Введение
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи.
Русский язык обладает богатством нашего народа. Писатели постоянно напоминают нам и своим творчеством, и прямыми высказываниями, что нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем. Мы называем свой язык родным, потому что говорим на нём с детства, думаем, мечтаем, на нём говорят наши родственники.
Одно русское слово может иметь несколько значений. Многозначность слова очень важна для всего языка, она во много раз увеличивает богатство, выразительность нашей речи.
Актуальность данной работы заключается в том, что язык нужно беречь и задумываться над каждым сказанным словом. Поэтому мы взяли слово «язык», которое так часто употребляем в нашей повседневной речи. Но иногда не полностью понимаем смысл этого слова. Нам захотелось больше узнать о слове и показать, что слово многозначное.
Цель: найти доказательства многозначности слова «язык».
Задачи:
Познакомиться с происхождением и лексическим значением слова «язык»;
Определить, для чего нам нужен язык;
Узнать, сколько значений имеет слово «язык»;
Найти предметы, похожие по форме на язык, фразеологизмы, пословицы с этим словом;
Провести опрос учащихся 6 класса.
Гипотеза: мы предполагаем, что учащиесязнают не все значения слова, поэтому данная работа поможет нам и всем желающим расширит свой кругозор и словарный запас.
Объект исследования: словарное слово «язык».
Предмет исследования: многозначность слова «язык»
Методы исследования: изучение литературных источников по теме исследования, анализ, обобщение.
Базу исследования составили учащиеся 6 класса.
Практическая значимость работы: материалы данной работы могут быть использованы на уроках русского языка, посвященных изучению раздела «Лексика и фразеология», на уроках литературы по теме «Пословицы и поговорки».
Глава I
I.1. Происхождение и прямое значение слова «язык»
Точных свидетельств о происхождении слова «Язык» не сохранилось.
При сравнительном анализе со славянскими языками и латынью появляется основное значение: «вязь», «вязать», «связывать». При дословной расшифровке с санскрита (недостоверный источник) — я знаю, что из себя исторгаю (произношу).
В «Этимологическом словаре русского языка» Семенова В.А. нашли такое объяснение:
Древнерусское – языкъ (речь, орган вкуса).
Общеславянское – jezykъ (речь, то, что связывает людей, соединяет их в народ, племя).
Время появления в древнерусском языке – начало IX в.
Это слово получило широкое распространение лишь в X в., при этом значение «орган вкуса» не было для него основным и изначальным.
Примерно с XI в. засвидетельствовано значение «речь».
Общеславянское слово jezykъ восходит к индоевропейской основе.
По мнению исследователей, исходя из наиболее вероятного исходного значения («речь»), можно предположить, что корень в этом слове имеет отношение к общеславянскому vezati с начальным v, вероятно, под влиянием viti.
В современном русском языке слово имеет множество значений.
В «Словаре современного русского литературного языка» в 17 - ти томах насчитывается 10 значений слова «язык». Из них только одно прямое значение — это орган вкуса, а остальные переносные [6, с.426].
Древнерусское слово язык - «я есмь зык», я есть орудие голоса, имеет смысловую полноту. В словаре В. И. Даля: язык - мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков [2, с.684].
Прямое лексическое значение данного слова: подвижный мышечный орган, находящийся в ротовой полости.Длина его 9 см, ширина 5 см и вес 50 граммов. Язык формируют 16 различных видов мышц, соединенных с основанием нижней челюсти и позволяющих ему выполнять множество движений, например, складываться, вращаться. Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности (в среднем до 80 движений в минуту) он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи, смешиванию слюны с пищей, очищению зубов частицами твёрдой пищи и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод [1, с.204 ].
Толкование слова «язык» из словаря Ожегова:
«Язык - исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе» [М,95,с.907].
I.2. Для чего нужен язык
Pечь - поистине «дар» языка. Вместе с губами, гортанью и нёбом язык задействован в производстве разнообразных звуков. Но говорить могут только люди. Человеческий язык - многофункциональный орган, позволяющий принимать пищу, чувствовать вкус и общаться. А между тем ответственный за эту способность орган есть у многих животных.
