Пословицы и поговорки на карте России

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пословицы и поговорки на карте России

Данилова  А.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Клокова  А.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение.

Существует мнение, что если человек не знает пословиц и поговорок, то нельзя сказать, что он в совершенстве владеет языком. «Мы учимся русскому народному языку на пословицах, - писал К.Д.Ушинский, - ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в пословицах, не знаем». В русских пословицах и поговорках отражены мудрость и дух нашего народа, они хранят сведения об его прошлом, традициях и быте. Обращаясь сегодня к накопленному в языке опыту, мы понимаем, насколько важна связь поколений и времен. Поэтому знание пословиц и поговорок способствует также лучшему пониманию национальной истории, мировоззрения и характера народа.

Актуальность моей работы определена тем, что в 2018 году исполняется 165 лет со дня завершения работы В.И. Даля над словарем «Пословицы русского народа», дающим огромный материал об истории, традициях, быте и образа мыслей русского народа. Многие пословицы и поговорки продолжают жить и сейчас, они применяются в речи по отношению к современным событиям, характеризуют современных людей, отражая вечную мудрость народа. Об интересе к словарю В.И.Даля сегодня свидетельствует тот факт, что на интернет-портале «100 лучших книг всех времен» в рейтинге, составленном по результатам голосования, «Пословицы русского народа» находятся на 329 месте из 940.

Цель работы состоит в том, чтобы составить топонимический словарь пословиц и поговорок, включающих названия городов (астионимов как разновидность топонимов).

Данная цель обусловила решение следующих задач:

- отобрать пословицы и поговорки, включающие в свой состав названия городов России;

- объяснить происхождение некоторых пословиц;

- с помощью «Национального корпуса русского языка» найти примеры функционирования пословиц в художественной и публицистической литературе;

- провести анкетирование и сделать выводы о частотности употребления пословиц и поговорок, содержащих названия городов, в устной речи учащихся 10-11-х классов.

Объектом исследования стали пословицы и поговорки в словарях В.И. Даля «Пословицы русского народа» и Ю.Е. Прохорова, В. П. Фелицыной «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения».

Основные методы исследования:

- поисковый;

- чтение и анализ пословиц и поговорок;

- анкетирование;

- обобщение и систематизация информации.

2. Основная часть.

2.1. Топонимика как наука.

Мы живем в самом большом государстве в мире, в котором насчитывается более 1000 городов: больших и малых, новых и древних, прославленных и малоизвестных. Откуда берутся те или иные названия городов? Что они могут рассказать нам о прошлом? Этими вопросами занимается специальная наука топонимика.

Топони́мика (от др.-греч. topos –место и onoma –имя, название) - это наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики. Предметом изучения данной науки являются топонимы.

Топо́ним (от др.-греч. topos - «место» и onoma - «имя, название») - имя собственное, обозначающее название географического объекта.

Среди топонимов выделяются различные классы, такие как:

Агоронимы -  названия площадей (от др.-греч. - площадь).

Антропотопонимы - названия географических объектов, произведенных от личного имени (от др.-греч. - человек).

Астионимы - названия городов (от др.-греч. - город).

Гидронимы - названия рек (от др.-греч. - вода).

Годонимы - названия улиц (от др.-греч. - путь, дорога, улица, русло).

Дримонимы - названия лесов (от др.-греч. - дерево).

Дромонимы - названия путей сообщения (от др.-греч.-бег, путь).

Макротопонимы - названия больших незаселённых объектов (от др.-греч. - большой).

Микротопонимы - названия небольших незаселённых объектов (от др.-греч. - малый).

Ойконимы - названия населённых мест (от др.-греч.-жилище, обиталище).

Оронимы - названия гор (от др.-греч. - гора).

Урбанонимы - названия внутригородских объектов (от лат. urbanus - городской).

Основная функция топонимов - давать названия географическим объектам. Совокупность таких географических названий в языке составляет его топонимическое пространство. Сегодня эти названия изучают специалисты - представители разных наук: географы, историки, этнографы. Но в первую очередь они пристально исследуются лингвистами, поскольку любое наименование - это слово, входящее в систему языка, живущее по определенным законам и употребляющееся в речи. Поэтому существует и другое топонимическое пространство - это географические названия в фольклоре и художественной литературе, выполняющие стилистическую, изобразительную, символическую функции.

В данном отношении интересный материал для исследования представляют пословицы и поговорки. Топонимы, связанные с наименованием городов, широко представлены в русских пословицах и поговорках.

2.2. Названия городов в пословицах и поговорках русского народа.

Для исследования были использованы русские пословицы и поговорки из словарей В.И. Даля «Пословицы русского народа» и Ю.Е. Прохорова, В. П. Фелицыной «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения», а также результаты анкетирования.

С целью выяснить, знают ли мои сверстники пословицы и поговорки, включающие в себя названия городов, мы провели анкетирование среди учащихся 10-11-ых классов МБОУ «Гимназия» г.Полярный (см. Приложение 1).На вопросы анкеты ответили 100 учащихся.

На первый вопрос «Знаете ли вы русские пословицы и поговорки, в которых упоминаются города?» положительно ответили 27 учащихся (27 %).

