Введение
В 11 классе я твердо решила поступать в медицинский ВУЗ и самое удивительное, что огромным толчком к принятию такого решения стало чтение. Чтение не сборников по биологии, химии или энциклопедий из серии «Как устроен человек?», а художественная литература. Я заметила, что особое внимание уделяю моментам с описанием болезни, её развитию, а так же главам, связанными с больницами и врачами. Согласитесь, обыденную жизнь мы не можем представить без медицины, а литература - это отражение жизни глазами писателей, которые хотели через свои произведения донести истину, сделать мир лучше, благодаря тому, что перед людьми будет опыт предыдущих поколений и результаты их действий.
Тема медицины в литературе раскрывается с разных сторон и достаточно в большом объеме, поэтому я решила обратить внимание на болезни, которые чаще всего упоминаются в литературе. И в результате пришла к выводу, что две болезни, уносят больше всего жизней: туберкулез, постепенно растворяющийся во времени, и наркомания, которая охватывает все больше жертв. Неудивительно, что особое внимание писателей приковано именно к ним.
Целью моей работы является показать, что проблема болезней очень важна и интересна в литературе, ведь с помощью нее человек получает теоретические знания, применяемые на практике. Я не зря выбрала одну регрессирующую болезнь, а другую - прогрессирующую. Именно на примере этих болезней можно охватить проблему медицины в целом и ответить на наибольшее количество вопросов.
А моими основными задачами будут:
Понять, почему выше перечисленные болезни встречаются чаще остальных.
Исследовать проблемы туберкулеза и наркомании с помощью художественной литературы
Проследить особенности раскрытия темы на примере таких произведений:
А.П.Чехов «Иванов», «Черный монах», «Иванов», В.Г.Короленко «Дети подземелья», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», М.А.Булгаков «Морфий», Ч. Айматов «Плаха»
Поднимаемые мною проблемы очень актуальны, так как люди должны чаще обращать внимание на болезни, описанные в литературе, анализировать, сравнивать и осознавать к чему могут привести их действия.
Глава I. Туберкулез.
Легкие ждут туберкулеза, дабы почувствовать,
что они существуют.
(Фредерик Бегбедер)
Туберкулез - самое частое упоминаемое заболевание.
Не найдется ни одной болезни, которая могла бы посоревноваться по частоте появления на страницах книг с чахоткой (название произошло от слова «чахнуть»). Раньше так называли туберкулез легких, считавшимся смертельным. Следует сказать, что в США в начале XX века 80% населения заражалось ещё в возрасте до 20 лет, и туберкулёз был главной причиной смертности. Остальные страны были в таком же бедственном положении. Зачастую туберкулез выявляли на последних стадиях (они и описывались в художественной литературе), когда он приобретал такие жуткие последствия. Люди не умели с ним бороться и, соответственно, боялись его. Плохие условия жизни и отсутствие знаний о болезни, способствовали его быстрому распространению. Соответственно, туберкулез - проблема прошлых времен, которую писатели отражали в своих произведениях.
Сейчас последние стадии чахотки можно встретить у мизерного количества людей. Чаще всего эти люди находятся далеко за чертой бедности и не интересуются своим здоровьем. Для современного читателя, туберкулез кажется незначительной болезнью, которую активно выявляют и лечат. И с каждым годом она уходит в прошлое. Так же как и о чуме, о туберкулезе, современные дети будут узнавать из исторических учебников и художественной литературы.
Фредерик Бегбедер неправ: не все влюбленные заболевают туберкулезом.
Несколько раз мне попадались высказывания Фредерика Бегбедера и еще нескольких писателей (например, Дженни Даунхем), где они сравнивали туберкулез с чем-то романтичным, утверждая, что такие заболевания посылаются Богом только на честолюбивцев… «все влюбленные заболевают туберкулезом, недаром же от него умерли Чехов, Кафка, Д. Г. Лоуренс, Фредерик Шопен, Джордж Оруэлл и святая Тереза из Лизье; что касается Камю, Моравиа, Будара, Марии Башкирцевой и Кэтрин Мэнсфилд, то разве смогли бы они написать именно такие книги без этой хвори?!
