Люди издавна привыкли к книге. Даже не замечая её чудодейственного воздействия на них, можно сказать, что если человек создал книгу, то нет сомнения в том, что книга создана существом мыслящим и разумным! Книга показывает всю нашу жизнь, помогает людям в выборе жизненного пути, учит их избегать ошибок, выходить на правильную дорогу. Над страницами книг читатель радуется и печалится, страдает и негодует, успокаивается и переживает. Все особенности и свойства книги сближают её и человека, связывают их крепчайшими узами, влекут их к книге. Власть книги в наше время огромна, она поистине безгранична, оказывает влияние на весь ход истории.
Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы – ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества…
Вспомнив о том, что живем с Вами в “информационном обществе”, давайте зададимся вопросом, что лучше электронные или бумажные издания. Если вспомнить, что бумага получила широкое распространение только в XIX веке, то современные бумажные издания назвать старыми было бы неверно. По сей день бумажные издания пользуются значительной популярностью, но… все чаще и чаще приходится слышать, что жить им осталось недолго: за очень короткое время их полностью заменят электронные аналоги.
Естественно, сторонники есть как у бумажной, так и у электронной книги. Первые, как правило, говорят, что традиционная книга приносит огромное эстетическое удовольствие. У неё есть свой запах, она приятно хрустит; переворачивая страницу за страницей, мы вступаем в заочный диалог с автором и неспешно делаем открытие за открытием. Возможно частично с ними согласимся, но спорить с другими, со сторонниками электронных изданий, тоже не будем – высокие технологии берут своё, и отрицать электронные издания, по-нашему, то же самое, что отрицать Интернет.
Актуальность работы. Важнейшее предназначение книги - сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Читая, вы получаете возможность совершить путешествие во времени, увидеть настоящее и заглянуть в будущее.
Объект исследования – необходимость чтения в нашей жизни.
Предмет исследования –книга в бумажном и электронном виде.
Цель нашей исследовательской работы: изучить какую роль играют книги и чтение в жизни учащихся младших классов.
Чтобы достичь цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по теме;
Провести анкетирование среди учащихся третьих классов и подвести итоги анкетирования, сделать выводы;
Составить список книг, которые интересны учащимся третьих классов;
На основе списка, составить буктреллер «Любимые герои наших книг».
Повысить интерес сверстников к чтению и книге.
Гипотеза – предположим, что несмотря на огромное количество интересных игрушек, компьютерных игр и других развлечений книга играет важную роль в жизни младших школьников.
Методы исследования – анализ, обобщение, описание, классификация и наблюдение.
Предполагаемая новизна данной работы состоит в том, что рассматривается круг чтения и отношение к книге учащихся параллели 4 классов МАО СОШ № 92.
Глава 1. Что такое книга?
1.1.Прошлое книги.
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли.
Слово «книга» происходит от церковно–славянского выражения «кънигы», что означает буквы или вообще письмо. [3]
В седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события. (Приложение 1, рис.1).
Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии. (Приложение 1, рис. 2).
А в соседнем Египетском государстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. (Приложение 1, рис.3).
Много веков люди пользовались папирусом. До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима. [3]
На смену папирусу пришел новый писчий материал –пергамент.
В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет. (Приложение 1, рис.4).
В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу. (Приложение 1, рис.5).
Во II веке н.э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага. (Приложение 1, рис.6).
Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше, чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет. [7]
В 1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы Гостужского и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец. В Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник Ивану Федорову.
1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга «Апостол». (Приложение 1, рис.7).
