Введение.
Интонация – это ювелирное украшение голоса музыки жизни.
Гарри Симанович
Когда я училась в первом классе, на празднике Великой Победы декламировала стихотворение Мусы Джалиля «Чулочки». Каково было моё удивление, когда просматривала видеоролик со своим выступлением, где все зрители стояли со слезами на глазах. Я спросила у мамы: «Почему так реагируют на моё выступление». Мама ответила: «Во- первых, это очень грустное произведение, а во- вторых ты рассказала её с правильной интонацией». Я очень обрадовалась, что смогла точно передать замысел автора. Но тогда не обратила особого внимания на слово «интонация».
В нынешнем учебном году на уроке русской литературы Лилия Валериевна предложила прочитать стихотворение с разными интонациями и объяснила значение и важность этого понятия. У меня возник вопрос: «Действительно ли интонация играет особую роль в жизни людей?» Поиск ответа на этот вопрос определил тему моей исследовательской работы:
«Роль интонации в жизни людей».
Проблема исследования: бытует мнение, что интонация – это душа речи, и она играет огромную роль во взаимоотношениях людей.
Актуальность исследования заключается в том, что интонация как мимика, жесты, добрые, ласковые слова являются неотъемлемой частью взаимоотношений людей.
Гипотезой выступило предположение о том, что интонация - важный фактор живой речи.
Объектом исследования явилась эмоциональная, живая речь.
Предмет исследования – интонация в отношениях людей.
Цель работы: выяснить, какую роль играет интонация в жизни?
Задачи:
- выявить методы воздействия интонации на слушателей (эмоциональная и логическая);
- Провести анкетирование, наблюдение, эксперимент по теме: «Влияние интонации на слушателей».
Методы исследования:
- изучение литературы об интонации, её разновидностях;
- проведение опроса;
- анкетирование учителей, обучающихся, диктора телевидения, родителей;
- сравнительный анализ детских стихотворений по эмоциональной окраске;
- сравнительный анализ декламации стихотворений одноклассников.
Средства:
- литература по данной теме; интернет-ресурсы; анкеты, опросники.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к интонации, что может благотворно влиять на взаимоотношения, повысить интерес друг к другу.
Практическая часть. Исследование по теме работы.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Владимир Солоухин
Да, действительно, слово может ранить человека до глубины души, может обрадовать. Каждое слово можно произносить с разной интонацией, и оно принимает разную окраску. С раннего детства родители учат меня говорить, учить стихотворения правильно, с расстановкой, надлежащей паузой. Эти же правила действуют и на уроках литературы. Меня заинтересовал вопрос: что такое интонация? Зачем люди меняют свою интонацию? Какую роль играет интонация в жизни каждого из нас? Чтобы ответить на эти вопросы мы провели исследование
Значение (этимология) слова.
Для начала мы нашли в словаре происхождение слова «интонация». Слово интонация образовалось от латинского слова intonare — громко произносить. Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски[2, с. 250].
В словаре С.И. Ожегова слово «интонация» дается в трех вариантах: 1) Повышение или понижение тона голоса при произношении. 2) Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Третий вариант относится к музыке.
Интонационные средства:
- ударения (правильная постановка ударения – один из признаков грамотности: позвонит, красивее),
- паузы (помогают говорящему формулировать предложения, а слушающему понимать информацию),
- тон (бывает высоким и низким, громким и тихим, приказным, сдержанным, чётким – тон раскрывает настроение и характер говорящего),
- тембр голоса (резкий, мягкий),
- темп речи (быстрый, медленный).
О свойствах интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, сирийский писатель и учёный-энциклопедист XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, — глуп как коза». [4].
Виды интонации.
По ходу исследования на уроке русского языка мы столкнулись еще с одной темой. Это виды интонаций в предложениях. Для меня, второклассницы, это новая тема. Основными в русском языке являются три вида интонации: повествовательная, вопросительная и восклицательная. Для себя сделала вывод:
Повествовательная интонация - спокойная речь, со снижением голоса к концу предложения. Например: «Недавно мы купили котенка».
Вопросительная интонация - увеличение громкости голоса к слову, которое вы хотите выделить. «А вы хотели бы приобрести котенка?».
Восклицательная интонация – усиление голоса к окончанию предложения. «Мой котенок самый лучший!»
