Введение
Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован
богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью на родного миросозерцания, артистизмом русского языка... Все это он стремится выразить в своем творчестве.
И.П. Видуэцкая
Путь к искусству всегда лежал через постижение многоплановых отношений людей, духовной атмосферы времени. И там, где конкретные явления как увязывались с этими проблемами,
рождалось живое слово, яркий образ. Писатели всегда стремились к творческому преображению мира. И путь к подлинному бытию лежал через самоуглубление художника. Таким образом, именно через самоуглубление художника создается новый образ, отражающий действительную реальность. И в этих образах отражается характер человека.
На мой взгляд, проблема праведничества является очень важной и интересной, поскольку на протяжении многих лет она волновала умы многих писателей и ученых.
Цели:
1.Раскрыть концепции праведничества в русской литературе на материале произведения Н.С.Лескова «Очарованный странник»;
2.Объяснить название повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».
Задачи:
Раскрыть понятие «праведничества», «праведник»;
Соотнести понятия «праведник, праведничества» с личностью героя;
Вызвать интерес к произведению у одноклассников.
Актуальность темы:
В сегодняшнем мире с его разгулом насилия, вражды, непонимания друг друга произведения Н.С.Лескова особенно актуальны, потому что его герои несут свет добра, справедливости, чистоты и их жизнь соотносится с словами А.Солженицына «..Только на праведниках держится наша великая страна…».
На самом деле сейчас мало кто задумывается о праведности в наше время. Что уж говорить, даже нравственность иногда теряет свою значимость в современном обществе. Что касается веры, она практически забылась к нашему времени. Но дело даже не в принадлежности к религии, дело в отношении к людям, к себе. Если изначально христианство прививало людям смирение, доброту, покорность, то теперь, когда церковь потеряла своё влияние, остается уповать на человечность людей. Я считаю основным критерием человеческих отношений золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Согласно этому утверждению, человек должен быть отзывчивым, воспитанным, честным, способным поддерживать и помогать. Выбрала я тему праведничества для своего исследования, потому что мне стало интересно подробнее познакомиться с этим понятием, узнать о, том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в повести Н.Лескова «Очарованный странник». Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди должны сохранять в себе человеческие качества. Без таких понятий, как мораль, праведность, нравственность, человек может просто-напросто потерять своё лицо.
Попытаюсь изложить свою точку восприятия праведничества через произведение Лескова Н.С. « Очарованный странник». И рассмотреть данное произведение в критике.
Творчество Лескова Н.С. в последние десятилетия вызывает неизменный интерес исследователей. Наблюдения Лескова над бытом, государственными и общественными установлениями русской жизни кажутся сейчас необыкновенно актуальными. Среди устойчивых бед русской общественной жизни Лесков называл бесхозяйственность, засилье бюрократии, взяточничество, неспособность людей, стоящих у власти, справляться со своими обязанностями, беззаконие, пренебрежение правами личности.
Повесть «Очарованный странник» - это самое хрестоматийное произведение Лескова. Это воплощение богатырства, широты, мощи, вольности и таящееся на дне души праведности, герой эпоса в лучшем и высоком смысле слова. Былинность заложена в самую основу замысла рассказа. Фольклорная краска с самого начала введена в палитру «Очарованного странника» - факт, не слишком характерный для Лескова; обычно он не выставляет национально-патриотическую эмблематику напоказ, а прячет её под нейтральными названиями. Конечно, «Очарованный странник» - название не вполне нейтральное, и мистический налет в нем чутко улавливается во все времена. Герой рассказа назван очарованным странником, - и в этом названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в «Запечатлённом Ангеле», сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против неё она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.
Н.С.Лесков любил Россию всю, какова она есть. Писатель воспринимал её как старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Перед нами удивительная страна удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.
Работу можно использовать при изучении на уроках литературы творчества Лескова Н.С..
Смысл названия повести «Очарованный странник».
Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников».
