Употребление прилагательных цвета в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Употребление прилагательных цвета в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Горячев  Н.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермолинская основная общеобразовательная школа
Гаврилова  Л.Н. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермолинская основная общеобразовательная школа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение:

Литературный язык как материал для всех поэтов оказывается единым, но каждый поэт по-своему видит возможности этого материала как средства воплощения своих чувств. 

Огромное количество работ посвящено анализу цветообозначений в творчестве русских поэтов и писателей, поскольку через восприятие цвета выражается связь человека с окружающим миром. Цвет в тексте несет в себе массу смысловых значений, обусловленных культурной традицией, проблематикой произведения, а качествами личности автора. 

Впервые обнаружил взаимосвязь между цветовыми впечатлениями и душевным состоянием человека И.В.Гёте. Он подробно описал физиологическое, нравственное и эстетическое воздействие цвета - "цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют". Идеи Гёте впоследствии разрабатывались поэтами, композиторами, художниками, психологами и лингвистами.

Слова, выражающие значение цвета, называются колоративной лексикой. (от лат.color – цвет). Колоративная лексика может выступать в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение.

Слова-цветообозначения становятся символами, сравнениями, метафорами, они демонстрируют отношение автора к описываемому предмету или явлению, выражают его мысли. Это и есть проявление авторского стиля.

Выбор автором тех или иных слов-цветообозначений может быть обусловлен определённой тематикой и проблематикой произведения. Колоризмы могут использоваться писателем с разными целями: для точного определения цвета предмета, как средство характеристики, как образное средство. Колоративная лексика может быть фоном произведения, выражать внутреннее состояние персонажей, авторский подход к окружающему миру.

Колоративная лексика встречается и в произведениях А.С.Пушкина,

Он использует в своем творчестве разнообразные языковые средства, в том числе и прилагательные цвета.

Моя исследовательская работа построена на анализе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» явилась итоговым произведением в творчестве поэта, поэтому не случайно, что она «впитала» почти все основные пушкинские символы 1830-х гг.

Цветовые прилагательные в повести связаны со всеми сторонами жизни; они служат для описания природы, интерьера, внешнего вида человека, служат для характеристики состояния человека, действительности, есть прилагательные, характеризующие представителей животного мира.

Актуальность темы:

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Доказывать это я буду, рассматривая роль прилагательных цвета в художественном произведении.

Я считаю эту тему актуальной, так как овладение приёмами  и

средствами выразительности и изобразительности обогащает нашу речь, делает ее интересной и красивой. Умение правильно и точно излагать свои мысли – большая проблема для сегодняшних подростков. Искусству слова учат нас писатели-классики.

Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.

Моя работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для анализа художественных особенностей его произведений.

Во время изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» на уроках литературы я обратил внимание, что автором используется немного цветовых прилагательных, однако некоторые из них употребляются чаще других.

Заинтересовавшись прилагательными, обозначающими цвет, я решил изучить эту тему подробнее и провести наблюдения над прозаическим текстом, определив их роль в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В данной работе я рассмотрел такие особенности произведения, как символика различных цветов, их употребление для описания каждого из героев, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от рассказчика.

Цель работы:

Изучить историю и метод исследования  прилагательных цвета.

Проанализировать употребление прилагательных цвета в повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка».

Выявить все случаи употребления прилагательных цвета в повести А.С.Пушкина.

Классифицировать прилагательные цвета в повести «Капитанская дочка» по признакам.

Установить цель использования автором прилагательных цвета.

Определить, какому виду прилагательных цвета автор отдает предпочтение для изображения картин природы, портрета, костюма и чем определяется отбор автором тех или иных слов. Определить роль прилагательных цвета в повести «Капитанская дочка».

Основная часть:

В качестве исследуемого материала я использовал повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». После чтения текста я выявил все случаи употребления прилагательных цвета, выписал все предложения, в которых они встречаются, и выяснил, что данные прилагательные используются в 52 предложениях.

Затем, проанализировав, я составил классификацию по следующим признакам:

Количество употреблений

Употребление с другими частями речи

Функции прилагательных цвета

Роль прилагательных цвета

Классификация:

Первый признак классификации я разделил на два вида: количество употреблений в повести и количество употреблений в главах повести.

