Изучение истории семьи с помощью литературы и медиа коммуникаций.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение истории семьи с помощью литературы и медиа коммуникаций.

Хапава А.Ж. 1
1МАОУ СОШ №63
Хапава Т.В. 1Васенина Т.В. 2
1МАОУ СОШ № 15
2МАОУ СОШ № 63
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель:

Создать интересный способ привлечения подростков к проблеме изучения своей истории.

Задачи:

1.Изучить историю своих предков

2.Возбудить интерес к изучению истории у моих ровесников

3.Создать список литературы, который поможет им при изучении своего прошло и для создания сравнительных характеристик

4.Создать медиа платформу, для популяризации исследований.

Актуальность:

Я считаю, что через историю родов вживую постигается история и современности. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Введение

На данный момент проблема изучения своей семьи стала особенно важной. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и с близкими родственниками. Теряется связь поколений. Порой, изучая историю в школе, у многих возникает ощущение, будто речь идёт о чём-то далеком и чужом, а хочется увидеть в ней и судьбы своих предков.

Размышляя об этом, я задалась вопросом:

-Что я знаю о своих предках?

Спустя время, я участвовала в конкурсе сочинений, благодаря которому я смогла начать изучение истории своих предков. Текст сочинения также представлен в работе.

Сочинение «Личность в истории города»

Я вообще люблю уезжать,

потому что, не уехав из одного города,

довольно затруднительно приехать в другой,

а приезжать мне нравится больше всего на свете.

Макс Фрай

Я никогда в своей жизни не задумывалась, благодаря кому наш город существует и развивается и по сей день. Кто создал его таким. Каким мы видим его сейчас?

За все эти 430 лет в Тюмени сменилось немало поколений. И городские улицы все это время наполнялись их культурой, знаниями, мечтами, воспоминаниями, трудами, их жизнями. Эти жизни принадлежали разным людям, которые воздвигали наш город, жили в нём. Они посвятили Тюмени всю свою жизнь или какой-то небольшой её отрезок, совершенно незначимый для них, но безгранично важный для всех жителей этого города.

Даже самая мельчайшая бактерия существует в мире не просто так, у неё своя особенная роль. Так же и с людьми. Каждый тюменец, будь он пожилым человеком или совсем ещё несмышленым ребенком, вносит свою лепту в жизнь нашего города.

Все мы знаем, какой вклад в жизнь нашего города внесли Ермак Тимофеевич, Иван Иконников, Иван Муравленко, Сергей Собянин. Мне и не нужно вам об этом рассказывать. Но мы не задумываемся, что личностью в истории города может быть человек не знаменитый, и не богатый, и о нём не напишут в учебнике по истории, но то, что он сделал или делает - бесценно для всех нас.

Представьте себе такую картину: в городе Шарье на железнодорожном перроне стоит семья. Их спины золотит заходящее солнце, словно благословляя их на прощание. У родителей на лицах горят радостные улыбки, а между тем две их дочери носятся по перрону и радостно хохочут. Они даже не подозревают, как сильно перемениться их жизнь после этого переезда.

Родители - это мои бабушка Валя и дедушка Витя, ну а их дочери – это моя мама и её сестра. Во время Комсомольской перестройки в 1975 году они переехали в Тюмень, не побоявшись неизвестности. В то время в нашем городе были найдены крупные месторождения нефти и газа. Ради своего будущего и будущего своих детей они оставили в Шарье всё: свой дом, друзей, родных и близких. Они не устрашились неизвестности и, бросив всё, отправились на поиски лучшего шанса.

Они нашли этот шанс. Но, разумеется, счастье не сразу пришло к ним. Ну во-первых, Тюмень кардинально отличается от Шарьи в климатическом плане. В Шарье было ну очень тепло, а переехав семья утопала в снегу. Они целый час добирались до вагончика, где они сначала обитали, хотя он и находился в 20 минутах ходьбы. А потом возникли проблемы с жильём, а когда это было решено, то возник вопрос об образовании детей. Да и постоянная работа была найдена не сразу. Им пришлось долго метаться с одного места на другое, и наконец, стабильность восторжествовала.

Дедушка работал главным инженером, а бабушка заведующей магазином в предприятии по переработке леса. Их роль в жизни нашего города невозможно переоценить. От их деятельности зависело строительство железных дорог, жилых домов, нефтяных труб, приборов по добыче природных газов. Дед создавал их проекты или утверждал их, занимался автотранспортом. Чуть позже он стал директором лесоперерабатывающего центра. Нужно заметить, что мой дедушка был человеком образованным и очень умным. Его знания были очень масштабны и пригождались везде. Его часто перебрасывали с одного ответственного места на ещё более ответственное. В конце концов, он стал депутатом-коммунистом. Бабушка предоставляла рабочим, выполняющим дедушкины проекты, продукту питания. Этот магазин обеспечивал едой только рабочих этого масштабного предприятия. Не занимайся они этим, в Тюмени было бы всё абсолютно по-другому. Наша жизнь была бы другой. Условия жизни были бы другими.