Его «праведники маленькие великие люди». М.Горький
Смысл названия повести «Очарованный странник», особенно определения «очарованный», трактуются учеными неоднозначно. Одним из первых свое толкование эпитета «очарованный» дает Л. Волынский, увидевший в названии «целое мировоззрение писателя». «Очарование — это мудрая и благостная судьба, которая, «ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против нее, она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в сознании. При взаимодействии двух законов — внешнего и внутреннего, механического и идеального — история твердо и нерушимо совершает свой путь, ведя людей к спасению».
Таким образом, исследователь рассматривает значение названия с религиозной точки зрения.
Современные ученые также обращаются к слову «очарованный» («очарованность», «очарование») для объяснения характера и судьбы Ивана Флягина. Н.И. Пруцков пишет: «Вся его жизнь проходит в разнообразных очарованиях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно-поэтическое экзальтированное состояние, еще не пробудившись для сознательной, организованной исторической жизни» (Пруцков Н.И., с. 16).
.
Герой повести, — считает М.П. Чередникова — «невольный странник, ибо ни где для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви» (Чередникова М.П., с. 100).
Известный исследователь творчества Н.С. Лескова — Старыгина Н.Н. считает, что «очарованный странник» еще и потому, что героем владеет страстное желание разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Мотив странничества роднит лесковского героя с вечными странниками русской земли, с каликами перехожими, «мужичками-касьянами», паломниками и бродягами» (Старыгина Н.Н., с.116).
И.В. Столярова дает несколько толкований эпитета «очарованный». Во-первых, он (эпитет) прежде всего «выявляет артистический склад характера Ивана Северьяныча, поэтому оно часто оказывается тождественной другому определению, которое прилагает к себе сам герой; «восхищенный», В силу поэтической природы души Ивана Северьяныча в контексте многих эпизодов повести оно приобретает метафорическое значение и указывает на свойственную ему чуткость, эстетическую отзывчивость, способность пленяться тем или иным явлением жизни ощущать притягательность красоты». Во-вторых, «очарованный» означает... подвластный чему-то таинственному, чародейному, чудесному, страдающий от наваждения». Так же «использование этого определения в повести связано с той особенностью душевного склада Ивана Северьяныча, которую можно определить как естественный идеализм героя, постоянно порывающегося в область самых высоких духовных стремлений». В духе той же романтической литературы «очарованный» применительно к отдельным периодам жизни Ивана Северьяныча и его младенческому сознанию означает и «скованный», не развернувший всех своих возможностей, переживающий период «сна души» — внутреннего оцепенения» (Столяров И.В., с. 148 — 149).
Название произведения «Очарованный странник» на мой взгляд, кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, тоска и одиночество, слышится в его звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши.
Странник — это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя. А что же такое «очарованный странник»? Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой полной противоречий жизни?
Услышав название произведения, мы видим русского богатыря из сказок, который стоит в раздумье на этом самом перепутье, уронив голову на грудь и решая самую сложную проблему — проблему выбора. Но не всегда мы видим богатыря из сказок и былин, иногда Очарованный странник — это странствующий монах с картины, наставляющий на путь истинный будущего Сергия Радонежского.
Очарованному страннику не суждено быть знаменитым и известным, в силу своей очарованности он далек от этого и чужд для всего мирского и суетного, но благодаря таким странникам может прославиться Русская земля, народ, человек. Очарованному страннику никогда не найти своего призвания, потому что его призвание — указать на предназначение других людей, а самому продолжать скитаться из одной стороны в другую.
Очарованный странник в произведении — это простой русский человек, не из благородных. Но Иван Флягин обладает силой и способностью видеть красоту и воспринимать ее не так, как остальные люди: он видит ее, кажется, не глазами, а сердцем, пропускает через себя. Его душа была так широка, что могла обнять, прочувствовать весь мир, окружающий его, и он смог поведать о событиях своей многотрудной жизни. Он и в страданиях умел найти красоту, а в тоске — неповторимость. Пример тому — степь. Он страдал, скучал по Родине. Какие могли быть у него чувства, кроме боли, горя, тоски? Но в его памяти сохранилось не только это, но и воспоминание о чужой природе. Она была ему чужда, но и в ней он смог найти неповторимость и красоту.
