Введение
Однажды на уроке литературы мы изучали былину «Илья Муромец и Святогор». Наш учитель Ирина Владимировна часто рассказывает нам что-то интересное, чего нет в учебниках. Вот и в этот раз на уроке прозвучала фраза, которая меня заинтересовала: «Илья Муромец был причислен к лику святых». Мне было не очень понятно значение этой фразы, и возник вопрос – что это значит, почему этого героя былинных произведений причислили к лику святых и является ли этот образ выдуманным или когда-то реально существующим человеком? Предлагаю и вам познакомиться с тем, что стало известно мне.
Цель исследования: изучение вопроса о причислении к лику святых вообще и реального человека или былинного героя Ильи Муромца, в частности.
Предмет исследования: удивительная и святая жизнь Ильи Муромца.
Объект исследования: Илья Муромец.
Актуальность моей работысостоит в том, что и в наше время такие понятия, как верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обиженных и обездоленных, умение постоять за свое честь и достоинство очень важны.
При проведении исследования мною была выдвинута гипотеза: предположим, что Илья Муромец – реальный человек, который был канонизирован за свои великие подвиги.
Перед началом исследования я определила следующие задачи:
1. Узнать о том, что такое канонизация.
2. Выяснить: Илья Муромец - реальная историческая личность или былинный герой.
3. Узнать, за какие заслуги Илья Муромец был причислен к лику святых.
Методы исследования:
Сбор информации из книг и интернета.
Проведение опроса.
Анализ полученных результатов.
Данная работа относится к теоретическим исследованиям.
Работу можно использовать в качестве дополнительного материала к урокам литературы при изучении былин об Илье Муромце, к урокам истории, к курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
В качестве источников для написания работы мной использовались книги по истории, статьи из журналов и различные интернет-ресурсы.
Теоретические основы
История христианства имеет много зафиксированных чудес и необъяснимых для обычного человека явлений. 6
Канонизировать – с греческого - «узаконить на основании правила», или же «причислить к лику святых».Канонизировать – то есть провозгласить члена церкви, который умер, святым. Святые – это люди, которые при жизни смогли полностью избавиться и очиститься от своих грехов, это дало им силу и возможность явить через себя миру силу Господа. Святыми называют тех, чей жизненный путь, который был посвящен Богу, подтвержден Церковью как достоверный факт. 7
Канонизация святых — это всегда посмертная процедура. Каким бы хорошим при жизни ни был человек, подводить итог можно только после кончины. Учитывался образ жизни и условия кончины.Также брались во внимание примеры как прижизненной удивительной помощи святых, так и посмертной. Святые исцеляли больных, иногда даже воскрешали умерших, помогали в трудных жизненных обстоятельствах.
В пещерах Киево-Печерской лавры находятся останки 122 святых, среди них есть и останки известного Ильи Муромца. Они были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря.Официально Илья Муромец был канонизирован в 1643 году. 10
Кто же такой Илья Муромец? (Приложение 1) Если вдуматься, то русский богатырь Илья Муромец – фигура столь же героическая, сколь и мифическая. Многое в этом герое выглядит настолько сказочно и неправдоподобно, что неизбежно вызывает сомнения в том, что такой человек действительно мог существовать в прошлом и совершить все свои знаменитые, легендарные подвиги.
Существует две точки зрения.
Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Такая этимология, впрочем, не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев. Речь идёт о том, что в эту реальность верили до определённого времени и сами сказители, и их слушатели. Сложно подчас чётко разделить жанры былины и сказки. Их основное отличие заключается именно в отношении сказителя (певца, рассказчика) к своему творчеству. Сказка изначально трактуется как чудесный вымысел, былина осознается повествованием о старине, когда могли случаться вещи, в настоящем совершенно невероятные. 2
Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. 10
Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он - кровный брат князя Владимира. 9
В эпических произведениях немецкого и скандинавского происхождения встречается некий Илья из Руси. В некоторых версиях он оказывается братом карлика Альбериха, что стережёт золото Нибелунгов, в некоторых - родственником знаменитого героя Дитриха Бернского. Часто Илья выступает как дядя «русского короля Вальдмара». Но такое объяснение не вяжется с образом Ильи - крестьянского сына, старающегося держаться подальше от придворной жизни. 2
Существует и вторая точка зрения.
В Антониевой пещере Киево-Печёрской лавры покоятся нетленные мощи преподобного старца Илии, почившего восемь веков назад. Нетленные мощи былинного богатыря Ильи Муромца, воина-защитника Святой Руси, ставшего монахом. За свои безропотные страдания получил он благодатный дар святости.
Былины свидетельствуют, что копьё у Ильи Муромца было с начертанным крестом. Он умел хранить в душе внутренний мир и кротость, несмотря на бушующие вокруг страсти и опасности. Пострижение в монахи в старости стало естественным и единственно возможным продолжением реализации духовной силы. От Бога получил - Богу и посвятил себя.
Быть может, богатырь Илья Муромец и был послан на недавно принявшую христианство и ещё не до конца освободившуюся от язычества Русь для проповеди милосердия и любви. 2
Остановлюсь подробнее на второй точке зрения.
Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильёй Муромцем, о котором пелись русские былины. Но он не только былинный герой - он русский святой воин-монах. По народным преданиям известно, а современные антропологи доказали это и научно, что он родился 5 сентября 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, сына Тимофеева и его жены Евфросинии.
В Муроме существуют многочисленные предания об Илье; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях).
