Введение.
1. Постановка проблемы. Тема исследовательской работы. Цель исследования. Задачи. Гипотеза. Методы исследования.
Я учусь в первом классе. Мы изучаем буквы русского алфавита. Первая буква, которую мы изучили – это буква «А».
У меня возник вопрос, а почему именно эту букву мы изучили первой? Может, потому, что она первая стоит в алфавите? Следовательно, мы будем по алфавиту изучать буквы? Но вторая буква в алфавите стоит буква «Б», а мы следом за буквой «А» познакомились с буквой «О». Я считаю, что буква «А» - самая главная буква в алфавите, т.е. она чаще всего употребляется в словах. Поэтому, мы, прежде всего, познакомились именно с ней. Так ли это?
Тема моего исследования: «А – «главная» буква алфавита».
Данная тема представляет актуальность, так как, учитывая интересы и увлечения моих одноклассников, подразумевает совместную работу учащихся, педагога, родителей первоклассников, тем самым способствует сплочению ученического и родительского коллектива, укрепляет семейные связи, прививает навыки совместной работы, а так же способствует активизации изучения моими одноклассниками букв русского алфавита.
Цель и задачи.
Целью данной работы является необходимость узнать, почему «А» - первая буква русского алфавита и действительно ли она самая «главная».
Задачи:
собрать и проанализировать информацию по данной теме;
познакомиться с историей возникновения буквы «А» и ее названия;
определить уровень популярности буквы «А»;
найти в «Толковом словаре» и определить лексическое значение слов на «главную» букву (самого короткого, самого длинного);
найти короткие занимательные стихи, загадки с отгадками на букву «А»;
узнать из архивных материалов школы (за всю историю школы, если это возможно) число учащихся, фамилия которых начинается на букву «А»;
в школьной библиотеке узнать, сколько авторов библиотечных книг имеют фамилию на эту букву;
создать занимательный материал с данной буквой для уроков обучения грамоте и уроков русского языка;
сделать выводы.
Предмет исследования – сведения о букве «А», значимость этой буквы в речи.
Объект исследования: буква «А».
Гипотеза моей работы состоит в следующем: если мы на уроках обучения грамоте изучили первой букву «А», значит, она самая главная, т.е. чаще всего встречается в речи.
Для исследования я выбрал следующие методы:
- изучение энциклопедического материала по этому вопросу;
- поиск недостающей информации в глобальной сети Интернет;
- работа с «Толковым словарем» С. И. Ожегова, «Большим толковым словарем русского языка» А. С. Кузнецова;
- опрос библиотекаря и изучение библиотечного фонда детской литературы школьной библиотеки;
- работа с архивными материалами, опрос секретаря с целью получения информации о количестве фамилий учащихся нашей школы на «главную» букву;
- отбор и создание занимательного материала на букву «А»;
- анализ и систематизация результатов опросов.
I. Теоретическое обоснование проблемы.
История возникновения письменности. Откуда буква «А» получила свое название.
В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Но очень давно древние люди не имели письменности. Они рисовали на стенах своих пещер рисунки, благодаря которым мы можем немного узнать об их жизни. Очень хорошо об этом рассказано в сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».
Постепенно такие рисунки становились все более абстрактными. Нарисованная рыба уже стала обозначать не конкретного окуня, а всех рыб вообще, а потом и связанные с рыбами понятия, например, плавать. Да и рыба стала на рыбу не очень похожа - тому, кто писал, некогда было ее выводить во всех подробностях. Рыбу стали рисовать условно (такой знак называют пиктограмма).
Именно из пиктограмм появились первые иероглифические системы письма: древнеегипетские иероглифы и месопотамская клинопись. Иероглифы отличаются от наших букв тем, что один значок обозначает целое слово.
Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое"). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов!
Египтяне стали иногда использовать иероглифы не для того, чтобы записать целое слово, а только для того, чтобы обозначить всего один лишь только звук. Находка эта была революционной.
Но египтяне почему-то не стали ее развивать.
