Роль интонации в жизни людей

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль интонации в жизни людей

Хасанова Э.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 села Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Фазлыева Л.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Интонация – это ювелирное украшение голоса музыки жизни.

Гарри Симанович

Когда я училась в первом классе, на празднике Великой Победы декламировала стихотворение Мусы Джалиля «Чулочки». Каково было моё удивление, когда просматривала видеоролик со своим выступлением, где все зрители стояли со слезами на глазах. Я спросила у мамы: «Почему так реагируют на моё выступление». Мама ответила: «Во- первых, это очень грустное произведение, а во- вторых ты рассказала её с правильной интонацией». Я очень обрадовалась, что смогла точно передать замысел автора. Но тогда не обратила особого внимания на слово «интонация».

В нынешнем учебном году на уроке русской литературы Лилия Валериевна предложила прочитать стихотворение с разными интонациями и объяснила значение и важность этого понятия. У меня возник вопрос: «Действительно ли интонация играет особую роль в жизни людей?» Поиск ответа на этот вопрос определил тему моей исследовательской работы:

«Роль интонации в жизни людей».

Проблема исследования: бытует мнение, что интонация – это душа речи, и она играет огромную роль во взаимоотношениях людей.

Актуальность исследования заключается в том, что интонация как мимика, жесты, добрые, ласковые слова являются неотъемлемой частью взаимоотношений людей.

Гипотезой выступило предположение о том, что интонация - важный фактор живой речи.

Объектом исследования явилась эмоциональная, живая речь.

Предмет исследования – интонация в отношениях людей.

Цель работы: выяснить, какую роль играет интонация в жизни?

Задачи:

- выявить методы воздействия интонации на слушателей (эмоциональная и логическая);

- Провести анкетирование, наблюдение, эксперимент по теме: «Влияние интонации на слушателей».

Методы исследования:

- изучение литературы об интонации, её разновидностях;

- проведение опроса;

- анкетирование учителей, обучающихся, диктора телевидения, родителей;

- сравнительный анализ детских стихотворений по эмоциональной окраске;

- сравнительный анализ декламации стихотворений одноклассников.

Средства:

- литература по данной теме; интернет-ресурсы; анкеты, опросники.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к интонации, что может благотворно влиять на взаимоотношения, повысить интерес друг к другу.

Практическая часть. Исследование по теме работы.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Владимир Солоухин

Да, действительно, слово может ранить человека до глубины души, может обрадовать. Каждое слово можно произносить с разной интонацией, и оно принимает разную окраску. С раннего детства родители учат меня говорить, учить стихотворения правильно, с расстановкой, надлежащей паузой. Эти же правила действуют и на уроках литературы. Меня заинтересовал вопрос: что такое интонация? Зачем люди меняют свою интонацию? Какую роль играет интонация в жизни каждого из нас? Чтобы ответить на эти вопросы мы провели исследование

Значение (этимология) слова.

Для начала мы нашли в словаре происхождение слова «интонация». Слово интонация образовалось от латинского слова intonare — громко произносить. Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски[2, с. 250].

В словаре С.И. Ожегова слово «интонация» дается в трех вариантах: 1) Повышение или понижение тона голоса при произношении. 2) Манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего, тон. Третий вариант относится к музыке.

Интонационные средства:

- ударения (правильная постановка ударения – один из признаков грамотности: позвонит, красивее),

- паузы (помогают говорящему формулировать предложения, а слушающему понимать информацию),

- тон (бывает высоким и низким, громким и тихим, приказным, сдержанным, чётким – тон раскрывает настроение и характер говорящего),

- тембр голоса (резкий, мягкий),

- темп речи (быстрый, медленный).

О свойствах интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, сирийский писатель и учёный-энциклопедист XIII в., писал: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, — глуп как коза». [4].

Виды интонации.

По ходу исследования на уроке русского языка мы столкнулись еще с одной темой. Это виды интонаций в предложениях. Для меня, второклассницы, это новая тема. Основными в русском языке являются три вида интонации: повествовательная, вопросительная и восклицательная. Для себя сделала вывод:

Повествовательная интонация - спокойная речь, со снижением голоса к концу предложения. Например: «Недавно мы купили котенка».