Я выяснил , что прилагательные цвета употребляются в повести Пушкина 58 раз, затем я установил количество употреблений каждого прилагательного цвета в повести и составил сравнительную диаграмму:

а) Количество употреблений прилагательных цвета:

«белый» - 12, «бледный» - 9, «красный» - 8, «черный» - 5, «седой» -3, «голубой» -3, «зеленый» -2, «кровавый» -2, «золотой» -2, «огненный» - 2, «серый» -2, «свинцовый» -1, «синий» -1, «смуглый» -1, «румяный» -1, «светло-русый» -1, «рыжий» -1, «желтый» -1.

Вывод: чаще других употребляются прилагательные «белый», «бледный», «красный», «черный».

Затем я посчитал, сколько раз встречаются прилагательные цвета в каждой главе повести и выяснил следующее:

Количество употреблений в главах повести:

«Мятежная слобода» - 10 раз, «Вожатый» - 9 раз, «Крепость» - 7 раз,

«Сирота» - 7 раз, «Суд» - 7 раз, «Приступ» - 6 раз, «Любовь» - 3 раза

«Разлука» - 3 раза, «Пугачевщина» - 2 раза, «Незваный гость» - 2 раза

«Сержант гвардии» - 1 раз, «Поединок» - 1 раз

Вывод: большее число употреблений прилагательных цвета встречается в главе «Вожатый», в которой мы впервые встречаемся с Пугачевым в роли мужика-вожатого, указавшего путь Гриневу во время бурана, и в главе «Мятежная слобода», в которой Пугачев предстает царем в окружении верных «вельмож», празднующих победу.

Следующий признак классификации -

б) Употребление прилагательных цвета с разными частями речи:

Прилагательное «белый» употребляется с существительными: степь (2 раза), облачко, туча, волосы, снег, платок, конь, лошадь, скатерть, собачка, платье

Прилагательное «бледный» употребляется с существительными: Марья Ивановна (3 раза), Маша, отец Герасим, Палаша, лицо, Швабрин; с местоимением: вы

Прилагательное «красный» употребляется с существительными: девка, кафтан (2 раза), рожи, пятна, рубаха, девица (2 раза)

Прилагательное «черный» употребляется с существительными: усы, борода (3 раза), волосы; с местоимением: что-то

Прилагательное «седой» употребляется с существительными: волосы (2 раза), бородка

Прилагательное «голубой» употребляется с существительными: лента (2 раза), глаза

Прилагательное «зеленый» употребляется с существительными: мундир, сукно

Прилагательное «кровавый» употребляется с существительными: лужи, голова

Прилагательное «золотой» употребляется с существительными: кисти, бумага

Прилагательное «огненный» употребляется с существительными: глаза (2 раза)

Прилагательное «серый» употребляется с существительными: армяк, глаза

Прилагательное «свинцовый» употребляется с существительным: волны

Прилагательное «синий» употребляется с существительным: заплата

Прилагательное «смуглый» употребляется с существительным: лицо

Прилагательное «румяный» употребляется с существительным: девушка

Прилагательное «светло-русый» употребляется с существительным: волосы

Прилагательное «рыжий» употребляется с существительным: борода

Прилагательное «желтый» употребляется с существительным: роброн

Установлено наибольшее количество употреблений прилагательных цвета с существительными: «борода» (5), «волосы» (5), «глаза» (4), «степь» (2), «кафтан» (2), «девица» (2), «степь» (2), «лента» (2), «лицо» (2).

С другими словами прилагательные цвета употребляются по одному разу:

облачко, туча, снег, волны,

платок, рубаха, мундир, сукно, платье, кисти, армяк, заплата, роброн

рожи, пятна, усы, голова

Маша, отец Герасим, Палаша, Швабрин девка, девушка

скатерть, бумага, лужи

конь, лошадь, собачка

что-то, вы (местоимения)

Вывод: чаще всего прилагательные цвета употребляются с существительными «борода», «волосы», «глаза». Значит, автор придает большое значение портретной характеристике персонажа.

