Употребление слов-универбатов в современной лексике

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Употребление слов-универбатов в современной лексике

Черкасова А.Г. 1
1МБОУ города Новосибрска "Лицей № 159"
Сарбулатова А.К. 1
1МБОУ города Новосибирска "Лицей № 159"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современных исследованиях по психологии отмечается, что человек конца XIX - начала XXI веков становится все более рациональным и прагматичным. Русский язык богат словами, но большое количество слов люди начали упрощать. Они устали от длинных словосочетаний, поэтому пытаются их сократить. Сначала человек сокращает определенные словосочетания среди своего окружения, а уже потом и при общении с чужими людьми. Эти слова часто встречаются в нашей жизни, но мы даже не задумываемся, что это и как они появились.

Одним из проявлений тенденции к экономии является компрессивное словообразование, одним из способов которой ученые называют универбацию.

«УНИВЕРБАЦИЯ (от лат. Unum verbum - одно слово) – это способ образования слова на основе словосочетания, при котором в производное слово входит основа лишь одного из членов словосочетания, то есть по форме производное соотносительно с одним словом, а по смыслу с целым словосочетанием».1 Этот способ используется преимущественно при образовании имен существительных.

СЛОВА-УНИВЕРБАТЫ употребляются, в основном, в разговорной, в разговорно-профессиональной речи и в современном русском жаргоне. К примеру: школьники часто называют домашнее задание – домашка, а пассажиры именуют маршрутное такси - маршрутка.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что слова- универбаты в разговорной речи стали вытеснять классические слова в русском языке. Это один из наиболее активных процессов наименования реалий действительности в современном русском языке.

Согласно логике изучения вопроса, для определения цели исследования сформулирована гипотеза: современная стилистическая мода в словотворчестве отдает предпочтение компрессивному способу словообразования, в частности - универбации.

Цель моей работы – проанализировать особенности данной группы слов.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

изучить теоретический материал по данному разделу языкознания;

создать каталог слов-универбатов,

создать видеоролик, знакомящий школьников с универбатами.

провести анкетирование учащихся с целью определения результативности данного проекта.

Объектом исследования является современная компрессивная лексика.

Предмет исследования – универбаты.

В ходе работы использованы методы:

анализ,

анкетирование,

наблюдение,

обобщение,

описание,

синтез,

систематизация.

Практическая ценность проекта заключается в создании видеоролика с использованием программы VideoShow для расширения знаний учащихся по конкретному вопросу современной лингвистики.

Из истории изучения вопроса

На протяжении длительного времени компрессивному словообразованию, как основополагающему деривационному явлению, уделяют пристальное внимание языковеды, изучающие русский язык.

В настоящее время накоплен большой теоретический материал в области изучения универбации. Ее исследованию посвящены работы З.К. Ахметжановой, Т.Г. Винокур, И.П. Глотовой, М. Докулила, А.Н. Кожина, В.А. Кудрявцевой, В.В. Лопатина, В.М. Мокиенко, Л.И. Осиповой, А. Сопиры, М.В. Тузовой, Д.Н. Шмелева, Н.А. Янко-Триницкой и др.

Теоретической базой исследования явились работы в области словообразования таких ученых, как В.В. Виноградов, В.М. Винокур, Б.Н. Головин, Е.А. Земская, А.В. Исаченко, Т.Х. Каде, Е.С. Кубрякова, А.Г. Лыков, Р.Ю. Намитокова, А.И. Смирницкий, И.С. Улуханов, А.Н. Тихонов и другие.

Интерес к универбатам возник только в начале XX века, так как до этого времени они были малоупотребительны, о чем свидетельствует исследование Н.А. Янко-Триницкой, В.Г. Костомарова, М.Н. Пановой, У.А. Земсковой. Описание универбатов осуществляется с разных позиций: и с точки зрения грамматики, и с точки зрения стилистики, и с точки зрения лингвострановедения.

Термин «универбация» впервые был употреблен К. Бругманном в 1904 для обозначения звуковых единиц, возникших на основе словосочетаний, внешне цельнооформленных, но не обладающих содержательной изолированностью.