Следовательно, мы можем сделать вывод, книга – это волшебница, которая преобразила мир. В ней память человеческого рода. Она рупор человеческой мысли. Процесс создания книги – трудоёмкий процесс, поэтому надо беречь книги. [7]
1.2. Книга сегодня
В XX веке появляется радио и кинематограф, потом - телевидение, а затем компьютеры и интернет. В результате от былого значения книги как обучающего и познавательного инструмента практически ничего не осталось. Кроме того, в заполнении досуга можно также легко обойтись без книги, посмотрев интересный фильм по DVD-плееру или компьютеру. Кроме того, получить информацию с помощью интернета стало гораздо легче и быстрее, чем с помощью книги. С каждым годом популярность интернета растет, особенно среди молодого поколения. Книги ассоциируются исключительно со школьной программой, а также со скукой и бесполезной тратой времени. На сегодняшний день существуют и другие проблемы – высокая стоимость книг, значительный спад интереса к новинкам литературы, а также низкий авторитет книги в современном мире. Ведь всю необходимую информацию можно узнать в интернете или из журналов и газет. [8]
В настоящее время традиционная книга активно вытесняется электронными устройствами, интернетом, аудио-визуальной продукцией. У каждого второго есть iPad или iPhone, ими активно пользуются в дороге, в офисе, даже на отдыхе, но многие ли читают на этих устройствах литературные произведения? Что такое книга для современного ребенка? Популярность книги как источника знаний, информации, да и просто развлечения неуклонно падает. Это касалось практически всех стран мира. Да, чтение стало «деловым», и книга как источник информации постепенно заменяется компьютером с его неограниченными возможностями. Но только чтение и книга как таковая остается источником интеллектуального развития личности. Книжный интерес вызван не только обилием на рынке новомодных бестселлеров. Люди всё больше интересуются классикой, современной публицистикой, мемуарами, специализированной литературой. Большим спросом пользуются произведения современных авторов. [1]
И все же… Интерес к чтению постепенно качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по- другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учебной деятельностью. [1]
1.3.Взгляд в будущее
С течением времени всё претерпевает изменение. Изменяется даже то, что остаётся, изменяя себя с новыми реалиями. Внимание к книге и чтению книг в мире, заполненном средствами массовой информации и ежедневной суетой, по сравнению с прошлым, незаслуженно уменьшается. Однако требования к человеку в новом информационном обществе возрастают. Значимость образованного человека не может рассматриваться при низком уровне грамотности. [4]
Книга за свою многовековую историю пережила разные этапы и ряд революционных скачков. Такие скачки обычно были связаны с изобретением нового способа передачи книжной мудрости – как правило, с помощью нового материала. Вначале это был папирус, затем пергамент и, наконец, бумага. На рубеже XXI века появился совершенно новый вид книги – электронный. [7]
В век цифровых технологий почти вся информация содержится в электронном виде, в том числе и художественная. И сама книга, в виде бумажного носителя, теряет популярность день ото дня. Прирост читательского племени обеспечила именно она. Этот гаджет оказался настоящим прорывом. Теперь читателю не нужно дополнительное освещение, размер текста он устанавливает сам, небольшие размеры такой книжки очень удобны. Если ребенок пристрастится к чтению, за его будущее можно не переживать. Учатся такие дети гораздо успешнее, они более коммуникабельны и благожелательны. [4,14]
Но это не значит, что книга в глобальном смысле теряет своих поклонников. Недаром создаются и продаются электронные книги – мобильные устройства, благодаря которым много книг содержатся в электронном формате на одном носителе. Данные гаджеты набирают популярность у любителей литературы, которые не прочь прочесть страничку любимого романа в свободную минуту. [8]
Как ещё заинтересовать книгой? Как помочь открыть мир чтения?
Для защиты книги были созданы различные общественные и государственные организации, целью которых явилось увеличение популяризации чтения. Подобная организация существует и в нашей стране, однако действует она недостаточно активно. Кроме того, есть и международные организации, занимающиеся проблемой современной книги. Прежде всего, к ним относится Международная ассоциация чтения и ЮНЕСКО. [12]
Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо форме книги. Цель таких роликов -пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров, и кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3-х минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет. Буктрейлер – это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии. В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их вполне по силам сделать дома самостоятельно. Буктрейлер в современном мире не очень распространен, и он только на стадии развитии. [11,15]
Таким образом, мы сделали вывод, что появление новых средств массовой информации сузило книжную сферу, однако именно их и надо использовать для расширения интереса к чтению книг. Да, книга доступна всем, но не каждый умеет ею правильно распоряжаться. И только настоящий читатель может получить максимальную пользу от чтения.