Полноценный язык впервые появился у рептилий, а именно, у ящериц и змей. У них он подвижен и способен далеко выдвигаться наружу, к тому же у многих язык раздвоен на конце, и в старину думали, что это не что иное, как ядовитое жало. Никакого яда, конечно, на нем нет. Рептилии высовывают и прячут его для того, чтобы все «пробовать на вкус». Язык хамелеона представляет собой искусный ловчий аппарат с липким капканом в виде расширенного железистого поля на конце.
Очень разнообразны птичьи языки, форма которых удивительно соответствует способу питания. У некоторых уток, которые добывают пищу, профильтровывая воду и придонный ил, по краям языка есть бахрома, помогающая задерживать рачков, личинок насекомых, мелкую рыбешку. У колибри и птиц-медососов этот орган сворачивается в трубку и помогает выкачивать цветочный нектар. Язык попугаев — мясистый, с жестким роговым покрытием — идеальное орудие для дробления мелких орешков. Наверное, самый удивительный он — у дятлов. Выискивая насекомых в коре и стволах деревьев, дятел клювом выдалбливает отверстие, но, чтобы достать личинок, спрятанных в древесине, длины клюва недостаточно. Тут на помощь приходит гибкий язык с роговыми крючками на кончике: дятел запускает его в древесный ход и, нащупав добычу, ловко подцепляет ее.
Как орган вкуса язык млекопитающих непревзойден. Он диагностирует четыре общеизвестных вкуса — сладкий, соленый, горький, кислый. Недавно открыли еще два вида рецепторов: чувствительных к вкусу жира и к особому, «кровяному» вкусу. Млекопитающие используют языки не только для транспортировки и вкусового анализа пищи, но и для множества других целей. Например, как средство гигиены. Вспомним, как тщательно кошки и собаки вылизывают свою шерсть или зализывают раны.
У некоторых зверей язык стал важным органом терморегуляции, как, например, у собак. Высовывая язык, обильно смоченный слюной, собаки увеличивают поверхность испарения и тем самым существенно повышают его эффективность. Еще одна важная функция этого органа — замыкание дыхательных путей во время глотания, что не дает пище попасть в дыхательное горло.
И, наконец, именно у млекопитающих язык стал одним из средств извлечения звуков. Приматы, у которых ротовой аппарат по строению похож на человеческий, издают много разных звуков, в том числе с помощью языка.
Выводы по I главе
Изучив литературу, полистав словари, мы выяснили происхождение и значение слова «язык».
Это подвижный мышечный орган в ротовой полости, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков.
Точных свидетельств о происхождении слова «язык» не сохранилось, основное значение: «вязь», «вязать», «связывать».
Также узнали, для чего нужен этот орган людям и животным. Это, оказывается, самый нужный и важный орган, первый помощник и друг.
Человеческий язык - многофункциональный орган, позволяющий принимать пищу, чувствовать вкус и общаться.
Животные с помощью языка пробуют вкус, ловят жертву, добывают пищу, издают различные звуки.
Глава II
II.1.Переносные значения слова «язык»
Кроме прямого значения у слова «язык» есть переносные значения. Это и доказывает, что слово многозначное.
Естественный язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением.
Без языка невозможна человеческая речь. Любую мысль мы можем выразить с помощью языка, и в этом заключается его универсальность. Он участвует в образовании звуков речи. Язык, изменяя свое положение, создает во рту препятствия для выдыхаемого воздуха. Так возникает источник шума, без которого не было бы согласных звуков.
Язык — это тип речи, характерный для разных слоёв общества, профессий, эпох, литературных жанров и стиль речи.
Изучив словари, мы нашли еще девять значений языка и дали краткое объяснение.
Например, если рассмотреть язык как тип речи можно выделить:
Язык улицы.
Современный язык.
Политический язык.
Язык дипломатов.
Разговорный язык.
Газетный язык.
Подробнее можно рассмотреть в приложении 1.
II.2. Предметы, похожие по форме на язык
Нам стало интересно, а в природе есть предметы, похожие на язык по своей форме. И нашли восемь предметов, которые используются в различных сферах. Это и разные предметы, и растения, и игрушка, и язычки замка или музыкальных инструментов, которые напоминают форму языка.
Самый распространенный предмет – это язык ботинка, часть обуви, покрывающая подъём стопы. Интересным показались язычки музыкальных инструментов. Язык кларнета, гобоя, пищик - тонкая деревянная пластинка, вставляемая в губник, для звука.
В приложении 2 можно увидеть и другие предметы, которые по своей форме напоминают язык.
