Введение
Актуальность. Изучение сказов и сказок актуально в силу того, что они имеют большое воспитательное значение. В сказах и сказках воспевается красота, доблесть, силу, смелость и нацеливают на добро, помощь, справедливость. Сталкивая добро и зло, сказы и сказки обосновывают правильный выбор. Проводят идею осуждения плохих поступков своих героев и утверждают уверенность в победе над злом, обманом, жадностью, лестью и несправедливостью.
Проблема:
Сказ «Финист-Ясный Сокол» превратился в незатейливую сказку для детей детсадовского возраста. Между тем сказ более разнопланов и глубок, несет в себе не только идею добра и зла, но имеет большое значение для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения.
Объект исследования: тексты сказки «Финист - Ясный Сокол» и ведического сказа «Финист - Ясный Сокол»
Предмет исследования: образы героев сказа и сказки, предметы, явления сказа и сказки.
Тема: Как сказ в сказку превратился…
Цель: провести сравнительный анализ сказа и сказки.
Задачи исследования
Познакомиться со сказкой «Перышко Финиста – Ясна Сокола» и сказом «Финист- Ясный Сокол».
Изучить поведение главных героев в сказе и сказке;
Выяснить причину превращения сказов в сказку;
Провести сравнительный анализ сказа и сказки;
Найти общие черты и различие в поведении главных героев сказки и сказа.
Установить общие и отличительные черты русской народных сказки «Финист- Ясный Сокол» и одноименного сказа.
Гипотеза:существует теория вырождения, согласно которой есть некая древняя мудрость, утраченная более поздними поколениями, но сохранившаяся в своём первозданном виде в сказах ведических времен. Она стала недоступной для понимания потомков.
Предполагается, что проведенный сравнительный анализ сказа и сказки позволит повысить уровень понимания информации и даст возможность показать значимость изучения ведических сказов; поможет лучше понять историческое прошлое, культуру, традиции своего народа, помочь в воспитании гордости и уважения к нашим предкам; пополнит знания о жизни и обычаях русского народа.
Методы: изучение литературы и других источников информации
Поиск
Анализ
3. Сравнение
Новизна.
В работе предпринята попытка рассмотреть концепцию наличия у людей в древние ведические времена высоких технологий как нечто реально существовавшее. Рассмотрена роль сказа в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе учителей при подготовке к урокам литературы, классным часам, беседам.
Как сказ в сказку превратился…
Откуда берут начало русские сказки?
Может, они имеют под собой реальную основу и события, происходившие когда-то очень давно?И из-за того, что эти события передавались очень долго из уст в уста, они понемногу приобрели оттенок нереальности и фантазии и стали тем, чем они сейчас называются - сказками.
Но что означает это слово "сказка"?
Его корень "сказ" - означает рассказ, повествование или описание какого-либо события. И это вовсе не означает, что это должна быть чья-то выдумка или фантазия. Ведь рассказать можно только о реально происходивших событиях, увиденных как лично, так и кем-то из близких людей, заслуживающих доверия.
И тогда мы можем заметить и вновь для себя открыть много интересного и удивительного.
Чтение текстов русских Сказов оказывается не только очень интересным, но и очень познавательным! В «Сказе о Финисте - Ясном Соколе» содержится столько любопытных сведений, что можно только восхищаться умением наших мудрых предков передавать потомкам информацию о себе в обычных, бесхитростных, коротких Сказах. Многие обыденные представления наших предков становились для их потомков или совсем непонятными или малопонятными, и поэтому очередной сказитель добавлял к Сказу свои комментарии, которые позволяли ему донести до своих слушателей информацию на понятном для них уровне. Поэтому в Сказах появились пояснения сказителей, и постепенно Сказы превратились в сказки! Именно так появились в русских сказках ковры-самолёты, скатерти-самобранки, волшебные зеркала и блюдечки, с помощью которых можно увидеть многое на большом расстоянии.
Современники сказителей просто не смогли бы их понять, если бы они не делали каких-то объяснений к рассказываемому событию. «Сказ О Финисте Ясном Соколе» занимает особое место среди других Сказов, ведь описываемые в нём события трудно было понять будущим поколениям. У людей, живущих на Руси-Матушке не было таких образов, с которыми можно было провести параллели в Сказе. Разве что про дальние расстояния, которые в Сказе передавались образом семи пар железных сапог.
Изнашивание обуви из железа воспринималось людьми, как преодоление невероятных расстояний, так как каждый немедленно себе представлял, сколько вёрст нужно пройти, чтобы сносить хотя бы пару железных сапог, и тогда становилось понятно, что разговор идёт об огромных расстояниях. Для человека, который не удалялся от своих родных мест дальше нескольких вёрст, оценить расстояния в световые годы было просто нереально, даже если перевести «дали дальние» в вёрсты. Образ износа железных сапог для преодоления огромных расстояний понятен каждому.