Глава 2. Книга в нашей жизни
2.1.Чтение с увлечением
Французский писатель, философ-просветитель и драматург, Дени Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература). [5]
Чтение можно разделить на несколько видов (условно): опосредованное, самостоятельное и чтение-творчество. [9]
При опосредованном чтении главная роль принадлежит взрослому. Он делает текст более понятным и доступным для ребёнка.
Самостоятельное чтение - второй шаг на пути перехода ребёнка от слушателя к читателю. В этот период развивается потребность к постоянному чтению.
Творческое чтение - это основное средство развития ребёнка: развитие его речи, воображения, способность к восприятию художественной литературы. Творчество, навеянное, чтением может быть каким угодно, ведь оно как бы высвечивает внутренний мир читателя, те духовные процессы, которые совершались в акте чтения. [10]
Таким образом, мы хотим еще раз подчеркнуть важную роль книги в жизни младшего школьника. Чтение с увлечением способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя. А также поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. [5]
2.2. Читательский дневник
Читать или не читать? Каждый должен честно ответить на этот вопрос прежде всего себе.
Интерес к художественной классической литературе снижается год от года. И это объяснимо: чтение требует уединения и безмолвия, а жизнь современного школьника сопровождают бешеные скорости, информационные потоки. Не хватает времени на «погружение» в текст, на обдумывание прочитанного. [6]
Прежде чем говорить о читательском дневнике, обратимся к толкованию самого слова «дневник».
В большом энциклопедическом интернет словаре мы нашли следующую запись: «Дневник - записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя) или автора ("Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши); распространен с конца 18 века.
Как видим, в словарях создатели склоняются к двум сторонам толкования слова: записки личного характера и тетрадь для специальных записей. [13]
Что же такое читательский дневник? Каковы его цели и задачи?
Мы понимаем, что ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.
Ведение читательского дневника позволит:
1) полюбить книгу и процесс чтения;
2) повысить качество чтения;
3) расширить кругозор читателя;
4) развить его творческие способности.[11] (Приложение 2).
Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет.
В зависимости от цели, которую преследует человек, можно выделить несколько видов дневников:
• дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
• дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2017, август 2017 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
• дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений.
Мы считаем, что с каждым годом читатель должен приобретать новые навыки работы с текстами, поэтому структура читательского дневника будет меняться. Нам кажется, что схематичность дневника должна быть заменена развернутыми размышлениями о роли героев, их характеристиками, анализами эпизодов. А в идеале приближенно к дневнику как литературному жанру. Кроме обычных сведений, можно рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям. Мы рассмотрели некоторые «Советы начинающему дневниковеду». (Приложение 3).
Глава 3. Практическая часть
3.1 Анкетирование, опрос и анализ полученных результатов
Для достижения поставленной цели нашей работы мы поставили перед собой пять задач, с помощью которых мы шли к раскрытию темы и подтверждении выдвинутой гипотезы.
Итоги первой задачи-Изучить литературу по теме.
Изучив литературу по теме, можно с уверенностью сказать, что тема «Книга: прошлое, настоящее, будущее» является актуальной. Чтению, и книге в частности, уделяется большое внимание. В 2006 году была принята национальная программа развития и поддержки культуры чтения, в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется, что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями. (Приложение 4).
Итоги второй, третьей и четвертой задач - Провести анкетирование среди учащихся третьих классов и подвести итоги анкетирования, сделать выводы; Составить список книг, которые интересны учащимся третьих классов; На основе списка, составить буктрейлер «Любимые герои наших книг».
