Функционирование качественных имен прилагательных в рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Функционирование качественных имен прилагательных в рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка»

Самойлова  Л.В. 1
1МБОУ «Мелекесская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ
Кузнецова  И.Н. 1
1МБОУ «Мелекесская СОШ» Тукаевского муниципального района РТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Всегда актуальны исследования проблематики вопросов русского языка. Тем не менее, научно-теоретические исследования богатейшего русского языка всегда остаются недостаточными. Интересны перспективы исследований различных научно-исследовательских проблематик в различных областях современного русского языка. В ряду этих проблем можно назвать изучение частей речи.

Теория частей речи имеет широкое распространение в научных грамматиках, вузовских курсах русского языка. Исследователи теорий о частях речи постепенно, но постоянно совершенствуют и развивают ее, привлекая новые данные и внося уточнения. Теория частей речи после существительного и глагола по значимости выделяет прилагательное. Существенный вклад в учение о частях речи внесли Ф.Ф.Фортунатов, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов и др.

Данная исследовательская работа представляет собой исследование функционирования качественных имен прилагательных в современном русском языке.

Объектом исследования являются качественные имена прилагательные в современном русском языке.

Предмет исследования – функционирование качественных имен прилагательных в произведении С.Б.Радзиевской «Дымка».

Цельюданной курсовой работы является исследование функционирования качественных имен прилагательных в творчестве современных писателей.

Для достижения данной цели выполняются следующие задачи:

1) изучить литературу по данному вопросу;

2) рассмотреть лексико-грамматические особенности качественных имен прилагательных, использованных в рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка»;

3) произвести количественный и качественный анализ качественных имен прилагательных в этом произведении.

Теоретической и научно-исследовательской основой данной исследовательской работы послужили работы Н.С.Валгиной, Н.М.Шанского, А.Н.Тихонова, В.А.Белошапковой, Д.Э.Розенталя.

Для решения задач были использованы следующие методы: метод сплошной выборки, метод анализа и синтеза, а также статистический метод.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава I Функционирование качественных имен прилагательных

в творчестве С.Б.Радзиевской на примере рассказа «Дымка»

1.1 Функционирование качественных имен прилагательных в рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка»

Всего в рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка» встретилось 143 качественных имен прилагательных.

Качественные прилагательные представляют собой непосредственные наименования признаков, способных проявляться с разной степенью интенсивности. Качественные прилагательные обладают особенностями, по которым они противопоставляются прилагательным относительным и притяжательным.

Качественные прилагательные имеют два ряда форм – полные и краткие. В современном русском языке краткие прилагательные образуются от полных. В единственном числе родовыми окончаниями являются: для мужского рода – нулевое окончание; для женского рода – окончание ; для среднего рода – окончание -о, -е. Во множественном числе родовые различия отсутствуют: все краткие прилагательные оканчиваются на -ы, -и.

Краткая форма качественных прилагательных, встретившихся в рассказе С.Б.Радзиевской выражена 2 единицами: сыты, полны. Эти краткие прилагательные стоят во множественном числе.

1.Их было всего двое (редкий для белки случай), и потому они были оченьсыты и росли быстро [1, с.14].

2.Сердце ее еще билось сильно, дышать было трудно, и глаза полныпережитым страхом [1, с.15].

Полные формы качественных прилагательных, встретившихся в рассказе выражены 141 единицей: старая ель, острый носик, теплая подстилка, проворные лапки, вкусные семена, мягкую перинку, молодой паренек, огромное пожарище, счастливая семья, легкий шорох, важная птица, худенький мальчик, родной лес, хитрый ход и другие.

1.Острый носик настороженно нюхает: нет ли опасности? [1, с.11].

2.Это теплая подстилка в гнезде для их будущих детей, слепых голых мышат [1, с.12].

3.Держа в лапах большую еловую шишку, он ловко отгрызал чешуйки, выбирал вкусные семена и с интересом следил за хлопотами Дымки [1, с.13].

