Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека

Моисеева А.А. 1
1МБОУ СОШ имени М.И.Калинина
Узенбаева В.Р. 1
1МБОУ СОШ имени М.И.Калинина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

1. Выбор темы исследования.

С самого детства я слышала от своей бабушки коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Придя в школу, на уроках чтения я узнала, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?

Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела исследовательскую работу на тему: «Роль пословицы и поговорки в жизни современного человека»

2. Цель исследования- определить роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.

3.Задачи исследования:

- изучить теоретический материал о пословицах и поговорках;

- составить портрет пословицы, сопоставив её с поговоркой;

- представить источники и пути появления пословиц в языке;

- найти связь между пословицами народов мира;

- проявить творчество в составление сказок и рассказов, поясняющих смысл пословиц;

- создать альбом рисунков пословиц и поговорок учащихся класса;

- сделать выводы по теме исследования.

4.Объект исследования, предмет исследо­вания и база исследования.

Объект исследования – пословицы и поговорки.

Предмет исследованияпословицы и поговорки в речи современного человека.

База исследования – учащиеся моего класса, их ближайшее окружение.

5. Гипотеза исследования

Могу предположить, чтопословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека, их употребление делает нашу речь грамотной, насыщенной, выразительной.

6.Методы исследования

опрос среди учащихся класса на предмет употребления пословиц;

сбор и обработка научной информации;

повторное анкетирование на заключительном этапе работы;

анализ полученных результатов.

7. Актуальность исследования:

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка.

В.И.Даль

ГЛАВА I. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1.1 Пословицы и поговорки в жизни современного человека

Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах... Но от наших предков нам достался неоценимый дар... Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда то от своих мам и бабушек.Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор.

1.2 Портрет пословицы

Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках. Однако нередко эти понятия путают между собой. Чем же они отличаются? Чтобы выяснить это, я решила сопоставить пословицы и поговорки между собой.

Свои наблюдения я оформила в виде таблицы.

 

сходство

различие

пословица

1.Жанр устного народного творчества

2. Не имеют

автора

1. Краткое народное изречение с назидательным смыслом. (С.И.Ожегов)

2. Коротенькая притча. (В.И.Даль)

3. Содержат совет, нравоучение, заключение.

4. Состоят из двух частей.

Например: Век живи - век учись.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

поговорка

1.Окольное выражение, переносная речь, без притчи, без суждения, это половина пословицы.

(С.И.Ожегов)

2. Выражение преимущественно образное, не составляющее законченного высказывания.

(В.И.Даль)

3. Содержит намёк и пояснение.

4. Имеет иронию или даже сатиру.

Например: «свинью подложить» (напакостить);

«остаться с носом» (быть обманутым).

Я пришла к следующему выводу: главным признаком, отличающим пословицу от поговорки, является то, что пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Владимир Иванович Даль говорил так: «поговорка - цветочек, а пословица- ягодка».

Вот как выглядит портрет пословицы:

1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль)

2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю)

3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят)

4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица - средство изобразительности и выразительности).

1. 3 Откуда взялись пословицы

Вопрос о происхождении пословиц напрямую связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:

- в ходе исторических событий: «Незваный гость хуже татарина».

- в повседневном быту: «Не красна изба углами - красна пирогами».

- в профессиональной деятельности: «Без закваски хлеба не месят».

- в свободное времяпрепровождение: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Пословицы также могли быть итогом:

- наблюдения за явлениями природы: «Яблочко от яблоньки недалеко падает».

- религиозных представлений: «Бог даст день, даст и пищу».

Я сделала вывод, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа.

1. 4 Собирал человек слова

Работа по собиранию пословиц начинается с XVII века - это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В XVIII веке пословицы собирали И.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, М.В. Ломоносов, Л.Н. Толстой. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля «Пословицы русского народа».

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение. Это стало его любимым занятием – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Владимир Иванович Даль собрал свыше 30130 пословиц.

В сборнике Даля пословицы расположены по темам. Заслуга В.И.Даля не только в том, что он собрал такое количество народных изречений (до него издавались сборники всего в 2000 пословиц), но и в том, что Даль впервые распределил пословицы по темам (до него пословицы в сборниках располагались в алфавитном порядке). Сто восемьдесят тетрадей - это сто восемьдесят тем. Среди них: «Жизнь – смерть», «Радость – горе», «Ум – глупость», «Правда – кривда», «Воля – неволя», «Стихии», «Вселенная», «Народ – мир» и другие.

Мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый русский человек знал в их полном, неусечённом виде.