Анкетирование мы провели в трех третьих класса - 3 «А», 3 «Б», 3 «Ж». Анкета состояла из семи вопросов. (Приложение 5). В опросе приняли участие 96 учащихся. На вопрос «Любите ли вы читать?» варианты ответов были: а) да; б) нет; в) смотря что. Ответы оказались следующими: «да» ответили 53 человека, «нет» 5, «смотря что» 38. Проанализировав ответы мы сделали вывод, чтение учащимся параллели третьих классов интересно и читать дети любят. (Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).
С помощью второго вопроса, мы еще раз подтвердили, что чтение актуально для детей и не важно какой формат книги они предпочитают – 78% опрошенных считают, что бумажный формат книги читать интереснее и удобнее, а 22% остановили свой выбор на электронном носителе.
Результаты ответов на третий вопрос «Чем для вас является книга?» оказались следующими. Данные представлены на диаграмме. 61 человек с уверенностью подтвердили, что книга — это источник информации и средство получения новых знаний, 26 человек считают книгу элементом развлечения, что в принципе тоже является показательным фактов. Если у детей есть свободное время и они читают книгу, то с книгой в руках тоже можно отдыхать. И только 9 человек из 96 ответили – «читаю, потому что заставляют». Учащихся, которые бы не читали книги не оказалось.
На вопрос «Посещаете ли вы библиотеку?» положительно ответили 85 учащихся, 11 опрощенных библиотеки не посещают.
Из 96 ребят 65 ответили, что у них дома хоть небольшая, но есть личная библиотека, а 31 человек ответили «нет». (Приложение 9).
Очень интересные и разнообразные ответы участники предложили на шестой вопрос анкеты «Назовите вашу любимую книгу и автора». По итогам обработки анкет мы составили список книг, рекомендуемые нашими сверстниками. (Приложение 10, Приложение 11, Приложение 12). А также по этим книгам мы составили буктрейлер «Любимые герои наших книг». (Приложение 13).
В этом ролике –миниатюре мы попытались показать и самые яркие и узнаваемые моменты любимых книг, их героев и авторов, визуализируя их содержания. Целью данного буктрейлера, является выявление потребностей в чтении учащихся третьих классов и повышение интереса к чтению. Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение буктрейлеры можно использовать на уроках литературного чтения, на уроках внеклассного чтения и как тематику часов общения.
На вопрос, для чего нужны книги, ответили не все участники анкетирования. Приведем примеры некоторых высказываний: Книга-развитие интеллекта; Чтобы получать информацию и погрузиться в мир волшебства; Читая набираешься вдохновения; Книга-источник информации; Книга развивает; Чтение-хороший способ провести выходные дни; Успешные люди-читают книги; Чтение книг-способ саморазвития. ( Приложение 14).
В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что интерес к чтению книг у учащихся трех третьих классов нашей школы существует. Книга для современных детей не перестала быть источником духовного роста. Дети читают, у них есть любимые книги, герои, авторы. Несмотря на то что некоторые дети называли книги из школьной программы, они отмечали, что в учебники произведение печатается в сокращении, а мы прочитали его в полном объеме. Книга-это наш друг, советчик, который помогает, подсказывает. В процессе чтения можно отправиться с героями в дальние путешествия, погрузиться в удивительный и увлекательный мир приключений и волшебства, очутиться в дали от своих огорчений и тревог. Однако, к сожалению, некоторые не считают чтение важным элементом своей жизни, поэтому представляется необходимым прививать школьникам интерес к книге и чтению.
Пятая задача, которую мы ставили при работе на данным проектом -повысить интерес одноклассников к чтению и книге.
Книга очень плотно вошла в нашу жизнь. Даже если кто –то и не читает любимые книги в сводное время, то по школьной программе ему так или иначе приходится сталкиваться с книгой. Поэтому мы решили на собственном примере поделится со сверстниками нашими впечатлениями о читательском дневнике.
