СКАЗКИ С.В. САВИЦКОЙ О ПРИРОДЕ – КЛАДОВАЯ ДОБРА И МУДРОСТИ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СКАЗКИ С.В. САВИЦКОЙ О ПРИРОДЕ – КЛАДОВАЯ ДОБРА И МУДРОСТИ

Нуртдинова  Л.М. 1
1МБОУ СОШ с. Гафурово
Давлетшина  Л.Б. 1
1МБОУ СОШ с. Гафурово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Природа - наш дом,   от её состояния зависят жизнь человека и будущее человечества. Мы, жители 21 века, оказались и свидетелями, и виновниками экологической катастрофы. Природа гибнет, просит помощи. Мы должны спасти её, сохранить. Как это сделать? Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек? Над этими вопросами заставляют нас задуматься и исследования учёных, экологов, и произведения художественной литературы.

Многие писатели призывают воспитывать гуманное отношение к природе с детства, так как считают, что порой дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности. Жестокое отношение к ней — результат нравственной невоспитанности детей, когда они не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости, не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Чтобы изобразить яркий мир природы для детей, писатели обращаются к такому жанру литературы, как сказка. Во многих народных сказках главными действующими лицами выступают явления природы, лес, мороз, снег, вода, растения, говорится о смене времён года, о солнце, месяце, различных животных. Самые известные из них: «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок». Сказки о природе сочиняли также русские писатели: К. Паустовский, К. Ушинский, Б. Житков, В. Бианки, Д. Мамин-Сибиряк, М. Пришвин, Н. Сладков, И. Соколов-Микитов, Е. Пермяк и другие [6].

Сказки о природе учат детей любить окружающий их мир, быть внимательными и наблюдательными. Экологические сказки, написанные Светланой Васильевной Савицкой, продолжают лучшие традиции русских писателей, не уступают их произведениям по воспитывающей силе воздействия.

Исследователь творчества писателя профессор МГУ имени М.В. Ломоносова В.В. Ильин считает: «Сказки Савицкой сплетены языком народных преданий, былин, легенд, заповедей, сказаний. Назидания народной мудрости в них не забыты, а продолжены» [2].

Экологические сказки Савицкой очень красивы и необычны, притягательны, запоминаются надолго. Каждый читающий, наверное, хочет узнать секрет, как добивается этого Савицкая. Вот почему темой моей работы стало: «Сказки С.В. Савицкой о природе - кладовая добра и мудрости».

Изучая литературу о Савицкой, мы установили, что эта тема ещё мало исследована, так как мало статей и нет монографий, поэтому её творчество заслуживает более внимательного и глубокого изучения. Именно в этом я вижу актуальность и новизну своего исследования, так как анализ сказок С.В.Савицкой поможет, как сделать изучение вопросов экологии интересным и доступным.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что феномен экологических сказок писателя заключается в воспитывающей силе воздействия их на читателя.

Цель исследования: узнать, в чём своеобразие и уникальность экологических сказок С.В. Савицкой.

Задачи исследования:

– познакомиться с экологическими сказками Савицкой;

– рассмотреть вопросы экологии в её сказках;

–показать, что сказки автора являются одним из средств изучения экологии;

– привлечь внимание сверстников к замечательным произведениям С. В. Савицкой.

Объект исследования: экологические сказки Савицкой.

Предмет исследования: как можно сделать изучение вопросов экологии интересным и доступным.

В своем исследовании автор использовал следующие методы и приемы: изучение теоретического материала, анализ текстов 20 экологических сказок.

Исследовательская работа содержит доводы автора о том, что сказки Савицкой учат детей познавать окружающий мир, воспитывают чувство причастности к благополучию природы, заставляют думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру и об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

С учетом поставленных задач определилась структура исследования. Работа состоит  из трёх частей, введения, заключения и  списка литературы. В приложении представлены сказки автора работы.

Данная работа предназначена учителям-филологам, учащимся и их родителям в качестве дополнительного материала к урокам и внеурочным занятиям.