Третий признак классификации -

в) функции прилагательных цвета:

1.Описание портрета:

белые волосы, красные рожи, красные пятна, черные усы, черная борода (3), седые волосы (2), седая бородка, голубые глаза, окровавленная голова, огненные глаза (2), серые глаза, смуглое лицо, светло-русые волосы, рыжая борода, румяная девушка

2.Описание костюма, одежды:

белый платок, белое платье, красный кафтан (2), красная рубаха, голубая лента (2), зеленый мундир, зеленое сукно, золотые кисти, серый армяк, синяя заплата, желтый роброн

3.Описание пейзажа:

белая степь (2), белое облачко, белая туча, белый снег, что-то черное, свинцовые волны

4.Описание внутреннего состояния персонажа:

бледная Марья Ивановна (3), бледная Маша, бледный отец Герасим, бледная Палаша, бледное лицо, Швабрин бледен, вы бледны

5.Описание интерьера, помещения:

кровавые лужи, белая скатерть, золотая бумага

6.Описание животных:

Белый конь, белая лошадь, белая собачка

7.Обращение к персонажу повести:

девка красная, красная девица (2)

Вывод: установлено наибольшее количество употреблений прилагательных цвета для описания портрета (19), костюма (одежды) (13), пейзажа (7), внутреннего состояния персонажей (9). Реже прилагательные цвета встречаются в описании интерьера или помещения (3), описании животных (3), в обращении к персонажу (2).

Четвертый признак классификации -

г) роль прилагательных цвета:

Я разделил прилагательные цвета на несколько групп:

обозначение символа

портретная характеристика персонажей

характеристика персонажа, его внутреннего состояния

 описание русского быта, историческая деталь

1.Обозначение символа:

 

цвет

символ

значение символа

1

белый

белая степь (в начале повести)

чистота, свет, очищающая сила народного восстания (зимний пейзаж накануне бурана перед встречей Гринева с Пугачевым)

   

белое облачко

зарождающийся народный бунт (приближение бурана)

   

белая туча

разрастающийся народный мятеж (начало бурана)

   

белый снег

контраст между светлыми и темными силами ( белый снег и свинцовые волны в унылом пейзаже по дороге Гринева из Оренбурга в Белогорскую крепость)

   

белый платок

значимость, трагичность события (Пугачев подает сигнал для казни коменданта крепости)

   

белый конь (лошадь)

чистота, свет, правда; торжественность, важность седока (появление Пугачева-царя перед жителями крепости)

   

белая скатерть

торжественность и важность события (царский пир пугачевцев в захваченной крепости)

   

белая степь (в конце повести)

разросшаяся сила народного бунта (в сцене расставания Гринева с Пугачевым)

   

белое платье

чистота, свет; справедливость, благосклонность императрицы Екатерины II (встреча Маши с императрицей). В основе описания царицы – портрет В.Л.Боровикрвского, но Пушкин изменил цвет голубого платья.

   

белая собачка

на картине Боровиковского Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой итальянской породы – серо-голубой левреткой. Пушкин изменил породу и окрас собачки и вставил этот элемент в свою повесть.

2

черный

что-то черное

неизвестные, пугающие, черные силы (появление Пугачева в сцене бурана)

   

черная борода

темные силы, зло, жестокость (в образе Пугачева)

3

красный

красный кафтан

символ царской внешности Пугачева (во «дворце» после взятия крепости)

   

красные пятна

кровопролитие; жестокость персонажа (описание Хлопуши, соратника Пугачева, в его «дворце»)

   

красная рубаха

кровопролитие; жестокость персонажа (описание Хлопуши)

4

рыжий

рыжая борода

жестокость, бессердечие персонажа (описание Хлопуши)

   

красные рожи

кровопролитие, страдания, бесчинства пугачевцев (сцена пиршества пугачевцев)

5

кровавый

кровавые лужи

война, жертвы, страдания, бесчинства пугачевцев (описание комнаты «посаженного отца» в сцене сна Гринева)

   

окровавленная голова (Пугачева)

наказание за принесенные страдания, жертвы, смерть (сцена казни Пугачева)

2.Портретная характеристика персонажей:

 

цвет

употребление в тексте

значение

1.

