От Ломоносова до Есенина. Влияние стихосложения на читательское восприятие

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

От Ломоносова до Есенина. Влияние стихосложения на читательское восприятие

Кольцова  Е.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Березники
Соснина  А.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Березники
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мир поэзии полон различных чувств и эмоций. Попадая в него, человек задевает самые тонкие струны своей души.

Что мы испытываем, когда слышим имена великих русских поэтов: Пушкин, Лермонтов, Фет, Есенин? Гордость, неисчерпаемый интерес к творчеству этих гениальных людей.

Читая их лирические произведения, погружаешься в свои мысли. Настроение, которое создают авторы, вкладывая глубокий смысл в свои стихи, овладевает нашим разумом и сердцем. Но как удается каждому писателю по-разному воздействовать на наше восприятие? Как они заставляют почувствовать нас то ли иное настроение? Конечно, этому способствует великий талант, которым были наделены все русские поэты. Мастера-слова, они умело использовали различные художественные средства: сравнение и олицетворение у Лермонтова, эпитеты и метафоры у Пушкина, звукопись у Тютчева. Эту цепочку можно продолжать бесконечно. Но немногие школьники знают о том, что любой поэт, создавая свой шедевр, использует не только многочисленные художественные тропы и фигуры, но и большое внимание уделяет стихосложению. Ведь, зачастую, именно верное прочтение лирического произведения, соблюдения такта, ритма, помогает проникнуться нам настроением, созданным автором. Именно этим аспектом обусловлена актуальность выбранной нами темы, ведь на современном уроке литературы огромное внимание уделяется именно восприятию школьниками чувств и эмоций, заключенных на страницах книг.

На уроках литературы в школьной программе уделяется мало времени стихосложению, именно малоизученность мотивирует новизну нашей работы.

Теоретические основы нашего исследования составляют, прежде всего, различные справочники и энциклопедии по литературе.

Цель нашей работы – проанализировать влияние стихосложения на читательское восприятие.

Для ее достижения решаются следующие задачи:

изучить теорию стихосложения;

проанализировать специфику стихосложения разных эпох

Объектом нашего исследования становится сами поэтические тексты различных эпох.

Практическая значимость работы заключены в возможности использования ее материалов на уроках литературы.

Структура работы определяется постановленными в ней целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теория стихосложения.

Что современный читатель понимает под стихосложением? Конечно, это и такт, и ритм, и рифма. От стихосложения зависит выразительность, с которой мы читаем лирическое произведение.

Но ритм сам по себе не создает стиха, точно как и сам стих не сводится только к ритму. Именно поэтому важно представлять себе подробно, что такое стихосложение.

Итак, под стихосложением понимают «способ организации звукового состава стихотворной речи. в которой, в отличии от прозаической, текст разделяется на относительно короткие отрезки. Заданное членение на стихи является необходимым и достаточным признаком стихотворного текста»

Стихосложение делится на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. В русской литературе восемнадцатого века с появлением таких имен, как Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Державин главенствующую позицию занимает силлабо-тоническое стихосложение ( от греч. слог и ударение)– «система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе… До сих пор силлабо-тоническое стихосложение является ведущим в отечественной поэзии».

Именно Ломоносов, опираясь на работу Тредиаковского, создал стройную систему русского стихосложения в 18 веке, которая основывалась на регулярном чередовании ударных и безударных слогов.

Основными размерами силлаботоники, в свою очередь, становятся двусложные: хорей и ямб, а также трехсложные: дактиль, анапест, амфибрахий. Рассмотрим каждый из них в отдельности:

Хорей (от гр. хорос – хор) – эту двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные – 1й, 3й, 5й и т.д. слоги. Размер этот отличается напевностью, слегка таинственной интонацией, возвышенным тоном. Настроение создает светлое, но не лишен напряженности.

Ямб (о греч. ямбос – музыкальный инструмент) – двусложный размер, где ударение приходится на четные – 2й, 4й, 6й и т.д. Строение ямба строгое, энергичное. Передает сильные эмоции, полон жизнерадостных интонаций. Ямб повествует, передает различные чувства, показывает динамику.