Мир спасёт добрая детская сказка

Светлана Савицкая - писатель, журналист, обладатель Литературной премии «Золотое Перо Руси», литературной премии имени А.П. Чехова за вклад в русскую литературу.

Светлана Васильевна Савицкая родилась в 1963 году в г. Орджоникидзе. Училась в средней школе №23 в г. Балашиха Московской области. Окончила ПТУ, получила специальность кондитера, продолжала учиться и стала художником-графиком, юристом. Её первые рассказы, стихи и журналистские статьи в периодике появляются с 1978 года.

Сейчас она живет и работает в Москве. Светлана Васильевна - главный редактор газеты «Молодежь Московии», автор 21 книги, 450 сказок. При библиотеках, школах, детских садах, молодежных и экологических центрах в России и за рубежом действуют 15 музеев сказок писателя Светланы Савицкой. Она организатор и меценат конкурсов по России на лучшую «Экологическую сказку». По ее инициативе с 2000 по 2005 год такие конкурсы прошли в Московском регионе, Владимирской, Архангельской и Тульской областях, Татарстане, Башкортостане, Чувашии, Карелии, Мордовии, Дальнем Востоке [7].

В книге Савицкой «300 сказок и историй » собраны экологические, бытовые, национальные сказки. Есть сказки о художниках и дальних странствиях или тематические: Балашихи, Реутова, Новокосино, Ивантеевки. Эту книгу открывает цикл из 20 сказок «Звёзды в соломенной шляпе», названных ею лучшими [5].

В одном из своих интервью Светлана Васильевна Савицкая сказала, что «мир спасёт добрая детская сказка», и именно этим объясняется большое количество написанных ею сказок.

Савицкая выбрала сказку как форму познания мира, это определённый взгляд на мир. Поэтому большинство её сказок носят философский характер. Философская сказка переносит читателя во вполне конкретное место, изображаемое как реальное. Сюжет близок к реальной жизни, а главными героями зачастую выступают взрослые люди или дети, растения и животные, чуть реже – неодушевленные предметы. Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны [3]. Мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия.

Большинство сказок Светланы Савицкой о смысле жизни. В «Звёздах в соломенной шляпе» она говорит нам о доброте, любви, верности, бескорыстии и преданности, о том, что жизнь – самое дорогое у человека.

Сказки такого рода заканчиваются моралью, имеющей дидактический характер: «…Я не могу исполнять желания людей, если они мне не нравятся. Много раз я пытался помочь им. Но как это сделать, если свои лучшие дни замешивают они на вине и безделье? Как убедить их, что в деньгах нет спокойствия, надежды - в интригах, мечты - во власти… Как объяснить им? Маленьким… смертным… что глупо тратить время на корысть, месть и ревность, когда так мало дается его для любви…» (« Девочка и волшебник») [7].

У каждого есть выбор, считает сказочник, и человек всегда сам выбирает жизнь без волшебства и счастья или видит звёзды в соломенной шляпе.

Экологические сказки С.В.Савицкой

В литературоведении принято делить сказки на фольклорные и литературные. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества, литературная — принадлежащая конкретному автору.

А что такое экологическая сказка? Экологические сказки несут экологическую информацию, т.е. дают знания о природе, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.

Экология — «наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой» [1]. В более широком смысле экология - «наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах» [ 1]. Проблемы окружающей среды волнуют в последнее время общество всё больше, так как из-за ухудшения экологии подрывается здоровье людей. 

Писатели в доступной форме объясняют суть экологических проблем, помогают расширять экологический кругозор людей. Создавая экологические сказки, писатели объясняют и детям, и взрослым, что, только живя с природой в гармонии, человек гарантирует себе безопасность в будущем.

В цикл под названием «Беспокойная сорока» входит 20 сказок С.В. Савицкой о природе с подзаголовком «Экологические сказки» [5]. Думаю, такое название не случайно. Сорока, как мы знаем, «птица-информатор», много видит и знает, обо всём «трещит». И беспокоится она о других, предупреждает об опасности. Так о чём же рассказывает беспокойная сорока в сказках?