Однако, как только дело доходило до издания Сказов, тут же происходило вмешательство цензуры, в результате чего Сказ превращался в сказку, в которой уже мало что оставалось от Сказа и от тех реальных событий, которые в нём отражались. Русские народные сказки в России сочли вредными, не соответствующими требованиям образования и воспитания и известный русский собиратель сказок А. Афанасьев не без горечи спрашивал у своего друга Якушкина: «Не прислать ли к тебе про всякой случай десятка два-три экземпляра «Сказок»; может, и в Ярославле найдутся дети, которым отцы и матери не побоятся давать читать сказки». Письмо было написано 3 октября 1870 года. Но наступило время, когда любой человек может почитать любую понравившуюся сказку.
Сказку «Финист-Ясный Сокол» мы читали в 4 классе. Марьюшка там –главная героиня. Но изучая материал по сказкам, увидела, что есть еще и сказ с таким же названием. Прочитала. И удивилась: сказ и сказка с одним и тем же названием сильно отличаются друг от друга.
Было интересно провести сравнительный анализ этих произведений.
Начну с того, что имена у главных героинь разные: в сказке-Марьюшка, а в сказе- Настенька. Важнее то, что в сказке вообще нет больше ничьих имен, в то время как ведический сказ подробно описывает, как кого зовут в семье земледельца-крестьянина. Очень важно это, потому что имена отражали в те времена суть, характер человеческий. Вот что известно об этом имени.
Анастасии самодостаточны и от этого, как ни парадоксально, часто и страдают. Они могут сделать все сами, то есть могут быть и за женщину и за мужчину, причем во всех аспектах жизни. Все бы ничего, да вот только окружающие на Анастасию всегда реагируют неоднозначно. Если это касается работы, то ее пытаются запрячь по полной программе, скинув все самые трудные дела на ее плечи. Если это касается родственников, то здесь другая проблема, так как родные ее обычно не воспринимаю такой, какая она есть и пытаются ее всячески переделать под свой лад не понимая, что она Другая. Все это и подтверждается в сказе!
Мать Настеньки умерла, потому что пришло время, отведенное Родом и Макошью Богиней счастливого жребия. Но жизнь идет своим чередом. Настенька, а в сказе – Марьюшка - становится хозяйкой в доме, уговорив отца не жениться.
Как-то отец собирался на торжище и спрашивает, какие им купить подарки. И в сказке, и в сказе младшенькая заказывает перышко. Но Настенька просит перышко Ясна Сокола из далекого Чертога Финиста. Чертогами раньше назывались Созвездия, то есть рядом со скуфом проходила ярмарка, на которую приезжали купцы из других Созвездий! И никто не удивляется этому: ни отец Настеньки, ни купцы, у которых крестьянин хотел купить заветное перышко. Дважды пытался он купить заветное перышко. Да не было его у купцов: спросом оно не пользовалось, только и всего.
Ничего такого в сказке мы не видим. Обычное соколиное перо просит купить дочка. И обычный старый старичок дает ему то, что надо.
Настенька долго с нежностью гладит перышко и только тогда, когда случайно роняет его, появляется Сокол в образе добра молодца. А Марьюшка сразу же бросает его на пол, когда все полегли и вызывает к себе любезного. Она нетерпелива.
Но сестры не просто нетерпеливы, они еще и нетерпимы к чужому счастью, пусть даже это их родная сестра.
Настеньке предстоит преодолеть огромные расстояния, галактические, чтобы вернуть себе суженого. В сказке же Марьюшка идет по земле пешком или верхом на сером волке скачет.
Настенька долго готовится к своему путешествию и заказывает кузнецу семь пар железных сапог и семь железных хлебов. Мне кажется, это обувь, как у космонавтов, для перемещения в космическом корабле, а семь железных хлебов - образ еды космонавтов, которая хранится в металлической упаковке.
Сначала Настенька идет долго урманным лесом. Надо сказать, что в татарском языке слово «урман» и сейчас означает густой лес. Мало того, Урманными назывались раньше Уральские горы. Значит, только там, где горы, и находились вайманы и ваймары торговые. Доказательство правдивости этой информации есть. В 1999 году профессор А. Чувыровым в деревне Чандар нашел каменную плиту с объёмным изображением местности, сделанным неизвестным способом. На плите была объёмная карта Уральского региона с реками Белой, Уфимской, Сутолкой. Кроме этого, на этой каменной карте отмечены гидротехнические сооружения: каналы протяжённостью 12 тысяч километров, дамбы, мощные плотины. Отмечены двенадцать плотин шириной 300–500 метров, длиной до десяти километров и глубиной по три километра каждая.
На этой рельефной карте обозначены недалеко от каналов несколько «странных» площадок разных типов. Изображение на поверхности плиты представляет собой карту в масштабе 1:110 000 (в 1 см — 1,1 км). На плите – славянские рунические надписи. Создать подобное возможно, только располагая информацией со спутников, и технологией, не знакомой современной цивилизации.
Настенька упросилась на одну из вайтман и отправилась в долгий путь. Преодолевая огромные расстояния, она раз за разом использует все свои железные сапоги и съедает все свои железные хлебы, встречается со старушками и молодицами, которые оказываются Богинями Карна, Желя, Среча, Несреча, Тара.
Если Богиня Карна только слышала о Ясном Соколе, то Богиня Желя о нём едала, хотя не видела.