II.3. Фразеологизмы со словом «язык»
После выяснения значений слова мы стали искать фразеологизмы с этим словом. Прежде всего, узнали, что такое фразеологизм. Это устойчивое неделимое словосочетание или выражение, обладающее определенным обособленным значением. В русском языке насчитывается несколько тысяч подобных выражений. Нам помогли фразеологический словарь под редакцией Молоткова А.И. и «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Дмитриева. Мы нашли 21 фразеологизм с нашим словом.
Многие фразеологизмы мы слышали, употребляем в своей речи. Но некоторые мы слышим в первый раз. Например, «Как корова языком слизнула». Этот оборот употребляется, когда хотят сказать об исчезновении кого или чего-либо, что ещё недавно было в наличии. Все фразеологизмы, которые мы нашли, даются в приложении 3.
II.4. Пословицы о языке
Наш народ остёр на язык. На любую тему в русском языке можно найти пословицы и поговорки. Русские пословицы и поговорки, как всем известно – это народная мудрость, пришедшая к нам из жизненного опыта.
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.
Со словом «язык» мы нашли 72 пословицы. Все расположены в приложении 4.
II.5. Опрос учащихся 6 класса
Мы составили вопросы для шестиклассников и выяснили, знают ли они значения слова «язык» (Приложение 5).
Учащиеся прекрасно знают, по какому словарю нужно работать, чтоб выяснить значения слова. В опросе участвовали 25 учащихся.
Обработав результаты, мы увидели, что учащиеся не знают переносные значения слова. Также вызвали трудности пословицы, фразеологизмы и похожие предметы со словом «язык». В связи с этим мы лишний раз убеждаемся, что наша работа поможет желающим понять значения слова, расширить свои знания, пополнить упущенное по разделу «Лексика и фразеология», обогатить словарный запас.
Выводы по II главе
Во второй главе нами были рассмотрены значения слова «язык». Мы убедились, что слово многозначное. Работали по толковым, фразеологическим словарям, искали пословицы с данным словом. Попросили одноклассников ответить на вопросы. По результатам пришли к выводу, что многие вопросы вызвали затруднения. Тогда на уроке обобщения и систематизации по разделу «Лексика и фразеология» выступили с данной работой. Надеемся, что многие одноклассники обогатили свой словарный запас, пополнили знания.
Заключение
Работая над исследованием, мы увидели, что наша гипотеза подтвердилась: учащиеся не очень хорошо знают значения слова.
Язык позволяет нам различать вкусы, ощущать разницу температуры; перемешивает пищу со слюной и обеспечивает глотание; участвует в речи.
Язык помогает строить города, развивать культуру народов; язык даёт нам возможность изучать науки и получать знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, отдавать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. На нем можно даже ходить: язык до Киева доведет. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Человек сам выбирает, как ему поступить, выбирая язык либо как лучшее, что есть на свете, либо как худшее.
Вот и попробуйте теперь представить человека без языка. Ни поесть нормально, ни поговорить.
Язык — необыкновенно занятное многозначное слово! Значит, наша цель достигнута.
Итак, исследуя значения слова «язык», мы научились работать со словарями; познакомились с фразеологизмами и пословицами. В процессе работы мы выяснили, что словом «язык» назвали различные предметы из-за сходства с «языком» по внешнему признаку.
Тезаурус
Пословицы - малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод.
Фразеологизмы - устойчивое неделимое словосочетание или выражение, обладающее определенным обособленным значением.
Язык - подвижный мышечный орган, находящийся в ротовой полости.
.
Список литературы
1. Большая энциклопедия знаний/Пер.с немецкого Л.С.Беловой, Е.В. Черныш.-М.;Эксмо,2012.-344с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
3. Дмитриев Д.В . Толковый словарь русского языка 2003.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Москва, «Азъ». 1995, 907 с.
5. Ола Ф. Занимательные эксперименты и опыты. М.: Айрис-З-28 пресс, 2013 — 128 с.
6. Чернышева В.И. Словарь современного русского литературного языка в 17 томах (БАС), Издательство Академии Наук СССР, 1965г.
7. Фразеологический словарь русского языка под редакцией Молотова А.И. М., 1978
8. Шалаева Г. Всё обо всём. Изд. Слово, 1994, 511с.
