Введение
Одним из самых популярных способов для объяснения системы взглядов на окружающую действительность всегда было образное сопоставление. Поэзия особо ярко демонстрирует справедливость данного тезиса. Гипотезой, положенной в основу работы стала мысль, что можно определить систему взглядов человека, изучив образы, созданные в процессе творчества. Данная тема частично была рассмотрена в работах М.Н.Эпштейна, других литературоведов и культурологов [11]. Но рассмотренные исследования в основном сводились к характеристике образов в творчестве отдельных поэтов, их сравнению и систематизации.
По дороге в школу и обратно мы проходим мимо берёзы, посаженной в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. За время обучения в школе это почти четыре тысячи раз! Дерево-гигант, по северным меркам, стало свидетелем учёбы моего отца, старшего брата, а теперь «следит» за мной. Внушительные биометрические данные роднят немого свидетеля с пушкинским дубом у лукоморья и лермонтовской сосной на вершине скалы.
Целью данной работы является необходимость исследовать влияние мировоззрения на образы, возникающие при восприятии отдельных предметов. В качестве объекта выбран образ одиноко стоящего дерева в отечественной поэзии последних двух столетий. Основными задачами, стоящими перед автором исследования, являются: изучение эволюции образа одинокого дерева в отечественной поэзии с начала XIX века по наше время; определение значения обособленных объектов при формировании мировосприятия сверстников.
Актуальность исследованиясостоит в выявлении общих черт в образном мышлении отечественной поэтической мысли и мировоззренческих образах современных школьников.
В работе применялись герменевтический метод исследования, комплексный анализ стихотворных произведенийи анкетирование учащихся.
В результате исследования,при рассмотрении более трёхсот произведений, были установлены связи одного особенного дерева в творчестве большинства поэтов последних двух столетий с их мировоззрением. Определены характерные изменения образов, связанных с историческими и социальными процессами. В результате обработки анкет старшеклассников выявлены наличия подобных образов, связанных с конкретным деревом, у двух третей опрошенных респондентов.
Следствием проделанной работы стала потребность создания проекта творческого конкурса художественных (словесных, изобразительных, музыкальных) произведений, посвящённых знаковому дереву в жизни человека на институциональном, а затем и на муниципальном уровне.
Основная часть
1. Тенденции эволюции образа одинокого дерева в отечественнойпоэзии.
В рассмотренных примерах отечественной поэзии отмечены две основные тенденции: количество упоминаний деревьев в творчестве зависит от степени урбанизации автора и наличие у каждой эпохи «своих» приоритетных деревьев. Отсюда, больше внимания обращалось на творчество традиционно «деревенских» поэтов (А.А. Фета, С.А. Есенина), частота упоминания той или иной породы рассматривалась как смысловое обобщение [9].
Если в первой половине позапрошлого века отмечается культ дуба и сосны, то уже с творчества А.А. Фета «лидерство захватывает» берёза, и уже в поэзии С.А. Есенина, И.А. Бунина, а затем и у Н.А. Заболоцкого это характерно русское дерево занимает центральное место. В начале и в конце прошлого века, во время поэтических всплесков модернистов и шестидесятников, в поэзию врывались экзотические образы (пальма, кипарис, осина, тополь), но им не суждено было утвердиться надолго.
Для сравнения в рассмотренных работах берёза упоминается столько же раз, сколько дуб и сосна вместе взятые, в три раза чаще тополя и клёна, в десять раз чаще кипариса и пальмы.
Особое место занимают в поэзии плодовые деревья, но в рамках этой работы они не будут рассматриваться, так как, по мнению большинства литературоведов, выделяются в другой семантический ряд.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»)
В творчестве А.С. Пушкина дуб символизирует силу жизни. Характерными эпитетами становятся могучий, одинокий, великий. Дерево наблюдает за скоротечностью жизни («стоит дуб над гробами, колеблясь и шумя»), объединяет в себе весь жизненный круговорот. У М.Ю. Лермонтова дерево приобретает новый смысл: победы над смертью [3].
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
(«Выхожу один я на дорогу..»)