Отвечая на второй вопрос, учащиеся привели примеры следующих пословиц:

Язык до Киева доведет (8 человек - 8 %)

Москва слезам не верит (4 человека - 4 %)

Москва не сразу строилась (3 человека - 3 %)

Москва всем городам мать (2 человека - 2 %)

Тамбовский волк тебе товарищ (2 человека - 2 %)

Была Медвежья гора, а теперь городок – Москвы уголок (1 человек - 1 %)

Девичья коса – на всю Москву краса (1 человек - 1 %)

Тюмень - столица деревень (1 человек - 1 %)

В Тулу со своим самоваром не ездят (1 человек - 1 %)

На третий вопрос «Используете ли вы их в речи в повседневной жизни?» положительно ответили лишь 7 человек (7%). На последний вопрос «Хотели бы вы узнать об истории появления в языке пословиц и поговорок о русских городах?» утвердительно ответили 79 человек (79 %).

Результаты анкетирования среди учащихся 10-11-ых классов показали, что народная мудрость в наше время, к сожалению, отдаляется от понимания и используется нами все реже, но не теряет своей актуальности, поскольку вызывает интерес у молодого поколения.

Исследование топонимов, обозначающих наименования городов, открывает большие возможности для изучения своей страны, её географии, истории, культуры русского народа и его языка.Это обстоятельство и определило характер отбора пословиц и поговорок из словарей В.И. Даля «Пословицы русского народа» и Ю.Е. Прохорова, В. П. Фелицыной «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» и их описание. Каждая пословица в них - это источник интересной информации, надо только суметь ее правильно прочитать и объяснить.

На основе отобранных пословиц был составлен топонимический словарь «Пословицы и поговорки на карте России» (см. Приложение 2), к некоторым пословицам дан исторический, культурологический комментарий, объясняющий их происхождение.

Каково же топонимическое пространство данного словаря?

Названия русских городов широко представлены в пословицах и поговорках, причем охвачены разные территории нашей страны:

- север России (Город Архангельский, а народ в нем диавольский.Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой. Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.Кольская губа, что московская тюрьма (не скоро выйдешь). Ладила баба в Ладогу, а попала в Тихвин. Хорош город Питер, да быка повытер. Во всей Онеге нет телеги, летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили. От Холмогор до Колы — тридцать три Николы);

- юг России (Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна.Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны). В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую). Казань прогребли — и Орду прошли. У нас-ти в Ростове, чесноку-ти, луку-ти, а навоз-ти все коневий.Ростов – папа, Одесса – мама. В Феодосии – колосяницы: хлеб колосится);

- средняя полоса России, Поволжье (Город Балахна стоит, полы распахня.Буй - городок - отбей кошелек. Город Боровичи — гам-город. Во Владимире и лапшу топором крошат. Вятка всему богатству матка. Едет Ананьин внук из Великих Лук.ГаличКострому обманул на острову.Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.Звенигород – колокольный звон, слышен здесь со всех сторон.Иваново – город невест. Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит. Кострома блудливая (веселая) сторона.Москва от глаз далека, да сердцу близка. В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе - напиться. Древний Новгород и Псков — господа.Орел да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу. В город Сергиев Посад приезжайте стар и млад. Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет. Мужик в дверь, а жена в Тверь. Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула. Город Чернь годом старее Москвы.Ярославль городок – Москвы уголок).

Наиболее частым в пословицах является топоним Москва: «В тереме высоко, а до Москвы далеко. Москва слезам не верит, ей дело подавай. Показать Москву в решето. Москва ни по ком не плачет. Фома в Москву пришел да скоро и родню нашел. В Москву идтить — только деньгу добыть. Говорят в Москве, а слушают по всей стране».

Тематика пословиц с упоминанием Москвы довольно разнообразна: русский народ и восхищается красотой, величием, хлебосольством Москвы (Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая. Москва людна и хлебна. Славна Москва калачами, Петербург усачами. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москва – столица для всего мира светлица. Москва веками строилась. В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).Москва - царство, деревня — рай. Москвой – столицей весь народ гордится.Москва – сердце России), и огорчается по поводу бедствий, выпавших на ее долю (От копеечной свечи (от искры) Москва загорелась), и предостерегает наивных, неопытных зевак-провинциалов от ожидающих их здесь многочисленных опасностей (В Москве деньгу беречь, себя не стеречь. В Москву бресть (идти) — последню копейку (деньгу) несть. Показать Москву в решето (обмануть, одурачить). Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.За спасибо мужичок в Москву сходил да еще полспасиба домой принес.Москва ни по ком не плачет. Москву не расквелишь (не разжалобишь)), и иронизирует по поводу безуспешных попыток вражеских сил покорить город (Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести. Пропал, как француз в Москве. Отогрелся в Москве, да замерз в Березине (1812)).

В сравнении с Москвой северная столица нашего государства - Санкт - Петербург - в пословицах упоминается реже: «Питер — кормило, Москва — корм. Славна Москва калачами, Петербург усачами.Москва создана веками, Питер миллионами». Причем большинство пословиц строится на сравнении двух городов, показывая, например, женскую сущность Москвы и мужскую - Петербурга (Питер женится, Москва замуж идет), разумное начало Петербурга и душевность, искренность Москвы (Питер - голова, Москва - сердце).

Однако каждому русскому человеку дороги прежде всего места, где он родился (Хороша Москва, да не дома. Что в Москве в торгу, чтоб было у тебя в долгу (в дому). Вятка всему богатству матка. Славна Астрахань осетрами, Сибирь соболями. Ах, Кострома, уют твой нежный: зеленый – летом, в зиму – снежный. В город Сергиев Посад приезжайте стар и млад).

В пословицах отражены исторические события, связанные с тем или иным городом, местоположение городов, их достопримечательности, народные ремесла и промыслы, прославившие или кормившие город и его жителей.

Пословица, поговорка

Происхождение, исторический, культурологический комментарий

От копеечной свечи (или: от искры) Москва загорелась.