В российской лингвистической литературе существуют и другие термины для обозначения данного явления: «включение» (Сиротинина, 1974), «стяжение или семантическая конденсация» (Исаченко, 1958; Капанадзе, 1973), «семантическая компрессия» (Лопатин, 1977) и «универбация» (Земская, 1968; Глотова, 1977; Ферм, 1994; Осипова, 1994).

Термин «универбаты» впервые используется как предмет обучения в книге Т. Д. Соколовской "Нормативные сокращения в современном русском языке".

Однако при таком изобилии научных работ по словообразованию интерес к изучению универбов нисколько не ослабевает. Это обусловлено тем, что появление универбов - непрерывный процесс, который требует постоянного внимания и изучения. Возникающие новые универбы нуждаются в разностороннем описании.

Универбаты как исторические маркеры

Универбаты имеют давнюю историю в современном русском языке. Уже в 40-ых годах 19 века в среде петербургских театралов употреблялись, сначала в устной речи универбаты - имена собственные: Мариинка (Мариинский оперный театр) и Александринка (Александрийский драматический театр) .

Во второй половине 19 века универбаты начинают использоваться в письменной речи. Так, в 1888-ом году А.П. Чехов употребил универбат «кредитка» - общество взаимного кредита. Также в художественной литературе появляются некоторые универбаты. Например, в романе Ф.М Достоевского «Бесы» использован универбат «кварташка» -квартальный надзиратель.

С 60-ых годов 19 века в русском литературном языке укрепляется тенденция синонимического замещения словосочетаний разговорными новообразованиями на -К(а)- (например: столовка, казенка).

В конце 19 века универбаты составили обширную группу слов, относящихся к разным тематическим группам. Например: ночлежка - ночлежный дом. Поначалу слова-универбаты имели резкую экспрессивную окраску того, чтобы заклеймить те или иные отрицательные явления, например: учредилка, уравниловка, обезличка.

Следует отметить особую продуктивность образования универбатов в 20-ом веке. Этот век для России был богат революционными потрясениями, отразившимися в языке. Появляются политические универбаты: партийка- партийный билет, учредилка - учредительное собрание. Широкое распространение универбации обусловлено, с одной стороны, законом «экономии усилий», так называемым «законом языковой лени», а с другой стороны, резким убыстрением темпа жизни.

Многие из подобных образований перестали употребляться с исчезновением российской империи. Например: охранка - охранное отделение, конка - конная железная дорога и низовка - низовая работа. Другие, напротив, стали единственными обозначениями соответствующих слов, утратив «разговорность» и вытеснив мотивирующие неоднословные наименования из широкого употребления. Например: винтовка - винтовое оружие и поганка - поганый гриб.

Универбаты отразили динамику общественной жизни, развиваясь именно в тех социальных областях, где происходили бурные изменения.

В дальнейшем периоды всплеска производства универбатов наблюдались в исторически значимые эпохи: во время Великой Отечествинной войны, когда активизировалось производство разговорных эквивалентов военных терминов (бронебойка, снайперка, штурмовик); в послевоенный период, в разговорной речи 60-80-е гг. (автозаправка, музыкалка). В 1990-е годы, когда вместе с распадом советского союза исчезли цензурные и многие нормативные ограничения (мобильник, социалка). Пополнение лексикона универбатами происходит и в настоящее время.

Способы словообразования универбатов

и отличия словообразовательной структуры

У каждого слова-универбата свой способ образования. Остановимся на наиболее распространенных моделях.

Способ 1

Универбаты образуются на основе словосочетаний:

«прилагательное +существительное» (анонимка - анонимное письмо),

«существительное+существительное» ( обменник – пункт обмена валюты).

Способ 2

В качестве базовой основы могут выступать несвободные и фразеологически связанные словосочетания (анютки – анютины глазки).

Способ 3

Производящей для универбатов может являться основа имени собственного (Ленинка - библиотека имени Ленина).

Способ 4

При образовании универбата суффикс производящей базы может как сохраняться, так и утрачиваться (копирка - копировальная бумага).

Способ 5

Большинство слов-универбатов образованы при помощи суффиксов:

К(а) (дипломка - дипломная работа),

-ИК/ -НИК (цифровик - цифровой фотоаппарат),

-АК/ -ЯК (холостяк - холостой пробег),

-УШК(а) (легковушка – легковая машина),

- УХ(а) (косуха - косая куртка).