Вот некоторые пословицы «в неусечённом виде»:

Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется.

Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда.

Собаку съел, а хвостом подавился.

Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

Губа не дура, язык не лопатка: знают, что горько, что сладко.

1.5 Изначальный смысл пословиц

Какой изначальный смысл несут в себе пословицы и поговорки, которые так хорошо вписываются в наш век, в наше время? Большинство из них утратили свое первоначальное значение, и приобрели новый смысл. Я решила найти первоначальные значения знакомых нам выражений и фраз.

Мы хорошо знаем пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Прямое значение пословицы отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:

1) раздобыть и отладить снасть – удочку;

2) заготовить червей, приманку;

3) дойти до реки, найти рыбное место;

4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;

5) умело закинуть удочку;

6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;

7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.

Переносный смысл пословицы выявляется средством приложения ее к различным ситуациям из жизни: всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

В пословице «Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть» смысл тоже ясен. Лень, и нежелание приложить усилия не дадут нужных результатов.

Пословиц и поговорок о труде и лени великое множество. Вот, например: «Делу время, а потехе час». Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле.

В поучительной пословице «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» говорится о том, что если кто-то берётся сразу за несколько дел, ни одного не может сделать хорошо.

Пример пословицы о дружбе «Старый друг лучше новых двух». Все мы имеем друзей, умеем дружить. Но у каждого человека есть один, особенный друг, проверенный временем, который был рядом с нами и в радости, и в беде. Вот именно о таких друзьях говорится эта пословица, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

Для тех, у кого нет ещё такого человека рядом, народная мудрость гласит «Нет друга – так ищи, а нашёл – так береги». Здесь речь идёт о том, что дружбой надо дорожить. Друга надо беречь, и не обижать его по пустякам. В наше время сберечь дружбу становится всё труднее и сложнее. Нам проще отправить СМС, или пообщаться через интернет. Мы реже видим своих друзей, тем самым мы друг от друга удаляемся. Ничто не может заменить живое общение. Надо беречь дружбу, чаще общаться, встречаться со своими друзьями.

Есть пословицы и поговорки о доме, о семье. Например: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Сейчас слово «красна» многие воспринимают лишь как цвет, красный, оттенок красного. Но раньше это слово использовалось в значении – красота, красивый. Например, в поговорке «Красна девица» говорится о том, как девушка красива. Так же и о доме. Красота дома и его хозяйки – это не внешний вид. Девушек судили не по тому, кто румяней и белее, а по её умению готовить, вести хозяйство.

Моя бабушка часто произносит такое выражение: «Дома все вместе, и душа на месте». Здесь речь идёт о том, что когда вся семья в сборе, все дома, то всем спокойно, ни за кого волноваться не приходится. Если кто-то задержался допоздна, то конечно за него переживаешь, и ждёшь родного человека.

Пословица «То и клад, коли лад» говорит сама за себя во все времена. В любящей и понимающей семье, где всегда можно найти поддержку, там всегда будет и достаток, и достижения. Но и для того чтоб в семье был лад, нужно приложить немало усилий, об этом и говорит поговорка: «Счастье не птица, само не прилетит». Надо уметь строить отношения, уметь сберечь свое счастье. Еще есть поговорка «За счастье надо бороться».

В пословице «Один день год кормит» изначально речь шла о важности дня сева и посадок. Отсюда и другая поговорка: «Что посеешь, то и пожнешь". Сейчас эта поговорка применима ко многим случаям. Как воспитаешь детей, что ты в них вложишь, такой человек и вырастит. Как ты относишься к людям, такое отношение жди и к себе.

В поучительной пословице «Каков привет, таков и ответ» речь идёт о взаимоотношениях между людьми. Не стоит ждать от человека хорошего к себе отношения, если мы сами к нему плохо относимся.

Пословица «Дорога ложка к обеду» говорит нам о том, что помощь оказанная вовремя очень важна. Есть много пословиц и поговорок, несущих в себе этот смысл.

Я пришла к следующему выводу, широкое распространение и долголетие пословиц обязано тому, что когда одна часть из них со временем теряет своё прямое значение, то тут же приобретает новый, переносный смысл, который подходит к нашему современному миру.

1.6 Пословицы других народов

Такой же меткостью в высказываниях обладают пословицы других народов. «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и кто-то из одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного - иметь товарищей по несчастью».

Сравнивая пословицы, созданные в разных концах света, можно обнаружить удивительные совпадения во взглядах людей. Русским пословицам можно подобрать его альтернативу, то есть пословицу других народов с таким же смыслом. Вот какие пословицы удалось обнаружить мне.

