ОБРАЗ СОЛДАТА В РУССКИХ БЫТОВЫХ СКАЗКАХ

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗ СОЛДАТА В РУССКИХ БЫТОВЫХ СКАЗКАХ

Колягина Д.П. 1
1МОУ Лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда»
Чернова О.Н. 1
1МОУ «Лицей № 5 им. Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Подлинную историю трудового народа нельзя знать,

не зная устного народного творчества»

М. Горький

ВВЕДЕНИЕ

У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором1. На протяжении веков русский народ также создавал бесценные памятники искусства слова: былины, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и загадки.

Русские народные сказки – произведения русского фольклора и русских писателей. Как и любые истинно народные произведения искусства, сказки показывают самую суть народа, открывают его душу, помогают понять коллективное бессознательное и обратиться к глубинным архетипам2.

Сказки – один из основных видов устного народного творчества.

С раннего детства до старости жизнь человека связана со сказками.

В них отражена повседневная жизнь и борьба народа, его отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости.

Наличие фантастического вымысла, использование приемов неправдоподобного изображения действительности отличает народные сказки от других повествовательных фольклорных жанров. Отношение народа к сказке показывают пословицы, поговорки: «Не рассказывай мне сказки, друг», т. е. не рассказывай небылицу, не выдумывай, «Сказка бывает с преувеличением, а рассказ или повесть с добавлением». Это подчеркивает, что сказка всегда содержит фантастику и гиперболу3.

Русские народные сказки обычно делят на следующие жанры:

1. О животных.

2. Волшебные.

3. Бытовые (анекдотические, новеллистические).

В своей работе я бы хотела остановиться на русских бытовых сказках, посвященных солдату.

Цель: познакомиться с произведениями русского фольклора, изучить бытовые сказки о солдатах.

Для анализа мной были выбраны сказки, собранные в разное время на территории современной России.

Исходя из данной цели, я определила следующие задачи своего проекта:

Систематизировать источники по названной теме;

Изучить жанровые особенности народных бытовых сказок и их виды;

Прикоснуться к истории военной службы России XVII-XIX вв.;

Проанализировать русские «Солдатские сказки» и определить образ солдата в них.

Найти иллюстрации художников к сказкам о солдатах, тем самым познакомиться с художественным образом русского солдата.

Методы исследования: изучение научной и художественной литературы, материалов по теме исследования, беседа с прабабушкой о солдатских сказках ее детства и молодости, посещение во время осенних каникул музея военного костюма в г. Санкт-Петербург, подбор загадок на военную тему, пословиц и поговорок о солдатах, анализ найденных произведений.

Практическую значимость вижу в использовании материалов данного исследования на уроках литературы.

Жанровые особенности народных бытовых сказок

Каждый сказочный жанр отличается своеобразием художественного вымысла и повествовательной формы, оригинален по происхождению, характеризуется особыми, только ему присущими типами героев и самостоятельным кругом сюжетов.

1. В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт. Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами, благодаря счастливому стечению обстоятельств, собственной смекалке, изворотливости, плутовству4.

2. События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве – условно реальном, но сами эти события невероятны.

3. В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля, Русалка.

4. Характерна краткость изложения, разговорная лексика, диалог.

Подвиды бытовых сказок.

1. Анекдотические сказки. (анекдотические сказки сложились только в средние века).

Исследователи их называют по-разному: сатирические, сатирико-комические, бытовые, социально-бытовые, авантюрные5.

В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способа уничтожения противника.

Герой этого жанра – человек, униженный в семье или в обществе: крестьянин, наемный работник, солдат, вор, глупец. Его противники – богатый мужик, поп, судья, черт, «умные» старшие братья, злая жена, которых одурачивает главный герой. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов бытовых сказок. Никто такие сюжеты не принимает за реальность.

Анекдотические сказки использовали раешный стих, языковые формулы. Например: «Жил старичок, не велик – с кулачок, и ходил он в кабачок», «Наум - взбрело на ум».

В сказках используется реалистический гротеск – вымысел на основе реальности. Например: работнику велено караулить дверь – он снимает и уносит домой.

2. Новеллистические сказки.

Бытовые новеллистические сказки внесли в повествовательный фольклор новое качество: интерес к внутреннему миру человека.

Тематика – личная жизнь.