Интересные методы воздействия интонации на слушателей.
Работая над этой темой, мы определили, что ИНТОНАЦИЯ условно делится на эмоциональную и логическую.
А)Эмоциональная
При разговоре, учитывая ситуацию или собеседника у нас появляются разные окраски тона, голоса, эмоции. Эмоции хочу рассмотреть на примере стихотворений для детей.
Например как можно выразить:
РАДОСТЬ, удовольствие, довольство, блаженство, восхищение, восторг, ликование.
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
Но вот вспорхнули яблоки,
Ведь это снегири!
ПЕЧАЛЬ, грусть, тоска, тоскливость, уныние, безотрадность, безрадостность, подавленность, угнетенность, горе, огорчение.
Ирина Токмакова
«Мне грустно — я лежу больной»
Вот новый катер заводной.
А в деревне – лошади.
Папа мне купил тягач,
Кран игрушечный и мяч.
А в деревне – лошади.
Мне грустно — я лежу больной.
Вот вертолётик жестяной.
А в деревне — лошади.
Я в деревне летом был,
Я лошадь серую кормил,
Она сухарь жевала
И головой кивала.
ИСПУГ, тревога, беспокойство, волнение, смятение, взволнованность, замешательство, страх, паника, ужас, отчаяние.
«Страх» (В. Кудрявцев)
У страха глаза велики.
У страха не зубы – клыки.
У страха, как бочка живот.
У страха желанье есть –
Схватить, укусить, даже съесть!
Трусишка придумает страх
И жалобно ахает:
- Ах!
А я ничего не боюсь.
Придумаю страх –
И смеюсь.
УДИВЛЕНИЕ, изумление, недоумение.
А. Барто «Погремушка»
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка –
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит – что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
ГНЕВ, возмущение, ярость, негодование, озлобленность, раздражение, злость.
К.Чуковский «Краденое солнце»
И встал медведь,
Зарычал медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое.
Вывод: в исследовании мы специально взяли за образец не прозаические, а детские стихотворные тексты. Вы все знаете, что со стихотворением работать сложнее, ведь многое скрыто от невнимательного читателя, невнимательного к слову, ритму, стилю стихотворения. От интонации зависит и настроение текста. Очень интересно и то, если в стихотворении имеются слова, которые выражают радость, веселье, спокойствие, доброту, озорство тогда и текст получается таким же. А есть такие люди, кто самое прекрасное произведение превращает в такое, что не хочется его слушать.
Б)Логическая
Логическое ударение – это выделение наиболее важных слов во фразе (не столько усилением звука, сколько изменением интонации, ритма и постановкой пауз).
Барто А.Л. «Разлука»
Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни
Не купался в речке даже.
Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке:
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Вывод: в стихотворении мы наблюдаем интонацию перечисления – это такая интонация, при которой после каждого однородного члена делается пауза и на каждое из них ставится логическое ударение.
В) Передача эмоций, интонаций через смайлики.
В современной письменной речи отсутствуют инструменты, которые позволили бы быстро отобразить настроение автора, его эмоциональное состояние, интонацию и отношение к собеседнику. В литературе писатели обычно справляются с подобным, выражая мысли несколькими предложениями, но в интернет переписке, где важна быстрота при общении в социальных сетях, это крайне непрактично. Такой диалог будет затянутым, ведь каждому собеседнику придется раздумывать над тем, как он употребит те или иные слова, поймет ли его правильно другая сторона.
И тут на помощь приходят смайлики – наборы символов, отображающие человеческие эмоции или интонацию. Они значительно экономят время и упрощают текстовое общение между пользователями сети.
Вывод: в последнее время смайлики, выражающие эмоции, интонацию очень актуальны во время онлайн переписки, так как облегчают взаимопонимание.
Анкетирование, наблюдение, эксперимент по теме: «Влияние интонации на слушателей».
Эксперимент
Вместе с Лилией Валериевной мы решили провести эксперимент в нашей группе, чтобы выяснить:
-с какой интонацией рассказывают мои одноклассники выученное стихотворение;
- правильно ли оценивают рассказчика слушатели;
- нравится ли их декламация другим обучающимся;
- влияет ли та или иная интонация на слушателей.