Русские говорят: «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

«Слово - серебро, а молчание - золото» - скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

2.1 Пословица в нашей жизни

Для того, чтобы выяснить употребляют ли в своей речи и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провела опрос среди учащихся своего класса.

Было предложено три вопроса.

1. Знаете ли вы пословицы? Если ДА приведите пример.

2. Знаете ли вы поговорки? Если ДА приведите пример.

Из 28 учеников правильно ответили только 18%. Остальные ребята либо вообще не дали ответа (43%), либо дали неверные ответы (39%).

Диаграмма 1

На третий вопрос «От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?» учащиеся ответили следующим образом.

Больше всего пословиц и поговорок употребляют в речи бабушки и дедушки (82%).

Мамы и папы – лишь иногда (15%). Братья и сёстры употребляют иногда (3%).

Диаграмма 2

Я составила рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у меня получилось.

Чаще всего взрослые, воспитывая детей, используют пословицы о труде.

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Встречаются и такие наставления:

Кашу маслом не испортишь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

От учителей мои одноклассники чаще всего слышат:

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Встречают по одёжке, а провожают по уму.

«Главное - старание!» - вот к чему призывают нас учителя. А ещё мы должны помнить: «Ученье – свет, а неученье - тьма»

Ребята в своей речи иногда используют поговорки:

Лежащего не бьют.

Надулся как индюк.

Пришла к выводу, что наши бабушки и дедушки знают пословицы и поговорки, умеют их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли. А вот учащиеся моего класса не используют накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи, потому что повторяют поступки и слова ближайшего своего окружения. А раз из повседневной речи родителей исчезли пословицы и поговорки, дети не имеют возможности закрепить тот материал, с которым познакомились на уроке.

Результат заданий подтвердил актуальность моего исследования.

2.2 Наше творчество

Для того, чтобы повысить интерес к пословицам и поговоркам, в классе организовали конкурс на лучшую сказку или рассказ с использованием пословиц. Сочинять пытались все. Учитель, Василя Равильевна, помогала отобрать самые удачные, на наш взгляд, работы. Конечно же, родители не остались в стороне. Они помогали подбирать пословицы и поговорки, придумывать сюжет.

В парк за листочками

Жили – были три девочки Маша, Даша и Света, ученицы одного класса. Они были лучшими подругами, не разлей вода. Учитель попросил принести к следующему уроку технологии природный материал. Собрались девочки за листьями, веточками и что ещё преподнесёт им матушка-природа. Красна весна цветами, а осень плодами. Договорились пойти утром рано. Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Наступило утро, отправились девочки в парк. Дошли до высокой ели. Около самых корней, в ветвях, свисающих до самой земли, Света разглядела много шишек и полезла их собирать. Даша и Маша решили обойти это место и побродить по парку в поисках интересных экземпляров для изготовления аппликаций. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.

Света набрав целое ведёрко, побежала догонять своих подруг. Маша и Даша, посмотрев на неё, рассмеялись. У Светы были ободраны руки и лицо. В волосах запутались иголки ели. А заглянув в её ведёрко, увидели большие, опрелые шишки, которые для изготовления поделок не подойдут. Поспешишь – людей насмешишь. Пришлось Свете искать вместе с подругами другой природный материал. Но по работе и заслуга. У девочек получились самые интересные работы, которые отобрали для школьной выставки.

(Моисеева Настя)

Мал золотник, да дорог

В одном дворе жили два мальчика. Один из них учился в младших классах, а другой уже заканчивал школу. Старший мальчик всегда хвастался:

- Вон я, какой большой! А тебя совсем не видно.

И надвигал кепку на глаза маленькому мальчику. Малыш помалкивал и ждал весны. Он очень любил, когда всё вокруг оживало. На деревьях появлялись маленькие зелёные листочки. Везде щебетали птички.

Наступила весна. Маленький мальчик взял лопатку и посадил возле дома маленькие зёрнышки. Старший мальчик сидел на лавочке и смеялся над малышом.

Шли дни. Старший мальчик наблюдал, как маленький мальчик поливал посаженные семена и продолжал смеяться над ним. Вскоре взошли маленькие ростки и из них выросли великолепные цветы. Бабушки во дворе восхищались: - «Как красиво!» Благодарили маленького мальчика и приговаривали: «Мал золотник, да дорог». И все они считали, что «Маленькое дело лучше большого безделья».