Герои – разлученные влюбленные, оклеветанная девушка, изгнанный матерью сын, переодетая мужчиной жена, которая выручает мужа.

Новеллистические сказки обходятся без привнесения чудесного – здесь его почти нет. Сюжет составляют любовные приключения, опасные путешествия, чередование удач и неудач.

История возникновения царской службы на Руси

Взяв в разных библиотеках города несколько сборников русских народных сказок, я быстро смогла убедиться, что русский отставной солдат – один из самых популярных героев русских народных сказаний. Его всегда отличала храбрость, ловкость и смекалка.

Для того, чтобы глубже понять для себя характер солдата, его поступки, я решила узнать как становились солдатами, в каких условиях проходила военная служба тех времен.

До конца 17 века, защитную функцию государства выполняло стрелецкое войско. Они жили на землях выданных царем и были готовы по первому зову выступить на неприятеля. Первое регулярное войско появилось только при первом российском императоре, Петре первом6.

1705 года Петр издал указ о введении рекрутского набора солдат в русскую армию. С этого момента началось обучение низших чинов. Служба в царской армии была тяжелой и мне стало интересно, сколько лет служили в царской армии? В те времена страна постоянно находилась в состоянии войны, по этой причине в армию призывали пожизненно.

В XVIII-третьей четверти XIX вв. Русская армия комплектовалась на основе рекрутской повинности, которой подлежали только представители податных сословий (мещане, рабочие и цеховые и «разного прозвания» крестьяне). Рекрутская повинность носила общинный характер, сами рекрутские наборы длительное время проводились нерегулярно и по мере необходимости войск в новом пополнении, но в XIX в. система проведения наборов была значительно упорядочена. В первые годы создания государственной армии побеги рекрутов были частыми явлениями, поэтому для надежности их сковывали кандалами. Позднее рекрутов начали помечать татуировкой в виде креста на ладони. Но за исправную службу Петр щедро награждал своих солдат. Были введены ряд премий за участие в значимых боях. Как указывалось выше, срок солдатской службы первоначально был пожизненным и только в 1793 г. определён в 25 лет, в 1834 г. уменьшен до 20 лет службы в строю и 5 лет последующего пребывания в «бессрочном отпуске» и впоследствии после Крымской войны неоднократно сокращался. В 1874 г. рекрутчина была заменена более прогрессивной всесословной воинской повинностью, которой подлежали представители уже всех сословий, повинность имела личный характер, а сами наборы проводились ежегодно. Общая продолжительность военной службы теперь определялась в 15 лет, из них действительная служба в сухопутных войсках составляла 6 лет и 9 лет в запасе7.

«Солдатчина» в России ещё с петровских времён была заметным явлением в жизни народа, естественно, она нашла своё отражение и в сказках, тема службы в армии стала весьма популярной.

Толкование изученных сказок о русских солдатах

Обычно сказка начинается с того, что солдат прекращает свою службу в связи с побывкой, отставкой или дезертирством. Служба солдата царю в сказках обычно сводится к стоянию на часах. Прямым начальником солдата оказывается генерал. Формирование, в котором служит солдат называется либо полком, либо ротой. В случае непослушания солдат бьют палками (в России практиковалось для нерадивых солдат в 1701 — 1864 годах). По пути домой он заходит в кабак (где выпивает чарку водки), останавливается на ночлег, где сталкивается с нечистой силой (чёрт) и вступает с ней в поединок. Заменой ночлега может быть квартирование в походе или работа на барина (помещика) в качестве батрака после отставки. В сказке часто упоминается, что солдат служил 25 лет и заработал синий билет («Солдат Иванка»)8. Иногда упоминается имя солдата — Андрей («Солдат Андрей)9.

О русских солдатах сложено множество сказок и легенд, их подвиги известны во всём мире и вызывают уважение земляков и граждан других стран.

Мне хотелось бы выделить некоторые из них.

Каша из топора

Эта солдатская сказка – самая известная. Вариантов ее изложения довольно много. Солдатская жизнь никогда не отличалась обильной и изысканной пищей, и потому при возможности служивые применяли свою находчивость и смекалку, чтобы вкусно и сытно пообедать.

Солдат в этой сказке олицетворяет умного и находчивого человека! Я бы также сказала, что солдат нагловатый, так как не каждый смог бы так нагло обмануть старушку...

