1.Введение:
Литературный язык как материал для всех поэтов оказывается единым, но каждый поэт по-своему видит возможности этого материала как средства воплощения своих чувств.
Огромное количество работ посвящено анализу цветообозначений в творчестве русских поэтов и писателей, поскольку через восприятие цвета выражается связь человека с окружающим миром. Цвет в тексте несет в себе массу смысловых значений, обусловленных культурной традицией, проблематикой произведения, а качествами личности автора.
Впервые обнаружил взаимосвязь между цветовыми впечатлениями и душевным состоянием человека И.В.Гёте. Он подробно описал физиологическое, нравственное и эстетическое воздействие цвета - "цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют". Идеи Гёте впоследствии разрабатывались поэтами, композиторами, художниками, психологами и лингвистами.
Слова, выражающие значение цвета, называются колоративной лексикой. (от лат.color – цвет). Колоративная лексика может выступать в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение.
Слова-цветообозначения становятся символами, сравнениями, метафорами, они демонстрируют отношение автора к описываемому предмету или явлению, выражают его мысли. Это и есть проявление авторского стиля.
Выбор автором тех или иных слов-цветообозначений может быть обусловлен определённой тематикой и проблематикой произведения. Колоризмы могут использоваться писателем с разными целями: для точного определения цвета предмета, как средство характеристики, как образное средство. Колоративная лексика может быть фоном произведения, выражать внутреннее состояние персонажей, авторский подход к окружающему миру.
Колоративная лексика встречается и в произведениях А.С.Пушкина,
Он использует в своем творчестве разнообразные языковые средства, в том числе и прилагательные цвета.
Моя исследовательская работа построена на анализе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
«Капитанская дочка» явилась итоговым произведением в творчестве поэта, поэтому не случайно, что она «впитала» почти все основные пушкинские символы 1830-х гг.
Цветовые прилагательные в повести связаны со всеми сторонами жизни; они служат для описания природы, интерьера, внешнего вида человека, служат для характеристики состояния человека, действительности, есть прилагательные, характеризующие представителей животного мира.
Актуальность темы:
В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Доказывать это я буду, рассматривая роль прилагательных цвета в художественном произведении.
Я считаю эту тему актуальной, так как овладение приёмами и
средствами выразительности и изобразительности обогащает нашу речь, делает ее интересной и красивой. Умение правильно и точно излагать свои мысли – большая проблема для сегодняшних подростков. Искусству слова учат нас писатели-классики.
Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.
Моя работа является актуальной, потому что интерес к творчеству Пушкина не ослабевает вот уже более двухсот лет, и каждый раз исследователи находят новые истоки для анализа художественных особенностей его произведений.
Во время изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» на уроках литературы я обратил внимание, что автором используется немного цветовых прилагательных, однако некоторые из них употребляются чаще других.
Заинтересовавшись прилагательными, обозначающими цвет, я решил изучить эту тему подробнее и провести наблюдения над прозаическим текстом, определив их роль в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В данной работе я рассмотрел такие особенности произведения, как символика различных цветов, их употребление для описания каждого из героев, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от рассказчика.
Цель работы:
Изучить историю и метод исследования прилагательных цвета.
Проанализировать употребление прилагательных цвета в повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка».
Выявить все случаи употребления прилагательных цвета в повести А.С.Пушкина.
Классифицировать прилагательные цвета в повести «Капитанская дочка» по признакам.
Установить цель использования автором прилагательных цвета.
Определить, какому виду прилагательных цвета автор отдает предпочтение для изображения картин природы, портрета, костюма и чем определяется отбор автором тех или иных слов. Определить роль прилагательных цвета в повести «Капитанская дочка».
Основная часть:
В качестве исследуемого материала я использовал повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». После чтения текста я выявил все случаи употребления прилагательных цвета, выписал все предложения, в которых они встречаются, и выяснил, что данные прилагательные используются в 52 предложениях.
Затем, проанализировав, я составил классификацию по следующим признакам:
Количество употреблений
Употребление с другими частями речи
Функции прилагательных цвета
Роль прилагательных цвета
Классификация:
Первый признак классификации я разделил на два вида: количество употреблений в повести и количество употреблений в главах повести.