Изба Ильи, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илья по преданиям сложил лично. 3
Образ Святого Воина был необходим практически в каждом периоде развития государства Российского – от Древней Руси, когда поддержать страну мог только сильный духом человек, до наших дней. Святой воин был образцом, на котором воспитывались подрастающие поколения в любви к Родине, защите её. Сама идея защиты Отечества и любви к нему красной нитью проходит через всё творческое наследие Древней Руси и является примером, ориентиром, духовной и моральной поддержкой для людей в тяжёлые времена, подвигает их на подвиги во имя Родины. Именно таким Святым Воином предстал в былинах Илья Муромец. Прославился он многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты людей и восстановления справедливости. В те времена русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Главные черты русских богатырей — верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обиженных и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь. Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца.
Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. Будучи уже в зрелом возрасте, Илья не возгордился, но пронёс богатырскую силу через всю свою жизнь, как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу, которому он бескорыстно и самоотверженно, в скорбях и лишениях служил до самой смерти.4
Дискуссии о том, существовал ли Илья на самом деле, могли бы продолжаться еще очень долго, если бы не научные исследования, проведенные в 1989-1992 годах в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в Ближних пещерах лавры, среди более чем сотен мощей древних святых, покоятся и останки некого «Ильи из града Мурома». Именно эти останки, вместе с десятками других, были исследованы группой ученых. Исследования проводились три года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены; участвовали и сотрудники Института геологии Академии наук, и именно в этом институте проводилось исследование по датированию останков. С учетом всех выполненных исследований вполне можно считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу. 5
Православная церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. Илья Муромец был причислен к лику святых уже в 1643 году и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской лавры.+ (Приложение 2) Тело Ильи Муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах Лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым. От мощей Ильи Муромца происходят исцеления тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям. 8
В пещерах можно подойти к его гробнице. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.
Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая — о духовном подвиге православного монаха.
Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января. 1
Практическое исследование
В сентябре 2018 года я провела анкетирование моих одноклассников. (Приложение 3).
Было опрошено 27 человек (100%), вопросы диктовались по порядку. У меня получились следующие результаты.
№ п/п |
Вопрос |
Ответы |
1. |
Знаете ли вы, кто такой Илья Муромец? |
Да – 27 чел. (100%) |
2. |
Известны ли вам подвиги былинного богатыря Ильи Муромца? Назовите не менее трех. |
Да – 27 чел. (100%) Назвали 3 подвига – 13 чел. (48%) Назвали менее 3 подвигов – 14 чел. (52%) |
3. |
Как вы думаете, это только былинный образ или реально существовавший человек? |
Былинный образ – 7 чел. (26 %) Реальный человек – 3 чел. (11 %) Не знаю – 17 чел. (63 %) |
4. |
Знакомо ли вам понятие «канонизация»? |
Да - 0 чел. Нет – 27 чел. (100%) |
5. |
Знаете ли вы, кто из былинных героев был причислен к лику святых? Назовите имя. |
Да, Илья Муромец - 13 чел. (48%) Нет – 14 чел. (52%) |
6. |
Знаете ли вы, за какие заслуги Илья Муромец был причислен к лику святых? |
Да - 7 чел. (26 %) Нет – 20 чел. (74%) |
На основании полученных ответов я сделала следующие выводы:
Все мои одноклассника знают былинного богатыря Илью Муромца, также школьникам известны его подвиги.
Однако только половина учеников смогла назвать 3 известных подвига Ильи Муромца.
Примерно четвертая часть школьников считают, что Илья Муромец – это только былинный образ; большинство учеников не смогли определиться, былинный это образ или реально существовавший человек?
Ни одному из моих одноклассников не было знакомо понятие «канонизация», однако примерно половина из опрошенных вспомнили, что к лику святых был причислен Илья Муромец.
Лишь третья часть опрошенных смогли ответить на вопрос, за какие заслуги Илья Муромец был причислен к лику святых.
Заключение
Я обнаружила информацию, и убедилась в том, что Илья Муромец был реальным человеком и был канонизирован церковью за свои великие подвиги.
Гипотеза, выдвинутая мной, подтверждена.
Результатом исследования явилось и то, что я поняла для себя, что в наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание. Множество паломников приезжает в г. Муром, с. Карачарово поклониться иконам и частицам мощей Ильи Муромца. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги людям и Богу.
Важно теоретическое значение полученных результатов. Данную работу можно использовать при проведении уроков литературы, классных часов.
Я надеюсь, что данное исследование даст почву для размышлений моим сверстникам о духовности, верности долгу, бескорыстной любви к Родине, готовности всегда встать на её защиту, об умении постоять за честь и достоинство.
Библиографический список
Меркулов В. «Тайная Власть» - № 1, 2012
Рыжов С. , Рыжова В. «Исторические прототипы героев русских былин». «История» - 2001 № 5, с.7-10
Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь — М.: Языки славянской культуры, 2002
http://anomalno.ru/vozmozhnosti_cheloveka/netlennye-moshhi-ili-muromtsa/
http://infoglaz.ru/?p=33604
http://fb.ru/article/231834/kanonizirovat---eto-znachit-priznat-chto-chelovek-byil-svyatyim
http://megapoisk.com/kanonizatsija-svjatyh-trebuet-mnogo-vremeni
http://news24today.info/chudotvornye-moschi-ili-muromtsa-sensatsionnye-issledovaniya.html
http://pikabu.ru/story/15_russkikh_bogatyirey_iz_byilin_i_predaniy_3873999
https://shkolazhizni.ru/culture/articles/32798/
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Анкета
Знаете ли вы, кто такой Илья Муромец?
Известны ли вам подвиги былинного богатыря Ильи Муромца? Назовите не менее трех.
Как вы думаете, это только былинный образ или реально существовавший человек?
Знакомо ли вам понятие «канонизация»?
Знаете ли вы, кто из былинных героев был причислен к лику святых? Назовите имя.
Знаете ли вы, за какие заслуги Илья Муромец был причислен к лику святых?