Внешняя мощь дерева, воспетая в фольклоре, привлекала великих русских поэтов, символизируя крепость ценностных ориентиров, непоколебимость веры в торжество жизни. И для нас сегодня поэзия первой половиныXIX века ассоциируется с силой и основательностью этого царя деревьев.
Совсем другая роль в поэзии у сосны. Принадлежа к миру хвойных, вечнозелёных пород, сосна сохранила символизм бессмертия. При этом в отличие от более жизнерадостного дуба приобрела черты таинственности, погружённости в себя. Упоминания этого дерева у Пушкина практически всегда угрюмо и загадочно. «Не слышно было ни души, И сосны лишь…», «В тени густой угрюмых сосен…», «Одна в глуши лесов сосновых…», «…недвижны сосны В своей нахмуренной красе…» - вот далеко не полный перечень «соснового» изобилия в творчестве поэта. Сразу бросается в глаза мрачность образа, связанного с моментами сильного внутреннего переживания автора. Жизнерадостного Ленского Пушкин «хоронит» «в тени двух сосен устарелых».
Лермонтовская любовь к этому величественному дереву всем известна. Одиночество поэта привело сосну на скалистую вершину, где в борьбе со стихиями дерево не просто устояло, но и стало символом несломленности, независимости.
Но особого расцвета хвойная красавица достигла в поэзии середины века.
Стоит под сосной, чуть живая,
Без думы, без стона, без слез.
(«Мороз, Красный Нос»)
К старой сосенке прижалась,
На рученки прилегла,
(«Дурочка»)
Думу думает тяжелую сосна.
Грустно, тяжко ей, раскидистой расти:
(«Сосна»)
Н.А. Некрасов, А.Н. Майков, Л.А. Мей обратили внимание на ещё одну особенность сосны. Она не «радуется» весне цветением, как другие деревья, она холодна к радостям жизни. Может, поэтому в середине века так часто именно под этим деревом страдают герои. И если Лермонтова с сосной роднит холодность и одиночество, то уже поэтов, принимавших активное участие в общественной жизни страны, сосна не привлекает, а ассоциируется с пассивностью, апатичностью, безразличием к человеческим страданиям [5].
И стоило только обществу отвергнуть каких-то поэтов, и тут же образ сосны становился милым сердцу и характеризующим внутренний мир.Ярким примером этой мысли является пастернаковское:
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.
(«Сосны»)
Перед тем как перейти к образу берёзы, который стал центральным в русской поэзии, мы остановимся на деревьях, занявших важное место в творчестве С.А. Есенина. Это клён и рябина.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
(«Клён ты мой опавший»)
Одними из последних строк А.А. Фета были слова, обращённые к красоте кленового осеннего листа:
И в ночь краснеет лист кленовый,
Что, жизнь любя, не в силах жить.
(«Опять осенний блеск денницы...»)
Вторит ему и А.А. Ахматова:
А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.
(«Под крышей промерзшей пустого жилья...»)
Цвет и форма листа отождествляют его с человеческим сердцем и проявлением любви. Видимо, поэтому клён часто встречается в любовной лирике. А уже у Есенина, из-за внешней схожести кудрявого клёна с кудрявым поэтом, это дерево приобретает те неповторимые очертания, которые знакомы каждому жителю нашей страны.
«Сам себе казался я таким же клёном…», «Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге…», «…старый клён Головой на меня похож» - знакомые многим с детства строки. Разухабитость поэта как нельзя лучше выразилась в образе резного красавца. Первый парень на деревне, красавец и гуляка – таким запомнился Есенин многим своим современникам. Но большинство исследователей полагают, что этот образ был поверхностным и не передавал истинную, сокровенную, сущность поэта [10].
Ещё одним деревом, передающим внешнюю весёлость и радость, стала в отечественной поэзии рябина. Сложно себе представить более яркое, красочное дерево. В поэзии, благодаря многообразию красок, рябина захватила огромный спектр образов: от удалого веселья до жертвенности и уныния.
Ещё у П.А. Вяземского рябина перекликается с фольклорными мотивами, говоря о своей народности:
Убери себя алой бусою,
Ярких ягодок загорись красой;
Заплету я их с темно-русою,
С темно-русою заплету косой.