Пожар, уничтоживший в июле 1493 г. половину Москвы, начался в Никольской церкви на Берсеневке, что в Замоскворечье. Вскоре огонь перебрался через реку и уничтожил еще часть Кремля, Арбат, Неглинную, Сретенку, Петрову слободу – всё пространство от деревянного храма святой Софии до нынешней Якиманки. Вид разрушенной столицы сподвиг Ивана Третьего организовать первые пожарные команды, а также ввести запрет на строительство зданий ближе, чем за 110 саженей (235 метров) от городской стены.

А случившийся 9 июня 1737 г. пожар, унёсший жизни 94 человек, был назван Троицким, ведь случился он в праздник святой Троицы. В общей сложности сгорела четверть города: более двенадцати тысяч дворов и двух с половиной тысяч домов, более семидесяти церквей и монастырей. Сгорели Красные ворота, через шесть лет после их реконструкции пострадал отлитый за два года до того исполинский Царь-колокол: от него откололся одиннадцатитонный кусок. Занялся огонь вечером, в 11 часов. Причиной его стала свеча, зажженная вдовой солдата в усадьбе Александра Милославского. С тех пор пошла по Руси поговорка: «От копеечной свечки Москва сгорела».1

Отогрелся в Москве, да замерз в Березине.

Был не опален (Наполеон), а из Москвы вышел опален.

Пословица хранит память о катастрофе, постигшей отступавшие наполеоновские войска на речке Березине во время Отечественной войны 1812 г.

В Москву идти – голову нести. Видно, город велик, что семь воевод.

Речь идет об эпизоде истории Смуты в Московском государстве. Семибоярщина - власть боярской думы - семи представителей родовитой аристократии. Формально Семибоярщина существовала с 1610 по 1613 годы, но фактически властью в Московии владела несколько месяцев 1610 года.

Москва горбатая; горбатая старушка.

Говорят, что Москва стоит на семи холмах. Семь холмов - историческое название возвышенных участков местности, на которых был построен город. Выражение произошло по аналогии с холмами Рима. С развитием и строительством столицы в список входили новые возвышенности. В настоящее время не существует единого мнения о том, какие именно холмы считаются основными. Выражение носит больше формальный характер и существует, чтобы подчеркнуть важность и величавость Москвы.

От Решмы до Кинешмы глазами докинешь ли?

Ре́шма - село в Кинешемском районе Ивановской области. Расположено в 29 км от города Кинешма на правом берегу Волги.

Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит.

Сологда лежит между Кинешмою и Решмою, которые в старину ссорились.

Город Балахна стоит, полы распахня.

Балахна - старинный русский город в Нижегородской области - расположен на правом берегу реки Волги и растянулся по Волге версты на три.

НовгородНижний — сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. Воды много, а почерпнуть нечего. Слывет Нижним, да стоит на горе.

Один из самых крупных городов России - Нижний Новгород - стоит на двух реках - Волге и Оке, но на горе. Ока делит город на две части:  восточную возвышенную  нагорную - верхнюю, и западную заречную - нижнюю, на её левом низинном берегу. 

Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви.

Деревянная печь была в архиерейском доме Успенского собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождественского монастыря.

В Москве сорок сороков церквей.

Церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам.2

Выражение «сорок» сороков» применяли, указывая на обилие храмов в Москве, где «сорок» обозначало церковное объединение (благочиние).

В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).

В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали.

Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки-Москвы) послушать.

В старину в Москве было огромное количество церквей. Почти на каждой ее улице было по три церкви. Церковные колокола - необходимая принадлежность православного храма. 

Известный историк, знаток и теоретик колокольного звона, автор труда «История колоколов и колокололитейное искусство», Н. И. Оловянишников, рассказывает о московском праздничном пасхальном звоне: «Звон на Ивановской колокольне представляется необыкновенно торжественным, особенно когда производится во все колокола, что бывает в самые большие праздники и при торжественных случаях; он называется «красным звоном» и имеет свою особую мелодию. В ночь под Христово Воскресение «красный звон» совершается по-особому, исстари существующему в Москве обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле. Для благолепия и торжественности этого великого момента все московские церкви должны ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого. На первый удар его вдали, подобно эху, отзывается колокол Страстного монастыря, и затем уже разом, как будто бы по мановению капельмейстера, начинают гудеть колокола всех сорока сороков московских церквей».

От Холмогор до Колы — тридцать три Николы.

Речь идет о святом Николае Чудотворце. Николай Святитель (Николай Угодник) считался самым близким к Богу святым, покровителем мореходов, торговли и земледелия, защитником бедных. Особым уважением и почитанием он пользовался у поморов, поэтому часовни, церкви, монастыри, обетные кресты на Севере часто посвящались этому святому. Но если быть точным, монастырей, церквей и часовен, носящих имя этого чудотворца, от Холмогор до Колы имелось больше, чем тридцать три. Самым мощным оплотом православия среди них являлся Николо-Корельский монастырь.

Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.

Существует три версии происхождения пословицы.

Согласно первой - ее появление относится к временам Бориса Годунова, когда город находился на страже от регулярных набегов крымских татар. Городу требовались не только защитники, но и опытные мастера, изготавливавшие оружие, и строители для ремонта фортификационных сооружений. Но жители страны не спешили ехать в неспокойный Елец. Тогда Борис Годунов издал Указ 1597 года, согласно которому предписывалось беглых крестьян, оказавшихся в Ельце, на их постоянное место жительства не возвращать. Не удивительно, что в Елец бросились беглые крестьяне со всей страны. А где крестьянин, где преступник, укрывающийся от суда или сбежавший с каторги, разобрать практически было невозможно. Вскоре город наводнился отчаянными людьми со всей страны, получив свое необычное прозвище.

