Введение.
Музы!.. Делайте, что хотите.
Душу надо? Могу продать.
Славу встречу!
Научите
Словом, как дротиком попадать.
В.М. Шукшин
1.1. Актуальность проблемы.
Изучение односоставных предложений показывает богатство средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и использованием арсенала синтаксических конструкций. Краткость односоставных предложений, способность актуализировать что-либо одно, наиболее важное для сообщения (действие, признак, предмет или явление и т.д.), и создают их особые свойства.
1.2 Предмет и объект исследования.
Предметом исследовательской работы является Односоставные предложения в рассказах В.М. Шукшина.Объект исследовательской работы – Русский язык.
1.3 Разработанность исследуемой проблемы
Анализ языкового материала позволяет сделать следующие выводы. Односоставные глагольные предложения являются важным средством синтаксической организации художественно изображённой внутренней речи персонажей, поскольку отражают одно из основных свойств внутренней речи: её наглядно-чувственный характер. Односоставные предложения характеризуются сложной структурой и требуют много аспектного исследования и описания.
Односоставные предложения являются одной из характерных особенностей синтаксической организации, художественно изображённой внутренней речи персонажей в литературном произведении и отражают существенные особенности психологической (естественной) внутренней речи человека [1] и нуждаются в специальном рассмотрении. Названными обстоятельствами определяется актуальность данного исследования.
Обращение к произведениям В. Шукшина вполне закономерно. Простота и безыскусственность, доброта и искренность, сочувственное, заинтересованное внимание к людям, вот, пожалуй, главные черты, отличающие художественную манеру В.М. Шукшина-рассказчика.
Выходец из крестьян, писатель сумел достичь вершин литературной славы, но никогда не забывал своих корней , почему и герои его – простые,
«светлые души», живущие глубинной народной мудростью, по-детски открытые и немного смешные.
1.4. Гипотеза (ожидаемые результат)
Практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования таблицы-правила на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ
1.5. Цель работы.
Классификация односоставных предложений и их стилистические особенности в рассказах В. М. Шукшина.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по односоставным предложениям.
2. Классифицировать односоставные предложения в рассказах В. Шукшина.
3.Систематизировать односоставные предложения и выявить их роль в рассказах В. Шукшина.
4.Предложить таблицу-правило в виде иллюстративного материала для
лучшего овладения темой.
1.6. Методы решения задач.
Изучение теоретических вопросов, связанных с односоставными предложениями, анализ рассказов В. Шукшина и выявление односоставных предложений, сравнительно-сопоставительный анализ.
Источниковедческая база исследования: теория, энциклопедии, интернет ресурсы.
II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
2.1. Биография В.М.Шукшина
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 в крестьянской семье. В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого, в 1945 году, пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947-1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация. В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас с флота, из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.
В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был даже директором этой школы. В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С.А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра. В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ. В том же году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень».
Съёмки картины начались летом того же года на Алтае и были закончены в 1964 году. В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу — Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.
Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 же году в издательстве «Молодая гвардия».
1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Г.А. Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю. Последние годы жизни после рождения дочерей он не притрагивался к спиртному, но болезнь
прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов.
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил его близкий друг Георгий Бурков. Похоронен в понедельник, 7 октября 1974, в Москве, на Новодевичьем кладбище. [11]
2.2.Типы односоставных предложений.
Простые предложения по наличию главных членов делятся на односоставные и двусоставные. Если грамматическая основа двусоставного предложения включает в себя и подлежащее, и сказуемое, то в односоставных она представлена одним составом, то есть одним главным членом – сказуемым или подлежащим. Этот главный член не только показывает действие, явление или предмет, но и выражает отношение к действительности.
Односоставными называются предложения, у которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена.
Односоставные предложения разделяются на две группы: Первая группа: предложения с главным членом – подлежащим; вторая группа: предложения с главным членом – сказуемым. (Рис.1)
Главные члены предложений первой группы имеют структуру, похожую на структуру подлежащего, а главные члены предложений второй группы похожи на сказуемое двусоставного предложения.
