Введение
Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии. Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему. Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха
Актуальность исследования: Забытые, всеми униженные люди, их жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение породила эпоха. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали роптать против сильных мира сего, взывать к справедливости.
Цель исследования: сравнение образов «маленьких людей» у Н.В. Гоголя и Л. С. Петрушевской, выявление их общих и специфических черт
Объект исследования: повесть Н. В. Гоголя «Шинель» и рассказ Л. Петрушевской «Мост Ватерлоо»
Предмет исследования: «маленький человек» в произведениях Н. В. Гоголя и Л. С.Петрушевской
Задачи:
Изучить произведения писателей XIX – начала XX веков;
2. Сравнить представления авторов о «маленьком человеке»;
3. Составить сравнительную таблицу образа маленького человека в литературе двух эпох
Глава 1. Тема маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Именно он открыл дорогу писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим.
Гоголь открывает читателю мир «маленьких людей», мир чиновников в своих «Петербургских повестях». Центральная в этом цикле повесть «Шинель». Перед нами чиновничий Петербург, Это столица – основной и великосветский, огромный город. Город деловой, коммерческий и трудовой. И «всеобщая коммуникация» Петербурга – блистательный Невский проспект, на тротуаре которого всё, что живёт в Петербурге, оставляет следы свои; «вымещает на нём могущество силы или могущество слабости».
Проволочки бюрократии, были так очевидны (проблема «высших» и «низших)», что про это невозможно было не писать, «Какая быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь. Но ещё удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы – Невского проспекта. В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: «…он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будит презрение, граничащее с ненавистью». Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника.
Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Всё в нём было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.
Акакий Акакиевич - настоящий "маленький человек". Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. "Значительное лицо" так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог, что сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете». История жизни Акакия Акакиевича – это новая полоса в его жизни. А новая шинель – символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалась успехом, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. На этой, казалось, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. Добиваясь приёма у «самого частного» и обращаясь к «значительному лицу», Акакий Акакиевич «раз в жизни захотел показать характер». Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он даёт ему возможность противостоять. Но Акакий бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и, в конце концов, погибает так же незаметно, как и жил. Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал: мёртвый Акакий Акакиевич, который при жизни был безропотным и смиренным, теперь появляется в качестве привидения.
Но история о бедном чиновнике на этом не кончается. Мы узнаем, что умирающий в горячке Акакий Акакиевич в бреду так бранил «его превосходительство», что старушке хозяйке, которая сидела у постели больного, становилось страшно. Таким образом, перед самой смертью проснулся в душе забитого Башмачкина гнев против людей, погубивших его.
Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. Во многом эти люди виноваты сами. В погоне за внешним великолепием многие теряют самое главное – свой внутренний мир. И именно по этой причине «маленькие люди» так часто становятся жертвами такого блистательного, и такого страшного Петербурга.
Глава 2.Тема «маленького человека» в рассказе Л. С. Петрушевской «Мост Ватерлоо»
Кажется, что тема маленького человека исчерпана: нет присущей России первой половины XIX века жесткой иерархичности социальной системы и той ступеньки, на которой прочно застрял скромный титулярный советник. И действительно, со временем образ начал терять четкие очертания, сливаясь, с одной стороны, с армией униженных и оскорбленных, а с другой – с ничем не примечательным человеком толпы. И все же маленький человек не потерял свое лицо и передал следующему поколению свою шинель, ботиночки и особый взгляд на мир.
В наше время черты маленького человека проступают в героях с совершенно противоположным пониманием своего места в социуме. С одной стороны, это люди, которые не приспособились к кардинальным изменениям в обществе конца ХХ века, но не потеряли самоуважение, а с другой стороны – это человек массы, «человек свиты». В современной литературе тему маленького человека продолжает Л. С. Петрушевская. То, о чём пишет Л.С.Петрушевская, можно встретить на каждом шагу, можно наблюдать каждый день. Её герои - обыкновенные люди, которые ходят в магазин и на работу, имеют свои пороки и недостатки, о которых она не стесняется говорить.
В рассказах для Петрушевской важна в первую очередь судьба женская. Петрушевская относит своих героинь к определённому типу: несчастная Женщина, бездетная жена, нелюбимая жена, одинокая мать и т.д. Это принципиально новый герой – женщина, погружённая в бытовые (иногда неразрешимые) проблемы, вынослива, глубоко одинокая.
