Образ села Безрукова и города Тобольска в сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ села Безрукова и города Тобольска в сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок»

Логиновских  П.М. 1
1МАОУ Омутинская СОШ №1
Черепанова  Ф.Н. 1Кипкаева  В.В. 1
1МАОУ Омутинская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Услышав эти строки, все сразу представляют себе Конька-Горбунка - диковинную лошадку «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами».

Мне очень нравится эта сказка, сначала мне читала ее мама, а потом я прочла ее сама.

Каково же было мое удивление, когда я узнала, что эту сказку написал наш земляк, Петр Павлович Ершов. Потом, проезжая по дороге из города Ишима, возле Тобольска я увидела указатель – село Безруково, родина П.П.Ершова. Моя мама училась в институте, который носит имя писателя.

Я поняла, что жизнь Петра Павловича связана с тем местом, где я живу.

Гипотеза: Я предположила, что в сказке «Конек-Горбунок» могут быть отражены черты города Тобольска и села Безруково.

Предмет исследования – сказка «Конек-Горбунок»

Объект исследования: язык сказки

Цель моей работы: найти отражение родины поэта в сказке.

Задачи:

- Изучить биографию поэта;

-изучить историю города Тобольска начала 19 века;

- проанализировать сказку «Конек-горбунок»;

Методы:

Поиск информации

Наблюдение

Анализ

Сравнение

Основная часть

2.1. Биография поэта. Первый шаг моего исследования – это изучение биографии сказочника. Моя задача - проследить, каким образом город Тобольск и село Безруково были связаны с жизнью Петра Павловича. Я ознакомилась с литературой по данной теме, а также посетила экскурсию в г.Тобольске.

Родился Ершов 22 февраля 1815 года в селе Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии в семье чиновника и дочери купца. Из двенадцати детей выжило только двое: сам Петр и его брат Николай. Да и Петя родился очень слабым и часто болел. Очень беспокоясь о здоровье младенца, родители прибегли к старинному обычаю - «продали» его за грош нищему. Обряд заключался в следующем: больного ребенка подносили к окну и спрашивали у нищего, за сколько он купит ребенка. Он отвечал, что даст за него грош. Конечно, ребенка никто не собирался отдавать, но считалось, что купивший заберет у младенца болезни. С раннего детства Петр был окружен заботой и вниманием со стороны родных. Его отец был образованным человеком и старался привить интерес к знаниям своим сыновьям.

Из-за службы отца семья постоянно меняла место жительства. Ершовы жили в Петропавловске, Омске, Березове. Петя любил эти переезды, из села в село, из города в город, в дороге он часто слушал сказки и легенды, которые рассказывали крестьяне, ямщики, паромщики, гребцы, бывалый люд. В 1824 г. Ершовы снова возвращаются в Тобольск. Здесь Петр поступает в мужскую гимназию – одно из лучших учебных заведений Сибири. Ершов не только учится, но и собирает сказки, песни, легенды, пословицы и поговорки. Строчка за строчкой наполняется тетрадь, народные слова побуждают пытливый ум юноши к творчеству. В 1831 году он с отличием заканчивает гимназию. Отец Ершова мечтал дать сыновьям хорошее образование, поэтому добивается перевода по службе в Петербург. Здесь Петр поступает на философско-юридическое отделение Петербургского университета.
Однажды на лекции преподаватель словесности Плетнев, друг А.С. Пушкина, начал читать стихотворную сказку о приключениях Иванушки-дурачка и его спутнике - диковинном коньке. Сначала в аудитории наступила тишина, а затем студенты начали аплодировать. Кто-то крикнул: «Назовите автора». На что Плетнев ответил, что автор этих строк находится здесь. Им оказался зардевшийся от смущения девятнадцатилетний Петя Ершов. Он никак не ожидал такого внимания к своему творению. Сказка была представлена преподавателю как курсовая работа по словесности. Существуют свидетельства, что в восторг после прочтения сказки пришел сам Пушкин. Особенно он восхищался ее языком, ярким, сочным, легким, певучим. Доподлинно известно, что Пушкин сказал, что теперь этот род творчества можно оставить, т.к. есть кому писать сказки.