О разном. Рассказывает о растениях ( «Тополиное племя», «Поганочка», «Ландыши», « Любовь», « Ель и куст полыни», «Деревня плакучих берёз»), о животных и птицах («Беременные папы», « Где ты, Топотушка», «Воробьи и ласточки», «Сурки», «Ящерка», «Скворец в воробьиной семье»); о насекомых («Муравьиные крылья», «Паук и муха», «Бабочка»). Беспокоят сороку загрязнение природы, беспечность людей («Четвёртая куча», «Благословение», «Дед», «Старый дым», «Тёмный лес»).

Чудесный мир сказок Светланы Савицкой населён разными героями. Это привыкшие  бороться с террором человека тополиное племя («Тополиное племя») и плакучие берёзы («Деревня плакучих берез»), бледно-голубая Поганочка («Поганочка»), большеглазая муха Лика, огромный паук Ворфоломей, клоп Яшка и рыжий таракан Никодим («Муха и Паук»), смешной хомячок Топотушка («Где ты, Топотушка?»), ленивый сурок Изурок («Сурки»). Своими произведениями сказочник приближает жизнь природы к жизни детей, стремится сделать её доступной, интересной и понятной им.

Вот как писатель рассказывает детям в сказке «Воробьи и ласточки» о том, как появились перелётные птицы. «Разругались не на шутку воробьи с ласточками, как во всех семьях, где не хватает достатка», и выгнали их с насиженных мест. А за то, что они до сих пор мирно жить не могут, их покарал Бог: ласточки летят в Южную Африку, и половина их гибнет в пустыне от жары, а воробьи остаются на зиму в Подмосковье, и половина их гибнет от мороза.

В сказке «Сурки» читатель узнаёт о том, к чему может привести нежелание трудиться. Всё лето сурки добывали корм: таскали в свои кладовые кто кукурузу, кто зерно, кто грибы. А Изурок проделывал тайные ходы к кладовым соседей, воровал у них часть добычи. Осенью собрал сурок Юрок, предводитель сурков, всех на последнюю перекличку. Изурка нет. Стали искать его, и видят: со всех чужих кладовых тайные подземные дорожки проделаны к кладовой Изурка. В центре большая куча награбленных припасов соседских. «А на куче той Изурок лежит – раньше всех заснул, потому что пузо его треснуло от обжорства» [5].

Таким образом, нам становится понятной характерная особенность экологических сказок. Она заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Береги природу, человек!

Сказка — один из способов дать слово бессловесным существам природы. Поэтому так много в сказках Савицкой разговоров — между животными и растениями, между птицами и деревьями. Незначительное происшествие — встреча умирающей на помойке ели с полынью — становится в сказке «Ель и куст полыни» событием значительным. Через эту встречу приоткрывается нечто большее, чем видит глаз: сквозь обыденность проглядывает великое. Оказывается, у ели есть биография, как у человека!

« … Она уродилась самой красивой в лесу. Самою нарядною искрилась она на празднике, где читали указ Петра Первого о том, чтобы повсеместно делать украшения из елей отныне и до скончания веков. Она знала, почему удостоена такой чести. Ведь ели – самые древние и благородные жители земли. Уже более шести миллионов лет укрывали они землю мохнатыми лапами, спасали от палящих лучей солнца…» Есть у ели три маленьких зеленых звездочки – дочки. А вот теперь эти же люди, которые любовались её красотой, пели песни о ней, выбросили дерево на помойку. Перед смертью ель разговаривает с полынью.

« … - Че улыбаешься? – грубовато кашлянула полынь, - ты же без корней, значит, скоро умрешь!

-Всё умирает, а потом рождается! – возразила ель.

-Ха! Хотела бы я знать зачем! Сколько ни пускай семена на ветер – всё зря! Вон они разлетелись! Поди, догони! Ни привета, ни ответа! Неблагодарные! Одна радость, что живу на помойке. Всё видела. Всё знаю. Да и земля здесь жирная.