Вторая версия гласит, что поговорка появилась в начале XVII в., но уже после смерти Бориса Годунова во время Смутного времени. Как известно, Лжедмитрий II, взявший Москву в осаду, именовался Тушинским вором, т.к. его войска располагались на территории современного Тушино. Соответственно «воры» с окраинных городов страны, казаки, стрельцы и изменившие своей стране бояре с холопами - все они именовались «ворами». 
А Елец поддержал самозванца, дав его войскам пристанище и защиту за мощными стенами городских укреплений. Вскоре город превратился в один из основных опорных пунктов восставших «воров», обретя, по мнению историков, свое необычное прозвище.

Согласно третьей версии, на Руси «ворами» называли вовсе не карманников или бандитов, а государственных изменников. В начале XVII в. Елец неоднократно проявлял своеволие. Первым стало крестьянское восстание, затем активная поддержка Лжедмитрия I, который хотел сделать Елец своей военной столицей. Таким образом, говоря сегодняшним языком, «Елец не всем ворам отец», а «Елец всем мятежникам отец».3

Орел да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу.

В далекой древности, когда складывалась пословица, самое слово «вор» имело еще не наше нынешнее, а иное, старорусское значение. «Вор» в те времена могло означать «изменник родины», «бунтовщик», «правонарушитель» в смысле – не «тот, кто крадет». Вспомним «Тушинского вора» — прямого врага московской власти. И вполне возможно, что «первыми ворами» Орел да Кромы (то есть обитатели этих мест) прослыли, когда города лежали на своей южной окраине Московской Руси, когда само название «кромы» означало ее край, рубеж, «кромку», когда за ними в «Диком поле» скрывались беглые мужики, когда в самих их пределах могло находить поддержку и покрытие всякое «воровство», то есть борьба с царской властью.4

Живет в Вятке, да ходит в однорядке.

Однорядка - верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Однорядки застегивалась встык и часто опоясывалась, шились из одного ряда ткани, то есть не имели подкладки.

Вязьма в пряниках увязла.

В XIX веке вяземские пряники были лучшими на всей Руси, совершенно недосягаемыми по качеству со знаменитыми и очень вкусными тульскими, московскими, городецкими пряниками. Не случайно  Пушкин в своем очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» отметил, что «Москва славится невестами, как Вязьма пряниками». 5

Живет в Туле, да ест дули

Вероятно, дуля - осенний сорт груш, который широко распространён в центральной части страны, получил популярность благодаря высокой урожайности и зимостойкости.

В Москве калачи, как огонь, горячи.

Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

Славна Москва калачами, Петербург усачами.

Калач - визитная карточка Москвы, хотя первые упоминания о калаче на Руси относятся к Мурому ещё с XIII в. Москве же он достался, как говорится, по наследству. Владимиро-Суздальское княжество постепенно теряло своё значение, уступая княжеству Московскому. Так и калач, как один из символов экономического благополучия, переместился в столицу. 

Калачи в средневековой Москве - блюдо праздничное. Оно - часть торжественного стола даже в царских палатах. Одно из отличий калачного теста - способность не черстветь длительное время. В XIX веке калачи замораживали в Москве и везли в Париж, где отогревали в горячих полотенцах и подавали как свежеиспечённые даже по прошествии месяца-двух.6 

Во Владимире и лапшу топором крошат.

Обычай этот держится только в вольных, т. е. казенных, деревнях.

2.3. Пословицы и поговорки о городах в художественной и публицистической литературе.

Анализируя пословицы и поговорки о городах, мы задались вопросом: «Как эти пословицы функционируют в художественной и публицистической литературе?». Для ответа на этот вопрос мы обратились к «Национальному корпусу русского языка» (НКРЯ) - единственному в своем роде электронному онлайн-корпусу русских текстов. Результаты поиска отражены в таблице.

Пословица, поговорка

Пример употребления в художественной и публицистической литературе

В Москве каждый день праздник.

Так было проще пристроить материал: начав с праздника как повода для публикации - в Москве каждый день праздник, я легко мог перейти к рассуждениям попутным и отвлеченным. 

(Андрей Балдин. Московские праздные дни, 1997)

От копеечной свечи Москва загорелась.

Всё это факты достоверные, засвидетельствованные наукой, а если мы припомним к тому, что от копеечной свечи Москва загорелась, что многие люди очень малые являются творцами пакостей поистине великих, то смысл того, что совершилось прошедшим летом в «Дне», сделается для нас вполне ясным. 

(М. Е. Салтыков-Щедрин. Наша общественная жизнь (1863-1864))

- От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела, - ответил Базаров».

(И.С.Тургенев. Отцы и дети. Х глава)

Москва бьет с носка.

... он развел руками, ― Москва бьет с носка и слезам не верит!.. 

(Владимир Богомолов. Момент истины. В августе сорок четвертого... 1973)

Недаром идет пословица, что Москва бьет с носка. 

(Н. А. Полевой. Клятва при гробе Господнем, 1832)

Так что «сценарий», который я теперь разрабатываю, можно назвать и по-другому ― и опять-таки по крылатому народному выражению: «Москва бьёт с носка».

(Анатолий Ким. Мое прошлое. // «Октябрь», 1998)

Москва бьет с носка, не вчера придумано. 

(Леонид Зорин. Глас народа. // «Знамя», 2008)

Ведь Москва бьет с носка, и многие знают, как бывает после этого больно

(Богдан Степовой. Столица узнала своих патриотов // Известия, 2007)

Недаром говорят, что "Москва бьет с носка". 

(Михайлов Николай. Москва - город звонкий // Труд, 2004)

Бей в доску, поминай Москву.