И наконец, вспомните: Дама с камелиями умерла отнюдь не от инфаркта миокарда – эту кару Бог насылает на загнанных честолюбцев, на печальных влюбленных»,говорил Ф.Бегбедер.
Прочитав множество книг, где упоминают чахотку, я могу с уверенностью сказать, что это совершенно не так.
Зачастую автор присваивал этот недуг для придания драматизма судьбы героя, а иногда для изображения внутренней силы духа. Во многом течение болезни зависело и от характера персонажа: кто-то не считал чахотку приговором, а кто-то уходил в депрессию с нежеланием мириться с собственной участью. В литературе нельзя найти ни одного героя, у которого причиной появления туберкулеза легких стала влюбленность. Согласитесь, она не может быть вызвана инфекцией.
Личные переживания авторов, которые были больны сами или у них болели близкие, помогали в изображении правдивых характеров. Именно из-за этих случаев писатели так откровенно упоминали в своих творениях эту болезнь, и талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.
Кто болел туберкулезом в романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстого?
Л.Н.Толстой – писатель - реалист, затронувший все темы человечества, поэтому было бы странным, не увидеть на страницах его произведений туберкулез. Наиболее ярко недуг описывается в знаменитом романе «Анна Каренина». Автор неоднократно встречался с туберкулезом в жизни, и сам боялся заболеть им, поэтому периодически употреблял кумыс, считавшийся народным средством при лечении болезни. Однако его братьям не так повезло, как великому писателю: оба молодых человека скончались от чахотки. Свои переживания по поводу утраты и их состояние во время болезни Л.Н.Толстой передал в своем романе через образ брата Анны К., - Николая Левина «Брат лег и - спал или не спал, но, как больной, ворочался, кашлял и, когда не мог откашляться, что-то ворчал. Иногда, когда он тяжело вздыхал, он говорил: "Ах, боже мой!" Иногда, когда мокрота душила его, он с досадой выговаривал: "А! Черт!"»
Туберкулез в творчестве А.П.Чехова.
Каждому интеллигентному человеку известно, что жизнь А.П.Чехов в 44-летнем возрасте прервал туберкулез. Течение его болезни было жутким, об этом свидетельствует сам автор и все его окружение. Левитан писал Илье Репину: «Сердце разрывается смотреть на Чехова — хворает тяжко, видно по всему — чахотка, но улыбается, не подает вида, что болен. Интересно, знает или не знает правду? Душа за него болит»
Знаменитый прозаик никогда не падал духом и даже в последние дни, прятал окровавленную чашку от близких, продолжая рассказывать смешные истории. Свое состояние и опыт, полученный от болезни, он отражал в своих произведениях. Например, слова Коврина, героя повести «Черный монах», о том, что у него достаточно много времени, являются правдивыми, писатель сам страдал туберкулезом с подросткового возраста и жил с ним, как минимум 20 лет.
«У него шла горлом кровь.Он плевал кровью, но случалось раза - два в месяц, что она текла обильно, и тогда он чрезвычайно слабел и впадал в сонливое состояние. Эта болезнь не особенно пугала его, так как ему было известно, что его покойная мать жила точно с такою же болезнью десять лет, даже больше; и доктора уверяли, что это не опасно, и советовали только не волноваться, вести правильную жизнь и поменьше говорить.» - так описывал Андрея Васильевича, автор произведения..
Это далеко не единственный рассказ А.П.Чехова, где герой страдает туберкулезом. В рассказе «Иванов», жена главного героя пытается преодолеть эту болезнь любыми способами, но все оказывается напрасным. Выживших солдат из повести «Гусев», лишает жизни далеко не война, а чахотка, из-за которой они задыхаются прямо на пароходном лазарете. «…Как это вы, тяжело больные, вместо того, чтобы находиться в покое, очутились на пароходе, где и духота, и жар, и качка – все, одним словом, угрожает вам смертью… Ваши доктора сдали вас на пароход, чтобы отвязаться от вас. Для этого нужно только… не иметь совести и человеколюбия…» Один за другим, и их хоронят в море, зашивая в саван из парусины. Умирает и герой последнего рассказа, написанного А.П.Чеховым «Невеста» - Сашка, несчастный, худой и вечно покашливающий студент.
Чахотка в творчестве Ф.М.Достоевского.