Интернет источники:
http://www.delphinidae.ru/publ/4-1-0-5
2. http://uho.com.ua/ru/yazyk_zhestov/lists/98
3. ped-kopilka.ru
4.http://flowers.cveti-sadi.ru/
5.http://ru.Wikipedia.org/wiki/
6. ru.wiktionary.org›wiki/
Приложение 1
Переносные значения слова «язык»
№ п/п |
Функция языка |
Значение |
1 |
Средство общения |
Любую мысль мы можем выразить с помощью языка, и в этом заключается его универсальность. Он участвует в образовании звуков речи. |
2 |
Тип речи |
Характерен для разных слоёв общества, профессий, эпох, литературных жанров и стиль речи. |
3 |
Система звуковых сигналов |
Передачи каких-либо сообщений между людьми, животными, информирования их о чём-либо. |
4 |
Язык запахов |
Пользуются животные и насекомые: муравьи, пчелы, собаки, олени и др. |
5 |
Язык жестов |
Показ мимикой лица и рук, что им нужно (кто не умеет говорить) |
Язык цветов |
Красный цвет ассоциировался с цветом жизни, любви (отсюда роза— символ любви) Белый цвет — символ чистоты (лилия); Чёрный— символ печали; Жёлтый— благополучие, богатство (хризантема, роза); Зелёный— символ надежды; жизни (клевер) Голубой — символ семьи Синий—символ верности (незабудки, фиалки). |
|
6 |
Язык слепых |
Незрячие читают при помощи пальцев, ощупывая выпуклые точки. Шесть точек - основа точечного шрифта. Этот точечный шрифт изобрел в 1825 году шестнадцатилетний Луи Брайль, потерявший зрение в раннем возрасте. |
7 |
Язык дорожных знаков |
Умение читать и знать правила дорожного движения, жесты регулировщика. |
8 |
Язык танцев |
С помощью танца передать эмоции, чувства |
9 |
«Язык» (пленный) |
Во время военных действий разведчики захватывают языка, берут в плен военного со стороны противника, чтобы узнать от него необходимую информацию |
Приложение 2
Предметы, похожие по форме на язык.
№ п/п |
Предметы |
Объяснение |
1 |
Язык колокола |
внутренний металлический стержень, который раскачивается и ударяется о стенку колокола, в результате чего раздаётся звон. |
2 |
Языки пламени или огненные языки |
отдельные струи огня, выходящие из центра горения чего-либо. |
3 |
Тёщин (щучий хвост) язык |
комнатное растение (сансевьера), которое имеет удлинённые суженные листья. |
4 |
Язык ботинка |
часть обуви у ботинок, покрывающая подъём стопы. |
5 |
Язычок музыкального инструмента |
пружинка, крючок, по коему бьют играя. |
6 |
Язычок замка |
задвижка, которая входит в проушину дужки висячего замка. |
7 |
Ружейный замок |
спуск, собачка ружья. |
8 |
Игрушка «Тещин язык» |
детская игрушка в виде складной гармошки. Когда вы дуете в неё, она раскрывается и приобретает форму длинного яркого языка. |
Приложение 3
Фразеологизмы со словом «язык».
№ п/п |
Фразеологизм |
Значение |
1 |
Найти общий язык |
Достигнуть взаимопонимания с этим человеком, смогли договориться о чём-то. |
2 |
Говорить на разных языках |
Не можете понять друг друга, договориться о чём-либо. |
3 |
Что на уме, то и на языке |
Говорить то, что думает, или что он ничего не скрывает от других людей. |
4 |
Отсохни у меня язык! |
Клятвенно заверить своих собеседников в том, что говорит правду. |
5 |
Язык сломаешь! |
Слово или выражение очень трудны для произнесения вслух (например, какие-то иностранные названия). |
6 |
Держит язык за зубами |
Знать какую-то секретную информацию и не рассказывает о ней. |
7 |
Попридержи язык! |
В грубой форме приказывать человеку перестать г говорить на какую-либо тему или использовать в разговоре какие-либо неприятные слова. |
8 |
Прикусил язык |
Прекратил разговор по какой-то причине. |
9 |
Кто тебя тянул за язык? |
Осуждают за то, что он проговорился, дал напрасное обещание и т. п. |
10 |
Сорвалось с языка |
Человек неожиданно для самого себя сказал что-то, чего не следовало произносить |
11 |
Вертится на языке |
Раньше их встречали или знали, а сейчас пытаетесь их вспомнить |
12 |
Чешется язык |
Есть сильное желание рассказать какую-то инфор- мацию или высказать своё мнение о чём-либо. |
13 |
Развязался язык |
Человек начал говорить после некоторого мол- чания (или нежелания говорить на какую-то тему). |
14 |
Язык проглотишь |
Очень вкусно. |
15 |
Остёр (острый) на язык |
Говорить насмешливые, остроумные вещи, которые могут обидеть других людей |
16 |
Язык на плече |
Очень устали |
17 |
Как корова языком слизнула |
Употребляют, когда хотят сказать об исчезно- че вении кого или чего-либо, что ещё недавно было в на наличии. |
18 |
Язык без костей |
Способность много и долго разговаривать на различные несерьёзные темы. |
19 |
Треплет языком |
Говорить много или говорит глупости. |
20 |
Язык подвешен |
Красноречивый человек, который легко и убедительно излагает свою мысль. |
21 |
Дать волю языку |
Говорить, не стесняясь, свободно высказывая всё, что хочет. |
Приложение 4
Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Язык телу якорь.