4.Перед ними лежалоогромное пожарище [1, с.18].

5.Раз они услышалилегкий шорох и хруст под легкими лапками [1, с.17].

6.Роднойлес перестал быть родным [1, с.18].

7.Но вдруг важнаяптица споткнулась от неожиданности и, взмахнув крыльями, даже отскочила на шаг [1, с.20].

8.Худенький мальчик в розовой рубашке поднял Черноглазк. [1, с.22].

В современном русском языке качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

В сравнительной степени имя прилагательное обозначает качество, характерное для данного предмета в большей или меньшей мере по сравнению с теми же качествами в других предметах. В превосходной степени имя прилагательное указывает на самую высокую степень качества в предмете.

Существует два способа образования форм сравнительной степени в современном языке:

1)синтетический, т. е. при помощи суффиксов -ее (-ей) и ;

2)аналитический, т.е. при помощи слов более, менее.

Превосходная степень имени прилагательного образуется двумя способами:

1) синтетически – при помощи суффиксов -ейш-, -айш-;

2) аналитически – при помощи приставок пре-, наи-, а также суффиксов. Помимо этого, образуется превосходная степень с помощью дополнительных слов самый, наиболее, наименее, прибавляемых к исходной форме прилагательных, а также слов всех, всего, присоединяемых к форме сравнительной степени.

В рассказе “ Дымка“ встретились степени сравнения качественных прилагательных: сравнительная и превосходная.

Сравнительная синтетическая степень выражена 3 единицами: покрупнее (приставка по- имеет усилительное значение), дальнее, не крупнее.

1. А вот еще гостья, покрупнее [1, с.12].

2.Ей хорошо было известно еще одно дальнее дупло, где черные дятлы весной выводили детей [1, с.16].

3.Это вышел на добычу злобный горностай – тигр среди малых лесных зверей, хотя сам не крупнее белки [1, с.17].

Сравнительная аналитическая степень 1 единицей: не менее осторожная.

Даже не менее осторожная Дымка лапками вытащила комочек мха, заменявший дверь, осмотрелась и сказала детям на беличьем языке [1, с.16].

Превосходная синтетическая степень выражена 1 единицей: ни малейшим.

Свирепые желтые глаза горели, как две свечи, но не выдавали себя ни малейшим движением [1, с.16].

Превосходная аналитическая степень выражена 5 единицами: самыми милыми, самые лучшие, всех сильнее, всех задиристее.

1.Дымчатой белочке они, вероятно, казались самыми милыми детками на свете [1, с.14].

2.На деревьях развешивали на просушку самые лучшие грибы – боровики и маслята [1, с.18].

3.Нагибаясь, чуть не падая, он усердно цокал, по-видимому, подавая жене самые лучшие советы [1, с.17].

4.Драчун былсильнее и задиристее всех белок этого леса [1, с.13].

От качественных прилагательных могут образовываться наречия на -о, -е.

В рассказе С.Б.Радзиевской от качественных прилагательных, которые встречаются в тексте, можно образовать 62 единицы наречия. Например: тревожное – тревожно, великолепный – великолепно, вкусный – вкусно, веселых – весело, обычный – обычно, большого – больше, неподвижное – неподвижно, медленными – медленно и другие.

Качественные прилагательные обладают способностью сочетаться с наречиями степени и меры: вполне, очень, совсем, чрезвычайно, необыкновенно, слишком.

В рассказе “Дымка” качественные прилагательные сочетаются с наречиями очень, совсем, слишком и выражены 5 единицами: очень довольный, совсем маленьких, очень легкими, очень сыты, слишком большого.

1. Во всяком случае, Драчун это так и понял и устроился на ветке около самого гнезда, видимо, очень довольный [1, с.15].

2. И она, ухватившись зубами за пушистый загривок дочки, попробовала вскинуть ее себе на спину, как когда-то переносила маленьких детей [1, с.17].