Зато другой народ, финикийцы, которые были соседями египтян, воспользовались этой идеей. Именно они создали первый фонетический алфавит. В нем один знак обозначал один звук.
И первая буква финикийского алфавита – алеф, что означает «Бык». Она и похожа на голову быка, а еще – на нашу букву «А», правда, лежащую на боку.
Неужели буква «А» пришла к нам из финикийского алфавита? Да, все существующие сейчас алфавиты (за исключением японской каны и корейского письма) произошли от финикийского! И русский, и английский, и греческий, и арабский, и индийский, и все остальные.
Вот весь финикийский алфавит. Узнаете ли вы тут какие-нибудь буквы русского или английского алфавита?
2. Как появился алфавит.
В I веке нашей эры на территории Европы жили наши предки - племена славян, говорившие на древнем языке (учёные дали ему название праславянский язык). Со временем эти племена расселились на разных территориях, и их общий язык тоже начал распадаться: у праславянского языка образовались различные ветви. Одной такой ветвью был древнерусский язык - предшественник русского, белорусского и украинского языков.
Необходимость в письменности возникла у славян в IX веке с появлением таких государств, как Сербия, Болгария, Польша, Хорватия, Чехия. А когда на смену древнему язычеству пришло христианство (Русь приняла христианство в 988 году), необходимость в письменности возросла ещё больше (возникла потребность в экономических и культурных связях с другими государствами).
Наши далёкие предки славяне образовали древнерусскую народность, куда вошли восточнославянские племена полян, древлян, кривичей, вятичей. На территории, прилегающей к среднему течению Днепра, заселённой полянами, появилось могущественное государство - Киевская Русь. В Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги, написанные на старославянском языке. Этот язык сложился на основе переводов с греческого языка первых христианских книг и оказал большое влияние на развитие многих славянских языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский. Люди уже пользовались некоторыми буквами греческого алфавита для счёта и письма, но его надо было упорядочить, систематизировать, приспособить к употреблению в новых условиях. Первая славянская азбука - кириллица - была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя - Кирилла. Правда, настоящее его имя - Константин. Кириллом его нарекли незадолго до смерти, так как он постригся в монахи (а монахам после обряда пострижения даётся новое имя). Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием.
В 863 году Кирилл и Мефодий отправились с важным поручением в Великое княжество Моравское (территория современных Чехии и Словакии). Миссия братьев состояла в том, чтобы растолковать людям христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было сначала перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Вот потому и занялись Кирилл и Мефодий разработкой новой азбуки. Они создали даже 2 азбуки - кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты - вот почему эти языки так похожи.
Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. И современный русский язык тоже сильно отличается от старославянского и древнерусского языков. Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления.
Ну и конечно, многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже стали короче.
3. Что такое алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
В современном русском языке - 33 буквы. По официальным источникам, до реформы Кирилла и Мефодия (создателей славянской азбуки), в русском языке было 43 буквы, а по неофициальным - 49.
Первые 5 букв выбросили Кирилл и Мефодий, потому что не было в греческом языке соответствующих звуков, а для четырех дали греческие названия.
Ярослав Мудрый (сын великого Киевского князя Владимира), убрал еще одну букву, осталось 43. Петр I (русский царь) сократил до 38. Николай II (последний Император Российской Империи) до 35.
В рамках реформы в 1918 году из алфавита были исключены буквы "ять", "фита" и "и десятеричное" (вместо них должны употребляться Е, Ф, И), а также был исключён твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант).
Так вместо Букваря появился Алфавит.
До 1942 года официально считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы. Отдельной буквой знак Ё официально стал в середине XX века. Каждая буква имеет своё название.