Рис.1 Группы простых предложений.
Предложения с главным членом – сказуемым.
Определенно-личные предложения.
В определенно-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения в настоящем и будущем времени. Эти предложения сообщают о действиях или других признаках человека. Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимений (я, мы, ты, вы в качестве подлежащего при глаголе). Личное окончание глагола уже несет информацию о субъекте действия, поэтому обозначать ее другими средствами не нужно. Именно поэтому, несмотря на то, что слово, обозначающее субъект действия, в предложении отсутствует, определенно-личные предложения являются полными, поскольку информации, содержащейся в них, достаточно для понимания смысла предложения без привлечения дополнительного контекста.
Думаю, что видел привидение.
Думаю-определенно-личное предложение, сказуемое выражено глаголом 1 лица, ед.ч.,
что видел привидение - двусоставное неполное – видел- форма прошедшего времени глагола не имеет морфологического признака лица (я видел привидение, ты видел привидение, он видел привидение), поэтому без дополнительного контекста мы не можем понять смысл этого предложения. Различаются два типа предложений в зависимости от формы выражения глагола-сказуемого:
Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го ли 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения:
Глагол 1-го л. ед. ч. изъяв. накл. - Снова вижу знакомый город.
Глагол 2-го л. ед. ч. изъяв. накл.– Помнишь тот осенний вечер?
Глагол 1-го л. мн. ч. изъяв. накл. – Не забудем вашей доброты.
Глагол 2-го л. мн. ч. изъяв. накл. – Зайдете завтра за зарплатой?
Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения:
Глагол 2-го л. ед. ч. повелит. накл.– Думай хорошенько!
Глагол 1-го л. мн. ч. повелит. накл. – Пойдемте в кино!
Глагол 2-го л. мн. ч. повелит. накл. – Зайдите ко мне обязательно?
Эти предложения по структуре близки личным двусоставным предложениям и часто употребляются в живой разговорной речи. Актуализация субъекта действия достигается использованием обращения.
Неопределенно-личные предложения.
В неопределенно-личных предложениях главный член выражается глаголом 3-го лица мн. числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени в изъявительном наклонении и аналогичной формой условного наклонения глагола.
Пусть говорят. Что пишут?
Глагол 3-го л. мн. ч. изъяв. накл. – В городе много говорят о местных привидениях.
Глагол 3-го л. ед. ч. повелит. накл.– Пусть говорят!
Глагол мн. ч. прошед. времени изъявит. накл. – Вам звонили из деканата.
Глагол мн. ч. условн. накл. – Если бы мне заранее сказали, я бы подождал.
В неопределенно-личных, как и в определенно-личных предложениях сообщается о действии человека, но при этом в центре внимания находится само действия, а субъект его не важен, он неопределенный – либо вообще неизвестен, либо неинтересен, неважен для ситуации. В дверь постучали – какие-то неизвестные люди;
Вам звонили из деканата – сотрудники деканата.
Неопределенно-личные предложения надо отличать от неполных двусоставных предложений, у которых сказуемое стоит в тех же формах
Мы хотели дозвониться, звонили долго, но нам не ответили.
Звонили долго – неполное двусоставное предложение, потому что оно сообщает нам о действии конкретных людей, которые нам знакомы из предыдущего предложения. В полном неопределенно-личном предложении, так как субъект этот действия неизвестен.
Неопределенно-личные предложения могут иметь составное глагольное сказуемое: Да там, барин, пришли, изволят беспокоиться.
Неопределенно-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определенно-личные, сфера их употребления более узкая. Они почти не встречаются в научных трудах, в деловых документах, так как язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности.
Обобщенно-личные предложения.
