Введение
Сегодняшнее время характеризуется резким увеличением объема получаемой информации, и он продолжает расти. Интернет, телевидение и другие СМИ дают огромное количество разноплановой информации. Можно быстро найти любую книгу, учебное пособие. Можно выучить иностранный язык, пополнить свои знания и умения в любом деле. Практически все материалы есть в свободном доступе. Информация разнообразна, подробна, структурирована, наглядна и доступна. Это дает человеку огромные возможности в достижении того уровня знаний, которого он только пожелает.
Однако у этого процесса кроме достоинств есть и существенные недостатки. Некоторые из них.
Огромный поток знаний находящийся в свободном доступе в готовом виде приводит к потере исследовательского опыта, что отрицательно сказывается на умении делать выводы, доказывать. Дети перестают докапываться до истины, читать дополнительную литературу, что в свою очередь негативно влияет на их способности формулировать свои мысли, создавать логические цепочки.
Больше не требуется фантазия, не используется воображение в должном объеме. Все разобрано по полочкам, изучено. Для каждого научного явления, даже самого сложного, есть воспроизведенная модель, с анимацией, дающая о нем полное представление. Компьютерные игры, мультфильмы, интерактивные игрушки – все это сейчас представлено с самых первых месяцев жизни детей. Мультфильмы и фильмы настолько детальны и разнообразны, что достраивать и представлять не имеет смысла. А, как известно, умение фантазировать лежит в основе изобретений. В качестве примера можно привести идеи Н.Носова, описанные в рассказах о Незнайке.
Перегруженность информацией, “льющей” со всех сторон. Мозг человека просто не успевает полностью переработать и усвоить так много в столь сжатые сроки. Большее количество проходит фоном, а важные сведения теряются в потоке.
Таким образом, в настоящее время на первый план выходит умение работать с большим объемом информации: способность выделять главное и обобщать, ассоциировать и создавать общую систему знаний, прочно откладывающуюся в памяти, извлекать из памяти нужную информацию и формулировать на ее основе свои мысли. Важная роль здесь принадлежит образному мышлению, т.е. способности представить информацию в виде картинок-образов. При этом образы извлекаются из памяти или создаются воображением.
В своей работе я попробую использовать картинки-образы для структурирования содержания прочитанного текста.
Идея моего проекта заключается в самостоятельном составлении плана пересказа литературного произведения с использованием картинок-образов.
Область исследования: литература.
Предмет исследования: способы запоминания и воспроизведения содержания прочитанного текста.
Гипотеза: план, составленный с использованием картинок-образов, помогает запомнить, а затем полно и точно воспроизвести содержание прочитанного текста.
Цель проекта: изучение способов запоминания, воспроизведения содержания прочитанного текста и использование наиболее эффективного из них в урочной и внеурочной деятельности, показав его эффективность.
Задачи проекта:
изучить способы запоминания и воспроизведения содержания прочитанного текста;
предложить эффективный способ подготовки пересказа литературного произведения и оценить его результативность;
использовать предложенный способ на уроках литературы, а также при подготовке к другим предметам (например, к предмету «Человек и мир»);
развивать творческие способности учащихся.
Методы: анализ литературы, наблюдение, социологический опрос.
Глава 1. Теоретическая часть
Умение чётко и ясно высказать свое мнение, точно передать информацию, подобрать нужные слова, чтобы утешить, приободрить, возразить, потребовать, заинтересовать формируется на протяжении всей жизни. Его основы закладываются в довольно раннем возрасте, а целенаправленная работа над формированием умения рассказывать проводится в начальной школе. Именно для того, чтобы ребенок научился пользоваться всеми возможностями человеческой речи, начиная с первого класса, дети получают задания такого типа как «придумать рассказ», «пересказать текст», «выучить наизусть».
На уроках нам часто задают пересказать содержание литературных произведений, но не все учащиеся нашего класса успешно справляются с этим заданием. И я задумалась, как можно помочь своим одноклассникам преодолеть возникающие трудности.
Пересказ – это изложение своими словами прочитанного текста. Пересказывая текст, учащийся развивает память, умения находить главное из повествования и четко излагать основную мысль, оценивать факты и сопоставлять их с событиями, формулировать правильные выводы. Эти умения и навыки необходимы не только для качественного усвоения школьной программы, но и для успешной самореализации во взрослой жизни.
