Женщина – тайна, женщина – сказка…

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Женщина – тайна, женщина – сказка…

Зубова Р.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Якушева Т.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я верю, что все женщины прекрасны…

Дементьев А.Д. 

Образ женщины является для художников, поэтов, певцов и музыкантов главным вдохновением. Женской красоте посвящены самые лучшие шедевры мирового искусства. Женщина олице­творяет собой мечту и грусть, надежду и безграничную печаль.

Век за веком меняется. Меняются наши взгляды, мнения, представления о красоте, но понятие о женской красоте остается вечным. Красота, которая может спасти мир. На протяжении многих лет волнуют нас нежные, скромные, целеустремленные создания, готовые к подвигу и самопожертвованию - девушки, женщины, любимые, бабушки, мамы, дочери, жены.

Современные девушки совершенно не похожи на предыдущие поколения: они мечтают получить хорошее образование, сделать карьеру, посмотреть весь мир, на первом плане у них материальные ценности, в них меньше романтики и больше практичности. Однако во все времена женщине определялась различная роль в обществе и в семье. Женщина может быть мебелью в доме, прислугой в своей собственной семье, властной хозяйкой своего времени и своей судьбы, любящей матерью и женой...

Велико наследие писателя и поэта А.С. Пушкина благодаря яркости и красочности образов, описаний и интригующему сюжету в доступной форме донесшему до нас глубокий смысл понятия «женщина».

В выборе предмета исследования я остановилась на том, что вышеуказанная тема интересна и привлекательна как в общечеловеческом плане, так и в том, что она затрагивает мои интересы и интересы моих сверстниц. В современном мире, когда утрачиваются нравственные ценности, особенно в среде подрастающего поколения, когда скромность и нравственная чистота девушек – это пустые, ничего не значащие слова, особенно важно обратиться к образам наших ровесниц, живших во времена Пушкина, узнать, какие они были и, быть может, перенять для себя уроки нравственности, именно этим обусловлена актуальность моего исследования.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в изучении видения образа женщины в произведениях А.С. Пушкина.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА. В разные времена ценились разные женщины, и разные вещи возводились в канон. В каменный век ценились крупные, можно сказать огромные женщины. Это свидетельствует о культе плодовитости женщины: красота и выживание тесно связаны между собой в представлениях о первом женском идеале. Древние египтяне, которые имели развитую культуру, поощряли стройность и длинноногость. Красавицы обязаны были иметь широкие скульптурные плечи и развитые мускулы. Кроме того, они щедро пользовались косметикой, рисуя себе яркие привлекательные губы и удлиненные глаза: большеглазость была непременным атрибутом женственности. В средние века образ женщиныхарактеризовался мертвенной бледностью и цыплячьей худобой, вызванной многочасовыми стояниями на молитве, пешими паломничествами, постами и прочими умерщвлениями плоти. Кроме того, благородные дамы специально подбривали волосы на висках и на лбу, чтобы он казался более высоким и придавал им одухотворенный вид. В эпоху Ренессанса ценились женщины в теле.Прекрасные тела и лица считались даром божьим, заслуживающим поклонения. В начале 50-х годов прошлого века мода на худых и стройных девушках вернулась и остается актуальна на сегодняшний день.

Цель проекта: проанализировать разнообразие женских образов в произведениях А.С. Пушкина.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

изучить автобиографические произведения, содержащие образы женщин;

провести сопоставительный анализ героинь;

обобщить сделанные наблюдения.

Для реализации поставленной цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: работа с биографическими источниками, обзор произведений, поисковая деятельность, метод анализа и обобщения, анкетирование.

Материалом для исследования стали произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,  «Сказки», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Дубровский».

Объект исследования: образы, мотивы, сюжет, композиция произведений, связанных с описанием образов женщин.

Предмет исследования: тема женских образов в произведениях А.С. Пушкина.