В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое может относиться ко всем вместе и к каждому в отдельности. Субъект такого действия называется обобщенным. В обобщенно-личных предложениях главный член выражен: 1)глаголом в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения (то есть по структуре такие предложения похожи на определенно-личные предложения):
Лучше скажи мало, но хорошо.
Что имеем - не храним; потерявши - плачем.
Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим. (К. Прутков)
2)или глаголом в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения (такие предложения похожи на неопределенно-личные)
После драки кулаками не машут (посл.)
Снявши голову, по волосам не плачут (посл.)
3)со сказуемым, выраженным глаголом со значением давно прошедшего времени (с частицей бывало). Они указывают на действия, бывшие в прошлом и повторявшиеся не раз. Бывало, сидишь в зарослях, ждешь его (вальдшнепа), и вдруг – одни охотники поймут меня, - вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипение…
В обобщенно-личных предложениях используются фразеологизмы с просторечным оттенком:хоть разорвись, хоть лопни, хоть убей и т.п.Основная функция обобщенно-личных предложений – выражение общих суждений, часто воплощаемых в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. 8
Безличные предложения.
Главный член безличного предложения выражен глаголом в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения или в условном наклонении
Односоставные предложения выписаны из рассказа, классифицированы и приведены в Таблице №2 и диаграмме №1.(Приложение). Анализ предложений показал, что в рассказе преобладают безличные односоставные предложения со сказуемым инфинитивом или словомсостоянием с частичкой «быть» (Например: « …на душе у Володи было празднично.»).Такие предложения по статистике являются самым употребляемым видом глагольных односоставных предложений.
Также в рассказе присутствует 11 односоставных неопределенноличных предложений из чего следует, что Шукшин уделял внимание не лицу, которое совершает действие, а самому действию.
Что касается разговорной речи, то чаще всего употребляются определенно-личные предложения (Например: «Ничего, подождешьподождешь и уедешь…»), которые помогают четко и выразительно передать мысль собеседника.
Но как мы видим по таблице, обобщенно-личных предложений в рассказе нет. Назывное предложение в тексте всего одно. Из чего сделаем вывод, что автору важно больше то, что происходит с героем, чем место, где развиваются события.
Неловкость ситуации, приближенность к разговорной речи, простота и чудаковатость героя и его размышлений подчеркивается как раз использованием односоставных предложений, в основном в момент разговора Володи и его спутницы. Ребята часто выражают свои эмоции кратко, но точно. ( Например: «Начнем? Давайте.»). Также односоставные предложения применяются для связи текста и во избежание частых повторов.(Например: «…почему-то страшно было замолчать и не фальшивить дальше.»).
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Шукшин старался передать события рассказа и чувства героев наиболее простым и понятным для всех языком, подчеркивая необычность, простоту, искренность, открытость, но и чудаковатость своего героя.
3.1. Классификация односоставных предложений в рассказе В. Шукшина «Cтенька Разин».
Жизнь, как известно, один раз дается
и летит чудовищно скоро; не успеешь оглянуться, уже срок:
Вернуться нельзя.
Можно не пропустить.
В.М.Шукшин.
В этом произведении рассказывается про молодого парня Васёку. Это хороший парень с непокладистым характером. Он не задерживается долго на одной работе. Ищет, в чём его истинное предназначение в мире. Он пробовал себя в разных областях. «Кем он только не работал после армии! Пастухом, плотником, прицепщиком, кочегаром на кирпичном заводе. Одно время сопровождал туристов по окрестным горам. Нигде не нравилось». Люди его не уважают. Но они даже не знают, какой талант живет недалеко от них. Васёка умеет вдохнуть жизнь и характер в деревянные фигурки, которые вырезает. У каждого его творения своя история, свой характер, своя изюминка. Так у Стеньки Разина была яркая и запоминающаяся история. Через деревянную фигурку Стеньки можно было пережить все переживания героя. Соприкоснувшись с истинным искусством, творчеством, Васёка счастлив. Он знает себе цену, несмотря на смех окружающих, уверен: «Я очень талантливый». Работая над фигуркой Степана Разина, Васёка способен расплакаться от счастья, любви и горя. Он истинный художник, понимающий свою миссию на земле, ценящий свой талант. Истоки этой веры в мастерстве, с которым он вырезает немудреные и такие правдивые фигурки людей.
