Введение
Однажды на уроке литературы учитель рассказала о жизни и деятельности великого русского князя Владимира Мономаха. С самого начала меня заинтересовала эта историческая фигура.
Во-первых, было интересно узнать, что на княжеский престол Владимир взошел в возрасте всего 13 лет! Во-вторых, вызвало уважение, что он сумел объединить русские земли. Историки так и называли Мономаха – «собиратель земель русских».
Но более всего меня заинтересовало, что перед смертью великий князь оставил детям и потомкам своё Поучение. Мне захотелось разобраться в сути Поучения, понять, какие требования предъявлялись к молодому человеку во времена Мономаха и какие из них соответствуют требованиям современного российского государства. Всё это определило выбор темы моего исследования и его актуальность!
Работа над проектом была очень увлекательной и протекала по следующему плану:
1. несколько встреч с руководителем проекта, направленных на уяснение принципов и методики научного проектирования;
2. определение цели исследования – сравнить основные постулаты Поучения Мономаха и требований государства (ФГОС) к выпускнику школы;
3. посещение школьной библиотеки с целью изучения газет, журналов, книг по заданной теме исследования, подбор необходимой информации в сети Интернет;
4. изучение научных источников по проблеме;
5. составление сравнительной таблицы, выявление общего и различного;
6. подготовка выводов и предположений;
7. оформление результатов исследования.
Выполнение пунктов плана направлено на достижение цели исследования, а также на подтверждение заявленной гипотезы: «Нравственность едина на все века и для всех людей!».
Основная часть
С целью выявления общего и различного в воспитании подрастающего поколения подготовлена сравнительная таблица, в которой сопоставлены постулаты Владимира Мономаха и требований ФГОС к выпускнику школы:
ОТРЫВОК ИЗ ПОУЧЕНИЯ |
Портрет выпускника полной средней школы по ФГОС |
«Приближаясь ко гробу, благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: он говорит несправедливо!.. |
- познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый; - критически мыслящий; - готовый к выбору и построению личной профессиональной перспективы и планов |
О, дети мои! Хвалите Бога! |
- уважающий духовные традиции. |
Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. |
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; - любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. |
Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. |
- осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении; |
ОТРЫВОК ИЗ ПОУЧЕНИЯ |
Портрет выпускника полной средней школы по ФГОС |
Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. |
- Способный к поступкам |
Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. |
- уважающий закон и правопорядок |
Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение духовных; не удаляйтесь от них; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. |
- соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями |
Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живем, а завтра во гробе. |
- принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства) |
Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. |
- осознанно выполняющий правила здорового образа жизни; - разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении |
Чтите старых людей, как отцов, любите юных, как братьев. |
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов |
В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на отроков и тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. |
- осознающий свои обязанности перед семьёй |
Будьте деятельны; служите примером для воевод. Не время тогда думать о пиршествах и неге. |
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; - социально активный |
Путешествуя в своих областях, не давайте жителей в обиду княжеским отрокам; а где остановитесь, напойте, накормите хозяина. |
- носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины |
Всего же более чтите гостя, и знаменитого, и простого, и купца, и посла; если не можете одарить его, то хотя брашном и питием удовольствуйте: ибо гости распускают в чужих землях и добрую и худую славу об нас. |
- уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений |
Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. |
- уважающий других людей |
Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками: за что хвалят нас чужестранцы. |
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; - подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов |
Леность – мать пороков; берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте. Да не застанет вас солнце на ложе! |
- мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни; - активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда |
Так жил и ваш отец. Я сам делал все, что мог бы велеть отроку: на охоте и войне, днем и ночью, в зной летний и холод зимний не знал покоя; не надеялся на посадников и бирючей; не давал бедных и вдовиц в обиду сильным …» |
- осознающий себя личностью, живущей в обществе |
Давайте, рассмотрим несколько основных наиболее интересных заповедей Мономаха, которые и сегодня должен соблюдать каждый школьник!!!
1. Так, великий князь Владимир поучал своих детей: «Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.»
Что означали такие постулаты в те далекие суровые времена? Актуальны ли они сегодня?
Я полагаю, что этими словами Мономах призывает потомков любить людей, родных и знакомых. При этом любовь должна выражаться в конкретных делах. Великий князь предостерегает детей и говорит, что, главное делать для людей добрые, благие поступки, а не только молиться Богу, например, о здоровье соседа.
Сегодня эти требования предъявляются и к школьникам. Мы должны: - любить свой край и своё Отечество; - уважать свой народ, его культуру и духовные традиции; - понимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
2. Заповедь Мономаха, которую мы только что рассмотрели, сильно перекликается со следующим наставлением. Князь Владимир заклинал: «Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна».
По сути, это тоже самое, что любить человечество. Но не только, - священность человеческой жизни признавалась во все века. Во времена Мономаха этот постулат был записан в Священном писании, то есть Законе Божием. Сегодня мы знаем, что законы России также, как и Закон Божий, признают жизнь человека высшей ценностью!!!