Мы сами попробовали себя в роли дневниковеда. Вести читательский дневник было интересным и новым для нас занятием. Начиная с первого класса мы и по сегодняшний день ведение читательского дневника является неотъемлемой частью чтения с увлечением. Благодаря полученным знаниям, мы смогли более точно и красочно описать прочитанные произведения. В деталях описать, а иногда и нарисовать портрет любимого героя. Нарисовать иллюстрацию к книге или произведению. Появились возможности для творчества и разнообразия вариантов оформления. А когда просматриваешь такие читательские дневники, с легкостью можно вспомнить и пересказать или посоветовать одноклассникам прочитать то или иное художественное произведение.
Таким образом, учащиеся младших классов ценят и любят книгу, детей можно назвать читающими. А итог анкетирования положительным. Однако, прививать современным школьникам интерес к книге и чтению нужно. Через часы общения, через творческое отношение к чтению, ведению читательских дневников, разработку и показ буктреллеров на уроках внеклассного чтения и даже на родительских собраниях.
Заключение
Работая над исследовательским проектом «Книга: прошлое, настоящее, будущее» мы подтвердили, что история возникновения книг удивительна и интересна. Древние книги и современные очень различны. Человечеству пришлось многому научиться, прежде чем дойти до современного уровня создания и издания книг. Найденные факты о книгах и чтении интересны и познавательны.
Книги необходимо читать, потому что с их помощью мы можем обогатиться новыми знаниями, расширить свой кругозор. С помощью чтения мы можем себя развивать, делая какие-то открытия и выводы, а также мы можем стать интересными собеседниками. Таким образом мы подтвердили актуальность работы.
Целью нашего исследования являлось изучение роли книги и чтения в жизни младших школьников. В ходе работы мы провели опрос и выяснили, что почти у каждого есть своя любимая книга. По любимым книгам мы составили буктреллер, который был показан учащимся параллели третьих классов, с целью повысить интерес сверстников к чтению. Ведение и просмотр читательских дневников среди учащихся поможет формированию читательских умений и привитие интереса к чтению. Прежде всего, научит детей любить, ценить и понимать прочитанное.
Проведенный опрос среди учеников подтверждает высказанную мысль. Абсолютное большинство опрошенных любят читать. Нас порадовали результаты анкетирования, дети воспринимают книгу как источник информации и средство получения новых знаний. Респонденты указали на удобство чтения печатной, а не электронной книги. Почти все участники опроса отметили благотворное влияние книги на человека, признавая, что чтение способствует развитию, воспитанию, самосовершенствованию и самопознанию. Для младших школьников книга играет важную роль в их жизни. Гипотеза работы подтверждена.
Просто нужно помнить, что книга — наш друг с юных лет, что именно она содержит более одухотворенную информацию, читайте понравившиеся вам произведения и получайте знания по школьным предметам и личным вопросам. Не нужно делать никаких исключений. Все, что может быть полезно нам как читателям, надо использовать для своего образования и личностного роста.
Список литературы
Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России [Текст]: научно-методическое пособие / А. Б. Антопольский. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2004.
Борисенко они читают без нас? // Литература. 2005. № 4.
Крайнова Н.М. Страны и народы Европы и России.- Москва: Мир книги, 2006.
Лаврик О. Л. Традиционные и электронные библиотеки [Текст] //Библиотековедение — 2002.
Поварин С.И. Как читать книги. - М.: Книга, 1978.
Тихомирова И.И. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. -2009.
Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004.
М.Бютор «К вопросу о роли современной книги»-М.:Прогресс, 2009.
Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся - М., «Просвещение», 1998.
Чубарьян О.С. Человек и книга.-М.: Наука, 1978.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/rol-chitatelskogo-dnevnika-v-razvitii-navikov-raboti-s-tekstom-2430224.html
http://www.bibliofond.ru/
http://www.o-detstve.ru
https://ru.wikipedia.org
https://yandex.ru/images/
Приложение 1
Каменные книги.