«Я все про людей знаю. Они все ужасно простые». Этой простоты и добивается Васёка в своих работах, передавая тончайшие человеческие переживания. «…Стеньку застали врасплох. Ворвались ночью с бессовестными глазами и кинулись на атамана.
Стенька, в исподнем белье, бросился к стене, где висело оружие… но споткнулся о персидский ковер, упал». Недаром Василий Шукшин писал: «Все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе; люди должны знать всю правду какой бы горькой она ни была». Односоставные предложения проанализированы в Таблице №5 и на диаграмме №4.(Приложение)
Судя по приведённым выше данным, можно сделать вывод, что преобладающую часть односоставных предложений занимают неопределенно-личные предложения -Негромко и страшно ругались.
-Потом встал и ушел прямо с урока.
В связи с чем, можно сделать вывод, что автору важно совершаемое действие, а не лицо которое его совершает.
3.2 Классификация односоставных предложений в рассказе В. Шукшина «Чудик ».
Рассказ «Чудик» был написан и появился в 1967 году в девятом номере журнала «Новый мир». Главный герой рассказа – тридцатидевятилетний сельский механик Василий Егорович Князев. Начинается рассказ просто. Жена называла его чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось. Перед нами, чисто шукшинское начало: динамическое, уверенное, какое-то убыстренное. Оно передает главное в образе и характере героя – непохожесть на обычных людей.
Завязкой сюжета является следующий эпизод. Чудик, собираясь навестить своего брата на Урале, выронил деньги в магазине. Однако сразу не догадался, что эта пятидесятирублевая бумажка его, легко и весело пошутил: «Хорошо живете, граждане!
У нас, например, такими бумажками не швыряются». После этого он так и не смог пересилить себя, чтобы забрать проклятую бумажку. Пришлось возвращаться домой, снимать деньги с книжки и вторично отправляться в путь. Этот эпизод имеет реальную жизненную основу. Весной 1967 года Шукшин был в командировке в Бийске, зашел в магазин, нашел пятидесятирублевую бумажку и отдал ее как кем-то потерянную, а потом хватился, но вернуться за ней в магазин постыдился.Здесь проявляется еще одно свойство таланта Шукшина: все то, что его как-то происходило с ним, он не просто фиксировал, а как бы записывал в памяти. И если это требовалось для творчества, то спустя многие годы он мог полностью, воспроизвести всю картину. Однако в художественных произведениях он всегда добавлял какие-то интонации.
Следующий эпизод рассказа – пребывание Чудика в семье брата. Сноха, буфетчица управления, презирает деревенских, стремится стереть в своей памяти все деревенское и стать горожанкой. Она враждебно, не породственному относится к Чудику, а он никак не может понять, в чем он виноват. Желая сделать ей приятное, Чудик разрисовал коляску маленького племянника так, что ее трудно было узнать. За это его изгоняют из дома. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем жить? Эта сцена является кульминацией. Здесь Шукшин следует главному принципу, утвержденному когда-то Чеховым: «первая и главная прелесть рассказа – это простота и искренность».
Развязка – возвращение героя домой. Домой Чудик приехал, когда шел рясной парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой ботинки.
С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко.
И дождик редел, падал крупными каплями в лужи; в них надувались и лопались пузыри». В этой финальной сцене рассказа пейзаж показан не случайно: природа помогает главному герою вновь обрести потерянное душевное спокойствие.
Односоставные предложения выписаны из рассказа, классифицированы и приведены в Таблице №3 и диаграмме №2 (Приложение).