Я решила выяснить испытывают ли затруднения при пересказе текста в других классах. В опросе приняли участие 149 учащихся, в том числе 87 учащихся третьих классов и 62 учащихся пятых классов. Результаты опроса показали, что примерно 60% опрошенных испытывают те или иные затруднения при пересказе (приложение 1). У 15% учащихся сложности возникают регулярно. Чаще всего в качестве затруднений были названы: неспособность запомнить текст, забывание отдельных моментов текста, волнение.
На основании этого поиск и применение новых способов запоминания и воспроизведения прочитанного материала считаю актуальным.
Изучив литературу, я узнала, что в большинстве источников главной причиной трудностей с пересказом прочитанного у детей называется неразвитая речь (т.е. малый запас слов и неумение правильно выражать свои мысли).
Развитию речи способствует прочтение книг, обдумывание и обсуждение их содержания. К сожалению, сегодня книги в жизни человека занимают гораздо меньшее место, чем это было ещё 10 лет назад. Если раньше информацию черпали в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (телевидение, интернет). Чаще всего информация подается в легкоусвояемом виде: видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Это оказывает отрицательное воздействие на формирование мышления ребенка: отпадает необходимость формировать свое мнение, т.к. дается уже готовый набор мнений, выводов и позиций.
С целью определения отношения учащихся к чтению книг я провела опрос. В опросе приняли участие 149 учащихся, в том числе 87 учащихся третьих классов и 62 учащихся пятых классов (приложение 2).
На вопрос “Любишь ли ты читать книги?” положительно ответило большинство (около 86%) учащихся. Наиболее часто встречающиеся пояснения, почему учащиеся любят читать: интересно, поучительно, можно узнать много нового. Не любят читать, потому что неинтересно, скучно, сложно, лень, долго, интереснее играть в компьютерные игры.
При ответе на вопрос “Чтение для тебя это…” большинство учащихся (75%) ответило, что чтение – это отдых, развлечение, досуг. Остальные учащиеся ответили, что чтение – это труд, задание по учебе.
По результатам опроса выяснилось, что литературу внешкольной программы около 40% учащихся читают каждый день, несколько раз в неделю – примерно 30%, несколько раз в месяц – около 15% и очень редко – примерно 17%.
Большинство учащихся (около 70%) читают художественные книги, энциклопедии интересуют около 50% опрошенных, комиксы – около 40%, журналы – 36%, газеты – только около 4%. В качестве любимых авторов учащимися третьих классов чаще всего назывались: Н.Носов, В.Драгунский, А.Пушкин, К.Чуковский, Л.Толстой учащимися пятых классов – В.Драгунский, Джоан Роулинг, Астрид Линдгрен, Кейт ДиКамилло. Наиболее читаемые журналы: “Непоседа”, “Качели”, “Юный спасатель”. Обсуждают прочитанное с родителями 84% учащихся. Необходимо отметить, что 34% делают это очень редко.
На вопрос “Дарят ли тебе родители книги?” утвердительно ответили около 90% опрошенных учащихся.
Результаты опроса показали достаточно хорошую ситуацию с чтением: большинство учащихся читают много и с удовольствием качественную литературу, обсуждая ее с родителями.
Анализируя анкеты я обратила внимание, что примерно половина учащихся, которые не любят читать не испытывают затруднения в пересказе текста. В тоже время достаточно часто встречаются анкеты, где учащийся говорит, что он читает много и с удовольствием, но испытывает трудности с пересказом прочитанного текста. Это навело меня на мысль, что для умения изложить текст своими словами читать много не достаточно. Необходимы дополнительные способы, помогающие запоминать, а потом воспроизводить прочитанный материал.
Я стала вспоминать, как мы готовимся к пересказу на уроке. При подготовке к пересказу литературного произведения мы отвечаем на вопросы по его содержанию, составляем план и рисуем иллюстрацию. Я решила выяснить, в какой степени план и рисунок помогают учащимся пересказывать текст.
На вопрос “Что тебе помогает запомнить содержание рассказа” 54% учащихся дали ответ “рисунок”, 42% – “план”. Встречались анкеты, в которых были выделены оба варианта: и “рисунок”, и “план”. Некоторые учащиеся писали свои варианты ответов: читаю много раз; представляю картину происходящего (как фильм); составляю схему; придумываю ассоциации; интерес к произведению.
На вопрос “Что тебе помогает вспомнить отдельные моменты рассказа?” 63% учащихся ответили “рисунок”, 36% – “план”. Также встречались анкеты, в которых были выделены оба варианта: и “рисунок”, и “план”. Необходимо отметить, что в анкете эти вопросы не шли друг за другом.
