нибудь к Богу, к святым».

Понижение событийности сюжета (переход от сюжетного течения к сознанию лирического героя, к его внутренним переживаниям).

Наличие мотивов, связанных с изменением категорий времени и пространства в сюжетной линии стихотворения.

Ирреальные глаголы и частица «да» со значением желания.

Диалогичность, монологичность лирического героя

Также в ходе данной работы выяснилось, что молитвенное творчество русских поэтов остается малоизученным, что и будет следующей темой нашего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Левченко М.Н. Языковая архитектоника текста молитвы «Отче наш» // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №2.

Ожегов С.И. Словарь русского языка /под ред. Н.Ю. Шведовой/ -М.: Рус. Яз., 1987. – С. 154.

Перевалова О.А., Зырянов О.В. Теория жанра молитвы в современном литературоведении//Актуальные вопросы филологической науки XXI века. Сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых. - Екатеринбург, 08 февраля 2013 г. – С 300-308.

Словарь русского языка: В 4-х т. /РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):Фундаментальная электронная библиотека.

Чернышов М.Р. Риторическая молитва в русской и английской поэзии XIX в. /М.Р. Чернышов //Текст в культурно-историческом контексте: сб. науч. трудов / под ред. О.Г. Сидоровой, А.В. Маркина. Екатеринбург, 2005. – С. 169.

Эстетика: Словарь/под ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 89.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Таблица №1. Составление конспекта по прочитанной научной статье.

Вопросы

Цитаты из научной статьи

1

1. Для чего необходимо определять жанровые особенности поэтической молитвы?

 

2

2. Трудности определения жанровых особенностей поэтической молитвы?

 

3

3. Роль молитвы в культуре русского народа?

 

4

Найдите определение понятия «лирическая молитва»

 

5

Что такое церковная молитва?

 

6

Сходства и различия церковной и поэтической молитвы?

 

7

Популярность использования молитвенного жанра в творчестве русских поэтов?

 

8

Молитвенный жанр у А.С. Пушкина

 

9

Выходные данные конспектируемой статьи

 

10

Выводы. Перечислите жанровые особенности молитвенной лирики

 

Таблица№2. Определение значений слов по словарю.

Значение слова

Выходные данные словаря

1.

Жанр -

Жанр -

 

2.

 

3.

Молитва -

 

4

Сакральный -

 

Таблица №3. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

Жанровые признаки

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

1

Присутствие обращения в тексте стихотворения - «религиозно-мистического обращения с просьбами о чем-нибудь к Богу, к святым».

 

2

Понижение событийности сюжета (переход от сюжетного течения к сознанию лирического героя, к его внутренним переживаниям).

Молитвенное обращение: просьба о прощении грехов, покаяние, хвалебная молитва, благодарение, молитва-ходатайство за близких людей и др.

 

3

Наличие мотивов, связанных с изменением категорий времени и пространства в сюжетной линии стихотворения.

 

4

Ирреальные глаголы и частица «да» со значением желания.

1. Ирреальные глаголы: святится, будет, дай, прости, не введи, избавь

2. Частица «да» выступает в молитве в качестве служебного слова, участвующего в образовании формы желательности: да придёт, да будет, да святится

Анафора (языковое средство)

 

5

Диалогичность, монологичность лирического героя

 
Просмотров работы: 394