Жизнь Ф.М.Достоевского унесла эмфизема легких, которая тесно связана с туберкулезом. В 1881 году происходил раздел наследства тетки. Вопрос о наследстве обсуждался в повышенных тонах. Достоевский встал из-за стола и ушел в кабинет. Здесь у него из горла хлынула кровь, но это длилось недолго. Перед вечером приехал домашний врач Достоевских. От выстукивания груди снова хлынула кровь, и Федор Михайлович потерял сознание. Придя в себя, он простился со всеми родными и, отослав детей, благодарил свою жену, Анну Григорьевну за счастье, которое она принесла ему. После этого он прожил еще немного и ушел в мир иной. Также, от туберкулеза умерла мать и первая жена писателя, поэтому он прекрасно знал о коварстве чахотки. В романе «Преступление и наказание», туберкулез коснулся матери знаменитой Сонечки - Катерины Ивановны Мармеладовой: «Тут смех опять превратился в нестерпимый кашель, продолжавшийся пять минут. На платке осталось несколько крови, на лбу выступили капли пота. Она молча показала кровь Раскольникову и, едва отдыхнувшись, тотчас же зашептала ему опять с чрезвычайным одушевлением и с красными пятнами на щеках.»
Вспомним героя знаменитого романа «Идиот» - Ипполита Терентьева. В любом случае, его жизнь должна была оборваться очень рано. Он не видит смысла жизни и решает идти против Бога, совершая суицид, но у него это не выходит. Догадываясь о таком решении своего героя, Ф.М.Достовевкий позаботился о нем и он умер от туберкулеза.
«Ипполит был очень молодой человек, лет семнадцати, может быть и восемнадцати, с умным, но постоянно раздраженным выражением лица, на котором болезнь положила ужасные следы. Он был худ как скелет, бледно-желт, глаза его сверкали, и два красные пятна горели на щеках. Он беспрерывно кашлял; каждое слово его, почти каждое дыхание сопровождалось хрипом. Видна была чахотка в весьма сильной степени. Казалось, что ему оставалось жить не более двух, трех недель...»Здесь мы видим, что автор с помощью болезни придает еще большей трагизм его судьбе, что доказывает мои предыдущие утверждения о причинах появления туберкулеза на страницах книг.
Почему Маруся из повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» так рано умерла?
Туберкулезом болела героиня повести В.Г.Короленко «Дети подземелья.» На протяжении истории мы видим, как Маруся худеет и ей становится с каждым днем все хуже и хуже. Она была тихим ребенком, любила играть с цветами и постоянно спотыкалась и падала. «Маруся никогда ни на что не жаловалась, но ей становилось всё хуже, и со временем она вообще прекращает выходить из своего убежища на улицу. Девочка уже не узнает родных, ей всё хуже. А у отца нет денег ни на врача, ни на лекарства». Стоит заметить, что её болезнь развивалась с невероятной скоростью. Этому можно найти научное обоснование. В 1835–1842 годах многих больных привозили в Мамонтову пещеру (пещерная система в США, штат Кентукки), с надеждой, что люди будут быстрее идти на поправку, но там они умирали значительно раньше, чем на поверхности, - никто не прожил и год . Благодаря этому врачи поняли, что туберкулёз - болезнь власти тьмы не только в переносном, но и в самом буквальном смысле .Вернемся к повести «Дети подземелья и вспомним, что девочка жила в крайне ужасных условиях, в подземелье, где была вечная сырость и холод, - это и стало причиной её скорейшей кончины.
Существует еще десятки, даже сотни литературных героев, которых коснулась чахотка. Это и Рафаэль из новеллы Оноре де Бальзака (Шагреневая кожа), и герои Э.М.Ремарка в произведениях («Три товарища» «Жизнь взаймы») и Мари Дюплесси из романа А. Дюма «Дама с камелиями», непереносившая запаха цветов из-за болезни, - всех даже не перечислишь.
Глава 2. Наркомания
Так говорят все наркоманы: «Нужно только
вовремя бросить »и никому это еще не удавалось.
Пауло Коэльо
Самая быстроразвивающаяся и страшная болезнь.