При образовании некоторых универбатов, таких как (визитка от визитНая карточка, двухэтажка от двухэтажНый дом), происходит усечение суффикса конца производящей основы: исчезает –Н-. Также усечение суффикса -СК- и добавление -К- наблюдается в таких словах, как гражданка - гражданСКая жизнь, нобелевка - нобелевСКая премия. Однако данный тип может быть образован и на базе словосочетание, причастие и существительное, к примеру, нержавеЮЩая сталь - нержавейка. В этом слове наблюдается усечение причастного суффикса -ЮЩ- в составе производного слова.

Универбаты с суффиксом -ИК- также производятся от основ прилагательных, но суффиксы -Н- и -ОВ- при этом не устраняются, например, грузовик – грузовая машина, сезонник – сезонный рабочий.

Наиболее продуктивен тип имен существительных с суффиксом -К- (фальшивка, тушенка).

Менее продуктивны универбаты, создаваемые с помощью суффиксов -ИК- (мобильник), а также с суффиксом -УШК - (раскладушка).

Употребление универбатов в разных стилях речи

Универбаты могут употребляться не только в разговорной, но и в художественной, и в публицистической речи.

В художественном тексте элементы разговорной речи становятся образными средствами произведения, подчиняясь функции художественной речи. Существует ряд факторов, обусловливающих то, почему именно универбатам отдается предпочтение в художественной речи. К таким факторам относятся, например, создание непринужденной ситуации, необходимость в имитации устной речи художественного героя, индивидуальный стиль того или иного писателя и т.д. Иными словами, выбор того или иного стилистического средства зависит, в первую очередь, от требования удовлетворения эстетической функции, и затем от индивидуального стиля писателя.

Употребление универбатов в публицистической речи соответствует принципу диалогичности текстов СМИ. Функционирование разговорных средств в газетно-публицистической речи мотивируется рядом факторов. Современная языковая мода предпочитает неофициальный спектр общения. Универбаты как иностилевые средства при употреблении в книжном языке придают контексту разговорный характер, воздействуя тем самым на массового читателя. На выбор сокращенного наименования оказывают влияние процесс демократизации в речевой моде и экономия речевых усилий. Универбаты используются и в художественной речи, и как профессионализмы в газетно-публицистической речи, и вообще функционируют во всех сферах языка.

Универбаты в речи новосибирцев

В наши дни универбаты проникают во все сферы жизни общества.

Мы проанализировали около сотни универбатов, которые часто используют в своей речи новосибирцы.

Большое количество универбатов испоюльзуется в лексике группы «еда»: газировка (газированная вода), жвачка (жевательная резинка), картошка (картофельное блюдо), минералка (минеральная вода), сгущенка (сгущенное молоко), крупы – гречка, манка, овсянка, перловка и т.д.

Машины называют по месту производства японками (японский автомобиль), по модели — шестёрками, девятками (шестая модель Жигулей, девятая модель). Так называемая, «автомобильная лексика» дала универбаты грузовик (грузовой автомобиль), легковушка (легковой автомобиль), аварийка (аварийный свет) еще в XIX в., а XX век добавил автогражданка (автогражданская ответственность), парковка (парковочное место).

Тематическая группа «медицина» тоже имеет в своем составе универбаты: аскорбинка (аскорбиновая кислота), валерьянка (валерьяновые капли), ветрянка (ветряная оспа), касторка (касторовое масло), марганцовка (марганцевая кислота), неотложка (неотложная помощь), пластика (пластическая операция), психушка (психиатрическая больница) и т.д.

В сфере строительства жилья, ЖКХ жители Новосибирска также используют универбаты: хрущевка (дом, построенный в период руководства страной Хрущева), однешка (однокомнатная квартира), двушка (двухкомнатная квартира), трешка (трехкомнатная квартира), высотка (высотное здание), пятиэтажка (пятиэтажный дом), семиэтажка (семиэтажный дом). В последние десятилетия прижились слова незавершенка (незавершенное строительство), ипотека (ипотечное кредитование). Интересная трансформация произошла с универбатом коммуналка: раньше оно обозначало квартиру с несколькими комнатами для разных семей жильцов, а теперь - коммунальные услуги.