Для достоверности выводов подготовили шаблон оценивания выступающих. ( Приложение 1)
Эксперимент мы проводили на уроке русской литературы. Было задано домашнее задание – выучить стихотворение И.М. Пивоварова «Картина». На уроке каждому ученику дали карточку и в них попросили делать пометки по каждому пункту. Письменный опрос показал (в эксперименте участвовало 12 обучающихся и Лилия Валериевна), что учащиеся нашей группы охотно рассказывают стихотворение, многие с правильной интонацией, затем Лилия Валериевна вывела средние показатели по группе (Приложение 2).
Из 12 обучающихся, включая меня, (показатели учитывали 11 и более):
- с интонацией рассказывают 7, то есть больше половины нашей группы;
- интересно слушать 7 обучающихся;
- сила голоса отмечена только у 6;
-соответствующее произношение у 5 обучающихся;
- оценка «5» за интонацию у 4 обучающихся.
Вывод: несмотря на то, что с интонацией рассказывают 7 обучающихся оценку «5» получили только 4. Можно сделать вывод, что в нашей группе с соответствующей интонацией стихотворение рассказывают только 4 обучающихся. Остальным моим одноклассникам необходимо подтянуться по некоторым показателям.
Наблюдение
В течение месяца проводила наблюдение над речью и интонацией окружающих меня людей – моей семьи, одноклассников, учителей. И наблюдение показало, что речь – зеркало, которое показывает воспитанность, характер и культуру человека. Оказывается, огромную роль в общении играет интонация. Без неё не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются собеседнику. С помощью интонации с легкостью можно изменить значение слова. Например, словосочетания «Гроза надвигается» может быть произнесено равнодушно, спокойно, с опасением, тревогой, ужасом или радостью, восторгом. Делая вывод можно точно сказать -интонация, как и мимика, жесты, может иногда рассказать больше, чем слова.
При изучении данной темы о роли интонации в жизни людей я нашла интересные сведения о древнегреческом философе Сократе, который высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести слово и как благодаря интонации меняется смысл высказывания.
Возьмем, например, слова "да" и "нет".
"Да" может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание...
"Нет" - несогласие, размышление, сомнение... Английский драматург Бернард Шоу очень правильно сказал: "Есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет" и только один способ это написать".
Мы выяснили, что радостная, спокойная, восторженная интонация положительно влияют на взаимоотношения людей, на их эмоциональное состояние. Это доказывает проведенный нами эксперимент.
Анкетирование
У нас возник вопрос, в какой деятельности, в каких профессиях интонация играет важную роль, как используют её, чтобы привлечь внимание слушателей?
Мы разработали вопросник (Приложение 3) и решили опросить актера, режиссера, 3 учителей, диктора радио и телевещания, 2 обучающихся, которые заняли призовые места на конкурсах чтецов (в анкетировании участвовали 8 человек). Все опрошенные с интересом отнеслись к данному заданию и выдвинули свои точки зрения по теме «Интонация». Их ответы мы можем посмотреть в сводной таблице (Приложение 4).
Вывод: в каждой профессии, деятельности имеет свою, особую, важную роль. Для актера, диктора, режиссёра - основа профессии, вся их жизнь состоит из интонаций, для раскрытия образа; обучающимся - для выразительности речи, с правильной интонацией рассказать стихотворение; учителям – на уроках, для общения с окружающими, воспринимать и анализировать литературные тексты. Всем остальным для взаимопонимания.
Заключение.
Когда мы говорим, то стараемся убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. А для того чтобы окружающие вас понимали, необходимо позаботиться об интонации. Действительно интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла, играет огромную роль в жизни, во взаимоотношениях людей.
Таким образом, я подтвердила гипотезу, что интонация - важный фактор живой речи. Так как «эмоциональная речь в большей степени воздействует на слушателя, чем бесстрастная» [1, с. 68].
Для себя я сделала вывод, что голос - только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно, что красивое, но глупое лицо.
Список литературы.
1.Введенская Л.А., Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. – М., 1996.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
3.Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка–
М., 2010.
4.http://dic.academic.ru
Приложение 1 Дата: 08.11.2018г.