Любовь в страннике рождается от первого впечатления, с первого взгляда. Он был бесхитростен, его порывы были нелицемерны, чисты, ярки. Его любовь была искренней и самоотверженной. Он имел дар любить, понимать, сострадать. Он готов взять на себя грех ради спасения человеческой души. Иван находил красоту в животном, понимал и любил лошадь. Ради красоты он совершал такие поступки, какие может совершать человек с гордой, широкой душой, любящий азарт, волнение, страсть, безрассудство. Он согласился на бой с татарином ради лошади. Позже — он без раздумья отдаст все деньги за цыганку. Но отдаст не только деньги, но и душу за нее. Он это сделал ради любви к ней, из сострадания. Этот простой человек любил красоту так, как не каждый сможет любить.
Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он неколебимо верит. Этот странник околдован какой-то неведомой силой, он попал в магический круг, из которого нет выхода. Ему всегда чего-то не хватает, он молится «так, что даже снег инда под коленями протает и, где слезы падали — утром травку увидишь». Исчезнет ли он когда-нибудь? Скорее всего — нет, ведь он сам «всей своей обширной протекшей жизненности даже обнять не может». Не суждено ему исчезнуть, сгинуть, всю жизнь свою он погибает и никак не может погибнуть. Русской земле нужны такие люди, поэтому его неузнанный дух будет витать повсюду и после его смерти.
Один ли Очарованный странник был на Руси? Сколько их, этих странников? Это и три богатыря из русских былин, и странствующий монах, и сам Сергий Радонежский, и М. Лермонтов, и А. Пушкин, и многие-многие другие замечательные русские люди. Все они так или иначе странствующие, очарованные души, воплотившие себя в литературе, служении Богу, защите родины, но так и не нашедшие покоя. Очарованный странник — воплощение русского характера. Причины его вечной не успокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».
Образ главного героя.
Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести “Очарованный странник”. О прожитой жизни Иван Северьяныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного, скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего героя богатырем, сравнивает с Ильей Муромцем. Богатырство простого мужика, прошедшего, не согнувшись, сквозь тяжелые испытания, имеет в повести символическое значение.
Герой смиряет дикого коня, одолевает на поединке степного богатыря, побеждает “зеленого змия”, переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя собой, спасает он близких, совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит инородцев, вещает о судьбе страны. Словно бы весь традиционный набор древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающий героику хождения человека по страстям жизни, вместился в жизнеописание Флягина.
Это и люди самобытные, сильные духом и чистые сердцем, верящее в свой добрый идеал, противостоящие суетным и ничтожным «образованным обывателям». При удивительном разнообразии характеров эти симпатичные герои обладают богатой духовностью…Сила, озаряющая внешнею, земною красотою их лица,- сила добра. Традиционное восхваление народного героя не привлекало Лескова. Последней фразой повести он охарактеризовал Флягина не только как “простую душу”, но и как “младенца”, считая, что народу предстоит еще избавление от черт “младенчества”, инфантильности, обусловленных все теми же чарами прошлого. “Повествования своего минувшего он исповедал со всей откровенностью своей простой души, а просвещения его остаются до времени в руке скрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам”. Тысячу раз прав был Лесков в определении черт национального русского характера.
Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда - прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова.
На войне Флягин совершает подвиг - налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение” статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “не смертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он - в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине.
В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”.
Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: "Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется".
Сама речь героя становится выражением еще одного его очарования — красотой языка и его богатством. А вся "очарованность" Флягина объединилась в его сознании в понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику за них "очень помереть хочется".
Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. “Мне за народ очень помереть хочется” — формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца. Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально “усовершенствоваться” автору Ильи Муромца. Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально “усовершенствоваться”. Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания. Духовные искания “очарованных странников” и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа. Три ночи он просит у Бога «другой более соответственный дух» и ожидает иного в душе совершения. Наконец, обретя дар пророчества, он понимает, что прощен Богом, и теперь ему за народ очень помереть хочется.» Иван Флягин - человек простодушный, откровенный, бесстрашный. Он все умеет. «Русский человек со всем справится». Он и за трудным ребенком присмотрит, и вылечит его, и усмирит нрав дикой лошади, и совершит побег из плена. Предсказание убитого монаха стало его заклятьем, от которого он не мог избавиться, так как это наказание за совершенный грех убийства. Предсказание стало судьбой героя: «и оттого пошел он от одной стражбы к другой, все более претерпевая, но нигде не погиб…
У Флягина особое отношение к душе. Он задается вопросом: почему у меня самоничтожный дух и сколько я через него претерплю, а ничего не усовершаюсь». В то же время испытание души, самое трудное испытание, приводит к достижению ранее отсутствующих качеств героя. Он приобретает смирение, великую добродетель, которая связана с познанием своей греховности и недостоинства, своей немощи и ощущения Божия величия. Ведь смирение, приходящее от самопознания, приближает человека к Богу. Таким образом вся жизнь Флягина становится осмысленной и душеполезной, как движение через смирение и покаяние к спасению.
А кто же он странник? Почему очарованный?
А кто он странник?
Странник – это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя.
А почему очарованный?
Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой противоречивой жизни.
Лесков именует странника, идущего по просторам родины и истории, "очарованным", подвластным неким колдовским чарам жизни, которые ввергают его в драматические перипетии.
Одно из очарований, имеющих непобедимую власть над героем, - обаяние красоты, озаряющей мир. Весенний пейзаж, красавец конь, русская песня и "природы совершенство" женщина способны мгновенно зажечь страстную натуру Ивана Северьяныча.
""Ах ты, змея!.. ах ты, стрепет степной аспидский! - восклицает Флягин
на конной ярмарке, - где ты только могла такая зародиться?". И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, рЪоЪдЪнЪоЪй страстию" (А. Горелов). Подобным же чувством охвачен Флягин, когда входит в трактир, где поет красавица цыганка Груша: "Так, милостивые государи, меня и обдало, не знаю, чем, но только будто мне сЪрЪоЪдЪнЪыЪм...". Знаменательные эти слова - "родной", "сродным" - указывают на органическую породненность героя с красотой земли, которая находит в нем проникновенного ценителя. "...Ты настоящий, высокой степени артист", - признает особенную талантливость мужика сиятельный князь.
Очарования красотой, не однажды оказывающиеся причиной страннических мытарств Флягина, дают заглавному эпитету первое значение.
Но есть в нем и другой смысл. Богатырь-черноризец объясняет превратности своей судьбы мистически: мать обещала отдать сына богу, а сын пытался самовластно нарушить материнскую клятву. Он "первое самое призвание опроверг", не пойдя в монастырь, избрав мирской путь. Однако религиозные чары, не давая погибнуть, привели его через "настоящую погибель" в божью обитель - монастырь. И тем не менее флягинское мистическое осмысление судьбы явно не может раскрывать авторского эпитета "очарованный" и отвергается Лесковым. Когда, в частости, Иван Северьяныч пытается дать сверхъестественное объяснение своему приходу в чернецы, читателю припоминаются собственные слова героя, противоречащие выводу и обнажающие горькую истину: стареющий странник "без крова и пищи остался", и ему "деться было некуда". Писатель противопоставляет флягинскому пониманию власти роковых начал свое, складывающееся из учета совершенно реалистических обстоятельств, из прозаически-будничных мотивировок поворотов в биографии героя. Роковые начала - силы социального давления и их отпечаток на личности российского простолюдина. Эпитет "очарованный" в своем втором значении есть
социально-историческая метафора. Чары - это то, что находится вне героя, и то, что он несет в себе как продукт истории.
Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его развития. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувство которого преобладало над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. "Мне за народ очень помереть хочется" - формула итога полувекового пути современного
Лескову Ильи Муромца.
Лесковский герой поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально "усовершиться". Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания. Духовные искания "очарованных странников" и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа, на которые обращает внимание художник.
Художественный мир Лескова
Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.
Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков.
Понять лесковский художественный мир вне религиозного контекста, религиозно-нравственных раздумий, устремлений и обретений художника невозможно - точно так же, как и постичь истинное своеобразие отечественной литературы.