В 1836 году после окончания университета, Ершов, несмотря на свое желание остаться в Санкт-Петербурге, подает прошение о назначении его учителем в город Тобольск. Принять это непростое решение ему пришлось из-за нужды. К этому моменту умерли отец и брат Петра, и они с матерью остались одни, без денег. Он преподавал латынь, философию и словесность. Ершов, по словам современников, был человеком умным, честным, порядочным, готовым прийти на помощь. Он был наставником юного Дмитрия Менделеева, помог ему после смерти отца поступить в гимназию.
В 1844 г. Петр Павлович был назначен инспектором гимназии, а в 1857 г. – директором гимназии и училищ Тобольской губернии. За это время Ершов успел открыть шесть женских школ. В 1862 г. Петр Павлович выходит в отставку. Сложная судьба была уготовлена этому великому человеку. Смерть близких людей сопровождали его всю жизнь. Сначала братья и сестры, мать, отец, две жены, одиннадцать детей. Петр Павлович болезненно переживал каждую утрату. Последние годы своей жизни он, к сожалению, провел в крайней нужде, получая крошечное пенсионное довольствие. Скончался Петр Павлович 30 августа 1869 г в городе Тобольске. Похоронен он на Завальном кладбище. На могильном камне написано: «Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк-Горбунок». Очень интересна именно эта фраза – «народная сказка», т. е. «Конек-Горбунок» так полюбился людям, что они считали сказку своей. Да и сам поэт утверждал, что он слово в слово записал услышанное от сказителей, только немного обработал.

2.2. Петр Павлович Ершов в памяти сибиряков.

Конечно же, жители Тобольска не смогли забыть о своем столь известном земляке и его бессмертном творении.

Так, в честь него была названа улица, на которой в 1862-1869 гг. жил поэт. Дом Ершова была решено превратить в дом-музей еще в довоенные годы. Но война помешала сбыться этим планам, в доме временно размещались Дом пионеров, детский сад, и в 90-е годы дом снесли.

Петр Павлович принимал активное участие в развитии театра. Он сам писал пьесы, например, «Суворов и станционный смотритель», ставил произведения известных драматургов. Так в 1936 году в Тобольском театре им был поставлен «Недоросль». Также была дана премьера пьесы его сочинения. В 1991 году Тобольскому государственному драматическому театру было присвоено имя Петра Павловича.

22 июля 1972 года в подгорной части города Тобольска в сквере был торжественно открыт первый в России памятник Ершову. Но, к сожалению, в конце 20 века он был разрушен вандалами. Новый памятник был открыт на день празднования 420-летия города Тобольска в сквере им. П.П.Ершова. Автор этой скульптуры – художник Михаил Переяславец. Это целая сюжетная композиция, в центре которой – сам сказочник со своим верным спутником Коньком-Горбунком, у его ног расположилась диковинная рыба-кит, на спине которой кипит жизнь: мужики пашут поле, девки собирают грибы, пасутся коровы. Рядом в парке стоят отдельные скульптуры царя, Ивана-дурака, жар-птицы и Конька-Горбунка.

2.3.Село Безруково и сказка «Конек-Горбунок».

Некоторые исследователи считают, что в сказке нашли отражение черты именно малой родины Петра Павловича – села Безруково. В Ишимском музее хранится уникальный документ, набранный на печатной машинке. Его автор – житель села Григорий Карпов. О самом авторе знают немного, даже его портрет не сохранился. Известно только, что родился он в 1917 году, был колхозным счетоводом. Его исследования сказки «Конек-Гобунок» очень интересны.

Им была изложена история села Безруково. Оказывается, раньше оно называлось Комылевка, и состояло из 20 дворов чалдонов, которые переселились с Дона. В 1733 году постепенно поселение стало разрастаться, охватывая равнинные земли и леса поблизости. Новое название поселение получило по имени есаула Безруковского.

Когда Петр Павлович родился, в селе было около 100 дворов и проживало 85 человек. Избы были из бревна и покрыты дерном. (Дерн – это срезанная верхняя часть почвы вместе с травой). По края села текли речки Карасулька и Березовка. Главными занятиями, кормившими жителей, были скотоводство и земледелие. Больше всего жители боялись пожара и дежурили по очереди.