Дактиль (от греч. дактилус – палец) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на первый из трех слогов. В античном стихосложении дактилем назывался стихотворный размер, стопы которого состояли из одного долгого и двух кратких слогов. Дактиль размеренный, спокойный, неторопливый. Подводит к спокойному рассказу.

Амфибрахий (от греч. амфибрахус – краткий с двух сторон) – трехсложная стопа, в котором ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными. Так же, как и дактиль, передает спокойное неторопливое звучание, навевает задумчивость, мечтательность, легкую грусть.

Анапест (от греч. анапистос – отраженный назад) – трехсложная стопа, в которой ударение падает на третий слог, последний. Размер этот стремителен, порывист. Его отличает быстрота движения, песенность и напевность. Характерен анапест для сказочных сюжетов.

В дальнейшем нашем исследовании мы попытаемся доказать, анализируя стихотворения с точки зрения его строения, что размер действительно влияет на наше читательское восприятие, помогает нам проникнуться настроением и эмоциями, которые испытывал автор в момент написания своего произведения.

Глава 2. Специфика стихосложения различных эпох

§1. 18 век – эпоха классицизма.

На развитие русской литературы 18 века огромное влияние оказывали петровские реформы, когда особое внимание уделялось науке, внешней политике. В это время мало места остается для словесности.

Но, тем не менее, эпоха эта подарила нам великих поэтов: Тредиаковского, Сумарокова, Державина, Ломоносова.

Как говорилось выше, именно Ломоносов создал силлабо-тоническую систему стихосложения в России, опираясь на работу замечательного поэта и филолога Тредиаковского.

В своем известном стихотворении «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Михаил Васильевич Ломоносов, не только поэт и филолог, но и химик, физик, астроном, первый русский ученый – естествоиспытатель, затрагивает одну из главный тем, характерных для классицизма – тему поэта и поэзии, ведь для этой эпохи писателю важно связать личное творчество и общегосударственную жизнь.

Написанное пятистопным ямбом, стихотворение это предполагает динамичное прочтение. И действительно, стих очень энергичен, но строка из пяти стоп заставляет нас задержать свое внимание, проникнуться возвышенной интонацией:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой

Пока великий Рим владеет светом.

Еще один из крупнейших представителей русской литературы 18 века – Сумароков Александр Петрович, следуя традициям силлабо-тонического стихосложения, использует преимущественно, двусложные размеры.

Прости, моя любезная, мой свет, прости,

Мне сказано назавтрее в поход ийти;

Неведомо мне то, увижусь ли с тобой,

Ин ты хотя в последний раз побудь со мной…

Стихотворение тоже написано ямбом, но в отличие от предыдущего, шестистопным. Строка удлиняется, тем самым темп чтения замедляется, таким образом лирический герой будто оттягивает момент расставания с любимой, он хочет как можно дольше побыть с ней. Само стихотворение наполнено любовью и тоской. За размером автор не прячет своих чувств.

Другое стихотворение Сумарокова, написанное шестистопным хореем, значительно отличается своей эмоциональной окраской:

Тщетно я скрываю сердца муки люты;

Тщетно я спокойною кажусь:

Не могу спокойна быть я не минуты,

Не могу, как много я не тщусь

Волшебным образом создается впечатление загадочности, тон возвышенный. И стихотворение действительно о высоком чувстве – о любви. Именно это чувство держит нас в напряжении.

§2. 19 век – «Золотой век».

Вслед за 18 веком наступает «Золотой век» русской поэзии.

Это период взлета духа, небывалой целостности традиций, период поиска свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.

Многие поэты прославили эпоху 19 века. Среди них и Тютчев, и Фет, и Жуковский. Но первый, о ком мы думаем, говоря о поэзии золотого века – это, конечно, Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии». Он по праву называется величайшим национальным поэтом. Филологами Пушкин рассматривается как создатель русского литературного языка.

Действительно, как и Ломоносов, Александр Сергеевич сильно преобразовал поэзию в России. Вслед за Ломоносовым же Пушкин опять ставит перед собой задачу раскрыть тему поэта и поэзии:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Используя традиционный ямб, Пушкин удлиняет строку, делая его шестистопным, тем самым дольше удерживая наше внимание на поставленной проблеме. Стихотворение Пушкина является гимном поэзии. Его главная тема — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Отсюда возвышенная интонация при чтении, но в отличие от своих предшественников, А.С. Пушкин становится более открыт широкому кругу читателей.