То у Спаса звонят, Да у старого Егорья Часы говорят. Эх, бей в доскуПоминай Москву! Как в Москве-то вино по три денежки ведро. 

(А. П. Чапыгин. Разин Степан,1927)

Москва не клином сошлась.

Москва не клином сошлась,― найдется такое место, где за тебя обеими руками ухватятся, а на этих-то и плюнуть стоит… 

(С. Т. Семенов. Брюханы,1905)

Знал бы я тогда, до чего доведет это равенство. Москва не клином сошлась, околицы нет. Что это значит? 

(Андрей Балдин. Московские праздные дни, 1997)

Москва – сердце России.

Не смейся над истертым выражением: Москва ― сердце России, в полном и высоком значении этих слов. 

(И. И. Панаев. Белая горячка, 1840)

Вероятно, Москва ― сердце России, любовь ее не похожа на строгую царскую Москву, и новое чувство Москвы органически переработало памятники царскоговремени, утопив их в мягком свете благочестивых воспоминаний. 

(Г. П. Федотов. Три столицы, 1926)

Это ведь, заметьте себе, не жидовская Лодзь ― это сама матушка Москва… сердце России-с! 

(Ф. Д. Крюков. Зыбь , 1909)

Москва ― сердце России, и это сердце бьется благородным чувством ко всему отечественному. 

(В. А. Соллогуб. Тарантас, 1845)

Москва ― сердце России, оплот реакции и самодержавия, царство черной сотни ― покрыта баррикадами и эти баррикады держатся против регулярных войск с артиллерией и пулеметами силами одних восставших, держатся день, два, три, держатся целую неделю… 

(В. М. Зензинов. Пережитое, 1953)

Москва слезам не верит.

Вот тебе и поговорка: «Москва слезам не верит"! 

(И. Грекова. Перелом, 1987)

Не пускай сопли и не рыдай. Москва слезам не верит. Поворачивай лучше оглобли и возвращайся в деревню землю пахать, вместо того чтобы тут гнить.

(В.П. Катаев. Алмазный мой венец, 1975-1977)

...― Стабильности нет.Москва слезам не верит, 1979 год.Между сентябрем 2014-го и июлем 2015-го стало понятно:эпоха, когда можно было ожидать хоть какой-то стабильности, канула в Лету. 

(Федор Лукьянов. Стабильность ради выживания// «Огонек», 2015)

А в 1981-м, спустя два года после ввода войск в Афганистан,«Оскар» получил фильм «Москва слезам не верит». 

(Александр Шпагин. Отрицательный интерес. «Огонек», 2015)

…― Не плачь. Москва слезам не верит. Кажется, так говорили моей маме, когда она пыталась хлопотать за отца. 

(Вацлав Михальский. Одинокому везде пустыня, 2003)

Сегодня Москва слезам не верит, но завтра она ей улыбнется, ― Ниночка в этом убеждена. 

(Леонид Зорин «Юпитер», «Знамя», 2002)

Слезами горю не помочь, или, как у нас говорили, Москва слезам не верит.

(Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох, 1940-1950)

- Не кричи, Трофим Иванович, Москва - она слезам не дюже верит.

(М.А.Шолохов. Тихий Дон)

Правильно говорит пословица: «Москва слезам не верит».

(Н.Н. Шпанов. Ученик чародея, 1935-1950)

Поэтому их слезам не верили. Москва слезам не верит. Та Москва ― тем слезам ― не поверила. 

(М.И. Цветаева. Повесть о Сонечке,1937)

Действенно, напротив, то объективно научно-законное, и каждой  группе достается свое: обывателям - слезы, законникам ― Москва. И Москва слезам не верит. Моя задача быть посредником между землей и городом, моя мечта заставить Москву поверить слезам обывателя, и обывателю, чтобы не Иван Иванович…;

Поэтому центральному человеку все местные стоны и вопли более или менее должны быть чужды, и вот почему говорится, что Москва слезам  не  верит.

(М.М. Пришвин. Дневники, 1923)

Все так привыкли в царской Москве к нещадному бою, что говорят: «Москва слезам не верит!

(А.П. Чапыгин. Разин Степан, 1927)

Москва слезам не верит, там гляди в оба!

 (Максим Горький. В людях, 1915-1916)

Глаза так выльешь: Москва слезам не верит!

 (С.А. Клычков. Чертухинский балакирь, 1926)

…― сказал, подходя к Макарке, Митяйка. ― Москва слезам не верит. Плачь, не плачь, а делать дело нужно.

 (С.Т. Семенов. Из жизни Макарки, 1908)

Но, как говорится ― Москва слезам не верит, то и я со своими  слезами не помог себе, и по сем враз же мне повелено было принять благословение у родителей и ехать в город вместе с самим владыкою, или, наипаче сказать, не с ним, а с его посошником, сидевшим в подвесной будке за архиерейской каретой.

(Н.С. Лесков. Заячий ремиз, 1894)

…― Перестань убиваться-то,- ласково уговаривал жену Акинфий  Назарыч.

― Москва слезам не верит… Хорошая-то родня по хорошим, а наше уж такое с тобой счастье.

(Д.Н. Мамин-Сибиряк. Золото, 1892)

слезы слезами, и мне даже самой очень тебя жаль, да только Москва слезам не верит, говорит пословица.

(Н.С. Лесков. Воительница, 1866)         

Елец всем ворам отец.

Недаром о них существовала старая поговорка:

«Кромы ― всем ворам хоромы, Ливны ― ворами дивны, а Елец ― всем ворам отец». 