Кто мало говорит, тот больше делает.
К старости зубы тупее, а язык острее.
Длинный язык с умом не в родстве.
Языком кружева плетет.
Что на уме, то и на языке.
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
Язык языку весть подает.
Не всё годится, что говорится.
На языке медок, а на сердце ледок.
Язык без костей мелет.
Что знает, всё скажет, и чего не знает и то скажет.
Много знай да мало бай.
Много говорит - голова заболит.
Что у кого болит, тот о том и говорит.
Мал язык, да всем телом владеет.
Он зубаст, он остёр на язык.
Язык мой - враг мой.
Говори, да не заговаривайся.
Говорить, так договаривать, не договаривать, так и не говорить.
Никто бы про тебя не знал, кабы сам не сболтнул.
Языком плетёт, что коклюшками кружева.
Зажми рот, да не говори с год!
Язык болтает, голова не знает.
Чем завираться, лучше молча почесаться.
За твоим языком не поспеешь босиком.
Ешь капусту, да не мели попусту.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Всякая сорока от своего языка гибнет.
Поменьше говори, побольше услышишь.
Острый язык, да дурной голове достался.
Держи язык на привязи.
Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего и не хочет.
Язык везде достанет.
И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.
Языком и лаптя не сплетёшь.
Прикуси язык! Набери в рот воды!
Без языка и колокол нем.
На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.
Язык хлебом кормит и дело портит.
Язык до Киева доведёт.
Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать!
Не спеши языком, торопись делом.
Кстати промолчать, что большое слово сказать.
Остёр на язык, а к делу не привык.
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Пустая мельница и без ветра мелет.
Язык как бритва.
Шкуру на сапожки, язык на подошву.
Ври да не завирайся.
Доброе молчанье чем не ответ?
Скоро говориться, да не скоро дело делается.
Если косить языком, спина не устанет.
Держи собаку на цепи, а язык - на семи.
За плохой язык хорошую голову потерять можно.
Лишнее говорить, себе вредить.
И шьёт и порет, и лощит и плющит, и всё языком.
Острый язык - дарованье, длинный - наказанье.
Что на уме, то и на языке.
Не ножа бойся, языка.
Лучше ногою запнуться, нежели языком.
Из пустого в порожнее переливает.
Сказанное словцо — серебряное, не сказанное — золотое.
Бог дал два уха и один язык.
Лучше не договорить, чем пересказать.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
У него на всякий спрос есть ответ.
Язык лепечет, а голова не ведает.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Дашь языку волю - голове тесно будет.
Приложение 5
Вопросы
№ п/п |
Вопросы |
Результаты |
1 |
Знаете ли вы, к какому словарю обращаться, чтоб узнать значение слова? |
25 учащихся -100 % |
2 |
Знаете ли вы прямое значение слова «язык»? |
23 учащихся – 92% |
3 |
Сколько переносных значений слова знаете? |
8 учащихся 4 значения-32%, 7 учащихся-3 значения-28%, 9 учащихся 2 значения-8%, 1 ученик-1 значение-4 % |
4 |
Можете назвать предметы, похожие по форме на язык? |
Не больше двух предметов |
5 |
Вспомните пословицы о языке |
Не больше 10 |
Какие фразеологизмы знаете со словом «язык»? |
Не больше 5 |