К таким рассказам можно отнести «Мост Ватерлоо», где героями выбраны обыкновенные люди, наши современники. Героиня рассказа женщина 40—50 лет, живет без мужа, работает страховым агентом. Обыкновенная, некрасивая.
В рассказе выделяется категория времени. Поэтому композицию рассказа можно представить в виде рисунка: настоящее, прошлое, будущее бабы Оли.
Центральная часть рисунка — это настоящее бабы Оли, с рассказа о нем начинается повествование: две обделенные судьбой женщины живут вместе — мать и ее взрослая дочь. В доме нет мужчины: у старшей уже «давным-давно», у младшей «то приходит, а то не является», «алиментщик», «без жилья». Мужчины стремятся прочь из дома, они не привязаны к семье. Когда-то опорой дома был профессор, муж бабы Оли. После его ухода мать и дочь «поникли», «было больно куда-то звонить, кого-то искать...», «все осталось бабе Оле неизвестно зачем». Беда не сплотила женщин: дочь отделилась от матери своим кругом, кругом таких же, судя по всему, не устроенных в жизни подруг, с которыми обсуждала жизнь «с привлечением примеров из личной практики. Разобщенность символически представлена в виде многоэтажного дома: люди вынуждены жить под одной крышей.
Слева — прошлое, юность героини. Молодость, музыка, любовь, рождение ребенка представлены символически в виде фигурки мужчины, сердечка, маленького ребенка и ноток. Маленький, уютный дом, но он заколочен, потому что в прошлое нет пути, да и разрушено оно не только временем, но и мужем-«ушельцем».
Справа — мир мечты, сновидений героини, иллюзорный мир, в котором рядом с ней любящий мужчина и звучит красивая музыка. Этот мир оживает перед ней, как только она открывает дверь кинозала, поэтому на рисунке — театральное здание, нотки, мужчина, сердечко.
Три реальности обозначены на рисунке: реальное прошлое, реальное настоящее и иллюзорное, то есть мир мечты.
А также можно выделить композицию рассказа в пространственном решении. Три пространства: дом, кинотеатр, где идет иностранная картина, и мир мечты. Две женщины в доме — это мать и дочь, отгородившаяся от родного человека кругом своих подруг. В их отношениях нет теплоты, сердечной связи, потому что дочь «ни в грош не ставила мать и полностью оправдывала ушедшего папу». Стрелки направлены из дома, они символизируют бегство мужчин. Один, муж бабы Оли, покинул дом уже давно; а другой, муж дочери (стрелка пунктиром), «вел побочное существование». Это дом без мужчин.
В мире кино все иначе: здесь два любящих человека, он и она, рядом. Перемещаясь в этот иллюзорный мир, баба Оля претерпевает некое превращение. Она в своем воображении сливается с героиней актрисы Вивьен Ли.
В мире мечты (территория фантазии) тоже следует расположить женщину (баба Оля, но преображенная: «увидела на экране... себя молоденькую») и мужчину (актер Роберт Тейлор).
И тогда легко графически представить еще одно пространство — место, где произошла странная встреча бабы Оли и «призрака». То ли где-то у Заставы Ильича, то ли на мосту Ватерлоо. У нас получился мостик, соединивший мир реальный и мир иллюзии. Здесь возможно все. Сначала ее окружает бытовой мир семьи, она начинает им тяготиться и постепенно «перемещается» в мир иллюзорный, виртуальный.
Как выглядит героиня в начале рассказа? «Облезлая», «в обдерганном пальто», «кроткий выпученный взгляд из-под очков, перья на головке, тучный стан, широкая нога», жалкая, униженная, брошенная. «Портрет» ее души выглядит совсем иначе: добрая, преданная, вызывающая доверие и дружелюбие у посторонних, «честная и чистая, как горный хрусталь». То есть внешняя характеристика не соответствует внутренним качествам героини.
Можно заметить, что даже в сочетании баба Оля автор выделяет как бы двух героинь: грубоватое «баба» словно вступает в конфликт с нежным именем «Оля». Это не случайная деталь. «Баба» — это взгляд со стороны, такой видят ее другие. А она не отчаялась, не пришло к ней смирение перед возрастом, какое наступает в старости: «Сама она себя старухой не чувствовала, у нее еще многое было впереди». Начинает писать возвышенные стихи, ее настигает страсть, счастливо засыпает, потому что в снах является любимый. Из страхового агента она превращается в жреца. Страховать чьи-то жизни — это обслуживать их (жизни людей) материально, подстраховывать на случай несчастий. Ее миссия отныне заключается в другом: она несет в мир духовное знание.