Чаще всего и в этом рассказе употребляются определенно -личные предложения
-А Степана-то Воробьёва помнишь?
-Подумаешь, склероз.
В Определенно-личных предложениях форма глагола и смысл предложения подсказывают, что действие совершается определенным лицом.
Обобщенно-личных предложений в рассказе нет, т.е. афористичность и обобщенность отсутствует. Назывное предложение в тексте только одно и оно не играет никакой роли в данном рассказе. Из чего сделаем вывод, что автору важно больше то, что происходит с героем, чем место, где развиваются события.
Есть в тексте и неопределенно-личные предложения -Могут ещё и не отдать.
Стали вспоминать молодость,…
В этих предложениях важно само по себе действие.
Безличные предложения, одни из самых распространенных в речи, здесь, все-таки, оказались на третьем месте.
-А можно не орать
Тут и Чудика задело за живое.
Таким образом, можно сделать вывод, что в данном рассказе автору важно совершаемое действие, а не лицо которое его совершает.
Заключение.
В художественной литературе одним из способов раскрытия индивидуального отношения человека к миру является речь персонажа. Она позволяет передать его суждение, мнение, оценку по поводу какого-либо факта или события, выраженное во внешней речи, и даёт возможность писателю характеризовать героя художественного произведения посредством этой самой речи, раскрывая читателю его внутренний мир. Василий Шукшин – признанный мастер художественного слова. Соответственно поставленной цели, нами была выявлена роль односоставных предложений в рассказах Василия Шукшина. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.В проанализированных рассказах В. Шукшина количественное соотношение разных типов односоставных предложений выглядит следующим образом: определённо-личных – 49, неопределённо-личных – 51, обобщённо-личных – нет, безличных – 30, назывных – 1. Таблица №6.(Приложение).
Неопределённо-личных и определённо-личных односоставных предложений в целом оказывается больше, чем безличных: 100 и 30 соответственно. Удельный вес каждого из типов односоставных предложений в анализируемых рассказах представлен в диаграмме №5. (Приложение).
Результаты работы смотрите в Таблице№7 и на Диаграмме№6 (Приложение). Исследуя односоставные предложения в рассказах В. Шукшина, мы приготовили в качестве приложения-иллюстрации наглядное пособие в виде таблицы-правила. Его можно использовать на уроках русского языка при изучении темы односоставные предложения в восьмом классе и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Таблица № 8,Таблица №9 (Приложение).
ЛИТЕРАТУРА
1.Артюшков И.В. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) : Дис. д-ра филол. наук : 10.02.01 : Москва, 2004 511 c. РГБ
ОД, 71:05-10/63
2.Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М., 1968
3.Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка - М., 1978, с. 160 и далее.
4.Рухленко, Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте. // Русский язык в школе. - 2001. - № 5
5.Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. - М., 1979.
6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. / - М.: Просвещение, 1976.
7.Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / 3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 624 с
8.Шукшин В. До третьих петухов . Рассказы и повесть.-Москва, «Детская литература»,2009.
9.http://www.philology.ru
10.http://www.portal-slovo.ru
11.https://ru.wikipedia.org/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица№1
Виды односоставных предложений.
|
Виды |
Формы выражения главного члена предложения |
Примеры |
1 |
Определённо-личные |
Глаголы:1 и 2 лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения |
Люблю грозу в начале мая. |
|
(подставляем: я, мы, ты, вы) |
Поедешь со мной? |
|
|
|
Верните книгу в библиотеку. |
|
2 |
Неопределённо-личные |
Глаголы:3 лица множ. числа наст.и буд времени; |
В дверь стучат. |
|
множ. числа прош. времени. |
В садах окапывают деревья. |
|
|
(окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и ) |
Принесли почту. |
|
3 |
Обобщённо- |
Глаголы:2 лица един.числа и 3 лица множ. числа. |
Пословицы. |
|
Личные |
Стой за правду горой. |
|
|
|
Цыплят по осени считают. |
|
4 |
Безличные |
Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр.(окончания: -ет (-ит). |
Уже смеркается. |
|
(нет и не может быть подлежащего) |
Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ). |
К вечеру подморозит. |
|
|
Инфинитив. |
Светало. |
|
|
Слова "нет", "нельзя" |
Быть грозе великой. |
|
|
Краткие прилаг. и причастия на –О. |
Нет ни гроша. |
|
|
Слова состояния на –О. |
Об экзаменах сообщено. |
Таблица №2
Типы односоставных предложений в рассказе «Медик Володя».
