Введение. Задачи проекта.
Тема изучения появления орфографических ошибок важна, так как многие (даже мои сверстники, учащиеся в 10 классе) не всегда пишут слова правильно. И эта тема важна не только для меня, но и для миллионов других людей, которые хотят изучить эту тему.
В мире более 300 миллионов люде разговаривают на русском языке. Он находится на 5-ом месте в мире по распространенности. В России этот язык официальный, что делает его главенствующим в жизни каждого проживающего в этой стране. Но много ли людей грамотных, умеющих использовать правила русского языка? К сожалению, нет!
Степень овладения культуры русского языка низка. В течении развития страны произошли и языковые изменения. Это выражается в пунктуационных, грамматических, речевых и, конечно же, в орфографических ошибках. Мы делаем ошибки в написании текстов, сочинений, изложений. Часто можно увидеть ошибки в написании рекламы, неправильно сказанные слова в СМИ. Ошибки в речи и в написании могут возникать из-за диалектов, просторечий. Проблемой возникновения ошибок заключается и в том, что люди не понимают, как образовываются слова.
Для того, чтобы писать правильно нужно разобраться с понятием орфография. В переводе с греческого языка значит «писать правильно».
Орфография изучается в школе, где многих и учат писать правильно слова. Именно раздел орфографии является важным разделом в изучении русского языка, но он изучается и вместе с другими не менее важными разделами такими как: фонетика, грамматика, словообразование.
В разделе орфография изучаются такие важные темы как:
Слитное и раздельное написание слов;
Перенос слов;
правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;
правописание непроизносимых, удвоенных букв;
и так далее.
При изучении этих тем ученики чаще всего допускают ошибки.
И я считаю, что важно разобрать и классифицировать ошибки учеников, чтобы понять, как облегчить выбор написания букв.
Задачи исследовательского проекта:
усовершенствовать навыки обобщения, вынося выводы из исследовательской работы;
совершенствование навыков в использовании источников данных;
классифицировать ошибки;
разрешить проблему употребления ошибок в русском языке, а именно орфографических;
Цели проекта:
Составлять список часто встречаемых орфографических ошибок;
Закрепить знания о написании слов;
Уметь правильно использовать научные статьи в исследовательской работе;
Для исследования выбранной мной работы я использовала интернет ресурсы, где смогла найти информацию о словообразовании. Также я обращалась к словарям русского языка.
Прочитав достаточное количество различного материла, я смогла вынести выводы, составить пути решения поставленной проблемы. Мои материалы и выводы смогут, возможно, помочь людям понять важность поставленной проблемы, использовать пути разрешения в личных и учебных целях.
Исследование.
Причины появления орфографических ошибок.
Многие ученики 10-11 классов тоже допускают ошибки. Это является закономерным процессом обучения. У своих одноклассников я спросила: «По какой причине, по –вашему мнению, вы сделали такие ошибки?» и сделала выводы. Ошибки могут возникать из-за разных обстоятельств, таких как:
Написание лексики, которой ученик чаще всего пользуется в устной речи и не знает правильного написания слов;
Незнание орфографических норм и правил;
Анализ орфографических ошибок.
Я анализировала ошибки в 10 классе среди своих одноклассников. В исследовании участвовали 20 человек, опросив которых, я смогла вывести статистику самых распространённых ошибок, а точнее слов, которые ученики делают чаще всего ошибки.
В первом столбце написана фраза или слово, которое я продиктовала. Во втором я написала, как правильно пишется слово, а также % людей, написавших правильно. В третьем столбце я написала слово, которое одноклассники писали, если не знали правило или как пишется слово, а также % людей, написавших неправильно. И, наконец, в четвёртом столбике я написала правило более понятное для всех.
Слова я выбрала, основываясь на своих работах, в которых допускала ошибки. Также я просмотрела большое количество сайтов, в которых приведена статистика слов, в которых делают ошибки не только школьники, но и достаточно образованные люди, имеющие высшее образование.
Таблица.
Слово или фраза |
Правильное написание, % |
Неправильное написание, % |
Правило |
Прийти |
Прийти, 60% |
Придти, 40% |
- (посмотреть, как пишется слово в словаре русского языка) |
агентство |
Агентство, 35 % |
Агенство, 65 % |
проверочное слово «агент». Следовательно, правильный вариант «агентство». |
русификация |
Русификация, 30% |
Руссификация, 70% |
Русь и Россия - два названия русского государства, и от Руси исходит корень слова, поэтому 1 с |
попробовать |
Попробовать, 85% |
Попробывать, 15% |
если в первом лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на -ую или -юю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени используются суффиксы -ева-, -ова-. Попробую – попробовать. |
исподтишка |
Исподтишка, 45% |
Ис-под тишка, 55% |
Пишется только слитно. |
поскользнуться |
Поскользнуться, 10% |
Подскользнуться, 90% |
Все просто: Человек шёл по скользкой дороге, поскользнулся, и упал. |
кремы |
Кремы, 90% |
Крема, 10% |
правильно, все-таки, будет «кремы». Просто запомните это. |
Воскресенье (как день недели) |
Воскресенье, 95% |
Воскресение, 5% |
Если иметь в виду день недели, то обязательно используйте мягкий знак: воскресенье. Если же вы рассказываете о том, как Христос воскрес из мертвых, тогда говорите через «И»: воскресение. |
в магазин пойдет Юля, Вика, а также Арсений |
Также, 70% |
Так же, 30% |
«также» это то же самое, что и союз «и», а вот «так же» обозначает «точно так» |
Скрепя сердце |
Скрепя сердце, 15% |
Скрепя сердцем, 85% |
Правильное написание этого выражения – скрепя сердце, и обозначает оно то, что делается неохотно, вопреки своему желанию. Скрепя сердце – это значит скрепив сердце, или в целом – укрепившись. |
Заключение. Выводы.
Выводы.
По данным таблицы я смогла сделать выводы о том, что даже учась в 10 классе ученики допускают ошибки. Достаточно большое количество слов можно назвать «сложными», так как они затрудняют выбор написания.
Пути решения проблемы.
Работа над ошибками проводится на основе закрепления условий выбора орфограмм, правописание которых было забыто учащимися, и усвоения правописания слов, в которых были допущены ошибки. Для работы в первом направлении необходимо знать виды орфограмм, не усвоенные школьниками, во втором - иметь списки слов, затруднивших их.
Также нужно уделить больше внимания орфографическим ошибкам, научить школьников пользоваться словарями, проработать более детально ошибки.
Да, в русском языке и без того много правил и разделов, которым нужно уделить время, но все-таки не стоит забывать об орфографии.
Учительский опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя часто встречающиеся ошибки, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Если же времени нет, то можно проработать ошибки в специальных упражнениях и учебниках, созданных для исправления орфографических ошибок. «Русский язык. 10-11» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (М., «Просвещение», 2010), а также и другие учебники под редакцией других авторов.
Используемая литература.
Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1191 г.
М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, 2001 г.
Интернет ресурсы:
https://www.wikipedia.org