Гипотеза: изображённые в указанных произведениях женские образы похожи, так как  лучшие женские образы в творчестве А.С. Пушкина являются воплощением норм морали и нравственности.

Научная новизна: тема женских образов в творчестве Пушкина недостаточно исследована и поэтому представляет интерес.

Практическая значимость исследования связана с возможностью углубленного, а не поверхностного изучения произведений школьной программы, с возможностью использования данного исследования в процессе подготовки к урокам литературы.

Теоретическая значимость исследования: определение роли женщины в литературных произведениях.

База исследования: МАОУ СОШ №15 г.Белебея, Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина, библиотеки г.Белебея.

Возможная область применения результатов: лингвистика, филология.

Структура работы: данная исследовательская работа состоит из введения, 6 разделов, заключения, списка используемой литературы, 2 приложений.

1. Образ заботливой женщины

В жизни Александра Сергеевича Пушкина было много женщин: бабушка, мать, няня, подруга, возлюбленная, жена… Мне бы хотелось подробнее остановиться на образе матери.

Надежда Осиповна Ганнибал являлась внучкой Ибрагима Ганнибала – знаменитого «арапа Петра Великого». Девочкой она была особой упрямой, капризной и тщеславной. А в семейной жизни - деспотичной, эгоистичной и непостоянной. А.М. Скабичевский пишет о ней: «Молодая, красивая креолка, избалованная с детства лестью и потворствами, капризная, пылкая, властолюбивая».

П. В. Анненков в своих "Материалах для биографии А.С. Пушкина" описывает взаимоотношения матери с сыном в период его раннего детства: "До семилетнего возраста Александр Сергеевич Пушкин не предвещал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостию, своею тучностию, робостию и отвращением к движению он приводил в отчаяние Надежду Осиповну, женщину умную, прекрасную собой, страстную к удовольствиям и рассеяниям общества, как и все окружающие ее, но имевшую в характере те черты, которые заставляют детей повиноваться и вернее действуют на них, чем мгновенный гнев и вспышки. Впрочем, она не могла скрыть предпочтительной любви сперва к дочери, а потом к меньшому сыну".

Тепло и уют, материнскую любовь и заботу маленькому Саше подарили его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Вот как описывает их А. Скабичевский: «Мария Алексеевна была женщина замечательная, бывалая, прошедшая сквозь огонь и воду и отличавшаяся не только опытностью, но и здравым смыслом. Нянюшка Арина Родионовна, представлявшаяся из себя тип старинных, преданных барских слуг… Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал от Арины Родионовны».

Мария Алексеевна жила в доме Пушкиных, заведовала хозяйством, занималась воспитанием детей, приглашала к ним учителей и сама их учила. Бабушке он обязан первыми впечатлениями от русских сказок, у неё он учился красоте и образности русской речи, от нее он узнал русскую грамоту. 

А.А. Дельвиг писал: «Она-то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта».

А вот как рисует портрет своей бабушки сам А.С. Пушкин:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине 
Являлась ты веселою старушкой 
И надо мной сидела в шушуне, 
В больших очках и с резвою гремушкой.

Няня Арина Родионовна, как и бабушка, оказала большое влияние на творчество Пушкина. Она умела прекрасно рассказывать сказки, большинство из них Пушкин переделал, уже став взрослым, в стихотворную форму.

Вот как он говорит о няне:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Стихотворения, посвященные бабушке и няне, с первых строк волнуют своей сердечностью. Любовь к ним, нежность и забота выражются в нем щедро и открыто. И в то же время произведения пронизаны грустью, щемящей болью, чувством вины.

Ярко прослеживаются черты Арины Родионовны и Марии Алексеевны в няне Орины Егоровны Бузыревой в произведении "Дубровский", няни молодого Дубровского. Несмотря на то, что в произведении про нее очень мало сказано, но ее образ представлен Пушкиным так, что дает возможность дорисовать его мысленно.