Односоставные предложения |
||||
Сказуемные |
Подлежащные |
|||
Определенно-личные |
Неопределенно-личные |
Обобщенно-личные |
Безличные |
Назывные |
1.«А как отдыхаете дома летом?» |
1. «…из деревни писали…» |
нет |
1. «…на душе у Володи было празднично.» |
1.«Кинотеатр.» |
2.«Чем занимаетесь?» |
2. «Вам сказали…?» |
2. «…это было видно по ее глазам…» |
||
3.«За ягодами ходили…» |
3. «Нам сказали к сентябрю собраться, естественно.» |
3.«…почему-то страшно было замолчать и не фальшивить дальше.» |
||
4.«Скооперируе-мся?» |
4. «…что опять повезут на картошку…» |
4. «Зачем же их спрашивать?» |
||
5.Сядем на велики… |
5. «Могут же…это…» |
5.«…совестно было.» |
||
6. «Давайте.» |
6. «Вас куда в прошлом году возили?» |
6. «Тоже неплохо было.» |
||
7. «Ах, держите меня!» |
7. «Нас на первом курсе повели в анатомичку…» |
7. «Вообще скучно.» |
||
8. «Поставим шалаш и…» |
8. «…его куда-то перевели.» |
8. «У нас тоже молодежи нету.» |
||
9. «Начнем?» |
9. «А у вас клуб в деревне построили?» |
9. «Этого надо было ожидать.» |
||
10. «Завтра поедем вместе?» |
10. «…на перроне громко разговаривали, смеялись, вскрикивали радостно…» |
10.«Любо-пытно бывает…» |
||
11.«Ничего,подождешь-подождешь и уедешь…» |
11. «Встречали, торопились к автобусам.» |
11. «А Камню ничего нет?» |
||
12. «…ему совсем хорошо стало…» |
||||
13.«Отважиться?» |
||||
14. «Не спится юному ковбою.» |
||||
15.«…можно,однако, подумать, что он влечет к себе…» |
||||
16. «Но надо было выходить.» |
||||
Всего: |
||||
11 |
11 |
нет |
16 |
1 |
Таблица №3
Типы односоставных предложений в рассказе «Чудик».
Односоставные предложения |
||||||
Сказуемные |
Подлежащные |
|||||
Определенно- личные |
Неопределенно- личные |
Обобщенно-личные |
Безличные |
Назывные |
||
1.«Представляете». |
1.«На него оглянулись.» |
нет |
1.«До Урала было ещё далеко…» |
нет |
||
2.«Подумаешь, склероз». |
2 .«…, такими бумажками не швыряются.» |
2. «…,надо быть грубым, бестактным человеком!» |
|
|||
3.«Решили положить бумажку на видное место на прилавке.» |
3. «Могут ещё и не отдать.» |
3.«Надо было возвращаться домой.» |
|
|||
4.«Пристегнитесь Ремнями!» |
4. «А что-то не несли.» |
4.«А толчка всё нет.» |
|
|||
5.«Идём на посадку.» |
5.«Зажили»,-… |
5.«Почему надо обязательно руками трогать!-…» |
||||
6.«Идём на посадку.» |
6.«А кругом говорили, что «ах, какая красота!». |
6.«-А можно не орать?» |
|
|||
7.«Приземлились.» |
7. «Быстро стали снижаться.» |
|
7.«Тут и Чудика задело за живое.» |
|
||
8. «Долетели.» |
8. «Стали.» |
8. «…, обмоет тебя всего.» |
|
|||
9. «Составьте иначе» |
9. « Ещё выпили. Стали вспоминать молодость,…» |
|
|
|||
10.«-А помнишь?-» |
|
|
|
|||
11.«Видел? |
11. «, маленького отнесли в ясли.» |
|
|
|||
12.«-Брось, не расстраивайся.» |
|
|
|
|||
13. «-Да, если хотите знать,…» |
|
|
|
|
||
14. «-А Степана-то Воробьёва помнишь?» |
|
|
|
|
||
15. «-Знал, как же.» |
|
|
|
|
||
16. «Утром окно откроешь – как, скажи,…» |
|
|
|
|
||
17. «Хоть выпей его…» |
|
|
|
|
||
18. «Выйдешь вечером на веранду…» |
|
|
|
|
||
Всего: |
||||||
18 |
11 |
нет |
8 |
нет |
Таблица №4
Типы односоставных предложений в рассказе «Старик, солнце и девушка».