Увлечение фильмом родилось из желания прервать череду серых будней, привычных обязанностей, заполнить пустоту в сердце, отдать нерастраченную любовь. «И наконец баба Оля окончательно определилась в жизни». В ее жизнь возвращается забытое чувство радости, ощущение счастья. Баба Оля ведет себя как шестнадцатилетняя девчонка, страсть к киногерою захватила ее. Произошла подмена: мир реальный оказался вытесненным миром иллюзорным, миром фантазии и мечты. Хотя однажды они, действительность и фантазия, встретятся: «небритый, запущенный» молодой человек, своим неожиданным появлением испугавший бабу Олю у Заставы Ильича, напомнит ей «усиками» того, кто бродил в поисках возлюбленной по мосту Ватерлоо.
В рассказе легко заметить преображение героини: она научилась любить себя, обрела чувство собственного достоинства...Мир мечты стал для нее главнее всех прочих дел, в нем она была защищена от невзгод любовью красивого и сильного мужчины...В мире фантазии она была Героиней — женщиной, личностью. Преображение произошло именно с ней, а не с дочерью, судьба которой близка ее собственной, потому что баба Оля умеет понимать людей, она добра к ним. Героиня — человек из толпы и в то же время уникальна.
Предмет изображения в рассказе - жизнь «маленького человека»: сравнения мира идеального и реального (девической мечты, киноромана и сегодняшнего существования), потом понимания того, что устройство быта — это еще не вся жизнь, по крайней мере, она этим не исчерпывается. А потом баба Оля определилась, всеми помыслами устремившись в фантазию. В заповедном месте ее души царит счастье, есть место даже стихам, потому что их рождает любовь, писательница находит слово сильное — страсть.
Практика и жизнь — в соседстве этих слов мы сначала улавливаем иронию, но потом приходит и другое понимание: человеку дано за свой недолгий век попытаться постичь смысл жизни либо практически, то есть жить, не задумываясь, просто потому, что обречен жить, либо духовно, пытаясь постичь какие-то высшие законы, по которым организовано человеческое сообщество и которые наполняют жизнь смыслом.
Обобщая наблюдения, мы пришли к выводу, что героиня рассказа- человек, ощутивший ценность собственной личности, стремится пересоздать действительность в своем воображении, смотрит на жизнь «сквозь призму сердца».
Конец рассказа очень важен в понимании авторской концепции мира и человека в нем. Печальный молодой человек, встретившийся бабе Оле у Заставы Ильича, — странный персонаж в рассказе. Если предложить реалистическую мотивировку, то его появление на ночной улице и нелепый вопрос можно истолковать довольно просто: бродяга, возможно, душевнобольной. Но, может быть, в этой точке пространства пересеклись два мира — реальный и фантазийный? В чьем сознании соединились две точки пространства — Застава Ильича и мост Ватерлоо? На трагической ноте обрывает автор повествование. Мир, созданный бабой Олей, очень непрочный, с ее уходом он перестанет существовать — такова неумолимая правда человеческого бытия.