Лист оценки
стихотворение И.М.Пивоварова «Картина», обучающиеся 2б класса
МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево
Ф.И.О обучающегося |
Как рассказывает с интон. (+) без. интон. (-) |
Интересно ли слушать? Да (+) Нет (-) |
Сила голоса Да (+) Нет (-) |
Произношение Да (+) Нет (-) |
Оценка за интонацию от 1 до 5 |
Барамыкова Аделия |
|||||
Галиева Лилия |
|||||
Гарифуллин Артур |
|||||
Гимадисламова Дилара |
|||||
Данилова Ангелина |
|||||
Каримова Лилиана |
|||||
Михайлова Ангелина |
|||||
Мухаматуллин Арслан |
|||||
Нургалиева Самира |
|||||
Фаткуллин Аслан |
|||||
Фаязов Ильмир |
|||||
Хасанова Эльвина |
|||||
ШариповаСамира |
Приложение 2
Сводная таблица листа оценивания
стихотворение И.М. Пивоварова «Картина», обучающиеся 2б класса
МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево
Ф.И.О. обучающихся |
С интонацией |
Интересно ли слушать? |
Сила голоса |
Произношение |
Оценка за интонацию |
||||||||||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Аделия |
12 |
1 |
9 |
4 |
10 |
3 |
10 |
3 |
3 |
10 |
|||||||
Лилия |
8 |
5 |
3 |
10 |
8 |
5 |
9 |
4 |
3 |
5 |
5 |
||||||
Артур |
7 |
6 |
5 |
8 |
3 |
10 |
6 |
7 |
1 |
5 |
4 |
3 |
|||||
Д. Ангелина |
12 |
1 |
13 |
- |
13 |
- |
12 |
1 |
1 |
12 |
|||||||
Лилиана |
12 |
1 |
12 |
1 |
11 |
2 |
11 |
2 |
3 |
9 |
|||||||
М. Ангелина |
13 |
- |
11 |
2 |
11 |
2 |
10 |
3 |
13 |
||||||||
Арслан |
10 |
3 |
11 |
2 |
9 |
4 |
10 |
3 |
1 |
1 |
4 |
7 |
|||||
Н.Самира |
13 |
- |
13 |
- |
11 |
2 |
12 |
1 |
2 |
11 |
|||||||
Аслан |
9 |
4 |
10 |
3 |
10 |
3 |
10 |
3 |
1 |
4 |
8 |
||||||
Ильмир |
11 |
2 |
9 |
4 |
11 |
2 |
11 |
2 |
1 |
3 |
9 |
||||||
Эльвина |
13 |
- |
13 |
- |
12 |
1 |
13 |
- |
13 |
||||||||
Ш.Самира |
10 |
3 |
11 |
2 |
8 |
5 |
9 |
4 |
2 |
2 |
9 |
Приложение 3
Анкета
Ф.И.О. |
|
Вид деятельности, профессия |
|
Что по - вашему означает слово «Интонация»? |
|
В каких ситуациях сталкиваетесь с этим понятием? |
|
Помогает ли вам в вашей деятельности интонация? |
|
Как вы считаете, влияет ли интонация на взаимоотношения людей? |
|
Как, по-вашему, можно совершенствовать интонационные умения? |
|
Какую роль играет интонация в вашей жизни? |
Приложение 4 Результат анкетирования
Участники (8 человек) |
актер, режиссер, 3 учителя, 1 диктор радио и телевещания, 2 обучающихся |
Что означает слово «Интонация»? |
- выразительная речь - мелодия слов - сила звучания |
В каких ситуациях сталкиваетесь с этим понятием? |
- выступление перед зрителями - знакомство с произведением - на конкурсах - во время разговора - повседневно - на радио-телевещании |
Помогает ли вам в вашей деятельности интонация? |
- да, в большинстве случаев логическая - основа профессии - для восприятия текста слушателем - помогает довести суть, основу текста - занимать призовые места |
Как вы считаете, влияет ли интонация на взаимоотношения людей? |
- да, для взаимопонимания - слово «Здравствуй» можно сказать с разной интонацией - да, так как она показатель теплоты - грамотная интонация – показатель коммуникабельности -помогает добиваться успехов в переговорах |
Как, по-вашему, можно совершенствовать интонационные умения? |
- читать вслух и очень много, обращая внимание на знаки препинания - на примере актерского чтения |
Какую роль играет интонация в вашей жизни? |
- важную роль, так как она основа моей профессии - для общения с окружающими - для выразительности речи - вся жизнь актёра состоит из интонации - для раскрытия образа |