Односоставные предложения |
|||||
Сказуемные |
Подлежащные |
||||
Определенно-личные |
Неопределенно-личные |
Обобщенно-личные |
Безличные |
Назывные |
|
1. «Заходи,если чего надо.» |
1. «Приезжали сюда, гостили.» |
- |
1. «Надо работать, работать, работать…» |
||
2. «-.Отдыхаете?» |
2. «Старику крошили в молоко хлеб.» |
2.«Ровно крови подбавили.» |
|||
3. «-Отдыхаю.» |
3. «Хорошо жили.» |
3.«-Надо стараться.» |
|||
4. «-Рисуй, раз такое дело.» |
4. «Замолчали.» |
4.«-Рисовать вас.» |
|||
5.«Опять помолчали.» |
5. «- Платют, видно, за это?» |
5.«А о чем говорить?» |
|||
6. «- И родились здесь?» |
6. «Любют меня.» |
||||
7. «–Скажите, пожалуйста,…» |
7. «Хорошо сделаю, заплатят.» |
||||
8. «-Приду,-« |
8. «Пишет:ничего, справно живут.» |
||||
9. «Хорошо сделаю, заплатят.» |
9. «Бывают:весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки.» |
||||
10. «- Трудно было жить?-« |
10. «Садились ужинать.» |
||||
11.«Потом укладывались спать.» |
|||||
12.Молчали. |
|||||
Всего: |
|||||
10 |
12 |
нет |
5 |
нет |
Таблица №5
Типы односоставных предложений в рассказе «Стенька Разин».
Односоставные предложения |
|||||
Сказуемные |
Подлежащные |
||||
Определенно - личные |
Неопределенно - личные |
Обобщенно -личные |
Безличные |
Назывные |
|
1.«Одно время сопровождал туристов по окрестным горам.» |
1. «Рассказывали.» |
1. «Чтобы успокоиться.» |
|
||
2.« И шагал по переулку с независимым видом.» |
2. «Варили конину.» |
|
|
||
3.« Прошу.» |
3. «Ворвались ночью с бессовестными глазам и кинулись на атамана.» |
|
|
||
4. «Выйди отсюда.» |
4. «Пошёл.» |
|
|
||
5.«Куклы пошёл делать?» |
5.«Потом встал и ушел прямо с урока.» |
|
|
||
«Не хочу.» |
6.«.Негромко и страшно ругались.» |
|
|
||
7.«Скоро Стеньку сделаю… поглядишь.» |
7.«Уволился?» |
|
|
||
8. «Показать можешь?» |
8.«Глумились.» |
|
|
||
9. «Ты только не пей.» |
9. «Не спал ночами.» |
|
|
||
10. «Может, попробуешь?» |
10.«Сидели и плакали.» |
|
|
||
|
. |
|
|
||
|
11. «Одевался так же, как и все казаки.» |
|
|
||
|
12.«И шёл дальше.» |
|
|
||
|
13. «Накрывал работу тряпкой и шёл встречать старика.» |
|
|
||
|
14. «Били по глазам.» |
|
|
||
|
15. «Топтали могучее тело.» |
|
|
||
|
16. «Не спал ночами.» |
|
|
||
|
17. «Песню поёт.» |
|
|
||
Всего: |
|||||
10 |
17 |
нет |
1 |
нет |
Диаграмма№1
Классификация односоставных предложений в рассказе В. М. Шукшина «Медик Володя».