3. Самыми особенными мне показались такие слова Владимира Мономаха:
- «Заклинаю вас, дети мои, не ленитесь…»
- «Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце…»
- «Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия….»
А знаете, почему именно эти заповеди так удивили меня? Всё очень просто! Эти слова каждый день мне говорят мама и бабушка: не ленись, трудись, будь скромен, говори правду, занимайся спортом, не увлекайся компьютерными играми! Это нам повторяют взрослые дома, эти же слова мы слышим от наших учителей в школе!!!
Заключение
Из сравнительной таблицы можно увидеть, что соответствие между двумя эпохами очевидно!!! Но несколько позиций не совпали. Например, во ФГОСе есть такие качества выпускника школы, как:
ВЫПОЛНЯЮЩИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИ
ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
А у Мономаха есть очень странное, на первый взгляд поучение. Великий князь говорил: «Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству».
Сначала я подумал, что не смог найти соответствие по этим позициям из-за того, что сейчас более современный мир, чем тот, в котором жил Мономах.Но, потом понял, что именно эти оставшиеся пункты тоже перекликаются через века!
Ведь креативный – это творческий, созидательный, отличающийся поиском, по сути, живущий полной жизнью человек!
А не скрывать богатства в недрах земли, раньше под этим понималось не заниматься накопительством, т.е. не копить деньги, не зарывать их в землю. Ведь какой толк от денег, если они просто лежат? Лучше накормить на них бедных, организовать творческий концерт, просто, например, купить хорошие краски и написать чудесную картину!
Таким образом, не скрывать богатства, значит – жить полной жизнью!
Как видно, слово «креативный» и замысловатое выражение Мономаха имеют практически одно и тоже значение! Другими словами, надо жить полной жизнью!Это требуется сейчас, так же, как и во времена Владимира Мономаха!
Всегда на Святой Руси воспитывали чистоту помыслов, достоинство, особую русскую стать. Презирали раболепие и трусость, лицемерие и пошлость, малодушие и безнравственность, лживость, продажность, коварство, предательство, клеймили малейшие преступления против совести. Всё это есть в «Поучении Владимира Мономаха» и в заветах современной России!
Список источников и литературы
1 |
Лаврентьевская летопись. Электронное представление рукописного памятника/http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/ Интернет-ресурс создан специалистами Российской национальной библиотеки при финансовой поддержке Центра национальной славы. Открытие проекта состоялось в Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина в рамках торжественных мероприятий, приуроченных к 1150-летию Российской государственности. |
2 |
Слово о полку Игореве. Повесть временных лет. Антология. Серия «Школьная программа», 2015 г. |
3 |
Токмакова И. Повести земли русской, 2012 г. |
ПЕРЕВОД ПОУЧЕНИЕ. Я, ничтожный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, названный при крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею - Мономахами… и ради крещеных людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всяких бед! Сидя на санях, подумал я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней сохранил грешного. Дети мои или кто другой, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но, кому она будет люба из детей моих, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, также и трудиться. Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте изобильную, это ведь - начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, тот пусть не насмеется, а так пусть скажет: в дальнем пути, да на санях сидя, пустого он наговорил. |
|
ПЕРЕВОД беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, а богопослушные - те будут владеть землей. И еще немного - и не будет грешника; будет искать он места своего и не найдет. Кроткие же унаследуют землю и будут наслаждаться миром. Высматривает грешный праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же смеется над ним и предвидит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы подстрелить нищего и несчастного, поразить правых сердцем. Оружие их поразит сердца их, и луки их сломаются. Лучше у праведника малое, чем богатства грешных великие. Ибо сила грешных сломится, укрепляет же праведных Господь. Так вот грешники погибнут; праведных же милуя, он им подает. Так благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод я был и дожил до старости, и не видел праведника покинутым, ни детей его просящими хлеба. Всякий день раздает милостыню и взаймы дает праведник, и потомство его благословенно будет. Уклоняйся от зла, делай добро, ищи мира и гони, и живи во веки веков». «Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то вода бы нас потопила». «Помилуй меня, Боже, ибо растоптал меня человек; всякий день нападая, угнетает меня. Попрали меня враги мои, ибо много нападающих на меня свыше». «Возрадуется праведник, и, когда увидит отмщение, руки свои омоет в крови грешника. И сказал ведь человек: Если есть награда праведнику, значит есть Бог, творящий суд на земле». «Возьми меня из рук врагов моих, Боже, и от восстающих на меня отними меня. Избавь меня от законопреступников и от людей кровожадных спаси меня, ибо они оплели душу мою». «Ибо, как гнев в ярости его, так и жизнь в воле его: вечером водворится плач, а на утро явится радость». «Ибо лучше милость твоя, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя за жизнь мою и во имя… |
|
ПЕРЕВОД твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправды». «Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее. Научись, верующий человек, поступать благочестиво, научись, по евангельскому слову, «глазами управлению, языка удержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, мысли чистоту блюсти, побуждая себя к добрым делам Господа ради. Лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, преследуемый - терпи, хулимый - моли, умертви грех». «Выручайте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу; приходите соединиться, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряные, обелю их, как снег», и прочее. «Воссияет весна воздержания постного и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: “Слава тебе, человеколюбец!”» Поистине, дети мои, поймите, как человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и, если кто нам причинит зло, то мы поскорее хотим его проглотить и кровь его пролить. |