(«Рябина»)
А уже у М.А. Цветаевой рябина становится личным, интимным, понятным только очень близким людям. Но невозможно оторвать эти образы от сопоставления с кровью, страданием [9].
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(«Стихи о Москве»)
У М.А. Цветаевой упоминание о рябине встречается чаще, чем у других поэтов. И нельзя не обратить внимание на то, что образ этот тесно связан с тоской по Родине.
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина -
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.
(«Тоска по родине!Давно...»)
И, наверно, самые известные стихи о рябине это:
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.(«Отговорила роща золотая...»)
У Есенина рябина в отличие от клёна уже не была символом удальства. Она приобрела черты жертвы, которую постоянно приходилось приносить поэту, оторванному от дома, так и не нашедшего места себе в новом мире.
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
(«Сорокоуст»)
2. Образ берёзы - психологический портрет С.А. Есенина.
Пришло время обратиться к центральному персонажу исследования – образу берёзы. Если в начале XIX века она редкий гость в русской поэзии, то уже к концу века становится неким символом России.Основным качеством, характеризующим берёзу, становится её плакучесть. Но в отличие от ивы белокурая красавица становится олицетворением весны, возрождения, надежды. Образ становится настолько российским, что даже урбанизированный Маяковский, не упоминающий в поэзии деревья, пишет:
Конешно, -
березки,
снегами припарадясь,
в снежном
лоске
большущая радость.
(«Они и мы»)
XX век, век массовой эмиграции, ностальгических мотивов в поэзии, подымает берёзу на пьедестал. А воспевание с натуры Есениным плакучей красавицы даёт нам возможность проследить за изменениями в мировосприятии поэта.
В процессе исследования было рассмотрено более пятидесяти произведений гения имажизма, в которых встречается упоминание о берёзе. И если ранний Есенин, до Первой мировой войны, в дереве видит часть своей родной деревенской природы, то, уже пройдя через взросление, формирует новые черты [10].
И березы стоят,
Как большие свечки.
(«Вот уж вечер», 1910)
На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
(«Тёмна ноченька»,1911)
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
(«Мариенгофу», 1920)
Рассматривая берёзы в раннем творчестве у поэта, можно с лёгкостью сделать вывод о неиспорченности и открытости Сергея Александровича. «Белый перезвон берёз», «берёз кудрявые бусы» - образы чистые, возвышенные, нетронутые ещё прозой жизни. После революции дерево приобретает какие-то мистические черты, постепенно переходя в образы разрушения. «На берёзке пообъедена кора», «вберёз изглоданные кости» говорят о сложном периоде в жизни Есенина, время метаний, принятия и отторжения новой власти, непостоянства в отношениях с женщинами.
Интересна метафоричность характеристик дерева. Рассматривая своеобразие чёрных вкраплений на белом стволе, в отличие от «протяжности клавиш» Вознесенского, Сергей Есенин создаёт особый мир «берёзового ситца». В нём как на полотне читается жизнь и чаяния поэта, и каждый период его короткой, но насыщенной биографии.
Встретив тонкую талию у дерева, мы легко угадываем, что это раннее стихотворение, поэт ещё верит, что живёт в лучшем из миров, и время разочарований ещё не наступило. А «берёза русская, Путь-дорога узкая» явно уже образ последних лет, говорящий о состоянии, предшествующем депрессии. Казалось бы, в обоих случаях тонкое деревцо, но какое различие в эмоциональном наполнении. За десять лет перевернулся мир, изменилась страна, поэт не успел за изменениями.
Характерно одно из последних стихотворений поэта, написанное им за месяц до трагедии в «Англетере». «Клён ты мой, опавший». Стихотворение, в котором упоминается четыре разных дерева, каждое из которых символично для Есенина, заканчивается строкой «как жену чужую обнимал берёзку». Жена как выбор, показалась поэту чужой. Разочарование, отчаяние и возвращение к истоку, к дереву, сопровождавшему на протяжении всей жизни. И как хорошо, что сегодня мы можем не согласиться с поэтом, подводящим итог: «Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком». Златоглавый певец России не отговорил, а продолжает берёзовым языком касаться струн наших душ [11].