Глава 3. Сравнение образа «маленького человека» у Н.В. Гоголя и Л. С. Петрушевской, выявление их общих и специфических черт
Герои |
Акакий Акакиевич (Шинель) |
Баба Оля (Мост Ватерлоо) |
Социальный статус |
Низшая ступень иерархической лестницы. |
Страховой агент |
Внешний портрет |
“низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”. |
«облезлая, в обдерганном пальто», «кроткий выпученный взгляд из-под очков, перья на головке, тучный стан, широкая нога» |
Душевные качества |
Робкий, смиренный, пугливый, искренний и добрый человек |
Добрая, преданная, вызывающая доверие и дружелюбие у посторонних, «честная и чистая, как горный хрусталь». |
Мир духовной жизни и человеческих интересов |
До крайности сужен, обеднен, ограничен. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. |
Музыка, кино, стихи. Походы на киносеансы становятся смыслом ее жизни, погружая в новый мир мечты |
Место в жизни |
В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. |
Не имеет рабочего стажа, работает, просясь у своих клиентов внутрь и оформляя на кухнях страховые полисы |
Отношение сослуживцев |
Неуважительное, пренебрежительное |
Её клиенты уважали, ценили, как человека. |
Перевоплощение героя |
Единственный раз в жизни Акакий Акакиевич хотел показать свой характер (выбиться из мира маленького человека) |
Мир кино перевоплощает бабу Олю, она полностью окунается в страсть. |
Причина молчания |
Акакий Акакиевич – самый молчаливый маленький человек. Часто его безответность трактуется как проявление отсутствия агрессии, смирения, и в этом смысле духовной силы. |
Закрыта, невосприимчива к окружающему миру, так как живет в своем мирке. Имея даже голос не находит своего слушателя Слушатели маялись, глядели в сторону, как тогда, когда она, расчувствовавшись, пела в полную мощь, и баба Оля понимала всю неловкость своего положения, но ничего не могла с собой поделать. |
Собственный мир героя |
Его собственный мир по-детски прост, строго иерархичен: в нем он король, который волен смело давать оценки и выбирать себе среди букв фаворитов |
Мир, созданный бабой Олей, очень непрочный, с ее уходом он перестанет существовать. |
Цель в жизни |
Накопить денег на новую шинель, для которого шинель - символ новой жизни |
Главная цель в жизни для бабы Оли стала – не страхование и не сбор взносов, а внушение мысли, что есть новая жизнь, неземная, высшая Глаза ее при этом сияли сквозь толстые очки |
Конец |
В мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. |
Даже в современном мире маленькому человеку не нашлось места, лишь одна душа, брошенный всеми, бродила, чтобы явиться на мосту Ватерлоо самой последней душе, забытой всеми, брошенной, используемой как тряпка или половик, да еще и на буквально последнем шагу жизни, на отлете |
Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель имел свои взгляды на данного героя. У Гоголя маленький человек обладает большой верой, существует там, где, кажется, невозможно существовать в общественном смысле. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу. Поэтому истории, подобные "Шинели", не раскрывают перед нами трагического смысла жизни. Там, где исчезает чувствительность, приходит в упадок мудрость. В своих произведениях Гоголь сконцентрировал основное внимание на судьбе личности «маленького человека». Однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая этому образу, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь, о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.
Тема маленького человека находит продолжение и в современной литературе. Но со временем образ начал терять четкие очертания, сливаясь, с одной стороны, с армией униженных и оскорбленных, а с другой – с ничем не примечательным человеком толпы. И все же маленький человек не потерял свое лицо и передал следующему поколению свою шинель, ботиночки и особый взгляд на мир.
В наше время черты маленького человека проступают в героях с совершенно противоположным пониманием своего места в социуме. С одной стороны, это люди, которые не приспособились к кардинальным изменениям в обществе конца ХХ века, но не потеряли самоуважение, а с другой стороны – это человек массы, «человек свиты». Современный маленький человек существует в очень конкретных, узнаваемых реалиях нашей жизни, его беды не отделимы от проблем социума.
Несмотря на неоднозначность трактовки образа маленького человека, творчество Петрушевской тесно связано с классической традицией XIX века, потому что, чем больше скрывается автор за иронией, недосказанностью, молчанием, тем сильнее ощущается трагический подтекст рассказов, боль героев и сочувствие автора. Связь с традицией ощущается и в самом интересе к образу маленького, неяркого, нереализованного, еле сводящего концы с концами человека
Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем “маленький человек” приобретает чувство собственного достоинства, способность любить, делиться новым чувством, начинает приучать и призывать людей к изменениям. Но самое главное — он уже не ничтожен в душе
Использованная литература:
1. Гоголь Н.В. «Шинель». – М., Владос, 2011.
2.Григорьев А.П. Сборник литературных критиков современности / А.П. Григорьев, В.Н. Майков, Н.Г. Чернышевский. – М.,Книголюб,2009.-2010.
3.Манин Ю.В. - Путь к открытию характера Ю.В.Манин//Сборник литературной критики. – М.,Академия, 2010. - С. 152 -154.
4.Петрушевская Л. С. «Мост Ватерлоо»
5. Бавин С. Обыкновенные истории: Л. Петрушевская. Библиографический очерк. – М., 1995. – 37 с.