Ель разглядывала Полыниху с доброй мудрой улыбкой.

-Зря! Все зря! – ворчала Полыниха» [5].

Автор поэтизирует благородную, красивую, добрую, мудрую ель, у которой была яркая и неповторимая жизнь.

Вот ещё одна трогательная история - история любви мухи Лики к пауку Ворфоломею. Большеглазая Лика с восторгом  рассказывала Глоксинии о чудесном пауке и его творении. «До чего же он был красив! Мохнатые лапки! Тонкий желтый ремешок на талии! Красный крест по черному френчу…» Красота многочисленных глаз паука так запала в душу бедной Лике, что ни о чем другом она думать просто не могла. Глоксиния же отнеслась к пришельцу с опаской и даже отговаривала подругу летать в гостиную. А Лика умирала от любви и попала в коварные сети паука. Хорошо, что вернулась хозяйка, заметила паутину и смела ее веником вместе с пауком и его новыми жертвами. Долго Лика выбирала лапками остатки липких нитей из своих крыльев, рыдая и всхлипывая. «Ничего не понимаю, - утешала ее Глоксиния, - как можно вообще любить паука! Тем более, если ты – муха!» Как можно не сочувствовать бедной доверчивой мухе!

Так писатель мудро и доходчиво объясняет юным читателям такие понятия, как коварство, благородство, предательство, упрямство, хитрость. Эти сказки очень добрые, они проникнуты важным экологическим смыслом и напоминают каждому, что животные, насекомые, растения тоже способны переживать и радоваться.

Понимание этого приходит к людям не сразу, как в сказке «Муравьиные крылья». Славика укусил большеголовый злой муравей, и он разрушил домик муравьёв. От матери он узнал, что муравьи и божьи коровки - полезные насекомые, уничтожают вредителей. В книгах он прочитал о том, что муравьёв на планете очень много: известно около пятнадцати тысяч видов. Это самые многочисленные из всех насекомых. Мальчик стал наблюдать за этими неутомимыми тружениками. «… Муравьи были разные на вид. Самые маленькие являлись няньками, разведчиками, заготовителями корма и охотниками. А крупные большеголовые – защитниками. Они отбивали атаки других насекомых …» Больше Славик никогда не обижал муравьёв, он гордился своим муравейником, который был самым большим в их дачном посёлке!

«Мир маленьких и больших одинаково великолепен!» — утвер­ждает С.Савицкая. Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав, невозможно не полюбить, как Славик, который открыл для себя удивительных насекомых – муравьёв.

Трогательное ощущение красоты природы сказочник старается передать читателям, закрепить в чувствах в таких сказках, как «Ландыши», «Бабочка», «Любовь», «Поганочка».

В тенистых лесах растут ландыши, запах их «нежнее лучших благовоний, цвета белее белого, на тонком стебельке хрупкие колокольчики покачиваются звеня». Греки считали, что ландыши – память о прекрасной богине Диане. «Будто охотилась она в тех лесах и обронила капли пота в траву, которые тут же превратились в благоухающие небесные цветы». Египтяне меняли слитки драгоценных камней на корневища диковинных растений. С тех пор стали разводить садовники Сирии и Египта подмосковные ландыши…

Даже о несъедобном грибе Поганочке, у которой весь род «поганый был», писатель рассказывает как-то умилительно: сама бледно-голубая, шляпка нежно-прозрачная, чулочки кружевные, а на груди плиссировочка. Но эта внешность обманчива, не зря остальные грибы не любят её: «Мать Поганка, говорят, пятерых со свету сжила, а бабка и того более. И мечтала … Поганочка только об одном: в суп попасть, да навести напасть. Ведь известно, что гриб от грибницы далеко не ходит!»

Так в занимательной форме автор учит понимать язык природы, удивляться ее разумным законам и порядкам.