Один из двух подарков Богини Карны уже очень пригодился Настеньке — самокатный клубочек путемерный – навигатор, который указывает, куда ей идти. И когда Настенька оказалась на земле Богини Тары, путемерный клубочек вдруг остановился. Может, зарядка закончилась. А может, он выполнил закачанную в него программу. Но Настенька обратилась к прохожим, которые взяли ее под белы рученьки и довели до самого дворца белокаменного. С кем бы Настенька не разговаривала в сказе, ее всегда понимали. Может, это был язык телепатии? Или все на одном языке говорили? Хотя, в сказке Марьюшка с животными общалась и тоже их понимала.
Сказка беднее на события, девушке помогают только сестры Баба-Ежки, собака да серый волк. Ну кот замурлыкал, одобряя действия Марьюшки.
Сказ интереснее. Богиня Тара направляет Настеньку на другую планету-землю, к жене своего брата, Богине Дживе. Настеньке предстоит перелёт на другую планету-землю не на торговой вайтмаре, а на личной.
У Богини Карны Настенька выясняла, не воплотился ли Ясный Сокол где-нибудь для новой жизни? У Богини Жели — не находится ли он в Мире Нави — другими словами, не умер ли он и не перешёл ли из Мира Яви в Мир Нави? Получается, Настенька не была уверена в том, что её суженый живой. Выяснив, что его нет в Мире Мёртвых, она отправилась к Богине Срече (Доле), чтобы выяснить — куда ведут её и её суженого нити жизни и судьбы.
У Богини Несречи (Недоли) она узнавала, не является ли случившееся с ней и Ясным Соколом наказанием за неправильное поведение? И только после этого с чистой совестью она обратилась к Богине Таре за помощью, зная, что она помогает людям из Земли Русской, и, в случае необходимости, попросит оказать помощь своего брата — Бога Тарха Перуновича (Даждьбога).
На небесной колеснице Бога Тарха Настенька оправляется в чертог (Созвездие) Финиста. Надо сказать,что Боги воспринимались людьми того времени не как небожители, а как люди, духовно продвинутые и просветлённые знанием, развившиеся эволюционно до такой степени, что стали обладателями невероятных способностей и возможностей.
И вот Настенька ступает на новую землю. Босая, а Бог Тарх вместо мягких удобных сапожек дарит ей разноцветную ленточку! Так значит, она важнее была, ведь больше одного подарка обычно не дарили. И сюда торговые вайтмары и вайтманы не прилетали, видимо, эта земля была захвачена темными силами, потому что впервые рассказчик замечает, что Настенька ступает по чужой земле. И впервые ей не предлагает хозяйка угощенья, а только работу. Ну здесь как в сказке про Марьюшку: хозяйка все время подливает зелья для Сокола, оттого он и спит непробудным сном.
Вот Настенька у постели своего суженого. Она глядит на него и шепотом просит - умоляет его пробудиться. А Марьюшка целует в уста сахарные, прижимает к груди белой. Как-то по-современному это, хоть и сказку читаем.
Ясный Сокол - образ птицы-воина, защитника земли русской, и значит, Настенька здесь выступает, скорее всего, как символический образ земли русской, которая ожидает пробуждения ото сна своего освободителя. Непростое это дело. Только когда слеза горючая упала пала на грудь, просыпается суженый.
Таким образом, проведя анализ сказки «Перышко Финиста - Ясна Сокола» и ведического сказа «Финист – Ясный Сокол» , можно сделать вывод о том, какими могут быть разными по духу сказы и сказки. Образы прекрасных Богинь исчезли из сказки. Марьюше помогают только Бабки-ежки да звери лесные. Расстояния, которые преодолевают героини тоже сильно разнятся: неопределенные тридевять земель в сказке про Марьюшку становятся более-менее понятными современному читателю, знакомому с межзвездными расстояниями. Даже ковра-самолета не осталось, в то время как из сказа мы узнаем о широте кругозора человека древней цивилизации и умения общаться с Богами. Мы уверены, что живем в мире развитой цивилизации, а на самом деле недалеко ушли от каменного века. То там, то тут вспыхивают войны, где одни умирают, а другие богатеют. Очень нужен русскому народу воин - защитник, который есть в сказе, но спит он непробудным сном, а в сказке Финист Ясный Сокол – просто суженый хорошей девушки Марьюшки, не несущий никакой идейной нагрузки.
После проведенной работы, можно с уверенностью сказать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены, а гипотеза подтверждена.
Список использованных источников и литературы:
1.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. М.: СЗКЭО, 2015.-144 с.
2. analiz#ixzz5YYPy8F3x
3.dokumentika.org/mira/chandarskaya-karta-ili-dashkin-kamen finiste-yasnom-sokol
4.https://www.liveinternet.ru/users/lenx/post360380011
5. https://rodobogie.org/content/vedicheskiy-skaz-o- 3. e
6. http://www.dissercat.com/content/skazka-filosofsko-kulturologicheskii-ksvety.com/9836
7.Чудинов В.А. Виманы как древние летательные аппараты. - М.: Традиция,2018,416с.