Мои бабушка с дедушкой трудились на благо Тюмени не щадя себя, ведь в этом городе они стали по настоящему счастливы. Но в самый разгар их счастливой жизни дедушка очень сильно заболел и скончался… Он до самого последнего вздоха был предан своей работе, всего себя, отдавая ей. Он жил ради процветания этого чудесного города. А бабушка до сих пор живёт. В её сердце, её мыслях, её мечтах судьба своих потомков и Тюмени стоят на первом месте.

Но мне хочется рассказать ещё об одном человеке. Этот человек мой дедушка по папиной линии – Гурам. Он жил в Грузии, но еще, будучи в армии в его жизни появилась Тюмень. Один его сотоварищ рассказал о нашем городе так много, что дед сразу же после военной службы переехал в Тюмень. Он тоже нашёл здесь своё счастье, дом, любимую работу. Он был водителем. Можно подумать, мол, водитель, ну и что в этом такого? Но дедушка был не простым водителем, он возил вахтовиков на полуостров Ямал. Он был участником Карской экспедиции! Не будь моего дедушки, люди, может быть, до сих пор не изучили бы крайний север. Представить сложно, сколько геологов, нефтяников, археологов знал мой дед. Сколько людей благодаря ему побывали на севере. Стоит лишь вспомнить, какую важную роль изучение полуострова Ямал играет в истории Тюмени, в истории всей России! Можно сказать, что дедушка Гурам, подобно полярной звезде, является проводником на север.

Все эти, дорогие моему сердцу люди, трудились на благо Тюмени не щадя своих сил. И я с гордостью могу сказать, что они самые настоящие, самые великие, верные своей работе личности в истории нашего города!

Но эти люди не просто трудились в Тюмени, они любили этот город как родной. А, как

известно: «Любовь к тому или иному городу обусловлена чувствами, которые в нем пришлось испытать, а не самим городом». Тюмень принесла им счастье, и они ответили ей тем же!

Но и это сочинение не удовлетворило меня окончательно.

Наконец я начала изучать историю своей семьи углубленно. На примере сравнительного анализа истории своего предка и главного героя повести В. Каверина «Два капитана» - Сани Григорьева я смогла не только узнать больше о своих предках, но и с интересом провести потраченное на это время.

Сравнительная характеристика также представлена в работе.

Сравнительная характеристика моего деда Хапава Гурама Амбаковича и главного героя повести В. Каверина «Два капитана» - Сани Григорьева

Рассматриваемые стороны из небольших городов: Григорьев из Энска, а мой дед из села Тависуплеба. Кстати, хоть в романе Каверина написано, что Саня жил в небольшом городе Энске, когда я готовилась к конференции, то обнаружила, что по некоторым данным здесь подразумевается город Псков.

Основные жизненные цели героев, к которым они стремились всю свою жизнь.

1. Найти экспедицию, которая на корабле «Св. Мария» во главе с капитаном И. Л. Татариновым открыла Северную Землю.

2.Изучение и исследование новых земель (мыс Харасавей)

Цели героев казалось бы тоже лаконичны и просты, но интересно взглянуть на их идейных вдохновителей.

1.Письма , которые были найдены в родном городе Сани. Это были письма русского путешественника, писавшего своей жене о своих исследованиях. Саня знал эти письма наизусть. И однажды. Когда он познакомился с Катей Татариновой уже по приезду в Москву, он узнал, что письма принадлежат ее отцу. Что это именно он тот таинственный северный странник. Это что ни на есть самый интересный и необычный идейный вдохновитель.

2. Ну так как мой дед был ученым человеком, ему разумеется показались интересными исследования русских ученых, касающиеся мыса Харасавей.

А вот пути достижения целей стоили большого труда и заняли много времени. Но это не удивительно. Ведь если человек не прикладывает усилий и не старается упорно двигаться к своей цели, то результата никакого не будет.

1.Это упорное приближение к своей цели растянувшееся на годы:

поиск информации

общение с знающими людьми

учеба в лётной школе

интриги и расследования

2.Тяжелый и долгий труд, который работал на результат.

Например в течении этого пути Григорьев выучился на лётчика, а мой дед стал водителем. Но не примитивным водителем автобуса, а водителей грузовиков, которые перевозили участников этой экспедиции. Можно сказать, стремления моего деда к изучению нового и неизвестного были восполнены с лихвой.

Причинами таких путей и целей стали различные препятствия я маленькие цели, вставшие на пути герое.

1.Живой интерес

Интерес сторонних лиц

Детские , фантастический надежды

Масштабное мышление

Упорство

2.Характер легкий на подъем

Заинтересованность в достижение целей

Большие возможности и ресурсы для саморазвития.

Результаты же оправдали все проблемы и трудности, которые героям пришлось пережить.

1.Приобретен огромный опыт в изучении нового и поисках старого.