Так же с бабушкой и няней маленького Саши мы встречаемся в «Евгении Онегине» в образе няни Татьяны Лариной, которая сыграла огромную роль в формировании внутреннего мира своей воспитанницы.

Образы бабушки и няни находят отражения также в стихотворениях «Сон», «Моя родословная», «Арап Петра Великого», «Борис Годунов».

Этим двум женщинам Александр Сергеевич был обязан самыми яркими поэтическими элементами: в то время как Арина Родионовна раскрыла перед ним сокровища народного эпоса, Мария Алексеевна увлекла его своими рассказами о старине и о своих молодых, полных приключениях годах в исторический мир старых дворянских преданий и нравов 18 столетия.

2. Идеал женщины в сказках А.С. Пушкина

Няня Арина Родионовна являлась для Александра Сергеевича самым главным и неисчерпаемым источником народного вдохновения. С её слов Пушкин записывал сказки, обычаи, предания, приметы, пословицы.

Для сказок Пушкина, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; красавицы – в ведьму.

В своих произведениях Пушкин описывает внешность положительных героинь: лицо - бело, румяно, брови - черна соболя, глаза - словно звезды, ясна сокола, осанка – лебединая, походка – ступает словно пава. А когда речь заходит про отрицательных, то указывает на полную противоположность: поперек себя толще; ни рожи, ни кожи, ни виденья; глядит, как сова, выпучив глаза.

А сколько можно поучительного можно извлечь из поведения героинь сказок! На примере старухи из «Сказки о золотой рыбке» очень хорошо видно, что алчность до добра не доводит:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

И вот явилось великое чудо – золотая рыбка. Старуха сразу поняла свою выгоду, про старика она и не вспомнила. Сначала она просит избу, но этого ей показалось мало. Затем ей захотелось стать дворянкой, потом богатой царицей. Но и этого ей показалось не достаточно, захотела она стать повелительницей всего моря и хозяйкой самой золотой рыбки. В ней нет ни любви, ни сострадания, ни уважения.

  И чем все закончилось? А тем, что:

Долго у моря ждал старик ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

Победа добра над злом ярко показана в сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке как два абсолютно противоположных человека.

Ца­рица - красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Поэт говорит о ней: «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека.

Царевна - не менее красива, чем ца­рица, но при этом скромна и добра. Для нее главное — душа человека.

Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что девушка ни в чем не виновата перед ней и ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранич­на.

«Царица злая» одерживает наконец победу - ца­ревна умирает. Но добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает ца­ревну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскош­ным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы.

В «Сказке о царе Салтане…» мы сталкиваемся с добрым волшебством.

Перед нашими взорами предстают три красивые девушки. Одна мечтает стать известной «поварихой», вторая – «ткачихой», а третья, самая молодая, – выйти замуж за царя и родить ему сына-богатыря. Царь, подслушав разговор девушек, решает жениться на младшей, а старших забрать во дворец.

Царицу автор рисует спокойной, мечтательной, исполнительной, покорной.

А вот первых двух девушек зависть толкает на предательство. Они подлогом и клеветой заставляют бояр на жуткие действия:

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян.

Как и должно быть в сказке, произошло чудо: царица с сыном Гвидоном оказываются на острове.

Им на помощь проходит Царевна-лебедь, которую спас от коршуна Гвидон.

В образе царевны-лебедя Пушкин показывает воплощение народных, фантастических и вместе с тем личных представлений о женской красоте. Вот как построено описание царевны:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Царевна - волшебница, ей подчинены силы природы, стихии; она подобна сказочным мудрым женщинам - Василисе Премудрой, Елене Прекрасной, которые управляют светилами, творят чудеса.

3. Быть сильной женщиной по жизни нелегко…

Рассказ о нелегкой жизни своей бабушки Марии Алексеевны также находит отражение в творчестве А.С. Пушкина.

Маша Миронова из  «Капитанской дочки» - дочь коменданта Белогорской крепости. Она обыкновенная русская девушка: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». Маша проста и скромна, полна благородства и красоты, но она и человек сильной воли.