3. Раз они услышали легкий шорох и хруст под легкими лапками [1, с.17].

4. Их было всего двое (редкий для белки случай), и потому они были очень сыты и росли быстро [1, с.14].

5. Но при этом то и дело вздрагивала и прислушивалась: слишком большогонатерпелась страха [1, с.15].

От качественных прилагательных могут образовываться абстрактные имена существительные с продуктивным суффиксом -ость (-есть), непродуктивными суффиксами -от(а), -изн(а), -ин(а), -ств(о) или без- аффиксным способом.

От качественных прилагательных, которые встретились в рассказе, можно образовать абстрактные имена существительные с продуктивным суффиксом 58 единиц: беспомощные – беспомощность, свежие – свежесть, храброе – храбрость, проворные – проворность, молодой – молодость, старый – старость, сыты – сытость, тяжелый – тяжесть, осторожный – осторожность, милым – милость, трудный – трудность, радостным – радость, плотной – плотность, хитрый - хитрость и другие. А также с непродуктивными суффиксами можно образовать 36 единиц: большого – большинство, широкая – широта, полны – полнота, острому – острота, глубокий – глубина, родной – родина, чистая – чистота, красивая – красота, вкусный – вкуснота, теплая – теплота, темная - темнота, тихий – тишина и другие. Безаффиксным способом можно образовать 14 единиц: ужасная – ужас, больную – боль, страшное – страх и другие.

Качественные прилагательные способны образовывать антонимические пары. В рассказе С.Б.Радзиевской встречаются 122 качественных прилагательных, которые образуют антонимические пары: старая - молодая, большой - маленький, длинным - коротким, тонкие - толстые, острый - тупой, теплому - холодному, темная - светлая, красивая - безобразная, веселых - грустных, сыты - голодны, мягкую - твердую, тяжелый - легкий, осторожный – не осторожный, крупного - мелкого, сильного - слабого, лучшие - плохие, тревожное - спокойное, родной - чужой, широкая - узкая, глубокий - мелкий, тихий - громкий, медленными - быстрыми, худенький - толстенький и другие.

Качественные прилагательные могут выражать субъективную оценку. В формах субъективной оценки сочетаются значения меры качества с его экспрессивным восприятием со стороны говорящего. Для их образования могут быть использованы следующие средства:

1) уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-,-оньк-, -охоньк-, -усеньк-;

2) суффиксы -оват-, -еват-, указывающие на неполноту качества;

3) увеличительно-усилительные суффиксы -ущ-, -енн-;

4) увеличительно-усилительные префиксы пре-, наи-, раз-.

В рассказе “Дымка” С.Б.Радзиевской встречаются прилагательные в количестве 10 единиц, выражающие субъективную оценку: маленькая, маленькие, маленькое, худенький, хроменькой и другие.

1. Снег у самого сугроба чуть пошевелился, крупинки его раскатились в стороны и между ними, как из крошечного колодца, вынырнула маленькаясерая зверушка с длинным хвостиком [1, с.11].

2. Мать и отец уже вместе дружно следили, как весело прыгают по веткам около гнезда маленькиебелочки [1, с.15].

3. На этом месте осталось маленькоежелтое пятнышко [1, с.14].

4. Худенький мальчик в розовой рубашке поднял Черноглазку [1, с.22].

5. Она так и осталась хроменькой на всю жизнь [1, с.18].