В этой сказке хитрый солдат сумел убедить бабку, что из обычного топора можно приготовить вкусную кашу и когда бабка жадная до всего недорогого и выгодного начала готовить кашу, оказалось, что кроме топора в нее кладут все что нужно, для самой обычной каши. А вот топор, никто есть не стал, солдат заявил, что его еще в следующий раз можно для каши использовать.

Солдат в этой сказке, конечно нравится читателям, он находчивый и смекалистый. Ну а смелым солдат должен быть просто по определению.

Вот только рассеянным его назвать нельзя - топор-то он не забыл.

С другой стороны, по моему мнению, у него есть и негативные черты. Пустили его переночевать (не за деньги, про них ничего в сказке не говорится), так и корми ещё бесплатно? Какая разница, что у старухи было, что поесть? Это её, ей не с неба свалилось и не царь-батюшка прислал. Почему она должна всякого незнакомца кормить из своих запасов?

Он жалованье не получает за свою службу, что у него заплатить нечем? Ну денег нет - так отработай, дров старухе наколи, воды натаскай... Старуха жадная, а солдат? Хороший? Потратил ее продукты, ещё и топор с собой прихватил. Как-то не справедливо поучается!

Петр 1 и находчивый солдат

Как уже подсказывает само название сказки - "Находчивый солдат" - учит она, в первую очередь, этой самой находчивости. Ведь, если бы солдат вовремя не сообразил и не "взмолился" вслух с просьбой обратить палаш (это рубяще-колющее клинковое холодное оружие с широким к концу, прямым и длинным — до 100 см — клинком10) в дерево, то он остался бы в глупцах. А так, благодаря своей смекалке вышел из ситуации, можно сказать, победителем. Солдат, конечно, посидел три дня в гауптвахте, но его находчивость была оценена царем и он был направлен в штурманскую школу.

Если сравнивать солдат из двух вышеназванных сказок, то можно сказать, что оба солдата хитрые и находчивые, найдут выход из любой ситуации.

Впрочем, таким и должен быть служивый, ведь на войне случается всякое.

При этом герой из сказки " Находчивый солдат ", ещё и изворотлив.

Придал своему промаху видимость чуда и при этом вроде как выполнил приказ царя, чем и заслужил его милость.

Солдатская шинель

Это тоже бытовая сказка. В ней два героя - находчивый солдат и барин. Я порадовалась смекалке солдата и смеялась над растяпой барином. Главный герой, солдат, сумел продать барину свою простенькую, видавшую виды шинель, убедив его, что она может заменить ему гору перин и подушек. Из разных источников я узнала, что служба солдата в царские времена была суровой, что во времена похода не было удобств и приходилось использовать для сна то, что было под рукой. Поэтому шинель для солдата служила не только одеждой, но и постелью. Барин жил в других условиях, спал на кровати, на перине, голова на подушке, укрывался одеялом. Не работал, и не знал тягот солдатской жизни. Об этой разнице нам и рассказывает сказка. Из этого можно сделать вывод: вот как поработаешь, да долго не поспишь, так и на камне уснёшь, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт.

Эта сказка оказалась очень веселой. Я не могу назвать эту сказку, сказкой. Скорее - притча, основанная на наблюдениях, а также на народном опыте. В ней мне больше всего понравился солдат, который оказался умным и веселым. Ему удалось отыскать способ для того чтобы посмеяться над глупым барином. Также он сумел получить с этого определенную выгоду.

В сказке с юмором описывается, как барин, поняв, что его хитроумно провели, жалуется командиру. А командир за находчивость наливает солдату чарочку и говорит, что уставшему, хорошо потрудившемуся человеку и солдатская шинель покажется мягкой периной.

Солдат оказался умным, в то время как барин простаком.

Эта сказке описывает и внешний облик солдата: он одет в мундир или шинель, фуражку или сапоги. За плечами у него ранец. Вооружен ружьем и палашем. Солдат имеет крученые усы и курит трубку.

Солдатская загадка

Эта сказка немного напоминает сказку "Каша из топора", только с той разницей, что героев здесь было больше.

Прежде всего, это солдаты, которые ловко обвели вокруг пальца жадную старушку;

скупая хозяйка-старушка, которая пожалела для служивых еды;

сын старушки, вернувшийся с покоса.