Горькая судьба, с которой сталкивается Маша не сломили ее. Она решает в одиночку бороться за свое счастье Проявление сильных черт характера героини автор показывает в момент ареста Гринева. Девушка переживает, но не опускает руки: «она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность, в Петербурге. Она борется за своего любимого человека и добивается его освобождения.

Вот так скромная, робкая девушка, находит в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду.

4. Образ молодой, красивой креолки

Образ своей матери Надежды Осиповны Ганнибал А.С. Пушкин ярко отразил в Ольге Лариной в романе в стихах «Евгений Онегин».

Ольга  Ларина - одна из главных героинь романа - яркая красавица, милое, прелестное дитя. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Она принимает жизнь такой, какая она есть, и удовлетворяется этим. Ольга не испытывает настоящей любви и не ждет каких-то особенных чувств, не понимает переживаний окружающих ее людей. Душевные терзания, любовные письма, расставания и встречи — все это ей неведомо. Девушка безропотно соглашается на брак, навязанный родителями, так как и с детства усвоила, что должна удачно выйти замуж.

А вот другая героиня Дуня из повести «Станционный смотритель» - «девочка лет четырнадцати», необыкновенно красивая «маленькая кокетка». У нее рано умерла мать, и девушка была вынуждена принять скромное хозяйство в доме своего отца Самсона Вырина. Отец не мог нарадоваться, глядя на свою домовитую,  умную дочь. Она  была очень приветлива и умела угодить и отцу, и всем гостям.

Дуня была в том возрасте, когда почти все девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Маленькая кокетка уже понимала, какое действие она производит на мужчин. Однажды на почтовой  станции появляется  ротмистр Минский. Ему не могла не понравиться красавица Дуня.  Для бедной девочки, без перспектив и блестящего будущего, новая обещанная жизнь, неведомая роскошь, чувство любви к молодому человеку, затмили ее сознание и заставили бросить отца и побежать со всех ног за мечтой.

Дуня вернулась в село только через несколько лет. Она уже была матерью, солидной, обеспеченной женщиной. По этому поступку можно предположить, что Дуня в глубине души была доброй и чуткой.

В образах Ольги и Дуни А.С. Пушкин воплотил один из женских типов красивой, обаятельной женщины.

5. Образ барышни-крестьянки

Главные героини Татьяна Ларина в «Евгении Онегине», Мария Троекурова в «Дубровском», Марья Гавриловна из «Метели» и Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки» - самые известные барышни.

Девушки принадлежат к дворянскому классу, все они провинциалки, получившие одинаковое образование: прекрасно изъясняются по-французски, зачитываются французскими романами. Барышни молодые, романтичные натуры, живущие чувствами, мечтающие о принце, в которого можно влюбиться.

Татьяна Ларина предстает перед нами совершено особенной девушкой, живущей в своем духовном мире:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…

Задумчивость ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшали ей.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

 Мария Кирилловна тоже живет в своем мире, недоступном для других: «…она привыкла скрывать от него (отца) свои чувства и мысли… Она не имела подруг и выросла в уединении… Огромная библиотека, составленная большей частью из сочинений французских писателей 18 века, была отдана в ее распоряжение…».

Марья Гавриловна - «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица» «была воспитана на французских романах», обладала «романтическим воображением».

Лиза Муромская «воспитана на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь», а знание жизни Лиза «почерпывает из книжек».

Еще одна черта девушек - рано развившиеся чувства и страсть, что является результатом чтения романов.

Встретив Онегина, Татьяна влюбилась:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено

Давно ее воображенье,

Сгорало негой и тоской

Алкало пищи роковой

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь,

Душа ждала… кого-нибудь.

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: Это он!

Мария Кирилловна теряет голову по французу Дефоржу, восхищенная его отвагой: «Воображенье ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоявшего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее».