Я выяснил , что прилагательные цвета употребляются в повести Пушкина 58 раз, затем я установил количество употреблений каждого прилагательного цвета в повести и составил сравнительную диаграмму:
а) Количество употреблений прилагательных цвета:
«белый» - 12, «бледный» - 9, «красный» - 8, «черный» - 5, «седой» -3, «голубой» -3, «зеленый» -2, «кровавый» -2, «золотой» -2, «огненный» - 2, «серый» -2, «свинцовый» -1, «синий» -1, «смуглый» -1, «румяный» -1, «светло-русый» -1, «рыжий» -1, «желтый» -1.
Вывод: чаще других употребляются прилагательные «белый», «бледный», «красный», «черный».
Затем я посчитал, сколько раз встречаются прилагательные цвета в каждой главе повести и выяснил следующее:
Количество употреблений в главах повести:
«Мятежная слобода» - 10 раз, «Вожатый» - 9 раз, «Крепость» - 7 раз,
«Сирота» - 7 раз, «Суд» - 7 раз, «Приступ» - 6 раз, «Любовь» - 3 раза
«Разлука» - 3 раза, «Пугачевщина» - 2 раза, «Незваный гость» - 2 раза
«Сержант гвардии» - 1 раз, «Поединок» - 1 раз
Вывод: большее число употреблений прилагательных цвета встречается в главе «Вожатый», в которой мы впервые встречаемся с Пугачевым в роли мужика-вожатого, указавшего путь Гриневу во время бурана, и в главе «Мятежная слобода», в которой Пугачев предстает царем в окружении верных «вельмож», празднующих победу.
Следующий признак классификации -
б) Употребление прилагательных цвета с разными частями речи:
Прилагательное «белый» употребляется с существительными: степь (2 раза), облачко, туча, волосы, снег, платок, конь, лошадь, скатерть, собачка, платье
Прилагательное «бледный» употребляется с существительными: Марья Ивановна (3 раза), Маша, отец Герасим, Палаша, лицо, Швабрин; с местоимением: вы
Прилагательное «красный» употребляется с существительными: девка, кафтан (2 раза), рожи, пятна, рубаха, девица (2 раза)
Прилагательное «черный» употребляется с существительными: усы, борода (3 раза), волосы; с местоимением: что-то
Прилагательное «седой» употребляется с существительными: волосы (2 раза), бородка
Прилагательное «голубой» употребляется с существительными: лента (2 раза), глаза
Прилагательное «зеленый» употребляется с существительными: мундир, сукно
Прилагательное «кровавый» употребляется с существительными: лужи, голова
Прилагательное «золотой» употребляется с существительными: кисти, бумага
Прилагательное «огненный» употребляется с существительными: глаза (2 раза)
Прилагательное «серый» употребляется с существительными: армяк, глаза
Прилагательное «свинцовый» употребляется с существительным: волны
Прилагательное «синий» употребляется с существительным: заплата
Прилагательное «смуглый» употребляется с существительным: лицо
Прилагательное «румяный» употребляется с существительным: девушка
Прилагательное «светло-русый» употребляется с существительным: волосы
Прилагательное «рыжий» употребляется с существительным: борода
Прилагательное «желтый» употребляется с существительным: роброн
Установлено наибольшее количество употреблений прилагательных цвета с существительными: «борода» (5), «волосы» (5), «глаза» (4), «степь» (2), «кафтан» (2), «девица» (2), «степь» (2), «лента» (2), «лицо» (2).
С другими словами прилагательные цвета употребляются по одному разу:
облачко, туча, снег, волны,
платок, рубаха, мундир, сукно, платье, кисти, армяк, заплата, роброн
рожи, пятна, усы, голова
Маша, отец Герасим, Палаша, Швабрин девка, девушка
скатерть, бумага, лужи
конь, лошадь, собачка
что-то, вы (местоимения)
Вывод: чаще всего прилагательные цвета употребляются с существительными «борода», «волосы», «глаза». Значит, автор придает большое значение портретной характеристике персонажа.