Доказательство своей правоты, т. е. экспедиция была найдена.

2.Развитие личности

Изучение прежде неизвестного

Открытие новых мест и ресурсов

Развитие личности

Изучение прежде неизвестного

И разумеется весь этот путь пройти было не возможно без качеств, присущих только сильным личности

1.Упорство, смелость, уверенность в своих силах, дерзость помогли Сане Григорьеву совершить практически не возможное.

2.Рискованность, целеустремлённость, расчетливость, верность, упорство, образованность.

Влияние на историю

Уточнение и изучение исторических фактов

Подтверждение информации об экспедиции и. л. Татаринова

2.Открытие и изучение новых мест

Нахождение новых залежей полезных ископаемых

Когда я проводила эти исследования мне в голову пришла идея, почему бы не развить такого рода изучения и не распространить их с помощью медиа коммуникаций.

Выявление проблемы

Для начала я решила провести опрос, который показал мне масштабы проблемы и существует ли она вообще.

Я предложила всем опрошенным одно высказывание: «В наше время теряется связь поколений».

И варианты ответа:

1.Согласен

2.Не согласен

3.Воздержусь

И я получила такие результаты:

На основе этих исследований я сделала вывод, что мне просто необходимо воплотить свою идею в жизнь. Т.к. эта проблема оказалась достаточно серьёзной для современного общества.

Сравнительная литература

Первым делом я решила создать список литературы, изучая который подростки смогут сравнивать историю своих предков с литературными героями. Он разделён на 3 подгруппы:

1.Вспомогательная литература

2.Классическая (художественная) литература

3.Современная литература

Вспомогательная литература

1.Священник Феодор Людоговский « С чего начать изучение истории своей семьи»

2.Калистратова Э. А. «Как найти корни своего рода: практическое пособие»

3.Канонов В. «Пути составления родословия»

4.Дан. О. «Составь свою родословную»

5. «Древо жизни - программа для построения генелогических (родословных) деревьев

Классическая (художественная) литература

15 век «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Пушкин А. С. поэма «Родословная моего героя»

повесть «Станционный смотритель»

Толстой Л. Н. «Анна Каренина»

«Война и мир

«Детство. Отрочество. Юность»

Бунин И. «Жизнь Арсеньева»

Аксаков «Семейная хроника»

Толстой А. «Детство Никиты»

Фонвизин «Недоросль»

Абрамов Ф. «Братья и сёстры»

Пришвин М. «Кладовая солнца»

Короленко «Дети подземелья»

Современная литература

1.Аксёнов В. «Московская сага»

2.Улицкая Л. «Медея и её дети»

3.Медведская А. «Тихие омуты»

Пункты сравнения

Чтобы читателям было проще изучать прошлое через предложенную мной литературу, я решила создать некий перечень пунктов сравнения.

1.Место рождения (город, село, деревня, столица, населенный пункт)

2.Основные жизненные цели

3. «Идейные вдохновители» этих целей

4.Пути достижения целей

5.Причины таких путей и целей

6.Результаты

7.Качества, которые помогли прийти к цели

8. Влияние на историю

Создание общедоступной страницы

Когда вся информация подготовлена для обработки и классификация, пришло время для создания медиа платформы.

Это должна быть страница в какой-либо популярной соц. Сети, например во Вконтакте. С помощью этой группы люди смогут делиться друг с другом информацией, развивая всеобщий интерес.

Когда сайт и вспомогательная информации готовы, можно воплотить проект в жизнь и приступить к его популяризации. Это можно сделать с помощью рекламы, работы в режиме NONSTOP и др. возможностей медиа сферы.

Вывод

Связь поколений очень важна в наше время, чтобы она не исчезла бесследно её так важно подкреплять усилиями со стороны подрастающего поколения и наших ныне живущих предков. И это возможно с помощью интереса, вызываемого литературой и медиа коммуникациями. Если хотя бы каждый 30-ый житель Тюмени возьмётся за это дело, то мы приблизимся на шаг ближе друг другу, и это станет для нас огромным рывком.

Я выполнила задуманное и считаю, что при должных внимание и объёме труда с моей стороны по отношению к проекту это дело сможет получить огласку и стать важным для моих ровесников. Главное для меня было обратить внимание на эту проблему и найти хотя бы минимальные, посильные пути решения.

Список литературы

В. Каверин «Два капитана»

Священник Феодор Людоговский « С чего начать изучение истории своей семьи»

Калистратова Э. А. «Как найти корни своего рода: практическое пособие»

Канонов В. «Пути составления родословия»

Дан. О. «Составь свою родословную»

«Древо жизни - программа для построения генологических (родословных) деревьев

http://family-tradition.ru/uslugi/rodoslovnaya-semji

http://rodoslovdrevo.ru/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTszNzI1MDk4Mzs2MzAxOTAzNjY1O3lhbmRleC5ydTpwcmVtaXVt&yclid=6785702416074940570

Просмотров работы: 50