Марья Гавриловна, по словам автора, «была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуске в своей деревне».

Лиза Муромская - после первой встречи с Алексеем под видом Акулины чувствует растерянность, мучение, но и она влюбляется в Алексея: «…не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти, и Лиза была не равнодушнее, хотя и молчаливее его».

Главные героини не только романтичные, страстные девицы, но и очень смелые. Герои прочитанных книг толкают девушек на безрассудные поступки, которые с точки зрения общества и семьи вызывающие и скандальные.

«Тоска любви» не дает Татьяне Лариной покоя, и она первая признается в любви Онегину, пишет свое знаменитое письмо.

Марья Кирилловна соглашается на встречу с Дефоржем наедине, в тайне от отца, а затем скрывает тайну личности Дефоржа, несмотря на то, что он разыскивается как разбойник.

Мария Гавриловна решается на тайное венчание с возлюбленным.

Лиза встречается в образе крестьянки в лесу наедине с Алексеем.

6. Анкетирование

Чтобы подтвердить гипотезу исследования, было проведено анкетирование среди девочек 5-9 классов (количество респондентов – 95 человек). Им были заданы следующие вопросы:

1. Что означает понятие «современная девушка»?

2. Нравится ли тебе читать произведения А.С. Пушкина?

3. С какой пушкинской героиней ты себя ассоциируешь?

4. Какая героиня сказок А.С. Пушкина тебе ближе?

5. Можно ли с пушкинских героинь брать пример?

Исходя из результатов опроса, были подведены итоги: 52% девочек 5-9 классов видят себя мягкими и добродушными, в одежде предпочитают удобные вещи, любят читать книги и журналы.

86% проголосовали за то, что среди книг, прочитанных ими, встречаются произведения А.С. Пушкина.

32% девочек хотят быть похожими на Машу Миронову и 31% на Татьяну Ларину.

Среди сказочных героинь кумиром 55% девочек оказалась принцесса-лебедь.

А 75% проголосовало, что хотят быть похожи не на одну из героинь произведений А.С. Пушкина.

Таким образом, можно сделать вывод, что как бы современные девушки не стремились получить хорошее образование, сделать карьеру, посмотреть весь мир, образ пушкинских героинь актуален и на сегодняшний день. В душе каждая девочка считает, что доброта, скромность и нравственная чистота – это главные качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин при изображении женщин своего времени стремился показать в них только лучшие черты, их внутренний мир и душу. Это были девушки умные, имеющие свое собственное мнение и старающиеся отстоять его. Пушкинские героини способны на смелый и решительный шаг во имя своей любви. Они готовы пожертвовать собой, своими принцами ради добра.

Пушкинская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах.

Список использованных источников и литературы

1. Лобода А.М. «Отзвуки пушкинской поэзии», 1990г.

2. Иконников В.С., Глюкке Н.Э. «Памяти Пушкина», 1890г.

3. Скабичевский А.М. «Жизнь замечательных людей», 1891г.

4. Скабичевский А.М. «Пушкин. Его жизнь и литературная деятельность», 1893г.

5. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», издательство: Феникс, 2009г.;

6. Пушкин А.С.  «Евгений Онегин»,  издательство: Эксмо, 2008г.;

7. Пушкин А.С. «Сказки», издательство: Проф-пресс, 2009г.;

8. А.С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», Собрание сочинений в 6томах, т.4, 1969г.;

9. А.С. Пушкин «Дубровский», издательство: Эксмо, 2017г.

Интернет-ресурсы

https://www.prlib.ru/

http://www.testsoch.info/osnova-pushkinskogo-poeticheskogo-stilya/

http://school-essay.ru/literaturnoe-nasledie-aleksandra-pushkina.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Разнообразие женских образов в произведениях А.С. Пушкина.