Обращение к религии в поисках цельности духа, обретения надежного ориентира в нравственном совершенствовании человека и преобразовании мира определило особенности творчества многих русских писателей. Литературный критик конца XIX столетия М.О. Меньшиков замечал, что лучших наших авторов "охватывает какое-то молитвенное настроение: с особенною силою начинает говорить в них совесть, жажда забытого идеала, предчувствие мировой тайны. Натуры талантливые уже по природе своей религиозны: талант есть особый вид религиозного чувства, он есть откровение духа, в природе скрытого, его правды и красоты"
Таким образом, эпопея “хождения по мукам” оказалась драмой поисков путей служения Родине. А герой Лескова силен тем, что, сам не подозревая этого, оказался носителем высоких нравственных качеств. Именно такие герои, как Флягин, с точки зрения Лескова, являются творцами, создателями русской жизни и истории. Поэтому история жизни и пути “очарованного” странника чрезвычайно значима. В ней выражено стремление писателя найти в эпоху распада старых общественных связей новые нормы поведения, нравственности, нового национального самосознания.
В конце своей жизни главный герой приходит в монастырь. Повеление, покой и послушание- его жизнь теперь, и это ему нравится. Предначертание влияет на его жизнь, и причиной его окончательного прихода в монастырь становится замечательная русская душа.
Христианские мотивы Лескова звучат в рассказах: «Кадетский монастырь»(1880), «Приведение в инженерских замках»(1882), «Левша»(1881).
Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова - это восторженное отношение к искусству, к иконе.
Мир Лескова — мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к “праведникам” и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время
Заключение.
Писатель сложный и противоречивый, далеко еще не оцененный в полную меру своих заслуг перед родной литературой, Лесков ждет новых исследований, сумеющих раскрыть перед читателями всю глубину и прелесть созданного им художественного мира.
Прав был К. Федин, когда писал: «Мне кажется, после славы Чехова, облетевшей все страны мира, следующий русский классик XIX века, которого ожидает едва ли не повсеместное посмертное признание, будет Лесков, конечно, с поправкой на чрезвычайную трудность передачи его изощренного стиля на другие языки»).
Я думаю, что Лесков – великий художник слова, и достойный сын своего Отечества. Только очень мудрый, наблюдательный и духовно богатый писатель смог создать такое произведение. Он бесспорно, гордость русского народа на все времена.
Эта повесть заставила меня задуматься о жизни человека, о неизбежности испытаний и необходимости их преодоления. Ведь все мы в жизни «странники» идущие свои праведные пути.
Список использованных источников и литературы:
1. Барулина Л. Б. "Очарованный странник" Н. С. Лескова / Л. Б. Барулина // Литература в школе. – 2007. – № 10. – С. 23–25. (Образ главного героя повести Н.С.Лескова "Очарованный странник", Ивана Северьяновича Флягина. Литературный анализ произведения).
2.Горелов А.А. Хождение за истиной (Послесловие)// Лесков Н.С.Рассказы и повести.-Ф.: Кыргызстан, 1983-656 с.
3. Косых Г.А. Праведность и праведники в творчестве Н.С. Лескова 1870-х годов.- Волгоград 1999г
4.Лесков Н.С. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002.-448 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
5. Пруцков Н.И. "Самобытнейший писатель русский"/ Н. С. Лесков. Повести и рассказы. - Лениздат, 1977.
6.Старыгина Н.Н. Больше веры, больше света в высокое призвание человека // Н.С. Лесков. Легендарные характеры. - М., 1989.
7. Столярова В.И. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). - Л., 1978.
8.Хализев В., Майорова В. Праведники Лескова // В мире Н.С. Лескова. - М.,1983.
9. Чередникова М.П. Открытие Лескова// Литература в школе. 1991.№2
10. Чередникова М.П. О сюжетных мотивировках в повести Н.С.Лескова
«Очарованный странник»// Русская литература. – Л..,1971.№3
11. Чередникова М. П. “Древнерусские источники повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»”. Труды Отдела древнерусской литературы, 32. - Ленинград, 1977.
12. К. Федин. Писатель, искусство, время. - М.: Советский писатель, 1957. стр. 469.