Универбация затронула школьную и студенческую лексику. Школьники ежедневно употребляют слова домашка (домашняя работа), началка (начальная школа),

нулевка (нулевой класс), пяти-шестидневка (пяти-шестидневная рабочая неделя). Студенческая жизнь пестрит универбатами зачетка (зачетная книжка), курсовик (курсовая работа), начерталка (начертательная геометрия).

И в других сферах жизни новосибирцев используются универбаты, позволяющие экономить слова: пришедшие из прошлого (кожанка - кожаная куртка), попутка – попутная машина, анонимка - анонимное письмо) и новые (визитка -визитная карточка, электронка - электронная почта, безналичка – безналичная оплата, наличка - наличные деньги).

Универбаты-профессионализмы характеризуют ту или иную сферу трудовой деятельности. К универбатам-профессионализмам относятся следующие: гримёрка (гримёрная комната) - из речи работников театры; гуманитарка (гуманитарная помощь) - из социальной сферы; социалка (социальная сфера народного хозяйства) - из управленческой сферы.

Указанные универбаты употребляются повсеместно, но есть и слова, употребляемые только в нашем мегаполисе. В основном, это топонимы: Богдашка (улица Богдана Хмельницкого), Гусинка (Гусинобродское шоссе),

Заельцовка (Заельцовский район), Первомайка (Первомайский район),

Бугринка (Бугринская роща).

Слова-универбаты являются не только средством компрессии речи, но и средством экспрессии, то есть вносят дополнительную экспрессивно-эмоциональную оценку, иногда — с резко негативным оттенком (забегаловка, тошниловка, разведёнка).

Практическое применение исследования

Материалы, полученные в ходе исследования, легли в основу создания видеоролика: первая часть – информационная (универбаты – маркеры истории), вторая часть – анкета по данному лингвистическому вопросу.

Проведенный опрос дал следующие результаты:

Рис. 1

Результаты анкетирования учащихся после просмотра информативного видеоролика.

Проведено анкетирование 65 учащихся 6-11 классов. Учащимся было предложено назвать 7 слов-универбатов по их определению.

100 %правильных ответов дали 22 учащихся.

75 % правильных ответов дали 15 учащихся.

50 % правильных ответов дали 18 учащихся.

25 % правильных ответов дали 10 учащихся.

Таким образом, 1/3 опрошенных учеников полностью справились с заданием и назвали все слова-универбаты, около половины учеников смогли определить половину предложенных слов-универбатов и лишь 1/6 часть опрошенных школьников не смогли назвать более двух слов-универбатов.

Результат проделанной работы показал значимость и важность данной информации по лингвистике для школьников.

Заключение

Итак, русское словообразование обладает большими возможностями для увеличения информативности текста без расширения числа языковых единиц. Особенностью современной речи новосибирцев, впрочем как и всех жителей РФ, является компрессивное словообразование, обусловленное стремлением к сжатой информации путем замены составных наименований однословными.

Расширение состава русского языка объясняется как лингвистическими факторами (действует закон экономии речевых средств), так и экстралингвистическими (появление новых реалий, а вместе с ними и новых слов).

В нашей описательной работе исследовались вопросы:

изучение лингвистами данного языкового явления,

отражение в лексической группе универбатов исторических событий,

словообразовательные процессы универбации,

анализ универбатов, употребляемых новосибирцами.

Гипотеза - современная стилистическая мода в словотворчестве отдает предпочтение компрессивному способу словообразования, в частности – универбации - подтверждена. Цель исследования достигнута.

Результатом лингвистического изучения стал информационный продукт, который расширил знания учащихся, что подтверждено анкетированием лицеистов нашего образовательного учреждения.

Видеоролик и тест могут быть использованы во внеурочных занятиях: спецкурсах, кружках, факультативах по русскому языку.

Список литературы

Горбачевич К.С. экономия во всем /К.С. Горбачевич//русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (8-10 кл.). М.: Просвещение, 1984. –С. 108-122.

Земская Е.А. русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. М.: Наука, 1981, с. 270.

Китайгородская М.В., Земская Е.А., Ширяев А.В. Русская современная речь. – М.,1981.

Лопатин В.В. Универбация/Ю.Н. Караулов//Русский язык. Энциклопедия. М.: Дрофа. 1997.

Сайты

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Земская Е.А. русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. М.: Наука, 1981, с. 270.

Просмотров работы: 3702