Рис.1
Глиняные книги.
Рис.2
Книги из папируса.
Рис.3
Книги на пергаменте.
Рис.4
Книги из бересты.
Рис.5
Книги из бумаги
Рис.6
Первая русская печатная книга «Апостол»
Рис.7
Приложение 2.
К.И. Чуковский , Доктор Айболит. 1 класс
А.Волков, Желтый туман. 2 класс
Тамара Крюкова, Ровно в полночь по картонным часам. 3 класс
Приложение 3.
Советы начинающему дневниковеду.
1. Кто тебе посоветовал прочесть эту книгу (рассказ, сказку и т.п.)? Если выбрал сам, то почему именно ее? (Объясни выбор так, как есть)
2. Ты начал читать (а может, тебе читают). Тебе интересно? Почему? Опиши свои мысли.
3. Нарисуй иллюстрацию в самом начале чтения, когда еще мало узнал. Она может быть любой, по твоему желанию. Напиши несколько слов к нарисованному.
4. Наверняка, у тебя появился любимый герой. Пора создать его личную страничку! Вот вопросы тебе в помощь:
• Опиши внешность героя,
• Назови черты его характера
• Каковы его любимые занятия
• Что он любит есть, его любимые слова, его привычки и т.д.
• Кто его друзья? Какие они?
• Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
• Есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?
• Нарисуй портрет любимого героя
5. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Нарисуй к отрывку иллюстрацию.
6. Представь себя героем книги. Как бы тебя звали? Придумай себе имя, внешность. Опиши свой характер. Укажи, с кем бы ты дружил, где жил и т.д. Если хочешь, нарисуй свой портрет или сюжет со своим участием.
7. Вот ты и перелистнул последнюю страничку. Понравилась тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.
8. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать? Подбери и напиши такие волшебные слова.
**********************************************************
ФИО автора произведения.
Название произведения.
Число страниц.
Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.).
В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
Отзыв о книге.
Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
Список критической литературы по произведению или автору.
Выписки понравившихся фраз, выражений.
Краткая биография писателя.
Приложение 4.
Приложение 5.
Анкета
Прошу вас ответить на вопросы данной анкеты, так как ваше мнение и опыт важны мне, для выполнения исследования по теме «Книга: прошлое, настоящее, будущее».
Любите ли вы читать?
А. Да Б. Нет В. Смотря что
Какой формат книги вы предпочитаете?
А. Бумажный носитель Б. Электронный носитель
Чем для вас является книга?
А. Источник информации и средство получения новых знаний
Б. Элемент развлечения
В. Читаю, потому что заставляют.
С. Не читаю.
Посещаете ли вы библиотеку?
А. Да Б. Нет
Есть ли у вас дома личная библиотека?
А. Да Б. Нет
6. Укажите вашу любимую книгу и ее автора.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как вы считаете для чего нужны книги?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за участие в опросе!
Результаты обработки анкет, 3 «А» класс. Приложение 6.