1. А а – (а) 17. П п – (пэ)
2. Б б – (бэ) 18. Р р – (эр)
3. В в – (вэ) 19. С с – (эс)
4. Г г – (гэ) 20. Т т – (тэ)
5. Д д – (дэ) 21. У у – (у)
6. Е е – (е) 22. Ф ф – (эф)
7. Ё ё – (ё) 23. Х х – (ха)
8. Ж ж – (жэ) 24. Ц ц – (цэ)
9. З з – (зэ) 25. Ч ч – (че)
10. И и – (и) 26. Ш ш – (ша)
11. Й й – (и краткое) 27. Щ щ – (ща)
12. К к – (ка) 28. Ъ – (твёрдый знак)
13. Л л – (эль) 29. Ы – (ы)
14. М м – (эм) 30. Ь – (мягкий знак)
15. Н н – (эн) 31. Э э – (э)
16. О о – (о) 32. Ю ю – (ю)
33. Я я – (я)
Алфавитный порядок - твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются наши фамилии в классном журнале - так проще найти нужную.
4. Буква «А» в славянском алфавите.
Азъ – это первая буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я. Однако ее главный смысл передается словами «изначально», «начинать» или «начало». Правда, в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения.
После череды реформ в русском языке XVIII и XIX веков название «Азъ» в алфавите было вытеснено звуком «А». Таким образом, личное местоимение 1-го лица единственного числа стало соответствовать последней букве алфавита – «Я».
Гласный звук «А» является самым распространённым в языках мира. Нет языка, в котором не было бы такого звука. Например, в убыхском языке «А» - единственная гласная. Кроме того, первый звук новорожденного именно "а".
5. Почему буква «А» первая?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые считают, что первое место определено тем, что буква «А» обозначает самый простой в языке звук. Вот что писал К. Бальмонт, высказывая своё мнение не столько о букве А, сколько о звуке [а]: «Первая - А. Азбука наша начинается на А. А - самый ясный, легко ускользающий звук, самый гласный звук, без всякий преграды, исходящий изо рта. А - первый звук, произносимый ребенком».
Многие специалисты по символике считают, что все остальные буквы являются производной от звука «А». Вероятно, поэтому эта буква идет первой во многих алфавитах.
Большинство букв древнерусского алфавита имели числовое соответствие. Так, буква «Аз» означала «один», «Веди» — «два», «глаголь» - три… Может быть, именно поэтому буква «А» стоит в начале азбуки?
III. Практическое обоснование проблемы.
Определение уровня популярности буквы «А».
Изучив теорию по данной теме, я решил убедиться, действительно ли буква «А» самая главная. Для этого я решил на практике определить уровень популярности буквы «А». С этой целью я подсчитал количество букв «А», «О», «У», «И», «Е» в ряде народных сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Вот какие результаты у меня получились:
«А» |
«О» |
«У» |
«И» |
|
«Репка» |
76 |
23 |
65 |
9 |
«Колобок» |
119 |
247 |
75 |
64 |
«Теремок» |
50 |
78 |
35 |
109 |
«Курочка Ряба» |
35 |
21 |
8 |
17 |
Итого: |
280 |
369 |
183 |
199 |
Я подсчитал количество вышеуказанных букв в русских народных сказках, в русских народных сказках в обработке Л. Н. Толстого. Количество букв «А», «О», «У», «И», «Е», по моим наблюдениям, в них отличается.
Исходя из полученных результатов, я сделал вывод, что чаще всего в русских народных сказках, а, следовательно, и в речи, употребляется буква «О». В Интернете я нашел некоторые статистические данные. Вот они.
Самые популярные буквы русского алфавита:
«О» - 9,28%
«А» - 8,66%
«Е» - 8,10%
«И» - 7,45%
Информация, которую я нашел в Интернете, подтверждает мои наблюдения.
Исходя из моих наблюдений и статистических данных, делаю вывод, что самая популярная буква «О». Значит, мои предположения не подтвердились.
Определение лексического значения слов на «главную» букву (самого короткого, самого длинного).
Самое длинное слово, которое мы нашли в «Толковом словаре» под редакцией С. И. Ожегова - слово из 19 букв:
АККЛИМАТИЗИРОВАТЬСЯ, руюсь, руешься; сов. и несов. Приспособиться (приспособляться) к новой среде, к новому климату.
А самое короткое слово состоит из двух букв. Их несколько. Вот одно из них:
АЙ и АЙ-АЙ-АЙ [айяяй], межд.