(К. Г. Паустовский. Золотая роза, 1955)

Дядя отвечает, что это у всех одно положение: Орел да Кромы ― первые воры, а Карачев на придачу, а Елец всем ворам отец

(Н. С. Лесков. Грабеж, 1887)

«Чувство ельца» - статья, где поговорка объясняется «Елец -всем ворам отец». 

(Вадим Сидур. Памятник современному состоянию, 1973-1974)

Мужик в дверь, а жена в Тверь.

(иноск.) Намек на дело одного и безделье другого (при всяком удобном случае).

Тебе одна дорога, а мне другая. Вам в Тверь, а нам в дверь.

(Н.С. Лесков. На ножах)

Ростов – папа.

Но каким бы ни был веселым Ростов-Папа, он все же издревле считался городом урок всех мастей, городом отчаянных жиганов и маститых воров. 

(Андрей Ростовский. Русский синдикат, 2000)

...крюки в узкие фрамуги и сволакивает с верхних полок наши фибровые чемоданы, что было неумирающей с двадцатых годов легендой, подкроенной к выражению «Одесса - мама, Ростов - папа».

(Асар Эппель. В паровозные годы // «Знамя», 2002)

В Тулу со своим самоваром не ездят.

― В Тулу со своим самоваром не ездят!» 

(Николай Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое, 1930-1935)

От Холмогор до Колы — тридцать три Николы.

У поморов даже есть пословица «От Холмогор до Колы ― тридцать три Николы». 

(Ольга Никольская. Никола Зимний // «Вечерняя Москва», 2002)

Буй - городок - отбей кошелек.

Шуйских удалили, хваляся милосердием и признательностию к заслуге Героя псковского: князя Андрея Ивановича, объявленного главным преступником, сослали в Каргополь; князя Ивана Петровича, будто бы им и его братьями обольщенного, на Белозеро; у старшего из них, князя Василия Федоровича Скопина-Шуйского, отняли каргопольское наместничество, но дозволили ему, как невинном, жить в Москве; других заточили в Буй-городок, в Галич, в Шую; князя Ивана Татева в Астрахань, Крюка-Колычева в Нижний Новгород, Быкасовых и многих дворян на Вологду, в Сибирь, в разные пустыни; а купцам московским (участникам заговора против Ирины), Федору Нагаю с шестью товарищами, отсекли головы на площади.

(Н.М.Карамзин. История государства Российского: том 10)

Проанализировав данные примеры, мы убедились в том, что пословицы и поговорки о русских городах довольно активно употребляются в публицистике, реже - в художественной литературе.

Наиболее распространены в литературе пословицы о Москве. Самые популярные пословицы: Москва – сердце России, Москва слезам не верит. Мною найдено пять примеров употребления первой пословицы и более двадцати - второй.

Несомненно, пословицы и поговорки являются необходимым художественным элементом языка литературных произведений, органично вписываясь в контекст. Часто они выражают отношение автора к событиям, например: «Так было проще пристроить материал: начав с праздника как повода для публикации - в Москве каждый день праздник, я легко мог перейти к рассуждениям попутным и отвлечённым» (Андрей Балдин. Московские праздные дни),«Но каким бы ни был веселым Ростов - Папа, он все же издревле считался городом урок всех мастей, городом отчаянных жиганов и маститых воров» (Андрей Ростовский. Русский синдикат).

Наблюдения показали, что в художественных текстах пословицы и поговорки используются авторами в основном в диалогах героев или в монологах одного героя. Пословица включается в диалог как средство характеристики героя, выражая его взгляды, отношение к происходящим событиям. Так, в остром, ярко выраженном споре Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, возникшем за вечерним чаем, последний с небрежностью критикует «отцов» - отца и дядю Аркадия. Доказывая свои принципы нигилиста, он приводит пословицу:

- Коли раздавят, туда и дорога, - промолвил Базаров. - Только бабушка еще надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.

- Как? Вы не шутя думаете сладить с целым народом?

- От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела, - ответил Базаров. (И.С.Тургенев. Отцы и дети. Х глава)

Герои произведений, объясняя свои поступки, часто приводят в качестве доказательства пословицу, с которой не поспоришь: «Но, как говорится - Москва слезам не верит, то и я со своими слезами не помог себе, и по сем враз же мне повелено было принять благословение у родителей и ехать в город вместе с самым владыкою» (Н.С. Лесков. Заячий ремиз).

Встречаются пословицы, которые контекстно преобразованы автором и ярко отражают сказанное, например: « - Не кричи, Трофим Иванович, Москва - она слезам не дюже верит» (М.А.Шолохов. Тихий Дон).

Другие пословицы употребляются как всем известные изречения без каких-либо предварительных пояснений. Например: «Недаром о них существовала старая поговорка: «Кромы - всем ворам хоромы, Ливны - ворами дивны, а Елец - всем ворам отец» (К. Г. Паустовский. Золотая роза); «Правильно говорит пословица: «Москва слезам не верит» (Н.Н. Шпанов. Ученик чародея).

Обобщая сказанное, можно отметить, что пословицы в литературе - это не просто украшение речи, а активное выразительное средство языка, меткое образное выражение, раскрывающее образ героя произведения, его внутреннюю сущность, а также взгляды самого автора. В пословицах, как правило, заключается основная мысль фрагмента, в котором она употребляется.

3. Заключение.

В ходе нашей работы мы рассмотрели различные вопросы: что изучает наука топонимика, какие существуют разновидности топонимов, какие функции выполняют топонимы.

Состоялось знакомство со словарями В.И. Даля «Пословицы русского народа» и Ю.Е. Прохорова, В. П. Фелицыной «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения», были отобраны и проанализированы пословицы и поговорки, включающие названия русских городов.