Из достопримечательностей, которые мог видеть Ершов, сохранилась Комиссарова роща, которая была посажена в честь отца Ершова, Павла Алексеевича, главы Ишимского комиссариата.

Григорий Карпов также рассказывает о церкви Петра Столпника, которая была построена на месте комиссарского дома, где родился поэт. Как же радовался поэт, когда в 1858 году к нему обратились местные жители с просьбой оказать содействие в строительстве церкви. «… неужели исполнится давнишнее мое желание, освятится место моего рождения и восхвалится имя моего святого». Он обратился за помощью к епископу Тобольскому и даже пожертвовал на строительство золотую цепочку от своих часов. Уже после смерти Ершова в 1876 году храм был воздвигнут, а в 1969 году разрушен…

Очень интересны мысли Григория Карпова о том, каким образом село Безруково отразилось в сказке «Конек-Горбунок». Например, он утверждает, что донские казаки очень любили лошадей, что и находит место в сказке.

Причудливый язык произведения тоже находит свое объяснение. Например, слово «окиян» в речи местных жителей – это диалектизм (т.е. слово, употребляемое жителями той или иной местности). Местные жители с помощью него выражали свое восхищение хлебными нивами, особенно после голодных лет, а еще оно обозначало бескрайние равнины и поляны, которые радовали крестьянина.

Еще, по его мнению, Ершов использовал местные поверья. Так местные жители считали, что если увидеть во сне птичье перо, то следующий день пройдет неудачно. Похожие слова мы слышим от Конька-Горбунка:

Помнишь, ехав в град-столицу,
Ты нашел перо Жар-птицы;
Я сказал тебе тогда:
Не бери, Иван, – беда!
Много, много непокою
Принесет оно  с собою.

2.4. Образ города Тобольска в 19 веке и его связь со сказкой.

В начале 19 века Тобольск принадлежит к лучшим городам Сибири. Сибирские города того времени по внешнему облику напоминали большие деревни. Тобольск, будучи столицей, красовался каменными зданиями, вымощенными дорогами и тротуарами.

Его называли «Сибирским Киевом».

Город одной частью был расположен на горе, на крутом берегу Иртыша, а другой - в низине между нагорьем и рекой. Перепад между верхним и нижним городом составлял почти 60 метров. Верхняя часть была духовным и административным центром, где располагался Кремль, Софийский собор, суд, дом архиерея.

Нижняя часть, под горой, была более населена. Здесь находилось 9 церквей, почти все учебные заведения, гостиный двор, рынки. Здесь были постоянно наводнения, и земля полностью не просыхала даже летом. Издали город Тобольск со своим Кремлем на высокой горе, представлял эффектное зрелище. И, наверное, маленькому Пете Ершову, приехавшему с родителями из Безруково, Тобольск показался сказочной град-столицей.

Многие исследователи и сами жители Тобольска считают, что чудо-юдо, рыба - кит – это сам город Тобольск, а крутая спина кита-это холм , на которой он стоит:

Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит…

Существует еще одно версия о рыбе, заплывшей в сказку. В Березове жил купец Александр Нижегородцев. Он очень любил путешествовать. В одной из своих поездок он услышал от друзей ненцев о ките, который был выброшен на берег Карского моря. Кит был уже частично изрублен на корм собакам («все бока его изрыты»). Тобольские историки попросили описать находку. Нижегородцев составил подробную опись кита. Этим исследованием занимались еще долгое время. Петя Ершов не мог не знать о ките, и вполне возможно, что в будущем образ огромной рыбины, лежащей на берегу с изрытыми боками, воплотился в сказке.
Также в начале 19 века в Тобольске была развита торговля. В Москву через Тобольск поставляли золото и серебро, а на местном рынке в продаже появился золотой песок. Через город проходил Сибирский тракт, поэтому Тобольск считался торговым центром. Каждый год, начиная с апреля, в городе шумела огромная ярмарка, куда съезжались купцы со всех мест.