Следующая болезнь в отличии от туберкулеза, идет наоборот в прогрессирующем темпе. Наркомания - чума 20-21 в. Каждый день наркотики становятся причиной чьего-то последнего вздоха. Порой писатели упоминали о ней вскользь, не придавая особого внимания этой теме, потому что в период их жизни было вполне нормальным периодически употреблять морфий, опиум или героин, которым лечили кашель. Сложно представить, что даже любимый всеми напиток «Кока-Кола», применялся как лекарство, одним из компонентов которого являлся кокаин (считалось, что он помогает «от любых нервных расстройств»). Нельзя полностью запретить наркотики, потому что они как и раньше активно применяются в медицине. Обладая не только обезболивающим действием, они облегчают и снимают симптомы ряда заболеваний (инфаркт, болезнь Паркинсона и т.п).
Но их злоупотребление и использование не в целях назначения вызывают -наркоманию. Это очень тяжелое заболевание и самое страшное то, что в отличие от рака, его вызывает человек собственноручно. И с годами оно лишь развивается, так как открываются новые способы получения наркотических средств, а вот новых способов борьбы с ней - нет.
Читая различную литературу, я столкнулась с тем, что наркозависимость у героев встречается очень часто. И если раньше (до середины 20 века) это было едва заметно и, таких персонажей можно по пальцам перечесть, то в современной литературе все иначе. Во многих книгах сюжет переплетается с действиями «Они попробовали покурить травку» или «Он взял свой косяк», которые кажутся такими безобидными и сопоставимыми с «она читала книгу», но на самом деле ,они дают понять читателю, что это нормально и это является частью нашего общества, по сути являясь скрытой пропагандой данного заболевания.
Существует список запрещенной литературы, как раз связанных с проблемой наркозависимости, но они запрещены только в России и значит, сменив геолокацию, человек может свободно читать эту литературу.
Писатели, поднимавшие эту тему до середины 20 века, через свои произведения показывали ужасный исход таких действий, а не романтизировали, побуждая людей на употребление наркотических средств .
Виновата не любовь, а наркотики.
Так Л.Н.Толстой в произведении «Анна Каренина» поднимает проблему наркомании. В медицинских учебниках утверждается, что морфинисты испытывают беспричинные вспышки гнева и страха, склонны к конфликтам, страдают расстройствами сна. Они часто кончают жизнь самоубийством. И все это отражено в романе. Наркотики действуют постепенно и с каждым употреблением человеку хочется все больше и больше. Вначале романа мы видим здоровую, красивую женщину, но к концу она становится неуравновешенной наркоманкой
Капли морфия были в то время обычным назначением при болях, роженицам их назначал врач "В аптеке худощавый провизор с тем же равнодушием, с каким лакей чистил стекла, печатал облаткой порошки для дожидавшегося кучера и отказал в опиуме. Стараясь не торопиться и не горячиться, назвав имена доктора и акушерки и объяснив, для чего нужен опиум, Левин стал убеждать его. Провизор спросил по-немецки совета, отпустить ли, и, получив из-за перегородки согласие, достал пузырек, воронку, медленно отлил из большого в маленький, наклеил ярлычок, запечатал, несмотря на просьбы Левина не делать этого, и хотел еще завертывать. Этого Левин уже не мог выдержать; он решительно вырвал у него из рук пузырек и побежал в большие стеклянные двери. "
Анна сначала употребляла морфий, дабы убрать физические боли, но слишком увлеклась и не смогла остановиться. Она думала, что таким образом ей удастся заглушить и душевную нестабильность, избавиться от проблем в семье. Но с каждым днем она замечала, что уходит от реальности, и " уже не засыпает без морфина".
Известно, что наркотики действуют скачкообразно, после успокоения наступает эмоциональное обострение, все чувства становятся более яркими и сильными ,поэтому чтобы убрать это человек снова должен получить дозу. Это случалось и с Анной. Она была безумно влюблена во Вронского и боялась, что он может уйти от от нее. Это было единственной вещью, волновавшей её: ни муж, ни старший сын, ни новорожденная дочка — не имели значения для неё. Душевные муки она заменяла дурманом. Она даже представляла себе, как она выпивает целую рюмку опиума, чтобы напугать возлюбленного «Она лежала в постели с открытыми глазами, глядя при свете одной догоравшей свечи на лепной карниз потолка и на захватывающую часть его тень от ширмы, и живо представляла себе, что он будет чувствовать, когда ее уже не будет и она будет для него только одно воспоминание.