Примерно 80% опрошенных отметили, что легче пересказывать рассказ, в котором есть иллюстрации.
Результаты опроса показали, что рисунок в большей степени помогает запоминать и воспроизводить прочитанный текст, чем план. Значит, при пересказе текста в первую очередь необходимо использовать именно рисунок.
Однако пересказ по рисунку имеет существенный недостаток. Иллюстрация рисуется к какой-то части литературного произведения и по ней сложно воспроизвести всю цепочку событий. Поэтому у меня возникла мысль объединить план и рисунок. Как впоследствии я узнала, рисованный план текста называется ментальной картой (картой мышления, картой ума, картой памяти или интеллект-картой).
Ментальная карта – это рисунок, на котором изображена необходимая информация по определенным правилам.
Правила составления ментальной карты. В центре листа рисуется ядро – основное понятие (тема, ключевой образ). Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня – разделы, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею. От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, своего рода разукрупнения, уточнения. Должны использоваться гибкие ветки. Рисование ментальной карты в виде традиционной схемы противоречит идее ментальной карты. Различные уровни или ветки выделяются цветом. Везде, где только можно добавляются рисунки (фотографии, наклейки, …).
Глава 2. Основная часть
Я решила познакомить учащихся своего класса с ментальной картой как с интересным способом структурирования прочитанного текста.
Для этого мне необходимо было предварительно нарисовать несколько ментальных карт, что бы продемонстрировать их в качестве наглядного примера, а также подготовить карточки с ключевыми словами, с помощью которых можно было бы показать последовательность построения карты.
Для знакомства выбрала три произведения: шведскую народную сказку «Неведомый рай», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и «Пятеро из одного стручка» Г.К.Андерсена.
Свою первую в жизни ментальную карту я нарисовала по произведению «Неведомый рай». После этого сделала несколько важных выводов по оформлению карты: не загромождать карту рисунками; фон на карте лучше не закрашивать (в крайнем случае, использовать очень светлые тона); писать печатными буквами; для закрашивания ветвей не использовать темные тона.
На классном часу сначала я показала учащимся ментальные карты по произведениям «Неведомый рай» и «Сказка о рыбаке и рыбке», рассказала о том, что такое ментальные карты и правила их построения, добавив свои рекомендации по оформлению (приложение 3).
Затем вместе с одноклассниками с помощью карточек начали составлять ментальную карту по произведению «Пятеро из одного стручка» выполняя следующие шаги (приложение 4).
1. Составление структурной схемы содержания сказки. Определили центральный образ (им стало название произведения) и ключевые слова первого уровня (ими стали горошины – главные герои сказки). Карточки с одноименными названиями расположили в столбик на доске.
Ключевыми словами последующих уровней стали желания, мысли, действия горошин. Карточки с одноименными названиями расположили напротив соответствующей горошины.
2. Выкладывание карточек в виде “паучка”. В центр доски поместили ядро карты – название сказки. Вокруг расположили карточки с номерами горошин и рядом с каждой горошиной прикрепили карточки с их желаниями, мыслями и действиями.
После того как карточки были все выложены я показала свою ментальную карту, которую нарисовала по этому произведению.
Ментальные карты вызвали интерес у одноклассников. Они долго их рассматривали, обсуждали, уточняли детали составления карт.
Для отработки навыка построения ментальных карт учащимся на протяжении учебной четверти было предложено нарисовать карты по произведениям: «Гадкий утюнок» Г.Х.Андерсена, «Ластауки» Я.Коласа, «777 мастеров» Е.Пермяка. Большинство учащихся успешно справилось с заданием. Некоторые карты приведены в приложении 5.
Одноклассники научились составлять ментальные карты. Но помогло ли это им запоминать и воспроизводить прочитанный текст? Для ответа на этот вопрос я решила сравнить результаты учащихся по подробному пересказу двух произведений. Один пересказ готовился с составлением ментальной карты, а второй без.
Подробный пересказ художественного рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» готовился без составления ментальной карты. Из 26 учащихся лишь пятеро (19,2%) смогли точно и полно передать содержание текста.
При изучении художественного рассказа С. Вольфа «Век его не забуду», в качестве домашнего задания учащимся было предложено подготовить подробный пересказ с использованием ментальной карты. При проверке домашнего задания точно и полно воспроизвели содержание текста 92,3% учащихся.