Третий признак классификации -
в) функции прилагательных цвета:
1.Описание портрета:
белые волосы, красные рожи, красные пятна, черные усы, черная борода (3), седые волосы (2), седая бородка, голубые глаза, окровавленная голова, огненные глаза (2), серые глаза, смуглое лицо, светло-русые волосы, рыжая борода, румяная девушка
2.Описание костюма, одежды:
белый платок, белое платье, красный кафтан (2), красная рубаха, голубая лента (2), зеленый мундир, зеленое сукно, золотые кисти, серый армяк, синяя заплата, желтый роброн
3.Описание пейзажа:
белая степь (2), белое облачко, белая туча, белый снег, что-то черное, свинцовые волны
4.Описание внутреннего состояния персонажа:
бледная Марья Ивановна (3), бледная Маша, бледный отец Герасим, бледная Палаша, бледное лицо, Швабрин бледен, вы бледны
5.Описание интерьера, помещения:
кровавые лужи, белая скатерть, золотая бумага
6.Описание животных:
Белый конь, белая лошадь, белая собачка
7.Обращение к персонажу повести:
девка красная, красная девица (2)
Вывод: установлено наибольшее количество употреблений прилагательных цвета для описания портрета (19), костюма (одежды) (13), пейзажа (7), внутреннего состояния персонажей (9). Реже прилагательные цвета встречаются в описании интерьера или помещения (3), описании животных (3), в обращении к персонажу (2).
Четвертый признак классификации -
г) роль прилагательных цвета:
Я разделил прилагательные цвета на несколько групп:
обозначение символа
портретная характеристика персонажей
характеристика персонажа, его внутреннего состояния
описание русского быта, историческая деталь
1.Обозначение символа:
цвет |
символ |
значение символа |
|
1 |
белый |
белая степь (в начале повести) |
чистота, свет, очищающая сила народного восстания (зимний пейзаж накануне бурана перед встречей Гринева с Пугачевым) |
белое облачко |
зарождающийся народный бунт (приближение бурана) |
||
белая туча |
разрастающийся народный мятеж (начало бурана) |
||
белый снег |
контраст между светлыми и темными силами ( белый снег и свинцовые волны в унылом пейзаже по дороге Гринева из Оренбурга в Белогорскую крепость) |
||
белый платок |
значимость, трагичность события (Пугачев подает сигнал для казни коменданта крепости) |
||
белый конь (лошадь) |
чистота, свет, правда; торжественность, важность седока (появление Пугачева-царя перед жителями крепости) |
||
белая скатерть |
торжественность и важность события (царский пир пугачевцев в захваченной крепости) |
||
белая степь (в конце повести) |
разросшаяся сила народного бунта (в сцене расставания Гринева с Пугачевым) |
||
белое платье |
чистота, свет; справедливость, благосклонность императрицы Екатерины II (встреча Маши с императрицей). В основе описания царицы – портрет В.Л.Боровикрвского, но Пушкин изменил цвет голубого платья. |
||
белая собачка |
на картине Боровиковского Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой итальянской породы – серо-голубой левреткой. Пушкин изменил породу и окрас собачки и вставил этот элемент в свою повесть. |
||
2 |
черный |
что-то черное |
неизвестные, пугающие, черные силы (появление Пугачева в сцене бурана) |
черная борода |
темные силы, зло, жестокость (в образе Пугачева) |
||
3 |
красный |
красный кафтан |
символ царской внешности Пугачева (во «дворце» после взятия крепости) |
красные пятна |
кровопролитие; жестокость персонажа (описание Хлопуши, соратника Пугачева, в его «дворце») |
||
красная рубаха |
кровопролитие; жестокость персонажа (описание Хлопуши) |
||
4 |
рыжий |
рыжая борода |
жестокость, бессердечие персонажа (описание Хлопуши) |
красные рожи |
кровопролитие, страдания, бесчинства пугачевцев (сцена пиршества пугачевцев) |
||
5 |
кровавый |
кровавые лужи |
война, жертвы, страдания, бесчинства пугачевцев (описание комнаты «посаженного отца» в сцене сна Гринева) |
окровавленная голова (Пугачева) |
наказание за принесенные страдания, жертвы, смерть (сцена казни Пугачева) |
2.Портретная характеристика персонажей:
цвет |
употребление в тексте |