Вопросительная интонация - увеличение громкости голоса к слову, которое вы хотите выделить. «А вы хотели бы приобрести котенка?».

Восклицательная интонация – усиление голоса к окончанию предложения. «Мой котенок самый лучший!»

Интересные методы воздействия интонации на слушателей.

Работая над этой темой, мы определили, что ИНТОНАЦИЯ условно делится на эмоциональную и логическую.

А)Эмоциональная

При разговоре, учитывая ситуацию или собеседника у нас появляются разные окраски тона, голоса, эмоции. Эмоции хочу рассмотреть на примере стихотворений для детей.

Например как можно выразить:

РАДОСТЬ, удовольствие, довольство, блаженство, восхищение, восторг, ликование.

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но вот вспорхнули яблоки,

Ведь это снегири!

ПЕЧАЛЬ, грусть, тоска, тоскливость, уныние, безотрадность, безрадостность, подавленность, угнетенность, горе, огорчение.

Ирина Токмакова

«Мне грустно — я лежу больной»

Вот новый катер заводной.

А в деревне – лошади.

Папа мне купил тягач,

Кран игрушечный и мяч.

А в деревне – лошади.

Мне грустно — я лежу больной.

Вот вертолётик жестяной.

А в деревне — лошади.

Я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил,

Она сухарь жевала

И головой кивала.

ИСПУГ, тревога, беспокойство, волнение, смятение, взволнованность, замешательство, страх, паника, ужас, отчаяние.

«Страх» (В. Кудрявцев)

У страха глаза велики.

У страха не зубы – клыки.

У страха, как бочка живот.

У страха желанье есть –

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает:

- Ах!

А я ничего не боюсь.

Придумаю страх –

И смеюсь.

УДИВЛЕНИЕ, изумление, недоумение.

А. Барто «Погремушка»

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка –

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит – что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

ГНЕВ, возмущение, ярость, негодование, озлобленность, раздражение, злость.

К.Чуковский «Краденое солнце»

И встал медведь,

Зарычал медведь,

И к Большой Реке

Побежал Медведь.

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит –

Солнце красное,

Солнце краденое.

Вывод: в исследовании мы специально взяли за образец не прозаические, а детские стихотворные тексты. Вы все знаете, что со стихотворением работать сложнее, ведь многое скрыто от невнимательного читателя, невнимательного к слову, ритму, стилю стихотворения. От интонации зависит и настроение текста. Очень интересно и то, если в стихотворении имеются слова, которые выражают радость, веселье, спокойствие, доброту, озорство тогда и текст получается таким же. А есть такие люди, кто самое прекрасное произведение превращает в такое, что не хочется его слушать.

Б)Логическая

Логическое ударение – это выделение наиболее важных слов во фразе (не столько усилением звука, сколько изменением интонации, ритма и постановкой пауз).

Барто А.Л. «Разлука»

Всё я делаю для мамы:

Для неё играю гаммы,

Для неё хожу к врачу,

Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже,

Для неё после болезни

Не купался в речке даже.

Для неё я мою руки,

Ем какие-то морковки...

Только мы теперь в разлуке:

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке.

Вывод: в стихотворении мы наблюдаем интонацию перечисления – это такая интонация, при которой после каждого однородного члена делается пауза и на каждое из них ставится логическое ударение.

В) Передача эмоций, интонаций через смайлики.

В современной письменной речи отсутствуют инструменты, которые позволили бы быстро отобразить настроение автора, его эмоциональное состояние, интонацию и отношение к собеседнику. В литературе писатели обычно справляются с подобным, выражая мысли несколькими предложениями, но в интернет переписке, где важна быстрота при общении в социальных сетях, это крайне непрактично. Такой диалог будет затянутым, ведь каждому собеседнику придется раздумывать над тем, как он употребит те или иные слова, поймет ли его правильно другая сторона.

И тут на помощь приходят смайлики – наборы символов, отображающие человеческие эмоции или интонацию. Они значительно экономят время и упрощают текстовое общение между пользователями сети.

Вывод: в последнее время смайлики, выражающие эмоции, интонацию очень актуальны во время онлайн переписки, так как облегчают взаимопонимание.