Интересной показалась работа, связанная с объяснением происхождения пословиц. Некоторым пословицам был дан комментарий, объясняющий традиции русского народа, местоположение городов, исторические события, связанные с тем или иным городом, историю появления народных ремесел и промыслов, прославивших или кормивших город и его жителей.

Также мы обратились к интернет-ресурсу «Национальный корпус русского языка» и рассмотрели примеры употребления пословиц и поговорок о городах в художественной и публицистической литературе.

Проанализировав собранный материал, можно сделать вывод: топонимы, обозначающие названия городов, широко распространены в русских пословицах и поговорках, однако в литературе используются не так часто. Современные школьники используют в своей речи пословицы всё реже, но «народная мудрость» всё-таки вызывает интерес у молодого поколения.

В результате исследования составлен топонимический словарь пословиц и поговорок для школьников.

Работа в данном направлении может быть продолжена, так как имеется возможность исследовать топонимическое пространство пословиц и поговорок Кольского Севера и применение их в литературе.

Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать предложенный материал на уроках русского языка, литературы и географии, факультативах и внеклассных мероприятиях, посвящённых Дню русского языка.

Список литературы и источников:

1. Википедия-свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. - www.100bestbooks.ru

3. Даль В.И. 1000 русских пословиц и поговорок. - https://www.litmir.me/bd/?b=198419&p=1

3. Прохорова Ю.Е., Фелицына В. П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь. - Москва: Издательство "Русский язык", 1979, - 256 стр.

6. Успенский Лев. Загадки топонимики. - М: Издательство «Молодая гвардия», 1969. - https://www.litmir.me/br/?b=182721&p=1

4. http://russian7.ru/post/pozhari/

5. http://russian7.ru/post/pochemu-elec-vsem-voram-otec/

7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30887

8. http://www.hnh.ru/food/2010-12-29-1 - Вяземский пряник

9. http://fb.ru/article/142568/toponim-eto-chto-takoe-klassifikatsiya-i-vidyi-toponimov

10. https://fishki.net/2118448-kakoj-hleb--vizitnaja-kartochka-moskvy-rasskazyvajut-istoriki-russkoj-kuhni.html

11. https://fishki.net/2118448-kakoj-hleb--vizitnaja-kartochka-moskvy-rasskazyvajut-istoriki-russkoj-kuhni.html - Какой хлеб — визитная карточка Москвы? 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

1. Знаете ли вы русские пословицы и поговорки, в которых упоминаются города?

А) да Б) нет

2. Приведите примеры данных пословиц и поговорок.

3. Используете ли вы их в речи в повседневной жизни?

А) да Б) нет

4. Хотели бы вы узнать об истории появления в языке пословиц и поговорок о русских городах?

А) да Б) нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НА КАРТЕ РОССИИ

ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

А

* Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна.

* Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны).

* В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую).

* Город Архангельский, а народ в нем диавольский.

* Один глаз на нас, другой на Арзамас.

* Славна (богата, довольна) Астрахань осетрами, Сибирь соболями.

Б

* Город Балахна стоит, полы распахня.

* Город Боровичи — гам-город.

* Буй - городок - отбей кошелек.

В

* Едет Ананьин внук из Великих Лук.

* Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви.

* В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали.

* Во Владимире и лапшу топором крошат.

* Вязьма в пряниках увязла.

* Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.

* Живет в Вятке, да ходит в однорядке.

* От Волока до Утки шёл трои сутки (три версты).

* Пошла погонная на Вязьму, а беглец на Клязьму.

* Собрал черт всех однодворцев в решето и понес: гром грянул, он и выворотил их над Воронежем.

Г

* Галич Кострому обманул на острову.

* Один глаз на печь, другой в Галич.

Е

*Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.

З

*Звенигород – колокольный звон, слышен здесь со всех сторон.

И

* Богат да хвастлив, как ивановский мужик.

К

* Ах, Кострома, уют твой нежный: зеленый – летом, в зиму – снежный.

* Ехал в Казань, а заехал в Рязань.

* Знают и в Казани, что люди сказали.

* Казань-городок – Москвы уголок.

* Казань прогребли — и Орду прошли.

* Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.

* Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит.

* Кольская губа, что московская тюрьма (не скоро выйдешь).

*Кострома блудливая (веселая) сторона.

* Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.

* От Решмы до Кинешмы глазами докинешь ли?

* От Холмогор до Колы — тридцать три Николы.

Л

* Кому село Любово, кому горе лютое.

* Ладила баба в Ладогу, а попала в Тихвин.

М

* А что просишь за Москву? (спросил богатый мужик и полез за пазуху).

* Бей в доску, поминай Москву.

* Бей челом на Туле, ищи на Москве!

* Была бы догадка, а на Москве денег кадка.

* Была в Москве, видела золотые маковки.

* Был не опален (Наполеон ), а из Москвы вышел опален.

* В воде черти, в земле черви, в Крыму татары, в Москве бояре, в лесу сучки, в городе крючки; лезть к мужику (к мерину) в пузо: там оконце вставишь да и зимовать себе станешь.

* В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.

* В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.

* В Москве деньгу беречь, себя не стеречь.
* В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).

* В Москве калачи, как огонь, горячи.
* В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали.

* В Москве недорода хлебу не бывает.

* ВМоскве сорок сороков церквей.

* В Москве толсто (часто, густо) звонят, да мало (редко, жидко) едят.

* В Москву бресть (идти) — последню копейку (деньгу) несть.
* В Москву идти – голову нести. Видно, город велик, что семь воевод. 