В сказке «Четвёртая куча» Савицкая знакомит читателей со сложными вопросами охраны природы. Писатель рассказывает о вредных отходах на свалке. Кучи одна страшнее другой: первая - из мельчайших осколков стекла, вторая – из смертельных химикатов, третья - из распадающейся органики. Они наводят ужас на всё живое. Но появляется четвёртая куча, страшнее всех, её невидимые излучения действуют на всю округу так, что у людей пикают пейджеры и сотовые телефоны. Четвёртая «знала, что ей предстоит пережить их всех». Вот так человечество отравляет и губит свой дом из-за бездумного отношения к нему.

Любой неосторожный поступок, любое необдуманное действие человека может привести к экологической катастрофе. Об этом сказка «Старый дым». Из разговора двух дымов: старого и молодого – узнаём о страшных пожарах в лесах и на торфяниках. «Дым дыму рознь. Есть дым полезный, а есть вредный. Помните об этом. И не оставляйте без присмотра даже маленькую непотушенную сигарету. Наступите на неё. Затушите костерок в сухую погоду. Иначе обернется шалость дыма большой бедой для зелени и всего живого в лесу», - предупреждает писатель. В сказке «Деревня плакучих берёз» С.Савицкая с болью повествует о гибели берёз от рук браконьеров, говоря о деревьях, как о живых существах ( «хлещет сок из пня ручьями, как белая кровь земли», «захлебывается бедный пень»). «Выросли вскоре по всей округе плакучие березки» как напоминание о безжалостном отношении людей к природе.

Человек обязан научиться жить в доверительных отношениях с природой, она отплатит ему тем же. Герой сказки «Благословение» дальнобойщик Фролыч сменил свою профессию, стал экологом-журналистом, чтобы помочь природе. От выбора человека зависит его безопасная среда обитания, его будущее.

Этот мудрый взгляд на природу черпаешь, читая сказки Савицкой о природе, знакомясь с героями, которые ощущают себя ответственными за сохранение природы.

Заключение

В ходе проведенной работы нами были рассмотрены сказки С.В. Савицкой из цикла «Беспокойная сорока» с подзаголовком «Экологические сказки».

Мы установили, что сказки Савицкой в доступной форме объясняют суть экологических проблем, помогают расширять экологический кругозор детей и взрослых. Интересное содержание и красота языка сказок Савицкой помогают не только привлечь внимание читателя, заинтересовать его, но и создавать неповторимую атмосферу добра.

Мы выявили характерную особенность экологических сказок Савицкой. Она заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Произведения С.В. Савицкой учат нас любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что мы можем ясно представить себе все. По мнению сказочника, даже в самом простом, на первый взгляд ничем не приметном явлении природы, скрыта удивительная красота и ценность.

Мы выяснили, что экологические произведения Светланы Савицкой учат детей познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию природы, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру и об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Теплота, любовь ко всему живому на Земле чувствуется во всех произведениях для детей Савицкой, они проникнуты искренней любовью к природе. Вот почему её сказки являются кладовой добра и мудрости и сохраняют экологическую актуальность в наше время.

Работа над исследованием была интересной, познавательной. Мне захотелось самой сочинять сказки, нарисовать иллюстрации. Пока у меня их не так много, они представлены в приложении. Считаю, что детям важно рассказывать об экологических про­блемах на понятном им языке, в увлекательной форме, как это делает великолепный сказочник Светлана Савицкая.

Использованная литература


1. Большая советская энциклопедия. — М.: 2008.- 672с.

2. В. Линник. «Сказочник на всю жизнь» - Журнал «Библиотечное дело», 2004, №12, с.24.

3. Ильин В.В. «Символосфера философии Савицкой» - Международный еженедельник «Восток – Запад», 2007, №10, с.2.

4. Д.Розенталь, М.А.Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М: Просвещение, 1985.—399 с.

5.Савицкая С. В. 300 сказок и историй Савицкой Светланы Васильевны. Сказки и истории.- М.: Издательство «ООО Группа Р-Медиа», 2004 - 432 с.

6. http://fb.ru/

7. http://svetskaz.ru/

Приложение

Просмотров работы: 735