Введение
В наше время человеческая жизнь обесценивается. Из-за телевидения, компьютерных игр, интернета и современной поп-культуры подростки могут понять, почему человеческая жизнь так дорога. Все еще свежи воспоминания от событий, происходивших в Керчи. Последователи так называемого «культа Колумбайна» не понимали, не понимают и не будут понимать, что жизнь дана человеку только одна и она представляет самую большую ценность на земле. Также вспоминаются события начала прошлого, 2017, года, когда происходили массовые самоубийства по странам СНГ. Эта пропаганду, что человеческая жизнь ничего не стоит, посеяли уже давно. Сейчас мы пожинаем плоды нашего правительства, СМИ и самого населения страны.
Я выбрала эту тему, чтобы показать своим сверстникам, что только жизнь имеет ценность в этом жестоком мире.
Цель: проиллюстрировать выражение: «Только эта жизнь имеет ценность» на примерах дневниковых записях Л.Н. Толстого и романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Задачи:
Проанализировать дневниковые записи Л.Н. Толстого и роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Создать целостную картину выражения: «Только эта жизнь имеет ценность».
Обработать и обобщить, полученную информацию, сделать вывод на основе этого.
Анализ романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Роман «Над пропастью во ржи» — это очень объемный текст, в нем заключено много смыслов. Многие исследователи полагают, что Сэлинджер написал всего одну книгу, так как вместил в нее все свое творчество. Во-первых, главная мысль произведения отображается уже в названии, из которого следует, что автор хочет спасти детей от цинизма и испорченности взрослого мира, научив их на примере своего героя находить гармонию в любви и добродетели. Для этого он буквально ловит их души над низинами, кишащими злом, пороком и отчаянием. Ожесточение личности происходит постепенно, и, видимо, гибельная сила Первой мировой внесла свою лепту в появившиеся на свет поколения, и получилась Вторая… Все очень боялись, что цепная реакция уже не прекратится. Так что, основная мысль романа «Над пропастью во ржи» — это попытка автора прорвать порочный круг, написать что-то доброе и светлое в назидание потомкам, чтобы они поняли, что свобода, сила и любовь начинаются с ответственности за свои поступки.
Автор от имени героя задает всему миру вопрос: «Куда деваются утки?». Никто не может ответить, а те, кто пробует, вязнет в типичной зауми, зазубренной еще на школьной скамье. На самом деле, вопрос намного шире: куда деваться самому человеку? Ведь секрет не только в перелете, то есть перемене места. Наверное, совершается еще какая-то перемена. Люди говорят, что господь позаботился об утках, но как? Так же, как и о людях? Что же делать, когда река замерзает? Куда лететь? Неприкаянный беглец тоже на замерзшем пруду, он не знает, куда ему деться, в какую сторону лететь. Для Сэлинджера этот вопрос актуален, ведь ему самому было непросто в обращении с людьми, он испытывал такие же затруднения. Очевидно, что в романе «Над пропастью во ржи» есть и философская идея, вытекающая из религиозного мировоззрения творца. Вопрос «Куда деваются утки?» – философская загадка, которая должна сбить ученика с толку, чтобы вывести его за пределы сознания. Так и происходило с людьми, которых опрашивал подросток: все они попадали в ступор, ведь их мысли давно ограничены и ограблены механическим рутинным существованием, состоящим из удовлетворения физических потребностей. А ответ ученик найдет только лишь спустя годы скитаний и раздумий, отринув рационализм и прислушавшись к своей духовной сущности. Только житейский и духовный опыт сделает его мудрым, а не обывательская логика. Так и Холден нашел свой ключ к тайне, только пройдя испытания, разочарования и прозрения, необходимые для перехода на новый этап развития. Этого не вычитать в книгах, не объяснить по-научному, это надо выстрадать, пережить, переболеть.
Главный герой романа, ни в ком не ощущает духовного родства с кем-либо из людей окружающих его, поэтому ему тяжело учиться и сохранять спокойствие. Его знакомства в школе поверхностны, а душу тяготит потеря брата и разлука с сестрой. Автор показывает, как опасно оставлять ребенка одного в такой период: он может свернуть с дороги просто потому, что ему некому было излить душу. Сэлинджер при этом разделяет одиночество-недуг и уединение, которое является благом для человека, чуждающегося общества. Мальчику не хватало теплоты родительской заботы, он не был близок с отцом и матерью. Конечно, этот факт спровоцировал его неустроенность и озлобленность против мира взрослых. От недостатка общения с ними он не понимает, что же они за люди такие, раз не знают, «куда деваются утки».
Рассказчика изумляет, насколько люди глухи друг к другу. Они говорят невпопад, как будто им важнее самим выговориться, чем выслушать человека. С этим же пунктом связана проблема одиночества, которая вынуждает Колфилда на крайние меры. Его никто и не пытается понять: преподаватели со своим консерватизмом только давят на нервы, соседи и приятели поверхностны и помешаны на себе.
Подросток проходит через массу испытаний и искушений, часто делает неверные шаги, о которых потом жалеет. Например, его попытка вызвать в номер проститутку обернулась полным фиаско, и он раскаивается в содеянном. Внутренние нравственные ориентиры помогают Холдену не сбиться с курса. В отличие от своего самодовольного соседа, он не перестает быть скромным и наивным мальчиком, настоящая порочность его не касается. Он склонен тщательно обдумывать даже то, что уже совершил, и сверять со своим кодексом правил.