Анкетирование, наблюдение, эксперимент по теме: «Влияние интонации на слушателей».

Эксперимент

Вместе с Лилией Валериевной мы решили провести эксперимент в нашей группе, чтобы выяснить:

-с какой интонацией рассказывают мои одноклассники выученное стихотворение;

- правильно ли оценивают рассказчика слушатели;

- нравится ли их декламация другим обучающимся;

- влияет ли та или иная интонация на слушателей.

Для достоверности выводов подготовили шаблон оценивания выступающих. ( Приложение 1)

Эксперимент мы проводили на уроке русской литературы. Было задано домашнее задание – выучить стихотворение И.М. Пивоварова «Картина». На уроке каждому ученику дали карточку и в них попросили делать пометки по каждому пункту. Письменный опрос показал (в эксперименте участвовало 12 обучающихся и Лилия Валериевна), что учащиеся нашей группы охотно рассказывают стихотворение, многие с правильной интонацией, затем Лилия Валериевна вывела средние показатели по группе (Приложение 2).

Из 12 обучающихся, включая меня, (показатели учитывали 11 и более):

- с интонацией рассказывают 7, то есть больше половины нашей группы;

- интересно слушать 7 обучающихся;

- сила голоса отмечена только у 6;

-соответствующее произношение у 5 обучающихся;

- оценка «5» за интонацию у 4 обучающихся.

Вывод: несмотря на то, что с интонацией рассказывают 7 обучающихся оценку «5» получили только 4. Можно сделать вывод, что в нашей группе с соответствующей интонацией стихотворение рассказывают только 4 обучающихся. Остальным моим одноклассникам необходимо подтянуться по некоторым показателям.

Наблюдение

В течение месяца проводила наблюдение над речью и интонацией окружающих меня людей – моей семьи, одноклассников, учителей. И наблюдение показало, что речь – зеркало, которое показывает воспитанность, характер и культуру человека. Оказывается, огромную роль в общении играет интонация. Без неё не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются собеседнику. С помощью интонации с легкостью можно изменить значение слова. Например, словосочетания «Гроза надвигается» может быть произнесено равнодушно, спокойно, с опасением, тревогой, ужасом или радостью, восторгом. Делая вывод можно точно сказать -интонация, как и мимика, жесты, может иногда рассказать больше, чем слова.

При изучении данной темы о роли интонации в жизни людей я нашла интересные сведения о древнегреческом философе Сократе, который высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести слово и как благодаря интонации меняется смысл высказывания.

Возьмем, например, слова "да" и "нет".

"Да" может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание...

"Нет" - несогласие, размышление, сомнение... Английский драматург Бернард Шоу очень правильно сказал: "Есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет" и только один способ это написать".

Мы выяснили, что радостная, спокойная, восторженная интонация положительно влияют на взаимоотношения людей, на их эмоциональное состояние. Это доказывает проведенный нами эксперимент.

Анкетирование

У нас возник вопрос, в какой деятельности, в каких профессиях интонация играет важную роль, как используют её, чтобы привлечь внимание слушателей?

Мы разработали вопросник (Приложение 3) и решили опросить актера, режиссера, 3 учителей, диктора радио и телевещания, 2 обучающихся, которые заняли призовые места на конкурсах чтецов (в анкетировании участвовали 8 человек). Все опрошенные с интересом отнеслись к данному заданию и выдвинули свои точки зрения по теме «Интонация». Их ответы мы можем посмотреть в сводной таблице (Приложение 4).

Вывод: в каждой профессии, деятельности имеет свою, особую, важную роль. Для актера, диктора, режиссёра - основа профессии, вся их жизнь состоит из интонаций, для раскрытия образа; обучающимся - для выразительности речи, с правильной интонацией рассказать стихотворение; учителям – на уроках, для общения с окружающими, воспринимать и анализировать литературные тексты. Всем остальным для взаимопонимания.

Заключение.

Когда мы говорим, то стараемся убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. А для того чтобы окружающие вас понимали, необходимо позаботиться об интонации. Действительно интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла, играет огромную роль в жизни, во взаимоотношениях людей.

Таким образом, я подтвердила гипотезу, что интонация - важный фактор живой речи. Так как «эмоциональная речь в большей степени воздействует на слушателя, чем бесстрастная» [1, с. 68].