Если вкратце, то сюжет сказки про то, что старушка не захотела поделиться со служивыми, зашедшими к ней на огонек, запеченым петухом. Припрятав кушанье в печке, она стала загадывать солдатам загадку, не зная того, что они уже проведали о петушке, и припрятали его в сумку. Думая, что она провела солдат, старушка вечером похвалилась своему сыну, но тот сразу догадался, что "петушок от бабушки уже ушел".

Мораль сказки такова, что нельзя быть таким жадным, с гостями стоит себя проявить радушным и щедрым хозяином.

Также в сказке Солдатская Загадка проскальзывает мысль, что именно благодаря своему жизненному опыту солдаты таки смогли добыть спрятанного вареного петуха и в результате все-таки поесть, а не остаться голодными.

Солдат и смерть

Очень интересная сказка, в которой солдат оказывается сильнее всех сверхъестественных сил. Он не боится чертей, а гоняет их. Он не боится смерти и издевается над ней. Он не боится Бога, и не слушает его указаний. Солдат в этой сказке сам хозяин собственной жизни, над нет высших сил. И мне это очень нравится.

В фольклорной картине мира смерть обычно рассматривается как одушевленное существо, что обусловлено сказочной спецификой. Причем характерен вполне определенный внешний облик смерти, она «узнаваема». В этих фольклорных традициях отмечается взгляд на смерть как на неотвратимое событие, прекращающее жизнь человека. При этом одновременно полагается, что не стоит покоряться смерти, с ней можно побороться и даже подружиться, вступить в родственные отношения, заключить договор, но подчиняется она Богу. Для человека характерны попытки высмеять то, чего он боится, и таким образом избавиться от страха.

В таких сказках как «Солдатская школа», «Солдат и черт», «Два братца из хозяйского ранца», «Солдат и барин», «Про солдата и Петра 1» солдат также олицетворяет справедливость, честь, мужество. Даже из самых сложных ситуаций можно выйти, применив солдатскую смекалку.

Эта тема меня увлекла настолько, что я решила собрать и художественные образы солдат, проиллюстрированные русскими художниками в сказках и мультфильмах. Эту подборку я привела в Приложении № 1 к проекту.

Сделала подборку пословиц и поговорок о солдатах (Приложение 2 к проекту)11, а также военных загадок12 (Приложение 3 к проекту).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что солдат - положительный персонаж русских народных и авторских сказок. Русский солдат обладает массой качеств. Он хитер, умен, вынослив, силен и амбициозен. Он умеет терпеть боль, выносить страдания. Он может выдержать голод и лишения, может страдать от холода и тяжелых условий, но он никогда не сдается, ибо он знает, что он отвечает не только за свою жизнь. Русский солдат отвечает за свою страну, за свою семью и за свое будущее.

В сказках он олицетворяет справедливых, добрых, мужественных, честных и ответственных героев. Солдат защищает маленьких, слабых и обездоленных, наказывает злодеев, учит справедливости, всегда приходит на помощь всем нуждающимся, всегда готов поделиться всем что у него есть и бесстрашно пожертвовать собой ради других. Даже царь Петр 1 в сказках зачастую расположен к солдату, уважает его смекалку и остроумие, несмотря на то, что старается поставить солдата на место и немного проучить его13.

Его также можно встретить в сказках: "Марья - искусница", "Огниво", "Солдат - меткий стрелок"...

Вешний облик солдата в разных сказках изображается художниками-иллюстраторами в основном идентично: солдат высокий, обязательно в мундире (шинели), в фуражке, в сапогах и с усами, как правило, с оружием и ранцем за спиной или мешком (Приложение № 1).

"Солдатские сказки" занимают особое место среди народных сказок. Главный герой этих сказок - не сказочный персонаж, а вполне реалистичный - самый обычный солдат. Но, благодаря своей находчивости, смекалке и смелости солдат становится легендарным, почти сказочным героем. Солдат близок народу, оттого и сказки про солдата, иными словами, солдатские сказки народ пересказывал долгие годы и передавал из поколения в поколение.

Приложение № 1 к проекту

Образы солдата из русских бытовых сказок и мультфильмов о солдатах, проиллюстрированные русскими художниками

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

 

 

 

Приложение 2 к проекту

Пословицы и поговорки о солдатах

Есть у солдата шинель – есть и постель.

Хлеб да вода – солдатская еда.

Солдат и стоя выспится.

Солдат лишь у костра не мерзнет.