значение |
|
1. |
черный |
с черными усами |
деталь портрета ротмистра гусарского полка Зурина |
с черной бородою с огненными глазами |
детали портрета Пугачева |
||
2. |
белый |
волосы совсем белы |
деталь портрета генерала, к которому явился Гринев по приезде в Оренбург, указывающая на его преклонный возраст |
3. |
румяный, светло-русый |
девушка, румяная, с светло-русыми волосами |
портрет Маши Мироновой;застенчивая, скромная, с непримечательной внешностью обыкновенная русская девушка |
4. |
Смуглый Черный |
с лицом смуглым волосы, черные как смоль, поседели |
деталь портрета Швабрина; Пушкин наделил этого неприятного персонажа чертами своей внешности, к которой относился скептически портрет Швабрина-доносчика в сцене суда над Гриневым; произошедшие события наложили отпечаток на его внешность |
седой |
с седою бородкою |
описание одного из любимцев Пугачева – беглого капрала Белобородова, исторического лица, участника Пугачевского восстания. «Седая бородка» говорит о возрасте персонажа, о его тщедушии. |
|
5. |
седой |
дожил до седых волос |
дожить до преклонных лет; обида Савельича на упреки Андрея Петровича Гринева в недобросовестном исполнении обязанностей |
6. |
красный, |
с красными рожами, |
деталь портрета пугачевцев |
9. |
рыжий, красноватый, серый |
рыжая борода, красноватые пятна, серые глаза |
вторым советником Пугачева был Хлопуша (Афанасий Соколов – видный участник Пугачевского восстания, историческое лицо, ссыльный преступник). На Гринева он произвел впечатление неизъяснимое |
11. |
голубой |
голубые глаза |
деталь портрета Екатерины II; создает приятный облик императрицы |
3.Характеристика персонажа, его внутреннего состояния:
цвет |
употребление в тексте |
значение |
|
1. |
красный |
красная девка (в эпиграфах) |
близость Маши к народу, простота героини |
красная девица (в обращении Пугачева к Маше Мироновой) |
духовная связь Пугачева с народом, знание фольклора |
||
2. |
румяный |
румяная девушка |
застенчивость простой русской девушки (первая встреча Гринева С Машей Мироновой) |
3. |
светло-русый |
светло-русые волосы |
Маша – обыкновенная русская девушка (первая встреча Гринева с Машей) |
4. |
бледный |
Марья Ивановна была бледна |
волнение и испуг Маши Мироновой после поединка между Гриневым и Швабриным |
«Как вы бледны» (о Гриневе) |
отчаяние Петра Гринева после получения письма с отказом в родительском благословении |
||
Марья Ивановна явилась к ужину бледная |
горечь расставания Маши с родными и любимым человеком перед отъездом в Оренбург |
||
Маша, бледная и трепещущая; отец Герасим, бледный и дрожащий; |
страх всех обитателей крепости перед смертью в сцене приступа крепости |
||
Палаша, бледная и трепещущая; |
страх Палаши перед пугачевцами, захватившими крепость и учинившими погром и расправу |
||
Марья Ивановна, бледная, худая; с улыбкой на бледном лице |
тяжелое физическое и душевное состояние Маши, находившейся «под караулом» у Швабрина после его измены |
||
Он (Швабрин) был ужасно худ и бледен |
отчаяние и страх Швабрина в сцене суда над ним |
||
Прилагательное «бледный» подчеркивает тяжесть бед и страданий, причиненных пугачевским бунтом. |
|||
5. |
огненный |
огненные глаза |
многоликость персонажа; гнев, возмущение, ярость Пугачева (сцена со списком Савельича о возмещении разграбленного добра) |
6. |
голубой |
голубые глаза |
«прелестный», привлекательный образ Екатерины II; автор изображает императрицу милостивой, снисходительной (сцена встречи Маши с царицей) |
3.Описание русского быта, историческая деталь:
цвет |
употребление в тексте |
значение |
|
1. |
черный |
черные усы (ротмистра гусарского полка Зурина) |
в XVIII в среди гусар было модным ношение черных длинных усов (сцена знакомства Гринева с Зуриным в Симбирске по дороге в Оренбург) |
2. |
зеленый |
зеленый мундир (у старого офицера крепости) |
в конце XVIII в пехотные войска носили зеленые мундиры (приезд Гринева в Белогорскую крепость) |
зеленое сукно |
мундир пехотинца из зеленого сукна |