«Как мог я сказать ей эти жестокие слова? – будет говорить он. – Как мог я выйти из комнаты, не сказав ей ничего? Но теперь ее уж нет. Она навсегда ушла от нас. Она там…»
Вследствие употребления препаратов, у Анны начинается ломка и она начинает по любому поводу ревновать Вронского, автор хорошо показывает её внутренне состояние, когда она едет на вокзал. Наркозависимость привела её в глубокую депрессию и с помощью смерти девушка хотела показать Вронскому, кого он терет. Таким образом, роман вовсе не о несчастной любви, а о жертве наркотиков. У Анны Карениной было все, но одним действием она поставила огромный крест на своей жизни
Как отразилась наркозависимость М.А.Булгакова в его произведениях?
У М.А.Булгакова есть рассказ - «Морфий», в котором он косвенно описывает себя. Причина наркозависимости также отразилась в автобиографической повести «Записки врача». В сентябре 1916 М.А Булгакова становится земским врачом в селе Никольское Сычевского уезда Смоленской губернии, там и произошел случай, оторой сильно повлиял на его жизнь.
Летом 1917 года в больницу привезли медленно умиравшего ребёнка. Булгаков разрезал детское горло, вставил трубку и стал отсасывать дифтеритные плёнки... И начал регулярно принимать морфий после того, как вынужден был сделать себе прививку от дефтирита, опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у; начавшийся сильный зуд и боли стал заглушать морфием, и в результате употребление наркотика вошло в привычку.
Татьяна Лаппа,жена М.А.Булгакова вспоминает:сразу после переезда, "как только проснулись - "иди, ищи аптеку". Я пошла, нашла аптеку, приношу ему. Кончилось это - опять надо. Очень быстро он его использовал (по свидетельству Т. Н. Лаппа, Булгаков кололся дважды в день). Ну, печать у него есть - "иди в другую аптеку, ищи". И вот я в Вязьме там искала, где-то на краю города еще аптека какая-то. Чуть ли не три часа ходила. А он прямо на улице стоит меня ждет. Он тогда такой страшный был... Вот, помните его снимок перед смертью? Вот такое у него лицо. Такой он был жалкий, такой несчастный. И одно меня просил: "Ты только не отдавай меня в больницу" .Несмотря на осознание того, к чему может привести страшное пристрастие ,М.А.Булгаков не мог остановиться.
Весной 1918 известному писателю все-таки удалось излечиться от болезни, в очередной раз доказывая,что любой человек, принадлежащий к самым разным классам, профессиям, обладающий любым уровнем интеллекта и способностями может стать наркоманом.
Герой рассказа «Морфий» начинает употреблять наркотики из-за личных проблем,но в отличие от автора умирает. В дневнике доктора Полякова, читатель видит отражение Булгакова, потому что во время зависимости писатель сам вел дневник ,впоследствии чего ,он и стал основой рассказ. Произведение получилось жутковатым из-за реалистичности и, я считаю, что у любого человека, познакомившегося с рассказом ,никогда не появится желания попробовать наркотики. Автор показывает ,что как такого спектра ярких и положительных эмоций просто нет, напротив больной ощущает сильнейшую физическую боль и психическую нестабильность. Не зря устами доктора С.Полякова М.А.Булгакова говорит:«Будьте осторожны с белыми, растворимыми кристаллами . Я слишком им доверился, и они меня погубили»
Призыв против наркомании в романе «Плаха» Ч.Айматов.
Когда я начала читать роман, то первое на что я обратила внимание - это его название. Не зная значения слова, я обратилась к толковому словарю Д.Н.Ушакова, где сказано, что «Плаха» - это большая деревянная колода, на которой встарину отсекалась голова приговоренного к смертной казни, а также помост, эшафот, на котором такая казнь производилась. Но лишь к середине произведения читателю становится понятен замысел писателя, отображенный в названии.