* В Москву идтить — только деньгу добыть.

* Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.
* Всякому в Москве не перекланяешься.

* В тереме высоко, а до Москвы далеко.

* Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

* Девичья коса – на всю Москву (на все село) краса.

* Для поговоркимужик в Москву пеши шел.

* Живет на Москве – в немалой тоске.

* Живи, ребята, поколе Москва не проведала (старинная поговорка уральских казаков)

* Живучи в Москве, пожить и в тоске.

* За спасибо кум пеши в Москву сходил (то же).

*За спасибо мужичок в Москву сходил да еще полспасиба домой принес.

* Из отсюда до Москвы всех не перевешать.

* И пензенцы в Москве свою ворону узнали.
* И половина Москвы не проведает (говорят о тщеславных поступках, щегольстве и пр.).

* Копна от копны, как от Ростова до Москвы.

* Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

* Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная,

словоохотливая.

* Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.
* Москва веками строилась.

* Москва верстой далека, а сердцем рядом.

* Москва всем городам мать.

* Москва горбатая; горбатая старушка.

* Москва город затейный: что ни шаг, то съестной да питейный. 

* Москва кому мать, кому мачеха.

* Москва любит запасец.

* Москва людна и хлебна.

* Москва не клином сошлась, околицы нет.

* Москву не расквелишь (не разжалобишь).
* Москва ни по ком не плачет (не тужит). Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет.

* Москва от глаз далека, да сердцу близка.
* Москва – сердце России.

* Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие).

* Москва слезам не верит, ей дело подавай.

* Москва создана веками, Питер миллионами.

*Москва стоит на болоте, в ней хлеба не молотят, а больше нашего едят (или: да чище нашего ходят).

* Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.
* Москва – столица для всего мира светлица.

* Москва — царство, деревня — рай.

* Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.

* Москвой – столицей весь народ гордится.
* На пиках вся Москва вистует. Кто не вистует, вся Москва вистует.

* Наш городок – Москвы уголок.

* Наших дураков отсель до Москвы не перевешаешь.

* Наш Пахом с Москвой знаком.

* Не видала Москва таракана.

* Не долга оглобля, а до Москвы достает.

* Не Москва государю указ, государь Москве.

* Не только звону, что в Москве (что в Киеве).

* Ой, Москва! — она бьет с носка. Бей в доску, поминай Москву!

* Он на показ до Москвы без спотычки пробежит.

* От копеечной свечи (или: от искры) Москва загорелась.

* Отогрелся в Москве, да замерз в Березине (1812)
* Питер — голова, Москва — сердце.
* Питер женится, Москва замуж идет.

* Питер — кормило, Москва — корм.

* Поехал в Москву за песнями.

* Показать Москву в решето (обмануть, одурачить).

* Пропал, как француз в Москве.

* Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

* Славна Москва калачами, Петербург усачами.
* С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков).

* Такой чай, что Москву насквозь видно (жидок).

* Фома в Москву пришел да скоро и родню нашел.

* Харитон с Москвы прибежал с вестьми.

* Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки-Москвы) послушать.

* Хороша Москва, да не дома.

* Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.

* Что в Москве в торгу, чтоб было у тебя в долгу (в дому).

Н

* Где святая София, там и Новгород.

* Древний Новгород и Псков — господа.

* Едет дядя из Новагорода, везет детей три за города.

* Новгород Нижний — сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. Воды много, а почерпнуть нечего.

* Слывет Нижним, да стоит на горе.

О

* Во всей Онеге нет телеги. Летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили.

* Знают в Орле, кто живет в добре.

* Орел да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу.

П

* Древний Новгород и Псков — господа (а Новгород был даже господин, государь).

* Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.

* Москва создана веками, Питер миллионами.

* Питер — голова, Москва— сердце.
* Питер женится, Москва замуж идет.

* Питер — кормило, Москва — корм.

* Славна Москва калачами, Петербург усачами.

* Хорош город Питер, да быка повытер (дорог).

Р

* Ехал в Казань, а заехал в Рязань.

* Копна от копны, как от Ростова до Москвы.

* Ростов – папа, Одесса – мама.

* У нас-ти в Ростове, чесноку-ти, луку-ти, а навоз-ти все коневий.

С

* Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна.

* В город Сергиев Посад приезжайте стар и млад.

* В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться.

* Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет.

Т

* Бей челом на Туле, ищи на Москве.

* В Тулу со своим самоваром не ездят.

* Живет в Туле да ест дули.

* Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.

* Ладила баба в Ладогу, а попала в Тихвин.

* Мужик в дверь, а жена в Тверь.

* Тула зипун сдула.

У

*От Волока до Утки шел трои сутки(три версты).

Ф

* В Феодосии – колосяницы: хлеб колосится.

Х

*От Холмогор до Колы — тридцать три Николы.

Ч

* Город Чернь годом старее Москвы.

Ш

*В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться.

Я

* Ярославль городок – Москвы уголок.

1 http://russian7.ru/post/pozhari/ - 7 крупнейших московских пожаров.

2 Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора (1551 г.) были распределены на старо́ства или благочиния, которые назывались «сорока́ми» (см.: Сорок // Даль В.И. Словарь живого великорусского языка). 

3 http://russian7.ru/post/pochemu-elec-vsem-voram-otec/

4 Лев Успенский. Загадки топонимики.

5 http://www.hnh.ru/food/2010-12-29-1 - Вяземский пряник

6 https://fishki.net/2118448-kakoj-hleb--vizitnaja-kartochka-moskvy-rasskazyvajut-istoriki-russkoj-kuhni.html - Какой хлеб — визитная карточка Москвы? 

Просмотров работы: 182