||
3. |
синий |
синяя заплата (на зеленом мундире) |
бедность, убогость крепости, солдаты одеты в поношенные мундиры |
4. |
голубой |
голубая лента (у пугачевцев) |
царские вельможи, награжденные орденом Андрея Первозванного, носили голубую ленту (Пугачев выдавал своих соратников за вельмож) |
5. |
серый |
серый армяк |
крестьянская верхняя одежда; голубая лента поверх армяка пугачевцев создает комический эффект (описание пугачевцев во «дворце» после взятия крепости) |
6. |
золотой |
золотые кисти |
деталь «царского» головного убора Пугачева (соболья шапка с золотыми кистями) |
золотая бумага |
деталь интерьера пугачевского «дворца» (стены комнаты оклеены золотой бумагой) |
||
7. |
желтый |
желтый роброн |
в XVIII в модное торжественное платье с округленным шлейфом (сцена подготовки Маши к встрече с императрицей) |
Заключение
Все прилагательные, обозначающие цвет, выполняют важную роль в повести: являются символами, придают живописность картинам природы, вносят дополнительные оттенки в портреты героев, их характеристики, в описание русского быта, являются исторической деталью, выражают отношение автора к событиям и героям.
В описании картин природы А.С.Пушкин отдает предпочтение прилагательному «белый», которое символизирует чистоту и свет (т.е. очищение общества от крепостного права, угнетения народа, от жестокости и самовластия правительства в ходе крестьянского восстания). Автор признает справедливость восстания Пугачева, глубоко и исторически верно раскрыл его причины, ход и характер.
Но в то же время писатель показывает бесперспективность, «бессмысленность» бунта, его пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы. Поэтому в повести при описании пугачевцев часто используются прилагательные «красный»,«кровавый», «окровавленный», символизирующих кровопролитие, страдания, смерть.
Неоднозначным было отношение Пушкина и к Пугачеву. Облик Пугачева в повести сложен и противоречив: в нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь. Он постоянно перевоплощается из казака в самозванца, из «бродяги» в «великого государя»; то он нетерпеливый и скорый на расправу человек, то – рассудительный и примиряющий. В нем трагически сочетаются темные и светлые стороны. Символом темных сил в описании образа Пугачева преобладает прилагательное «черный».
По-разному относились к пугачевскому бунту представители высших и низших слоев общества: дворян и крестьян. «Народ» поддерживал Пугачева, неотступно следовал за ним, толпился вокруг него, радушно встречал, видел в нем мудрого и справедливого царя. Сторонники государыни-императрицы видели в Пугачеве разбойника и душегуба, вызывающего страх. Поэтому в сцене взятия пугачевцами Белогорской крепости Пушкин часто использует прилагательное «бледный» для описания душевных переживаний обитателей крепости: волнение, испуг, страх, отчаяние и др.
Это наиболее употребляемые прилагательные цвета в «Капитанской дочке».
Пушкин вводит в роман не только яркую систему образов людей, творящих эпоху, личностей исторических , но и такую систему символов, которая призвана соединить прежде всего историческое и поэтическое в произведении.
Пейзажи, портреты, описания настроения героев в повести необыкновенно скупы, немногословны. Но каждое точно подобранное слово помогает представить душевное состояние героев, их характеры, почувствовать стремительность событий. В этом большую роль играют прилагательные цвета.
Литература:
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Ожегов «Толковый словарь русского языка»
«Словарь иностранных слов»
Д.Д.Благой «Мастерство Пушкина», 1955 г
В.В.Виноградов «О языке художественной литературы», 1959 г
М.И.Гиллельсон, И.Б.Мушина «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя, 1977 г
Ю.М.Лотман «Анализ художественного текста», 1972 г
Ю.М.Лотман «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.», 1988
Ю.М.Лотман «Идейная структура «Капитанской дочки»
Е.А.Маймин «Пушкин. Жизнь и творчество», 1982г