 

Образ заботливой женщины

Идеал женщины  в сказках

Быть сильной женщиной по жизни нелегко…

Образ молодой, красивой креолки

Образ барышни-крестьянки

положительные

отрицательные

Роль

Мать, бабушка, няня, учитель, помощник, советчик

Скромная, добрая, милосердная, работящая, волшебница

Злая, жадная, алчная, самовлюбленная, колдунья

Жена, мать, бабушка, невеста, сильная морально и духовно, решительная

Яркая красавица, бесконфликтна, принимает жизнь такой, какая она есть

Дворянка, провинциалка, образованная, любит читать книги, живет мечтами

Произведения

«Наперсница волшебной старины...», «Подруга дней моих суровых», «Сон», «Моя родословная», «Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Дубровский»

«Сказка о золотой рыбки», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин», «Станционный смотритель»

«Евгении Онегин», «Дубровский», «Метель», «Барышня-крестьянка»

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Характеристики самых ярких пушкинских героинь.

 

Татьяна Ларина

Ольга Ларина

Маша Троекурова

Маша Миронова

Марья Гавриловна

Лиза Муромская

Внешние данные

-Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б очей...

- Прелестным пальчиком писала...

-Татьяны бледные красы

- Наделена

умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным

- Милая простота

- Как поцелуй любви мила,

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, лёгкий стан…

- Её портрет: он очень мил.

- В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в вандиковой Мадонне,

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне

-Ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете, имела прекрасный голос, бледность.

-Тут вошла девушка, лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми

волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».

-Я в ней нашёл благоразумную и чувственную девушку.

- Была одарена скромностью и осторожностью

-Стройная, бледная девица, лет семнадцати»

-Ей было 17 лет, черные глаза, смуглое и очень приятное лицо

Поступки

Пишет письмо Евгению Онегину, не боясь укоров со стороны общества

Вместо того, чтобы хранить роль верности и лить слезы, быстро находит утешение в браке с уланом

Несмотря на уговоры родителей Петруши Гринева самостоятельно едет в Петербург на аудиенцию к Екатерине I

Тайком едет венчаться, но судьба вмешивается, и тайный обряд заставляет хранить верность жениху

Вступает в тайную переписку с сыном врага своего отца

Меняет облик барышни на крестьянский для встреч с сыном недруга своего отца

Воспитание, среда, в которой формировался внутренний облик

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все.

Няня, уроки маменьки.

Всегда послушна, окружение - няня и маменька, подруги, куклы, вести города, мода

Выросла в уединении, огромная библиотека, составленная в большей части сочинениями французских писателей XVII века, воспитанием занималась мамзель Мими.

Мама главная в воспитании; беспрекословно подчинялась родителям

Была воспитана на французских романах

Ветреное и избалованное дитя», воспитана на английский манер

Душевное состояние

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Послушна велению чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

И сердцем пламенным и нежным,

И легкомыслием страстей.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела.

Не имела подруг и росла в уединении

«Маша трусиха», но вскоре перестала «дичиться».

Имела «романтическое воображение».

«Всегда с идеями и весёлая».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета по теме «Какой ты хочешь быть?»

1. Что означает понятие «современная девушка»?

Обладает неповторимым стилем во всем: прическа, одежда, аксессуары. Утонченная и изящная натура с немного завышенной самооценкой. Постоянно зависает в социальных сетях.

Мягкая и добродушная. В одежде предпочитает удобные вещи, пастельных, мягких или светлых оттенков. Любит проводить свободное время за чтением книг и журналов.

2. Нравится ли тебе читать произведения А.С. Пушкина?

Да

Нет

2. С какой пушкинской героиней ты себя ассоциируешь?

Татьяна Ларина

Ольга Ларина

Маша Миронова

Лиза Муромская

4. Какая героиня сказок А.С. Пушкина тебе ближе?

Старуха из «Сказки о золотой рыбки»

Царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане…»

5. Можно ли с пушкинских героинь брать пример?

Да, я хочу быть такой же

Нет, они скучные и неинтересные

Анализ результаты анкетирования.

Просмотров работы: 342