Это многогранное произведение, где на переднем плане показан бич современного общества - наркомания.Автор глубоко проникает в сущность этой проблемы, но все-таки, на мой взгляд, он не показывает всех самых черных красок. Автор пытается понять этих зависимых людей, которые давно уже потеряны. Ч. Айтматов показывает гонцов, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, сколько возможности пожить в иллюзиях. Этих людей пытается спасти Авдий Каллистратов. Он хочет внести свет в погрязшие во тьме души, пробудить в них раскаяние и совесть. Неудачи Авдия в борьбе с наркоманами отражают реальное положение дел в нашем обществе. Но никто не сможет остановить погрязших в наркомании , кроме них самих. Однако, возникает вопрос, нужно ли им это? Ведь их устраивают те иллюзии ,которые их окружают, зачастую наркозависимыми становятся слабые люди и начинают тянуть других, даже не ради денег, как это и показано в произведении, а ради того, чтобы у них были соратники, и они не чувствовали себя одинокими . Название произведения показывает, что аморальный образ жизни приведет только к собственноручной казни . Но одновременно весь роман построен на призыве к читателю. В каждой строчке слышится крик о помощи, которую способны оказать все люди, именно тут уместна поговорка «Один в поле не воин», ни один человек, а весь мир может исправить проблему, которая с каждым годом становится все актуальней.
Заключение
Таким образом, несмотря на то, что туберкулез уходит в прошлое, на страницах художественных произведений, он остается не менее актуальным, чем прогрессирующая наркомания. Я сделала вывод, что они встречаются чаще всего, так как очень велик охват заболеваемости и высок риск летального исхода. К тому же болезнь протекает не только сложно и мучительно, но и жутко. Существует ряд причин, по которым их наличие не теряет свою актуальность.
Во-первых, это огромный опыт, к которому нужно относиться очень внимательно, согласитесь, ничего не бывает просто так, в каждом слове заключен огромный смысл. Нужно уметь понимать суть и заключенный опыт предыдущих поколений, чтобы не совершать таких же ошибок.
Во-вторых, это знания, применяемые на практике. «Ничего не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда» этот физический закон, применимый практически ко всему, в том числе к литературе и медицине. Истинную информацию получают не сразу, а за достаточно длительный период, основываясь на более ранних исследованиях, и художественная литература является важным помощником в этом. На примере художественных героев я проследила течение болезни, и то, как окружающие пытались помочь побороть. Получила яркое представление об обоих заболеваниях.
В-третьих, это культурное просвещение общества, потому что многие не имеют представления о заболеваниях, а так любой читатель будет иметь минимальное представление. Эти проблемы интересны и актуальны во все времена, поэтому следует сказать, что писателям нужно уделять внимания медицине в художественной литературе. Это наше прошлое, настоящее и будущее, а художественная литература - единственный надежный способ передать свои знания в понятном для читателя виде. Не все мы врачи, но знать нам нужно обо всем, чтобы быть человеком.
Список использованной литературы
Азарова Н.И. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. М., 1988
Айтматов Ч.Плаха - М., 1981
Булгаков М.А. Морфий «Записки юного врача». – М.: Азбука, 2007. – 192 с.
Булгакова Е. Воспоминания о Михаиле Булгакове М: Советский писатель, 1988.
В.Г. Короленко «Дети подземелья», М. Издательство: Детская литература, 1998
Валерiй Дружбинський А.П.Чехов Хвороба I смерть 2004
Википедия статья о наркомании
Википедия статья о туберкулезе
Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П.Чехова. М., 1955.
Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1871 г./ Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т
Достоевский Ф.М. Идиот / Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. – Л.: Наука, 1980
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание/ Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. – Л.: Наука, 1980
Лакшин В. Мир Михаила Булгакова//Литературное обозрение. 1991
Лапа Т. Н. Воспоминания о М. Булгакове М: АСТ Астрель, 2006
Медицина и художественная литература Текст научной статьи по специальности Гарусова.Н.В 2009
Петелин В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. М.: Моск. рабочий, 1989
Толковый словарь русского языка (трёхтомник) /Под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Изд-во "Вече", Мир книги. - 2001 г.
Толстой Л.Н. Анна Каренина М., 1981
Чехов А.П. Избранные произведения в 3-х томах 1964.
Чехов А.П. Избранные произведения:/ А.П. Чехов – Л: Лениздат, 1974
Ю.В.Пакин "Диагностика и лечение наркомании: основы в популярном изложении", Киев, 2002