Через шесть недель были повторно заслушаны пересказы произведения С.Вольфа «Век его не забуду» (приложение 6). Результаты опроса показали, что все учащиеся воспроизвели содержание рассказа полно и точно с употреблением образных слов и выражений.
Таким образом, можно сделать вывод, что ментальные карты помогают учащимся запоминать, а потом полно и точно воспроизводить прочитанный текст не только через несколько дней, но и через полтора месяца.
Глава 3. Практическая значимость.
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, одно из важнейших средств формирования общественного сознания и мировоззрения людей. И в тоже время чтение – удивительный мир, открывающий свои тайны всем желающим. Но с недавнего времени двери в удивительную страну книг закрыты для подрастающего поколения. Нежелание читать вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя.
В своей работе я предлагаю использовать ментальные карты на уроках литературы (Приложение 7). С ее помощью можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею.
При самостоятельном создании ментальных карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.
Заключение.
Моя гипотеза подтвердилась. План, составленный с использованием картинок-образов, помогает запомнить, а затем полно и точно воспроизвести содержание прочитанного текста.
В ходе выполнения работы я познакомила и увлекла одноклассников ментальными картами (приложение 8, 9, 10): учащиеся продолжили составлять карты и в 4 классе.
Исследовательская деятельность позволила расширить знания о способах запоминания и воспроизведения содержания прочитанного текста.
Составление ментальных карт может стать отличной идеей и на других уроках, на пример, человек и мир (приложение 10), английский язык, а также для сочинения своих историй, придумывания правил игр, запоминания списка покупок, распорядка дня.
Использование ментальных карт позволит наиболее точно воспроизводить последовательность, подробности изучаемого материала, высказывать оценочные суждения, развивать эмоциональную, выразительную речь, умение давать обоснованные ответы на поставленные вопросы, а также творческие способности учащихся.
Поставленные задачи решены. Цель проекта достигнута.
Список источников информации
1. Бьюзен, Б. Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт/ Б. Бьюзен, Т. Бьюзен. – Изд. 3-е. – Мн. : Попурри, 2018.
2. Бьюзен, Т. Карты мышления для детей/ Т. Бьюзен.–Мн.:Попурри, 2003.
3. Гин, А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить/ А.Гин.–М.: Вита-Пресс, 2016 г.
4. Зачем нужен пересказ? [Электронный ресурс].–Режим доступа: https://littleone.com/publication/216-zachem-nuzhen-pereskaz
5. Как научить ребёнка пересказывать текст? [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=9043
6. Ментальные карты как приём обучения [Электронный ресурс].–Режим доступа:https://infourok.ru/mentalnie-karti-kak-priyom-obucheniya-1599807.html
7. Слишком много информации [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://csznlr.ru/slishkom-mnogo-informatsii
8. Формирование читательского интереса посредством интеллект - карт [Электронный ресурс].–Режим доступа: https://урок.рф/library/formirovanie_chitatelskogo_interesa_posredstvom_in_183435.html
9. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках: Методическое пособие/ Авторы-составители: В.М.Воробьева, Л.В.Чурикова, Л.Г.Будунова, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013.
Приложение 1
Ответы учащихся гимназии №18 г.Минска на вопрос
“Испытываешь ли ты затруднения при пересказе текста?”
учащиеся 5-ых классов, 62 чел.,
учащиеся 3-их классов, 87 чел.
Приложение 2
Результаты анкетирования учащихся гимназии №18 г. Минска
учащиеся 5-ых классов, 62 чел.,
учащиеся 3-их классов, 87 чел.
Приложение 3
Знакомство учащихся 3 «Г» с ментальными картами
Приложение 4
Составление ментальной карты по произведению «Пятеро из одного стручка»
Приложение 5
Ментальной карты учащихся 3 «Г» по произведениям «Гадкий утюнок» Г.Х.Андерсена, «Ластауки» Я.Коласа, «777 мастеров» Е.Пермяка
Приложение 6
Ментальные карты учащихся 3 «Г»
по произведению С.Вольфа «Век его не забуду»
Приложение 7
Мои ментальные карты по литературным произведениям
Приложение 8
Результаты анкетирования №2 учащихся 3 «Г» класса
гимназии №18 г.Минска
Приложение 9
Ментальные карты учащихся
Приложение 10
Ментальные карты по предмету «Человек и мир»
тема «Экваториальный лес»
Ментальная карта по английскому языку тема «Seasons» |
Ментальная карта для сочинения сказки “Приключения моря” |