|
ПЕРЕВОД А Господь наш, владея и жизнью и смертью, безмерные согрешения наши терпит в течение всей жизни нашей. Как отец, дитя свое любящий, бьет и опять привлекает его к себе, так же и Господь наш показал нам, как побеждать врагов, как тремя добрыми делами избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, нетяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя освободиться от грехов своих и царствия не лишиться. |
|
ПЕРЕВОД имея голос, они становятся немы. «И благословен, Господи, и прославлен ты весьма!». «Всякие чудеса и эти блага сотворил. И кто не славит тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, тот да будет проклят!» Эти божественные слова, прочитав, дети мои, воздайте хвалу Богу, подавшему нам милость свою; а это от слабого моего ума наставление. Послушайте меня, если не все примете, то половину. Если вам Бог смягчит сердце, слезы свои пролейте о грехах своих, говоря: как блудницу и разбойника и мытаря ты помиловал, так и нас грешных помилуй. И в церкви то делайте, и ложась. Не грешите ни одной ночи; если это вам по силам, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. А того не забывайте, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что человек нагрешит за день, тем избавляется. Если и на коне едучи, не будет у вас ни с кем дела, если других молитв не умеете произносить, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно про себя, ибо эта молитва всех лучше, - нежели думать о пустом, ездя. Всего же больше убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не приказывайте убить его; если будет он достоин смерти, то не губите ни единой христианской души. В разговоре, о дурном ли, о хорошем ли, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в том нужды никакой. Если же будете крест целовать братии или кому иному, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте, а, поцеловав, блюдите, как бы, преступив, не погубить души своей. Епископы, попы и игумены, с любовью принимайте от них благословение и не сторонитесь их, и по силе любите и пекитесь о них, чтобы получить от них молитву от Бога. Более всего гордости не имейте в сердце и в уме, но… |
|
ПЕРЕВОД скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; это все, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на малое время. И в земле не прячьте, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости ваши ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайся, и пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни шли походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напойте и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами, - то пищей и питьем: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом. Жену свою любите, но не давайте им над собой власти. А вот вам и конец всему: страх Божий имейте превыше всего. Если начнете забывать это, то часто перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо. Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не учится. Хорошо поступая, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего в отношении церкви: |
|
ПЕРЕВОД пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все знатные мужи, исполненные достоинств. На заутрени воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, следует прославить Бога радостно, со словами: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет свой красный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь в остальных грехах своих покаявшись, оправдав жизнь свою», так я хвалю Бога. И сесть думать с дружиною или творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать: спанье назначено Богом на полдень. По этому установленью ведь почивают и зверь, и птица, и люди. |
|
ПЕРЕВОД раз, из Смоленска же придя, пробился я через половцев с боем к Переяславлю, и отца там застал, вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом, и одержали победу над Борисом и Олегом. И опять пошли в Переяславль, и стали в Оброве. |
|
ПЕРЕВОД на Святославль мы гнались за половцами, и потом на Торческ город, и потом на Юрьев за половцами. И опять на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом же у Варина вежи взяли. И потом я ходил во Владимир, вторично Ярополка там посадил, и Ярополк умер. |
|
ПЕРЕВОД собрал братьев. |
|
ПЕРЕВОД один меня ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бедра и коня вместе со мной повалил. И Бог невредимым меня сохранил. И с коня много раз падал, голову себе разбивал дважды, и руки и ноги свои я повреждал, в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. |
|
ПЕРЕВОД вместе». А все дьявольское наущение! То ведь были войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь не хочет добра роду человеческому, ссорит нас. Это я тебе написал, потому что принудил меня сын мой, которого ты крестил, который сидит близко от тебя. Прислал он ко мне мужа своего с письмом, говоря: «Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы с тобой не будем мстителями, но положим то на Бога, когда сами они (Изяслав и Олег) предстанут перед Богом; а Русскую землю не станем губить». И я видел смирение сына моего, смягчился, и, Бога побоявшись, сказал: «Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на Бога возлагает; я же - человек грешен больше всех людей». |
|
ПЕРЕВОД ему согрешенья его Бог. А Богу бы тебе надо было покаяться, а ко мне написать письмо утешительное, а сноху мою послать ко мне, потому что нет в ней ни зла, ни добра, - чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, по грехам моим. Так, ради Бога, отпусти ее ко мне поскорее, с первым послом, чтобы, поплакав с нею, я поселил ее у себя, и она села бы, как горлица на сухом дереве, горюя, а сам я нашел бы утешение у Бога. |
|
ПЕРЕВОД Сам Бог свидетель тому, что мы с братом твоим вели переговоры на случай, если он не может договариваться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, ни сказали: Веди переговоры с братом до тех пор, пока не договоримся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, тому от Бога мира не видать душе его на том свете. |