черный

с черными усами

деталь портрета ротмистра гусарского полка Зурина

с черной бородою

с огненными глазами

детали портрета Пугачева

2.

белый

волосы совсем белы

деталь портрета генерала, к которому явился Гринев по приезде в Оренбург, указывающая на его преклонный возраст

3.

румяный, светло-русый

девушка, румяная, с светло-русыми волосами

портрет Маши Мироновой;застенчи­вая, скромная,

с непримечательной внешностью обыкновенная русская девушка

4.

Смуглый

Черный

с лицом смуглым

волосы, черные как смоль, поседели

деталь портрета Швабрина; Пушкин наделил этого неприятного персонажа чертами своей внешности, к которой относился скептически

портрет Швабрина-доносчика в сцене суда над Гриневым; произошедшие события наложили отпечаток на его внешность

 

седой

с седою бородкою

описание одного из любимцев Пугачева – беглого капрала Белобородова, исторического лица, участника Пугачевского восстания. «Седая бородка» говорит о возрасте персонажа, о его тщедушии.

5.

седой

дожил до седых волос

дожить до преклонных лет; обида Савельича на упреки Андрея Петровича Гринева в недобросовестном исполнении обязанностей

6.

красный,

с красными рожами,

деталь портрета пугачевцев

9.

рыжий, красноватый, серый

рыжая борода,

красноватые пятна,

серые глаза

вторым советником Пугачева был Хлопуша (Афанасий Соколов – видный участник Пугачевского восстания, историческое лицо, ссыльный преступник). На Гринева он произвел впечатление неизъяснимое

11.

голубой

голубые глаза

деталь портрета Екатерины II; создает приятный облик императрицы

3.Характеристика персонажа, его внутреннего состояния:

 

цвет

употребление в тексте

значение

1.

красный

красная девка (в эпиграфах)

близость Маши к народу, простота героини

   

красная девица (в обращении Пугачева к Маше Мироновой)

духовная связь Пугачева с народом, знание фольклора

2.

румяный

румяная девушка

застенчивость простой русской девушки (первая встреча Гринева С Машей Мироновой)

3.

светло-русый

светло-русые волосы

Маша – обыкновенная русская девушка (первая встреча Гринева с Машей)

4.

бледный

Марья Ивановна была бледна

волнение и испуг Маши Мироновой после поединка между Гриневым и Швабриным

   

«Как вы бледны» (о Гриневе)

отчаяние Петра Гринева после получения письма с отказом в родительском благословении

   

Марья Ивановна явилась к ужину бледная

горечь расставания Маши с родными и любимым человеком перед отъездом в Оренбург

   

Маша, бледная и трепещущая; отец Герасим, бледный и дрожащий;

страх всех обитателей крепости перед смертью в сцене приступа крепости

   

Палаша, бледная и трепещущая;

страх Палаши перед пугачевцами, захватившими крепость и учинившими погром и расправу

   

Марья Ивановна, бледная, худая; с улыбкой на бледном лице

тяжелое физическое и душевное состояние Маши, находившейся «под караулом» у Швабрина после его измены

   

Он (Швабрин) был ужасно худ и бледен

отчаяние и страх Швабрина в сцене суда над ним

     

Прилагательное «бледный» подчеркивает тяжесть бед и страданий, причиненных пугачевским бунтом.

5.

огненный

огненные глаза

многоликость персонажа; гнев, возмущение, ярость Пугачева (сцена со списком Савельича о возмещении разграбленного добра)

6.

голубой

голубые глаза

«прелестный», привлекательный образ Екатерины II; автор изображает императрицу милостивой, снисходительной (сцена встречи Маши с царицей)

3.Описание русского быта, историческая деталь:

 

цвет

употребление в тексте

значение

1.

черный

черные усы (ротмистра гусарского полка Зурина)

в XVIII в среди гусар было модным ношение черных длинных усов (сцена знакомства Гринева с Зуриным в Симбирске по дороге в Оренбург)

2.