№ п/п |
1.Любите ли вы читать? |
|
|
2. Какой формат книги вы предпочитаете? |
3. Чем для вас является книга? |
4.Посещаете ли вы библиотеку? |
5. Есть ли у вас дома личная библиотека? |
||||||
|
Да |
Нет |
Смотря что |
Бумажный носитель |
Электронный носитель |
Источник информации и средство получения новых знаний |
Элемент развлечения |
Читаю, потому что заставляют |
Не читаю |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
ИТОГО |
15 |
3 |
14 |
28 |
4 |
18 |
10 |
4 |
0 |
31 |
1 |
24 |
|
№ п/п |
1.Любите ли вы читать? |
2. Какой формат книги вы предпочитаете? |
3. Чем для вас является книга? |
4.Посещаете ли вы библиотеку? |
5. Есть ли у вас дома личная библиотека? |
|||||||||||
|
Да |
Нет |
Смотря что |
Бумажный носитель |
Электронный носитель |
Источник информации и средство получения новых знаний |
Элемент развлечения |
Читаю, потому что заставляют |
Не читаю |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
|||
ИТОГО |
24 |
1 |
10 |
33 |
2 |
22 |
10 |
3 |
0 |
33 |
2 |
30 |
5 |
№ п/п |
1.Любите ли вы читать? |
2. Какой формат книги вы предпочитаете? |
3. Чем для вас является книга? |
4.Посещаете ли вы библиотеку? |
5. Есть ли у вас дома личная библиотека? |
||||||||||
|
Да |
Нет |
Смотря что |
Бумажный носитель |
Электронный носитель |
Источник информации и средство получения новых знаний |
Элемент развлечения |
Читаю, потому что заставляют |
Не читаю |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
||
ИТОГО |
14 |
1 |
14 |
14 |
15 |
21 |
6 |
2 |
0 |
21 |
8 |
11 |
18 |
Любите ли вы читать?
1.Любите ли вы читать? |
|||||||||||
|
Да |
Нет |
Смотря что |
ИТОГО |
|||||||
3А |
15 |
3 |
14 |
32 |
|||||||
3Б |
24 |
1 |
10 |
35 |
|||||||
3Ж |
14 |
|
14 |
28 |
|||||||
ИТОГО |
53 |
4 |
38 |
95 |
|||||||
|
|||||||||||
Какой формат книги вы предпочитаете?
2. Какой формат книги вы предпочитаете? |
|||
|
Бумажный носитель |
Электронный носитель |
ИТОГО |
3А |
28 |
4 |
32 |
3Б |
33 |
2 |
35 |
3Ж |
14 |
15 |
29 |
ИТОГО |
75 |
21 |
96 |
Чем для вас является книга?
3. Чем для вас является книга? |
|||||
|
Источник информации средство получения новых знаний |
Элемент развлечения |
Читаю, потому что заставляют |
Не читаю |
ИТОГО |
3А |
18 |
10 |
4 |
|
32 |
3Б |
22 |
10 |
3 |
|
35 |
3Ж |
21 |
6 |
2 |
|
29 |
ИТОГО |
61 |
26 |
9 |
0 |
96 |
Посещаете ли вы библиотеку?
4.Посещаете ли вы библиотеку? |
|||
|
ДА |
НЕТ |
ИТОГО |
3А |
31 |
1 |
32 |
3Б |
33 |
2 |
35 |
3Ж |
21 |
8 |
29 |
ИТОГО |
85 |
11 |
96 |
Есть ли у вас дома личная библиотека?
5. Есть ли у вас дома личная библиотека? |
|||
|
ДА |
НЕТ |
ИТОГО |
3А |
24 |
8 |
32 |
3Б |
30 |
5 |
35 |
3Ж |
11 |
18 |
29 |
ИТОГО |
65 |
31 |
96 |
Список любимых книг. Класс 3 «А»
№ п/п |
Автор |
Название книги |
1 |
Астрид Линдгрен |
Пеппи Длинный чулок |
2 |
Иосиф Дик |
В ДЕБРЯХ КАРА-БУМБЫ |
3 |
Холли Вебб |
Котенок Звездочка, или Двойной сюрприз |
4 |
Элинор Портер |
Поллианна |
5 |
Г.Г.Куликов |
Как я влиял на Севку |
6 |
Тамара Крюкова |
Кот на счастье |
7 |
Холли Вебб |
ЩенокЭлфи, или не хочу быть один. |
8 |
Эдуард Успенский |
Школа клоунов |
9 |