Таким образом, были рассмотрены грамматические свойства качественных имен прилагательных, встретившихся в рассказе С.Б.Радзиевской “Дымка”. Произведен количественный и качественный анализ этих прилагательных. В результате выяснилось, что не каждое качественное прилагательное обладает всеми указанными особенностями. В рассказе некоторые качественные прилагательные повторяются по несколько раз, но больше всего прилагательные большой, маленький, старый. Среди качественных прилагательных в тексте много антонимов (старая – молодой, слабый – сильного, красивая – безобразна, длинным – короткий и другие). Качественные прилагательные, выражающие субъективную оценку, имеют уменьшительное значение (суффикс –еньк). В рассказе встретились все формы сравнительной и превосходной степени. Аналитическая форма превосходной степени со словом самый распространена в книжной речи. В тексте встречаются качественные прилагательные, которые не имеют кратких форм (большой, розовый). Прилагательные в рассказе обозначают разнообразные качества, свойства, отношения животных, людей, природы. Качественные прилагательные усиливают эмоциональное содержание текста.

Заключение

Наша речь без прилагательных были бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина становится богаче, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится.

Качественные имена прилагательные служат прямыми наименованиями таких признаков, которые воспринимаются нами непосредственно, как природные свойства данного предмета или явления.

Семантическое своеобразие качественных прилагательных состоит в том, что они способны обозначать признаки двоякого рода:

1) признаки, объективно присущие данному предмету, независимо от отношения к ним со стороны говорящего

2) признаки, не только объективно присущие данному предмету, но и отражающие своим наименованием качественную оценку данного признака со стороны говорящего в различных коннотативных аспектах.

В данной работе были рассмотрены лексико-грамматические свойства качественных имен прилагательных, встретившихся в рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка». Произведен количественный и качественный анализ этих прилагательных. В результате выяснилось, что не каждое качественное прилагательное обладает всеми особенностями. В рассказах некоторые качественные прилагательные повторяются по несколько раз.

В результате количественного анализа выяснилось, что в рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка» встретилось 143 единицы качественных имен прилагательных, из них 141 единица полной формы, 2 единицы краткой формы.

В рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка» среди качественных прилагательных 122 антонимические пары.

В рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка» качественные прилагательные, выражающие субъективную оценку (10 единиц), имеют только уменьшительное значение.

В рассказе С.Б.Радзиевской «Дымка» встретились все формы сравнительной (синтетической степени 3 единицы, аналитической степени 1 единица) и превосходной (синтетической степени 1 единица, аналитической степени 5 единиц).

В рассказе С.Б.Радзиевской от качественных прилагательных, которые встречаются в тексте, можно образовать 62 единицы наречия.

В рассказе встречаются качественные прилагательные обозначающие цвет.

В рассказе качественные прилагательные обозначают качество характера, нравственно-интеллектуальные признаки человека и животного, признаки эмоционального состояния человека и животного, служат для обозначения общей оценки предмета. Качественные прилагательные усиливают эмоциональное содержание текста.

Список использованных источников

1 Источники

1 Радзиевская, С.Б. Полосатая спинка: рассказы / С.Б.Радзиевская. - Казань.: Татар. книж. изд-во, 1979. - 160 с.

2 Научная и научно-критическая литература

2 Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В.В.Виноградов. 2-е изд. - М.: Высш. шк., 1972. - 614 с.

3 Русистика сегодня. Язык: система и ее функционирование / отв. ред. Ю.Н.Караулов. - М.: Наука, 1988. - 224 с.

3 Справочная и учебная литература

4 Валгина, Н.С. [и др.] Современный русский язык: учеб. для филол. спец. вузов / Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина. 5-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1987. - 480 с.

5 Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова.- М.: Рольф, 2001. - 448 с.

6 Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Для работников печати / Д.Э.Розенталь.- М.: Изд-во “Книга”, 1967. - 407 с.

7 Русская грамматика. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / под ред. Н.Ю.Шведовой [и др.] - М.: Изд-во “Наука”, 1980. - 783 с.

8 Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов / В.А.Белошапкова, Е.А.Брызгунова, Е.А.Земская [и др.]; под ред. В.А.Белошапковой. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.

15 Современный русский язык: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” В трех частях. Ч.2.Словообразование. Морфология / Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. - М.: Просвещение, 1981.- 270 с.

Просмотров работы: 169