1. Выражает самые разные чувства: испуг, боль, упрёк, порицание, удивление, одобрение, насмешку. Ай, больно!
2.Усиливает слово, к которому примыкает одно или вместе с местоименными словами «как», «какой» (разг.). Ай как нехорошо! Ай (какой) молодец!
• Ай да (всегда в непосредственном сочетании с именем или глаголом) (разг.) выражает похвалу, одобрение. Ай да молодец! Ай да погуляли!
Самое длинное слово, которое мы нашли в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией А. С. Кузнецова – слово из 22 букв:
АНТИМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ -ая, -ое. Отрицающий материализм; противоречащий его принципам. А-ая доктрина. А-ие воззрения.
Конкурс рисунков среди одноклассников с изображением буквы (буквицы) «А». Создание занимательного материала.
Разглядывая книги с русскими народными сказками, я узнал о Буквице - большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
Я попробовал нарисовать буквицу сам. Вот что у меня получилось.
Я предложил своим одноклассникам пофантазировать и изобразить буквицу «А».
Также мы с ребятами с помощью родителей подготовили занимательный материал (ребусы) с буквой «А». Вот они:
ТРАВА ДРОВА АНАНАС ВОВА ИЗБА
и т.д.
ВАЗА БУКВА АИСТ ГОЛОВА
Изучение архивных материалов и опрос секретаря с целью определения количества учащихся нашей школы, фамилии которых на букву «А».
С помощью моего научного руководителя я внимательно изучил «Алфавитную книгу записи учащихся» с 1983 года по настоящее время, а также провел опрос секретаря нашей школы с целью получения сведений о количестве фамилий обучающихся нашей школы на букву «А».
Мне стало известно, что, начиная с 1983 года по 2018 год, в нашей школе обучалось и обучается 200 учеников, фамилия которых начинается на букву «А». В моем классе два таких ребенка: Айвазов Михаил и Атлури Вероника.
Опрос библиотекаря школьной библиотеки.
Из беседы с библиотекарем я узнал, что в нашей школьной библиотеке насчитывается 8 авторов книг для детского чтения (включая произведения А. Ахматовой), фамилия которых начинается с буквы «А».
Заключение.
Моя гипотеза, что буква «А» чаще всего встречается в речи, в результате моей исследовательской работы не подтвердилась.
Но, проводя исследовательскую работу, я узнал о возникновении письменности, пиктограммах и иероглифических системах письма, о происхождении русского алфавита и значении буквы «А». Я смог определить уровень популярности буквы «А», мы с одноклассниками составили ребусы для уроков и внеклассных занятий с данной буквой. Мне довелось поработать с архивными материалами нашей школы. Я попробовал себя в роли художника–оформителя.
Мной создана подборка занимательного материала про букву «А».
В процессе работы я нашел много стихов, загадок, сказок на букву «А». Планирую создать книгу с данным материалом на исследуемую мной букву. А помогут мне в этом мои одноклассники и мои родители.
Я думаю, моя работа будет интересна и моим одноклассникам, первоклассникам нашей школы, изучающим алфавит и ребятам постарше.
Для более интересного представления информации результаты исследования мы оформили в виде презентации.
V. Литература
Кузнецов А. С. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с. — ISBN 5-7711-0015-3.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: М., 4-е издание, дополненное, с. 265
Электронные ресурсы:
http://www.senav.net/2008/07/03/istorija_vozniknovenija_pismennosti.html
https://gufo.me/dict/ozhegov/акклиматизироваться
http://russian7.ru/post/o-bukve-a/ - о букве А.
http://www.tavika.ru/2013/04/A.html - сведения о букве «А»
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1337337-kakaja-bukva-ispolzuetsja-chasche-vsego.html
http://www.tavika.ru/2013/04/A.html
https://www.livemaster.ru/topic/2088137-bukvitsa-kak-iskusstvo-uzornaya-tajna-zaglavnoj-bukvy - буквица
https://gufo.me/dict/kuznetsov/антиматериалистический