В другом своем произведении, посвященном философской теме поиска смысла жизни, автор говорит о своем перерождении, о своем предназначении, Пушкин использует традиционный и распространенный четырехстопный ямб:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Стихотворение читается динамично, интонация сильная, она помогает нам понять посыл, который несет Пушкин. Александр Сергеевич в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе.

Не менее талантливый и гениальный представитель золотого века – Михаил Юрьевич Лермонтов. Главными темами для этого поэта на протяжении всей его недолгой жизни стали свобода, одиночество, борьба, любовь и Родина.

Читая его стихотворение «Русалка», попадаешь будто в сказочный мир:

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Лермонтов играет с ритмом, здесь можно встретить и амфибрахий, и анапест. Перекликаясь между собой, эти размеры делают стихотворение похожим на песню, тем самым отсылая нас к фольклорным традициям. Анапест, характерный для сказочных сюжетов, стремителен, задает высокий темп при чтении, что помогает нам живее представить перед собой волшебную, мистическую картину, нарисованную поэтом.

В 1837 году Лермонтовым было написано одно из самых сильный его произведений, стихотворение, за которое он был выслан из Петербурга на Кавказ. «Смерть поэта», посвященное А.С. Пушкину, которым М.Ю. Лермонтов восхищался, объясняет нам причину смерти Пушкина, что в ней виноват не только Дантес, но и вся аристократия, самодержавие, которые не могли понять всей сущности и значимости жизни поэта.

Лермонтов выбирает для стихотворения четырехстопный ямб – излюбленный размер А.С. Пушкина. Содержание становится открытым, в интонации нет никакой загадочности, Лермонтов открыто, особенно во второй части, наполняет стихотворение сарказмом:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчит!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Быстрый темп, который задается размером, только усиливает наше напряжение, поддерживает в нас эмоциональную нагрузку, не позволяя расслабиться.

§3. 20 век – «Серебряный век».

Четырехстопный ямб считается самым распространенным и простым размером в русской поэзии. Он занимал главенствующую позицию в 19 веке. К концу эпохи у поэтов появляется желание стать ближе к читателю, стать более понятным ему. Так большую популярность набирают трехсложные размеры, которые по структуре своей весьма приближены к разговорной речи, понятной не только аристократам, дворянству, но и простым людям, которые составляют самую широкую аудиторию слушателей.

Серебряный век в России был отмечен культурным многообразием во всех направлениях жизни общества. Для этой эпохи характерны постоянный творческий поиск, существенная борьба множества стилей, появление различных творческих объединений, синтез разных видов искусства. Отсюда появляется стремление каждого автора быть непохожим на других. Возникает различная игра слов, появляются всевозможные символы. Не исчезают попытки направить искусство в народные массы.

Каждый автор старается быть понятным и доступным для любого.

Марина Цветаева. Несомненно, это имя одним из первых ассоциируется с литературой серебряного века. Она считается крупнейшим поэтом серебряного века. Жить ей пришлось в нелегкое для страны время, увидевшая революцию. познавшая весь ужас гражданской войны, из-за которой она потеряла дочь, Цветаева стала очень близка и понятна народу. Вот что она пишет о войне 17 года:

Чем прогневили тебя эти серые хаты,

Господи! - и для чего стольким простреливать грудь?

Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,

И запылил, запылил отступающий путь...

Пятистопный дактиль делает прочтение размеренным, неторопливым, чтобы читатель мог проникнуться каждой строчкой, увидеть за символами глубокий скрытый смысл. Спокойный рассказ об ужасах войны не торопит нас с выводами, а только помогает более тонко изучить израненные чувства поэтессы.

Несмотря на сложный период, ознаменовавший начало 20 века, поэты не теряли интерес к такой вечной теме, как любовь. Николай Степанович Гумилев – один из таких писателей. Следует отметить, что уже в раннем творчестве поэта наметились основные (исключительно «гумилевские») черты, которые и составили в конечном итоге неповторимый облик его поэтики. Это и романтический дух большинства его произведений, презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали.