зеленый

зеленый мундир (у старого офицера крепости)

в конце XVIII в пехотные войска носили зеленые мундиры (приезд Гринева в Белогорскую крепость)

   

зеленое сукно

мундир пехотинца из зеленого сукна

3.

синий

синяя заплата (на зеленом мундире)

бедность, убогость крепости, солдаты одеты в поношенные мундиры

4.

голубой

голубая лента (у пугачевцев)

царские вельможи, награжденные орденом Андрея Первозванного, носили голубую ленту (Пугачев выдавал своих соратников за вельмож)

5.

серый

серый армяк

крестьянская верхняя одежда; голубая лента поверх армяка пугачевцев создает комический эффект (описание пугачевцев во «дворце» после взятия крепости)

6.

золотой

золотые кисти

деталь «царского» головного убора Пугачева (соболья шапка с золотыми кистями)

   

золотая бумага

деталь интерьера пугачевского «дворца» (стены комнаты оклеены золотой бумагой)

7.

желтый

желтый роброн

в XVIII в модное торжественное платье с округленным шлейфом (сцена подготовки Маши к встрече с императрицей)

Заключение

Все прилагательные, обозначающие цвет, выполняют важную роль в повести: являются символами, придают живописность картинам природы, вносят дополнительные оттенки в портреты героев, их характеристики, в описание русского быта, являются исторической деталью, выражают отношение автора к событиям и героям.

В описании картин природы А.С.Пушкин отдает предпочтение прилагательному «белый», которое символизирует чистоту и свет (т.е. очищение общества от крепостного права, угнетения народа, от жестокости и самовластия правительства в ходе крестьянского восстания). Автор признает справедливость восстания Пугачева, глубоко и исторически верно раскрыл его причины, ход и характер.

Но в то же время писатель показывает бесперспективность, «бессмысленность» бунта, его пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы.  Поэтому в повести при описании пугачевцев часто используются прилагательные «красный»,«кровавый», «окровавленный», символизирующих кровопролитие, страдания, смерть.

Неоднозначным было отношение Пушкина и к Пугачеву. Облик Пугачева в повести сложен и противоречив: в нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Он постоянно перевоплощается из казака в самозванца, из «бродяги» в «великого государя»; то он нетерпеливый и скорый на расправу человек, то – рассудительный и примиряющий. В нем трагически сочетаются темные и светлые стороны. Символом темных сил в описании образа Пугачева преобладает прилагательное «черный».

По-разному относились к пугачевскому бунту представители высших и низших слоев общества: дворян и крестьян. «Народ» поддерживал Пугачева, неотступно следовал за ним, толпился вокруг него, радушно встречал, видел в нем мудрого и справедливого царя. Сторонники государыни-императрицы видели в Пугачеве разбойника и душегуба, вызывающего страх. Поэтому в сцене взятия пугачевцами Белогорской крепости Пушкин часто использует прилагательное «бледный» для описания душевных переживаний обитателей крепости: волнение, испуг, страх, отчаяние и др.

Это наиболее употребляемые прилагательные цвета в «Капитанской дочке».

Пушкин вводит в роман не только яркую систему образов людей, творящих эпоху, личностей исторических , но и такую систему символов, которая призвана соединить прежде всего историческое и поэтическое в произведении.

Пейзажи, портреты, описания настроения героев в повести необыкновенно скупы, немногословны. Но каждое точно подобранное слово помогает представить душевное состояние героев, их характеры, почувствовать стремительность событий. В этом большую роль играют прилагательные цвета.

Литература:

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Ожегов «Толковый словарь русского языка»

«Словарь иностранных слов»

Д.Д.Благой «Мастерство Пушкина», 1955 г

В.В.Виноградов «О языке художественной литературы», 1959 г

М.И.Гиллельсон, И.Б.Мушина «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя, 1977 г

Ю.М.Лотман «Анализ художественного текста», 1972 г

Ю.М.Лотман «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.», 1988

Ю.М.Лотман «Идейная структура «Капитанской дочки»

Е.А.Маймин «Пушкин. Жизнь и творчество», 1982г

Просмотров работы: 79