Яркий образ шумной ярмарки мы встречаем в сказке. Горделиво похаживают купцы, зазывая народ: Гости лавки отпирают, Эй, честные господа, К нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары, Всяки разные товары!» Покупалыцики идут, У гостей товар берут;

А следующие строки наводят на мысль о первом сибирском губернаторе Матвее Гагарине. Царь умылся, нарядился

И на рынок покатился;

За царём стрельцовотряд.
Князь Матвей Петрович был сибирский губернатор при Петре I. Именно

при нем был достроен Тобольский каменный кремль. Существовали легенды о его пышном въезде в Сибирь на судах, обитых внутри красным бархатом, разбрасывании денег в народ "на драку", о выездах в каретах с серебряными шипами, подбитыми золотыми гвоздями и т.д.

Но вот базарный день заканчивался, и гости расходились по кабакам. Их в те времена в Тобольске насчитывалось более 30, и они давали неплохой доход в казну. Еще некоторые исследователи отмечают следующие особенности сказки. Она создавалась во времена крепостного прав, а в ней нет и намека на это. Дело в том, что сибирские крестьяне были государственными, т.е. относились к царскому двору и должны были платить оброк. А распоряжались ими царские служащие.

Сколь пшеницы мы не сеем,

Чуть насущный хлеб имеем,

До оброков ли нам тут?

А исправники дерут.

Так же мы обращаем внимание и на смелый, без раболепства разговор Иванушки с царем. Это указывает на характер сибиряков- смелый, независимый, самостоятельный. Именно против них и царя направлена сатира сказки. Ершов в Тобольске живет рядом с простым народом – конюхами, бродягами, казаками, критически настроенными против царя. Ершов сам неоднократно был свидетелем произвола чиновников:

В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий—

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый;

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит «…»

Гости денежки считают

Да надсмотрщикам мигают. Отец Ершова какое-то время служил исправником в Омске. Конные торги, проводимые в Омске, славились на всю Сибирь, Среднюю Азию. Привозили сюда диковинных скакунов. Конные торги под Омском славились на всю Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. На эти базары приводили дивных скакунов. Пред глазами конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой,

Хвост струится золотой…

Еще интересно то, как Иванушка с коньком очень быстро передвигаются - «вёрст 100 тысяч отмахал и нигде не отдыхал».

Раньше преодоление больших расстояний на лошадях было делом привычным. И сам Ершов, сначала с отцом, а потом и один преодолевал расстояние «Тобольск-Петербург».

Омск и Петропавловск во времена поэта служили вратами в Персию, Бухару, Индию. Там поэт видел диковинных двугорбых верблюдов и ослов, не живущих в Сибири. А может быть отсюда у Конька-Горбунка длинные ослиные уши и горбы.

Интересен и язык сказки. Вот, например, встречается слово «малахай». В Сибири так называли длинный кафтан без ворота, который носили и в будни и в праздники.

Малахай свой надевает

Хлеб за пазуху кладет,

Караул держать идет.

Также встречаем необычное слово «бабка».

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине;

Да ещё рожу конька…

Двух коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай

Ни за пояс, ни за шапку,

Ни за черную, слышь, бабку.

Бабкой называли суставную кость у скота, которую использовали для игры. Суть ее заключалась в следующем: играющий должен был выбить с кона стоящие бабки. Били большой костью, для тяжести заливали ее свинцом. Чтобы отличить бабку-биту, ее красили в черный цвет. Хорошая бабка высоко ценилась игроками.

4.Заключение

Изучив исследования историков, литературоведов, жителей города Тобольска и села Безруково, я сделала вывод, что в сказке действительно есть черты родины поэта. Следовательно, моя гипотеза подтвердилась. Но в сказке также можно найти обобщенный образ всей сибирской земли, по которой Ершов путешествовал. Сказка является богатым источником информации о быте и нравах сибиряков, щедрой рукой рассыпал сказочник словесные загадки.

Почти два века украшает сказка «Конек-Горбунок» нашу литературу, будоража ум читателей. Это настоящий шедевр с ярким и сочным языком. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.

Список литературы.

http://biofile.ru/his/31104.html

https://paul-egorov.livejournal.com/135092.html

http://festival-zolotye-kupola.ru/IstoriyagorodaTobolska

http://wsiberia.ru/turto/area/tyumenregion/events/more.htm?id

Ершов П.П. Конёк-Горбунок. – М.– Л.: Государственное издательство детской литературы, 1984.

Просмотров работы: 680