(Банишева Вика)

По заслугам и награда

Жил-был мальчик Миша. Учился он так себе. Не был отличником, но и двоечником тоже не был. Средний был мальчик.

Однажды ему задали на дом много уроков. Миша ни как не хотел садиться за уроки и оттягивал этот момент. Сначала он поиграл в планшете в закачанные игры. Потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. Миша решил их не делать.

На следующий день, когда проверяли выполнение домашней работы, Миша получил двойку. Потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама ему сказала: «По заслугам и награда».

(Ларин Ваня)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жила-былабабушка. Она всем помогала. Во дворе за детьми присмотрит. Испечёт пирожки, всех соседей угостит. Её все любили. Однажды она заболела. Ей нужна была операция, но у неё не было денег. Люди, которые знали эту бабушку, помогли собрать нужную сумму для операции и принесли деньги в больницу. Врач улыбнулся и сказал«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Бабушке сделали операцию, и она выздоровела.

(Мельников Дима)

Вывод: «Глаза страшатся, а руки делают». Самое важное было то, что одноклассники пытались в письменной речи употребить народную мудрость и у многих это получилось. Из рисунков к пословицам и поговоркам мы составили альбом.

2.3 Что мы теперь скажем?

В конце своей работы я попросила учащихся своего класса заполнить анкету.

1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках? (ДА, НЕТ)

2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?

(ДА, НЕТ)

Диаграмма 3

Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство учеников считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Заключение

Исследовательская работа многому меня научила. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относиться к своим близким, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Но так же пришла к выводу, что не всегда можно доверять пословицам, ведь встречаются и такие, как: «Хорошо бы орать, да рук не марать». И даже хорошо знакомая всем пословица «Век живи, век учись…заканчивается словами…дураком помрёшь». По тому, какие человек использует в своей речи пословицы и поговорки, мы можем судить о его воспитанности и культуре.

Результаты проведённой мной работы подтвердили выдвинутую гипотезу: можно смело утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей.

Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать.

Работа по изучению пословиц и поговорок мне кажется интересной и актуальной. Планирую на следующий год работу в данном направлении продолжить, так как имеется возможность расширить тему исследования. Можно остановиться на тематике пословиц или на именах собственных в пословицах и поговорках, рассмотреть связь чисел с народной мудростью или изучить календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа. Выбор впереди!

Приложение 1

Слово не воробей, вылетит –не поймаешь.

«При солнышке тепло, при матери добро»

Автор рисунка:

Аверьянова Мария, 10 лет

«Баба с возу - кобыле легче»

Автор рисунка: Старостина

Эльвира, 9 лет

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

Автор рисунка:

Шустиков Максим, 10 лет

«В тесноте, да не в обиде»

Автор рисунка:

Юнусов Тимур, 10 лет

«Яблочко от яблоньки недалеко падает»

Автор рисунка:

Моисеева Настя, 10 лет

Приложение 2

Игра «Половинки».

Даны половинки пословиц. Ваша задача найти продолжение пословицы.

За двумя зайцами погонишься,

Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Приложение 3

Хорошо ли ты знаешь пословицы?

Задание: вставьте пропущенные слова.

Весна дает цветы, а ____________ — плоды.

Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат.

____________ без снега — лето без хлеба.

Чем крепче зима, тем скорее ______________ .

Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца.

Что летом родится, то _________________ пригодится.

Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает.

Лето собирает, а _______________ поедает.

Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат.

Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь.

Приложение 4

Хорошо ли ты знаешь пословицы?

Задание: к вопросу подбери пословицу.

Что говорят про упрямых?

Как остерегут болтуна и пустослова?

Что напомнят лентяю?

Как подбодрят робкого?

Как успокоят пугливого?

Что скажут про нерасторопного?

Как да оторопят копушу?

Подсказка – ответ: «Нашла коса на камень», «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь», «Лень прежде тебя родилась», «Глаза страшатся, а руки делают», «У страха глаза велики», «Улита едет, когда-нибудь будет», «Семеро одного не ждут».

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

2. Даль В.И., Пословицы русского народа. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003

3. Кожевников А.Ю. Пословицы народов мира. – ОЛМА Медиа Групп, 2014 г

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой.

5. Порудоминский В. Собирал человек слова. – М.: Изд-во. Детская литература; 1966.

Сайты Интернета:

- http://vseposlovici.ru

- http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/ruslang/959.html

- twitter.com›vseposlovic

- vseposlovici.ru›russkie-poslovicy

- vseposlovici.ru›pogovorki-poslovici

 

Просмотров работы: 1700