Диаграмма№2
Классификация односоставных предложений в рассказе В. М. Шукшина «Чудик».
Диаграмма№3
Классификация односоставных предложений в рассказе В. М. Шукшина ««Старик, солнце и девушка».
Диаграмма№4
Классификация односоставных предложений в рассказе В. М. Шукшина «Стенька Разин».
Таблица№6
Типы односоставных предложений в рассказах В.М. Шукшина.
Кол-во предло-жений |
Типы предложений |
||||
Определенно-личные |
Неопределенно-личные |
Обобщенно-личные |
Безличные |
Назывные |
|
Абс. кол-во |
49 |
51 |
нет |
30 |
1 |
% |
37% |
39% |
0% |
23% |
1% |
Диаграмма№5
Удельный вес каждого из типов односоставных предложений в анализируемых рассказах В.М. Шукшина.
Таблица№7
Функции безличных предложений в рассказах В.М. Шукшина.
Выражают модальные отношения говорящего к сообщаемому |
Описывают физическое и психическое состояния человека |
Указывают на недостаток, отсутствие либо наличие, достаток кого-либо или чего-либо |
Описывают состояние природы или окружающей среды |
||
1. «…это было видно по ее глазам…» |
1. «…на душе у Володи было празднично.» |
1.«Ровно крови подбавили.» |
|||
2. «…почему-то страшно было замолчать и не фальшивить дальше.» |
2 .«…совестно было.» |
2. «А толчка всё нет.» |
|||
3. «Зачем же их спрашивать?» |
3. «Тоже неплохо было.» |
3.«А Камню ничего нет?» |
|||
4. «Этого надо было ожидать.» |
4. «Вообще скучно.» |
4.«У нас тоже молодежи нету.» |
|||
5. «Отважиться?» |
5. «…ему совсем хорошо стало…» |
5.«До Урала было ещё далеко…» |
|||
6. «…можно, однако, подумать, что он влечет к себе…» |
6. «Любопытно бывает» |
||||
7. «Но надо было выходить.» |
7. «Не спится юному ковбою.» |
||||
8. «Надо было возвращаться домой.» |
8. «…,надо быть грубым, бестактным человеком!» |
||||
9.«Почему надо обязательно руками трогать!-…» |
9.«Тут и Чудика задело за живое.» |
||||
10. «-А можно не орать?» |
|||||
11. «…, обмоет тебя всего.» |
|||||
12. «Надо работать, работать, работать…» |
|||||
13.«-Надо стараться.» |
|||||
14.«-Рисовать вас.» |
|||||
15 .«А о чем говорить?» |
|||||
16. «Чтобы успокоиться. |
|||||
Всего: |
|||||
16 |
9 |
5 |
нет |
||
Диаграмма№6
Функции безличных предложений в рассказах В.М. Шукшина.
Таблица№8
Программа выполнения работ по проекту.
№ |
Вид работ |
Сроки |
1. |
Подготовительный. Выбор темы |
Сентябрь |
2. |
Проектировочный: Составление плана работы Подбор теоретического материала по проекту Изготовление продукта |
Октябрь Ноябрь - Декабрь Январь-март |
3. |
Обобщающий. Подготовка реферата, презентации и защиты. Защита проекта. |
Март |
Таблица№9