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Возвращаясь к традициям 19 века, Гумилев пишет свое стихотворение о любви четырехстопным ямбом, но в его поэзии присутствует отточенность формы, изысканность рифм, а простота размера лишь делает это стихотворение о любимой женщине близким читателю. Благодаря ритму мы прочитываем его на одном дыхании. И это дыхание легкое, как и сама любовь к женщине-идеалу поэта.

Сергей Есенин. Любой человек уже с раннего детства знаком с творчеством этого талантливого поэта. Его стихи, посвященные Родине, поэзии, любви, одиночеству не оставят равнодушным никого. Стройность и слаженность его стихов приводит в восторг. Темы становятся близкими и понятными каждому человеку. Стиль его действительно особенный, все дело в музыкальности, близости к фольклору, употреблении диалектизмов, богатой метафоричности.

Одной из главных отличительных поэзии черт С.Есенина становится особенная тематика. В своих стихотворениях он изображает русскую природу, судьбу русской деревни, пути России. Главной бедой поэт считает то, что государство начинает забывать свои истоки, от этого писателю очень горько, что мы и можем видеть в его произведениях. Поэтому он так часто выбирает песенные мотивы, возвращая нас к фольклору:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца как песок зыбучий.

Вот при такой же луне без слов,

Шапку из кошки на лоб нахлобучив,

Тайно покинул я отчий дров.

Стихотворение об отчем доме наполнено грустью, печалью. Есенину нравится, но в то же время тяжело вспоминать свои детские годы. Четырехстопный дактиль помогает нам понять, что стихотворение это читается размеренно, неторопливо, тем самым отправляя нас в прошлое, заставляя нас увидеть родной дом, который когда–то покинул поэт. Да и сам Есенин никуда не торопится, он пытается как можно точнее описать свои чувства, которые возникают у него от воспоминаний.

Вообще у Есенина не одно стихотворение посвящено отчиму дому, очень часто вспоминает он его в своих произведениях:

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне Бог.

Трехстопный анапест, стремительный, порывистый, показывает нам, как тяжело Сергей Александрович покидал родные края. Интонация напевная, мелодичная, похожа на фольклорную песню, возможно, именно такие песни наполняли деревенскую жизнь писателя. Есенин вспоминает с горечью свою малую родину, его печалит тот факт, что он больше не сможет туда вернуться, что годы беззаботного детства давно ушли, что место, которое некогда было его любимым, за время отсутствия поэта стало совсем чужим.

Заключение.

Проведенное нами исследование показывает, что совсем необязательно, чтобы один автор придерживался какой-то единой системы стихосложения. Люди творческие вправе экспериментировать со словом, рифмой, искать новые формы. Но мы с уверенностью можем сказать, что определенный размер – это не только заданный такт, но и определенное настроение.

Ритм в стихотворении воздействует на человека на эмоциональном уровне. Добавляет еще одно измерение к идее и содержанию стихотворения, дополняет красками чувства.

С помощью стихосложения автор передает нам те эмоции, которые сам испытывал в момент написания стихотворения.

Правильное прочтение, которое, собственно, и зависит от стихотворного размера, помогает нам более осознанно подойти к проблематике произведения, понять его сущность.

Также из нашего исследования следует вывод, что ямб – самый простой и популярный размер в русском стихосложении. Он есть у авторов всех трех рассмотренных нами эпох. Тем не менее, понятие и тема стихосложения весьма объемна. Мы и далее планируем изучать ее. Ведь невозможно в одной работе охватить все. Нам хотелось бы более подробно изучить творчество одного поэта с точки зрения стихосложения, разобрать и рассмотреть понятия, неохваченные в данной работе.

Список литературы.

1. Банников Н.В. Три века русской поэзии/ М.: Просвещение, 1986.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия/ М.: Эксмо, 2007.

3. Быкова Н.Г. Литература. Справочник для школьника/ М.: Слово, 1995.

4. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов/ Саратов: Лицей, 2006.

5. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы/ Нижний новгород: «Три богатыря», 1997.

Интернет-ресурсы:

1. http://pishi-stihi.ru/da-teper-resheno-bez-vozvrata-esenin.html

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

Просмотров работы: 3331