Марк Твен |
Приключения Тома Сойера |
10 |
Виктор Драгунский |
Денискины рассказы |
11 |
Николай Носов |
Приключения Незнайки |
12 |
Лия Гераскина |
В стране невыученных уроков |
13 |
Ю. Вознесенская |
Юлианна, или Игра в «Дочки-мачехи» |
14 |
Астрид Линдгрен |
Мадикен |
15 |
|
Гравити Фолз |
16 |
Юрий Коваль |
Приключения Васи Куролесова |
17 |
А.С. Пушкин |
Сказка о попе и работнике его балде |
18 |
Холли Вебб |
Серия «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива» |
19 |
Григорий Остер |
Вредные советы |
20 |
Иван Крылов |
Басни |
21 |
Арру-Виньо |
Приключения семейки из Шербура |
22 |
Холли Вебб |
|
Список любимых книг. Класс 3 «Б»
№ п/п |
Автор |
Название книги |
1 |
Н.Носов |
Приключение Незнайки |
2 |
Марк Твен |
Приключения Тома Сойера |
3 |
Н.Носов |
Витя Малеев в школе и дома |
4 |
Джоан Роулинг |
Гарри Потер |
5 |
Холли Вебб |
Серия «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива» |
6 |
Элинор Портер |
Поллианна |
7 |
Джек Лондон |
Белый клык |
8 |
Сергей Голицын |
Сорок изыскателей |
9 |
Туве Янссон |
Все о мумитроллях |
10 |
Валерий Медведев |
Баранкин, будь человеком! |
11 |
Астрид Линдгрен |
Карлсон, который живет на крыше |
12 |
Лия Гераскина |
В стране невыученных уроков |
13 |
Н.Носов |
Незнайка на Луне |
14 |
Эно Рауд |
Муфта, Полботинка и Моховая Борода |
15 |
Алексей Шевченко |
Космические ежики |
16 |
А.С. Пушкин |
Сказка о рыбаке и рыбке |
17 |
Константин Паустовский |
Жильцы старого дома |
18 |
Самуил Маршак |
Стихи |
Список любимых книг. Класс 3 «Ж»
№ п/п |
Автор |
Название книги |
1 |
Борис Заходер |
Перемена |
2 |
Лия Гераскина |
В стране невыученных уроков |
3 |
А.С. Пушкин |
Сказка о рыбаке и рыбке |
4 |
Льюис Кэрролл |
Алиса в стране чудес |
5 |
Борис Заходер |
Моя вообразилия |
6 |
Эдуард Успенский |
Дядя Федор, кот и пес |
7 |
Джоан Роулинг |
Гарри Потер |
8 |
А.С. Пушкин |
Руслан и Людмила |
9 |
Корней Чуковский |
Доктор Айболит |
10 |
Константин Бальмонт |
Стихи |
11 |
Николай Носов |
Фантазеры |
12 |
Николай Носов |
Приключения Незнайки |
13 |
Эрин Хантер |
Коты воители |
Итоги анкетирования. Для чего нужны книги?
№ п/п |
Как вы считаете для чего нужны книги? |
1 |
Чтобы узнавать много нового и интересного |
2 |
Книга-источник информации |
3 |
Чтобы получать информацию |
4 |
Чтобы получать новые знания |
5 |
Чтобы развлекаться |
6 |
Чтобы читать |
7 |
Чтобы получать новые знания, а если это фантастика, то для интереса |
8 |
Книги - для жизни |
9 |
Чтобы получать информацию и погрузиться в мир волшебства |
10 |
Чтобы узнавать новое |
11 |
Чтобы правильно писать слова и получать знания |
12 |
Чтобы получать новые знания и для удовольствия |
13 |
Для развлечения и поиска новой информации. Книга развивает |
14 |
Для того чтобы читать, а когда читаешь ты получаешь новые знания. Я читаю с удовольствием |
15 |
Чтобы заинтересоваться еще больше |
16 |
Чтобы получать пользу |
17 |
Читать |
18 |
Набираться вдохновения |
19 |
Хорошо провести время в выходные |
20 |
Для развития интеллекта |
21 |
Чтобы хорошо учить стихи |
22 |
Чтобы развивать память |