Герой боится себя и окружающего мира, поэтому его так вдохновляет перспектива спасать детей от падения: он сам ощущает себя этим ребенком. Ему хочется любыми способами скрыть свою робость: он отчаянно ругается, готовит побег, пробует окунуться в алкоголь и разврат, лишь бы доказать себе, что он – не трус.
Рассказчик хоть и чувствует фальшь в других людях, сам предается безобразному и бессмысленному вранью. Он описывает это состояние, как болезнь: хочет, но не может остановиться. Но если у него ложь не имеет корыстных мотивов и льется сама по себе, то у его приятеля Стрэдлейтера, например, есть продуманная манера общения с дамами, в рамках которой он бессовестно врет даже интонациями, ужимками и мимикой.
Анализ дневниковых записей Л.Н. Толстого
В 1847 году, в возрасте восемнадцати лет, Л.Н. Толстой начинает вести дневник. Таким путем он пытается лучше понять самого себя, проанализировать собственные поступки и окружающие его события, следить за развитием своих способностей. Поэтому немалую роль в первых его дневниках играет пересказ прочитанных книг.
Также Толстой пишет о том, как ему не нравится вся окружающая жизнь, кроме светской. Рассуждает о том, каким должен быть идеал светского молодого человека модного и хорошо одетого, настоящего денди. В этих размышлениях Толстой чем-то напоминает Евгения Онегина.
Однако позднее ему надоедает блеск светской жизни, и он отправляется добровольцем воевать на Кавказ. С этого момент главное место в дневниках Толстого занимает тема войны, которую он описывает чрезвычайно талантливо: Толстой оказался хорошим офицером, который грамотно и верно сражался.
Он мог правильно оценить солдата, который тащил на себе весь груз войны; поэтому он проникается ненавистью к войне, т.к. там гибнут не только люди, но и души выживших. Американский писатель Хэмингуэй впоследствии сказал, что никто не описывал войну лучше Толстого.
В мирное же время, после возвращения Толстого в Петербург, а затем в Ясную поляну, дневники Толстого приобретают характер скорее будничного описания событий, нежели рассуждений.
Толстой подробно описывает, как прожил каждый конкретный день, стремится к полной текстуализации себя и своих поступков, а также анализа ощущений. Толстой считает необходимым фиксировать каждую нравственную ошибку, совершенную за день, дабы не повторить ее в дальнейшем. Так продолжается вплоть до 1869 года.
Осенью 1869 года Толстой попадает в город Арзамас и в местной гостинице, в ночь на 3-е сентября, испытывает дикий ужас перед смертью. «Красно-белый квадратный, разрывающий душу ужас», - писал сам Толстой в своем дневнике. Это был толчок для переворота в его мировоззрении, Толстой стал практически другим человеком.
С тех пор все его существование стало подчинено постоянному ожиданию смерти, что отражается и в дневниках: рассказы о прошедшем дне отныне заканчиваются фразой "если буду жив", а рассказ о следующем дне начинается с подтверждения - "жив".
В последние свои годы он внимательно следил за проявлениями телесного распадка и потерями памяти, отмечал каждую из них. Большое внимание уделял сну, старался запоминать, что именно ему приснилось. В понимании Толстого, вся жизнь есть сон, в то время как смерть пробуждение от сна.
Главной задачей Толстого в дневниках всегда было передать жизнь как можно более целостно. Описание собственной жизни он представлял неким фрагментом в описании всей истории эпохи, для него вчерашний день - уже история. Толстой стремился оставить отчет и о самом последнем своем дне.
Что объединяет роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и дневниковые записи Л.Н. Толстого?
Это два разных по жанру и времени произведения на первый взгляд не имеют ничего общего, но это далеко не так. Они повествуют нам о становление личности и мыслей по поводу жизни человека.
Дневниковые записи и роман являются отражением своего времени, а главное мыслей человека о жизни. Что во времена жизни Толстого, что во времена жизни Сэлинджера всегда были люди, которые ради своей цели готовы растоптать чужие жизни. Переход от таких материалистов к людям, высоко ценящим жизнь человека, иллюстрируется в этих произведениях.
В последние дни свои жизни Л.Н. Толстой писал о том, что он всё еще жив и научился ценить человеческую жизнь еще больше. Главный герой приходит к этому в зрелые годы после долгих размышлений и самотерзаний. После этого их жизнь сильно изменилась.
Эти знаменитые авторы прошли через многое и считали своей целью оставить после себя напутствие для людей, которые будут жить после их.
Вывод
Только эта жизнь имеет ценность. Многие писатели посвящают свои произведения этой теме. Действительно, она очень важна особенно в наше время.
Толстой и Сэлинджер прошли войну и не понаслышке знают, что такое смерть. Поэтому, я считаю, что именно на их произведениях мы должны учиться ценить жизнь окружающих нас людей.
Хочется закончить стихами Андрея Дементьева:
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
Список литературы и интернет ресурсов
Толстой Лев Николаевич «Дневники» https://www.litmir.me/br/
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер http://librebook.me/the_catcher_in_the_rye