Для себя я сделала вывод, что голос - только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно, что красивое, но глупое лицо.

Список литературы.

1.Введенская Л.А., Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. – М., 1996.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.

3.Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка–

М., 2010.

4.http://dic.academic.ru

Приложение 1 Дата: 08.11.2018г.

Лист оценки

стихотворение И.М.Пивоварова «Картина», обучающиеся 2б класса

МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево

Ф.И.О обучающегося

Как рассказывает

с интон. (+)

без. интон. (-)

Интересно ли слушать?

Да (+)

Нет (-)

Сила голоса

Да (+)

Нет (-)

Произношение

Да (+)

Нет (-)

Оценка за интонацию

от 1 до 5

Барамыкова Аделия

         

Галиева Лилия

         

Гарифуллин Артур

         

Гимадисламова Дилара

         

Данилова Ангелина

         

Каримова Лилиана

         

Михайлова Ангелина

         

Мухаматуллин Арслан

         

Нургалиева Самира

         

Фаткуллин Аслан

         

Фаязов Ильмир

         

Хасанова Эльвина

         

ШариповаСамира

         

Приложение 2

Сводная таблица листа оценивания

стихотворение И.М. Пивоварова «Картина», обучающиеся 2б класса

МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево

Ф.И.О.

обучающихся

С интонацией

Интересно ли слушать?

Сила голоса

Произношение

Оценка за интонацию

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1

2

3

4

5

Аделия

12

1

9

4

10

3

10

3

     

3

10

Лилия

8

5

3

10

8

5

9

4

   

3

5

5

Артур

7

6

5

8

3

10

6

7

1

 

5

4

3

Д. Ангелина

12

1

13

-

13

-

12

1

     

1

12

Лилиана

12

1

12

1

11

2

11

2

     

3

9

М. Ангелина

13

-

11

2

11

2

10

3

       

13

Арслан

10

3

11

2

9

4

10

3

 

1

1

4

7

Н.Самира

13

-

13

-

11

2

12

1

     

2

11

Аслан

9

4

10

3

10

3

10

3

 

1

 

4

8

Ильмир

11

2

9

4

11

2

11

2

 

1

 

3

9

Эльвина

13

-

13

-

12

1

13

-

       

13

Ш.Самира

10

3

11

2

8

5

9

4

 

2

 

2

9

Приложение 3

Анкета

Ф.И.О.

 

Вид деятельности, профессия

 

Что по - вашему означает слово «Интонация»?

 

В каких ситуациях сталкиваетесь с этим понятием?

 

Помогает ли вам в вашей деятельности интонация?

 

Как вы считаете, влияет ли интонация на взаимоотношения людей?

 

Как, по-вашему, можно совершенствовать интонационные умения?

 

Какую роль играет интонация в вашей жизни?

 

Приложение 4 Результат анкетирования

Участники (8 человек)

актер, режиссер, 3 учителя, 1 диктор радио и телевещания, 2 обучающихся

Что означает слово «Интонация»?

- выразительная речь

- мелодия слов

- сила звучания

В каких ситуациях сталкиваетесь с этим понятием?

- выступление перед зрителями

- знакомство с произведением

- на конкурсах

- во время разговора

- повседневно

- на радио-телевещании

Помогает ли вам в вашей деятельности интонация?

- да, в большинстве случаев логическая

- основа профессии

- для восприятия текста слушателем

- помогает довести суть, основу текста

- занимать призовые места

Как вы считаете, влияет ли интонация на взаимоотношения людей?

- да, для взаимопонимания

- слово «Здравствуй» можно сказать с разной интонацией

- да, так как она показатель теплоты

- грамотная интонация – показатель коммуникабельности

-помогает добиваться успехов в переговорах

Как, по-вашему, можно совершенствовать интонационные умения?

- читать вслух и очень много, обращая внимание на знаки препинания

- на примере актерского чтения

Какую роль играет интонация в вашей жизни?

- важную роль, так как она основа моей профессии

- для общения с окружающими

- для выразительности речи

- вся жизнь актёра состоит из интонации

- для раскрытия образа

Просмотров работы: 234