Без смелости не возьмешь крепости.

Бей врага — не жалей батога.

Верно служу — ни по чем не тужу.

Веселое горе — солдатская жизнь.

В нашей волости три болезни: рекрутство, подати да земщина.

В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял, тот и капрал.

Воевал молодой, а под старость — отпустили домой.

Воевать — так не горевать, а горевать — так не воевать.

Воин: сидит под кустом да воет.

В спину бьют, как полосу куют.

Где коза прошла, там и солдат пройдет.

Где тесно, там-то солдату и место.

Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.

Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку.

Еще бы воевал, да пищаль потерял.

Из лука — не мы, из пищали —- не мы; а зубы поскалить, язык почесать — против нас не сыскать.

Казак без коня — что солдат без ружья.

Не будешь покойник — будешь полковник.

На войне рать крепка воеводою.

Не пуля, а человек человека из ружья убивает.

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.

Один воин десять рот водит.

 

Приложение 3 к проекту

Загадки о военной службе

Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это …

(Пулемет)

Два брата, ростом по колено,

Везде с нами гуляют и нас защищают.

(Сапоги)

Нрав у злодейки буйный, злой,

А прозывается ручной.

Но совсем не виновата

В этом грозная …

(Граната)

Дальнозоркого мне дали —

Он ко мне приблизил дали.

(Бинокль)

На корабле ходить я буду,

Когда на Флот служить пойду.

И тот корабль, подобно чуду,

Взметает встречную волну.

На нём живёт его команда — Все люди разных возрастов.

Я буду младшим, это правда,

А кто назвать меня готов?

(Матрос)

Будоражит глубину — Бережёт свою страну.

Бороздит пучины ходко

По заданию …

(Подлодка)

Я служу сейчас на флоте,

Слух хороший у меня.

Есть такой же и в пехоте — Дружим с рацией не зря!

(Радист)

Стоит черепаха — стальная рубаха,

Враг в овраг — и она где враг.

(Танк)

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут.

(Танк)

Машина эта непростая,

Машина эта — боевая!

Как трактор, только с «хоботком» — Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Я на «тракторе» служу,

Только так, я вам скажу:

«Ведь прежде чем пахать мне пашню,

Я разверну сначала башню».

(Танкист)

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас!

(Военный летчик)

Я современный «Бог войны»,

Защитник рубежей страны.

Ведь, прежде, чем пойти на бой,

Меня пускают на «разбой».

(Артиллерия)

«Там, где мы, там — победа!» — Девиз наш славный, боевой.

Мы с моря на берег из века,

Бежали «каменной» стеной!

(Морская пехота)

У нас есть «Тополь», «Тополь-М»,

Не Флоре служим мы совсем.

Стоим на страже мы страны,

Чтоб больше не было войны.

(Ракетные войска)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

(Пограничник)

Список используемых источников и литературы:

Елена Орлик: Притчи, сказки и легенды для лингвистического, художественного, философского, бытового осмысления, Грамотей, 2006 г.

Ерш Ершович Русские сатирические сказки, Москва «Детская литература» 1989;

Русские народные загадки, пословицы, поговорки, Москва Просвещение 1990

Русские народные сказки: книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Москва «Просвещение» 1983;

Русские народные сказки 2, Москва «Современник» 1987;

Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь, Москва Школа –Пресс 1994

Русские солдатские сказки, Москва АСТ 2015;

http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/;

http://www.oboznik.ru/;

https://sovetclub.ru/;

http://wikipedia.org/.

1https://sovetclub.ru/

2Елена Орлик: Притчи, сказки и легенды для лингвистического, художественного, философского, бытового осмысления, Грамотей, 2006 г.

3Русские народные сказки: книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Москва «Просвещение» 1983

4 http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

5Ерш Ершович Русские сатирические сказки, Москва «Детская литература» 1989

6http://wikipedia.org

7http://www.oboznik.ru/

8Русские народные сказки 2, Москва «Современник» 1987

9Русские народные сказки: книга для самостоятельного чтения. 4-6 кл. Москва «Просвещение» 1983

10http://wikipedia.org

11 Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь, Москва Школа –Пресс 1994

12 Русские народные загадки, пословицы, поговорки, Москва Просвещение 1990

13 Русские солдатские сказки, Москва АСТ 2015

Просмотров работы: 400