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
3. Результаты исследования сформированности образов у старшеклассников под влиянием мировоззрения.
В результате проведённого опроса старшеклассников была выявлена прочная связь у большинства из них с каким-то конкретным деревом. Кто-то отмечал дерево, посаженное с родителями, кто-то «свидетеля» каких-либо событий, но независимо от истории сверстники положительно оценили идею проведения конкурса творческих работ, посвящённых знаковому дереву в жизни.
Опрошено было 60 учащихся 7-9-х классов. Анкета была персонифицированной с обязательным указанием возраста. На предложение выделить какое-то одно значимое дерево в их жизни откликнулось более 80 процентов опрошенных. Большинство деревьев связаны с летним, отпускным периодом. Часть деревьев - экзотические, что характеризует анкетируемых как людей неординарных, желающих выделиться из общей массы сверстников. Как следствие присутствует желание учащихся принять участие в конкурсе творческих работ, посвящённых одиноко стоящему дереву. Четверть учащихся отметили плодовые деревья, в основном в садах родственников, проживающих на юге. Данные деревья в основном связаны с какими-то яркими событиями, с периодом взросления и с тоской по близким родственникам.
Третья часть опрошенных отождествила себя с деревьями, находящимися в постоянном поле зрения: во дворе, возле школы. Данных учащихся выделяет особо обострённое желание справедливости и патриотичность. Именно эта категория признала, что после анкетирования по-особому проанализировала влияние окружающих объектов на их мировоззрение. Ребята выразили желание следить за данными деревьями, защищать их от вандализма и делом и художественным словом. Эти учащиеся могут составить инициативную группу по подготовке планируемого конкурса.
В свете данной работы следует отметить, что берёза заняла второе место по количеству упоминаний в анкетах, уступив рябине, семь и восемь упоминаний соответственно. Яркость красок последней, привлекательность для птиц и детей из-за ягод стали основной причиной, несмотря на то, что берёзы в нашей местности встречаются чаще.
Особо отмечены четыре анкеты, в которых присутствует упоминание об уже созданных произведениях о деревьях. Учащиеся откликнулись на предложение поделиться созданными образами.
Заключение
Данная работа демонстрирует возможность определения системы взглядов человека, изучив образы, созданные в процессе творчества. Каждая эпоха и каждый возраст привязываются к своим породам деревьев.
Исследовано влияние мировоззрения на образы, возникающие при восприятии одиноко стоящего дерева в отечественной поэзии последних двух столетий. Особо рассмотрена эволюция взглядов Сергея Есенина на примере изменений отношения к берёзе.
Выявленаобщность образного мышления русских поэтов и мировоззренческих образов современных школьников.
В результате полученных результатовяснее стала потребность создания проекта творческого конкурса художественных (словесных, изобразительных, музыкальных) произведений, посвящённых знаковому дереву в жизни человека на институциональном, а затем и на муниципальном уровне.
Cписок используемой литературы:
Автамонов Я.А.Символика растений в великорусских песнях//Журнал Министерства народного просвещения. 1992, №11, 12.
Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избр. статьи. М., 1983.
Белый А.Из книги «Поэзия слова»: Пушкин, Тютчев и Баратынский в зрительном восприятии природы // Семиотика. М., 1983.
Галанов Б.Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974.
Григорьев Г.В.Поэтика слова. М., 1979.
Саводник В.Ф.Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1974.
Скатов Н.Н.Русские поэты природы. Л., 1980.
Трефилова Г.Время выбора: Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе//Вопр. литературы. 1981, №12.
Эвентов И.С.Человек и природа в лирике С.Есенина//Вопр. литературы. 1979,№11,с. 84-116.
Эпштейн М.Н.Природа, мир, тайник вселенной… Система пейзажных образов в русской поэзии.//Высшая школа, М., 1990, 304с.
Юкина Е., Эпштейн М.Поэтика зимы//Вопр. литературы. 1979,№9,с. 171-204.